Старая форма входа

Если ребенок не говорит

ЗРР или ЗПРР. Отставание или вариант нормы?

Здравствуйте, дорогие родители! Я логопед Речевого Центра ДЕМОСФЕН - Татьяна Лаптева. С 2011 года веду диагностический прием детей с 1,5 лет с отставанием в речевом развитии. 

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку: 
Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок уже в 1,5 - 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает! 
И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка даже в 3 года, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе. 

Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития? 

 


Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо. 
Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.

Важно понимать, что на самом деле официального диагноза ЗРР в медицине нет и быть не может. Это лишь констатация факта ОТСТАВАНИЯ в РЕЧИ или в ПСИХОРЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ! Диагноз при этом может быть различен: алалия, артикуляционная апраксия, анартрия/дизартрия, мутизм и даже аутизм (РАС). Но врачам удобнее написать ЗРР и отправить к логопеду, что, собственно, и верно.

Дорогие мамы! 
Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет. 
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция! 

Когда ребенок должен начать говорить? 

В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» — повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» — протянуть руку. 

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов. 

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все звуки, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д. 

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» — это уже отклонение в развитии. 

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием? 

Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев. 

Обыватели считают, что существует только некая конкретная речевая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. Конечно, к определенному возрасту у человека формируются специальные речевые зоны, но в целом речь возможна только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин. 

Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим). 

Что считается речью? 

До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» — это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» — киска, носки, кинуть). 
Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР? 

Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. 

Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. 

Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности. 
Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается. 
Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде. 
Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились. 

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии? 

Чем раньше, тем лучше!
Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития. 
Дефектологи и психологи начинают заниматься с детьми с 1,5-2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. 
Специалисты по развитию речи, логопеды, также начинают работу с детьми с 2-2,5 лет. 

В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками.

Если речь ребёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с логопедом или дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

 

Чем раньше обратиться к специалисту, чем раньше оказать ребенку помощь, тем эффективнее она будет!

 

Книги по развитию речи для детей до 3х лет

Как развивается речь малыша

photo_library Последние фото
Облако тегов
демосфенКурск логопедическиймассаж логопедмастер развитие мелкой моторики развитие моторики руки ребенка этапы развития речи автоматизация звука р материал для занятий по произношени развитие речи от 3 до 7 лет артикуляционная гимнастика для малы билингвизм двуязычие артикуляционная гимнастика для дете автоматизация звуков с-з-ц занятия в группах логоритмика детский психолог курск нейропсихолог артикуляционная гимнастика для взро отучение от соски пустышка гимнастика для жевательных мышц мышц губ логопед выбрать логопеда найти логопеда коррекция афазии лечение невропатолога невролог и речь неврологическое лечение дефектолог в Курске развитие фразовой речи у ребенка развитие речи от 2 до 3 лет речевой центр демосфен артикуляционная гимнастика при нару гимнастика для растягивания подъязы гиперактивность гиперактивный ребенок логопед и дефектолог логопед-дефектолог Развитие речи от 1г. 6м. до 2 лет леворукий ребенок Левша переучивать левшу или нет Развитие речи от 1 года до 1г. 6м. афазия восстановление речи диагноз ЗРР задержка речевого развития зрр инсульт оппель дислалия исправить речь без логопеда исправление речи дома компьютерное пособие постановка звуков автоматизация всех звуков гегелия готовность к школе научить читать обследование речи дошкольника раннее развитие когда пойти к неврологу консультация невролога монтессори нарушение речи гармоничное развитие ребенка гленн доман консультация сурдолога проверить слух ребенка поверь в свое дитя Развиваем речь восстановление после инсульта дисфагия коррекция глотания масару ибука кубики зайцева методика раннего развития кубики никитина алалия воспитание детей коррекция онр кузьмина рождественская пластинки москва логопед мастер методики развития Раннее развитие детей гильдия логопедов ИДиМП инсульты ЦПРиН логопедлаптева логопед в Курске Логопед Лаптева Актёрское мастерство для детей Демосфен Курск АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Старая форма входа