ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА
Основными направлениями логопедической работы по развитию речи у детей с ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) являются:
• формирование полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
ОНР, I уровень речевого развития:
Первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных
персонажей.
-
развитие понимания речи;
-
развитие активной подражательной речевой деятельности;
-
развитие внимания, памяти, мышления детей.
ОНР, II-III уровень речевого развития:
-
понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
-
произносительной стороны речи;
-
самостоятельной развернутой фразовой речи;
-
подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Направления логопедической работы при коррекции заикания:
-
Охранительный речевой режим.
-
Формирование речевого дыхания.
-
Формирование техники нормативной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах работы.
-
Развитие просодической стороны речи происходит в ходе активизация и закрепления развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале.
-
Развитие координации и ритмизации движений.
-
Регуляция эмоционального состояния.
Программа логопедической работы по подготовке к школе:
-
Развитие лексико-грамматических конструкций - обогащение активного словаря по лексическим темам, умение грамматически правильно оформлять речь;
-
Обучение грамоте (знакомство с графическим образом буквы, звуками родного языка, подготовка руки к письму, "печатание" букв, далее слов и предложений, чтение, развитие фонематического слуха (умение выделять определенный звук из ряда других) и фонематического анализа (умение выделять позицию звука в слове - в начале, середине или конце, что крайне необходимо для письма);
-
Развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания, восприятия. Тренировка логического мышления. Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания.
-
Развитие математических представлений - развитие элементарных математических представлений (геометрические фигуры, величины, сравнения, счет, пространственные представления, число и цифра, целое и части). Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру, ребенок учится различать части задачи, тренируется в сложении и вычитании чисел.
-
Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
Продолжительность индивидуальных занятий:
-
Индивидуальное коррекционное занятие для дошкольников - 30-45 минут.
-
Подгрупповое занятие - 45-60 минут.
-
Индивидуальное коррекционное занятие для школьников и взрослых - 45-60 минут.
* В соответствии с действующими требованиями СанПин 2.4.1.1249-03 от 20.06.2003г. при проведении занятий (продолжительность одного урока для детей от 3-х лет – 15 мин, 4-х лет – 20 мин, 6-7 лет – 30 мин. 8-10 лет- не превышать 45 мин.)
Средняя продолжительность посещений:
Точные сроки коррекции речевых нарушений указать невозможно. Приведенные временные периоды очень условны и зависят от конкретного случая.
Дислалия (нарушение произношения звуков) - от 1 месяца
ЗРР (задержка речевого развития) - от 2 месяцев
ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) - от 6 месяцев
ОНР (общее недоразвитие речи) - от 12 месяцев
Заикание - от 6 месяцев
Дизартрия - от 6 месяцев
Алалия - от 12 месяцев
Дисграфия / дислексия (нарушение письма/чтения) - от 9 месяцев
Афазия - от 12 месяцев