Как развивается речь ребенка

20.05.2019 Категория: Развитие и нарушение речи у детей Просмотров: 91 Комментариев: 0

Автономная речь

На первых порах речь малыша мало похожа на «обычную» речь (ее называют автономной речью). Это слова, которыми взрослые не пользуются. Прежде всего они «достались» от бабушек, родителей, считающих, что придуманные ими слова более доступны детям (ам-ам, бяка и др., которые переходят от поколения к поколению). Автономную речь малыша составляют и искаженные слова, «найденные» им самим. Не обладая еще в полной мере фонематическим слухом и не владея звуковой артикуляцией, он невольно изменяет звуковую форму слова. Молоко называет «моко», конфету – «кася» и др.

При правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает, забывается малышом. Однако если окружающие употребляют в разговоре с ребенком именно упрощенные варианты слов, она может сохраниться надолго, что, разумеется, нежелательно.

В раннем детстве малыш усваивает и грамматический строй родного языка. До 2 лет он объясняется предложениями, состоящими из 1 – 2 слов, не изменяя их в роде и падеже. Позже в речи появляются простейшие выражения и она приобретает связный характер. К 3 годам ребенок употребляет многие падежные окончания и довольно хорошо согласует слова в предложении, высказывает простые суждения и замечания, сравнивает предметы и явления, обобщает.
 

Понимание речи

Понимание речи у детей в начале 2-го года жизни еще ограничено, оно выражается в том, что ребенок на вопрос «где это?» ищет глазами предмет и показывает на него. Ребенок понимает и охотно выполняет несложные поручения, если ситуация ему хорошо известна. Необходимое условие для понимания речи на 2-м году жизни – это постоянное совпадение непосредственных раздражителей со словом, которое их обозначает. Благоприятные условия для понимания речи создаются при кормлении, укладывании, умывании. Частое повторение слов, обозначающих предметы и действия, в одинаковых условиях способствует лучшему их усвоению. Этим объясняется то, что уже в начале 2-го года дети запоминают слова, обозначающие названия предметов, необходимых при приеме пищи (молоко, каша, ложка, суп, тарелка), и названия действий (спать, кушать).

Дети легко усваивают слова, которые связаны с их радостными эмоциями. Их привлекает все живое, движущееся, звучащее, поэтому они быстро начинают понимать такие слова, как «кошка», «собака», «птичка», «автомобиль».

После полутора лет дальнейшему пониманию речи помогает разговор о предметах, не находящихся в поле зрения ребенка, но с которыми он часто сталкивается. Ребенок в этом возрасте проявляет большой интерес к любому разговору взрослых. Услышав знакомые слова, он реагирует на них и старается выполнять действия, вытекающие из такого разговора. Этот интерес специально используют для развития понимания речи, непосредственно не обращенной к ребенку.

Со второй половины 2-го года ребенок начинает не только понимать чужую речь, но и сам говорить. Он, как эхо, повторяет все, что слышит, и, быстро обогащая свой словесный запас, от первых простых звукоподражаний или упрощенных детских слов переходит к языку взрослых. Легкие для произношения слова ребенок произносит полностью, однако еще нередко выпускает трудные слоги и из всего слова произносит первый или последний слог. Чтобы не закрепилось неправильное произношение, нужно сразу же пытаться учить детей говорить правильно.
 

Звукоподражания

Звукоподражание у детей в первой половине 2-го года жизни чаще всего возникает, когда они заинтересованно наблюдают за чем-нибудь или производят сами действия и одновременно слышат звуки, доступные для подражания. Так, например, выразительно произнесенные взрослым звук «ту-ту» при запуске заводного игрушечного автомобиля, звук «дзинь-дзинь» при звучании колокольчика обязательно вызывают звукоподражание. Такой же реакцией сопровождаются различные игры-потешки – «ладушки», «сорока», «коза рогатая», «ку-ку». Дети, подражая старшему, называют куклу, кошечку и некоторые действия («бай-бай» и пр.). В этот период ребенок пользуется звуками, как словом, дополняя их выразительной мимикой и жестом: например, говорит «дай-дай», и при этом его руки направлены к определенному предмету, или обращается к взрослым со словом «кис-кис» и показывает в сторону кошки. 

Количество таких слов-звукоподражаний очень невелико, но один и тот же звук приобретает разный смысл в зависимости от жеста и мимики, которыми он сопровождается. Так, слово «гав» может означать «вот собака» или «собака убежала», я боюсь собаки», «я хочу взять собаку».

Чтобы упражнять произношение и вызвать потребность пользоваться звуками или словами, надо побуждать детей к звукоподражанию. Для этого, разговаривая с ребенком, надо сопровождать слова соответствующими легкими для повторения звукоподражаниями, например: «Дать тебе собачку – гав-гав?», «Ляля упала – бух». На 2-м году малыш обращается к взрослым по различным поводам: просит достать игрушку, помочь что-нибудь открыть, просит защиты, ласки и пр. Он жестами, сопровождая их лепетом, показывает все новое и интересное, что появляется в комнате. Взрослые должны не только не пропускать этих обращений, но и побуждать к ним ребенка, тогда у него возникает потребность в обращении.
 

Первая фраза

После полутора лет в речи детей появляются глаголы; дети уже строят короткие предложения, обычно в повелительной форме («Вова гулять»), и все чаще выражают свои просьбы не жестом, а фразами.

Чтобы побудить ребенка к активной речи, хорошо давать ему поручения, например: «Попроси у Нади мяч, скажи: дай мяч» или «Позови кошечку, скажи: иди сюда, кис-кис».

Вопросы взрослого побуждают к разговору-диалогу, который является основой для дальнейшего более полного общения. Можно вызвать ответы, используя для этого прогулку («Кто там идет? Тетя?» – «Да, тетя»; «Что она несет?» – «Яблоки»; «А вот и машина, би-би» и т. д.).

Привыкнув отвечать на вопросы, ребенок вскоре сам начинает перечислять все, что видит. В этом возрасте дети охотно играют на темы: «Кто в домике живет?», «Прятание игрушек», «Купание куклы», «Кормление животных» и др.

К 3-му году запас слов продолжает обогащаться, усложняется содержание речи, совершенствуется грамматика. Очень важно при разговоре с ребенком правильно произносить слова, ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению слов или условных понятий.

На 3-м году жизни обычно не приходится прилагать особых усилий, чтобы вызвать у детей желание говорить. Они сами обращаются к взрослым по самым разнообразным поводам. Спрашивают о непонятном (что это? почему? зачем?), рассказывают о результатах своих действий, чтобы получить одобрение или помощь, о полученных впечатлениях и пр. Ребенок охотно вступает в разговор, если знает, что встретит интерес со стороны взрослых. И наоборот, невнимание вызывает у него обиду. Поэтому всякое обращение, ребенка должно найти отклик, и ни при каких условиях нельзя отмахиваться от малыша: «отвяжись», «мне некогда».

Ребенка можно уже приучать рассматривать картинки в книжках, рассказывая об их содержании. Полезно также поручать старшим детям рассказывать младшим о том, что изображено на картинке. Можно начинать читать несложные детские книжки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Коза-дереза» и др.


НОРМЫ развития речи детей по возрастным периодам

Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход

folder Категории раздела
Мои статьи [1]
Развитие и нарушение речи у детей [21]
Здесь вы можете получить некоторую информацию о развитии речи детей, проблемах с ее развитием и описание нарушений
Нарушение речи у взрослых [0]
photo_library Последние фото
Облако тегов
демосфенКурск логопедическиймассаж логопедмастер развитие мелкой моторики развитие моторики руки ребенка этапы развития речи автоматизация звука р материал для занятий по произношени развитие речи от 3 до 7 лет артикуляционная гимнастика для малы билингвизм двуязычие артикуляционная гимнастика для дете автоматизация звуков с-з-ц занятия в группах логоритмика детский психолог курск нейропсихолог артикуляционная гимнастика для взро отучение от соски пустышка гимнастика для жевательных мышц мышц губ логопед выбрать логопеда найти логопеда коррекция афазии лечение невропатолога невролог и речь неврологическое лечение дефектолог в Курске развитие фразовой речи у ребенка развитие речи от 2 до 3 лет речевой центр демосфен артикуляционная гимнастика при нару гимнастика для растягивания подъязы гиперактивность гиперактивный ребенок логопед и дефектолог логопед-дефектолог Развитие речи от 1г. 6м. до 2 лет леворукий ребенок Левша переучивать левшу или нет Развитие речи от 1 года до 1г. 6м. афазия восстановление речи диагноз ЗРР задержка речевого развития зрр инсульт оппель дислалия исправить речь без логопеда исправление речи дома компьютерное пособие постановка звуков автоматизация всех звуков гегелия готовность к школе научить читать обследование речи дошкольника раннее развитие когда пойти к неврологу консультация невролога монтессори нарушение речи гармоничное развитие ребенка гленн доман консультация сурдолога проверить слух ребенка поверь в свое дитя Развиваем речь восстановление после инсульта дисфагия коррекция глотания масару ибука кубики зайцева методика раннего развития кубики никитина алалия воспитание детей коррекция онр кузьмина рождественская пластинки москва логопед мастер методики развития Раннее развитие детей гильдия логопедов ИДиМП инсульты ЦПРиН логопедлаптева логопед в Курске Логопед Лаптева Актёрское мастерство для детей Демосфен Курск АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Старая форма входа