Методики раннего развития

19.06.2019 Категория: Развитие и нарушение речи у детей Просмотров: 141 Комментариев: 0

У методик раннего развития детей существует очень много как сторонников, так и противников.

Сейчас все больше родителей хотят воспитать настоящего гения. Для этого заниматься они начинают практически с рождения малыша. Для этой цели сущетствует огромное множество развивающих центров, кружков и секций. На полках магазинов представлено большое количество всевозможных равивающий пособий и игрушек.

При этом одни родители и педагоги утверждают, что необходимо заниматься с ребенком, начиная с самого раннего детства – именно это послужит залогом того, что ребенок вырастет образованной и одаренной личностью. А другие родители утверждают, что подобное увлечение различными методиками раннего развития напрочь лишает ребенка детства и крайне негативно влияет на состояние его психики и на всю нервную систему.

Сложно однозначно сказать, кто же из них прав, однако ясно одно. Для развития ребенка недостаточно просто обеспечивать физиологические потребности организма (еда, сон, одежда, состояние здоровья), с ним обязательно следует заниматься. Причем заниматься должны именно родители. Поверьте, ни одна развивающая телепередача или компьютерная программа не способная помочь ребенку раскрыть все свои способности. 

 
Почему развивать малыша необходимо до трех лет

Действительно ли так важно именно раннее развитие ребенка? Может быть не стоит нагружать кроху с самого первого года жизни, а подождать хотя бы до первого класса? По многочисленным исследованиям ученых и детских психологов можно утверждать, что наилучшее время для восприятия и усваивания новой информации – это именно возраст до трех лет. В этом возрасте мозг ребенка способен воспринять и запомнить такой объем информации, с которым взрослому человеку не справиться никогда.

Вас пугает перспектива лишить своего ребенка счастливого и безоблачного детства? Возможно, вы и правы в чем-то. Но попробуйте ответить на самый простой вопрос – в чем именно заключается счастливое детство примерно до трех – пятилетнего возраста? Именно в естественном познании мира. И именно на плечах родителей лежит задача дать ребенку ответы на все его многочисленные «Зачем», «Почему», «Куда», «Что» и «Как».

Кто-то отмахивается от ребенка, оправдываясь постоянной занятостью и усталостью, кто-то отделывается односложными скупыми ответами. А нужно лишь потратить совсем немного времени и не просто дать ответ, пусть даже и подробный, а научить ребенка анализировать и самостоятельно находить ответы на те или иные вопросы. И вот именно для того, чтобы сформировать у крохи подобный образ мышления, и необходимы методики раннего развития детей.

 

С чего начинать развитие малыша


Подойти к данному вопросу необходимо со всей ответственностью, ведь неправильные действия родителей могут принести только вред – ребенок вообще может потерять интерес к познанию окружающего мира. Именно поэтому психологи и педагоги советуют родителям не заниматься самодеятельностью, а воспользоваться одной из многочисленных профессиональных методик, проверенных и хорошо зарекомендовавших себя.

Часто сделать это самостоятельно неопытным родителям совсем непросто. Если вам что-то непонятно, или вы не можете отдать предпочтение той или иной методике раннего развития ребенка, то стоит обратиться за помощью к психологу и педагогу.

Существует множество самых различных психологических тестов и иных весьма достоверных способов, которые позволяют психологам выявить склонности, способности и склад ума даже совсем маленьких детишек, начиная примерно с шестимесячного возраста. Обладая подобной информацией, родители совместно с психологом смогут подобрать наиболее оптимально подходящую методику развития ребенка.
Но стоит иметь ввиду, что, если кроха страдает тем или иным серьезным заболеванием, не стоит нагружать его слишком сильно. В данном случае разумнее всего будет посоветоваться с врачом, который должен оценить ситуацию и тот возможный вред от излишней умственной нагрузки. Здоровье ребенка превыше всего. А развитие никуда не денется – ведь ваш ребенок в любом случае продолжает активно развиваться каждую минуту своей жизни. И вы обязательно наверстаете упущенное, пусть и немного позднее.

Несмотря на то, выберите ли вы для своего ребенка какую-либо методику раннего развития или нет, стоит запомнить, что после трехлетнего возраста у ребенка остаются все шансы догнать тех малышей, которые начали заниматься раньше. Просто вам придется потратить на это немного больше времени и сил, но ничего невозможного и нереального в этой задаче нет.

Чтобы помочь разобраться в огромном многообразии различных развивающих методик для детей, поговорим о наиболее известных из них.

методики раннего развития

Обзор методик раннего развития (методики можно скачать бесплатно, нажав на название интересующей методики)


Методика Марии Монтессори

Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.  
Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. В ней уделяется особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности. Принципиальной идеей дидактики М. Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ставит перед собой ребенок. Скажем, собрать из кубиков стройную Розовую башню. А косвенная – это цель профессионального взрослого, который придумал Розовую башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал зрение, координировал движение, учился концентрировать внимание и готовился к изучению математики.


Методика Глена Домана

Глен Доман - один из руководителей Института развития человеческого потенциала в Филадельфии. Разрабатывая свою методику, Доман опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми. Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. "И в этом нет ничего странного, - утверждает Глен Доман, - просто дети делают то, что им нравится". По Доману, оптимальный возраст для начала обучения – 3-6 месяцев. Доман опирается на отличную зрительную память малышей. В методике Глена Домана используются так называемые "карточки Домана". Глен Доман рекомендует показывать малышу буквально с рождения большие карточки с крупно написанными на них красными словами (именно словами, а не буквами); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. Доман утверждает, что абстрактные символы - цифры и буквы - детям понять гораздо сложнее, нежели конкретные. А для малыша слово "МАМА" гораздо более конкретно, чем некая буква "М" или "А". А понятие "три кружочка" очевиднее, чем абстрактная загогулина в виде цифры "3". Ребенок познает сначала количество, а уж потом порядок. Карточки Домана Вы можете сделать самостоятельно.

 

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - автор книги "Поверь в свое дитя". Основная идея, которую предлагает нам автор, заключается в том, что дети требуют не внимания - опеки, а внимания - интереса, который им могут дать только их родители. По мнению Сесиль Лупан, для того, чтобы приобщить ребенка к чтению целыми словами, в квартире необходимо везде развесить черно-красные таблички "ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ", "ШКАФ", "КРОВАТЬ" и т.д., красным цветом выделяются гласные. Карточки нужно периодически обновлять. Сесиль Лупан предлагает родителям выпускать маленькие книжечки про самого ребенка и его любимые игрушки. Каждая страница - одна фотография и одно предложение-подпись.Родители – лучшие учителя для своего малыша. Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, приведенные в книге. Ваш ребенок – индивидуальность, неповторимая личность. Всегда помните об этом. Возможно, что-то подойдет вам в чистом виде, что-то вы переделаете, от чего-то откажетесь вовсе. Но советы Лупан непременно разбудят вашу фантазию и энтузиазм и вы, возможно, разработаете собственную систему развития и обучения вашего малыша. Большое внимание в своей книге Сесиль Лупан уделяет музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам и, конечно, истории и географии.


Теория Масару Ибука

Согласно теории Масару Ибука, маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно! Масару Ибука, считает, что то, что дети усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По мнению Масару Ибука, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда.  По мнению Масару Ибука, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей - это почти неосознанное усилие. Масару Ибука - автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциации раннего развития и организации "Обучение талантов". Именно его теория, гласившая "После трех уже поздно", несколько десятилетий назад потрясла мир. Автор отмечал, что "согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 - 80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?" "Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым".

 

Методика Н.А. Зайцева. "Кубики Зайцева"

Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад. Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков. Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит "ма","па","ба". На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия. Обучение по методике Зайцева - это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т.д. Ко всему прочему, созданная в детском саду или в школе обучающая среда должна поддерживаться и дома. По квартире должны быть развешаны таблицы, любое бытовое занятие должно сопровождаться определенными методическими инструкциями и многое зависит от духа, который царит в семье. Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат. Дети 3,5-4 лет могут научиться читать с первых же занятий. Малыши от года с помощью кубиков Зайцева смогут начать говорить и читать одновременно.


Система Никитиных

Б.П.Никитин. "Развивающие игры" «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития». Эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье. Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества». По методике Никитиных игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Эти игры обладают большим потенциалом, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам Никитина, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка". Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной. Если вовремя не давать определенную нагрузку на определенные участки мозга, готовые к восприятию информации и ждущие развития, то может начаться процесс их атрофии и бездействия. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, развиваются потом в большей степени.

Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход

folder Категории раздела
Мои статьи [1]
Развитие и нарушение речи у детей [21]
Здесь вы можете получить некоторую информацию о развитии речи детей, проблемах с ее развитием и описание нарушений
Нарушение речи у взрослых [0]
photo_library Последние фото
Облако тегов
демосфенКурск логопедическиймассаж логопедмастер развитие мелкой моторики развитие моторики руки ребенка этапы развития речи автоматизация звука р материал для занятий по произношени развитие речи от 3 до 7 лет артикуляционная гимнастика для малы билингвизм двуязычие артикуляционная гимнастика для дете автоматизация звуков с-з-ц занятия в группах логоритмика детский психолог курск нейропсихолог артикуляционная гимнастика для взро отучение от соски пустышка гимнастика для жевательных мышц мышц губ логопед выбрать логопеда найти логопеда коррекция афазии лечение невропатолога невролог и речь неврологическое лечение дефектолог в Курске развитие фразовой речи у ребенка развитие речи от 2 до 3 лет речевой центр демосфен артикуляционная гимнастика при нару гимнастика для растягивания подъязы гиперактивность гиперактивный ребенок логопед и дефектолог логопед-дефектолог Развитие речи от 1г. 6м. до 2 лет леворукий ребенок Левша переучивать левшу или нет Развитие речи от 1 года до 1г. 6м. афазия восстановление речи диагноз ЗРР задержка речевого развития зрр инсульт оппель дислалия исправить речь без логопеда исправление речи дома компьютерное пособие постановка звуков автоматизация всех звуков гегелия готовность к школе научить читать обследование речи дошкольника раннее развитие когда пойти к неврологу консультация невролога монтессори нарушение речи гармоничное развитие ребенка гленн доман консультация сурдолога проверить слух ребенка поверь в свое дитя Развиваем речь восстановление после инсульта дисфагия коррекция глотания масару ибука кубики зайцева методика раннего развития кубики никитина алалия воспитание детей коррекция онр кузьмина рождественская пластинки москва логопед мастер методики развития Раннее развитие детей гильдия логопедов ИДиМП инсульты ЦПРиН логопедлаптева логопед в Курске Логопед Лаптева Актёрское мастерство для детей Демосфен Курск АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Старая форма входа