Виды адаптации — что можно к ним отнести, значение

виды адаптации
В течение всей жизни человеку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Виды адаптации подразделяют на биологические, социологические и психологические. Адаптационные способности востребованы постоянно. Поскольку часто требуется принимать новые решения, переходить в различные сообщества и организации, где необходимо соблюдать заведенные порядки. Соответственно проходят и биологические изменения. Однако данный процесс порой занимает целые поколения, для того чтобы часть популяции приспособилась к конкретным условиям.

В психологии есть понятие адаптационного барьера. Оно обозначает своеобразную границу, при выходе за которую, адаптация личности к изменениям уже не будет оставаться нормальной.

Статьи по теме

  • Плохое воспитание и его влияние на поведение человека 24.08.2021
  • Что значит роковая женщина и чем она отличается от стервы 24.06.2021
  • Типы женщин в психологии 24.06.2021
  • Истероидный тип личности женщины: особенности общения 16.06.2021

Свойства этого барьера во многом зависят от самого человека, его биологических параметров и характеристик, конституционной типологии личности, различных социальных факторов, личных свойств, типа самооценки, воли или системы ценностей. Они же определяют и адаптационные возможности человека.

Виды адаптации и их характеристики

необходимость в умении адаптироваться
Человек должен адаптироваться постоянно. Младенцу нужно привыкнуть к особенностям окружающей среды и пережить физическую адаптацию, научившись ползать, ходить, взаимодействовать с предметами и говорить. В более старшем возрасте требуется уже приспосабливаться к социуму.

Особенно важно для ребенка приобретение первых социальных навыков в школе. В дошкольном возрасте он получает дисциплинарный опыт, учит новые правила поведения, приучается нести ответственность за качество выполненной работы. В течение всей жизни человек постоянно становится частью чего-то нового, вновь и вновь повторяя процессы различных видов адаптации. Умение социально приспосабливаться дает человеку возможность получения новых знаний. Он начинает взаимодействовать с другими людьми.

адаптация к обществу

Человеческую адаптацию относят к «научениям». В ней есть несколько составляющих:

  • реактивная — человек реагирует на внешние факторы, осуществляет привыкание к чему-либо;
  • оперантная — это метод проб и ошибок, наблюдения и формирования реакций, или же процессов медленного привыкания к условиям окружающего мира;
  • когнитивная — обозначает наблюдение связи между ситуациями и их оценку на основе полученного ранее опыта.

Именно поэтому в организациях часто присутствует специальный человек, задача которого заключается в адаптации вновь нанятых сотрудников. Связано это с тем, что у всех организаций есть свои задачи, цели и сроки, которые должны быть выполнены руками ценных сотрудников. Осложняется это тем, что они могут покинуть свой пост. Поэтому нанятого человека необходимо быстро ввести в курс дела. Рассказать ему об основных правилах и специфике организации. Все это позволяет ускорить процесс адаптации к новому рабочему месту.

Определение адаптации

Адаптация, или адаптивный признак, является признаком, продуцируемым ДНК или взаимодействием эпигенома с окружающей средой. Хотя не все адаптации являются полностью положительными, для адаптации, чтобы сохраняться в Население это должно увеличить пригодность или репродуктивный успех. Все дети, независимо от того, сформированы они половым или бесполым путем, наследуют свои черты от родителей. В бесполое размножение создаются в основном идентичные клоны.
Адаптация возникает в бесполых популяциях вследствие мутаций в ДНК, ошибок при копировании ДНК или взаимодействия ДНК с изменениями в окружающей среде. В размножающихся половым путем популяциях адаптация происходит через аналогичные механизмы с дополнительными эффектами рекомбинации во время мейоз и более сложная ДНК молекула, Адаптация может стать рудиментарной или неиспользованной, когда изменения в населении или окружающей среде делают ее бесполезной. Адаптация также имеет определенные компромиссы, такие как энергия, необходимая для создания адаптации или увеличения хищничество адаптация может вызвать.

Адаптация в педагогике

виды адаптации педагогическая
Метод проб и ошибок — основная часть процесса адаптации на протяжении всего периода обучения в школе. Выражается в подборе способов решения проблемы и отсеивания неправильных решений. В качестве примера можно привести процесс, когда в течение нескольких лет ребенку необходимо получать различные знания, чтобы впоследствии использовать полученную информацию на экзаменах и пройти на следующий этап обучения.

Стоит учесть, что данном виде адаптации подразумевается способность переходить от одной сферы деятельности к другой. Например, от детского сада к школе, потом к колледжу и университету. Если человек не соответствует требуемым поведенческим характеристикам, его адаптация считается неудачной.

Примеры адаптации

Жук-носорог

Если вы когда-либо видели Жука-носорога, вы, вероятно, задавались вопросом, для чего он использует эти огромные рога. Ниже показан самец жука-носорога с его характерным головным убором.

Как и все членистоногие, жук делится на сегменты. Эти различные разделы очень чувствительны к адаптации. В Жук-носорог, глава раздел разработал эти большие шипы. Жуки-самцы используют эти большие навязи, чтобы сражаться друг с другом, в соревнование для женщин. Предполагается, что у предковых жуков было мало или совсем не было рогов. Поскольку жуки боролись за товарищей на протяжении многих поколений, мутации, которые создавали лучший способ снять противника с ног, были вознаграждены. Со временем эта адаптация больших рогов появилась. Рога с наибольшей способностью побеждать противников позволяют этим самцам воспроизводить больше, и адаптация будет сохраняться в популяции.

Пищеварительный тракт у млекопитающих

Если бы вы рассекали разных млекопитающих, вы бы обнаружили что-то очень своеобразное в размерах и составе их пищеварительного тракта. У плотоядных, как у волков и кошек, очень короткие и простые пищеварительные тракты. На самом деле, чем более хищным является животное, тем короче и проще пищеварительный тракт. Мясо и продукты животного происхождения легко усваиваются. Адаптация короткой кишки позволяет этим животным быстро перерабатывать энергию из их мясной муки, прежде чем она начнет гнить в их кишечнике.

Травоядные, с другой стороны, имеют длинный и сложный пищеварительная система, У некоторых млекопитающих, жвачных животных, есть несколько желудков, чтобы перерабатывать энергию из трав и других жестких растений. Травоядные животные не жвачных животных имеют сложные изгибы и повороты в своих кишках, что увеличивает площадь поверхности и количество времени, которое еда проводит в пищеварительном тракте. Эта адаптация позволяет животным перерабатывать всю энергию из растение материал. Интересно, что у людей очень сложный кишечник, приспособление для травоядных. Частично сложная история диеты, питания и здоровья, вероятно, связана с тем фактом, что западная диета ориентирована на мясо, а не на продукты, которые наш организм приспособил к употреблению.

В организациях

виды адаптации персонала в организациях
В условиях постоянной циркуляции кадров адаптация начинает приобретать особенно важное значение. Основной способ приспособления к новым условиям в данном случае — наблюдение и рассуждение. Это означает, что новичку понадобится проходить курс лекций и семинаров в выбранном направлении.

виды адаптации академическая и социальная
Также адаптация подразумевает работу специальных людей. Они должны помочь новому сотруднику в этом процессе посредством как личных бесед, так и общих собраний. Также практикуется приставление наставников. Они с практической стороны помогают ввести человека в курс дела, чтобы он смог понять все тонкости профессии. Помимо этого требуется знакомство с коллективом. Параллельно возможно прохождение постепенно усложняющихся заданий, которые должны подготовить нового сотрудника к настоящей работе.

Один из наиболее популярных способов адаптации и сплачивания коллектива — проведение собраний и тренингов. Члены коллектива примеряют роли друг друга, что позволяет достичь большего взаимопонимания и повысить эффективность труда.

Адаптивные типы, классификация

Виды рас

Сформировались в результате приспособленности к условиям среды обитания человека. Так же и питание отличалось в каждом из регионов. В результате чего появились отличительные черты человека.

Адаптивный стандарт — это совокупность защитных реакций, появившихся в результате длительного воздействия внешних и внутренних факторов (стрессогенных). Стрессогенные факторы это результат влияния совокупности раздражителей.

Норма биологических признаков, реакций, зависящих от среды обитания человека и проявляющихся в развитии индивидуальных признаков, называется адаптивным типом человека.

Ниже приведены виды адаптации:

  • Биологическая адаптация — это отличительные черты, приобретенные организмом в целях защиты в результате действия среды, в которой находился человек.
  • Этническая — адаптация группы людей к климатическим и социальным условиям.
  • Социальная адаптация — приспособление к людям окружающих человека в какой-либо среде, к трудовой деятельности и т. д.
  • Психологическая — формируется и проявляется во всех видах адаптации, чтобы выжить и сформироваться, как уравновешенная личность.

Адаптивные типы человека классифицируют в зависимости от среды обитания и в результате приобретенных особенностей:

  • Континентальный.
  • Тропический.
  • Аридный.
  • Высокогорный.
  • Умеренный.
  • Арктический.

Не относится в видам адаптации

недостаток адаптации
адаптации нельзя отнести период испытательного срока, если к сотруднику не был приставлен наставник. Ведь человек не был введен в курс организационных дел. Без наглядных примеров и внимания у него, попросту не хватит времени для того чтобы адаптироваться к новым условиям.

Угрозы и принуждения, направленные на новых учащихся или сотрудников, нельзя отнести к видам адаптации.

Особенно если их используют для обозначения своего или чьего-либо авторитета. Это не повышает производительность, а только ухудшает общие результаты.

Адаптация как социальный феномен

Социальная адаптация — это не только состояние индивида, но и процесс, в котором социальный организм обретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация становится особенно актуальной на критических этапах жизни человека и в период радикальных экономических и социальных реформ.

Под социальной адаптацией понимается процесс активной адаптации человека к новым социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек действует как объект воздействия социальной среды и как активный субъект, осознающий воздействие этой среды.

Процесс адаптации представляет собой широкую полифонию ассимиляции социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект изучает и использует в своей жизни продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, образовательные технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры вовлечены в формирование личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность — важный аспект человека, его качественная характеристика. Исключение составляют лишь психически больные люди или те, кто с детства не проходил стадий социализации («эффект Маугли «1 ).

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации обычно является осознание человеком или социальной группой того, что поведенческие стереотипы, усвоенные в предыдущей социальной деятельности, больше не обеспечивают успеха и что становится важным перестроить поведение в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой социальной среды для адаптирующегося человека.

Как правило, выделяются четыре этапа адаптации человека к новой социальной среде: 1) Начальный этап, когда индивидуум или группа осознает, как они должны вести себя в новом социальном окружении, но еще не готовы признать и принять систему ценностей нового окружения и склонны придерживаться прежней системы ценностей; 2) Стадия толерантности, когда индивидуум или группа и новая окружающая среда взаимно терпимо относятся к системам ценностей и поведенческим моделям друг друга; 3) Проживание, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды, с одновременным признанием новой социальной средой части ценностей индивида, группы 4) Ассимиляция, т.е. полное согласование систем ценностей индивидуума, группы и окружающей среды.

Интенсивность адаптационных процессов в обществе во многом зависит от стадии его развития. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более во времена социальных катастроф, адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и затрагивают практически все слои общества. Пример постсоветского общества наглядно показывает, что почти каждый человек должен решить проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и признания нового положения в обществе, и этот процесс не всегда проходит одинаково успешно. Кроме того, следует отметить, что с ускорением социального развития интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом возрастает. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации становятся практически непрерывными и в эволюционно развивающемся обществе, а способность адаптироваться к изменениям становится жизненно важной не только для молодежи, но и для более старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий успеха человека в жизни. В результате значительно возрастает роль целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в реализации процессов социальной адаптации в современном обществе. Общество через систему институтов и целевых программ уделяет особое внимание облегчению процессов социальной адаптации своих членов, возможности которых по самостоятельной адаптации к изменениям ограничены. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы социальной адаптации инвалидов, отставных военнослужащих в случае массовых сокращений армии, мигрантов, освобожденных заключенных и др. Не менее важное значение в современном переходном обществе имеют программы содействия социальной адаптации молодежи.

Следует проводить различие между адаптацией как процессом и адаптируемостью как результатом процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии корректировки. Объективные — это степень, в которой человек реализует нормы и правила жизни, принятые в конкретной социальной группе. Субъект — удовлетворение принадлежностью к определенной социальной группе, условия, которые предоставляются для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

Общее представление о понятии адаптации

метки:

Адаптация, Процесс, Стресс, Фактор, Человек, Организм, Деятельность, Понятие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат

Крыловой Ольги Александровны

(Ф.И.О.)

Отделение психолого-педагогического факультета

Кафедра __клинической психологии____________________________________________

Тема __Адаптация в психологии _______________________________________________

Санкт-Петербург

2014 г.

Введение

Жизнедеятельность человека не может происходить в отрыве от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный, вредоносный характер. Условия нормального функционирования человека весьма жестки. Изменение температуры тела всего на один градус приводит к ощущению значительного дискомфорта. Изменение температуры на пять-шесть градусов могут привести к гибели организма. Человек, как и другие животные, в своей эволюции прошел суровый естественный отбор, но все равно остается довольно ранимым существом. Адаптация организма позволяет сгладить многие неприятные последствия резкого изменения физических и физиологических параметров существования.

Начиная с рождения и до самой смерти человеку приходиться адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Так и психическое здоровье населения России не остается без внимания обеспокоенных экспертов уже в течение нескольких лет. Около 30% россиян на сегодняшний день нуждаются в лечебной или консультативной помощи психиатра или психолога, так как не могут адекватно адаптироваться. Именно поэтому тема адаптации является поистине актуальной на сегодняшний день.

Общее представление о понятии адаптации

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда». Французский физиолог К. Бернар выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. Это сохранение происходит благодаря работе сложных механизмов саморегулирования (которые впоследствии были названы гомеостатическими).

Бернар первый сформулировал идею о том, что постоянство внутренней среды — условие любой жизни. В дальнейшем американский физиолог У. Кэннон развил эту теорию и назвал идеальное состояние гомеостазом. Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая устойчивая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние. Если нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает страдать. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах. Организм, таким образом, не только способен вернуть идеальные параметры, но и будет пробовать приспособиться к новым, не идеальным. В этом случае общее состояние организма будет отличаться от идеального. Хроническое заболевание — характерный пример временного равновесия. Жизнедеятельность человека обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Организм не просто окружен средой, он обменивается с ней. Он вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород).

Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм старается всеми доступными средствами не только вернуть свое внутреннее состояние к идеальному, но и приспособиться к среде, сделав процесс обмена наиболее эффективным. Другими словами адаптация есть процесс приспособления внутренней среды организма к внешним условиям его жизнедеятельности, то есть оптимизация взаимодействия «внешнего» и «внутреннего» в целях сохранения и поддержания жизни.

Адаптация в различных науках

Понятие «адаптация» возникло изначально в биологии («биологическая адаптация»-приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие), но также оно может быть отнесено и к общенаучным понятиям, которые возникают на «стыках» наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Понятие «адаптация», как общенаучное понятие, содействует объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем.

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней — от биохимического до социального.

В развитие современной теории адаптации в физиологии, биологии и медицине внес значительный вклад Г. Селье. Его концепция стресса органично дополняет теорию адаптации. Стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса, поскольку включают и непосредственную реакцию на воздействие, требую­щее адаптационной перестройки (стадия тревоги, аларм-реакция), и период максимально эффективной адаптации (стадия резистентности), и (в случае недостаточности адаптационных механизмов) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Универсальный характер указанных законо­мерностей дает возможность аналогичным образом рассматривать зависимость между психической адаптацией и психическим (эмоциональным) стрессом.

Явление стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Вопросы адаптации изучались на клеточном, органном, организменном, популяционном и видовом уровнях. В.Ю. Верещагин выделяет, в частности, медико-биологическое, эволюционно-генетическое и экологическое направления в исследовании проблемы адаптации человека, соответственно по разному определяемой. Так, Г. Селье отождествляет постоянно протекающий процесс адаптации с понятием жизни. А.Д. Слоним определяет адаптацию как совокупность физиологических особенностей, обусловливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды. В.П. Казначеев рассматривает физиологическую адаптацию как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды. Согласно Ф.З. Меерсону, адаптация представляет собой процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. По его мнению, помимо генотипической адаптации, которая выработалась в процессе эволюционного развития и передается по наследству, существует фенотипическая адаптация, приобретенная в ходе индивидуальной жизни. Фенотипическая адаптация определена как процесс, в результате которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору внешней среды. Ф.З. Меерсон рассматривает поэтапность этих процессов, переход срочной адаптации в гарантированную, обеспечивающую фиксацию сложившихся адаптационных систем. Изучая соотношение памяти и адаптации, исследователь приходит к справедливому выводу, что память является основной, необходимой предпосылкой адаптации, но не тождественна ей.

А.Б. Георгиевский с соавторами различают онтогенетическую, связанную с индивидуальными изменениями организма в ответ на воздействие среды, и филогенетическую адаптацию как результат исторического преобразования организмов.

Так как в процессе индивидуального развития человека у него вырабатываются механизмы адаптации, основанные, прежде всего на перестройке социальных отношений между людьми, В.Г. Асеев считает, что данная концепция может использоваться для определения научных подходов к изучению социальной адаптации.

Н. Никитина определяет социальную адаптацию как интеграцию личности в сложившуюся систему социальных отношений. Такое определение не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Сходное понятие об адаптации использовал Ж. Пиаже, который определял ее как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них обеспечивает модификацию поведения субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схемы поведения субъекта.

По мнению Т.Н. Вершининой, если социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности.

Ф.Б. Березин считает, что решающую роль в жизни человека играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние на адаптационные процессы. Ю.А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, которая обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них.

Адаптация в психологии

Психологическая адаптация — это тот аспект адаптации, где человека рассматривают как личность, затрагивая структурные составляющие, особенности личности, ее активность. Источником психологической адаптации выступает взаимодействие между личностью и обществом, а средством осуществления — усвоение норм, ценностей, требований данного общества человеком. При этом следует отметить, что критерием эффективности адаптационного процесса является внутренняя структурированность личности, ее потребностей, мотивов, установок и т.д. в соответствии с требованиями общества проживания. Основным механизмом этой адаптации являются изменения в структурных связях и отношениях тех свойств и качеств, которые определяются личностью, т.е. их интеграцию в единую систему.

Реализация процесса психической адаптации, по словам Ф.Б. Березина, обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно психологическими (социально-психологическими и собственно психическими) или физиологическими механизмами. В общей системе психический адаптации выделяется три основных уровня или подсистемы: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. При этом задачами собственно психической адаптации является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья, социально-психологической — организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологической адаптации — оптимальное формирование психофизиологических соотношений и сохранение физического здоровья. Исследование показателей психической адаптации поэтому предполагает комплексный подход и одновременную оценку соответственно актуального психического состояния, особенностей микросоциального взаимодействия, церебральной активности и вегетативного регулирования. Показателем успешности психической адаптации является достижение возможности выполнения основных задач деятельности. В качестве критериев адаптации чаще всего использовались две их группы: объективные и субъективные. Ф.Б. Березин подчеркивает, что эффективность адаптации нельзя оценивать независимо от затратных показателей, и определяет психическую адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды». Факторы, определяющие эффективность адаптационного процесса

Нарушения гомеостаза и состояния равновесия в системе человек — среда могут вызываться различными факторами. В зависимости от аспекта, в котором рассматривался процесс адаптации, рядом авторов исследовалось влияние либо биологических, либо социальных факторов. По мнению В.Г. Асеева, социальные факторы (производственные и межличностные отношения, социальные связи, общение и т.д.) являются такими же объективными формами воздействия на человека, как и факторы биологические, причем решающую роль в адаптационных механизмах играют социальные факторы. Очевидно, что действие биологических и социальных факторов может быть взаимоопосредованным: «можно с уверенностью утверждать, что такие факторы прогресса, как, например, ускорение темпов жизни, интенсификация производственных процессов, урбанизация, «отчуждение», комплекс социально -психологических и культурно-исторических условий нашей эпохи — действуют на биологию человека не прямо, а опосредованно, преломившись через нейропсихическую сферу».

В.И. Медведев описывает три группы факторов (детерминаторов) адаптационного процесса, находящихся в тесной взаимосвязи между собой. По его мнению, на человека действует комплекс как природных адаптогенных факторов, так и социальных, обусловленных типом выполняемой деятельности и стоящими перед ней социальными задачами. Третьей группой факторов являются внутренние условия выполнения деятельности, т.е. состояние процессов, обеспечивающих адаптацию. Г.М. Зараковский выделяет три группы таких процессов: операциональные — составляющие непосредственное содержание тех действий, которые выполняет человек для достижения цели деятельности; процессы обеспечения (энергетические, пластические и др.), которые создают условия выполнения деятельности; регуляторные процессы — организующие, направляющие деятельность в целом и управляющие функционированием первых двух групп.

Ф.Б. Березиным исследовалось влияние акцентуаций характера на процесс адаптации. По его мнению, акцентуированные личности не обнаруживают нарушений психической адаптации, т.к. личностные черты, определяющие их поведение, способствуют психической адаптации, если они отвечают требованиям среды. Однако, если длительное напряжение адаптационных механизмов приводит к нежелательному заострению акцентированных черт, адаптивные возможности индивида снижаются и эти черты облегчают возникновение интрапсихических и межличностных конфликтов.

Расстройство адаптации

Расстройство адаптации является дезадаптивной реакцией на отчетливо обнаруживаемый психосоциальный стресс или стрессы, проявляющейся через 3 мес после начала действия стресса. Данная патологическая реакция может восприниматься субъектом как личное несчастье, это не обострение психического заболевания, которое отвечает другим критериям. Расстройство, как правило, прекращается вскоре после того, как прекращается действие стресса, или же, если стресс остается, достигается новый уровень адаптации. Реакция является дезадаптивной из — за нарушений в социальной или профессиональной деятельности или из — за проявлений, выходящих за рамки нормальных, обычных, ожидаемых реакций на подобный стресс. Следовательно, данный диагноз не должен ставиться, если больной отвечает критериям более специфического расстройства.

Расстройства адаптации усиливаются при наличии одного или более стрессов. Тяжесть стресса или стрессов не всегда обусловливает тяжесть расстройства адаптации. Личностная организация и культурные или общественные нормы и ценности вносят свой вклад в неадекватную реакцию на стресс. Ее тяжесть является комплексной функцией степени, количества, продолжительности, обратимости, окружающей среды и личностных отношений.

При наличии одновременного расстройства личности или органического поражения также может развиться нарушение адаптации. Подобная подверженность может также явиться результатом утраты родителя в детском возрасте. Хотя, по определению, расстройство адаптации наступает после стресса, симптомы необязательно начинаются немедленно, и точно так же они не сразу исчезают, когда прекращается стресс. При постоянно действующем стрессе расстройство может продолжаться всю жизнь. Оно может также наступать в любом возрасте. Его проявления очень многообразны, причем наиболее частыми у взрослых являются депрессивные, тревожные и смешанные симптомы.

Соматические симптомы наиболее часто наблюдаются у детей и пожилых лиц, но могут быть и у других. Иногда больные проявляют насилие и безрассудство, пьют, совершают правонарушения или изолируются от общества.

Диагностические критерии DSM — III — R для расстройств адаптации.

А. Реакция на явный психосоциальный стресс (или множественные стрессы), которая появляется в течение 3 мес после начала воздействия стресса(ов).

Б. На дезадаптивный характер реакции указывает один из следующих: 1) нарушение в профессиональной (включая школу) деятельности или в обычной социальной жизни или во взаимоотношениях с другими, 2) симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс. В. Расстройство является не просто примером чрезмерной реакции на стресс или обострением одного из ранее описанных психических расстройств.

Г. Реакция дезадаптации длится не более 6 мес.

Выводы

Проблема адаптации, будучи междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

Практически все авторы рассматривают адаптацию как процесс приспособления к различным состояниям внешней среды, в ходе которого приобретаются новые качества или свойства. В этом подчеркивается активность адаптивных процессов, которые постоянно сопровождают жизнь человека и способствуют его выживанию в различных условиях.

Но, несмотря на многочисленные исследования адаптации, остается еще много белых пятен в понимании сущности, видов и структуры этого феномена, а также факторов его определяющих.

Список литературы:

  • Алёхин А.Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена).
    – СПб.: Стратегия будущего, 2010. – С. 27-32.
  • Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 260 с.
  • Каплан Г.И. Клиническая психиатрия. М., 1994.
  • Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
  • Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999..

Примеры похожих учебных работ

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования …

… потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определённым … складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности. На содержательном …

Физические факторы среды и самочувствия человека

… нагрузок в процессе труда на организм человека — данный фактор до конца не изучен. Но несомненно приводит к нервно-психическим напряжениям. Запредельные психические перенапряжения вызывают дезорганизацию психической деятельности. В …

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… утончения». Только подумайте, насколько сложен организм человека в своем видимом строении. Все … начал обращать особое внимание на процесс возвращения в тело и обнаружил, … качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким …

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Мотивация профессиональной деятельности

… от самого процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются … «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости …

Презентация на тему: Психика и организм

… человек способен осознавать процессы своего восприятия.) Внимание Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности … их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]