Социальный интеллект: что это такое в психологии, тесты, методики диагностики и развитие

Описание

Этим термином обозначают совокупность талантов и умений, с помощью которых индивиду удается стать успешным при взаимодействии с другими людьми, найти свое место в мире. Он включает в себя 3 основных навыка:

  1. Способность точно понимать поведение других, причины того или иного шага.
  2. Возможность осознавать собственные действия (зачем я веду себя так, какую цель преследую, могу ли я добиться желаемого результата).
  3. Умение действовать соответственно конкретной ситуации, учитывать все ее особенности и нюансы.

Во многом этот навык пересекается с так называемым эмоциональным интеллектом, позволяющим правильно определять и оценивать чувства окружающих. Одновременное развитие сразу двух этих способностей гарантированно повышает эффективность взаимодействия, но если для emotional intelligence крайне важен врожденный талант, то social прекрасно поддается тренировке.

Обработка результатов

Для обработки результатов используются бланк ответов, ключ к обработке и нормативные таблицы для определения стандартных значений.

Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей. Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта.

Суммы «сырых баллов» за каждый субтест, подсчитанные с помощью «ключей», записываются в первую строку Итоговой таблицы на Бланке ответов. За каждый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. «Сырые баллы» переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и записываются во вторую строку Итоговой таблицы.

Композитная оценка представляет собой сумму «сырых баллов» по каждому субтесту. Полученная сумма тоже переводится в стандартное значение.

Перевод «сырых» оценок в стандартную шкалу дает возможность сравнивать степень выраженности отдельных способностей к познанию поведения (социального поведения) у данного обследуемого (интраиндивидуальная диагностика с построением профиля социального интеллекта), а также сравнивать уровень развития способностей к познанию поведения у разных людей (интериндивидуальная дифференциальная диагностика).

Ключ

При совпадении ответа с ключом испытуемый получает 1 балл по соответствующей шкале. При несовпадении — 0 баллов.

Субтест 1Субтест 2Субтест 3Субтест 4
12134
22433
32333
43312
51211
63121
73224
83211
93121
103432
113111
121122
13122
14241
154

Нормативные таблицы для определения стандартных значений (для возрастной группы 18-55 лет)

Стандартные значенияСубтестыКомпозитная оценка
1234
10 – 20 – 20 – 20 – 10 – 12
23 – 53 – 53 – 52 – 413 – 26
36 – 96 – 96 – 95 – 827 – 37
410 – 1210 – 1210 – 119 – 1138 – 46
513 – 1413 – 151212 – 1447 – 55

Подходы к определению

Все по-разному определяют природу появления умений. Отмечу три главные установки:

  1. Социальный интеллект – одна из познавательных способностей человека, стоящая в ряду с математическими талантами или навыками быстрого усваивания иностранных языков. В таком случае его можно считать врожденным.
  2. Social intelligence – скорее приобретенный опыт, достичь его при определенной тренировке может абсолютно каждый человек, независимо от первоначальных знаний.
  3. Это некая черта личности и характера, которая изначально либо существует у индивида, либо отсутствует в нем.

Торндайк ввел термин социальный интеллект еще в 1920 году, в котором активно развивались сразу несколько психологических школ – бихевиористская, советская, психоаналитическая. Каждый из трех перечисленных подходов – правдив и должен использоваться в качестве основы для развития знаний.

Исследования SQ

Теории

В 1904 Спирмен предположил, что в основе социального интеллекта лежат два фактора:

  1. Один из них – это фактор «G», который является общим, и имеет отношение ко всем тестам на определение интеллекта.
  2. Второй фактор – это «S». Так обозначаются все другие, отдельные факторы, связанные по отдельности с каждым из тестов.

Ведеком и Спирмен провели факторный анализ и выявили три главных фактора интеллекта:

  • G – является общим;
  • V – вербальным;
  • У – социальным.

Гилфорд стал автором многофактурной кубической модели. Согласно ей, мыслительное действие состоит из трех компонентов:

  1. Содержания.
  2. Операции.
  3. Продукта.


Каждый из этих пунктов, в свою очередь, подразделяется на категории. Так, содержание может быть:

  • символьным – которое включает в себя буквы и цифры;
  • фигурным (пространственным);
  • бихевиоральным – включающим чувства, мотивы, мысли, установки и другие черты, влияющие на поведение личности.

Операции включают следующие пять категорий:

  1. познание;
  2. память;
  3. дивергентное продуцирование (порождение психикой разнообразных способов выполнения действия);
  4. конвергентное продуцирование (порождение одного правильного решения);
  5. оценка (сравнение с заданным критерием).

Продукт, третий компонент интеллекта в модели Гилфорда, содержит 6 категорий:

  1. Единицы.
  2. Классы или группы единиц.
  3. Отношения как связи между единицами.
  4. Системы (организованная или структурированная информация).
  5. Трансформации (преобразования информации).
  6. Выводы (экстраполяции в форме предсказаний и предположений) (Гилфорд Дж., 1981).

Гарнер стал автором теории множественного интеллекта, разделяя его на семь частей:

  1. Лингвистический – проявляется, когда человек пишет, или читает текст.
  2. Логико-математический – решающий математические задачи, строящий логические рассуждения и доказательства.
  3. Пространственный – ответственный за перемещение в пространстве.
  4. Музыкальный – используется, когда человек поет, сочиняет, слушает музыку.
  5. Телесно- кинестетический – связанный с расположением человека и предметов внутри пространства.
  6. Межличностный – способность общаться и понимать особенности личности окружающих людей.
  7. Внутриличностный – выступает в качестве основы самопознания.


Пиаже считает что за распознавание социального и физического миров отвечает единственный механизм.
Дженсен говорит, что обобщение информации социальной и физической реальности происходит с помощью абстрактного интеллекта.

Теория Стенрнбернга и Штернберга говорит о том, что существует, так называемый интеллект успеха, включающий аналитическое, творческое и практическое мышление.

Теория межличностного восприятия Кенни разделяет его на:

  1. Самовосприятие.
  2. Восприятие другого человека.
  3. Метавосприятие – понимание того, как другой воспринимает субъект познания.

Влияние личностных особенностей

Познание поведения по Гилфорду включает:

  1. Познание поведенческих элементов – выделение из контекста вербальных и невербальных компонентов.
  2. Классов поведения – распознавание общих свойств в потоке информации о поведении.
  3. Отношений поведения – понимание отношений между информационными единицами о поведении.
  4. Систем поведения – понимание логики развития ситуаций, взаимодействия окружающих и смысл их поведения и поступков.
  5. Поведенческих преобразований – понимание исходных значений сходного вербального и невербального поведения в разных обстоятельствах.
  6. Результатов поведения – умение видеть наперед последствия поведения, исходя из полученной информации.

Функции социально интеллекта:

  1. Познавательная – SQ– инструмент познания физической и социальной реальностей.
  2. Аккумулятивная – реализуется в социальной памяти.
  3. Управленческая – здесь социальный интеллект – важнейшая часть социального управления.
  4. Коммуникативная – обеспечивает взаимопонимание внутри коллективного интеллекта и между мыслительными коллективами.
  5. Регулятивно-координирующая – заключается в регуляции и координации усилий соц. групп при достижении целей.
  6. Нормативно-ценностная – представление социально значимых норм и ценностей, соотносимых с действиями социальных групп, или индивида.
  7. Прогностическая – заключается в эффективном социальном прогнозировании.
  8. Эвристическая – внедрение нового в общественную жизнь.
  9. Проблемно-конструктивная – социальный интеллект выступает средством анализа для решения проблем.
  10. Идентификационную – происходит саморефлексия социальной общности ее самоидентификация, понимание интересов.
  11. Реализационная – выявляет рациональное и нерациональное на основе типа рациональности социальной общности.
  12. Социального наследования – обеспечивает интеллектуальную преемственность поколений.

Взаимосвязь с чувством юмора


Согласно проводимым исследованиям, люди с хорошим чувством юмора обладают высоким уровнем IQ, в особенности – любители черного юмора. Чтобы придумать шутку человек задействует ум и эмоциональные способности. Согласно результатам анализа, шутники имеют более развитый вербальный и невербальный интеллект, они гораздо меньше подвержены переменчивости настроений и агрессии.
Умение смешить говорит о развитости эмоционального интеллекта. Считается, что люди с хорошим чувством юмора более привлекательны.

Историческая справка

История исследования социального интеллекта началась в начале 20 века, когда Эдвард Торндайк впервые обозначил этот термин для определения умений человека добиваться успеха и эффективности при взаимодействии с другими людьми в самых разных ситуациях. Несколько позднее его идею подхватил британец Филипп Вернон. Он расширил понятие, заключив, что индивиды обязаны ладить друг с другом.

В 1937 году американский психолог Гордон Олпорт, основываясь на суждениях своих коллег, обозначил social intelligence, как способность быстро и четко судить об окружающих людях и прогнозировать их вероятное поведение. В отличие от него, Огюст Конт и Ганс Айзенк верили в социальную природу явления, считая ее приспособлением индивида к жизни в обществе.

Попытку измерить уровень умственных процессов впервые сделал американский психолог Джой Гилфорд. Он разработал тест, который используется до сих пор. О нем мы поговорим подробно несколько позже, как и о модели Айзенка, которая тоже стала весьма популярной.

Возрастные особенности

Одним из важнейших факторов, который влияет на особенности социального интеллекта, является возрастной период. Ребенок требует одного подхода, а юноша – совсем другого. Очень важно учитывать онтогенез и давать человеку возможность получать развитие интеллекта естественным путем.

Развитие СИ продолжается всю жизнь.

Дети

Дошкольный или младший школьный возраст требуют регулярного участия в сюжетно-ролевых играх. Это позволит стимулировать рост уровня социального интеллекта. Не менее важно в этот период позволять ребенку проводить время со сверстниками. Если у него будет хотя бы несколько друзей, это полностью исключит социальную отсталость в будущем.

Большое значение имеет и то, какой педагог занимается с ребенком в детсаде или школе. В первом случае необходимо, чтобы он стимулировал детей играть в те игры, которые требуют активного общения. Во втором же важно, чтобы он не ограничивал поведение детей на переменах и позволял бегать, общаться и максимально взаимодействовать друг с другом. Его компетентность – важнейший фактор развития ребенка. При неправильном подходе к воспитанию развитие СИ может быть очень низким. Проблемы в таком возрасте – главная причина асоциального поведения во взрослой жизни.

Подростки

Подростковый – самый тяжелый из возрастов. Родителям трудно справляться с детьми, начавшими взрослеть. Важно все не испортить, т.к. в этот период формируются склонность к общению, самосознание, понимание окружающих людей. Чтобы все прошло максимально благополучно, родители обязаны понять, что подросток должен самостоятельно решать, как и с кем общаться. Нарушение его личного пространства или желаний может привести к падению социального интеллекта. Если регулярно так поступать, то он будет невысоким.

Юноши

В юношеский период происходит формирование способности предвосхищения результатов своих действий и навыка предугадывания чужого поведения в различных ситуациях. В таком возрасте большое значение имеют гендерные различия между людьми.

У юношей намного быстрее появляются навыки словесного общения, а у девушек развиваются чувствительность к взаимоотношениям с хорошим восприятием невербального общения, отчего вторые намного легче оценивают тон и окрас слов собеседника. Вызывать проблемы с коммуникацией в таком возрасте может неправильное воспитание в детстве, когда преподаватель ребенка излишне ограничивал его и лишал возможности улучшать интеллект как умственный, так и социальный. Неправильное влияние на детей старшего возраста редко приводит к серьезным отклонениям социального плана.

Зрелые

Взрослый человек продолжает развиваться в социальной сфере всегда. Он начинает осознавать свои ошибки, анализировать их, делать необходимые выводы. Лучшая характеристика такого возраста – мудрость. Именно она появляется у человека со зрелостью. При правильном социальном развитии особь понимает ограниченность знаний, а также учится своевременно выявлять всевозможные проблемы. Люди с развитой социальной мудростью гораздо более успешны на фоне остальных.

Наука психология

Как и любые другие таланты и навыки, умственная деятельность может быть вычислена с помощью тестов. При этом показатели ума фиксируются, с точки зрения развития разных способностей, главными среди которых можно назвать:

  1. Умение распознавать внутреннее состояние другого человека.
  2. Интерпретировать связь между ним и поведением.
  3. Гибко реагировать на происходящие изменения.
  4. Предсказывать варианты развития ситуации.
  5. Вести себя в соответствии с полученной и обработанной информацией.

Индивид, который обладает интеллектуальными качествами, может определять желания, потребности и эмоции своего собеседника и выстраивать собственное поведение так, чтобы партнеру было комфортно. В итоге складывается эффективная модель коммуникации и достигаются лучшие результаты.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Уровни social intelligence

Способность к пониманию окружающих людей можно развить, причем у кого-то это получается проще и быстрее из-за врожденных талантов, а кому-то требуется приложить немало усилий. В то же время умение можно измерить с помощью нескольких методик. Основные степени развития:

  1. Низкий социальный интеллект – предполагает, что человек не умеет эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Его поведение можно назвать неадекватным, а привлекательность в глазах других индивидов серьезно снижена.
  2. Средний – означает, что в большинстве ситуаций личность способна понять своего собеседника и подстроить свое поведение под его нужды, за редким исключением – когда необходимо находить общий язык с тем, кто не отвечает взаимностью.
  3. Высокий – предполагает, что индивид может установить контакт с абсолютно любым партнером, но такими навыками обладают не более 11% всех людей на Земле.

В любом случае развить в себе способности можно, хотя и придется приложить немало усилий.

Как развить социальный интеллект: несколько эффективных способов

Если вы хотите повысить уровень своего социального интеллекта, то вам необходимо запомнить в мельчайших деталях ту или иную неудачную с точки зрения социального опыта ситуацию, проанализировать её, сделать соответствующие выводы и продолжать двигаться дальше. Не стоит зацикливаться на том, что случилось, ведь данная ситуация произошла в вашей жизни лишь для того чтобы вы усвоили необходимые уроки, благодаря которым вы будете развиваться и совершенствоваться.

Существует множество способов, при помощи которых вы сможете повысить уровень своего социального интеллекта. Рассмотрим самые популярные и эффективные из них!

Развивайте свою социальную восприимчивость

Социальную восприимчивость или эмпатию по праву можно назвать основой социального интеллекта. Чтобы улучшить свою социальную восприимчивость, вам необходимо как можно чаще забывать о своем эгоизме и фокусировать внимание на потребностях других людей.

Когда у вас будет немного свободного времени, начните наблюдать за действиями того или иного человека. Это может быть как ваш близкий знакомый, родственник или коллега, так и совершенно незнакомая личность. Чем занят ваш «объект»? Что он делает? С какой целью он это делает? Почему он поступает именно так, а не иначе?

Затем займитесь анализом поведения «объекта» вашего наблюдения: куда он идет, какие мысли у него сейчас в голове, какие чувства он сейчас испытывает, радуется ли он или грустит, находится в спокойном состоянии или нервничает и т.д.

Можно наблюдать и за поведением тех людей, которые ведут диалог между собой. Попытайтесь угадать, о чем именно они разговаривают, какие эмоции испытывают, почему так ведут себя и т.д.

Как только вы повысите уровень своей социальной восприимчивости, то сможете без труда, как и главный герой сериала «Обмани меня», «считывать» информацию с лиц людей. Вы научитесь лучше понимать, с какими именно людьми вам предстоит иметь дело.

Улавливайте настроение других людей

Если вы научитесь улавливать настроение других людей, то сможете легко и просто определить, стоит ли в данный момент начинать важный для вас разговор, обсуждать с человеком ту или иную проблему и т.д. Вы научитесь понимать, является ли ваше социальное воздействие своевременным или же с решением какого-то вопроса стоит повременить, так как нужный вам человек находится не в том расположении духа.

В детстве каждый из нас по хлопку входной двери и шагам мамы или папы прекрасно понимал, стоит ли именно сейчас рассказывать об очередной двойке по математике или же лучше немного подождать, пока родители не отдохнут после тяжелого рабочего дня, а их настроение не улучшится. В процессе взросления у многих людей это умение просто атрофировалось, так как они не занимались его развитием.

Человек, который хорошо разбирается в настроении других людей, может быстро и эффективно скорректировать свое поведение так, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и сохранить собственное достоинство в глазах окружающих людей.

Управляйте своими эмоциями

Любая наша эмоция – это лошадь, запряженная в повозку под названием «повседневная жизнь». Если вы не будете управлять лошадьми, то они начнут вас везти не туда, куда вам нужно, а туда, куда им вздумается. Хорошо это или плохо? Каждый решает сам для себя, но не факт, что лошади завезут вас туда, где вы будете чувствовать себя счастливым, успешным, духовно развитым и самодостаточным человеком. Поэтому берите вожжи в руки и начинайте управлять своими эмоциями, иначе качество вашей жизни так никогда и не улучшится!

Как только вы почувствуете, что какая-то негативная эмоция (злость, грусть, печаль, гнев, ярость, скорбь и т.д.) берет над вами верх и заставляет вас чувствовать себя несчастным, оскорбленным, униженным и никчемным человеком, попробуйте посмотреть на себя и сложившуюся ситуацию объективно и как будто со стороны.

Посмотрите на себя в зеркало и расскажите самому себе, какую эмоцию вы сейчас испытываете и почему эта эмоция так важна для вас, что вы готовы тратить на неё свою внутреннюю энергию и личное время? Вам нагрубила продавщица в магазине? Хамоватый водитель не только подрезал вас, но и не поленился высунуть голову в окно и сказать вам несколько не очень приятных слов? Перескажите себе ту ситуацию, которая стала причиной возникновения негативной эмоции, а затем осознайте, что эти люди ничего общего с вами не имеют! У кого-то из них с самого утра не задался день, кто-то просто является токсичным нарциссом и т.д. Почему же вы должны тратить на этих людей свои ресурсы и испытывать из-за них негативные эмоции?

Если же негативную эмоцию вызвал у вас знакомый человек, то подумайте хорошенько о том, с какой целью он это сделал. Эмоции являются прекраснейшим инструментом для различных манипуляций. И если кто-то из родных, близких или знакомых людей постоянно устраивает вам эмоциональные «качели», то вам стоит задуматься о том, чтобы отказаться от общения с таким человеком или же свести общение с ним к абсолютному минимуму.

Не забывайте, что человек, который умеет контролировать свои эмоции, не только обладает высокоразвитым социальным интеллектом и никогда не станет жертвой манипулятора, но и всегда будет пребывать в гармони с собой и внешним миром.

Методики

Я перечислю основные способы развития и измерения умственной деятельности в рамках самых популярных психологических концепций.

Модель структуры интеллекта Г. Айзенка

Этот британский психолог предположил, что любой человек обладает тремя разными видами интеллектуального формирования, которые и определяют его умения. Речь идет о:

  1. Биологических, то есть врожденных навыках обработки информации. Они зарождаются непосредственно в структурах головного мозга и составляют основу всех знаний, которые будут получены индивидом в процессе жизни.
  2. Психометрических, то есть тех самых показателей, которые измеряются при помощи тестов.
  3. Социальных – формирующихся во время социализации, развивающиеся постепенно и во многом определяемые окружающей средой и людьми.

Интеллектульные способности одновременно могут включать в себя развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, умение рассуждать, приспосабливаться, взаимодействовать.

Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда

Эта концепция более сложная. Интеллектуальные проявления индивида в ней представлены в виде куба, состоящего из множества маленьких кубиков. Этот макет включает в себя более 100 факторов, определяющих степень развития умений человека, но все они основаны на трех переменных, которые позволяют определить, как происходит процесс обработки информации:

  1. Содержание данных.
  2. Умственные действия.
  3. Полученные результаты.

Важно отметить, что среди всех «кубиков», выделяемых методикой, умственная активность кроется лишь в одном небольшом столбике – умении познавать и понимать поведение. Этот маленький кусочек раскрывает 6 отдельных факторов:

  1. Способность выделять словесную и невербальную информацию собеседника.
  2. Воспринимать нечто общее во всем потоке данных.
  3. Понимать отношения.
  4. Видеть логику развития ситуаций.
  5. Замечать изменения.
  6. Прогнозировать возможные последствия.

Именно эти факторы замеряются с помощью тестовых методик и в конечном итоге определяют итоговый уровень развития социального интеллекта, узнать который вы сможете, если пройдете онлайн-тест Гилфорда.

Описание методики

Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведения.

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

Краткое описание субтестов

Субтест № 1. «Истории с завершением»

В субтесте используются сцены с персонажем комиксов Барни и его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на первой картинке, изображающей действия персонажей в определенной ситуации. Испытуемый должен найти среди трех других картинок ту, которая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на первой картинке, учитывая чувства и намерения действующих лиц.

Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, то есть способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.

Субтест № 2. «Группы экспрессии»

Стимульный материал субтеста составляют картинки, изображающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты. Три картинки, расположенные слева, всегда выражают одинаковые чувства, мысли, состояния человека. Испытуемый должен среди четырех картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же мысли, чувства, состояния человека, что и картинки слева.

Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.

Субтест № 3. «Вербальная экспрессия»

В каждом задании субтеста предъявляется фраза, которую один человек говорит другому в определенной ситуации. Испытуемый должен среди других трех заданных ситуаций общения найти ту, в которой данная фраза приобретет другое значение, будет произнесена с другим намерением.

Субтест измеряет фактор познания преобразований поведения, то есть способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.

Субтест № 4. «Истории с дополнением»

В данном субтесте появляются персонажи комикса «Фердинанд», включенные в семейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из четырех картинок, причем одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять логику развития, сюжет истории и среди четырех других картинок, предлагаемых для ответа, найти пропущенную.

Субтест измеряет фактор познания систем поведения, а именно способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.

Исследования от отечественных психологов

Первой описать термин взялась Маргарита Бобнева, когда изучала формирование личности, как части общества, в 1979 году. Она полагала, что толчком к появлению умений служит социализация, которую проходит каждый индивиду, живущий в человеческом обществе.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Другой известный психолог, Юрий Емельянов, исследовал понятие в рамках психологии практической деятельности. Он полагал, что для развития коммуникационных способностей необходимо активно обучаться, причем этот процесс должен длиться постоянно и непрерывно.

Алла Южанинова в своих изысканиях пошла дальше и пришла к выводу, что social intelligence – всего лишь часть интеллектуальной структуры, в которую также входят практика и логика. Для улучшения навыков взаимодействия необходимо тренировать все 3 области.

Диагностика социального интеллекта

Интерес специалистов к изучению взаимоотношений общества привел к тому, что уже в 1928 году был подготовлен первый многофакторный тест, призванный определить уровень развития ума у конкретного индивида. Его автором стал Т. Хан. Методика оценивает несколько компонентов:

  1. Суждения при участии в какой-либо ситуации.
  2. Память.
  3. Умение наблюдать за поведением.
  4. Распознавание внутренних состояний.

Метод позволит определить, умеет ли человек взаимодействовать с окружающими, и насколько эффективно это взаимодействие. Однако тест не стал популярным, но дал необходимую базу для подготовки другого метода исследования, гораздо более известного и точного. О нем мы поговорим несколько позже.

Методика выявления социального интеллекта от Гилфорда

Именно это тестирование быстро приобрело одобрение со стороны других специалистов, занимающихся изучением способностей общения. Оно используется и сейчас в качестве основного метода работы.

Задайте вопрос

Измерение проводится с помощью 4-х отдельных субтестов, причем 3 из них выполнены с использованием невербального материала. Целью тестирования является определение наличия у индивида особых навыков:

  1. Познание классов и систем.
  2. Преобразования информации.
  3. Результатов поведения.

Протестироваться можно уже с 9-ти летнего возраста. При этом время на решение всех предлагаемых задач ограничено. В нашей стране используется не оригинальная, а адаптированная методика. Ее подготовила Е.С.Михайлова, основываясь не только на работе автора, но и на особенностях нашего менталитета.

Уровни

Сразу после того, как научное сообщество смогло дать описание социальному интеллекту, оно решило заняться разработкой шкалы его деления по уровням. Для этого Д. Гилфородом был создан психологический специальный тест. Он проверял скорость и оригинальность решения задач разной сложности. Это позволило дать точный ответ, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам удалось выделить три уровня, каждый из которых описывает развитие разного социального интеллекта.

В России распространение получила методика на базе теста Гилфорда, созданная Е. С. Михайловой.

Низкий

Люди, обладающие низким уровнем социального интеллекта, постоянно испытывают различные трудности. Как правило, они вызваны поведением человека, причем сам он того не понимает. Такие люди имеют девиантный характер поведения и всегда руководствуются инстинктами, а большинство их действий вызвано порывами. У них не получается сойтись с другими людьми, т.к. даже при хорошем развитии отношений любого плана в определенный момент проявляются их особенности, что полностью исключает продолжение общения с человеком и приводит к недопониманию или ссорам.

Самостоятельно решать такие проблемы у них не получается, из-за чего часто люди вынуждены прибегать к помощи близких.

Средний

Те, кто облает средним уровнем СИ, действуют шаблонным образом. В повседневных делах они практически всегда достигают поставленных целей. Общение с людьми не вызывает трудностей. Однако с непривычными или сложными задачами справиться такому человеку трудно, из-за чего он может просто отказаться от той или иной затеи и продолжить жить по привычному ему шаблону.

Высокий

Интеллектуальный в социальном плане человек легко справляется с самыми трудными задачами. Они практически всегда выходят из неразрешимых ситуаций победителями. Им очень легко заводить знакомства, общаться с людьми и манипулировать ими, меняя их мысли, взгляды, желания. Такие люди – лидеры.

Развитие

Умение взаимодействовать с окружающими людьми действительно является ключевым аспектом для каждого человека, живущего в обществе. Без него индивид не способен нормально обучаться в школе, получать профессию, трудиться, заводить семью. Естественно, что многих волнует вопрос, как улучшить навыки, если врожденных талантов не хватает.

Способ действительно есть, но он затрагивает и другие формы интеллектуальной деятельности, в том числе эмоциональную. Тренировка должна проходить постоянно и повсеместно. В этом случае она закрепляется на когнитивном уровне и позволяет адаптироваться.

Постоянно пребывая в обществе других людей, копируя их поведение, пытаясь понять их чувства и эмоции, человек начинает более адекватно реагировать на происходящие вокруг ситуации и, в конце концов, выдает именно те реакции, которые от него ждут. Его привлекательность в глазах общества растет.

Люди с высоким социальным интеллектом воздерживаются от суждений

Вне зависимости от того, говорим ли мы о человеке, который придерживает им дверь, ждет их в лифте или подает им кофе, люди с высоким социальным интеллектом признают всех этих людей и проявляют к ним уважение.

Они делают это, потому что жизнь научила их, что магия есть везде и что абсолютно каждый способен ее создать. И не только это, но они также делают это, потому что знают, что мир мал — и у людей есть забавный навык входить и выходить из нашей жизни.

В следующий раз, когда вы будете выходить из дома, опробуйте эту манеру поведения людей с высоким социальным интеллектом: отложите телефон в сторону и поднимите свою голову. Затем обязательно улыбнитесь и поздоровайтесь с каждым встречным. Вы и сами удивитесь тому, насколько запоминается это человеку, который принимает ваше приветствие. Объяснить этот эффект достаточно просто: большинство людей сегодня так обеспокоены сами собой, что даже не могу понять, что секрет к счастью лежит прямо у них перед глазами.

Как развить social intelligence

Для того чтобы научиться взаимодействовать с окружающими, нужно следовать нескольким правилам. Их нельзя назвать простыми и легко усваиваемыми. Наоборот, некоторые потребуют длительной работы, но в конечном итоге приведут к желаемому результату. Вот главные принципы:

  1. Учитесь быть более восприимчивым к другим людям. Для этого нужно постоянно вступать с ними в контакт, наблюдать за ними, пытаться понять их.
  2. Познакомьтесь с основами невербальной коммуникации и читайте эмоции других по лицу, жестам.
  3. Заставляйте себя слышать, о чем говорит собеседник.
  4. Замечайте настроение людей. Это сложно лишь, на первый взгляд, но на деле еще в детстве по случайным шагам, чуть более сильному хлопку двери и другим факторам отмечали настрой человека.
  5. Запишитесь на актерские курсы. Взаимодействие – это в некоторой степени игра, которая доступна не всем.
  6. Фиксируйте свои собственные чувства и управляйте ими.
  7. Чаще бывайте на публике и не стесняйтесь выступлений.
  8. Заведите привычку играть в настольные игры – Мафию.

Чем моложе человек, тем проще ему научиться понимать поведение других, поэтому начать работу следует как можно раньше.

Как развивать навыки?

Важно. Развитие навыков начинается с первого года жизни и продолжается до периода взрослости.

Затем время от времени происходит корректировка сформированного социального интеллекта, связанная с происходящими событиями.

Формирование SQ

Первоначальное формирование происходит в семье, затем добавляется влияние знакомых, родственников, дошкольных учреждений, школы, затем – учебных заведений плюс окружения, сопровождающего каждый из этапов.

Периоды развития

Существует пять этапов развития. На нулевой стадии (досоциальной) ребенок не осознает различий, но постепенно он начинает отделять эмоции, чувства других и собственные:

  • на первой стадии происходит становление умения анализировать слова и поведение;
  • на второй – эмпатических способностей, происходят попытки влиять на людей и ситуации;
  • на третьей – происходит понимание противоречивости поведения людей;
  • на четвертой – представление о взаимодействии людей структурируется;
  • на пятой – производится оттачивание навыков.

О формировании, особенностях развития, способах диагностики и исследования и адаптации детей с нарушениями мы рассказывали тут.

Уровни

Выделяют три уровня: высокий, средний, низкий.

  • В первом случае это означает, что у человека есть высокое мастерство общения и управления людьми, контроль ситуаций.
  • Во втором – шаблонное поведение, средний уровень навыков и знаний, необходимых для успешного взаимодействия в социуме.
  • В третьем – деструктивное поведение, низкая эффективность, плохое распознавание поведения людей.

Проблемы измерения SQ

Первый тест для измерения SQ создан Т. Ханом. Позднее появился тест Д. Гилфорда, который используется до сих пор.

Внимание. Надо сказать, что тесты не являются точной оценкой этого вида интеллекта, способов, позволяющих полноценно «измерить» его, сегодня не существует.

Методики

В рекомендации по развитию SQ включают специальные методики. К наиболее эффективным методам того, как повысить уровень SQ, относят:

  • тренировка эмпатии;
  • анализ поведения людей в видеосюжетах/фильмах;
  • проигрывание ситуаций;
  • развитие невербалики;
  • сюжетно-ролевые игры.

Необходимо развивать способности, такие как:

  • память;
  • ораторство;
  • внимание;
  • аналитику и др.

Общее саморазвитие автоматически благоприятно повлияет на уровень SQ.

Условия

На досоциальной стадии нужно помочь ребенку достичь успехов в плане сепарации мыслей и чувств других людей и своих, и формировании интереса к социальному взаимодействию.

  • На первой стадии необходимо обратить внимание на развитие субъективизма, научить понимать, прежде всего, себя, а уже потом окружающих.
  • На второй и третьей стадии следует обратить внимание на способность к рефлексии, аналитику поведения и слов окружающих, умение занять позицию другого, сотрудничество.
  • На четвертой стадии нужно продолжать совершенствовать навыки и начать тренировки, позволяющие успешно взаимодействовать в социуме (больше практики).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]