Перцептивные действия: что это?
Перцепция, или восприятие — это способность человека отражать окружающие предметы и ситуации. На основе полученных в процессе восприятия данных осуществляется познание окружающей действительности и формируется индивидуальное (субъективное) ее понимание.
Каждый человек уникален, благодаря этому человеческие культура и искусство настолько разнообразны. Однако, несмотря на различия в восприятии, каждый человек проходит в своем развитии определенные стадии, которые сопровождаются осуществлением конкретных действий. Эти действия были изучены и названы перцептивными.
Перцептивные действия входят в структуру процесса восприятия и структуру деятельности человека. Восприятие является активным процессом, поэтому оно неразрывно связано с деятельностью. С самого раннего возраста человек совершает действия, направленные на познание и научение. Ведь, чтобы жить в этом мире, ему необходимо знать этот мир и уметь с ним взаимодействовать.
Механизмы социальной перцепции
Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.
- Рефлексия – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
- Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды;
- Эмпатия – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
- Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях.
- Казуальная атрибуция – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.
Этапы формирования и развития
Формирование перцептивных действий восприятия происходит в процессе обучения. Их развитие делится на три этапа.
На первом этапе происходит само формирование перцептивного действия, которое начинается с выполнения ребенком практических действий с незнакомыми предметами. В результате происходит становление перцептивных задач — формирование адекватного образа предмета, которое впоследствии становится сенсорным эталоном.
На втором этапе происходит перестройка сенсорных процессов (происходящих в органах чувств), которые становятся перцептивными действиями под влиянием практической деятельности. Действия осуществляются с помощью рецепторных аппаратов (тактильного и зрительного), дети знакомятся с пространственными свойствами предметов.
На третьем этапе происходит процесс сокращения и сворачивания внешних действий. Они становятся скрытыми, протекающими на уровне сознания и подсознания. Внешний процесс восприятия становится актом мгновенного усмотрения.
К этому времени у ребенка сформирована система сенсорных эталонов (общественно выработанные системы сенсорных качеств, например, система геометрических форм и т. п.). Благодаря им сенсорно-перцептивные действия меняются. Они превращается из процесса построения образа в процесс опознания.
Функции социальной перцепции
Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:
- Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
- Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
- Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя. В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
- Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
- Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.
Уровни
В перцептивном действии можно выделить четыре уровня:
- обнаружение (характеризуется обнаружением стимула);
- различение (на этом уровне происходит восприятие с последующим формированием перцептивного образа);
- сличение или идентификация (на этом уровне воспринимаемый объект отождествляется с образом, который хранится в памяти; или происходит сличение нескольких объектов);
- опознание (происходит извлечение соответствующего эталона из памяти и категоризация объекта).
Игра и развитие
Перцептивные действия у дошкольников — это плодотворная связь действий ориентировки и исследования с действиями исполнения. А единство зрительных и ручных действий обеспечивают точность перцептивного анализа.
Познание окружающего мира дети осуществляют в процессе игры. Играя, они активно обрабатывают и усваивают новую информацию. Таким образом, они принимают социальные нормы и правила для успешной адаптации в обществе.
У детей дошкольного возраста выделяют следующие виды перцептивных действий:
- действия идентификации (опознание объекта);
- действия по отношению к эталону (сравнение свойств объекта с эталоном);
- моделирующие действия восприятия (овладевая продуктивной деятельностью, ребенок учится создавать новые объекты: лепка, рисование, придумывание).
Виды перцепции
В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:
- познание с помощью зрения;
- познание с помощью слуха;
- формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.
Самоконтроль — что это такое в психологии, определение
Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.
Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.
Зрительная
Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.
Слуховая
Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.
Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира
Осязательная
Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.
Перцептивные системы
В процессе деятельности человеку постоянно нужно решать какие-то задачи, которые требуют от восприятия наиболее адекватного отражения ситуации. Для решения этих задач предусмотрены перцептивные системы человека. К ним относятся:
- зрительная система;
- слуховая;
- кожно-мышечная;
- обонятельно-вкусовая;
- вестибулярная.
Все они обеспечивают мозг необходимой информацией, которая используется для нормального функционирования и развития человека как в физическом, так и в психическом плане.
Сенсорно-перцептивная система человека
Сенсорные процессы — это ощущения. Человек постоянно ощущает воздействия внешнего мира на свой организм: видит, слышит, чувствует запахи и вкусы, чувствует тактильные и температурные воздействия на свое тело. А также ощущает процессы, протекающие внутри организма: голод, боль, возбуждение или слабость и т. п.
Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.
Это особенно заметно при сравнении с людьми, имеющими нарушения в развитии восприятия. Жизнь человека с ограниченными возможностями (слепота, глухота, немота и прочие), отличается от жизни абсолютно здорового человека. Перцептивные действия играют здесь значительную роль: чем незначительнее дефект восприятия, тем легче его скорректировать и возможно исправить. Этим занимаются специалисты — дефектологи.
Примеры социальной перцепции
Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.
Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.
Значимость системы восприятия для человека
Ученые уже много лет занимаются изучением высших психических функций человека (мышление, память, произвольность действий). Была доказана взаимосвязь системы восприятия и деятельности с развитием мышления человека. В свою очередь, мышление оказывает значительное влияние на состояние человека, на его способности и возможности. Восприятие относится к высшим психическим функциям человека.
Для того чтобы жить, человеку необходимо постоянно отражать окружающую действительность и проявлять ответную реакцию на воспринятую информацию. Восприятие как раз обеспечивает индивидуальное и в то же время адекватное отражение действительности. Особенно это важно для решения перцептивных задач. Перцептивные действия в процессе восприятия играют важную роль, они обеспечивают полноценное развитие психики человека.
Проще говоря, чтобы быть здоровым и счастливым, человеку нужно быть включенным в какую-либо деятельность. Мозг устроен так, что ему постоянно нужно обрабатывать и усваивать новую информацию иначе он начинает «лениться». А «ленивый мозг» — это первый шаг к развитию слабоумия.
Проявления в отношениях с окружающими
У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.
Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими
Влияние культурно-исторического опыта на человека
Современный человек настолько привык свободно получать любую информацию, что даже не задумывается о том, что это результат деятельности огромного количества людей. Их вклад в развитие современного общества колоссален. Все что умеет и знает человек — это не только его заслуга, но и достояние общества в целом.
Восприятие — система перцептивных действий, овладение которыми происходит в процессе специального обучения и практики. Ребенок может освоить сенсорные эталоны только с помощью взрослого, который руководит им и помогает выделить наиболее существенные признаки предметов и ситуаций. Это очень важно для анализа действительности и систематизации личного сенсорного опыта ребенка.
Известны случаи, когда дети были лишены общения с себе подобными. Это так называемые «дети маугли», воспитанные животными. Даже вернув их в человеческое общество, редко удавалось адаптировать их в человеческом социуме.
Понятие о восприятии. Перцептивные действия.
Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.
Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением. Таким образом, восприятие участвует в приеме информации и вместе с ощущениями обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире.
Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).
Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки.
Выделяются 4уровня перцептивного действия:
1) обнаружение (есть ли стимул?);
2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным;
3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти;
4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.
Перцептивные действия – это основные структурные единицы процесса восприятия у человека. Они связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.
Перцептивные действия, служащие для построения одного и того же образа перцептивного, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.
Общие свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция.
Свойства восприятия. Наиболее важные свойства восприятия – предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира.
Другая особенность восприятия – его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Константность восприятия. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия – необходимое условие жизни и деятельности человека. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п.
Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, его прошлого опыта, от особенностей его личности носит название апперцепции. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий.
Есть ли перцептивная деятельность у взрослого человека?
Так как перцептивные действия — это действия научения и познания, то может показаться, что они присущи только детскому возрасту. Однако это не так: каждый раз, когда взрослый человек осваивает что-то новое (хобби, новая профессия, иностранные языки и т. п.), то включается система перцептивных действий, которая помогает быстрее овладеть новыми знаниями и навыками.
Человек — уникальное существо, его возможности безграничны, и все это благодаря сознанию и психике. Именно они выделяют человека из всего живого на планете. Только человек способен произвольно регулировать свою деятельность в соответствии со своими желаниями. Деятельность человека не хаотична и бессистемна, а входит в структуру сознания и мышления. До сих пор ученые всего мира изучают психику человека, делают новые открытия — и все равно она остается загадкой.