Алалией называют недоразвитие или полное отсутствие речи у детей. Это результат повреждений центральной нервной системы, которые произошли либо еще во внутриутробном развитии, либо в первые 3 года жизни ребенка. Если вовремя не предпринять необходимых мер, то ребенок с таким заболеванием разговаривать так и не научится.
Алалия никак не связана с нарушениями интеллекта или слуха ребенка. Есть случаи, когда пациенты с таким недугом начинали разговаривать, только достигнув школьного возраста.
Обратите внимание: Алалия — это заболевание, которое не допустимо лечить самостоятельно. Чтобы узнать точный диагноз и получить последующее лечение, нужно обратиться к неврологу, который осмотрит ребенка.
Появление вторичной задержки речи происходит, если лечение алалии было начато уже в более позднем возрасте пациента. Малыши с таким недугом демонстрируют более скудный запас знаний об окружающем мире, чем сверстники. Алалия при этом сопровождается нарушениями лексической, фонетической, синтаксической, морфологической и грамматической речи.
Сенсорная алалия
Это дефект развития, при котором пациент не разговаривает сам. Также он не в состоянии понять слова, которые обращены к нему. Среди детей, которые страдают проблемами, связанными с речевым аппаратом, сенсорная алалия встречается только в 10% случаев.
При сенсорной алалии ребенок не понимает речь окружающих, при этом его речь не развивается. Нарушение речи в таком случае носит вторичный характер, так как это связано с проблемами, касающимися непонимания речи окружающих и нарушения фонематического слуха.
Эта форма алалии сопровождается недоразвитием или повреждением речеслухового анализатора. Как следствие — отсутствие у ребенка возможности связать в слова слышимые от взрослых звуки.
Виды алалии
Существует несколько классификаций заболевания в зависимости от зоны, степени и механизма патологии, но официальна признана и используется система В.А. Ковшикова. По ней алалия делится на:
- Сенсорную.
- Моторную.
- Смешанную.
Сенсорная
Данный вид характеризуется недоразвитием речи из-за патологий в речеслуховом анализаторе. Эта часть коры головного мозга отвечает за анализ речи, и нарушения в её работе ведут к невозможности связать определённый образ с его звуковым обозначением.
То есть ребёнок слышит, но не может понять обращённую к нему речь. Из-за этого он может не откликаться, когда его зовут, не прислушиваться к чужой речи.
Сенсорная алалия выражается также в:
- Расторможенности речи. Ребёнка сложно заставить помолчать.
- Смешении сходных по произношению звуков.
- Эхолалии.
У больных детей может отмечаться интеллектуальная недоразвитость.
Моторная алалия
Основная причина появления данной формы заболевания — патологии коркового конца центра Брока, а также проводящих путей этой области. Как результат, появляется недостаточное развитие экспрессивной речи, выражающееся в трудностях овладения речевыми навыками. При этом ребёнок понимает, что ему говорят.
Для данного вида характерны:
- Позднее формирование речи (примерно в 5 лет).
- Нарушения грамматического строя. Ребёнок не согласовывает слова в роде, числе и падеже, путает окончания и т. п.
- Малый словарный запас.
- Расстройство внимания.
- Двигательная расторможенность.
- Нарушения интеллектуального развития.
Смешанная
Данную форму называют также тотальной. Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсомоторная область коры головного мозга. Больные дети не только не могут воспроизвести речь, но и не понимают её.
Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезнь сопровождается интеллектуальным отставанием.
Причины
Причина появления у ребенка сенсорной алалии — поражения определенных зон головного мозга, которые находятся в корковой части. Эти зоны отвечают за речевой аппарат, понимание и анализ слышимых звуков. К такому нарушению могут привести следующие факторы:
- Заболевания, возникшие в первые годы жизни малыша.
- Нарушения ЦНС, которые возникли при осложненных родах.
- Патологии плода, которые появились во время беременности.
Такое речевое нарушение, как сенсорная алалия, могут вызвать и другие причины. Диагностика заболевания возможна только после полного осмотра малыша такими специалистами, как невролог, логопед и психолог.
Диагностика
Чтобы диагностировать алалию, необходима консультация таких врачей, как:
- невролог;
- педиатр;
- отоларинголог;
- психолог.
В редких случаях требуется посещение нейрохирурга.Консультация помогает выявить особенности развития речи ребёнка.
Прежде всего проводится сбор анамнеза, включающий стандартные вопросы о состоянии матери на период беременности и ребёнка. Дифференциальная диагностика необходима и для того, чтобы исключить другие заболевания речевого аппарата.
Чтобы выявить повреждение мозга потребуется провести одно из исследований, например:
- ЭЭГ;
- рентгенографическое исследование;
- МРТ;
- эхоэнцефалографию;
Если ребёнку поставлен диагноз «сенсорная алалия», требуется исключить тугоухость. Для этого проводят отоскопию, аудиометрию и некоторые другие исследования.
Симптомы
При такой форме расстройства, как сенсорная алалия, ребенок не умеет понимать речь, которая была обращена к нему. Если нарушение имеет тяжелую форму, то может наблюдаться абсолютное безразличие ребенка к любым звукам, независимо от характера их происхождения. Пациент не реагирует на свое имя, не может отличить речь взрослого от любых других звуков в пространстве. Если форма нарушения легкая, то ребенок может демонстрировать понимание отдельных слов из обихода.
При сенсорной алалии речевая активность ребенка достаточно высока, однако он произносит только простые звуки, смысл которых не может быть понятен окружающим. Повторять слова за взрослыми ребенок не в состоянии, также он не может сопоставить предметы и слова.
Отличительный признак этого типа алалии — многократное повторение каких-либо звуков без понимания смысла произнесенного.
Формы и симптомы алалии у детей
Выделяется три формы алалии:
- моторная алалия (экспрессивная алалия);
- сенсорная алалия (импрессивная алалия);
- смешанная алалия (сенсомоторная алалия или мотосенсорная алалия, в зависимости от преобладающего вида алалии).
При моторной алалии ребенок хорошо слышит, понимает речь других людей на слух. Но при всем при этом он или не может говорить, или разговаривает, но очень и очень плохо. При экспрессивной алалии поврежден центр Брока.
Если алалия сенсорная, то ребенок тоже хорошо слышит, а вот воспринимать человеческую речь уже не может. Происходит в результате поражения центра Вернике.
При смешанной форме у ребенка проблемы как с пониманием, так и с речью. В зависимости от того, что страдает больше, форма может называться мотосенсорной или сенсомоторной. Некоторые симптомы детской алалии яркие, а некоторые списываются на временные трудности, которые малыш перерастет.
Симптомы моторной алалии
Симптомы моторной алалии у ребенка 3 лет видны лучше всего. При экспрессивной алалии нарушена речь, совсем неговорящие дети встречаются редко. Определить это можно, если малыш практически не гулит, говорить начинает года в 3-4. Он пытается подражать речи взрослых, старается подкреплять свои фразы жестами, чтобы его можно было лучше понять.
В основном же ребенок путает слоги в словах, соединяет части из разных слов (например, «мапа»). Он может заменять некоторые звуки. Например, вместо «кораблик» он скажет «колаблик» или «корабрик». Какие-то звуки могут и вовсе пропускаться или быть поменяны местами с другими. Нередка также ситуация, когда слоги или звуки повторяются в слове больше, чем нужно, что позднее может превратиться в заикание.
Страдающему моторной алалией ребенку сложно воспринимать окончания и приставки, а также служебные части речи (союзы, предлоги, междометия) и местоимения. Поэтому в своей речи он опускает их, а еще редко употребляет причастия, наречия, прилагательные и глаголы. В основном – существительные. Алалику (больному алалией) сложно понять, в чем отличие слова «кошка» от слова «кошки».
А еще ему трудно воспринимать «двусторонние фразы». То есть ему будет понятна фраза «шляпа мамы», потому что вещь может принадлежать человеку, а не человек вещи. Но вот словосочетание «кошка мамы» уже вызовет трудности, поскольку как у мамы может быть питомец (кошка), так и у любой кошки есть мама, которая ее родила.
Помимо этого, у ребенка может наблюдаться ряд отклонений неврологического характера. Ему сложно контролировать свои движения, он излишне неуклюж и дискоординирован. Мелкая моторика сильно нарушена, из-за чего у него возникают трудности с такими, казалось бы, простыми вещами, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, хватание мелкой игрушки.
Некоторые алалики довольно пассивны, а некоторые, наоборот, гиперактивны. Они не способны много запоминать, концентрировать свое внимание на чем-то длительное время и в полной мере воспринимать информацию и все происходящее вокруг. Утомляются они тоже очень быстро. При этом, если у ребенка нет нарушений интеллекта, то все это можно подтянуть по мере коррекции.
Симптомы сенсорной алалии
Эта форма алалии встречается не так часто, как моторная. При этом ее труднее скорректировать. Виной всему тот факт, что при сенсорной алалии страдает восприятие человеческой речи. Ребенок слышит звуки, да. Но он не может порой отличить речь от напевания себе под нос мелодии без слов или кашля. Для него слова – шум. Поэтому признаки сенсорной алалии у детей будут отличаться от признаков моторной алалии.
Один из главных симптомов сенсорной алалии – громкая, звонкая и малопонятная речь, которую называют «словесным салатом» или логореей. Здесь тоже имеет место замена или пропуск звуков, комбинирование слогов из разных слов, неправильная постановка ударений. Плюс ко всему сюда добавляется эхолалия – бессмысленное повторение фраз, слов или отрывков слов. При этом, если попросить его повторить какое-то конкретное слово за взрослым, то ничего не получится.
Речь взрослых он почти не понимает, только отдельные слова в контексте. Например, мама, когда зовет есть, говорит «Пойдем кушать». И при этом она говорит это на кухне возле стола, где приготовлена пища, или накладывает еду. Если ребенок услышит эту фразу где-нибудь в гостях или вообще на улице (предложила мама зайти в кафе, допустим), он не поймет. Для него не существует связи между словом и его обозначением (предметом, явлением, действием). Сам же алалик формирует предложения со множеством грамматических ошибок.
У ребенка с алалией есть свои психологические особенности. Он не может контролировать как свою речь, так и свое поведение, эмоции и внимание. Ему сложно не только держать концентрацию, но и в принципе сфокусироваться или переключиться с одной задачи на другую. Зачастую он импульсивен, быстро утомляется, настроение его переменчиво, с взрослыми на контакт идти не хочет, со сверстниками не играет, поскольку просто не понимает, что происходит и о чем ребятишки говорят. Также может бояться и болезненно реагировать на звуковые раздражители. Называется такое явление гиперакузией. Эти симптомы алалии у детей в 3 года наиболее заметны.
Источник фото: pixabay.com
Способы коррекции
Сенсорная алалия поддается коррекции только при условии комплексного подхода, который включает:
- прием необходимых медикаментов, назначенных неврологом;
- нейропсихологическая коррекция;
- занятия с логопедом-дефектологом;
- проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса (согласно назначению невролога);
Важно, чтобы помощь была комплексной, поэтому, помимо приема лекарственных препаратов, оказывающих положительное воздействие на ЦНС, специалист может назначить проведение комплексной неврологической реабилитации.
Прогноз и профилактика
Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.
Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.
Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.
И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.
Прогноз, меры профилактики
При выявлении у ребенка алалии важно как можно раньше начать терапию. Это позволит не только значительно сгладить имеющиеся нарушения речевого аппарата, но и снизить риск развития отклонений в дальнейшем. Прогноз может дать только лечащий врач, так как это очень индивидуально и зависит от многих факторов: тяжести заболевания, степени запущенности, наличия сопутствующих осложнений, индивидуальных особенностей организма ребенка.
Шанс того, что ребенок сможет обрести сформированную полноценную речь при сенсорной алалии значительно снижается при позднем обращении к специалисту. Отсутствие терапии может усугубить ситуацию и стать причиной плохой социализации ребенка в дальнейшем.
Меры профилактики алалии сенсорного типа уместно проводить не только во время беременности, но и в первые несколько лет жизни ребенка.
Моторная алалия
Эта форма нарушения является следствием двигательных нарушений в организме ребенка. Сопровождается скудным словарным запасом. Ребенку при алалии такого типа сложно выражать свои мысли, составлять словосочетания и правильно использовать слова.
У детей с моторной алалией наблюдается нормальная подвижность органов, которые ответственны за речь. Однако ребенку сложно, например, поднять язык вверх, если его об этом попросили взрослые. Он не может повторить услышанные слова. У таких детей на фоне заболевания присутствуют нарушения психического и неврологического характера.
Чаще детям с моторной алалией тяжело дается физическая активность, но в некоторых случаях ребенок может демонстрировать повышенную активность, что связано с локализацией поражения в головном мозге.
Сенсомоторная алалия — симптомы и лечение
Дети с сенсомоторной алалией нуждаются в систематической медико-педагогической реабилитации [16].
Занятия с логопедом и дефектологом в первую очередь назначаются не для развития речи, а для приучения ребёнка к выполнению простых бытовых инструкций. Также пациента обучают простым понятиям (форма, размер, основные цвета), учат группировать животных, овощи/фрукты, мебель, транспорт и пр. Затем с помощью наглядных пособий (карточек) приступают к формированию словарного запаса — заучиванию названий предметов, животных, продуктов питания [3][20].
По мере усвоения базовых знаний специалист учит ребёнка сначала произносить звуки, а затем и простые слова. Для этого могут использоваться: реабилитационные и развивающие методики Домана, карточки PECS, звукоподражание зверям (как мычит корова, как мяукает кошка и др.).
Также для реабилитации пациентов с сенсомоторной алалией прибегают к занятиям в аудио-тренажёре, логопедическому массажу, микротоковой рефлексотерапии, нейрокоррекции и лекарственной терапии.
Во время занятий в аудио-тренажёре используются специальные наушники костной проводимости, которые позволяют ребёнку выделить собственный голос из общего шума окружающей среды. Специальные речевые фильтры делают голос ребёнка звучным, сочным и более громким, чем все остальные окружающие звуки, что привлекает его внимание. У ребёнка появляется интерес произносить за логопедом звуки и слова, сознательно контролировать свою речь [11][20].
Логопедический массаж — это массаж речевой мускулатуры, участвующей в произнесении звуков, с использованием логопедических металлических зондов. Данный метод позволяет восстановить нарушенный тонус артикуляционной мускулатуры и активизировать речевые зоны коры головного мозга за счёт восходящих чувствительных импульсов от рецепторов кожи и слизистой оболочки лица и рта. Логопедический массаж также способствует улучшению кровоснабжения и восстановлению иннервации мышц речевого аппарата. Лого-массаж необходим неговорящим детям, детям с нарушением дикции, слюнотечением и приоткрытым ртом, так как все они не умеют управлять своими органами артикуляции [13][20].
Микротоковая рефлексотерапия рекомендована Минздравом РФ для улучшения речевой функции у детей с задержками развития. Во время процедуры врач прикладывает к различным участкам кожи пациента электроды, по которым проходят сверхмалые электрические импульсы. Под воздействием данных импульсов восстанавливается нормальная рефлекторная деятельность нервной системы. Они позволяют улучшить кровоснабжение и активизировать различные зоны коры головного мозга. Для ребёнка эта процедура безболезненна, схема лечения составляется индивидуально [2][18][19][22][23].
При сенсомоторной алалии проводится активизация различных речевых зон головного мозга:
- зона Вернике — для развития функции понимания речи, набора пассивного словарного запаса;
- зона Брока — для повышения желания вступать в речевой контакт, пополнения активного словарного запаса;
- ассоциативные зоны речи — для формирования навыка составления фраз и предложений;
- моторные зоны, управляющие артикуляционной мускулатурой — для нормализации дикции.
Микротоковая рефлексотерапия также позволяет улучшить работу лобных долей головного мозга. Это способствует формированию социально-бытовых навыков. При необходимости для снижения возбудимости используются седативные схемы лечения. Процедуры проводятся c ЭЭГ-контролем [7][14][15].
Нейрокоррекция направлена на восстановление этапности развития головного мозга. Занятия по нейропсихологии представляют собой выполнение упражнений со специальным оборудованием: настольными тренажёрами-лабиринтами для межполушарного взаимодействия, доской-балансиром для мозжечковой стимуляции, мячом-маятником, напольной мишенью, фигурами-цифрами и массажными кочками. Занятия направлены на улучшение взаимодействия двух полушарий головного мозга, восстановление сознательного контроля над своим поведением и осознанное приобретение сложных навыков [4][16].
Чтобы восстановить пострадавшую нервную систему, детские неврологи часто назначают лекарственную терапию. Так, для устранения последствий гипоксии, как правило, показаны препараты с антиоксидантным эффектом: кортексин, цитофлавин и др. В тех случаях когда у ребёнка из-за гидроцефалии произошло разрушение (истончение) белого вещества, то назначают препараты, которые способствуют восстановлению оболочек нервных волокон: цераксон, нуклео ЦМФ, витамины группы В, а также лецитин, содержащий фосфолипиды — строительный материал для клеточных мембран. При наружной гидроцефалии показаны мочегонные препараты (диакарб) или травы с мочегонным эффектом [1][7][9][15][19].
Важно помнить, что лекарственные препараты не улучшают работу конкретной речевой зоны головного мозга — они могут улучшать работу мозга в целом. Любые лекарства должен назначать только невролог, самолечение недопустимо.
Возможные психические нарушения
Моторная алалия сопровождается различными отклонениями, которые затрагивают различные сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Ребенок с таким нарушением бурно на все реагирует, часто плачет и впадает в истерику, не желает иметь какие-либо контакты с окружающими. Также у него:
- более медленно протекают мыслительные процессы;
- нарушена память;
- наблюдается ухудшение концентрации внимания;
- присутствуют зрительно-пространственные нарушения.
Такие дети хуже учатся, им тяжелее запоминать какие-либо факты, так как они часто отвлекаются и не могут сосредоточиться.
Лечение моторной алалии
Реабилитационная программа должна быть направлена на полноценное развитие моторики ребенка. Во время лечения специалисты делают акцент на мышлении пациента его способностях к запоминанию информации. Способы коррекции в таком случае направлены на визуализацию, совершенствование звукобуквенных постановок, развитие способности концентрации внимания. Комплекс назначенных мер при этом воздействует на стимуляцию речи и ее осмысленность, увеличение словарного запаса и правильное становление речи.
Способы лечения и коррекции разрабатываются многими узконаправленными специалистами.
Массаж при алалии
Массаж необходим чаще при моторном типе алалии. Такие процедуры направлены на улучшение артикуляции и чувствительности тканей. Кроме того, они координируют мышцы языка и лица, а также способствуют уменьшению избыточного слюноотделения.
Масса должен проводить специалист, только в таком случае процедуры будут эффективными и обретут терапевтическое назначение. Важно, чтобы сеансов массажа было не менее 10. Техника массажа включает легкие постукивания пальцами по щукам, языку, а также губам. Вдоль поверхности щек массажист делает надавливающие круговые движения. Частота массажа, тип движений, а также особенность процедуры определяется индивидуально и зависит от тяжести и формы заболевания.
Клиническая картина, особенности поведения
Чтобы иметь возможность выражать свои желания и эмоции, дети учатся общаться с взрослыми при помощи жестов. Позже они начинают подключать к этому процессу речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется.
Однако дети с алалией таких успехов в развитии не демонстрируют. Они не имеют возможности общаться с взрослыми при помощи речи. Выделяют три степени недоразвитости речевого аппарата:
- Ребенок знает много слов, но при произношении сильно их искажает по причине слабого развития речевой системы.
- Ребенок знает перечень не сложных слов, демонстрирует начальные навыки речевого развития.
- У ребенка полностью отсутствует речь.
Эти уровни не имеют никакой связи с возрастом и зависят исключительно от тяжести и формы нарушения.
Коррекция алалии
Детей с алалией довольно сложно воспитывать, однако родители должны набраться терпения и найти к своему крохе индивидуальный подход, который основан на понимании, терпении и спокойствии.
Важно незамедлительно обратиться к неврологу, как только были обнаружены первые признаки алалии. Чем быстрее будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем больше шансов, что ребенок начнет полноценно разговаривать в дальнейшем. При своевременной коррекции риски развития осложнений минимальные.
Лечение алалии основано на различных способах и методиках. Важную роль играют педагогический, медикаментозный, а также психологический подходы. Этапы коррекции должны включать:
- нейропсихологическую коррекцию;
- занятия с логопедом-дефектологом;
- проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса;
- ритмотерапию;
- биоакустическую коррекцию;
- физиотерапию;
- массаж.
Коррекционная программа должна быть разработана на основании индивидуальных особенностей ребенка. Она разрабатывается для каждого отдельного пациента и зависит от формы и тяжести заболевания.
Домашняя терапия
Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:
- Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
- Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
- Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
- Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.
Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.
Режим тишины при коррекции сенсорной алалии
Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.
Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.
На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.
На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.
Профилактика алалии
Если вовремя не начать лечение, то уже вскоре заболевание будет сопровождаться серьезными осложнениями: чрезмерная возбудимость на фоне проблем с общением и плохого понимания взрослых, отсутствие самообслуживания и плохая координация движений, а также отставание в умственном развитии.
Такое заболевание бывает как приобретенным, так и врожденным. Риски развития алалии увеличиваются при гипоксии плода, в случае преждевременных родов, если были выявлены осложнения в период беременности.
Чтобы избежать риска развития алалии у ребенка, родители еще на этапе планирования беременности должны отказаться от курения и алкоголя, пройти комплексное обследование и сдать необходимые анализы. Во время вынашивания плода женщина должна минимизировать риски заражения любыми инфекциями вирусного характера. В случае заболевания беременная может лечиться только разрешенными и безопасными для плода медикаментами. Когда ребенок родится, важно чаще с ним разговаривать, находить время на различные развивающие игры.
При обнаружении первых симптомов алалии, важно не откладывать в долгий ящик визит к врачу, который осмотрит ребенка и направит на комплексное обследование.
При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков.
Прогноз преодоления диагноза
Как уверяют логопеды, если лечение было начато в раннем возрасте, примерно в 3-4 года, то шансы на полное восстановление малыша сильно увеличиваются. Вовремя выявленное заболевание и сразу же предпринятые меры, правильно подобранный комплекс терапевтических мер, а также опыт специалистов — залог того, что лечение будет успешным.
Специалисты отмечают, что длительность восстановления зависит от размеров поражения речевых центров. Как показывает статистика, моторная алалия больше поддается коррекции. Дети с таким нарушением быстрее обретают речевые навыки, лучше адаптируются к общению с окружающими, демонстрируя положительную динамику лечения. Другие типы заболевания лечится значительно сложнее, однако при условии правильно подобранной терапии поддается коррекции. Дети с такими нарушениями могут столкнуться в школе со сложностью запоминания
Причины алалии
Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:
- интоксикация матери;
- токсикоз беременности;
- несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
- родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
- нейроинфекции;
- глубокая недоношенность;
- черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
- употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
- наследственная предрасположенность.
Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.