Детские страхи: в чём их причина и как с ними бороться?


Классификация страхов у детей

В детском возрасте большинство из нас испытывали страхи. Причем часто они были связана не с реальной опасностью, а с нашими фантазиями. Психологи выделили три основных вида страхов у дошкольников:

  1. Страхи, возникающие после переживания стрессовых ситуаций (например, после похода к врачу, укуса пчелы и т.д.).
  2. Страхи, возникающие на основе фантазии. Воображение дошкольников развито настолько хорошо, что они невольно переносят события сказок и мультфильмов в реальную жизнь, при этом добавляя новые подробности.
  3. Страхи, возникающие из-за внушения. Иногда, стремясь быстро добиться от ребенка нужного поведения, мы запугиваем его: «Скорей засыпай, а то придет серенький волчок и укусит за бочок», «Не убегай далеко, а то тебя чужой дядя заберет», «Если хочешь, оставайся здесь, а я ухожу». Конечно, услышав такое предостережение, ребенок скорее всего выполнит ваше требование. Однако если мы будем постоянно напоминать ребенку о возможной опасности, подстерегающей его за каждым углом, у него может развиться повышенная тревожность.

Для каждого возраста характерны определенные страхи. Младенцы боятся расставания с матерью, громких звуков. После 7 месяцев у детей обычно возникает боязнь незнакомцев, новой обстановки. После 2 лет дети могут бояться врачей, монстров, одиночества. В дошкольном возрасте могут возникать страхи темноты, наказаний, смерти. Страхи – это часть нормального развития ребенка. Не нужно этого бояться и стыдиться. Наша задача – помочь ребенку преодолеть свой страх.

Причины детских страхов

  • Врожденные особенности, темперамент, свойства личности (повышенная эмоциональность, чувствительность, тревожность).
  • Стресс. Например, болезнь, развод родителей, смерть близкого, травма.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы родителей, пьющие члены семьи, недостаточное уделение внимания ребенку могут являться причинами его тревожности.
  • Гиперопека. Тотальный контроль над ребенком и чрезмерная забота может привести к тому, что ребенок начнет всего бояться.
  • Психическое расстройство. Если страхи ребенка слишком сильные или не соответствуют возрасту, необходима помощь специалиста.

Причины появления страхов:

Невротические страхи

появляются на фоне психотравмирующего события. Они могут закрепиться в сознании ребёнка надолго, неблагоприятно сказываясь на его психоэмоциональном состоянии и развитии.

Поэтому главной причиной является психотравмирующее событие и страх, что оно может повториться

.

Однако, часто детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей.

Более подробно о причинах:

  • Напоминание о возможном неприятном и пугающем ребёнка событии.
  • Увиденное или услышанное о пугающих событиях.
  • Запугивание родителями разными несуществующими персонажами.
  • Особенности нервной системы ребёнка.
  • Испуг — основная причина страхов. Причины испуга.
  • Внезапный, громкий крик.
  • Паника, истерика одного из родителей.
  • Неожиданный укус или нападение животного.
  • Авария.
  • Погребение близких.
  • Жёсткие запреты и угрозы наказания.
  • Ограничения двигательной.
  • Чрезмерно развитая фантазия.
  • Частые скандалы и конфликтных ситуации в семье.
  • Социальное отвержение сверстниками.
  • Подражание, когда кто-то из близких чего-то боится и ребёнок перенимает данный страх.
  • Чрезмерная тревожность и страхи родителей.
  • Чрезмерная забота.
  • Неполная семья.

Как помочь ребенку преодолеть страх

Как мы уже сказали, страхи в детском возрасте – это нормально. Но если нам они могут показаться смешными и глупыми, для ребенка это реальная проблема. Дайте ребенку почувствовать, что вам можно довериться, не смейтесь над его страхами. Если вы хотите помочь ребенку побороть страх, не игнорируйте его, выслушайте своего малыша, дайте знать, что он в безопасности.

Далее мы более детально рассмотрим самые распространенные страхи у детей дошкольного возраста и пути их преодоления.

Психотерапия детских страхов

Преодоление страхов считается одним из наиболее значимых вызовов, которые когда-либо стояли перед детьми. Смелость же — это черта характера, которую можно развивать благодаря поддержки родителей. Нельзя оставлять без внимания жалобы ребёнка. Важно отнестись к ним с пониманием, даже если вам кажется, что страх, который он описывает, беспочвенный.

Если чувствуете, что помочь ребёнку, справиться с его страхом не получается, лучше обратитесь к психологу.

Часто детские страхи считают временным и проходящем с возрастом явлением. Однако, подавленный, не принятый и не разрешеный детский страх во взрослой жизни может обернуться неврозом или психосоматическими заболеваниями!

Конечно, самый действенный метод борьбы со страхом — это психотерапия. Главное условие выбора метода — учитывать желания и предпочтения ребёнка.

Страх темноты

Большинство из нас боится темноты. В темноте дети чувствуют себя беззащитными, появляется страх перед неизвестным. Чтобы снизить тревогу ребенка перед сном, оставляйте дверь в коридор открытой или включайте ночник. Пусть малыш сам управляет освещением в своей комнате. Чтобы подружите ребенка с темнотой, выходите на прогулки в темное время суток, обсудите, что интересного можно увидеть в темноте (звезды, светлячки и т.д.).

Виды страхов

Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.

Дневные страхи

Дневные страхи у детей бывают:

  1. Природные (основаны на инстинкте самосохранения): страх смерти, темноты, высоты, животных, стихии, громких звуков, замкнутого пространства, боли.
  2. Социальные: страх одиночества, людей, наказания, опоздания, осуждения.
  3. Ситуативные: страх как последствие психотравмирующей ситуации (ребенок, который чуть не утонул в озере, теперь боится плавать даже в бассейне).
  4. Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).
  5. Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д.
  6. Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.

Ночные страхи

Ночные страхи у детей могут проявляться в виде кошмарных сновидений, снохождения и сноговорения. Страшные сны могут повторяться и преследовать ребенка почти каждую ночь. Процесс появления таких сновидений связан с работой мозга, который продолжает работать ночью и перерабатывает информацию, полученную днем.

Исследования показали, что ночными страхами страдают примерно 3% всех детей на планете до 14 лет.

Причины ночных страхов у детей:

  • чувствительность, тревожность и мнительность детей, а также их родителей;
  • перенесенный стресс;
  • смена привычной обстановки;
  • болезненное состояние, лихорадка;
  • несчастные случаи, испуг;
  • неблагоприятные семейные ситуации (ссоры отца и матери, развод);
  • эмоциональная отчужденность родителей;
  • повышенные требования к ребенку, частые физические наказания.

Чаще всего кошмарные сновидения преследуют детей с 5 до 12 лет.

Ребенок начинает бояться засыпать один, просит оставить включенным свет или лечь с кем-то из родителей. Спит беспокойно, ворочается, иногда даже вскрикивает. Утром чувствует себя вялым, разбитым, подавленным, начинает капризничать. Родители тоже начинают нервничать, раздражаться, срываются на ребенке. Вечером повторяется все заново – беспокойство, нарастающая тревога, нежелание ребенка идти спать.

Чтобы ситуация не стала критической, а ночные страхи ребенка не переросли в патологию, необходима помощь невропатолога или психотерапевта. Родителям же следует выполнять рекомендации, о которых будет сказано позднее.

Боязнь монстров

Чтобы дать понять ребенку, что монстров не существует, не стоит пытаться объяснить это логически. Для ребенка его фантазии кажутся куда более реальными, чем ваши доводы. Перед сном, загляните вместе с ребенком под кровать и во все другие места, где, по мнению малыша, может прятаться монстр. Помочь ребенку избавиться от страха может веселый ритуал, который отгоняет чудовищ. Также можно попробовать описать монстра так, чтобы он показался малышу смешным и нелепым. Забавное не может быть страшным.

Ночные кошмары

Часто дети не хотят ложиться спать, потому что боятся, что им приснится кошмар. Психологи считают, что сны – это во многом отражение нашей жизни. Причиной ночных кошмаров может быть негативное эмоциональное состояние малыша. Постарайтесь оградить ребенка от переизбытка информации и впечатлений, от ругани и скандалов, больше хвалите ребенка. Чтобы малыш легче засыпал, проводите больше времени на свежем воздухе. Побудьте с ним рядом, пока он не уснет, положите рядом любимую игрушку. В случае если ребенку слишком часто снятся кошмары, то необходимо обратиться за помощью к специалисту. Чтобы разобраться с этой проблемой, вы можете посетить индивидуальные занятия с психологом в детском . Снять тревожность и побороть страхи ребенка также поможет песочная терапия.

По данным исследований, самыми частыми героями кошмарных снов у детей дошкольного возраста являются Волк и Баба Яга. Эти персонажи являются олицетворением злых, строгих, раздражительных взрослых, которых ребенок боится в реальной жизни.

Диагностика

На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.

Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.

«Домики»

Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий. Другой — разноцветный, яркий, весёлый, красивый. Педагог-психолог перечисляет страхи из таблицы, а малыш их «расселяет» по этим двум домикам. Перед этим ему нужно объяснить: в чёрный идёт то, что страшно, в разноцветный — то, что не страшно. Далее подсчитывается количество фобий, оказавшихся в первом домике. Если оно превышает норму, ребёнок отправляется на коррекцию.

«Силуэт человека»

Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.

«Рисунок семьи»

Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.

Используются также диагностические опросники:

  • П. Бейкера и М. Алворда;
  • Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.

Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:

  • частая смена настроения;
  • мускульное напряжение, мышечные конвульсии в области лица и шеи;
  • чрезмерная возбудимость, нервозность;
  • плаксивость, капризность;
  • отсутствие аппетита;
  • нарушения сна;
  • трудности в концентрации внимания.

Для диагностики ночных кошмаров используется полисомнография. С помощью компьютерных программ проводится наблюдение за ребёнком, пока он спит. Результатом является гипнограмма, содержащая информацию о качестве и структуре сна, количестве и продолжительности стадий и фаз. На его основании делается вывод о наличии или отсутствия патологии и назначается лечение.

Страх расставания со значимым взрослым

Родители (или люди, их заменяющие) являются для ребенка самыми близкими и дорогими людьми. Когда родитель куда-то уходит, у малыша возникает страх, что мама или папа могут к нему не вернуться. Такая ситуация часто возникает, когда ребенок только начитает ходить в детский сад и проходит период адаптации. Чтобы помочь ребенку справиться со страхом разлуки, когда вы куда-то уходите, обязательно попрощайтесь с ним, объясните, куда вы идете и когда вернетесь, иначе малыш может подумать, что его бросили. Если вы будете исполнять свои обещания и приходить вовремя, ребенок поймет, что его любимый человек всегда к нему возвращается, и перестанет бояться вашего ухода.

Страх одиночества

Некоторые малыши привыкают быть неразлучными с мамой и боятся оставаться одни даже на короткое время. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, начните приучать его к одиночеству (в хорошем смысле этого слова). Когда ребенок научится играть один, постепенно отходите от него на расстояние. Сначала это может быть другой конец комнаты, потом соседняя комната. Уходите ненадолго, чтобы малыш не успел испугаться. Со временем ребенок привыкнет к вашему временному отсутствию.

Помочь ребенку избавиться от страхов можно только в том случае, если вы понимаете, насколько эта проблема серьезна для ребенка. Помните, что ваш малыш ждет от вас принятия и поддержки.

Боязнь животных

Дети, как и взрослые, могут бояться животных. Этот страх вполне оправдан, ведь мы не знаем, чего ожидать от чужих питомцев. Не стоит игнорировать такие страхи и смеяться над ребенком, если он опасается какого-либо животного. Попробуйте поддержать его. Покажите ребенку пример взаимодействия с животными. Но не ждите быстрых результатов. Ребенок избавится от страха, если на протяжении некоторого времени, он будет видеть, как вы спокойно гладите собаку соседа. Расскажите, что можно и как нельзя обращаться с братьями нашими меньшими.

Рекомендации родителям

Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.

  • Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
  • Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
  • Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
  • Не обсуждайте при ребенке катастрофы, несчастные случаи, истории о призраках и потустороннем мире. Дети впечатлительны, и такие разговоры надолго остаются в памяти. Многие, даже становясь взрослыми, до сих пор помнят, чем их пугали в детстве и какие страшные истории рассказывали взрослые.
  • Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
  • Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
  • Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
  • Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
  • Психология детских страхов такова, что большинство из них рождается в семье. Обратите внимание на собственное психологическое благополучие. Если вы сами по природе тревожны и беспокойны, старайтесь не передавать этих чувств ребенку.
  • Не игнорируйте страхи ребенка. Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.

Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.

5

Страх смерти

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок начинает осознавать вещи, связанные со смертью. Дети могут заметить мертвое животное на улице, случайно услышать о чей-либо смерти в разговоре взрослых или столкнуться со смертью близкого человека. Осознав, что всё живое, в конце концов, погибает, ребенок может испытывать сильнейший стресс. Если ребенок сам заговорит о том, что его расстраивает чья-то смерть, у вас есть отличный шанс помочь малышу стравиться со своим страхом. Не прячьтесь от ответа, объясните ребенку, что смерть, это то, что происходит со всеми и не нужно этого бояться. Если в жизни ребенка произошло стрессовое событие, связанное со смертью, но малыш не говорит о своих переживаниях, подтолкнуть его выразить свои чувства через творчество (арт-терапия, песочная терапия, скозкотерапия) и игру. Страх смерти у ребенка дошкольного возраста может появиться не сразу после травмирующего события. Будьте внимательны к своему ребенку, проявите деликатность.

Детские страхи от 5 до 7 лет

Авторы: Захаров А. И.

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, как уже отмечалось, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?». В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

До 5-летнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти за отца. С 5 до 8 лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира.

В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам. В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем — наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей. Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Как уже говорилось, исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений. Заметим, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отношению других значимых для них людей).

Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать, как «папа» или «мама». Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обоих случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте. Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.

Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов. К тому же развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дыхнет — и все», — так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению. Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете», был беспомощным и одновременно заявлял: «Я — как мужчина». Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына. Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери — это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, «живущим за шкафом», — незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей. Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности. Неудивительно, что скоро он стал «вредным», в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены «алкогольным небытием». В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он — эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства. Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению. Если такой мальчик, вырастая, вступает в брак и становится отцом, то нередко он не испытывает отцовских чувств к сыну, не понимает его мальчишеских потребностей, не участвует активно в жизни семьи (подобно тому, как вел себя отец в свое время) и нередко передает свои неизжитые опасения ребенку.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел» (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), «Меня проглотил крокодил» (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня). Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами. В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: «Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать», — говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: «Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: «Сколько будет 2+2?» Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4″. Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем — родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления. По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться. Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: «Лучше бы мне умереть», девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям — спать, не хныкать и держать себя в руках. Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно «вычислен» из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь — задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть? Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами «без причин» повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу «зазвучали» другие страхи. Во-вторых, он уже «исчез» как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: «Я вообще не люблю мальчиков!». Вообще — это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя «мужчиной», зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как «эмансипированная» женщина развернула непримиримую борьбу за свое «женское достоинство», за право единолично распоряжаться в семье. Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у «феминизированного» мальчика. Недаром он боялся, что его украдут. У него уже «украли» активность, самостоятельность и мальчишеское «я». Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве. Через 10 лет она снова пришла к нам — с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать — в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?». Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок «эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу — «все или ничего». Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего. Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные «нарушения». Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр. Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и «уверенность наоборот» — навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета. Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в «оздоровительный» санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

опубликовано 23/01/2014 11:59 обновлено 23/01/2014 — Педагогика и психология

Выводы

Итак, мы перечислили для вас страхи, которые чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста. Некоторые из них могут показаться незначительными и даже смешными. Но поверьте, для ребенка это серьезные переживания. В спокойной обстановке поговорите с малышом о том, что его беспокоит. Постарайтесь сделать так, чтобы он почувствовал себя в безопасности. Освободиться от страхов поможет проигрывание стрессовых ситуаций, рисование своих страхов, сказкотерапия и песочная терапия.

Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом.

Это социальные страхи, которые могут повлиять на восприятии ребенка самого себя в контексте семьи, садика, школы и других общественных институтов.

Это сфера влияния на ребенка родителями, воспитателями, учителями и другими значимыми для ребенка взрослыми. Именно от них малыш считывает информацию, каков он, нужно бояться кого-то или чего-то, или нет.

Например, 3-летка весело карабкается на высокую горку: он готов бесстрашно съехать с нее! Но вот он глядит на встревоженную мать и уверенности — как не бывало. Позже в похожей ситуации он просто отказывается лезть на перекладину. Сработала ассоциация: горка = тревога матери = страх высоты.

К заболевшему перепуганному малышу однажды приехала скорая и сделала укол. С этого момента он возненавидел всех в белом халате, а при виде иглы орал от страха. Ассоциация: белый халат = боль. А поскольку каждый раз боль была ужасная (что не удивительно, так как сопротивляющемуся ребенку трудно сделать мягкий укольчик), он решил, что всегда будет драться.

В одной семье 4-летняя девочка очень любила выступать перед родными и петь песенки. Но стоило ей выйти из дома, как она становилась робкой. Маму это очень беспокоило, и она всячески пыталась научить дочку не бояться здороваться с ее знакомыми, улыбнуться им, ответить на простейшие вопросы, типа «Как тебя зовут?» Дома дочка соглашалась, а на улице пряталась за спину матери. На вопросы собеседников, почему прячется такая милая девчушка, мама отвечала смущенно: «Ой, а вы знаете, она у меня дикарка, всех стесняется. Просто ума не приложу, что это на нее находит!» И девочка поверила в свою стеснительность. Позже это переросло в страх отвечать на уроках стоя или у доски. Она боялась начинать контакт со сверстниками. Прежде открытая и веселая девочка превратилась в замкнутого подростка со множеством фобий.

Как быть с такими страхами?

Прежде всего, родителям нужно научиться контролировать свои эмоции и речь. Детям раннего и среднего дошкольного возраста не доступны сложные логические операции, они видят себя такими, какими их видят родители: робкими, испуганными, ничего не умеющими делать, не знающими. А ведь ребенок-то уже многое освоил! Но почему-то это не признается, подвергается сомнению — так рождаются страхи.

Страх перед врачами и уколами имеет несколько причин. Чаще всего это — элементарная безграмотность и удивительная близорукость родителей.

Посмотрите на реплики, что в реальности там звучит.

Угроза: «А ну марш спать! Иначе приедет тетя и сделает тебе та-а-акой укол!» (как вариант «заберет тебя в больницу, если не будешь слушаться»). «Сил моих нет! (хватается за сердце) Лягу в больницу, вот будешь знать, как злить маму…»

Обман: «Да ты не бойся, тут тебя комарик кольнет, это не больно совсем!» (а на деле — боль, испуг и горькая мысль: «ой… разве можно после этого доверять маме?»).

Пренебрежение чувствами ребенка: «Эх ты, плакса-вакса! Какой же из тебя мужчина! Сразу ныть…!» (а ведь ребенок хочет, чтобы с ним разделили его боль и страх: так как на своем маленьком жизненном опыте он уже убедился, что привлечь внимание родителей другим способом, кроме нытья, не удается).

Страх перед врачами и процедурами можно снять с помощью игровых ситуаций с куклами-мишками-зайчиками и машинками. Купите ребенку детский набор «чемоданчик врача», расскажите, что делает врач, зачем ему те или иные инструменты и предложите побыть в роли доктора и пациента. Меняйтесь ролями. Подберите соответствующую детскую литературу (стихи, сказки, рассказы, песенки) о врачах и о том, как ему важно оказать помощь, спасти жизнь.

Когда предстоят неприятные процедуры — ребенку станет легче, если рассказать ему о них, честно предупредить «будет немножко неприятно, ты потерпи чуток, я буду рядом, подую тебе, подержу на ручках» и т.д. Обман недопустим.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]