Дыхательные упражнения при заикании для дошкольников 3-4, 5-6 лет

  • Главная
  • Коррекция

Логоневроз, или заикание в момент речи — это патологическое состояние, при котором ребенок и взрослый человек повторяет или пролонгирует звуки, слоги и слова.
Артикуляции при логоневрозе сопровождается судорогами органов речевого аппарата или длительными остановками при переходе от одного звука к другому. Симптомы заикания проявляются в раннем возрасте, если их основа лежит в генетической предрасположенности к патологии, во врожденных заболеваниях ЦНС; в любой период жизни, если причиной болезни становятся стрессы, испуг, психологические травмы.

Заикания делятся на невротические и неврозоподобные. Первые лечатся терапевтически: дыхательная гимнастика, гипнозы, психологическая и логопедическая помощь ребенку. Отдельное внимание стоит уделить атмосфере в семье, релаксации, спорту, пению. Вторые, неврозоподобные, требуют приема спазмалитиков, транквилизаторов, проведения нескольких курсов дегидратации, массажа и физиопроцедур.

Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикании, а так же его профилактики в раннем возрасте у детей. Если выполнять упражнения в строгой последовательности, по инструкции и регулярно, то в 70% случаев прогноз по выздоровлению детей дошкольного и школьного возраста благоприятный.

Суть дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика от заикания для детей — это комплекс специальных упражнений для расслабления и тонизирования мышц речевого аппарата. С помощью простых заданий ребенок научится правильно дышать, наладит ритм и темп вдохов, выдохов.

Логопеды, родители могут использовать несколько видов дыхательных гимнастик при заикании:

  • Традиционную методику. Она включает в себя серию упражнений на тренировку пресса, диафрагмы, формируют сознательную регулировку свободного дыхания в момент разговора.
  • Методику дыхания по А. Н. Стрельниковой. Подходит для лечения нарушений ритма речи, органов дыхательной системы человека. Метод основан на активизации всего организма, способствует укреплению здоровья, избавлению от речевых нарушений, астмы, аденоидов.

Выбирать между методиками коррекции заикания не обязательно, можно использовать сразу несколько способов.

Гимнастика при логоневрозах способна решить следующие задачи:

  1. Сформировать расслабленное дыхание в процессе речи
  2. Устранить страх перед артикуляцией
  3. Снять спазм мышц речевого аппарата
  4. Улучшить работу мозга за счет притока большого количества кислорода
  5. Обучить ребенка контролю над артикуляцией
  6. Укрепить мышцы брюшной полости, диафрагмы, носоглотки
  7. Восстановить биоритмы организма

Важно! Рассчитывать на быстрый результат от использования дыхательных упражнений от заикания не нужно. На решение проблем с речью понадобится не менее 3-6 месяцев, если заниматься регулярно.

Немедикаментозное лечение заикания

Первое, что должен сделать врач, который хочет вылечить больного с заиканием – это убедить его в том, что он должен говорить. Говорить нужно как можно больше, не стесняясь дефекта речи (это сделает только хуже). Заикание не относится к тем заболеваниями, которые нужно скрывать от общества, – в этом нет ничего страшного.

Нужно понять одну простую закономерность: чем больше вы говорите, тем лучше становится ваша речь. Прекращение разговора, напротив, усугубляет расстройство. Неплохой вариант – найти работу, которая связана с общением. Да, поначалу будет очень сложно, но результат (поверьте!) того стоит. Запомните, что заикание – это расстройство поведения, которое вы можете исправить даже своими силами. Не бойтесь говорить!

Вам могут предложить поведенческую психотерапию или лечение заикания гипнозом. Если вы не справляетесь сами, то это должно вам помочь. Однако стоит сказать, что эффективность психотерапии при заикании весьма сомнительна: результаты такого лечения несопоставимы с результатами «самотерапии».

По большей части, ваши шансы быстро избавиться от заикания зависят только от вас. Врач подскажет вам, что делать, близко познакомившись с вашей проблемой (для каждого человека методики и подходы индивидуальны), будет наблюдать за ваши успехами, но самая важная часть лечения, все равно, ложится на вас.

Общие рекомендации

Эффективность дыхательной гимнастики для детей от заикания во многом зависит от качества выполнения заданий. Ребенок и взрослый должны получать удовольствие от тренировки, иначе многомесячные занятия не дадут положительного результата. Не менее важную роль играет психологическая атмосфера во время урока, хорошие отношения между пациентом и педагогом, комфортные условия проведения занятия.

Выполняя дыхательную гимнастику при заикании с детьми следуйте следующим рекомендациям:

  • Проветривайте комнату перед началом урока. Следите за влажностью и температурой в помещении для тренировок, они должны быть комфортными: 18-20 °С, 40-50%.
  • Покормите ребенка за 1-2 часа до начала тренировки. Дети не должны заниматься голодными и сразу после обеда.
  • Принимайте пищу через 1 час после окончания занятия. Мышцы брюшной полости должны успокоиться, прийти в ному после физической нагрузки.
  • Урок должен длиться не боле 20 минут, планируйте занятия на дневное и утреннее время. Для достижения максимального результата нужно заниматься с ребенком каждый день по 2 раза.
  • Если малыш задыхается, сбивается с ритма дыхания, остановите тренировку. Дети могут потерять сознания из-за большого количества глубоких вдохов. Следите за состоянием ребенка на протяжение всего урока.

Важно! Если заикание у ребенка сочетается с патологиями органов дыхания, перед началом тренировок по любой системе проконсультируйтесь с доктором. Такому малышу нагрузку и расписание занятие должен регулировать лечащий врач.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения выполняют сидя и стоя. Важно находиться перед большим зеркалом, чтобы контролировать положение тела, прямоту спины и работу лицевых мышц. Каждое задание повторяют по три-пять раз. Педагог или родитель работают вместе с ребенком, показывая образец.

Длительный выдох

Рекомендуется детям для снятия спазма и тонуса с гортани:

  • ребенок садится перед зеркалом на стул;
  • держит спину ровно, плечи — на одном уровне;
  • вдыхает воздух в живот через нос, старается ощутить, как брюшная полость переполнена кислородом;
  • делает длительный выдох ртом, губы можно свернуть в трубочку, считает до 5-10. Очень важно не прогибать спину и не двигать головой вслед за дыханием.

Толчки воздуха

Упражнение помогает дошкольнику научиться контролировать ритм дыхания, силу выдоха:

  • делайте глубокий вдох в живот через нос;
  • выдыхайте резкими и короткими толчками через рот;
  • следите за напряжением мышц брюшной полости;
  • во время выдоха считайте количество толчков, нужно стараться увеличить этот показатель от занятия к занятию.

Зевок со звуком

При выполнении задания снимается зажим с мышц шеи и гортани:

  • сидите прямо;
  • глубоко вдохните через нос;
  • выдыхайте длительно с открытым ртом, как будто зеваете;
  • озвучивайте выдох: “А-а-а…”;
  • голову по мере выдыхания нужно медленно опускать к груди.

Улыбка “И-и-и”

Упражнение помогает научиться делать длинный выдох. Это пригодится для проговаривания предложений, сложных слов без остановок:

  • голова прямо, медленно и глубоко вдыхайте в живот;
  • растяните губы в улыбке;
  • начинайте медленно выдыхать через рот и одновременно произносите: “И-И-И…”;
  • выдох длится максимально долго.

На заметку! Чтобы ребенку было интересно выполнять дыхательные упражнения, устраивайте соревнования: кто дольше протянет звук, кто не поднимет плечи во время занятия и так далее.

Вьюга

Упражнение обучает ребенка регулировать протяженность звукопроизношения, силу и тембр голоса:

  • вдыхайте воздух в живот;
  • складывайте губы в трубочку;
  • произносите звук “У” сначала громко и грубо. Потом постепенно снижайте громкость и силу артикуляции, будто двигаетесь по кругу.

О-А-У-И

Задание сочетает в себе звукопроизношение и движения руками по схеме:

  • буквы произносятся в определенной последовательности О, А, У, И. Паузы между артикуляцией не допустимы, нужно пропеть комплекс на одном дыхании;
  • одновременно со звукопроизношением на каждую букву нужно делать движения руками;
  • “О” рисуем руками большой живот, “А” поднимаем руки вверх и гладим своим щеки ладонями, “У” протягиваем руки вперед, “И” возвращаем руки в положение перед собой и протягиваем по сторонам, рисуем улыбочку под грудной клеткой. Это упражнение помогает снять зажим в гортани и удлинить артикуляционный выдох

Посмотрите этот комплекс дыхательных упражнений в видео-формате:

Игровые упражнения

Игры при заикании можно условно разделить на два типа: расслабляющие и ритмичные. Первые снимают спазм мышц лица, их нужно проводить вечером, на ночь. Вторые работают как тренажер для отработки ритма дыхания, развития скорости речи. Активные игры предлагайте ребенку в первой половине дня.

Футбол

Увлекательная игра для нормализации произношения звуков при заикании. Понадобится большой кусок ватки, несколько игрушек для организации команды. Ребенок кладет ватку перед собой, набирает носиком воздух в легкие и дует на нее ртом, пытается забить гол импровизированным мячом в ворота плюшевых соперников. Медведей, зайцев ставьте от ребенка в 40-50 см на столе. Обязательно говорите, в какую сторону должна укатиться ватка, чтобы воздушная струя была направленной к цели.

Не забывайте хвалить малыша за правильно выполненные задания, подключайте дух соперничества и азарта.

Птенчик

Ребенок импровизирует пение птиц любыми гласными. Важно вдыхать воздух носом, тянуть звук как можно дольше. Предлагайте петь не только ровно, протяжно, но и делать звонкие переливы: а-а-а-о-о-о-у-у-у, и-и-и-е-е-е-э-э и другие.

Посчитай

Ребенок кладет руку на животик, делает глубокий вдох носом. Загибает пальцы на свободной руке, считает пальчики на одном выдохе. Постепенно усложняйте задания, увеличивая конечное число. Ребенок в возрасте до 6 лет может считать на одном выдохе до 5, после 6 лет — до 10, загибая пальцы на обеих руках.

Кошка

Эта игра помогает ребенку контролировать плавность речи. Малыш встает, скрещивает руки на груди. Наклоняется в стороны, на выдохе поднимается в исходное положение и произносит гласные: а-а-а, у-у-у, и-и-и, э-э-э. Важно тянуть их долго, не вдыхать повторно, можно пропевать.

Кувшинчик

Игра необходима для формирования голосоподачи и речевого дыхания. Ребенок поднимает руки вверх, как будто собирается нырнуть в воду, вдыхает носом очень глубоко. Опускает руки как пловец, нагибается полностью и пропевает длинные звуки (гласные). Для следующего вдоха нужно встать в исходное положение.

Свечка

Игра формирует плавное слоговое произношение. Ребенок произносит слог: Ма-а-а, Па-а-а, Ру-у-у, Зи-и-и, по выбору педагога. Складывает руки ладонями друг к другу. Вдыхает носом воздух. В момент артикуляции делает зигзагообразные движения руками, опуская их вниз, изображая пламя свечи. При этом плавно пропевает один из слогов.

Машина

Ребенок садится на стул, позади усаживается педагог. Они изображают автомобиль. Сначала крутят руль и жужжат как мотор: ж-ж-ж. Звук произносят без остановок, на одном дыхании. Затем машина останавливается, ребенок делает глубокий вдох, пожимает плечами. Это помогает снять мышечное напряжение.

Насос

Можно включить в игру, связав с предыдущим упражнением. Скажите малышу, что у машины пробило колесо и его нужно накачать для продолжения пути. Ребенок встает, поднимает руки до груди. Вдыхает глубоко, опускает насосик до пола, в это время протягивает гласные по заданию педагога или родителя.

Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате:

На заметку: по мнению доктора Комаровского, выбирать между медикаментозным и релаксационным (массажи, дыхательная гимнастика) лечением заикания у детей не нужно, необходимо сочетать оба метода коррекции.

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА ПО МЕТОДУ А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Пение — один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Следовательно, это действие естественное и простое. Тому, у кого природные данные певца, хочется петь, точно так же, как и тому, кто от природы бегун, и ему хочется бегать. Тело певца устанавливает связи, необходимые именно для пения,- легче, чем какие-нибудь иные, и требует их использования, потому что в живой природе то, что не используется,— отмирает. Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека, о чем необходимо знать и помнить певцу. Это работа комплекса мышц, связанных с процессом дыхания, и бессознательно организованная творческим эмоциональным настроем. Комплексная работа невозможна без координирующего центра, а так как, ее организует эмоция, профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения. У людей, поющих голосами, которые мы называем «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог,— это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит. Но, певческие школы в большинстве случаев предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления звука на каждой ноте. Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены и осмысленной фразы и думает не о том, кому, почему и для чего он поет, а о том, попала ли данная нота туда, куда он ее направил. Увлеченность пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть, к объединению мышц, участвующих в нем, к организации координирующего центра. Анализ же своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения. Иногда внимание певца сосредоточено на какой-нибудь одной группе мышц: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол!». Это-то и нарушает естественные связи звуковедения, а с ними теряется и чувство радостно поющего тела, которое есть от природы у человека, как есть оно у соловья или жаворонка. Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознана певцами. Их создает и сберегает певческий эмоциональный настрой, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубом вмешательстве связь рвется в каком-то звене, и голос перестает звучать. Потеря голоса — это нарушение связей звуковедения, а его возвращение — восстановление этих связей. Что же надо делать, чтобы сохранить и развить связи звуковедения? Голос воспроизводит мелодию. А мелодия — это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел, — его бросила рука, ветка качнулась, —ее толкнул ветер. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь! Инструмент певца — часть его тела. И притом, одна из наиболее важных и наименее управляемых,—его органы дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, и эти движения зависят от эмоционального состояния. Следовательно, учиться петь, — это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Но, не только дыхание подчиняется эмоциям, но и эмоции можно подчинить дыханию! У актеров и певцов есть профессиональный термин «опора». «Опертый» голос — это звонкий голос. А, что такое «опертый» вдох? Прикоснуться к плечу партнера, ещё не значит,- на него опереться. Опереться — это перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», то есть попросту уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете это. Ощущение похоже на то, какое испытываешь, опираясь на чужое плечо: упругое, физически приятное сопротивление мышц. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется петь! Вдох — движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох — значит мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отношению к легким, следовательно, удобнее петь, если вы сделали сознательно или бессознательно вдох, «опертый» в спину. Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик. Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо научиться задерживать правильно сделанный вдох. И ещё: не нужно думать о дороге, по которой вы поведете вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге,- там возникает напряжение. Ведите вдох движением и эмоциональным настроем. Пользуйтесь наклоном во время вдоха. Затаите дыхание и пойте, никуда не направляя звук. Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и просто делать,- вредно! Вдох же, заполняющий легкие, не искажая их формы, может вернуть и голос, и здоровье! Лучшая в мире постановка голоса не русская, не французская, не немецкая и даже не итальянская…Лучшая в мире постановка голоса — ПРИРОДНАЯ! Если вы сознательно взяли правильный вдох и задержали его, все остальное сделает певческая интуиция. Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню трудовую, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, как не могут объединить просто слова без мелодии. Желая выразить мысли и чувства, люди ищут прежде всего слова и поют их под музыку. Для человека, поющего естественно, ПЕНИЕ – ЭТО ПРОТЯЖНАЯ РЕЧЬ ПОВЫШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ! И в профессиональном пении, в эстрадной, романсовой, опереточной и даже оперной музыке вокализ— исключение, чаще всего на верхних нотах, где произнесение слов затруднено. И нет естественной границы между разговором и речитативом, а речитатив— вступление к арии. Следовательно, и профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да еще с постановкой голоса. Ведь тогда оно — действие заумное и сложное. И слова в этом случае только мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если же для вас пение — протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое, и слова помогают петь, организуют кантилену. Надо только уметь произнести эти слова, ведь, как известно, «хорошо произнесенное наполовину спето». Музыка имеет три измерения — высоту, тембр и силу. Певец должен просто помогать голосовым связкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождать тембр от посторонних призвуков. А что касается силы, о ней нельзя думать, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости— звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких — грудные мышцы.

«ПОТЕРЯ» ГОЛОСА И ЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЕ У всех певцов, наших с Александрой Николаевной, пациентов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие или фиброматозные узелки,— было мелкое ключичное или грудное перерасширенное и напряженное дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни. Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Если в узких верхушках легких воздуха слишком много, ему тесно. И он стремится уйти во время звучания такой широкой струей, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху. Замолчать певец, актер, да и просто человек, которому надо говорить или петь, не может. Он продолжает речь или пение на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и, конечно, кончает работу больным. Идет к врачу. А дальше по кругу: бюллетени, медикаменты, советы беречь голос. И на помощь болезни приходит страх. Человек начинает напряженно думать о гортани и голосовых связках, а они — напрягаются в ответ на его мысли. От неверного звуковедения начинает расти узелок. Бюллетени все чаще и продолжительней, и, если молчание и медикаменты не помогают,— оперативное удаление узелка. Но как бы ни был прекрасен хирург — улучшение самочувствия и звука кратковременны, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно возникновение узелка повторно. Снова оперативное удаление и, в большинстве случаев, предложение сменить профессию. Следовательно, надо не беречь голос, а иначе организовывать дыхание и звуковедение. Первое, что я рекомендую и актерам, и певцам,— убрать избыток воздуха из верхних долей легких и заставляет тренировать вдох, самый удобный для задержания. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избытка воздуха. Петь и говорить сразу становится легче. Затем я даю специальные звуковые упражнения на тех же движениях, на каких певцы делали вдохи. Диафрагма и брюшной пресс активно работают во время звучания, и болевые ощущения или узелок начинают исчезать. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, они сработают уже по привычке. Привычка же,- требует подкрепления. Дыхательные упражнения надо повторять. Поэтому дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой НЕОБХОДИМО делать перед каждым концертом или оперным спектаклем. И вот еще что. Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение — знайте: там — ошибка. Найдите движение, которое это ощущение уберет. Нам внушают, что петь хорошо — трудно и сложно, а плохо — легко и просто. Но ведь в жизни-то все наоборот: плохой певец поет трудно и сложно, а хороший— легко и непринужденно. Теперь вы знаете почему!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕВЦАМ И ДРАМАТИЧЕСКИМ АКТЕРАМ Никогда не думайте о дыхании ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чем говорите или поете. Зрители, сидящие в первом ряду партера, не должны видеть, как певец на сцене пользуется дыханием. Для того, чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать так называемую диафрагмальную «опору», т.е. очень сильное напряжение внизу живота. Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст так называемый «столб звука», который есть от Бога у оперных певцов с мировыми именами.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Работа с вокалистами требует особого, «филигранного» мастерства, ведь голос каждого певца в итоге может стать национальной гордостью. Ошибки здесь недопустимы. Следует учитывать: 1. тип голоса певца (бас он, баритон или тенор, колоратурное сопрано или контральто…); 2. его физические данные; 3. тип нервной системы; 4. состояние его позвоночника (особенно шейно-грудного отдела); 5. общий гормональный фон организма (общеизвестно, что половые гормоны влияют на тонус голосовых складок)

ПОМНИТЕ! Голос должен быть не только звонким и красивым, но ещё и выносливым!

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Гимнастика Стрельниковой используется для лечения заикания у детей и взрослых в России с 1976 года, когда был издан первый сборник полезных советов от автора метода.

Методика основана на ритмичном дыхании через сопротивление мышц диафрагмы. Очень важно обращать внимание именно на вдох. Он должен быть шумным, резким, ритмичным. Вдохи делают под счет, резко, при этом грудную клетку нужно сжимать, ставя препятствия для прохождения воздуха. Выдох происходит без усилий, естественным путем.

Польза

Изначально дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой придумывалась для певцов, которые потеряли голос. Но увидев хороший результат метода, многие упражнения стали использовать в логопедической работе для коррекции задержек развития речи, логоневрозов.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей приносит пользу по следующим причинам:

  • Ребенок не концентрируется на выдохе. Ему не нужно думать о длине артикуляционной фразы, необходимости набрать воздух для продолжения беседы.
  • Автоматизация такого метода дыхания блокирует спазмы мышц во время речи, они расслаблены, не ждут судорог.
  • Дети с заиканием постоянно испытывают стресс от необходимости общаться с окружающими вербально. В результате ухудшается состояние нервной системы, общее соматическое здоровье. Гимнастика Стрельниковой повышает иммунитет, улучшает сон, аппетит и настроение.
  • Если логоневроз связан с травмами мозга, заболеваниями ЦНС, то органам необходима подпитка кислородом. Авторский метод улучшает снабжение клеток питательными веществами, кровоток.

Для занятий с детьми раннего возраста по методу Стрельниковой полезно использовать видео, чтобы малыши копировали телодвижения по примеру, не сбивались со счета.

Причины заикания у детей

В зоне риска дети, у родителей которых имеются заболевания нервной системы, инфекционной или соматической природы. Чаще заикаются малыши, страдающие от ночных кошмаров, энуреза, а также тревожные, раздражительные, ранимые, со слабой нервной системой. Также могут заикаться детки-билингвы.

Спровоцировать заикание у детей могут такие факторы:

  1. Особенности внутриутробного развития. Тяжелое протекание беременности, асфиксия плода, травмы во время родов;
  2. Состояние здоровья младенца. Травмы, обменно-трофические нарушения, инфекционные заболевания у новорожденного;
  3. Физиологические факторы. Черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, органические нарушения головного мозга, интоксикация, а также заболевания, которые ослабляют центральные аппараты речи (тиф, корь, коклюш, рахит, гельминты, заболевания горла, носа);
  4. Психосоциальные факторы. Испуг, ужас, страх у малыша, неблагополучная обстановка в семье (конфликты, стрессы), неправильное воспитание (балование, наказания, неуравновешенное воспитание или воспитание «правильного» ребенка), преобладание негативных эмоций и напряженности, тяжелая психическая травма, аффект;
  5. Особенности формирования речи. Родители не обращали внимание на то, что малыш говорит быстро или на вдохе, неправильно произносит звуки. Чрезмерные занятия с ребенком по развитию речи тоже могут стать причиной заикания. Например, если родители перегрузили малыша обучением или использовали материалы, предназначенные для детей более старшего возраста;
  6. Еще один фактор, провоцирующий заикание, — быстрая нервная речь ближайших родственников малыша. Он может подражать им, как и заикающимся родственникам. Если у малыша ведущая левая рука, не стоит переучивать его, поскольку это тоже может спровоцировать нарушение.

Строгое, требовательное и непоследовательное отношение к ребенку со стороны родителей, воспитателей и других взрослых тоже может стать спусковым механизмом для развития заикания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]