Как улучшить память в пожилом возрасте: эффективные методики и упражнения

  1. Главная
  2. Полезная информация
  3. О геронтологии
  4. Профилактика ухудшения памяти

В пожилом возрасте начинается снижение памяти. На первых этапах это проявляется забывчивостью, рассеянностью, позже человек забывает о недавних событиях, разговорах. Без лечения начинает страдать и долгосрочная память: «стираются» воспоминания о важных событиях, близких, деталях собственной биографии, утрачиваются навыки, появляются проблемы с узнаванием родственников, с ориентацией в пространстве. Такие нарушения проще предупредить, чем вылечить, и для пожилых людей особенно важна профилактика снижения памяти.

Записаться на консультацию

Причины ухудшения способности запоминать в зрелом возрасте

Существуют естественные причины, тормозящие умственную деятельность. А также внешние факторы, влияющие на концентрацию внимания и способность запоминать.

К первым относятся:

  • Замедление обменных процессов в организме;
  • Нарушение работы сосудов.
  • Это приводит к тому, что нейронам не хватает кислорода и питательных веществ. Концентрация внимания и способность к запоминанию постепенно снижаются.

    К внешним факторам относятся:

  • Травмы или инфекции головы, которые приводят к дисфункции некоторых его отделов;
  • Отсутствие двигательной активности;
  • Несбалансированное питание;
  • Инсульт или инфаркт;
  • Отсутствие интереса к новым знаниям и увлечениям;
  • Стресс и депрессия.

В первую очередь пропадают кратковременные воспоминания. То есть забывается информация, полученная в последнюю очередь.

Какой же все таки мозг, у взрослого или у ребенка, учится быстрее?

На самом деле, учится мозг, как у ребенка, так и у взрослого, совершенно одинаково. Как так происходит? Учеными доказано, что на обучение как у взрослого, так и у ребенка мозг тратит одинаковое количество времени.

Так почему же дети учат быстрее? Потому что они не имеют других забот, как у взрослых, у них больше свободного времени и мотивации. Но мы, взрослые, тоже можем, если захотим)

И есть один секрет. Чтобы изменяться, мозг должен быть готовым к изменению. Что значит быть готовым к изменению?

Например, вы из лучших побуждений заставляете ребенка учится чему-то, вроде бы он учится, а пользы никакой. Почему?

Потому что мозг не может измениться, когда ему не интересно, скучно. Всегда должна присутствовать хоть какая-то эмоция.

Мария Аммон, президент немецкой академии психоанализа, сообщает, что мозг во взрослом возрасте может развиваться, изменяться, восстанавливаться и в основном под влиянием эмоций.

По детям мы точно знаем, что яркая эмоциональная окраска способствует запоминанию.

Итак, мозг готов к изменению, когда мы сильно возбуждены или получаем вознаграждение, любое: денежное, эмоциональное, эротическое, печеньку.

В мозге в этом случае вырабатывается дофамин, который снижает сопротивление мозга к изменению, к запоминанию.

Поэтому секрет к развитию памяти и внимания в любом возрасте — это поощрить себя вознаграждением или испытать глубокую эмоцию.

Мозг должен знать, что после запоминания ему будет хорошо) Когда мы довольны, вырабатывается гормон радости — дофамин. Его еще называют гормоном памяти.

Он связан с рабочей памятью и нужен для того, чтобы подключить ее к действию и отключить те зоны, мозга, которые активы у человека, когда он ничем не занимается.

А чем можно повысить уровень дофамина?

  • Правильными продуктами: яйца, капуста, зеленый чай, морепродукты, яблоки, бананы, клубника и кусочек шоколада)
  • Правильными действиями: интенсивная прогулка на свежем воздухе, танцы, игра на музыкальных инструментах. Но все в меру, а то избыток этого гормона может привести к опустошению и истощению.

Что еще важно знать?

Тесты на способность к запоминанию

Чтобы определить насколько развита умственная деятельность, невропатологи используют тесты для пожилых людей на память.

Чтобы провести тестирование нужно: часы, бумага и ручка. В течение 60 секунд нужно запомнить следующие слова: стог, тротуар, замок, столетие, полоса, фильм, вагон, аромат, пейзаж, Карпаты, луна, Гималаи, актер, неподвижность, книга, календарь, цветок, мужчина, холм, женщина, такси, абстракция, сосуд, вертолет, подарок.

Когда время выйдет, записать на лист запомнившиеся слова:

  • Меньше 6 — необходима консультация специалиста и программа по тренировке функций запоминания;
  • 7-12 — страдают внимание и концентрация;
  • 13-17 — хорошая способность к запоминанию;
  • 18-22 — результат выше среднего, легко запоминаются номера телефонов, пин-коды карт и другая важная информация;
  • Больше 22 — высокий результат, способность быстро запоминать большие объемы информации, анализировать и систематизировать ее у себя в голове.

Проведите несколько подобных тестов, чтобы определить уровень активности нейронов головного мозга.

Надо знать, что понимание не равно запоминанию

Давайте честно, почему мы не помним? Потому что мы взрослеем? Потому что ухудшилась память? А вот и нет! Мы не помним, потому что мы разучились запоминать, мы забыли как это учить наизусть!

Видя новую инофрмацию, мы ее понимаем, осознаем и … забываем. Если конечно какая-то информация не из ряда вон выходящая) Понимание не равно запоминанию.

Запомнить — это как протоптать дорожку в лесу, сформировать нейронный след, но при понимании этого не происходит.

Поэтому учить понятый материал наизусть — это не только полезно, но и необходимо для дальнейшего использования информации.

Мы считаем, что есть волшебная таблетка, какие-то упражнения, самые эффективные, которые надо делать в течение 15-20 минут в день и наша память улучшится.

Конечно, она улучшится, но вот эти поиски идеальной таблетки отодвигают развитие или хотя бы поддержание нашей памяти в хорошем состоянии.

А нужно то всего взять замечательное произведение, стихотворение самого любимого вами автора и … учить наизусть.

Начинайте с малого. 1 строчка в день, не надо много. Но эту строчку повторять целый день, чтобы каждое слово перед глазами стояло, чтобы могли повторить и вперед, и задом наперед.

Дальше, мы каждый день прибавляем по строчке.

Что может помешать?

Методики и упражнения

Если врачи обнаружили серьезные отклонения, то они назначают курс медикаментозного лечения. Но в ряде случаев можно обойтись упражнениями для мозга и памяти для пожилого человека, которые выполняются в домашних условиях с помощью близких.

Мемори

Для упражнения понадобится набор карточек, с парными изображениями на них. Разложите карточки рубашками вверх и переворачивайте по одной, запоминая где какая картинка, и собирая одинаковые.

Последовательность

Необходимо взять 15 предметов, важно, чтобы они были новые и не знакомые. Их нужно расположить в произвольном порядке на столе. В течение 60 секунд необходимо смотреть на эти предметы, запомнить, как они расположены относительно друг друга. После этого помощник должен их перемешать, а тренируемый поставить в нужном порядке.

Мелкая моторика

Очень полезны для умственной деятельности упражнения для улучшения памяти у пожилых людей, выполняемые пальцами рук. Врачи рекомендуют освоить навык вязания, вышивания. Если это сложно, начинать стоит с простых упражнений. Рассыпать перед собой на столе горох и гречу, смешать, затем разделить по крупинкам.

Арт терапия

Эта методика применяется для восстановления памяти после инсульта у пожилых. С пациентом должен заниматься врач. Суть методики и в том, чтобы с помощью цветов и их оттенков развить новые связи нейронов в головном мозге. В домашних условиях людям старшего возраста полезно рисовать, смешивая цвета и получая новые оттенки.

Новые умения

В зрелом возрасте полезно осваивать новые навыки. Например, научиться работать на компьютере, выучить иностранный язык. Это стимулирует нейроны и заставляет их полноценно работать.

Карточные игры

Еще один вариант, чем занять пожилого человека с плохой памятью – игра в карты. Подобные игры основаны на запоминании ходов и использованных карт. Это развивает ум и не надоедает со временем.

Онлайн-игры

Как альтернативу домашним упражнениям можно использовать тренажеры мозга на компьютере или планшете. Преимущество электронного варианта – перед началом занятий предлагается пройти тест на определение уровня способностей.

Забудьте советы о том, что нужно учить стихи. Запоминание без подключения воображения и ассоциативного мышления не улучшат ситуацию. Такая информация быстро «вылетает» из головы за ненадобностью.

Способы сохранения ясного ума и интеллекта

Предложенными ниже советами мы хотим дополнить то, что вы уже успели узнать. Чем раньше вы начнете им следовать, тем больше пользы принесете своему мозгу и тем лучше будут результаты ко времени достижения пожилого возраста.

Гимнастика для ума

Специалист в области томографии мозга, доктор медицины Кавашима Рюта из Японии посвятил изучению способов улучшения когнитивных навыков долгие годы, что позволило ему выделить несколько наиболее эффективных. Согласно его мнению, лучшими методами тренировки мозга являются решение простых математических примеров на скорость и чтение вслух.

Рюта обнаружил, что, выполняя несложные математические вычисления, мозг начинает работать гораздо более активно, чем при любой другой деятельности. А последующие эксперименты подтвердили, что за счет решения примеров развиваются лобные доли левого и правого полушарий головного мозга.

В эксперименте люди, которые занимались математикой всего по 5 минут ежедневно, уже через пару месяцев показывали улучшившиеся результаты в тестах на коммуникацию, самоконтроль, память и творческое мышление. Участвовали и люди с болезнью Альцгеймера, и спустя 6 месяцев тренировок, снижение их когнитивных способностей замедлилось.

Беря за основу эти исследования, Рюта разработал серию специальных тетрадей под названием «Тренируем мозг». Эти тетради – сборники легких примеров на выполнение математических операций: сложения, вычитания, умножения и деления. Сегодня тетради «Тренируем мозг» можно купить или найти в Интернете, но познакомиться с примером вы можете ниже (а если попробуете решить все примеры, хорошо разомнете мозги):

Сохранение ясного ума и интеллекта в пожилом возрасте

Думаем, что с примерами вы справились на «отлично». Но это не единственный способ сохранения ума и интеллекта. Давайте продолжим.

«Умный» образ жизни

Возможно, вы знакомы с книгой «Мозг на пенсии», автором которой является профессор когнитивной нейропсихологии Андре Алеман (если нет, то обязательно почитайте). В ней приводятся факты, подтверждающие, что интеллект поддается тренировкам в совершенно любом возрасте.

Например, Зигмунд Фрейд считал, что в старости человек уже не способен ничему научиться. Но в настоящее время известно, что мозг пожилых людей обладает неплохой пластичностью, а это значит, что его нейроны еще могут создавать новые связи, которые требуются для обучения. За счет них может быть компенсировано ухудшение функций и структуры мозга, наблюдаемое при старении организма.

По мнению Алемана, задания на тренировку мозга наподобие кроссвордов и логических задач являются прекрасным способом профилактики когнитивных нарушений. А в дополнение к этому ученый приводит ряд рекомендаций, способствующих сохранению ясности и остроты ума:

  • Соблюдать принципы здорового питания. Важнейшей частью «умной» диеты можно назвать умеренность в еде. Чем меньше калорий потребляет человек, тем меньшему окислению подвержены нейроны его мозга. Желательно сократить употребление пищи, содержащей сахар, соль и насыщенные жиры. А добавить в рацион нужно продукты, богатые витаминами, и в особенности витамином B12 и фолиевой кислотой. Также нельзя забывать выпивать не меньше полутора литров воды в сутки.
  • Сохранять активность. Физические нагрузки крайне полезны не только для тела, но и для мозга. Чтобы сохранять когнитивную функцию, необходимо минимум три раза в неделю по полчаса выполнять упражнения, учащающие сердцебиение и вызывающие потоотделение. К таким упражнениям можно отнести езду на велосипеде, пробежки, плавание и любые активные спортивные игры.
  • Продолжать работать. Этот вариант больше подходит для пожилых людей, но знать о нем все-таки нужно. Отличным способом сохранения умственной активности является продолжение трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста. Конечно же, пахать на заводе в 70 лет никто не заставляет. Работу можно заменить интересными занятиями и увлечениями, требующими применения памяти и внимания.
  • Читать книги. Хотите, чтобы ваш мозг как можно дольше был активным, – старайтесь читать как можно больше. Причем речь именно о книгах, а не о журналах или газетах. Во-первых, книги намного полезнее и интереснее, а во-вторых, статьи в прессе, как правило, короткие, а понять их суть можно, просто прочитав заголовок и пробежавшись глазами по абзацам. К тому же при чтении книг человек вынужден обрабатывать и запоминать больше информации, чтобы следить за сюжетом.

Польза от предлагаемых Андре Алеманом советов состоит еще и в том, что они не только благотворно сказываются на работе мозга и интеллектуальных функциях, но и помогают поддерживать в здоровом состоянии организм и расширять свой кругозор. Вывод: пользуйтесь мозгом и ведите здоровый образ жизни, чтобы интеллект служил вам до самой старости.

Правильное применение интеллекта

Несколько десятков лет назад ученые с удивлением обнаружили, что мозг человека обладает уникальным качеством – пластичностью. Этот орган может физически меняться в зависимости от условий внешней среды, а нейронные связи в нем могут формироваться до самой старости. Чем чаще человек задействует цепочки нейронов, тем крепче они становятся. В доказательство этому приводят таксистов: после нескольких лет работы их гиппокамп, отдел мозга, отвечающий за пространственное мышление, становится больше.

Любой человек может осознанно тренировать какую-либо область своего мозга. Но в то же время нужно помнить и об обратном эффекте: не используя мозг, вы способствуете его деградации (на эту тему советуем почитать статью «10 способов предупредить деградацию ума»). Поэтому тот, кто хочет обладать острым и ясным умом в старости, уже сегодня должен заставлять свой мозг работать по полной программе.

Интеллектуальный потенциал человека неисчерпаем, но большинство людей даже не стремится раскрыть его полностью. Роджер Сайп, профессионал и тренер по эффективности, написавший бестселлер «Развитие мозга», считает, что применять свой ум человек может с гораздо большей эффективностью, читать он может в четыре раза быстрее, а запоминать – в три раза лучше.

В упомянутой книге Сайпа можно найти немало советов, как улучшить свои когнитивные способности, но отдельного внимания среди них заслуживает отказ от многозадачности. Объясняет это автор так: думать, что человек может справляться с многозадачностью, совершенно неправильно, и любой, кто считает, что может успешно делать несколько дел одновременно, ошибается.

Как написал в своей статье в журнале Harvard Business Review писатель и консультант в сфере личностного развития Питер Брегман, одновременное выполнение нескольких задач – это фокус, который человек проделывает сам с собой, будучи уверенным, что он успевает больше. Но в действительности продуктивность человека в этом случае падает на 40%.

Суть в том, что человек не делает несколько дел сразу, а просто быстро переключается между ними, чем только мешает себе, а заодно и впустую тратит время. Результаты от такой работы всегда требуют доработки. Плюс к этому многозадачность еще и отупляет человека. Коэффициент интеллекта снижается примерно так же, как после ночи без сна. Многие люди гордятся собой, считая, что отлично справляются с многозадачностью, но это самообман.

И еще один важный нюанс: в реалиях сегодняшнего дня, при высоком темпе жизни и далеко не лучшем состоянии экологии организму человека очень непросто справляться с нагрузками. Качество продуктов тоже оставляет желать лучшего, а подпитка полезными веществами крайне необходима человеку. Именно поэтому стоит обратить внимание на полезные добавки к пище, и о них нужно сказать отдельно.

Полезные добавки

Известный невролог и член Американской коллегии питания Дэвид Перлмуттер на протяжении многих лет изучал влияние питания на мыслительные способности человека. Он выяснил, что глюкоза и глютен являются основными причинами ухудшения памяти и развития многих неврологических заболеваний, в том числе и болезни Альцгеймера.

Подробно почитать об исследованиях Перлмуттера вы можете в его книге «Еда и мозг». Мы же рассмотрим лишь приводимые автором добавки, стимулирующие мозговую активность:

  • Куркума. Эта всем известная приправа, придающая еде желтый цвет. Но хороша она не этим, а тем, что на протяжении тысячелетий применялась в индийской и китайской медицине. В куркуме содержится куркумин, а он способен активировать гены, производящие невероятное количество антиоксидантов. Также он улучшает метаболизм глюкозы. Вкупе все это значительно снижает вероятность развития заболеваний мозга.
  • Пробиотики. Таким термином называют особый класс микроорганизмов и веществ микробного происхождения. Они используются в терапевтических целях и как пищевые продукты, а также в качестве биологических добавок. Употребление пробиотиков улучшает работу мозга, снижает стресс, избавляет от тревоги, волнения и депрессии.
  • Ресвератрол. Перлмуттер называет его настоящим волшебством. Это удивительно полезное вещество улучшает кровообращение мозга, стимулирует работу сердца, замедляет процессы старения, а также регулирует жировые клетки, не давая им развиваться. Наибольшее количество ресвератрола содержится в винограде и напитках, сделанных на его основе.
  • Витамин D. Чаще всего этот витамин упоминается, когда речь идет о здоровье костей и нехватке кальция. По этой причине он добавляется в молоко. Но влияние витамина D на организм намного серьезнее, ведь он положительно воздействует на мозг. Центральная нервная система человека включает в себя рецепторы данного витамина, а он препятствует разрушительному влиянию на нейроны свободных радикалов.
  • Альфа-липоевая кислота. Считается мощнейшим антиоксидантом для мозговых клеток. Несмотря на то, что организм вырабатывает эту жирную кислоту в необходимом количестве, образ жизни современного человека и неправильное питание вынуждают принимать ее в качестве добавки.
  • Кокосовое масло. Его можно использовать и для профилактики, и для лечения нейродегенеративных недугов. Знающие люди вообще считают это масло супертопливом для мозга, а также веществом, останавливающим любые воспалительные процессы. Кокосовое масло можно либо добавлять в еду при ее приготовлении, либо пить в чистом виде по одной чайной ложке в день.
  • Докозагексаеновая кислота. Эту омега-3 жирную кислоту можно назвать одной из лучших среди всех добавок. Диетологи и врачи называют ее сокровищем, оберегающим мозг от развития множества заболеваний и останавливающим процессы старения и дегенерации. Ешьте побольше рыбы, а также отдельно печень лосося или трески, и ваш мозг будет вам благодарен.

В книге «Еда и мозг» можно найти еще немало полезной и интересной информации, и будет лучше, если вы почитаете ее сами. Мы лишь сделаем еще одно дополнение: Дэвид Перлмуттер настоятельно рекомендует исключить из своего рациона крупы, хлеб и сахар. По его мнению, это позволит стать умнее и избежать ухудшения умственных способностей, связанного с процессом старения.

Сказанного в статье вполне достаточно, чтобы понять, как важно уже сейчас начинать заботиться о своем мозге и что для этого необходимо. Специалисты и просто осведомленные люди в один голос твердят, что сохранять ясный ум и интеллект в пожилом возрасте вполне реально. Мы тоже разделяем это убеждение, а в качестве доказательства хотим привести несколько примеров.

Методы быстрого запоминания

Методы быстрого запоминания информации у пожилых помогут сохранять в уме важную информацию:

  • Метод ассоциации — если нужно запомнить имя, название или число, его необходимо сопоставить с предметом или известным человеком с таким же именем;
  • Аббревиатура — фраза легче запомниться, если взять первые буквы от каждого слова, например «нужно пойти к стоматологу» – НПС;
  • Визуализация — это очень эффективный метод, нужно представить в воображении то, что требуется запомнить;
  • От сложного к простому — если необходимо усвоить большое количество знаний, лучше разбить его на маленькие блоки и учить постепенно;
  • Рифмование — с помощью стихотворной формы сведения усваиваются в 4 раза лучше;
  • Метод зацепок — числа лучше запоминаются, если заменить их на предметы. Например, 0 – бублик, 1 – палочка, 2 – лебедь.

Каждый выбирает удобный для себя вариант.

С помощью этих методов можно также тренировать мозг.

Рекомендации специалистов

Чтобы перестать забывать, важно не только ежедневно тренироваться, но и откорректировать образ жизни и рацион. На активность головного мозга влияет общее физическое состояние.

Как сохранить память в пожилом возрасте:

  • Физическая активность: необходимо выходить каждый день на прогулку или на пробежку — это укрепляет не только физическое здоровье, но и нервную систему;
  • Правильное питание: для поддержания стабильной мозговой активности необходимы витамины и жирные кислоты. Они содержатся в мясе, рыбе, орехах, овощах и фруктах;
  • Полноценный сон: 7-часовой ночной отдых необходим для восстановления нейронов;
  • Однозадачность: сосредоточенность на одном деле помогает лучше с ним справиться и запомнить последовательность действий.

Если у вас или у ваших близких начались проблемы с памятью, не оставляйте это без внимания. Исследования нейрофизиологов доказали, что большинство функций подлежит восстановлению. Поэтому следуйте советам специалистов и выполняйте необходимые упражнения.

В зависимости от типа памяти

Упражнения для развития зрительной памяти

«10 отличий»

Многие считают это детской игрой, хотя на самом деле это одно из лучших упражнений, которые можно слегка подкорректировать и использовать для развития памяти. Когда мы смотрим на две находящиеся рядом картинки и ищем разницу между ними, мы тренируем в первую очередь внимание. Как это сделать: сначала посмотрите на одну из них, изучайте её в течение 4-5 минут, запоминая каждую деталь. И только затем открывайте вторую и ищите отличия.

Детям подойдут иллюстрации со зверюшками и мультипликационными героями. Взрослым же рекомендуется начинать с более сложного уровня:


Пример иллюстрации для упражнения «Найди отличия» для взрослого человека

«Шерлок Холмс»

Научитесь замечать детали во внешности тех людей, с которыми вам пришлось общаться за день. Перед сном старайтесь вспоминать их образ и отвечать мысленно на вопросы: какого цвета у него глаза? какие украшения он носит? часы какого бренда он предпочитает? сколько пуговиц было у него на пиджаке?

Упражнения для развития слуховой памяти

«Суперзвезда»

Прослушайте 2-3 раза любую песню. Постарайтесь воспроизвести её текст и мелодию через час, вечером перед сном и на следующий день. Снова повторите упражнение. Не переходите к новым музыкальным композициям, пока полностью не будете воспроизводить эту.

«Большой Ух»

В определённый момент времени постарайтесь поймать тишину и вычленить в ней звуки. Это может быть капающий кран, разговор соседей за стеной, лай собаки на улице. Запомните то, что услышали. На следующий день повторите упражнение в том же самом месте и сравните с тем, что было вчера. Что изменилось? Какие звуки остались? Они стали громче или тише?

Подобные упражнения не будут лишними ни для кого. Их можно выполнять с самого раннего детства, чтобы в дальнейшем с памятью не возникало проблем ни в учёбе, ни на работе, ни в преклонных летах. Они позволяют держать мозг в тонусе и улучшают кровообращение, что помогает сохранять ясность и остроту ума даже в солидном возрасте. Регулярно тренируясь, вы никогда не узнаете, что такое старческий склероз.

Упражнения для развития правого полушария мозга

Развитие полушарий мозга дает человеку возможность решать сложные задачки быстрее других, в 5 и даже 10 раз. Как развивать правое полушарие? Узнаем от психологов:

  1. Первое упражнение называется «Приветствие генерала». Правой рукой отдают честь, как это делают в армии. Левой рукой в это же время показывают знак одобрения. Большой палец вверх, зажав в кулак остальные пальцы руки. Левая рука вытянута вперед. Теперь надо быстро поменять руки, левой рукой отдавать честь, правую вытянуть вперед, палец вверх. Менять руки несколько раз местами.
  2. Второе упражнение называется: «Гриб и поляна». Левая ладонь зажата в кулаке, локоть стоит на тыльной стороне вытянутой ладони правой руки. Правая рука расположена горизонтально, на уровне груди. Левая перпендикулярно вверх, ладонь, зажатая в кулак, смотрит вам в лицо. Поменяйте руки местами несколько раз.
  3. Последние движения больше похожи на дразнилку или «прикол». Одна рука позывает зрителю фигу, вторая рука показывает одобрение: большой палец кверху, кулак зажат. Теперь хлопните двумя руками, ладонь об ладонь и поменяйте руки местами. Фигу и одобрение покажите другими руками. Потом опять хлопок и фигуры меняются местами. Повторить несколько раз.

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Тренировать мозг надо еще в самом маленьком возрасте. Когда ребенок собирает пирамидку из колец, повторив несколько раз возведение этой конструкции, он скоро запомнит, что сначала надо на штырь надевать самый большой бублик, потом поменьше, сверху самые маленькие. На верхушке устанавливается конус или звездочка.

Хорошо тренирует память малышам разучивание коротеньких стишков, вроде:

«Мишка косолапый по лесу идет,

шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

мишка рассердился и ногою: топ!»

Очень весело при этом изображать походку медведя, стукнуть себя по лбу и топнуть ногой в нужном месте. Эти несложные манипуляции к слуховой памяти добавляют зрительную и двигательную.

Сказки, с частыми повторениями: «Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку», – развивают слуховую память и зрительную, если при этом рассматривать красочную книгу с картинками.

Составление картинки из пазлов развивает внимание к деталям и зрительную память. Ребенку постоянно приходится сравнивать кусочек рисунка с общим изображением.

Внутренний настрой

Если судьба сложилась так, что местом жительства пожилого человека является платный пансионат для престарелых или государственное заведение, — это не повод отчаиваться. Действительно, некоторые старики, оказавшись на иждивении у родственников или в заведении, где осуществляется уход за пожилыми, опускают руки, думая, что их жизнь кончена, и ничего хорошего больше не произойдет.

Однако это не так. Известно, что умственные способности во многом зависят от того, как человек воспринимает себя, считает ли он себя независимой, самостоятельной личностью, способной противостоять превратностям жизни, или опускает руки. Желание и способность управлять свей жизнью, не сдаваться обстоятельствам – это важные условия бодрости, физической и психологической активности.

Упражнения для мозга для пожилых людей

Гимнастика для мозга для людей старшего возраста совсем несложная. Читать сказки и пересказывать их любимым внукам, заучивать с ними детские веселые стихи про «Рассеянного с улицы Бассейной». Это увлекательно и приятно, к тому же сохраняет личность.

Тренировка интеллекта не дает человеку терять свои навыки и знания. Не только наши мышцы нуждаются в разминке. Нейроны восстанавливают свои связи и не гибнут, если мозг нагружен посильной работой.

Не стоит сильно переутомляться, но собирать картинки из пазлов, учить иностранные слова, гулять в парке по незнакомой аллее, запоминая новый маршрут, необходимо для хорошего внимания. Врачи рекомендуют чистить зубы и причесываться то левой рукой, то правой. Простые опыты, но результативные.

Хорошее питание и свежий воздух станут лучшими помощниками вам и вашему уму. Индивидуумы, ведущие активный образ жизни, не страдают старческим слабоумием.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]