Что такое координация?
Термин координация образован от латинского «coordinatio», что переводится, как «взаимное упорядочивание». Процесс координирования представляет собой согласование мышц организма, направленное на наилучшее исполнение поставленной задачи. По мере развития двигательных навыков, улучшается координация, формируется инертность органов, находящихся в постоянной или промежуточной работе.
Когда человек постоянно находится в движении, системно повторяет определенные движения и упражнения, усложняет нагрузки, разучивает что-то новое, то при этом совершенствуются двигательные навыки и задействуются двигательные центры головного мозга, а также устанавливается устойчивая связь между мозгом и органами. Координация в физкультуре – это возможность соотносить собственные действия, их упорядочивать и согласовать.
Головной мозг отправляет импульсы по сети нервов, а органы под их воздействием выполняют те или иные движения.
Подобное согласование присутствует не у каждого человека. Некоторые взрослые люди, дети младшего возраста иногда двигаются неуклюже, нескладно жестикулируют, их походка непривлекательна, они неустойчивы на земле, имеют проблемы с вестибулярным аппаратом. Поэтому над координацией необходимо работать систематически. Для этого помимо спортивных тренировок будет полезным улучшать индивидуальный эмоциональный фон, упражняться во внимании.
Эффективные занятия для развития координации
Существует множество методик тренировок на координацию и развитие вестибулярного аппарата.
Для начала работы достаточно нескольких простейших упражнений:
- Правая рука выполняет движение пилки, то есть «назад-вперед», а левая проделывает движение топора, что значит «вверх-вниз». В некоторый момент требуется поменять порядок движения: вторая рука должна выполнять действия первой, а первая, соответственно, второй.
- Руки подняты вверх. Левая изображает круг вперед, правая круг назад. Затем конечности совершают движения в обратном направлении.
- Можно устроить проверку своей координации, проделав лёгкое упражнение: протянуть любую руку при раскрытой ладони. Далее нужно прижать к ладони мизинец, другие пальцы при этом должны находиться в развернутом состоянии.
- Требуется совершать вращательные движения рукой влево, и в то же время ногой описывать круг в обратную сторону. Придя к положительному результату, следует постараться это же самое осуществить двумя руками и ногами, расположившись сидя на какой-либо поверхности.
Возрастные особенности координирования
Способности координировать свои движения находятся в прямой зависимости от возрастных возможностей человека:
Возраст (лет) | Состояние показателей |
5 | Неудовлетворительное (за исключением детей, занятых спортом и музыкой). |
8 | Характерна неустойчивые скорость и ритмика двигательной активности. |
14 | Проявляется темп и четкость в деятельности всех групп мышц в связи с завершением формирования всей функциональной системы организма. |
15 | Наблюдается некоторое снижение активности. |
17 | Возраст оптимального развития. Организм готов к продуктивной работе, тренировкам и получению навыков. |
Со временем автоматически гармонизируются все движения, и мышцы согласуются между собой, функционируя сбалансировано и эффективно. Во время уроков физической культуры школьники получают знания по легкой атлетике, гимнастике, участвуют в спортивных играх и получают первичные навыки работы на спортивных снарядах. Без хорошей координации нельзя ожидать успеха в каких-либо упражнениях.
Поэтому учебный процесс направлен на развитие согласования работы мышц с желаниями обучающихся. Самый благоприятный период для работы над координацией в младших классах. Обусловлено это особенностью человеческой психики для детского периода развития. Ребенок в состоянии воспринять и осознать что-либо только увидев и проделав определенный набор движений. В этом заключается наглядно-действенный тип мышления, характерный для детского возраста.
Координационные способности
Основными показателями координационных способностей являются:
- быстрота реакций;
- ловкость;
- равновесие;
- ориентация в пространстве.
Для правильной тренировки вестибулярного аппарата многое значат занятия, предусматривающие элементы акробатики и гимнастики. При этих занятиях увеличивать нагрузки и скорость выполнения упражнений необходимо постепенно. Упражнения должны быть разнообразными, темп со временем нужно повышать. В таком типе занятий ориентирование в пространстве развивается легко, потому что в этом случае задействованы и визуальные ощущения, и мышечная активность.
Такие упражнения проводятся совместно с пояснениями и наставлениями преподавателя. Движение рук и ног происходит: по очереди, синхронно, последовательно. Проще всего координировать движения, когда они производятся синхронно и в одном направлении. Более сложно выполнять поочередные упражнения. Наиболее трудные движения в разном направлении и разноименные. В занятиях для ног и рук нужно принимать во внимание увеличение сложности.
Помимо всего, требуется делать упражнения, где отдельно работают руки или ноги, или тело, а потом добавлять упражнения, соединяющие движение тела, рук и ног.
В координировании и удерживании интереса обучающихся к занятиям требуется всегда что-то новое. При проделывании упражнений нужно использовать оригинальные исходные положения, разноименные движения, зеркальные действия, смену ритмики. Поначалу при изучении ориентирования в пространстве смена положения частей тела осуществляется при зрительном контроле.
Затем возможно доступно обозначать всевозможные направления движения при помощи слов (относительно частей тела). Координация в физкультуре — это также ловкость, которая представляет собой способность в кратчайшие сроки переделывать двигательную активность в условиях изменяющейся неожиданной обстановки. При таких занятиях особые требования к умению сосредотачиваться, ко вниманию; необходима достаточная скорость реакций.
Координация в физкультуре — комплекс разминочных упражнений.
Из общих упражнений наиболее полезны для ловкости следующие тренировки:
- Быстрая перемена позы. К примеру, из лежачего на спине положения необходимо сесть и расправить ноги, затем согнуть в колене правую ногу, потом левую; потом снова вытянуть ноги и лечь в исходную позицию.
- Требуют слаженных действий трех или более человек. К примеру, передача предмета в колонне.
- Несомненным преимуществом в данном плане обладают игровые виды спорта.
Развитие координационных навыков и способностей предусматривает также работу над равновесием. Оно тем более сложно, чем меньше имеется пространства для опоры. Равновесие всегда соотносится с инерцией от предыдущего движения, поскольку в дальнейшем идет мгновенный переход в статику. К примеру, совершая некоторое количество вращений, сложно остаться в равновесии, еще сложнее в завершении сохранить неподвижность.
Для равновесия полезны упражнения:
- Повороты на 360 градусов в одну и другую сторону.
- Поднятие на носки, когда ступни ног размещены вместе. Также эффективны приседания в позе на носках с выпрямленной спиной.
- Одна нога зафиксирована на месте и служит опорой, а вторая отводится вперед, в сторону, назад. Упражнение выполнять поочередно.
- Поднятие ноги, опираясь на вторую. Потом следует повторение, закрыв глаза. В заключении требуется задержаться на 3-4 сек. на одной опорной ноге.
Координация движений
Координация движений
дана человеку для того, чтобы он мог выполнять четкие движения и управлять ими. Если происходит нарушение координации, это говорит об изменениях, происходящих в ЦНС. Наша центральная нервная система – это сложное, взаимосвязанное образование из нервных клеток, расположенное в спинном и головном мозге. Когда мы хотим совершить какое-либо движение, мозг посылает сигнал, и в ответ на него начинают двигаться конечности, туловище или иные части тела. Если ЦНС работает неслаженно, если в ней происходят отклонения, сигнал не достигает цели или передается в искаженном виде.
Основной показатель координации
Следует понимать, какими показателями измеряется координация:
- точность движения;
- разнообразие и сложность движения;
- время;
- точность реагирования на предмет, находящийся в движении;
- ритмичность;
- умение поддерживать равновесие;
- способность к пространственной ориентации;
- рациональность действия (целесообразность и экономичность);
- меткость.
Эти показатели отрабатываются на занятиях по физкультуре. Однако, главным и наиболее комплексным показателем в оценке координации следует считать умения и навыки к быстрой перестройке всей двигательной программы. Для анализа индивидуальных координационных способностей необходимо наблюдать человека в течение 2-3 лет.
Можно с детского возраста предугадать прогноз развития координации в дальнейшем. Благоприятное время для прогнозирования развития координации в категории «телесная ловкость» (гимнастика) 6-7 лет. Категория «предметная ловкость» (игры спортивные) 11-12 лет.
Определение координационных способностей человека[править | править код]
Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».Автор
: И.И. Земцова
Изд.
: Олимпийская лит-ра, 2010 год.
Сегодня значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в различных ситуациях и требующей проявления находчивости, быстроты реакции, способности концентрировать и переключать внимание, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти умения связывают с понятием ловкость —способность человека быстро, оперативно, целесообразно, то есть наиболее рационально, усваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяемых условиях. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное ощущение и пластичность нервных процессов, от степени проявления которых зависит срочность образования координационных связей и скорость перехода от одних установок и реакций к другим. В основе ловкости лежит координационная способность (Виксне, 1989; Дубровский, 2005; Куроченко, 2005; Омельченко, 2004; Фомин, Вавилов, 1991).
Под двигательно-координационной способностью подразумевают способность быстро, точно, целенаправленно, экономно, то есть наиболее совершенно решать двигательные задачи (особенно сложные и неожиданные).
Проявление координационных способностей зависит от ряда факторов, а именно: способности человека к точному анализу движений; деятельности анализаторов, особенно двигательного; сложности двигательной задачи; уровня развития других физических возможностей (скоростные возможности, динамическая сила, гибкость и др.); смелости и решительности; возраста; общей подготовленности (то есть запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков).
Координационные способности в определенной степени можно разделить на три группы:
1 группа
— способность точно размерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
2 группа
— способность поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;
3 группа
— способность выполнять двигательные действия без лишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, принадлежащие к первой группе, зависят, прежде всего, от ощущения пространства, а также мышечного, то есть ощущения усилия.
Координационные способности, принадлежащие ко второй группе, зависят от способности удерживать стойкое положение тела, то есть равновесие, в статических положениях и при балансировании во время перемещений.
Координационные способности, принадлежащие к третьей группе, можно разделить на управление тоническим и координационным напряжением. Первое характеризуется чрезмерным напряжениям мышц, обеспечивающих поддержание позы, а второе проявляется скованностью и чрезмерным напряжением мышц во время движения, включением в действие разных мышечных групп, а именно, мышц-антагонистов, что отрицательно сказывается на самом действии, неполным переходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что мешает формированию совершенной техники.
Координационные способности характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами, обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации, имеют выраженные возрастные особенности.
Дети 4—6 лет имеют низкий уровень развития координации, нестабильную координацию симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций и низкой способности к дифференцированию усилий. В 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. С 11 до 13—14 лет возрастает точность дифференцирования мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет обладают высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня взаимодействия всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.
В 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В 16—17 лет продолжается совершенствование двигательной координации до уровня взрослых, дифференцирование мышечных усилий достигает оптимального уровня.
Оснащение
: секундомер, свисток, мячи.
Ход работы
- Выполнение штрафного броска (требует выполнения в спортивном зале). Испытуемых разделяют по парам: один подает мяч, другой с линии штрафного броска выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. Засчитывается каждое попадание мяча в кольцо.
- Бросок в движении. Испытуемые выстраиваются у средней линии направо от щита. У каждого в руке мяч. По команде преподавателя испытуемый выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита. Затем возвращается на свое место, выполняет второй бросок и так далее (всего —10). Фиксируется количество точных попаданий в кольцо.
- Передача мяча двумя руками от груди (в стену). Испытуемые размещаются на расстоянии 3 м от стены и по сигналу преподавателя в течение 30 с выполняют передачи (в стену) двумя руками от груди. По свистку упражнение заканчивают. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа испытуемых выполняет передачи, вторая считает, затем наоборот. Подсчитывается количество выполненных передач за 30 с. Делают выводы о координационных способностях испытуемых.
Методы развития координирования
Координация в физкультуре — это возможности, представляющие собой готовность к оптимальному регулированию движения.
Методами развития координирования значатся:
- вариативное упражнение;
- игра;
- соревнование.
На занятиях по физической культуре для работы над координацией наиболее действенны игровые методики. Соревновательный дух побуждает к приложению больших стараний для достижения цели. Самым эффективным способом являются коллективные спортивные игры. Они способствуют отработке соразмерности и четкости проделываемых движений. При таких занятиях формируются навыки скорых движений при изменяющихся обстоятельствах.
Важно также проведение эстафет, так как они организуются при определенных временных рамках. Особенно эффективны подобные мероприятия с использованием баскетбольных мячей.
Работа над вестибулярным аппаратом является исключительно значимым фактором для общего развития, а также совершенствования способности к ориентации в пространстве. Она представляет собой базу для изучения новых пространственных навыков движения.
Главные методы исследования способностей координации: тестирование и наблюдение. Достижения в координации, как правило, оцениваются с использованием тестов, привязанных к возрастным показателям и состоянию здоровья.
Комплекс упражнений на координацию
Для тренировки координации существует немало упражнений и целых комплексов, разработанных для тренировки различных групп.
Простейшим комплексом для работы с подростками и группами пенсионеров может являться следующий:
Комплекс упражнений для улучшения координационных способностей | |||
№ | Упражнение | Доза | Рекомендации |
1 | Подбрасывание мяча | 5-6 мин. | — |
2 | Несколько шагов, кувырок вперед | 4 раза | — |
3 | Метание мяча в цель | 15 раз | С каждым разом увеличивать расстояние к обозначенной цели. |
4 | Прыжки с разворотом | 3 мин. | 180° или 360° |
Типы координации
Двигательная координация, требуемая для выполнения задания, — это комбинация трех навыков:
- Навыки мелкой моторики
- Требуется координированное движение мелких мышц (лицо, кисти).
- Примеры: письмо, рисование, застегивание и расстегивание пуговиц.
- Навыки крупной моторики
- Требуется координированное движение крупных мышц или групп мышц (туловище, конечности).
- Примеры: ходьба, бег.
- Навыки координации «рука-глаз»
- Способность зрительной системы координировать полученную визуальную информацию и затем контролировать или направлять руки для завершения задания.
- Примеры: умение ловить мяч, шитье, использование компьютерной мыши.
Виды координации
Координация представляет собой врожденную способность. Её, как и все остальные, необходимо развивать и совершенствовать. Она синхронизирует движения, при плохо развитой координации будет затруднительно вести нормальную жизнь. Следует отметить, эта человеческая способность при старении более других ухудшает свои показатели.
При отсутствии координации невозможно движение мышц. Она получает развитие при почти каждом виде спорта. Врожденную природную способность можно улучшить в каждом возрасте.
Координирование бывает:
- Межмышечное: взаимосвязь мышц, участвующих в совершении движения (интенсивность и упорядоченность мышечных сокращений).
- Внутримышечное: мышцы и их нервные импульсы.
Факторы, влияющие на координирование движений
Двигательные функции нуждаются во многих качествах, которые приобретаются тренировками. День за днем выполняя упражнения, достигается уровень мастерства, увеличивается быстрота и сила.
Факторы, от которых зависит координации:
- адекватный анализ движения;
- трудность двигательного упражнения;
- уровень иных физических возможностей;
- храбрость;
- возраст;
- общая подготовленность и другое.
К координированию также относится чувство времени, восприятие пространства где есть ритмичность и некий темп, которые могут меняться. В ее основе лежит, в свою очередь, способность удерживать внимание, сосредотачиваться, концентрироваться. Для развитой координации требуется сообразительность, находчивость, собранность.
Рекомендации по развитию координирования
Развитие координирования производится в следующих направлениях:
- Выполнение разных упражнений, где присутствует новизна их воспроизведения от занятия к занятию.
- Повышение сложности поставленных задач, работа над точностью.
- Развитие равновесия.
- Тренировка вестибулярных функций.
Методические рекомендации: скорая перемена положений (встать, сесть); оригинальность и неожиданность положения (бег из сидячего положения); изменение быстроты с переменой порядка последовательности; использование в тренировках предметов разного веса, объема.
Практические советы:
- При работе с детьми младшего возраста следует начинать со статических упражнений, развивающих одновременно ориентацию в пространстве, равновесие и визуальную оценку собственных действий.
- Системный подход к периодичности тренировок, поскольку при длительных перерывах наблюдается снижение двигательной активности.
- При организации занятий максимально разнообразить набор упражнений и игр.
- Создание максимально доброжелательной обстановки в группе.
Средства развития координирования
Главными средствами тренировки координирования являются новизна и трудность исполнения. Сложность повышается с помощью, например, сокращения времени, увеличения дистанций, утяжеления веса предметов и так далее. Занятия по координированию перестают быть эффективными, когда их выполнение становится автоматическим. Потом их ценность пропадает, как каждое, изученное в полной мере и проделываемое в одних и тех же условиях, не способствует развитию.
Вдобавок необходимо работать над другими двигательными способностями помимо координации. Координационная способность индивида имеет значимое место при регулировании движений. Она способствует согласованию и контролю различных двигательных активностей в зависимости от поставленных задач.
Человеку необходимо взаимодействовать с внешней средой, требуется прогнозировать возможные ее преобразования, предвидеть будущие события; и на основе этого создавать собственную модель действий, ориентированную на достижение поставленных целей.
Совершенствование двигательных функций составляет основную задачу занятий физкультурой. Эта задача естественным образом подразумевает развитие координации во всех ее видах. В первую очередь тренировки необходимы детям и людям старшего поколения. Работа с остальными группами в этом плане зависит от профессиональной ориентации последних.
Для детей 2-3 лет
Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:
- обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
- ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
- наклоны и приседания (например, за игрушками);
- повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.
- покорение вертикальной лестницы.
Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.