Упражнения для развития слуховой памяти с детьми ОНР


Зачем нужно развивать слуховую память?

Для многих родителей знакома ситуация, когда им приходится по несколько раз повторять ребенку одну и ту же просьбу или задание. Маме и папе кажется, что ребенок ленится, не хочет учиться или помогать, они укоряют его и даже наказывают. Но на самом деле так происходит не потому, что ребенок не хочет, а потому что он просто не может понять, что от него хотят, у него очень слабое слуховое восприятие, он слышит, но не может охватить сказанное, запомнить. Получается – слух у ребенка есть, а способности обрабатывать услышанное – нет.

Такие дети часто отстают в учебе, на решение одного и того же задания тратят больше времени, а порой вовсе нерешенным и оставляют, объясняя потом, что не поняли условие или вопрос. Скудный словарный запас – признак неразвитой слуховой памяти тоже, а также невозможность сосредоточиться в шумном помещении, выделить главное для себя из потока слов. В старших классах непременно появятся проблемы с изложениями и сочинениями, большинством гуманитарных предметов, где основное внимание уделяется лекционному начитыванию материала.

Детей с плохой слуховой памятью идентифицировать несложно.

  • Они невнимательны.
  • Слабо запоминают даже элементарные стишки.
  • Не могут сосредоточиться.
  • Не помнят номеров телефона родителей, часто даже адресов.
  • С трудом изъясняются, даже заученные без понимания правила озвучивают с трудом.

Детки, у которых слуховая память развита хорошо поражают способностью воспроизводить все услышанное в разных местах, запоминать новости, сказки, связно и красиво они разговаривают, разбавляя рассказ сравнениями и смежными событиями.

Слуховая память у детей

Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяснений и инструкций считается фундаментальным умением, которое пригодится в течение всей жизни.

Хорошая слуховая память необходима для овладения правилами орфоэпии, навыками интонирования и выразительного чтения. Слабые слуховые навыки могут привести к появлению трудностей при овладении навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.

Упражнения на развитие слуховой памяти

К счастью, память — это та способность человеческой натуры, с которой можно и нужно работать, развивать. Лучше, если начинать делать это с самого нежного возраста. Песенки, колыбельные, стишки, шутки-прибаутки, поговорки, комментарии к действиям, сыплющиеся на грудничка из близких уст, сослужат прекрасную службу в будущем. Не исключено, что первым у него будет не одно слово, а целый букет фраз.

Повторенье – мать ученья. Эта мудрость как нельзя лучше подходит для описания методов тренировки памяти, в которых самое главное – это регулярность. Ежедневное алгоритма знакомого прохождение – счет ступенек в подъезде, различные ритуалы, заведенные в семье, повторение любимых историй дадут хороший толчок развивающим способностям.

Существует достаточно много упражнений – простых, но эффективных, которые помогут натренировать различные виды памяти слуховую и в частности. Они будут очень полезными для всех членов семьи, а не только деткам, поэтому для большей результативности играйте и работайте вместе.

  1. Что говорит тишина. Попробуйте слушать тишину, которая является большой редкостью в городах. Вместе с малышом из общей какофонии звуков постарайтесь выделять отдельные ее составляющие – вот проехал грузовик, а вот сосед стучит молоточком, а там птички дерутся за кусочек сухарика, лает собака и т.д.
  2. Учим наизусть. Все что угодно: идете в магазин, пусть ребенок заучит список покупок, для поздравления любимой тети или бабушки, отрывки сказок, названия цветов, растущих в саду, стихи и прозу.
  3. Увеличиваем объем памяти. Еще одна старая игра, когда нужно к какому-то перечню добавить что-то свое. Например, мама говорит: «Мы едем на море и берем вот этот чемодан, я положу в него… книгу», затем подхватывает ребенок, повторяет дословно все, что сказала мама и добавляет в «чемодан» что-то свое. Чем больше играющих, тем интереснее, каждый игрок повторяет сказанное предыдущим и вносит свою «лепту» в бездонный чемодан.
  4. Я писатель. Фантазируйте и сочиняйте истории. Сегодня одну, завтра другую, потом постарайтесь связать их вместе при помощи каких-то героев, событий. Это может быть просто описание похода в магазин, а потом процесса приготовления супа. Или прогулка в зоопарке, а потом, кем я стану, когда вырасту.
  5. Свободное время посвящайте прослушиванию и обсуждению аудиокниг. Разных – художественных, научно-популярных, потом обсуждайте, высказывайте свои гипотезы. Можете немного недослушать книгу и предложить ребенку закончить историю, как он это видит, а потом сравнить с оригиналом.
  6. Учим слова. Озвучьте ребенку 8-10 слов, любых, вначале это могут быть только названия предметов, а по мере тренировок, разбавляйте их глаголами, прилагательными. Попросите повторить запомнившиеся, а те, которые он пропустил, повторите еще раз и устройте контрольную проверку через некоторое время – час-два.
  7. Игра в ассоциации. Эту игру часто практикуют педагоги в начальных классах школ. Подготовьте картинки с изображением разных предметов, механизмов, зверей, продуктов. Разложите перед ребенком и произнесите несколько слов, логически связанных с картинками – мастерская, зоопарк, магазин, ресторан и т.п. Попросите ребенка подобрать к каждому слову подходящую картинку и повторить само слово и то, что изображено к нему.
  8. Найди пару. Составьте пары слов, имеющих отношение друг к другу: огород-помидор, машинка – колесо, альбом – фломастеры. Зачитайте их ребенку, а потом называйте, только первое слово, а парное к нему ребенок должен назвать по памяти.
  9. Раскрашиваем по памяти. Возьмите самые обычные раскраски и набор карандашей из шести, а позже более цветов. Скажите ребенку какой элемент картинки каким цветом разукрасить и пусть он это сделает по памяти.
  10. Хитрые тексты. Подберите или составьте такие тексты, где есть описания, перечисления. Длина 8-10 предложений. А затем озвучьте ребенку задание: «Я текст читаю, а ты запоминаешь всех зверушек, которые в нем будут встречаться». Кстати для такого задания идеально подойдет сказка «Колобок». Вы ее прочтете, а ребенок пусть назовет всех, кто хотел съесть Колобка. Также можно подобрать тексты с цифрами, названиями конфет, цветов. Главное, чтобы на фоне массы слов ребенок смог выделить и запомнить те, которые соответствуют заданию. Количество слов для запоминания нужно менять – начинать с двух-трех, потом четыре, пять и так далее, текст длиннее – слов больше.
  11. Игра в «Стоп». Выбираете ребенку незнакомую книгу, не взрослую, конечно, сказки, соответствующую возрасту энциклопедию, сборник стишков. Из средины текста берете одно предложение и читаете его вслух, задача ребенка запомнить и повторить. Если с первого раза не получается – делаете следующую попытку. Когда достигнете успеха, зачитайте небольшой отрывок, в который входит выбранное предложение. Ребенок должен сказать «Стоп», как только вы начнете его читать.

Упражнения довольно интересные и нескучные, а главное, не смотря на простоту, действенные!

Как проверить слуховую память?

Проверить слуховую память не составит труда. Для этого существует множество тестов, которые подойдут как для маленьких детей, так и для взрослых.

Для проверки слуховой памяти необходимо выполнить следующие тесты.

Тест 10-ти слов Лурия

Данный тест позволяет оценить уровень развития слухового внимания, объема запоминания, утомляемости. Тест Лурия можно использовать для детей в дошкольном возрасте и для взрослых.

Стихи для развития памяти взрослым и детям

Витамины для улучшения памяти и работы мозга

Ноотропы для детей: что нужно знать родителям

Перед проведением теста нужно подготовить заранее список произвольных слов. Это могут быть: стул, ложка, окно, цветок, звезда, луна, кошка, книга, речка, перо. Данные слова необходимо зачитать с интервалом в две секунды, ребенок должен внимательно выслушать и запомнить прослушанный ряд. После прослушивания ему нужно повторить все запомнившееся слова. Затем нужно еще трижды повторить данный ряд слов, при этом зафиксировать все слова которые запомнил ребенок. В норме он должен воспроизводить до 4-6 слов в произвольном порядке, после первого прочтения, а после четвертого прочтения он должен назвать на два слова больше от первого результата. Для взрослых нормой считают 5-7 запомнившихся слов после первого прочтения, и все слова после четвертого прочтения.

«Счет» цифровой тест Векслера

Данный тест состоит из двух этапов:

  1. Первый этап заключается в том, что испытуемому повторяют определенный ряд цифр, по три за каждый раз. После каждого повторения ему необходимо воспроизвести все цифры в нужной последовательности с самого начала. Продолжать нужно до первой ошибки.
  2. Второй этап заключается в построении заданных цифр только в обратном порядке.

Нормальными показателями считают 6-9 названных цифр в первом этапе теста, и до 5 цифр во втором этапе.

Запоминание двузначных чисел

Данный тест можно проводить с детьми среднего и старшего школьного возраста, а также с взрослыми людьми, он позволит определить степень развития слуховой памяти. Для его прохождения необходимо заранее записать произвольный ряд двенадцати двузначных цифр, например: 13, 55, 27, 63, 42, 38, 19, 52, 93, 11, 73, 40. Испытуемым нужно попытаться воспроизвести их или записать на листике, порядок не имеет значения. Нормальными показателями считается, если испытуемые правильно записали от 7 и более цифр.

Пересказ текста

Данный тест подойдет, как для детей школьного возраста, так и для взрослых. Для детей выбирают отрывок басни, сказки или рассказа из 10-12 предложений, а для взрослых подбирается более сложный текст.

Сами предложения нужно читать разборчиво и с выражением, не слишком быстро. Затем испытуемым предлагают сразу повторить все, что запомнилось, и через час после зачитки.

Хорошими результатами можно считать правильный пересказ сюжета с допущением 1-2 ошибок после первого прослушивания, и 3-4 ошибки — после второго.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

У большинства людей преобладает зрительная память. Не зря в народе сложилась поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Психологи дают совет лекторам: если вы хотите, чтобы аудитория запомнила хоть что-то из сказанного вами, обязательно подключайте зрительные образы. На самых важных моментах поднимайте руку или сделайте нелепое движение телом. Люди запомнят их, а заодно и услышанную в этот момент информацию. Потому что ровное течение речи, даже если разговор идет об очень интересных вещах, просто не откладывается в памяти. Особенно в наше время, когда воспитанные на телевизоре люди привыкли обязательно видеть перед глазами картинку.

Исследования показали, что те, кто воспитывался на радиопередачах в дотелевизионную эпоху, обладают лучшей слуховой памятью. Конечно же, этот вид памяти можно и нужно развивать. Как с практической точки зрения (чтобы усваивать информацию в случаях, когда нет возможности увидеть ее глазами), так и для общего развития. Улучшая восприятие на слух, вы тем самым укрепляете всю память в целом, задействуя для хранения информации больше отделов головного мозга. Способов тренировки слуховой памяти существует немало. Вот v лишь несколько простых и доступных методик. Читайте тексты вслух. Не просто произносите их неслышным шепотом, едва заметно шевеля губами. Произносите фразы четко, громко, обращая внимание на интонации. Попробуйте даже менять тембр голоса, если в тексте присутствует диалог между героями. Не торопитесь — сами вслушивайтесь в свой голос и в произносимые слова.

Такое упражнение не просто тренирует слуховую память, но и помогает развить дикцию, обогатить словарный запас. Устраивайте, как в прошлые века, семейные вечера с чтением вслух отрывков  из любимых книг, стихов, статей из журналов. Отдохните в кругу близких от телевизора. Психологи отметили, что звук голоса любимых людей благоприятно действует на настроение, помогает справиться со стрессами, укрепляет семейные узы. Вспомните уроки русского языка в школе и такое сложное задание, как изложение. Учитель зачитывала отрывок из какого-то рассказа, а вам нужно было после этого как можно точнее воспроизвести его на бумаге. Сделайте упражнение более интересным. Например, еще раз посмотрите кусочек вашего любимого фильма, где есть диалог, после чего поставьте проигрыватель на паузу и воспроизведите реплики героев на бумаге (или наберите на компьютере, если вам так удобнее). Или во время поездки на общественном транспорте вслушайтесь в разговор находящихся рядом с вами пассажиров, а придя домой, напишите небольшой рассказ, стараясь точнее передать услышанное. После чего прочитайте его вслух, воспроизводя не просто слова, но и интонации ваших персонажей — так, как вы их слышали до этого. Поставьте любимую песню — ту, которую хотите выучить, — на проигрывателе, держа палец на кнопке паузы. Не нужно стараться запомнить целые куплеты — воспроизводите их построчно. Но не просто повторяйте слова, а старайтесь пропевать их как можно ближе к оригиналу. Потом повторите песню по принципу караоке — то есть одновременно проигрывая и напевая ее. Наконец, выключите диск и спойте ее от начала до конца несколько раз. Опять же, максимально старайтесь воспроизвести и мелодию, и интонации исполнителя. Для следующего упражнения вам понадобится помощник. Завяжите себе глаза и попросите его брать разные предметы, которые есть в вашем доме, и заставлять их звучать. Например, пошуршать страницами журнала на столике перед диваном, постучать карандашом по вазам и бокалам, выставленным на полке. Ваша задача — постараться определить на слух, какая конкретно вещь издает данный звук. Естественно, с первых попыток это будет сделать очень сложно. Но вскоре вы поймете, что звон высокой синей вазы для цветов очень отличается от звука, издаваемого при ударе карандашом по хрустальной конфетнице. Найдите записи с пением птиц — они выложены в Интернете, такие диски можно найти в магазинах. Слушайте их, соотносите с названиями.  Запоминайте характерные особенности — повторяемость трелей, высоту звуков, то, какие гласные и согласные вы различаете в птичьем пении. После этого включайте записи в случайном порядке, определяя, какой птичке принадлежит данная песня. А весной отправьтесь в лес или городской парк и проверьте себя на практике — в общем птичьем гаме вы научитесь распознавать трели конкретных птиц. Источник: Аптечка-библиотечка, №10, 2014г

Упражнение «Снежный ком»

Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу.

Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.

Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

По такому же принципу проводится упражнение с предложениями. Первый ребенок произносит предложение из двух слов, а остальные участники постепенно расширяют его, добавляя по очереди по одному слову.

Итоги

Итак, суммируя все сказанное, можно предложить такие рекомендации по тренировке слуховой памяти:

  1. Определитесь с областью, в которой тренируетесь. Умение петь и навык легкого пересказа услышанных анекдотов тренируются отдельно, хотя обе способности связаны с аудиальной памятью.
  2. Если цель – разбираться в тонкостях услышанного материала без необходимости его воспроизведения (например, для более глубокого и эмоционального восприятия музыки), то нужно многократно его прослушивать. Уже после обретения последнего навыка будет получаться повторить услышанное уже без дополнительной тренировки. Пример – разве могли бы вы пересказать анекдот, не научившись говорить?
  3. Для приблизительного запоминания лекций можно использовать мнемотехники, с помощью которых можно прочно заучить ключевые положения услышанного материала.

Во время тренировки слуховой памяти соблюдайте такие важные принципы:

  1. От простого – к сложному. Всему свое время. Обучайтесь, исходя из того, что вы можете, а не чего не умеете.
  2. Закон перехода количества в качество. Чем больше вы времени потратите на изучение материала, чем больше раз вы его повторите, тем лучше он запомнится, а также станет легче сохранить в памяти другую информацию из этой области.
  3. Причина плохого запоминания на слух – проблемы с вниманием. Поэтому развитие слуховой памяти у ребенка, взрослого и людей старшего возраста опирается на способность в течение длительного времени концентрироваться на прослушиваемом материале. Этот навык хорошо тренируется с помощью медитации.

Помните: нет ничего сложного. Все тяжелые задачи можно свести к более простым действиям. А их уже выполнить легко. В добрую путь.

Эффективные способы улучшения слуховой памяти

Почаще слушайте тишину. В современном мире, особенно в городских условиях, редко получается выкроить время для того, чтобы остаться наедине со своими мыслями. Наш сервис BrainApps рекомендует вам на время сна обязательно переключать смартфон в режим полета, чтобы ни один звонок или сообщение не отвлекало вас от отдыха. Для тренировки слуховой памяти проводите простое, но эффективное упражнение. Сосредоточьтесь на звуках, которые вы слышите, старайтесь определить источник каждого мельчайшего звука – шум улицы, стук соседа, какой-то возглас на лестничной площадке, работа бытовых приборов. На самом деле, человека окружает множество звуков, однако мы на них почти не обращаем внимание.

Развитие слуховой памяти будет неполным без аудио упражнений. Используйте время, когда вы добираетесь на работу для того, чтобы прослушивать аудиокниги. Потом в течение дня вы можете прокручивать в голове то, что услышали, обдумывать это. Также развитию слуховой памяти способствует прослушивание радиоспектаклей.

Наш сервис BrainApps приготовил для вас интересные упражнения, с которыми ваша память будет развиваться стремительными темпами. Развивая свою личность, вы становитесь лучше и обретаете уверенность в себе!

Это интересно

Джордж Сперлинг в 1960 году экспериментально установил, что слуховая память является одним из базовых условий для сохранения вербальной информации и ее легкого воспроизведения.

Входные данные для слуховой памяти – это единицы внутриречевой реакции, удерживающиеся в слуховой оперативной памяти всего несколько мгновений. Далее происходит ответная речевая реакция, которая помогает вернуть речевые звуки в память. Именно эта связь играет очень важную роль при кратковременном запоминании.

Учеников в школе, которые лучше обрабатывают устную информацию на слух, называют аудиалами, обычно они имеют очень хорошие оценки и способны отлично запоминать все, что было сказано на уроке, не подглядывая в записи или учебники. Однако абсолютных аудиалов в мире всего 5-7 %, другие люди воспринимают информацию через визуальные, кинестетические или дискретные источники.

Вспомните, как Шурик в фильме «Приключения Шурика» оказался настоящим аудиалом, он не помнил, что находился рядом с девушкой при подготовке к экзамену, но вспомнил, что был уже в этой комнате, как только услышал звук вентилятора и настенных часов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]