Приёмы работы по преодолению импрессивного аграмматизма у детейконсультация по логопедии (старшая группа)

У детей речевые навыки формируются постепенно в возрасте, приблизительно, до 4 лет. Некоторые ошибки в речи присутствуют у малышей старшего дошкольного возраста. Со временем, при правильном общении окружающих людей оплошности в разговоре, восприятии текстов у детей исчезают.

Если сформировавшийся человек не понимает написанного текста, может назвать только несколько главных слов из прочитанной информации, плохо выражает свою мысль, в его речи отсутствуют глаголы, предлоги, союзы, следует обратиться к доктору.

Возможно, совокупность этих признаков является выражением болезни, имеющей название аграмматизм. Разновидностей отклонения несколько. Правильную диагностику может выполнить только квалифицированный доктор, после разностороннего обследования.

Что лежит в основе развития нарушения?

Способность осознавать и воспроизводить речь у человека зависит от большого количества факторов:

  • возраста;
  • уровня общего развития;
  • образованности;
  • среды общения;
  • коммуникабельности;
  • психологического статуса;
  • физического состояния.

Спровоцировать появление заболевания могут анатомические особенности, органические изменения локальных участков головного мозга, например, сильвиевой борозды, коры лобной или височной долей доминирующего полушария.

Нормальное озвучивание слов, синтаксических конструкций возможно при безукоризненном функционировании всех нервных клеток мозга.

Тотальный аграмматизм у детей может также вызвать нарушенный, в период становления речи, слух. Если звуковые волны плохо воспринимаются слуховыми анализаторами, ребенок плохо слышит, ему трудно, даже невозможно правильно сформулировать предложения.

Речевые навыки могут быть сформированы только при многократном полноценном прослушивании словесных оборотов, погружении в аудио среду языка.

Появляющиеся речевые нарушения у взрослых людей, уже имеющих сформированные навыки произношения предложений, изменением работы слуховых анализаторов объяснить невозможно. В таких ситуациях велика вероятность расстройств неврологического характера.

Аграмматизм характерен для состояний алалии, афазии, речи людей без слуха или с плохим слухом, детей, имеющих отставание в развитии.

Симптомы аграмматизма

Симптомы данного явления начинают проявляться в раннем возрасте, когда у ребёнка формируется фразовая речь. Заметить это можно довольно легко — ребёнок не может строить предложения в правильной грамматической форме.

Что касается общего речевого дефекта, то дети с аграмматизмом очень поздно начинают говорить вообще. А так как малыши по своему определению ещё только учатся разговаривать, то родители поздно замечают, что с речью ребёнка что-то не ладное происходит.

При этом звуки произносятся верно, поэтому редко кто начинает беспокоиться о зарождающихся симптомах аграмматизма. Ведь зачастую и взрослые иногда нарушают в речи грамматический строй предложения.

Только уже в школьном возрасте начинают появляться подозрения о речевом нарушении, когда учитель видит, что ребёнку не под силу усвоить падежные формы слов, он не может согласовывать слова в предложении. Аграмматичность при письме заметить ещё проще. Такие фразы как «длинный полоска», «перед окну» сразу бросаются в глаза.

Обычно в возрасте 7-8 лет ребёнок уже свободно согласовывает слова в речи. И такие отклонения вызывают тревогу.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. Общее недоразвитие речи у детей — ОНР Считается, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) неисправимые…
  3. Особенности логопедической работы с группой детей с ОНР Логопедическая работа с детьми с ОНР — методические рекомендации по…
  4. Степени тяжести ОНР — уровни недоразвития Дети, имеющие разные уровни общего недоразвития речи (ОНР), имеют характерные…

Проявления аграмматизма

Примеры аграмматизмов

Человеку с данным заболеванием легче понимать однозначные предложения. Например, фраза «Я купила хлеб» будет понята проще, чем предложение «Я слушаю тебя». Во втором случае в отличие от первого, возможен вариант обратного действия «Ты слушаешь меня».

Проще бывают поняты краткие фразы с классическим порядком слов «На улице идет дождь», в отличие от большего предложения с уточнениями «Дождь непрекращающийся идет опять на улице».

Больной человек общается не совсем грамотно с литературной точки зрения. Обиходные речевые конструкции значительно отличаются от правильно выстроенных предложений. Возможность восприятия обыденной речи у людей с проявлением аграмматизма значительно снижена.

Симптомы могут быть выявлены специалистом при внимательном общении, демонстрации наглядных материалов, сопровождающихся просьбой их описать, о них рассказать. Если человек болен, его речь состоит из самых простых предложений, с минимумом слов, часто произносимых медленно.

что такое аграмматизм

Кратко об аграмматизме

Возможны также ошибки в определении времени, числа и рода, а также трудности в создании предложений с движением грамматических элементов, таких как пассивные предложения, вопросительные конструкции и сложные предложения.

Устная и письменная речь обычно показывает аналогичные шаблоны ошибок. Как правило, лица с аграмматической афазией также демонстрируют нарушение понимания грамматических структур, в частности неканонических семантически обратимых предложений.

В широком смысле аграмматизм — это патологическая неспособность употреблять слова в грамматической последовательности. Аграмматизм связан с афазией Брока, и существует множество теорий относительно его причины. Прилагательное: аграмматический .

По мнению Анны Бассо и Роберта Кубелли, «наиболее очевидной характеристикой аграмматизма является опущение функциональных слов и аффиксов , по крайней мере в тех языках, которые это позволяют; упрощение грамматических структур и непропорциональная трудность в извлечении глаголов также распространены».

В настоящее время, говорит Мэри-Луиза Кин, «нет закрытых вопросов или решенных проблем в лингвистическом и психолингвистическом анализе аграмматизма .

Аграмматизм-это расстройство, которое приводит к трудностям с предложениями . Эти трудности могут быть связаны как с правильным пониманием, так и с правильным составлением предложений . То, что эти трудности возникают на уровне предложения, очевидно из того факта, что понимание и производство слов могут быть относительно избавлены.

Формы нарушения

Специалисты выделяют две основных формы аграмматизма:

  1. Импрессивный характеризуется непониманием речи полностью или частично. Корень имени прилагательного в названии обозначает в переводе с английского «восприятие». Изменения работы клеток головного мозга не позволяют звуковому сигналу трансформироваться в мысли, образы.
  2. Экспрессивные нарушения выявляют при невозможности использовать в речи предлоги, склонения, падежи; при неправильном или неполном оформлении произносимых предложений. Корень имени прилагательного в данном названии имеет смысл в переводе с английского «выражение». Проблемы с функционирование локальной зоны головного мозга препятствуют превращению мысли в речевую фразу. В зависимости от местонахождения проблемного участка возникающая речевая аномалия (афазия) может иметь сенсорный или моторный характер.

Сенсорные изменения обусловлены нарушением возможности чувствовать, воспринимать звуковой сигнал.

Моторные нарушения в центре Брока вызывают трудности управления мышцами гортани, языка, челюстей, которые не позволяют хорошо воспроизводить речь. Часто больной может произнести только основные слова.

Его речь напоминает текст телеграфного сообщения, в котором преобладают имена существительные или, наоборот, присутствуют только глаголы. Такие специфические особенности позволяют уточнить локализацию участка мозга с нарушенной деятельностью.

отличия аграмматизма и недостатка обучения

Что такое аграмматизм?

Каждый человек обучается речи благодаря тому окружению, в котором он находится. Обычно это занимает до 4 лет жизни человека. Здесь наблюдаются ошибки в понимании и построении предложений, что является нормальным. В последующие годы ребенок только корректирует свою речь, выбирает свой стиль общения. Однако существенных ошибок не наблюдается. Что такое аграмматизм? Это нарушение речи, которое проявляется в отсутствии правильной способности строить и воспринимать предложения.

Распознать аграмматизм можно по таким признакам:

  • Человек не понимает написанного.
  • Он не способен пересказать прочитанное, выделяет лишь отдельные слова.
  • Человек плохо высказывает свою мысль.
  • В речи индивида отсутствуют определенные части: предлоги, союзы, глаголы.

В таком случае необходимо обратиться к врачу. Только он способен выявить причины нарушения речи. Это может не быть аграмматизм, в таком случае ставится точный диагноз и назначается лечение.

У людей с рассматриваемой патологией наблюдаются повреждения в сильвиевой части головного мозга. Применяется аграмматизм в отношении письма или чтения. У взрослых может наблюдаться при афазии – использование в речи слов, созвучных по произношению, но не подходящих по смыслу.

перейти наверх

Постановка диагноза

Правильное установление диагноза – результат комплексного наблюдения, обследования. Очень важно определить:

  • общее состояние человека,
  • его психологический и неврологический статус.

При общении специалист оценивает:

  • темп речи;
  • разнообразие употребляемых синтаксических форм;
  • правильное использование падежей, склонений в речи;
  • наличие союзов;
  • присутствие предлогов в диалоге и монологе при описании наглядного объекта.

При тестировании оценивают количество слов и слогов в произносимых предложениях, согласованность используемых окончаний.

Для выявления нарушений мозговой деятельности рекомендуют сделать энцефалограмму, ультразвуковое или томографическое исследования.

Суммируя, анализируя полученную информацию, специалист принимает решение об установлении диагноза.

Типы аграмматизмов

Невропатологи, неврологи, рефлексотерапевты выделяют два основных типа аграмматизмов. Это импрессивный аграмматизм и экспрессивный аграмматизм нарушения речи.

Импрессивный аграмматизм отмечается полным, а также частичным нарушением понимания смысла грамматических конструкций воспринимаемой речи.

Экспрессивный аграмматизм является грамматическим нарушением оформления активной речи. Экспрессивный аграмматизм характеризуется неправильным использованием падежей, предлогов, склонений.

Методы лечения

Аграмматизм – это неврологическое расстройство, требующее помощи квалифицированных специализированных докторов. Медицинское лечение в зависимости от возраста, тяжести состояния больного может включать медикаментозный курс, рефлексотерапию, физиотерапевтические процедуры, воздействие гипнозом.

Коррекция состояния лекарственными препаратами может значительно улучшить кровообращение клеток мозга, сделает более эффективной их функционирование.

Воздействие на активные точки при рефлексотерапии может осуществляться разными методами:

  • механически;
  • термически;
  • электрическим разрядом;
  • лучами лазера;
  • электромагнитными волнами;
  • фармацевтическими препаратами;
  • имплантацией инородных элементов;
  • комбинированием техник.

корреекция аграмматизма и дисграфии

Авторские методики, апробированные многолетним опытом применения? различаются по выбору чувствительных точек на теле пациента и методов действия на них.

Положительные изменения наблюдаются при физиотерапии экспрессивного аграмматизма. При проблемах сенсорного характера правильный выбор физиотерапевтических методов помогает улучшить восприятие больным звуков.

Влияние аномалий моторного характера минимизируется восстановлением активности мышц гортани, челюсти, языка.

Аграмматизм, как и другие нейропсихологические расстройства, поддаются коррекции профессиональным гипнозом, с помощью которого улучшается качество произносимой речи.

Алгоритм лечения подбирают специалисты индивидуально. Помимо медицинской помощи больному в период восстановления понадобится помощь психологов, логопедов, педагогов.

Примеры аграмматизма у школьников

Вопреки правилам грамматики, ребенок пишет аграмматично, к примеру, «на столу», или «длинный дорога». В соответствии с возрастными умениями, дети к четырехлетнему возрасту уже должны уметь согласовывать слова правильно. Следует отметить, что в этом возрасте подобные речевые ошибки нельзя считать нормой. Когда малыш допускает ошибки, такие, как «деревы», или «возле там», то конечно, требуется обязательная консультация специалистов. Если говорить о правилах словообразования, где использованы приставки, суффиксы, то подобными умениями дети овладевают позже, примерно к восьмилетнему возрасту. В это время школьник уже должен уметь нормально согласовывать между собой слова, и без труда образовывать новые. Если же подобного не происходит, то специалист диагностирует у детей аграмматизмы.

При поступлении в учебное заведение у детей школьного возраста имеющиеся аграмматизмы сразу же выявляются. При этом отмечается ряд дефектов произношения, лексико-граматический строй является несформированным, также не соответствует связная речь, фонетическое восприятие. Более отчетливо проявление аграмматизма наблюдается у семилетних и восьмилетних детей, потому что в это время школьники уже осваивают грамоту, изучают правила грамматики. Предпосылками можно считать наличие у ребенка бедного словарного запаса. Согласно исследованиям, данное нарушение происходит именно из-за бедности словарного запаса, также влияет неправильность понимания лексического значения.

Источники

  • https://neurofob.com/mental-behavioural/speech-disorders/agrammatizmy-v-rechi-eto.html
  • https://sarclinic.ru/osnovnye-napravleniya/90-detskie-zabolevaniya/263-agrammatizm-paragrammatizm-disgrammatizm
  • https://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/agrammatizmy.html
  • https://www.psyportal.net/15691/agrammatizm/

[свернуть]

Предвосхитить неприятность можно

Для предотвращения появления аграмматизма очень важен нормальный неонатальный период формирования ребенка. Неврологические расстройства будущего ребенка могут формироваться при тяжелой беременности, усугубленной инфекционными или другими заболеваниями.
Правильный образ жизни, регулярной наблюдение у внимательного доктора будущей мамы – залог рождения здорового малыша.

Аномалии в функционировании клеток головного мозга могут появляться у взрослых людей вследствие перенесенных заболеваний, нарушения кровообращения. Превентивная мера – внимательное отношение к собственному состоянию здоровью, применение в каждодневной практике общеукрепляющих процедур, формирование привычек здорового образа жизни.

Состояние больных при аграмматизме можно существенно улучшать, вплоть до полного выздоровления. Успешное лечение возможно при своевременном обращении к специалистам, неукоснительном соблюдении рекомендаций доктора.

Как лечить аграмматизма, как вылечить аграмматизм, как избавиться от аграмматизма в Сарклиник?

Сарклиник знает, как лечить аграмматизм, как восстановить грамматическое строение речи, как избавиться от аграмматизма в Саратове. Новые рефлексотерапевтические методы лечения помогли избавиться от аграмматизма многим нашим пациентам. Эффективное лечение дает отличные результаты, пациенты (дети и взрослые) восстанавливают способность пользоваться грамматическим строением речи. На нашем сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно доктору и получить краткий ответ по лечению аграмматизма.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: B-d-s | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Детский церебральный паралич у детей, дети с дцп, лечение

Туретта, синдром Туретта, болезнь Туретта, лечение Жиль де ля Туретта

Депрессия у подростков, детей, лечение депрессии в Саратове

Как лечить ночное недержание мочи у детей, лечение в Саратове, России

Дислексия, лечение дислексии, коррекция, преодоление, устранение, алексия, лечение алексии

Комментарии ()

Статья:

В статье раскрываются современные представления о механизмах и проявлениях аграмматической дисграфии у учащихся младших классов. Выделяются предпосылки, обеспечивающие формирование грамматических обобщений. Показана взаимосвязь между уровнем сформированности грамматических обобщений и предпосылок, обеспечивающих их формирование, у учащихся с задержкой психического развития с учётом нейропсихологического подхода. В современной логопедии проявления аграмматизмов в устной и письменной речи учащихся младших классов рассматриваются в структуре аграмматической дисграфии. Механизм аграмматической дисграфии связывается с недоразвитием морфологической системы языка, нечёткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения и связях предложений в тексте (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, С.Б. Яковлев и др.). Основными симптомами аграмматической дисграфии являются грамматические ошибки на письме [5; 6; 12]. Наиболее подробный анализ грамматических ошибок письма проведён С.Б. Яковлевым. Автором выделено три основных вида аграмматизмов: аграмматизмы на уровне связного текста, аграмматизмы на уровне предложения (синтаксические), морфологические аграмматизмы [12]. Обозначенные виды аграмматизмов письма выделены с учетом психолингвистического понимания процесса порождения письменных речевых высказываний (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия) и связываются с несформированностью этапов внутреннего программирования и грамматического структурирования речевых высказываний [3; 4; 7; 8]. Исследования С.В. Зориной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой и др. выявили у детей с задержкой психического развития (ЗПР) нарушения синтаксического оформления высказываний, недостатки словоизменения и словообразования, недостаточную сформированность операций текстообразования, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи [5]. Актуальным и недостаточно разработанным в настоящее время аспектом изучения аграмматической дисграфии у учащихся младших классов с ЗПР является ее анализ с позиций нейропсихологического подхода. Нейропсихологический подход в исследовании дисграфии у учащихся младших классов исходит из представления о системно-динамическом строении высших психических функций (в нашем случае письменной речевой деятельности) и их мозговой организации. Несформированность любого из функциональных звеньев системы по-разному влияет на формирование письменной речевой деятельности в целом. Метод функционального синдромного анализа А.Р. Лурии позволяет выявить нарушенное звено функциональной системы письменной речевой деятельности и определить ведущий фактор, лежащий в основе механизма возникновения различных видов грамматических ошибок (аграмматизмов) в письменной речи учащихся младших классов с задержкой психического развития. Анализ работ Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьевой и др. позволил нам выделить основные операции грамматического оформления высказываний: внутреннее программирование и грамматическое структурирование. А также выделить специфические и неспецифические факторы, обеспечивающие грамматическое оформление высказываний. К неспецифическим факторам относится «энергетический фактор», обеспечивающий активность протекания устной и письменной речевой деятельности. К специфическим факторам относятся: «лобный фактор», обеспечивающий программирование связной и фразовой речи, регуляцию и контроль письменной речевой деятельности в целом; «височный фактор», обеспечивающий восприятие и анализ звукового состава слова, выделение различий в звучании грамматических форм слова посредством анализа флексий, аффиксов и префиксов; «теменно-затылочный» (пространственный фактор), обеспечивающий оперирование речевыми единицами, передающими пространственные отношения (предлоги, приставки), а также понимание логико-грамматических конструкций [1; 6; 7; 8; 11]. Исходя из вышеперечисленных представлений, нами было предпринято исследование, посвящённое выявлению аграмматизмов в речи учащихся младших классов с ЗПР, а также механизмов их возникновения. С учётом цели исследования была разработана диагностическая методика, состоящая из трёх серий заданий. Первая серия заданий была направлена на выявление морфологических аграмматизмов в речи учащихся с задержкой психического развития и предполагала исследование понимания и употребления учащимися различных форм словоизменения и словообразования. Вторая серия включала задания на исследование синтаксических аграмматизмов и аграмматизмов на уровне связного текста в устной и письменной речи учащихся с задержкой психического развития. Данная серия включала задания на исследование возможностей программирования учащимися связных текстов и различных синтаксических конструкций. Третья серия была направлены на выявление механизмов возникновения аграмматизмов в речи школьников с ЗПР и включала в себя нейропсихологическое обследование, направленное на исследование серийной организации, программирования, регуляции и контроля деятельности; исследование особенностей переработки информации различной модальности (слухоречевой, оптико-пространственной), выявление нейродинамических нарушений. Система оценивания строилась с учётом качественно-количественного подхода. При этом качественная сторона оценки была разработана с опорой на нейропсихологические критерии, которые учитывают самостоятельность, темп выполнения задания, характер ошибок, эффективность принятия различных видов помощи. В основу разработки методики констатирующего эксперимента были положены адаптированные с учётом цели исследования диагностические задания, представленные в работах Т.В. Ахутиной, А.В. Семенович, Т.А. Фотековой, С.Б. Яковлева и др. [2; 9; 10; 12]. В экспериментальную группу вошло 53 учащихся 3-х классов, имеющих заключение городской медико-психолого-педагогической комиссиим «задержка психического развития», находящихся под наблюдением невролога и обучающихся в коррекционных классах по программе школы VII вида. В исследовании принимали участие только те школьники, у которых были выявлены проявления аграмматической дисграфии. Анализ результатов исследования позволил выявить следующее. Для учащихся с ЗПР характерны все описанные виды аграмматизмов: аграмматизмы на уровне связного текста, синтаксические аграмматизмы, морфологические аграмматизмы. Аграмматизмы на уровне связного текста выявляются как в устной, так и в письменной речи учащихся и характерны для всех 100% обследованных нами школьников с проявлениями аграмматической дисграфии. Наиболее грубо подобные аграмматизмы выражены в тех видах устных и письменных заданий, которые требуют большей степени самостоятельности в построении и развёртывании программы связного высказывания (пересказ текста, составление рассказа по серии картинок и по сюжетной картинке, изложение). Основными проявлениями данного вида аграмматизма являются: пропуск смысловых звеньев текста; перестановка смысловых звеньев текста; повторы слов-связок; тенденция к перечислению деталей; разрывы в повествовании; нарушение связи между событиями, описываемыми в тексте; ошибочное, мало реалистичное толкование событий текста. Синтаксические аграмматизмы также встречались как в устной, так и в письменной речи всех 100% школьников с ЗПР. Степень выраженности синтаксических аграмматизмов зависела от сложности предъявляемого задания. Так, наибольшее количество синтаксических аграмматизмов встречалось в процессе выполнения задания на составление и запись предложений по опорным словам и по картинкам. Учащиеся допускали следующие ошибки: пропуск второстепенных и главных членов сложного предложения; нарушение порядка слов в предложениях; пропуск слов в простых распространённых предложениях; ошибки смыслового оформления предложения (семантический аграмматизм), которые проявлялись преимущественно в пассивных конструкциях. Проведённое исследование показало, что морфологические аграмматизмы характерны для 54,85% учащихся с ЗПР. Наибольшие трудности для учащихся представляло использование следующих грамматических форм и категорий: употребление предложно-падежных конструкций; изменение существительных по числам в именительном и родительном падежах; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; образование качественных прилагательных; образование глаголов с различными приставками. Исследование механизмов аграмматической дисграфии у учащихся с ЗПР с позиций нейропсихологического подхода позволило выявить сложную структуру дефекта, для которой характерно сочетание нескольких ведущих факторов. В целом аграмматизмы в речи учащихся с ЗПР церебрально-органического генеза обусловлены сочетанием несформированности языковых обобщений с несформированностью ряда нейропсихологических факторов. Необходимо отметить, что для школьников с ЗПР церебрально-органического генеза характерно системное нарушение функционирования мозговых механизмов обеспечения психической (в том числе речевой) деятельности. Исследование показало, что в группе учащихся с ЗПР отмечается несформированность факторов, продуцируемых различными функциональными блоками мозга. В процессе выполнения всех заданий методики констатирующего эксперимента для учащихся были характерны нейродинамические нарушения, являющиеся проявлением функциональной несформированности блока регуляции тонуса и бодрствования. Учащиеся часто отвлекались в процессе выполнения диагностических заданий, выполняли задания в замедленном темпе, им требовалась помощь в виде организации внимания и эмоционального подкрепления. Негативно влияли на выполнение диагностических заданий и нарушения серийной организации, программирования и контроля деятельности, свидетельствующие о функциональной несформированности блока контроля, регуляции и программирования деятельности. Для учащихся экспериментальной группы были характерны трудности удержания и следования инструкции, отсутствие самокоррекции допущенных ошибок, упрощение программы деятельности, необходимость массивной помощи со стороны экспериментатора, в некоторых случаях неэффективность оказываемой помощи. Для учащихся с ЗПР также характерно нарушение отдельных операций и функций, являющихся базовыми для усвоения и правильного использования грамматических обобщений: слухоречевой памяти, пространственных представлений, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексического оформления высказываний. Расстройство большинства из названных функций свидетельствует о нарушении факторов, относящихся к блоку приёма, переработки и хранения информации. Особое значение для механизма возникновения аграмматической дисграфии имеет функциональная несформированность теменнозатылочных и височных отделов коры головного мозга названного функционального блока. Анализ результатов проведённого исследования позволяет также определить специфику механизмов различных видов аграмматизма. Так, в механизме аграмматизмов на уровне связного текста и синтаксических аграмматизмов имеет значение сочетание нейродинамических нарушений, нарушений серийной организации действий, нарушений программирования и контроля деятельности и расстройств мыслительной деятельности. В механизме же морфологического аграмматизма значимо сочетание нейродинамических нарушений с несформированностью пространственного и височного факторов, а также с несформированностью лексических обобщений. Таким образом, нейропсихологический подход в исследовании механизмов аграмматической дисграфии у учащихся 3-х классов с ЗПР церебрально-органического генеза позволил выделить в структуре дефекта учащихся сочетание нейродинамических нарушений, нарушений серийной организации действий, нарушений программирования и контроля деятельности с несформированностью рядя речевых и неречевых операций и функций (пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, лексических обобщений). Полученные в процессе исследования данные необходимо учитывать при организации логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у учащихся младших классов школ VII вида. Библиографический список 1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; под ред. Л.С. Цветковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 272 с. (Серия «Библиотека психолога»). 2. Ахутина Т.В. Методика оценки речи детей 6–8 лет: нейропсихологический подход // Проблемы детской речи – 1999: Материалы Всероссийской конференции (Санкт-Петербург, 24–26 ноября 1999). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 204 с. 3. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. – М., 1975. 4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. 5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с. – (Коррекционная педагогика). 6. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.: ил. 7. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 1969. 8. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 352 с. 9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 232 с.: ил. 10. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.: ил. (Библиотека практикующего логопеда). 11. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале детской речи). – М.: Наука, 1990. – 168 с. 12. Яковлев С.Б. Коррекция аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Проблемы комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей: Материалы научно-практических конференций 2000–2001 гг. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 186 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]