Актуальные проблемы коррекции стёртой формы дизартрии и способы её преодоления. методическая разработка по логопедии на тему


Стертая дизартрия

У ребенка с легким дизартрическим статусом нарушены моторная сфера, звукопроизношение, просодический аспект речи. Однако все эти дефекты выражены минимально, в стертой форме, поэтому обнаруживаются только при внимательном невролого-логопедическом обследовании. Обычно стертая дизартрия диагностируется в 5-6 лет. До этого речевые нарушения расцениваются как полиморфная дислалия, и только необычайная стойкость дефектов звукопроизношения заставляет специалистов взглянуть на проблему глубже.

В общем физическом развитии у детей с МДР наблюдается незначительное отставание от возрастной нормы. Пациенты могут иметь невысокий рост, недостаточную массу тела, узкую грудную клетку. Они неуклюжи, быстро утомляются при физических нагрузках, затрудняются в синхронном выполнении движений. Наряду с общей двигательной сферой страдает тонкая моторика. Ввиду того, что нарушаются дифференцированные движения пальцев рук, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), испытывают неловкость при творческой работе (рисовании, аппликации, лепке), не любят игрушки с мелкими деталями (паззлы, конструктор). У школьников страдают графомоторные навыки: отмечается неразборчивый почерк, низкий темп письма.

На поражение мимической и артикуляционной мускулатуры указывают гипомимичность лица, вялость губ, паретичность языка, асимметрия носогубных складок и уголков рта. При выполнении артикуляционных проб появляются гиперкинезы, синкинезии, легкая цианотичность и девиация языка. Во время речевой активности отмечается гиперсаливация. Затруднено выполнение артикуляционных движений, удержание позы, плавное переключение с одной артикулемы на другую. В нервно-психическом статусе детей со стертой дизартрией выявляются вегетативные нарушения (потливость и синюшность конечностей, стойкий дермографизм). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти.

Нарушение звукопроизношения носит множественный характер — фонетические дефекты затрагивают две и более группы звуков (обычно свистящие, шипящие и сонорные). Ненормативное произношение в большинстве случаев представлено звуковыми искажениями (межзубным и боковым сигматизмом, горловым ротацизмом), часто в сочетании с отсутствием и заменами звуков, дефектами озвончения/оглушения и смягчения. Даже добившись нормативного изолированного звучания фонемы, с трудом удается автоматизировать нарушенный звук и ввести его в речь. Наряду со звукопроизношением нарушается просодический аспект: голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный, интонационная выразительность речи снижена. В целом речь ребенка «смазанная», плохо разборчивая.

Лечение в Москве

Юсуповская больница на протяжении многих лет специализируется на лечении дизартрии у детей и взрослых. Высокий профессиональный уровень специалистов позволяет безошибочно определять вид патологии, что исключает возможность неправильного назначения терапевтических мероприятий. Индивидуальный подход к каждому пациенту гарантирует благоприятную атмосферу на протяжении всего курса лечения и реабилитации. Основные направления клиники:

  1. Лечение сложных невралгических патологий — рассеянный склероз, обширный инсульт и другие опасные болезни, вызывающие гибель определённых групп клеток головного мозга.
  2. Помощь пациентам с онкологическими болезнями — химиотерапия, терапия, устраняющая болевые синдромы и болезненную симптоматику.
  3. Лечение прогрессирующих заболеваний головного мозга — болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, болезнь Пика и другие редкие формы деменций.
  4. Реабилитация пациентов после тяжёлых операций, химиотерапии, черепно-мозговых и спинномозговых травм, перенесённого обширного инсульта и лучевой терапии.
  5. Эффективное лечение и коррекция речевых расстройств. В комплекс мероприятий входит постоянный контроль специалистов, физиотерапевтические мероприятия, лечебная гимнастика и занятия с логопедом, имеющим богатый опыт по успешному лечению дизартрии.

Обратившись в Юсуповскую больницу, пациент получает гарантию скорейшего выздоровления и максимально благоприятного исхода. Запись на консультацию к специалистам производится по телефону.

Записаться на приём

Классификация

Классификация производится по трем типам характеристик – по расположению проблемы в нервной системе, по синдрому при ДЦП (при каждом из них проявляется свой тип отклонений) и по тому, насколько тяжело или легко понять речь пациента (последняя — классификация логопедов). Рассмотрим каждую по порядку.

В зависимости от того, где локализуется источник проблемы, можно выделить всего 5 типов:

  1. Бульбарная дизартрия — в продолговатом мозге есть ядра нескольких важных черепных нервов, которые необходимы при формировании речи: подъязычный, языкоглоточный, блуждающий, когда эти нервы поражены, возникают проблемы с речью. Наиболее выраженные признаки – расстройства жевания, глотания, арефлексия, назализация, отсутствие дифференциации звуков между собой.
  2. Псевдобульбарная– требует дифференциации от бульбарной, одним из признаков является насильственный плач или смех. В данном случае поражаются корково-ядерные проводящие пути. Этот тип заболевания характеризуется смазанной невнятной речью, сонорные, свистящие и шипящие звуки произносятся неправильно. Больному сложно управлять кончиком языка.
  3. Мозжечковая – причина в поражении мозжечка/проводящих путей, как видно из названия. Тут наблюдается медленная и невнятная речь, звуки, воспроизводящиеся с использованием губ и передней части языка, получаются плохо, наблюдаются отдельные выкрики.
  4. Корковая – поражения в коре головного мозга. В этом случае наблюдается только артикуляционная апраксия.
  5. Подкорковая – аналогично связана с повреждением подкорковых ядер. Этот тип может сочетаться с первым, вторым и третьим, для него характерны артикуляционные спазмы, нарушения тембра и силы голоса, непроизвольные выкрики.

По ведущему клиническому симптому ДЦП выделяют следующие формы дизартрии:

  • спастико-ригидная,
  • спастико-паретическая,
  • спастико-гиперкинетическая,
  • спастико-атактическая,
  • атактико-гиперкинетическая.

По тяжести дифференцируется 4 степени дизартрии, где первая — стертая дизартрия (ее признаки может определить только логопед), вторая – когда речь понятна, но окружающие замечают дефекты, третья – только близкие, которые часто общаются с пациентом, могут его понять, четвертая (анартрия)– речи нет, либо она совершенно непонятна.

Диагностика

Лечение дизартрии начинается с диагностики, в которой могут участвовать неврологи и логопед. На основании осмотра и беседы принимается решение о глубине неврологического исследования и формируется его план. Неврологическое исследование дополняется логопедическим, включающим диагностику устной и письменной речи.

Формы дизартрии выявляются и диагностируются следующими методами:

  • электроэнцефалография;
  • электронейрография;
  • МРТ головного мозга;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед со своей стороны оценивает неречевые и речевые нарушения – строение органов речи, объем возможных движений языка, гортани, губ, состояние мускулатуры, характер дыхания. При тесте устной речи специалист выявляет развитие речи по классическим параметрам – темп, разборчивость, синхронность трех составляющих разговора (голосообразование, артикуляция, дыхание), звукопроизношение и т.д. Тест письменной речи позволяет дифференцировать искомое заболевание от нескольких типов речевых расстройств – дислалии, моторной алалии, моторной афазии.

Особенности средней степени дизартрии

Средняя степень тяжести дизартрии уже характеризуется грубыми дефектами произношения, мимики, жевания и глотания. Речь при этой степени дизартрии становится нечленораздельной, смазанной, непонятной.

Дети со средней степенью дизартрии обучаются в специализированных школах. Родственники спустя определенное время привыкают и начинают понимать речь пациента. Мимика пациента со средней степенью дизартрии скудная. В большинстве случаев наблюдается слюнотечение. Прием пищи затруднен вследствие дефектов жевания и глотания.

Определение и общие сведения

Дизартрия — это логопедическое нарушение. Его частота составляет всего 3—6% всех детей, но наблюдается тенденция к возрастанию этого показателя. Болезнь находится в тройке наиболее распространенных расстройств речи, наряду с дислалией (дефектами речи, не связанными с поражением центральной нервной системы) и алалией (серьезными нарушениями либо полным отсутствием речи у детей). Дизартрия возникает вследствие нарушения работы центральной либо периферической нервной системы, что сказывается на иннервации мышц губ и языка, гортани, неба, гортани и дыхательных мышц.

Особенности тяжелой степени дизартрии

Что это — дизартрия 3 степени, и какие ее проявления уяснить легко, так как при дизартрии тяжелой степени функция звукообразования полностью или практически полностью отсутствует.

Дизартрия 3 уровня характеризуется отсутствием речевой функции, маскообразным выражением лица, слюнотечением, грубыми нарушениями жевания и глотания. Рот пациентов открыт постоянно, язык не двигается. Дети обучаются в специальных школах, где по индивидуальной программе осваивают общеобразовательные предметы.

Особенности легкой степени дизартрии

При легкой степени дизартрии отсутствуют грубые нарушения. При 1степени дизартрии артикуляционная моторика не точная и замедленная. Речь понятно, но все-таки заметен некий дефект. Из-за дефекта нарушается коммуникация. Пациенты предпочитают разговаривать, используя короткие слова и предложения. Нередко из-за дефекта речи возникают невротические расстройства. У детей, в которых функция речи только начинает формироваться, диагноз легкая дизартрия должен немедленно подвергаться лечению для избегания общего недоразвития речевой функции в перспективе. Не леченая дизартрия в будущем приведет к нарушению письменной речи. Если не корректировать нарушения речи в детском возрасте в перспективе это приведет к задержке психического развития ребенка. Дети с легкой степень дизартрии получают обучение в общеобразовательных школах.

Грубых дефектов жевания и глотания нет, но иногда наблюдаются поперхивания и покашливания. Мимика пациента, как правило, не нарушена.

Коррекция

Коррекция дизартрии логопедом производится совместно со всеми процедурами и лечением, которое назначает невролог.

Лечение дизартрии в части неврологии состоит из комплекса мер и процедур, который подбирается индивидуально в зависимости от тяжести сопутствующего заболевания. Пациенту могут быть назначены:

  • медикаментозная терапия;
  • сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
  • иглоукалывание;
  • акупрессура;
  • ЛФК;
  • лечебные ванны;
  • физиотерапия;
  • механотерапия;
  • гирудотерапия.

Помимо стандартных больничных процедур для реабилитации больных хорошо подходят занятия с элементами творчества (пескотерапия, изотерапия), а также сенсорная терапия, пальчиковая гимнастика и дельфинотерапия.

Коррекция заболевания усилиями логопеда производится параллельно и включает логопедический массаж и гимнастику (дыхательная, артикуляционная), ортофонические упражнения, отработку и автоматизацию правильного звукопроизношения. Список процедур и техник, которые будут включены в лечение патологии, зависит от причины появления дефекта и степени его тяжести.

Чтобы записаться на прием, позвоните нам по телефонам на сайте или воспользуйтесь специальной формой. Неврологи и логопеды-дефектологи нашей сети клиник Ниармедик окажут комплексную поддержку как ребенку, так и взрослому. Частота посещения логопеда составляет 2-4 занятия в неделю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]