Все мы по-разному ведем себя в сложных ситуациях, работаем в разном темпе, реагируем на критику. Во многом эти различия обусловлены типом нервной системы. Тип нервной системы может быть сильный или слабый, инертный или подвижный, уравновешенный и неуравновешенный.
Особенностями нервной системы обусловлены известные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
По И.П.Павлову сила нервной системы — это врожденный показатель. Он используется для обозначения выносливости и работоспособности нервных клеток.
Сила нервной системы «отражает способность нервных клеток выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительное, хотя и не сильное, возбуждение».
Была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности. Индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов. А более слабая система нервная более чувствительна, то есть способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная
Сильный тип нервной системы
Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.
Высокая работоспособность. Для человека с сильной нервной системой характерна высокая работоспособность, малая подверженность утомлению.
Многозадачность. Также наблюдается способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание.
Умение держать удар. Отличительное свойство сильной нервной системы — способность переносить сверхсильные раздражители, сохранять спокойствие и хладнокровие в стрессовых ситуациях. Аврал, контрольная — такие ситуации мобилизуют людей с сильной нервной системой.
Мобилизация и запас прочности. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Могут работать в шумной обстановке. Лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.
Рутина угнетает. Но в условиях обычной, повседневной деятельности, при выполнении монотонной работы у них развивается состояние скуки, снижается эффективность, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.
Игнорирует слабые сигналы. Чувствительность определяется минимальной величиной раздражителя, вызывающего реакцию возбуждения. Людям с сильной нервной системой для этого требуется более сильный сигнал.
Высшая нервная деятельность
ВНД – это и есть работа всех подкорковых образований и коры больших полушарий. Это достаточно широкое понятие, которое включает в себя:
- Психическую деятельность.
- Особенности поведения.
Каждый человек имеет свои отличительные особенности поведения, взгляды и убеждения, привычки, которые формируются на протяжении всей жизни. В основе всех этих особенностей лежит система условных рефлексов, они формируются под воздействием окружающей среды и наследственных особенностей нервной системы.
Длительное время работал над ВНД Павлов, он разработал объективный метод изучения работы высших отделов нервной системы. Также в ходе своих исследований он изучал механизмы, лежащие в основе работы высших структур нервной системы и доказал экспериментально, что это условные рефлексы.
Слабый тип нервной системы
Быстрая утомляемость. Для человека со слабой нервной системой характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех.
Наблюдается неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно.
Плохо справляется со стрессом. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Слабая нервная система не способна переносить сверхсильные раздражители. Она либо сразу выключается (тормозной процесс преобладает над возбуждением), либо ее «уносит» без всяких тормозов, с непредсказуемыми последствиями (торможение не успевает справиться с возбуждением).
Систематизация и контроль. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности. Успешно работают по алгоритму. Есть способность к планированию деятельности, систематизации, тщательному контролю за проделанной работой.
Повышенная чувствительность. Слабая нервная система обладает способностью реагировать на сверхслабые сигналы, различать сходные раздражители. Именно высокой чувствительностью определяется то, что некоторые люди способны подмечать тонкости оттенков, звуков, запахов, а также высказываний и межчеловеческих отношений.
by Paul Apal’kin
Типы ВНД
Психические процессы и поведенческие реакции у каждого человека имеют свои индивидуальные особенности. Сочетание силы, подвижности и уравновешенности определяет тип ВНД. Их различают несколько:
- Сильный, подвижный и уравновешенный.
- Сильный и неуравновешенный.
- Сильный, уравновешенный, инертный.
- Слабый тип.
ВНД – это еще и функции, связанные с речью, поэтому у человека выделяют типы, которые характерны только для него, и связаны они с взаимодействием первой и второй сигнальной системы:
- Мыслительный. На первый план выступает вторая сигнальная система. У таких людей хорошо развито абстрактное мышление.
- Художественный тип. Ярко проявляется 1-я сигнальная система.
- Средний. Обе системы уравновешены.
Физиология ВНД такова, что наследственные особенности протекания психических процессов могут претерпевать изменения под влиянием воспитания, это связано с тем, что имеется такое качество, как пластичность.
Другие характеристики нервной системы
Подвижность нервной системы
Подвижность — это свойство нервной системы, которое проявляется в быстроте и легкости привыкания человека к новым условиям, в быстроте и легкости перехода его от одного состояния к другому, от покоя к деятельности и обратно. Подвижность нервных процессов оказывает влияние па быстроту мышления, восприятия, запоминания.
Подвижный тип нервной системы
Людям с подвижной нервной системой свойственно легко и быстро усваивать новый материал, но так же быстро его забывать, они легко и быстро привыкают к новым условиям, любят новизну обстановки и новые знакомства.
Инертный тип нервной системы
Люди с инертной нервной системой осваивают новый материал медленно, но зато это освоение более прочное. Они трудно врабатываются, медленнее переходят из состояния покоя к состоянию активности, таких людей нередко обвиняют в медлительности.
«Invasion» by Paul Apalkin
Уравновешенность нервной системы
Уравновешенность — это свойство нервной системы, которое проявляется в балансе процессов возбуждения и торможения.
Неуравновешенный тип нервной системы
Преобладает возбуждение, таким людям легче проявить внешнюю активность, чем сдержаться; они быстро принимают решения и переходят к действиям, иногда даже не успев все обдумать.
Уравновешенный тип нервной системы
Преобладает торможение, что выражается в терпеливости, способности эффективно подавлять неуместные побуждения; возможна и излишняя скованность поведения».
Способы классификации психотипов
Есть несколько концепций классификации психотипов. Некоторые из них уже устарели.
По процессам возбуждения-торможения
Типология личности И.П. Павлова основывается на том, что поведение человека напрямую зависит от основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Основные параметры этих процессов в различных сочетаниях формируют четыре вида высшей нервной деятельности:
- сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип;
- флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип;
- холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный;
- единственный слабый тип — меланхолик.
Сила — способность нервной системы сопротивляться воздействию сильных раздражителей. Для сильной нервной системы свойственна хорошая работоспособность, сдержанность, терпение и настойчивость. Слабая отличается быстрой утомляемостью, небольшой выносливостью, тревожностью.
Уравновешенность зависит от корреляции возбуждения и торможения между собой. Человек с уравновешенной нервной системой обладает дисциплинированностью, отсутствием резких эмоциональных колебаний. Неуравновешенная личность не способна к ожиданию и страдает нарушениями сна.
Подвижность определяет скорость чередования торможения и возбуждения. Для подвижного темперамента характерны быстрая адаптация, мыслительная подвижность, активная моторика и речевая артикуляция.
Типология Галена
Античный врач Галлен предположил, что устойчивые индивидуальные характеристики человека и его поведение находятся в корреляции с химическими процессами в организме и зависят от преобладания в нем одной из жизненно важных жидкостей. Он выделил следующие виды темпераментов:
- Флегматик — человек, в организме которого преобладает вязкая лимфа (флегма) — спокойный и медлительный.
- Холерик — человек, у которого вырабатывается много горькой желчи («холе» на др. греческом) — истеричный, вспыльчивый, грубый.
- Сангвиник — индивид, в теле которого преобладает кровь («сангвис» на латыни) — подвижный, веселый.
- Меланхолик — тот, у кого в организме больше всего черной желчи («мелэна холе» на др. греческом) — тревожный, грустный, замкнутый.
По соотношению сигнальных систем
Первая сигнальная система — условные рефлексы, которые возникают при определенных условиях окружающей среды. Это впечатления и ощущения от внешних условий — природных и социальных, которые позволяют составить собственное представление о сложившейся ситуации и окружающих предметах.
Вторая сигнальная система — высшее, абстрактное мышление, тесно связанное с речью, которая и позволяет отвлечься от действительности, допускает обобщение
Типология в этом случае основывается на соотношении 1 и 2 сигнальных систем, в результате чего выделяют следующие психотипы:
- Художественный. Для него характерно преобладание условных рефлексов над абстрактным мышлением. Человек с художественным темпераментом воспринимает окружающую действительность образно, опираясь на чувства.
- Мыслительный. Для этого психотипа свойственно преобладание абстрактного мышления над рефлексами. Люди с таким темпераментом способны строить логические цепочки, мыслить отвлеченно.
- Гармоничный. Это промежуточный психотип, для которого характерны уравновешенность, равнозначное соотношение 1 и 2 сигнальных систем. К этому типу относится основная масса людей.
Конституционная теория Кречмера
Конституционная типология темпераментов Э. Кречмера основывается на взаимосвязи строения тела и психических особенностей человека. В зависимости от преобладающих эмоциональных реакций Кречмер выделил 2 группы людей
- Диадетическая, для которой характерно изменение настроения по шкале «веселый-грустный». У людей из этой группы циклотимический тип темперамента с признаками поведения больных маниакально-депрессивным синдромом: перепады настроения от радости к печали, коммуникабельность, реалистичный взгляд на мир.
- Психоэстетическая, для которой свойственно изменение восприимчивости по шкале «чувствительный-нечувствительный». Для них характерен шизотимический (близкий к шизофрении) тип темперамента. Это замкнутые, склонные к эмоциональным колебаниям от раздражения к равнодушию, к абстракции, упрямые, плохо адаптирующиеся к новым условиям и окружению люди.
Типы нервной системы и темперамент
Тип нервной системы | Особенности процессов возбуждения и торможения | Темперамент | ||
Сила | Уравновешенность | Подвижность | ||
Сильные: | ||||
безудержный | сильный | неуравновешенный | подвижный | холерик |
живой | сильный | уравновешенный | подвижный | сангвиник |
спокойный | сильный | уравновешенный | инертный | флегматик |
Слабый | слабый | неуравновешенный | инертный | меланхолик |
Характеристика типов темперамента – сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик
Так, сангвиник – сильный тип с уравновешенными тормозными и возбудительными процессами, подвижными нервными реакциями. Такой человек способен преодолевать трудности (сила), хорошо ориентируется в обстановке (подвижность), имеет высокое самообладание (уравновешенность), легко переживает неудачи и неприятности. |
Спокойный тип или флегматик – сильный уравновешенный, но малоподвижный с точки зрения нервных процессов. Работоспособный, спокойный, хладнокровный, он с трудом меняет свои привычки, медленно переключается с одно вида деятельности на другой, инертен, не активен. |
Безудержный тип или холерик имеет большую силу процессов возбуждения, которая превалирует над процессами торможения. Человек ни в чем не знает меры, ни в работе, ни в увлечениях, вспыльчив, активен, стремителен, что часто приводит к неврозам и психосоматическим заболеваниям. |
Слабый тип или меланхолик характеризуется слабостью нервных процессов, низким уровнем нервно-психической и физической активности, но высокой эмоциональной реактивностью. Нерешителен, боязлив, замкнут, тосклив, меланхолик быстро поддается чужому влиянию. Склонность к беспричинным внутренним переживаниям также приводит к частым неврозам. |
Типы нервной системы. Сильный и слабый тип
Опубликовано: 20.12.2018
Все мы по-разному ведем себя в сложных ситуациях, работаем в разном темпе, реагируем на критику. Во многом эти различия обусловлены типом нервной системы. Тип нервной системы может быть сильный или слабый, инертный или подвижный, уравновешенный и неуравновешенный. Особенностями нервной системы обусловлены известные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По И.П.Павлову сила нервной системы — это…
нет комментариев
Типы темперамента
Из истории вопроса
– Оксана Николаевна, почему выделяют именно четыре типа темперамента?
– Еще в пятом веке до нашей эры Гиппократ отмечал наличие у человека четырех основных субстанций или «соков тела»: кровь, желчь, черная желчь и слизь (лимфа). Греко-арабо-персидская медицина основывалась на признании четырех стихий природы: воды, огня, земли и воздуха, которым и соответствовали вышеперечисленные «соки тела». Комбинация (temperamentum, т.е. смесь) этих субстанций и определяет особенности поведения человека. Эту идею Гиппократ изложил в своих трудах по классификации темпераментов, выделяя четыре основных типа темперамента в соответствии с преобладающей в теле субстанции:
- сангвинический связан с преобладанием крови (sanguis);
- холерический с желчью (chole);
- меланхолический с черной желчью (melaina chole);
- флегматический со слизью (phlegma).
Древнегреческий ученый считал, что горячая кровь – «сангвис» делает человека решительным, энергичным, способным реагировать на изменения условий жизни, сохраняя при этом уравновешенность в поступках. Едкая желчь – «холе» способствует появлению вспыльчивости, раздражительности, нервозности. Флегма (слизь) определяет черты хладнокровия, медлительности, уравновешенности. Черная желчь «меланхоле» делает человека боязливым, нерешительным, слабодушным.
Типология личности по В. И. Зацепину
Опубликовано: 29.09.2018
Наш бывший соотечественник, живущий ныне в Австралии, обобщив западные литературные данные, дает описание восьми базовых, с его точки зрения, типов личности: инфантильного; авторитарного; макиавеллического; накопительского; авантюристического; покладистого; альтруистического; творческого (Зацепин, 2002). Инфантильный Инфантильный тип личности {психопат) характеризуется социальной недоразвитостью: бессовестностью и недостатком эмпатии. Люди этого типа тихие, вежливые, обходительные, даже обворожительные и в то же…
нет комментариев
Типы личности по А. Миллеру
Опубликовано: 29.09.2018
А. Миллер (A. Miller, 1991) создал типологию на основе комбинации черт личности . Он использовал три измерения черт личности: когнитивные, аффективные и конативные. Когнитивное измерение — аналитичность — холистичность (в других концепциях это аналитичность — синтетичность), т. е. тенденция фокусироваться на целом или частях. Аффективное измерение представлено эмоциональной стабильностью — нестабильностью, которая определяется через интенсивность эмоциональных реакций.…
нет комментариев
Типы личности по Э. Фромму
Опубликовано: 29.09.2018
Этот американский психолог считал, что раннее детство и взаимоотношения в семье выступают определяющими факторами в формировании личности. Поэтому выделенные им пять типов личности (потребительский, эксплуататорский, накопительский, рыночный и производительный) скорее отражают влияние социальных, а не врожденных факторов (Е. Fromm, 1964). Потребительский тип Человек считает, что источник всех благ находится вовне, и настроен на то, чтобы…
нет комментариев
Типы личности по Д. Кейрси
Опубликовано: 29.09.2018
Еще один подход к классификации типов личности — подход Д. Кейрси (1956). Кейрси развил и дополнил концепцию Карла Густава Юнга с учетом последних достижений как когнитивно-бихевиоральной, так и экзистенциально-гуманистической психологии. В результате он создал представление о четырех интегральных типах темперамента, различающихся по наиболее существенным и устойчивым психологическим характеристикам – от ценностно-мотивационной структуры до наблюдаемого стиля поведения. Автор…
нет комментариев
Что такое темперамент?
Темперамент подразумевает под собой психические различия людей, к которым относится глубина, интенсивность и устойчивость эмоций, энергичность и темп действий, эмоциональная впечатлительность и множество других особенностей психической жизни. И проблема темперамента на сегодняшний день остаётся спорной и неразрешённой. Но даже если учесть всё многообразие подходов к её изучению, исследователи сходятся в том, что темперамент является тем биологическим фундаментом, на котором зиждется личность человека как социального существа.
Темперамент представляет собой отражение динамических аспектов поведения, причём, в основном, врождённых. Его свойства более устойчивы, нежели свойства других психических особенностей человека. А наиболее ярким его нюансом является то, что свойства темперамента одного конкретного человека сочетаются друг с другом отнюдь не случайно – они связаны между собой закономерно и образуют определённый конгломерат, который характеризует темперамент.
Подытожим: темперамент необходимо рассматривать в качестве индивидуально-своеобразных свойств психики, которые определяют динамику психической деятельности индивида; проявляющихся одинаково в различной деятельности, вне зависимости от её мотивов, целей и содержания, и остающихся неизменными уже в зрелом возрасте, а также характеризующих в совокупности тип темперамента.
Однако прежде чем рассматривать типы темперамента и их особенности, следует сказать, что темперамент не может быть плохим или хорошим, т.к. каждый тип имеет свои преимущества, а усилия любого человека должны быть направлены не на исправление его недостатков, а на эффективное применение его плюсов в повседневной жизни и деятельности.
Типы личности по И.Л. Зеленковой и Е.В. Беляевой
Опубликовано: 29.09.2018
Согласно работам И.Л. Зеленковой и Е.В. Беляевой, существует классификация нравственных типов личности, которая приоткрывает завесу на поступки людей и их мотивацию. Всего авторы описывают пять типов личности. Нередко случается, что в одном человеке может присутствовать смесь нескольких нравственных типов личности с преобладанием определенных черт. Так или иначе, все это отражается в человеческих проявлениях, которые позволяют…
нет комментариев
Типы рациональности
Опубликовано: 29.09.2018
Исследователи рациональности сегодня предлагают выделять три ее разновидности: классический тип рациональности, неклассический тип рациональности, постнеклассический тип рациональности. Типы рациональности проявляются не только в высоких сферах научного постижения мира, но и в обычной жизни. Типы рациональности описывают наиболее характерные принципы организации и обработки информации, принципы построения картины мира и механизмы принятия решений. Классический тип рациональности Классическая…
нет комментариев
Как написать курсовую работу по логопедии
07.09.2010 231225
Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.
Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.
Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.
Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.
Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.
Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.
Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.
Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.
Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.
Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.
Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.
Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.
Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.
Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:
– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.
Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.
Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.
Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.
При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:
– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.
Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.
При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.
Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].
При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].
Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.
При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:
– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.
– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.
– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.
В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.
Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.
В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.
Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.
В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.
О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.
Литература:
1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.
2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.