Что делает детский нейропсихолог? Зачем он ребенку?

Что делает детский нейропсихолог? Зачем он ребенку?

Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

В чем поможет нейропсихолог

Нейропсихолог для детей поможет скорректировать следующие проблемы:

  • Нарушения психомоторного и речевого развития, нехватка навыков;
  • Трудности с обучением: неусидчивость, трудности усвоения информации, проблемы с концентрацией внимания;
  • Нарушения поведения: агрессия, стеснительность, замкнутость;
  • Сложности адаптации в коллективе, проблемы с общением;
  • Стойкие трудности в обучении и общении.

Если ребенку тяжело дается процесс обучения и адаптации к школе, предлагаем вам ознакомиться с принципами нейротренеровок в нашей статье.

Первым этапом будет определение причин возникших у ребенка трудностей, вторым — разработка и реализация лечебно-коррекционной программы.

Консультация детского нейропсихолога рекомендуется при следующих диагнозах:

  • ЗПР (задержка психического развития);
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
  • Расстройства аутистического спектра;
  • Сенсомоторная алалия, дизартрия, дислексия, дисграфия;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • Перинатальные поражения, сотрясения или травмы головного мозга, нейроинфекции в анамнезе.

Нейрореабилитация помогает достичь существенных улучшений при данных состояниях. Многие нарушения поддаются эффективной коррекции при нейропсихологическом подходе, который рассматривает физиологию мозга и функционирование психики в комплексе.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д. Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

Зачем ребенку нейропсихолог

: Время прочтения:

Психолог, кандидат психологических наук Сальникова Ирина Анатольевна рассказывает, когда ребенка нужно показать нейропсихологу и чем он поможет.

Чем занимается нейропсихология и кто такой нейропсихолог?

Нейропсихология — наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека). Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека (и ребенка) и его поведение.

Другими словами, нейропсихология изучает, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь.

А нейропсихолог — это клинических психолог, который может эти функции оценить и помочь им развиться лучше или восстановиться.

Кто обращается за помощью к нейропсихологу? Какую помощь он может оказать?

Клиентом нейропсихолога может стать любой взрослый или ребенок старше 3-х лет. Головной мозг каждого человека развивается индивидуально и имеет как сильные (ресурсные), так и слабые (дефицитарные) стороны, которые не всегда приводят к патологическим изменениям высших психических функций, но могут влиять на продуктивность деятельности.

Основная задача нейропсихолога — выявить сильные и слабые стороны головного мозга и привести их к балансу. Например, ребенок плохо усваивает учебный материал, и психолог выясняет, что у него хорошо развита зрительная память. Тогда ребенок может использовать зрительные подсказки, чтобы лучше успевать в школе.

Как проводится нейропсихологическая диагностика?

Обязательно в тихом, хорошо проветренном помещении, чтобы ничего не отвлекало, при достаточном освещении, за столом. Психолог использует специальные инструменты.

Диагностика состоит из заданий, которые раскрывают особенности внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, уровня контроля и саморегуляции обследуемого.

Многие задания можно оценить количественно (на сколько баллов развит навык у ребенка). Это нужно не чтобы сравнивать детей между собой, а чтобы следить за развитием самого ребенка (сколько баллов было год назад, сколько стало сейчас). Например, для исследования памяти и внимания используем задание «Запомни 10 слов».

С какими проблемами нужно обратиться к нейропсихологу?

Нейропсихология разрабатывалась для реабилитации людей с локальными поражениями головного мозга (после инсульта, черепно-мозговых травм). Сейчас нейропсихологи много работают с детьми, так как мозг ребенка более пластичен — если есть трудности, их можно быстро преодолеть, мозг быстро адаптируется.

Помощь нейропсихолога необходима, когда ребенок:

  • «не слышит» взрослых;
  • не может себя контролировать, импульсивен;
  • гиперактивен или излишне медлителен;
  • путает правую и левую руки (в 6 лет и старше);
  • пишет «зеркально» (путает в какую сторону буквы «б» — «д», «з» — «е»);
  • больше года занимается у логопеда, а результат минимальный;
  • не выделяет существенные признаки предмета (цвет, форма, величина, назначение);
  • испытывает трудности в обучении;
  • слабая память;
  • невнимательность, легкая отвлекаемость и невозможность сосредоточиться;
  • трудности в овладении письмом, чтением, счетом;
  • быстрая утомляемость;
  • отставание в развитии;
  • трудности в самостоятельном выполнении учебных и домашних заданий.

В чем заключается лечение в нейропсихологии?

Лечение в нейропсихологии называют нейрокоррекцией. Нейрокоррекция состоит из двух частей: двигательной (напоминает лечебную физкультуру) и когнитивной (похожа на занятие с логопедом или дефектологом). Нейрокоррекция обходится без лекарств.

Включая в программу нейрокоррекции двигательные и когнитивные (умственные) упражнения, мы работаем сразу со всеми навыками. Упражнения «перестраивают» работу мозга так, что ребенок становится более усидчивым и внимательным, допускает меньше ошибок при чтении или письме, улучшаются его память, моторные навыки. Незрелые участки мозга получают развитие, а функции, которых вообще не было, часто появляются — стоит только нейропсихологу подобрать правильное задание.

Например, у меня был мальчик 7 лет. Родители переживали из-за его гиперактивности, неусидчивости и плохого поведения и успеваемости в школе. После курса нейрокоррекции, ребенок стал более спокойным, мог себя контролировать и сдерживать, появилось произвольное внимание, что значительно повлияло на его успех в школе.

А сколько длится курс нейрокоррекции?

Это зависит от результатов диагностики: какие нарушения выявил психолог у ребенка и насколько они сильные. Специалист индивидуально разрабатывает программу занятий, так как курс идет от простых упражнений к сложным, а «простые» и «сложные» упражнения у каждого ребенка свои, в зависимости от его слабых и сильных сторон.

В среднем, чтобы «запустить» процессы в мозге в нужном направлении, нужно заниматься не меньше полугода 2 раза в неделю и с регулярными домашними тренировками. Я не рекомендую бросать занятия не дойдя до конца — тогда начатая «перестройка» останется незавершенной, проблемы могут вернуться и даже стать серьезнее.

Во время нейрокоррекции родители должны быть готовым к тому, что развитие не всегда происходит только в сторону прогресса, могут наблюдаться и временные ухудшения. Это нормально, мозг устает, сопротивляется изменениям. Главное — не бросать занятия в этот кризисный этап, набраться терпения и настроиться на результат.

В каком возрасте лучше приводить ребенка к нейропсихологу?

Наиболее продуктивны нейропсихологические занятия для детей от 5 до 12 лет. В этом возрасте мозг уже достаточно сформирован, чтобы ребенок осваивал и развивал навыки, но в то же время еще пластичен, чтобы легко перестроиться.

Детский —

Пустыльникова Ольга Олеговна, Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог

Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Ольге Олеговне.

Записаться на прием

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция носит сугубо индивидуальный характер. Схема занятий подбирается после тщательной диагностики и детального изучения полученных результатов.

Систематические занятия с детским нейропсихологом позволяют влиять на развитие крохи.

Через игры, комплекс двигательных упражнений и специальным образом простроенный курс занятий происходит активное развитие высших психических функций. Со временем ребенок обретает способность контролировать психическую деятельность, у него формируется зрительное и слуховое восприятие, а выявленные ранее нарушения психических функций корректируются. Важно выполнять все предписания нейропсихолога и заниматься с ребенком дома, ведь это поможет не только добиться скорейших результатов, но и укрепит доверительные отношения в семье.

Причины обращения к специалисту

Чтобы определить, нужен ли ребенку нейропсихолог, надо проанализировать, какие аспекты его поведения вызывают беспокойство. Поводом для обращения к специалисту является:

  1. Ощущение, что не получается справиться с ребенком. Опасение, что малыш отстает в развитии, и одними родительскими усилиями это невозможно изменить. Или он с трудом общается со сверстниками. Беспокоит родителей наличие у ребенка навязчивых действий: он не может находиться в состоянии покоя, раскачивается, грызет ногти, карандаши и т.д.
  2. Неспособность ребенка освоить велосипед, самокат, разбалансированность походки, частые падения. Он не может определиться с ведущей рукой.
  3. Жалобы воспитателей или учителей на рассеянность. Педагоги объективно относятся к подопечным, поэтому замечают то, что проходит мимо сознания родителей. В таких случаях необходимо установить первопричину жалоб, что и делает нейропсихолог во время консультации.

Следует обратиться к специалисту, если в жизни ребенка чересчур много обид и стрессов, страхов. Настораживать должно чрезмерное увлечение планшетами, компьютером и прочими гаджетами в ущерб общению со сверстниками. И безусловной причиной обращения к нейропсихологу является афазия (расстройство речи).

Развитие внимания и памяти с нейропсихологом протекает легче и эффективней, чем с родителями.

Методы нейропсихологии

Методы нейропсихологии подбираются с учетом конкретных задач и направленности диагностических или лечебных мероприятий.

Для того чтобы оценить нейропсихологические синдромы, ассоциация нейропсихологов Москвы рекомендует применять наиболее распространенную и успешную систему – Лурия, которая позволяет диагностировать и описать существенные психические потери при поражениях определенных участков мозга:

  • документально описывается клинический случай (с описанием истории болезни, результатов инструментальных и лабораторных исследований);
  • описывается психическое состояние больного с акцентом на особенности его сознания, способности к ориентации в пространстве и времени, критичности и эмоциональном статусе;
  • исследуется произвольное и пассивное внимание;
  • изучается эмоциональный фон больного;
  • исследуются особенности визуального восприятия (с использованием реальных предметов, объектов, букв, цифр, цвета, контурных рисунков);
  • исследуется тактильное восприятие пациента (он распознает объекты по ощупыванию или прикосновению);
  • исследуется слуховое восприятие в различных ситуациях;
  • исследуется двигательная активность, координация движения, способность к воспроизведению определенных поз, копированию движений;
  • исследуются навыки речи (способность больного к пониманию речи, повторению звуков и слов, созданию логико-грамматических конструкций);
  • анализируются особенности письма;
  • исследуется чтение, память, система счета, интеллектуальные процессы.

За последние годы в «копилку» методов нейропсихологии добавились инновационные разработки, основанные на модернизации известных методик и внедрении в практику передовых инструментальных исследований.

Нейропсихологические исследования направлены не только на выявление нарушения деятельности мозга, но и на распознавание его патогенетических механизмов.

Записаться на приём

Нейропсихологическое обследование детским нейропсихологом

Диагностика нарушений в развитии проводится детским нейропсихологом в соответствии со следующими этапами:

  • исследование функциональных нарушений мозга;
  • определение особенностей физического развития;
  • тестирование уровня умственного развития ребенка;
  • изучение эмоциональных проявлений;
  • изучение наличия патологий в функциональной асимметрии полушарий мозга;
  • исследование двигательных особенностей;
  • диагностика зрительной и пространственной ориентации, способности узнавать предметы;
  • исследование уровня развития речи и памяти, определение уровня интеллекта, навыков чтения и письма;
  • оценка праворукости и леворукости.

Подобная всесторонняя диагностика занимает много времени, требует специальных навыков. Примерная длительность обследования детей в зависимости от возраста:

  • дети в возрасте до 7 лет — от 60 до 90 минут;
  • дети в возрасте от 7 лет — до 90 минут;
  • дети старше 10-12 лет могут проходить обследование около 1,5 часов.

Именно такой подход позволяет оценить уровень развития всех психических функций конкретного ребенка, их сочетание. Это дает возможность правильно поставить диагноз, а также составить такую коррекционную программу, которая будет восстанавливать развитие, не перегружая ребенка, а также учитывая сочетание всех индивидуальных показателей.

Нейропсихологическая диагностика детским нейропсихологом проводится индивидуально. Для этого в центре оборудован отдельный кабинет, где нет отвлекающих звуков и посторонних людей, что помогает сконцентрироваться. Специалисты центра создают спокойную и доброжелательную обстановку, которая не будет дополнительным стрессором. С детьми общаются простым и понятным языком, используются короткие фразы и простые слова, что помогает любому ребенку понимать инструкции и правильно их выполнять. Все дети до 10 лет обследование проходят в игровой форме.

Детский нейропсихолог начинает свою работу с диагностики.

Это специальная процедура с использованием диагностических проб и методик, в ходе, которой выявляется связь между уровнем развития психических процессов и состоянием определенных участков мозга. По результатам диагностики составляется индивидуальная коррекционная программа, выстраиваемая таким образом, чтобы так называемые слабые звенья подтянулись за счет сильных звеньев.

Коррекционные занятия состоят из набора двигательных и когнитивных упражнений, подобранных исключительно исходя из особенностей развития ребенка. Нейропсихологическая коррекция осуществляется по «методу замещающего онтогенеза» А.В. Семенович.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]