Ребенок забыл спортивную обувь в школе, не записал в дневник домашнее задание, не купил в магазине хлеб по поручению родителей. Список ситуаций с детской забывчивостью бесконечен. Что делать, если у ребенка плохая память? Не торопитесь ругать или наказывать сына или дочку за подобные оплошности. Вначале следует определить причины такого поведения.
Внимание и память относятся к когнитивным способностям. Они развиваются постепенно. Дети дошкольного возраста запоминают информацию механически, без применения специальных приемов и техник. Необходимы развивающие занятия, способные научить управлять памятью, использовать методики логического осмысления событий, явлений, вещей.
Что влияет на формирование памяти?
Дети 4-6 лет запоминают информацию вне зависимости от собственного желания. Это происходит в условиях определенной деятельности, чаще всего игровой. В памяти дошкольников откладывается то, на что они обратили внимание во время каких-либо занятий.
Исследования доказали, что память дошколят эпизодическая. В одном из экспериментов ребятам показали два домика. Один был синего цвета, второй зеленого. В каждом из них находился набор предметов. После рассматривания детям предложили их назвать. Из группы в 10 человек с таким заданием справились все, а цвет домика не смог правильно назвать никто из испытуемых.
Данные эксперимента говорят о следующем:
- для запоминания предметов в определенной связи, во времени, в пространстве нужны тренировки;
- у многих детей в дошкольном возрасте лучше развита долговременная память. Они помнят давно произошедшие события, но не в состоянии пересказать телефонный разговор с мамой, состоявшийся 15 минут назад.
Развить кратковременную память помогают терпение и тренировки.
Диагностика
Перед тем, как назначить лечение вашему ребенку, мы проводим комплексное неврологическое обследование. Оно включает в себя:
- сбор анамнеза — беседа с мамой (течение беременности и родов, развитие ребенка на первом году жизни), изучение медицинской карты ребенка и результатов предыдущих обследований;
- специальные неврологические тесты;
- локальное, пальпаторное обследование позвоночника и суставов;
- рефлекторную диагностику и мышечные тесты.
При необходимости также могут быть назначены:
- УЗИ головного мозга (Нейросонография);
- УЗДГ БЦА;
- Рентген шейного отдела позвоночника;
- ЭЭГ (Электроэнцефалограмма);
- Лабораторные анализы.
Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением, только детский невролог может определить истинное состояние нервной системы ребенка и назначить при необходимости адекватное лечение, направленное, прежде всего, на устранение причин, которые могут мешать нормальному развитию ребенка.
Когда возникают проблемы с памятью?
Плохая память и внимание у детей относительно частое явление. Впервые родители могут заметить, что у их сына или дочери проблемы с памятью, когда чаду исполнилось 5-6 лет. В это время многие малыши ходят на подготовительные уроки перед первым классом. На занятиях им необходимо усвоить и запомнить новый материал. Бывают случаи, когда некоторым детям сложно достигнуть этого. Мама и папа не должны уходить в сторону от этой проблемы. В ином случае в будущем у ребенка возникнут большие трудности с запоминанием, ему будет сложно обучать и развиваться. К тому же в дело могут вступить одноклассники, которые будут потешаться над неумением малыша запоминать элементарные вещи. Из-за этого у ученика может возникнуть психологическая травма.
Ответьте на следующие вопросы:
- правда ли, что ваш ребенок не может ответить на заданные вопросы?
- правда ли, что ваш малыш не хочет делать элементарные задания?
- у ребенка отсутствует концентрация внимания?
- У сына или дочерти проблемы с тем, чтобы следовать правилам?
Если хотя бы на один раз вы сказали Да, то стоит уделить развитию памяти вашего ребенка больше времени и внимания.
Поиск корней проблемы
Появление у малыша проблем с памятью — тревожный звонок. Причиной могут быть как банальная усталость и рассеянность, так и функциональные расстройства мозговой деятельности. Постоянный контроль со стороны родителей способностей к усвоению и запоминанию новых навыков является гарантией правильного развития маленького человека.
Есть ли проблемы с памятью у ребенка, можно определить, отмечая следующие особенности поведения:
- Недостаточная адекватность малыша в общении с друзьями;
- Затруднения в ответе на прямое обращение;
- Проблемы в выполнении новых заданий;
- Полная растерянность и непонимание в сложных делах, попытка отказаться от них;
- Проблемы с внимательностью;
- Ребенок не может применить навыки в данных ему поручениях.
Причиной появления проблем с усвоением знаний могут быть социальные, наследственные и приобретенные состояния нарушений памяти. К социальным причинам относятся образ жизни в семье, постоянное отсутствие необходимых продуктов и витаминов в рационе малыша. Отрицательно сказывается на развитии, если ребенок почти не бывает на свежем воздухе или с ним мало занимаются, он предоставлен сам себе.
К наследственным причинам относится врожденное умственное отставание. В случае приобретенных проблем с памятью причиной могут быть заболевания психического характера, последствия сильной травмы головного мозга, состояния после перенесенной комы, интоксикации.
Нередки частичные потери памяти после перенесенных инфекционных болезней. В большинстве случаев частичная потеря памяти возможна при стечении нескольких обстоятельств: неблагоприятная обстановка в детском коллективе и дома, тревога и страхи, недостаток витаминов.
Причины плохой памяти у детей
Если ребенок плохо запоминает, нужно искать причины детской забывчивости. Причиной проблем могут стать чрезмерные нагрузки (кружки, внеурочные занятия). В наше время дети все больше устают, потому что им не хватает времени на отдых, они заняты по горло в школе, потом бегут к репетиторам, затем на творческие кружки. Малыши приходят домой, у них нет сил даже поужинать, а ведь ещё нужно сделать уроки.
Также причиной плохой памяти могут быть проблемы со сном: плохой сон, бессонница, трудный подъем по утрам. Не стоит забывать и о неправильном питании и отсутствии режима. Если ребенок обедает на ходу булочкой из буфета, а ложится спать за полночь, то неудивительно, что ему трудно воспринимать новую информацию. Все это влияет на детскую память не самым лучшим образом, но поправимо, если действовать грамотно.
Что делать родителям
Когда родители заподозрили у ребенка проблемы с памятью, не стоит «тянуть» время, сходите на консультацию к врачу. Если сходили, и физиологических проблем у него нет, теперь важно понять, что делать с этим дальше. В любом случае ситуацию нельзя оставлять без внимания, пускать на самотек. Она только ухудшится. Мы предлагаем следующие действия:
- Проведите анализ, насколько загружен ребенок
. Поставьте во внимание все занятия, которые отвлекают его время. Это и учеба в школе, и выполнение домашнего задания, и просмотр телевизора, и занятия в дополнительных кружках, секциях, и чтение книг. Теперь посмотрите, сколько времени у ребенка остается на отдых. Насколько часто он бывает на свежем воздухе. Особое внимание уделите четкому распорядку дня, качеству и длительности сна. В современном мире дети устают не меньше взрослых, а порой и больше. У них накапливается усталость. На фоне чрезмерных нагрузок ребенок не восстанавливает силы во время сна ночью. В результате у него появляется вполне понятная рассеянность, которая за собой тянет раздражительность, плаксивость, апатию.
- Нехватка питательных веществ, микроэлементов, витаминов.
Последите за правильностью питания ребенка, достаточно ли он получает необходимых веществ организму. Оцените количество жидкости, получаемой организмом. Недостаток воды отрицательным образом воздействует на функционирование мозга, что влечет за собой ухудшение памяти. Подумайте, достаточно ли ребенку йода в рационе. Питается ли он морепродуктами, морской капустой, включается ли в рацион йодированная соль. На фоне недостатка йода ухудшается общее развитие детей и их память. Они быстро устают. Их усталость переходит в хроническую, падает успеваемость в школе, настроение стает подавленным. При подозрении на недостаток йода в организме подумайте о его обогащении.
- Нет занятий по тренировке памяти
. Если проблема в этом, то стоит заняться развитием памяти.
Если дети с трудом выражают собственные мысли, то это повод для того, чтобы насторожиться. Обычно плохоразвитая речь является следствием плохой памяти.
Как улучшить память своему ребенку?
Начинать тренировку детской памяти полезно еще с пеленок. В этом деле помогают стишки и песенки, сказки и небольшие рассказы. Специалисты в вопросах детской психологии настоятельно рекомендуют присмотреться к фольклорным сказкам, предусматривающим множество повторов слов и фраз. Постоянно слыша одно и то же, ребенок невольно фиксирует услышанное в памяти.
Когда малыш сможет не только запоминать, а и самостоятельно воспроизводить стишки, взрослым следует поощрять это и чаще хвалить малыша за проделанную работу. Ситуация успеха окажет на ребенка поразительное воздействие. Он будет стремиться заучить стих снова и снова, чтобы в который раз получить похвалу. Память в таком случае будет развиваться просто прекрасно.
Не менее эффективно в процессе тренировки памяти ребенка общение. Родители должны как можно чаще разговаривать с чадом, обсуждая любые темы и интересуясь проведенным днем. Пусть ребенок не только отвечает, а и слушает. Взрослым рекомендуется демонстрировать ребенку нечто новое, при этом эмоционально расписывая предмет и акцентируя внимание на незначительных деталях. Спустя несколько дней после беседы нужно расспросить малыша о том, что ему удалось запомнить.
Игра еще один немаловажный для тренировки памяти момент. Играть с ребенком нужно ежедневно, а игры должны быть интересными. Существует очень много игр на развитие памяти. Их можно найти в книгах, в Интернете, спросить у психологов. В наш век цифровых технологий существуют также множество мобильных приложений и компьютерных игр, которые помогут натренировать память вашему ребенку.
Важность правильного питания
Сбалансированное полноценное питание увеличивает шансы восстановления временных ухудшений памяти. Необходима нормализация водного баланса, следовательно, ребенок должен выпивать требуемое количество напитков, свежевыжатых соков и воды. Основные продукты для полноценного рациона школьника:
- Продукты моря (креветки, рыба, ламинария) — до 3 раз в неделю;
- Орехи (миндаль, фундук, кешью, грецкий) — 3−4 ореха в день;
- Фрукты, овощи;
- Ягоды, особенно черника, клюква и черная смородина;
- Злаки — гречневая и овсяные каши;
- Добавление семян кунжута, тыквы и подсолнечника в салаты и каши;
- Мед, шоколад, сухофрукты;
- Молоко — не менее 2 стаканов в день.
Необходимо спланировать ежедневное меню ребенка таким образом, чтобы поступление питательных веществ с пищей было полноценным и качественным. Следует наблюдать за водным балансом в течение дня, приоритеты — у свежевыжатых соков, морсов, травяных сборов.
Упражнения для тренировки памяти
Если у ребенка 5 лет плохая память, то ему помогут специальные упражнения. Психологи советуют развивать у детей 47 лет все виды памяти:
- двигательную. Ребятишки с удовольствием играют в игру А ну-ка повтори!. Взрослый ведущий водит одного из участников по определенному маршруту. У ребенка завязаны глаза. В процессе движения ему предлагается сесть, подпрыгнуть на одной ножке, поднять руки вверх. Суть игры повторить все это в точности, но с открытыми глазами.
- зрительную. Распространенное упражнение дорисовка недостающих элементов. Детям дают рассмотреть картинку, а затем показывают другую, похожую на первую, но с некоторыми отсутствующими элементами. Задача восстановить рисунок по памяти;
- слуховую и ассоциативную. Очень простое, но эффективное упражнение называть детям любые слова, означающие предметы, и просить передать свои мысли об их свойствах, виде, характеристиках.
Перечисленные упражнения можно выполнять дома или подобрать специальные занятия, например, курс Меморики, ориентированный на развитие всех видов памяти. Программа состоит из нескольких разделов. Обучение позволяет эффективно применять полезные приемы запоминания.
Память ребенка лучше, чем у взрослых
Память у детей и взрослых разная. Малыши легче запоминают, но быстрее забывают. Так что любое сравнение некорректно. Память ребенка носит непроизвольный, непреднамеренный, избирательный характер и тесно связана с ощущениями и восприятием. Поэтому детишки легче запоминают что-то наглядное, яркое, интересное. Малыши лучше запоминают с помощью тактильных ощущений, когда могут потрогать, поиграть с предметами. Детки иногда путают образы памяти с образами воображения: так возникает непреднамеренна ложь. Наиболее развита двигательная, образная, эмоциональная память ребенка, слабее — словесная: кроха лучше запоминает предметы и картинки, эмоциональные рассказы и описания. Дошколята быстро запоминают стишки, считалки, смешные скороговорки на основе «ассоциаций», но при пересказе малышом знакомых сказок и рассказов включается логическое мышление. Поэтому так важно чаще читать вместе со своим малышом.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
- Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
- Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
- С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.
Ребенок отстает в школе, очень плохая память: Отзывы читательниц
Анжелика Вертепная, 36 лет ( г. Москва). Интересная статья, почерпнула много упражнений. Сыну 7 лет и со стихами у нас проблема. Отстает в школе именно из-за проблем с памятью. Сложно запоминает таблицу умножения. Буду пользоваться данными советами, надеюсь, что это поможет. Инна Маркова, 32 года (г. Калининград). Огромное спасибо! Обязательно буду использовать подобную методику, ведь с памятью у дочери настоящая беда. В школе она очень отстала от сверстников, так как совсем не может запомнить того, что устно рассказывает учитель на занятиях. Даже не думала, что с помощью игр можно улучшать и развивать память. Думала, что такая уж у нас она невнимательная, а, оказывается, что проблема в том, что я не знала, как нужно заниматься с дочерью.
Ирина Степаненко, 33 года (г. Таганрог). Внимательно прочла и полностью согласна. С помощью подобных игр и упражнений смогла улучшить оценки своего сына. С 1-го класса ребенок очень отставал в школе из-за плохой памяти. Но мы вовремя спохватились. Действительно, уделяя ежедневно хотя бы по пол часа подобным тестам и заданиям, уже через месяц улучшатся показатели ваших детей, а в дневник с оценками смотреть будет гораздо приятнее.
Ольга Солдатко, 41 год (г. Радужный). Полный бред. Ничем эти тесты не помогут. Ребенок с плохой памятью должен быть показан психологу или логопеду, если он не может пересказать текст или выразить свои мысли словами. Если он отстает в школе, ему нужны репетиторы.
Антон Горянский, 44 года (г. Севастополь). С интересом прочли статью вместе с супругой и задумались над оценками собственного сына. Ведь действительно низкая успеваемость нашего ребенка кроется исключительно в плохой запоминаемости материала. Он стал отстающим именно из-за слабой памяти. Благодарны авторам, будем заниматься ребенком с помощью ваших упражнений.
Кира Сидорчук, 30 лет (г. Тюмень). Спасибо большое за хорошие советы. Ребенку 8 лет, в этом году в школу, а с памятью прямо беда. В школе с 1-го класса на последнем месте и никак не можем выкарабкаться. Заметила, что очень плохо запоминает пройденный на уроке материал. Буду пробовать играть в описанные здесь игры с ним и заниматься почаще. Благодарю за дельные подсказки, буду верить, что все у нас получится.
Способ 2. Читайте с ребенком книги
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Способ 5. Освойте метод Цицерона
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.
Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.