Воспринимаете мир, опираясь на свои тактильные ощущения? Или вы предпочитаете внимательно слушать или смотреть? То, как мы воспринимаем окружающий мир, уже давно стало объектом изучения психологами и многими другими учеными.
Каждый хоть раз в жизни слышал о таком понятии как психотип. Людей, которые больше воспринимают мир зрительно, называют визуалами. Тех, кто предпочитает все пробовать на ощупь, – кинестетиками. А тех, кто хорошо все воспринимает и запоминает на слух, – аудиалами.
Это самые распространенные психотипы человека. Но существует еще один не менее важный – дискрет или дигитал. Такой человек будет во всем опираться на логическое мышление, для него важна рациональность и логичность абсолютно во всем.
Людей с психотипом дискрета встретишь нечасто. Возможно среди ваших друзей и членов семьи есть дигиталы. Вопрос только в том, как их распознать и как с ними общаться. Давайте разбираться.
Как распознать дискрета?
Дискреты — это те люди, которые всю полученную информацию от окружающего мира должны изучить и в строгом порядке разложить по полочкам, перевести в схемы и логические цепочки.
В повседневной жизни дискреты очень спокойные и рассудительные люди, педантичны, скрупулёзны, не любят проявлений чувств и стараются общаться строго по делу, часто таких людей относят к категории умников.
Как понять, что собеседник – дискрет?
Отличительная черта дискретов в том, что они познают мир не с помощью органов чувств, а посредством логики. Дискрет напоминает ходячий компьютер: он постоянно взвешивает все за и против, думает не о самих людях, а о причинах и последствиях их поведения.
У дискретов есть яркие отличительные черты, благодаря которым людей этого типа легко узнать:
- Сухая речь с обилием логических связей и выводов. дискрет любит не рассказывать о событиях, а анализировать их. При этом он молчит о своих чувствах и не выдает их даже интонацией. Но фактам уделяет особое внимание.
- При выборе любого предмета в первую очередь думает о его функциональности и пользе. Дискрет не станет тратить деньги на бесполезную вещь.
- Во время разговора предпочитает не смотреть собеседнику в глаза. Впрочем, некоторые дискреты умеют поддерживать зрительный контакт, однако делают они это лишь потому, что так принято.
- Дискреты не умеют проявлять проницательность в общении, поэтому часто кажутся бестактными. Но это не так. Просто с помощью логики тяжело понять другого человека, а свои чувства они приучили себя игнорировать.
- Дискрет практически никогда не бывает душой компании. Наоборот, люди такого типа часто бывают замкнутыми и нелюдимыми.
Существует мнение, что дискретами не рождаются, ими становятся под влиянием жизненных условий, и что детей-дискретов не бывает. Однако каждый человек рождается с уже заложенными возможностями, которые при соблюдении необходимых условий будут развиты в нужном направлении.
Различают два способа стать дискретом:
- по собственной воле,
- в результате неблагоприятных условий жизни (об этом читайте далее).
Кто это такой
Описываемое понятие дигитал произошло от английского слова digital, означающего «цифровой» или «дискретный».
Истинные дискреты в реальности встречаются довольно редко, поскольку они, равно как и большинство других, воспринимают и обрабатывают информацию при помощи различных анализаторов. Поэтому можно лишь говорить о преобладании этого типа восприятия.
Однако существует воззрение, что выделять дигиталов в отдельную категорию наравне с психотипами, которую классифицируют в соответствии с превалированием конкретного анализатора, неверно. Поскольку логическое мышление причислить к органам чувств невозможно, скорее его можно трактовать в качестве способа анализа информации.
Тип восприятия дигитала обладает высоким уровнем способности к обработке информации. Такие люди редко рассуждают о живописности чего-либо, однако сразу подмечают функциональность изделия или его пользу. Они редко глядят в глаза, поскольку визуальное взаимодействие их отвлекает, взгляд собеседника для дигиталов является «ненужной» информацией.
Дигиталов среди детей не бывает. Считается, что ими не рождаются. Дигиталов делает жизнь.
Помимо того бытует воззрение, что рассматриваемый психотип дигитал в прошлом был кинестетиком, который по причине травмирующих событий научился прятать собственные чувства, управлять предпочтениями, контролировать эмоции. Однако сегодня не существует однозначной позиции по этому вопросу в психологии. Также считается, что в дигиталов превращаются в силу обстоятельств и требований профессиональной сферы учёные умы, бизнесмены, политические деятели, у которых восприятие начинает реализовываться при помощи логики.
Тип дигитал информацию всегда и в любых обстоятельствах воспринимает, классифицируя её на логичную и алогичную. При этом постоянный анализ окружающей реальности сквозь призму логики приводит к манипуляциям другими индивидами. Исследуя окружающих, они начинают подражать им. Например, в ситуации взаимодействия с индивидом, познающим среду аудиальным путём, дискреты могут наладить с ним взаимодействие, воспользовавшись их слуховой системой восприятия информации и применяя слова, определяющие аудиала.
С визуалами дигиталы стараются контактировать через образы. С кинестетиками взаимодействуют, рассуждая о личных ощущениях и собственных эмоциях. Однако делают это дигиталы лишь тогда, когда им необходимо это. В иных ситуациях дискреты просто не способны на эмпатию. Произнося шаблонные фразы, такие как «знаю, что ты ощущаешь», «понимаю, каково сейчас тебе», они не сопереживают, а сами фразы звучат сухо и безэмоционально. И напротив, человек дигитал начинает задумываться, если побудителем коммуникации с ним является иной субъект. Он стремится уяснить не смысл сказанного, а для чего ему сказали это.
Как человек становится дискретом?
Многие дети из неблагополучных семей при воздействии на них неблагоприятных факторов становятся дискретами вынужденно, срабатывает своеобразный защитный механизм.
Ребенок, которого не балуют положительными эмоциями и чувствами замыкается в себе и находит успокоение в логике вещей, которая присутствует всегда и во всём. Впоследствии во взрослой жизни, дискреты не меняются, так как, имея отрицательный опыт в эмоциональном плане, уже не доверяют людям, а верят только разуму и логическому ходу вещей.
Другая категория людей, которые по собственной воле становятся дискретами, это люди выдающиеся, то есть учёные, политики, бизнесмены. Такие дискреты постепенно, с течением жизни и приобретением опыта приходят к мнению, что им более удобно жить, воспринимая всё окружающее через призму логики, это, так называемые, умники.
Дискретом рождаются или становятся
Ученые считают, что дискретом человек становится под влиянием каких-либо жизненных ситуаций в течение жизни. Поэтому среди детей вы никогда не найдете дигитала. Бытует мнение, что дискреты – это бывшие кинестетики.
Посредством влияния каких-то неприятных и травмирующих ситуаций они стали скрывать свои переживания и чувства не только от других людей, но даже от самих себя.
Между чувствами и рациональностью дискреты всегда выберут второе. Им проще не поддаваться эмоциям, заглушая их внутри себя. Поначалу дискрет пытается все время держать под контролем свои чувства, движения, поступки, потом со временем это происходит уже неосознанно, «на автомате».
Зачастую дискретами или дигиталами становятся дети из неблагополучных семей, где их никто не мог поддержать, не мог посочувствовать и понять.
Дискрет в профессии
Дискреты имеют не только богатый опыт жизни в разных сферах, но и очень образованы, что неизбежно приводит к восприятию жизни через построение аналитических выводов по каждому поводу. Многие из них становятся дискретами в силу сложившихся обстоятельств или выбранной профессии.
Лучшие профессии для дискрета:
- Большинство программистов именно дискреты, потому что работают с программным обеспечением, а не с живыми людьми, что ведёт к смене мышления.
- Многие научные работники тоже дискреты, потому что научные изыскания у них на первом месте, что ведёт к меньшему проявлению эмоций и большему проявлению логики.
- Дискреты — лучшие психологи в силу своего богатого жизненного опыта и аналитического склада ума.
Люди слуха
Бывают и мужчины — аудиалы, которые окружающий мир воспринимают на слух. Приглядитесь к нему, если он постоянно что-то говорит, разговаривает сам с собой, поет в душе, всегда слушает музыку и у него хороший слух — нет сомнений, он аудиал. Не забудьте прислушаться к его речи, в которой он употребляет такие обороты как «Послушай меня», «Этот человек слишком шумный», «Громко сказано!» и т.д. Если все это имеет место быть, то он точно аудиал, к которому нужно найти подход через слух.
Но надо сказать, что аудиалов гораздо меньше, чем тех же кинестетиков и визуалов, но если вам посчастливилось познакомиться именно с аудиалом, то, наверняка, у него ритмичный голос, он любит музыку не только слушать, но и петь. Этот человек любит поговорить, ему с легкостью поддается изучение иностранных языков, но по записям на дисках.
Как завоевать сердцеу мужчины-аудиала через длинные беседы и разговоры, хорошо, если вы при этом будете много знать, потому, что вам придется не только его слушать, но и говорить.
Если хотите донести какую-то важную информацию для него, и при этом он должен ее запомнить, то говорите ему это лучше по телефону, так как сказанное по телефону лучше дойдет до ушей вашего возлюбленного.
Выше мы упоминали, что существует три типа личности, но на самом деле, есть еще один тип, который встречается очень-очень редко, но все же он есть, и мы о нем немного вам расскажет, этот тип — дискрет или дигитал.
Как общаться с дискретом?
Дискрет больше всего ценит честность в людях, поэтому худшее, что можно сделать – это попытаться обмануть такого человека. Если дискрет узнает об этом, оправдать себя в его глазах будет нелегко. Также не стоит пытаться поразить дискрета вызывающим внешним видом. Скорее всего, это его смутит или он решит, что собеседник собирается им манипулировать.
Не нужно обижаться на дискрета, если он не смотрит в глаза во время беседы. Это не значит, что он лжет или не заинтересован в разговоре. Просто ему так удобнее. Это особенно трудно понять визуалам. Впрочем, и кинестетику тяжело поладить с дискретом, так как прикосновения эти люди не любят и во время беседы близко не подходят. дискреты ценят, когда другие люди уважают их личное пространство. Это нужно учитывать, если необходимо произвести хорошее впечатление.
Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет — что это?
ПОДЕЛИТЬСЯ
Фотография из галереи «Моё Солнышко»
Эти слова означают особенности восприятия и переработки информации людьми различного возраста.
Визуал — человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал — тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик — тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискрет — человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать!
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.
Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры — обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит.> Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше употреблять любимую родителями фразу «Не трогай!»
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Активный словарь.
Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите…). Для аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный…). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий…).
Направление взгляда.
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов — по средней линии, у кинестетиквов — вниз.
Особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). Аудиал — то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.
Примеры различий в поведении.
Ситуация: домашнее задание, которое записано на доске.
Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом. Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано. Кинестетик долго роется в портфеле, находит нужные учебники, в них — заданные страницы и прямо в учебниках отмечает, что задано.
Ситуация: поведение на перемене.
Визуал чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми. Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь. Кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам. Важно общаться с ребенком на «его языке».
► Замечания воспримутся лучше, если: визуалу — покачать головой, погрозить пальцем; аудиалу сказать шепотом » ш-ш-ш», «тише»; кинестетику положить руку на плечо.
► При выполнении ребенком домашнего задания рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать…).
► При общении используйте методы, понятные и близкие ребенку: с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия; с аудиалом используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации); с кинестетиком используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему «обыгрывать» информацию.
Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение.
Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем!!!
При подготовке статьи использовалась книга Акимовой Г. Е. «Как помочь своему ребенку», Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
Автор статьи: Ольга Анисимович, специально для портала «Солнышко» Опубликовано 29 апреля 2004 г.
Комментарии к статье , , , — ?
24.04.2005, 10:08
ЛарАн
Спасибо, всё очень конкретно.
16.05.2005, 20:21
Ирина
Огромное спасибо, эта статья мне помогла на семенаре)))
11.10.2005, 15:41
ольга
хорошая статья. Спасибо.
19.10.2005, 15:15
ОЛЬГА
Спасибо,мне помогла убедится в своих знаниях про собственного ребенка.
18.03.2006, 10:51
Леся
Наконц-то что-то конкретное
21.03.2006, 16:30
Оксана
Спасибо…очень полезная информация, помогает лучше понимать соих детей…а главное легкои просто, в доступной форме прописано (на простом человеческом языке)
29.06.2006, 00:19
инициальная еся
Это правда, но, по-моему, статья написана слишком категорично. Визуалу (сужу по себе) шум тоже мешает, так же, как и любому нормальному человеку. Понимание таблиц и схем зависит скорее от других функций (например, от «логики»), чем от «визуальности». То же самое и с паззлами..никогда их не любила, слишком сложные:Р ЗЫ: Одним словом, ТОЛЬКО данной типологии недостаточно для понимания кого-либо, и не стоит воспринимать всю информацию буквально.
28.09.2006, 15:41
Оксана.
Для инициальной Еси. Естетсенно, что и по восприятию и по характеру. В чистом виде людей единицы. Обычно всегда бывают смешанные типы. Но все-таки какое-то одно качество в человеке преобладает. Потому здесь так и расписан каждый тип.
19.05.2007, 15:37
Максим
Полезная информация для познания себя и других, оказания на других влияния.
10.10.2007, 22:58
Ирина
Очень полезная и нужная статья.Всё в ней понятно.Моей внучке 4 года. Я теперь знаю, или хотя бы могу предположить,как себя вести в разных ситуациях в отношениях с ребёнком.Мы все понемногу визуалы,аудиалы,кинестетики. Но когда знаешь основную психологическую наклонность, легче найти подход к ребёнку. Большое Спасибо.
24.11.2007, 17:24
АЛЕКСАНДР
02.05.2008, 02:47
Наталья
Спасибо за статью, некоторые моменты нашла очень полезными для общения мне, визуалу, с ребенком-кинестетиком.
08.10.2008, 12:18
Маргарита
Спасибо! Очень понятно и действенно в жизни!
24.03.2009, 20:13
Алина
Задала в поиск кинестетика, после посещения родительского собрания. Вышла на эту статью. Прочла. Сама по образованию учитель немецкого языка. Мой ребёнок кинестетик, я визуал. Меня волнует вопрос: КАК помочь кинестетику заучивать иностранные слова???
26.04.2009, 00:14
Людмила
После посещения родительского собрания в школе озакомилась с результатами тестирования своего ребенка. Но данные статьи и тестирования совершенно не совпадают. Как быть?
05.11.2009, 15:07
Юлия(занятая мама)
Статья написана давненько, но как актуальна! Я считаю ВАШ сайт, САМЫМ ЛУЧШИМ! Эта статья рекомендована на форуме украинском! Вот! Уверена что даже не надо искать ничего другого в инете. У ВАС ЕСТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ!!!!!
21.02.2010, 12:51
Ольга
Огромное спасибо за статью.
14.06.2010, 17:47
Нюта
А я визуал и шум мне реально НЕ МЕШАЕТ, в отличие от Еси. может, все-таки, все зависит от «чистоты типа»?
05.02.2011, 19:51
Рита
Спасибо за советы о домашних заданиях. Очень пригодились
20.05.2012, 17:59
Стас
Простите, но то, что вы все пишете в комментах, полный бред. Извините конечно за прямоту… Но вы вообще даже и представления не имеете о нас! Статья многогранна, но не соответствует максимальным логическим выводам и опыту дискрета, ее писал человек, не способный понять истинного дискрета. Жаль…
14.09.2012, 11:28
катя
мне кажется,что если бы мои родители прочли эту статью. они бы избежали многих проблем… Стирается ли грань между типами с возрастом? Мне кажется,что с годами только утверждаюсь в своем восприятии. я визуал процентов на 70
18.05.2015, 01:55
Татьяна
Спасибо за статью. Дочка у меня пока 100% кинестетик. Благодаря статье я это понимаю и принимаю.
20.12.2017, 19:34
Анжела
Особенно когда маленькие они такие кинестетики, детишки) Я со своим когда подрос тест проходила testometrika com/personality-and-temper/you-auditory-visual-or-kinestetik/ ради интереса, вдруг я ошибаюсь и Сашенька на слух лучше улавливал, чем глазами, оказалось ни то ни другое — до сих пор кинестетик))))
25.10.2019, 10:33
Меерим
Мне 11 и я дискрет я афигела
ПОДЕЛИТЬСЯ