Стремясь развить интеллект ребенка, многие уделяют внимание лишь познавательным способностям малыша. Однако не стоит забывать о таком важном понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умении распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение. Во многом именно данные способности являются залогом успешной и счастливой жизни человека. Начинать развивать эмоциональный интеллект можно уже в раннем возрасте. О том, как это делать, мы расскажем Вам в этой статье.
Виды интеллекта
Долгое время в понятие «интеллект» входил только уровень IQ, от которого, как считалось, будет зависеть успех ребенка в будущем. В основном в тесты на IQ входили задания на логику и математику. Но благодаря американскому психологу Говарду Гарднеру — автору теории множественного интеллекта — понимание интеллекта значительно расширилось, и у него появилось довольно много видов:
- Логико-математический интеллект
- Эмоциональный интеллект: — внутриличностный — межличностный
- Натуралистический
- Практический
- Творческий (музыкальный, художественный, литературный…)
- Телесно-кинестетический
- Лингвистический или вербальный
- Пространственный
- Экзистенциальный или духовный
Говард Гарднер считает, что интеллект — это способность к решению задач, которая обусловлена социальной средой. Это означает, что ученый, который занимается ядерной физикой и музыкант, играющий в оркестре, решают разные интеллектуальные задачи. Поэтому разным специалистам требуются разные типы интеллекта — чтобы обладать способностями для конкретных областей деятельности.
И тут очень важна личностная ответственность родителей — чтобы вовремя увидеть, в чем талантлив ребенок, к чему он тяготеет, какой интеллект ему необходимо развивать.
Невозможно решить все жизненные задачи только за счет логического интеллекта. Например, поэты, художники и музыканты обладают совершенно другим видом интеллекта — творческим. А те, у кого хорошо развит практический интеллект, с легкостью ведут бизнес и управляют другими людьми — даже если не были успешными учениками в школе.
Развивайте в чаде самоконтроль
Вы встречали в супермаркете детей, которые лежат на полу у ног родителей и умоляют их купить ту или иную вещь? Вероятно, даже родители этих ребят понимают, что поведение их чада выходит за рамки приличия. Если вы не хотите, чтобы ваш малыш вел себя подобным образом, вам следует внимательно изучать программы развития эмоционального интеллекта детей. В любую из них будет входить самоконтроль. Ребенку с юных лет нужно объяснить, что не всегда следует открыто демонстрировать свои эмоции. Порой, нужно облечь чувства в слова, но не предавать словам слишком экспрессивную окраску. Следует выражаться мягко и доходчиво. Например, если ребенку что-то не нравится, то ему не нужно сразу плакать. Сначала следует объяснить родителям, что именно чадо не устраивает и чтобы ребенок хотел от родителей. И в случае если взрослые скажут что-то очень неприятное, ребенку придется смириться с вердиктом, а не устраивать истерику.
Самоконтроль – полезное качество, которого порой так не хватает многим взрослым. И если не заложить его в детском возрасте в свое чадо, то вы можете упустить момент и не успеть это сделать. В этом случае вашему малышу в подростковом возрасте придется самостоятельно менять себе характер. А это делать будет очень сложно.
Эмоциональный интеллект
Популяризатором определения «эмоциональный интеллект» традиционно считается американский писатель, психолог и научный журналист Дэниел Гоулман. Почитайте его книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». А вот социальный психолог Питер Саловей и профессор психологии Джон Майер занимались разработкой самой концепции эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект состоит из двух видов, которые чаще всего развиваются последовательно — сначала внутриличностный, потом межличностный интеллект. Хотя бывают исключения, и тогда последовательность меняется.
Внутриличностный интеллект состоит из двух компонентов — самосознание и саморегуляция. Самосознание — это способность различать и интерпретировать собственные мотивы, желания, потребности, настроения, порывы и предсказывать их влияние на других людей. А саморегуляция — способность регулировать свои эмоциональные реакции и состояния, управлять своим настроением. Как позавтракать, как правильно проснуться, как реагировать на ухудшение погоды — у такого человека есть свои маленькие секреты, из которых выстраивается вся жизнь.
«Людям с высокой степенью внутриличностного интеллекта проще выстроить отношения с окружающими — они честны внутри себя, доброжелательны, открыты и оптимистичны. Им легче дается, например, родительство, учительство и прочая коммуникационная деятельность — профессиональная и жизненная».
Межличностный интеллект тоже имеет две составляющие — эмпатия и социальная умелость. Эмпатия, или понимание других, — это социальная восприимчивость, способность считывать эмоциональное состояние других людей, умение сопереживать. Социальная умелость — способность управлять эмоциями других людей и отношениями с ними.
Социальная умелость таит в себе и темную сторону. Человек, который использует эту способность в корыстных целях и нечестными способами, может манипулировать людьми.
Зачем нужен высокий уровень эмоционального интеллекта?
Во-первых, когда у человека развито самосознание, у него все в порядке с самооценкой и есть уверенность в себе.
«Нормальный уровень самооценки — нулевой. У нее не должно быть знака „+“ или „-“. Но при этом она обладает гибкостью — меняется в зависимости от ситуации. Когда художник попадает в общество физиков-ядерщиков, он будет чувствовать себя скромно — и это нормально».
А уверенность в себе — базовое ощущение, которое у многих детей и даже взрослых людей опирается на какие-то внешние оценки, чужие критерии успешности. Но в идеале уверенность в себе должна исходить только из собственной уникальности. Эта уникальность подразумевает, что абсолютно у каждого человека есть свой набор потенций, который при решении определенного круга задач будет самым лучшим.
Во-вторых, человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, способен к самоуправлению — умению контролировать свои эмоции и быть адаптивным, открытым, инициативным, оптимистично настроенным, обладать высокой самомотивацией и продуктивностью.
В-третьих, развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку проявлять социальную чуткость: предупредительность, тактичность и деликатность, понимание отношений в коллективе и умение ладить с людьми. С таким человеком приятно общаться, его хочется слушать и взаимодействовать с ним.
И, наконец, в-четвертых, — управление отношениями: влияние, вдохновляющее лидерство, умение регулировать конфликты, помощь другим в развитии и совершенствовании, сотрудничество и умение работать в команде, содействие изменениям.
Как же сделать так, чтобы ваша гостиная не напоминала сцену из «Безумного Макса»?
Зачастую причиной плохого поведения оказывается неумение ребенка справиться с негативными эмоциями. Эта проблема из числа тех вещей, которым мы редко намеренно учим детей — а если и учим, то практически никогда в этом не преуспеваем.
Если вы покажете ребенку, как распознать свои эмоции и справиться с ними, вы сможете предотвратить проявления плохого поведения.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Такой навык пригодится им на протяжении всей жизни. В 4 года он поможет избежать истерик, а позже сыграет решающую роль в том, будете ли вы копить деньги на обучение ребенка в колледже или на то, чтобы заплатить за него залог. Воспринимайте это как своего рода приучение к горшку — только к чувствам. Но как же вам это сделать?
Профессор Джон Готтман — человек, совершивший революцию в области изучения отношений между людьми. Он может в течение всего нескольких минут послушать рассказ пары и с пугающей точностью определить, разведутся они или нет.
К счастью, в сферу научных интересов Готтмана входит и изучение воспитания детей. И предпринятое им исследование — не просто очередная новомодная теория, придуманная кем-нибудь за обедом, а настоящий эксперимент головокружительного масштаба.
Он предложил более чем сотне супружеских пар с детьми 4-5 лет заполнить опросник. Затем он провел тысячи часов за интервью, а также наблюдал за их поведением в его лаборатории. Записывал, как дети играют со своими лучшими друзьями.
Отслеживал сердцебиение, показатели дыхания, кровотока и потоотделения. Собирал анализы мочи — да, мочи — малышей, чтобы измерить количество гормонов, генерирующих стресс. И продолжал следить за детьми и их семьями все их детство и подростковый период, проводя дополнительные интервью, оценивая их академические успехи и… Ладно, достаточно. Вы поняли.
Даже голливудские злодеи планируют свои козни не столь тщательно. А когда дошло до изучения эмоций, Готтман выделил четыре типа родителей. И три из них выглядят не очень-то хорошо:
- отвергающие родители: не обращают внимания, игнорируют или упрощают негативные эмоции;
- неодобряющие родители: критически относятся к негативным переживаниям и наказывают детей за проявление эмоций;
- невмешивающиеся родители: принимают эмоции своих детей и сопереживают им, но не учат справляться с чувствами.
Дети родителей этих трех типов не всегда преуспевали в жизни. Они чаще демонстрировали дурное поведение, с трудом заводили друзей и испытывали проблемы с самооценкой. Возможно, один из них прямо сейчас пытается взломать вашу машину.
Но есть и четвертый стиль воспитания — ультра-родители. Эти отцы и матери неосознанно использовали методику, названную Гот. И благодаря этому воспитывали детей с высоким эмоциональным интеллектом.
Такие родители принимали чувства своего ребенка (но не всю совокупность его поведения), помогали ему переживать сложные ситуации и решать проблемы так, чтобы в результате соседский ребенок не оказался в приемном покое больницы. Как же сложилась жизнь этих детей?
- Таким детям лучше удавалось успокоить себя, когда что-то их расстраивало.
- Они быстрее могли справиться с учащенным сердцебиением.
- Благодаря более совершенному умению справиться со стрессом они реже переносили инфекционные заболевания.
- Им лучше удавалось концентрироваться.
- Они лучше выстраивали связи с другими людьми — даже в непростых ситуациях социального взаимодействия, например, когда они подвергались насмешкам, а чрезвычайная эмоциональность выставлялась слабостью, а не преимуществом.
- Им лучше удавалось понимать людей.
- Им лучше удавалось завязывать дружбу с другими детьми.
- Они также демонстрировали более высокую академическую успеваемость.
Короче говоря, у них был развит тот тип интеллекта, который отвечает за отношения с людьми и миром эмоций, то есть эмоциональный интеллект.
И все эти успехи были заложены за счет того, как родители справлялись с всплесками негативных эмоций у своих чад. Эти мамы и папы делали 5 вещей, о которых другие родители практически не вспоминали.
Итак, давайте взглянем на них поближе…
Что мешает развитию эмоционального интеллекта?
К факторам, которые препятствуют развитию эмоционального интеллекта, относится надевание на себя чужой одежды, выдавание внешних деклараций — чувств, эмоций, переживаний — за свои (из душевной лени или самосохранения). Часто с детства ребенок привыкает к такому поведению, и пытается понравиться и угодить сначала учителям и родителям, а потом и начальству на работе.
А вот недооценка чувственных переживаний не позволяет наработать внутриличностную компетенцию. Помните фразу: «Мало ли, что ты хочешь? НАДО — и все!»?
Страх эмоциональной жизни тоже тормозит развитие эмоционального интеллекта. Часто это явление наследственное: родители боялись выражать эмоции и ребенок тоже боится. Но ведь всем нам нужно понимать, что эмоции и чувства — очень важный тип ориентировки. Если бы эмоции и чувства были не нужны для выживания человечества, то они бы давно уже нивелировались — но они зачем-то все еще с нами.
Главный вопрос на приеме у психолога: «Что ты чувствуешь?». Именно так человек может проникнуть в истинное переживание и ощутить контакт с самим собой. Переживание — это та область человеческой психологии, которая вбирает в себя все: и событие, из-за которого это переживание произошло, и людей, которые втянуты в это переживание, и чувства, которые человек испытывает, пребывая во всем этом, и мотивы человека.
Еще несколько негативных причин:
- неумение чувствовать, алекситимия;
- не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни (человек не может ответить на вопрос о том, что он чувствует, и начинает описывать то, что он думает, или события, которые привели его к такому состоянию);
- спешка и занятость, сбой ритмов — ориентация на «внешнее и объективное», игнорирование собственных внутренних процессов;
- показная эффективность и успешность, попытки ее измерить (к этому фактору можно отнести, например, оценочную систему в школе);
- страх быть «не таким», перфекционизм, комплекс отличника;
- незнание себя: своей индивидуальности, собственного обаяния и харизматичности;
- показная взрослость и разумность.
И еще один важнейший фактор, который негативно сказывается на развитии эмоционального интеллекта, — ориентировка на результат, а не на процесс. А между тем, самое главное, что, например, может дать ребенку учитель начальных классов, — это любовь к учебе, независимо от оценок и способностей.
Результат, безусловно, важен, но с точки зрения стратегии жизни, процесс важнее результата. Ведь когда процесс не интересен, человек не может быть продуктивен в какой-то сфере. Именно процесс ведет к мастерству и успеху.
Выводы
Специалисты сходятся во мнении, что именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни. В дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У родителей есть много возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта малыша. Обсуждайте с ребенком эмоции и причины их возникновения, открыто выражайте свои чувства и не запрещайте это делать малышу. Также существует множество специальных игр для развития эмоционального интеллекта.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Посмотрите на фотографии людей, сделанные с помощью тепловизора. Удивительно, как температура тела реагирует на наши эмоциональные состояния. На картинке всего 14 разных примеров эмоций, но российские психологи выделили целых 80!
«Возьмите за аксиому: если вы не развиваете эмоциональный интеллект у себя, развить его у детей тоже не получится».
- Осознавайте свои сильные и слабые стороны — умейте их называть, понимать причины, давать направление реализации.
- Называйте свои и чужие эмоции — чем больше набор слов, тем выше чувствование. Отвечайте себе на вопрос: «Что я сейчас чувствую?».
- Проявляйте наблюдательность, станьте отзывчивы, будьте готовы прийти на помощь тем, кто нуждается.
- Уделяйте внимание невербальному языку — мимика, осанка, походка, позы, жестикуляция и прочее.
- При неудачах проявляйте благодарность за полученный опыт.
- Создавайте себе новые обучающие условия и старайтесь адаптироваться к ним, идите в свой страх, выходите из зоны комфорта.
- Научитесь признавать свою вину и при этом старайтесь преодолевать страх перед ошибками.
- Снижайте перфекционизм.
- Проявляйте способность отключаться и переключаться.
- Будьте готовы слушать и слышать.
«Наберите в поисковике „список человеческих эмоций“. Скопируйте к себе и выделите разным цветом: что вы распознаете хорошо, что вам знакомо меньше, и какие эмоции вы не понимаете вообще. Так вам будет проще понять, чувствование каких эмоций нужно развивать, и в чем ваша сильная сторона. Держите список перед глазами, чтобы ориентироваться в том, что вы сейчас чувствуете».
Рекомендации для родителей
Развивать эмоциональный интеллект у детей не так трудно, но быстрого результата ждать не стоит. Только родители смогут помочь своему малышу, своевременно включив в жизнь определенные правила. Нужно стараться прилагать все усилия, чтобы ребенок имел именно те навыки, которые являются частью EI.
Начинать занятия по улучшению эмоционального интеллекта лучше всего в дошкольном возрасте. Если этот период уже прошел, то не стоит отчаиваться, т.к. достичь цели все равно получится. При развитии EI у детей старших возрастов нужно лишь более тщательно отбирать методы, а также прилагать все усилия, чтобы убедить ребенка в значимости этих занятий.
Самым важным в развитии эмоционального интеллекта является отношение родителей. Без правильного взаимодействия с малышом добиться результата не удастся. Взрослые должны показать ребенку, что их интересуют не только его успехи в плане обучения. Для этого нужно проявлять по отношению к нему особую любовь, ласку и заботу, при этом следует обязательно считаться с его мнением и воспринимать его полноправным членом семьи. Атмосфера, созданная такими действиями родителей, позволит ребенку легко начать улучшать EI.
Для родителей, желающих развить EI у своего ребенка, существует небольшой перечень рекомендаций, которые помогут добиться желаемого эффекта
Очень важно следовать хотя бы большей части из них, т.к. они направлены на повышение результативности занятий, а также создание благоприятной обстановки дома
Основные рекомендации:
Принимать ребенка именно таким, каким он является. Нужно относиться положительно ко всем особенностям своего малыша и ни в коем случае не проявлять негатив по отношению к каким-либо из них. Показывать все свои чувства, не скрывать эмоций. Малыш должен понимать, что именно чувствуют его родители. Это поможет не только создать хорошую атмосферу внутри семьи, но и развить EI. Обсуждать все спорные ситуации. Следует совместно обговаривать образовавшиеся проблемы, стараться найти их решение. При возможности поиск компромисса нужно доверить ребенку. Научить малыша описывать испытываемые чувства. Родителям следует регулярно просить ребенка рассказать о том, что именно он чувствует. Хорошим помощником могут выступить ассоциации. Говорить о своих недостатках
От редакции : Корешки спинного мозга: строение и функции
Важно донести ребенку, что идеальных людей в мире не существует. Но нельзя упоминать о его недостатках, т.к
это может оказать обратный эффект. Проявлять оптимизм по отношению к окружающему миру. Задача родителей в том, чтобы ребенок научился самостоятельно находить светлые стороны даже в самых плохих событиях. Важно показать ему это на своем примере. Продемонстрировать целеустремленность. Так же, как в предыдущем случае, взрослые должны показать все малышу на примере себя. Целеустремленность лучше всего прививать незадолго до первого посещения школы. Быть честными. Нужно всегда говорить ребенку все именно так, как есть. Откровенность очень важна для отношений и поможет малышу начать воспринимать мир несколько иначе. Не стоит скрывать даже плохую информацию. Контролировать времяпрепровождение. Родители должны проследить, чтобы ребенок не посвящал слишком много времени бесполезным развлечениям, из которых мог бы подхватить злобу, а также спал достаточное количество часов ежедневно. Стимулировать социальное взаимодействие. Нужно поощрять стремление малыша общаться со сверстниками, обеспечивать его такой возможностью, а также регулярно устраивать семейный отдых, подразумевающий общение.
Развитие эмоционального интеллекта у самых маленьких нужно начинать именно с выполнения таких простых правил, а уже потом переходить к целенаправленным тренировкам. Эти рекомендации можно считать основной для достижения результата.
Как развить эмоциональный интеллект у детей?
- Обсуждайте книги и фильмы: определяйте чувства героев, связи между их чувствами
- и поступками.
- Обсуждайте сопереживания ребенка героям произведений. Высказывайте свое отношение к героям.
- Практикуйте командную работу, построенную на кооперации, где каждый участник мотивирован. Выстраивайте среду, в которой хочется учиться и прокачиваться в каких-то навыках.
- Организовывайте, если это возможно, взаимопомощь в классе.
- Задавайте настроение урока (через веселую шутку, занимательную историю из жизни ученого, умный анекдот, комментарии погоды или своего настроения…).
- Проводите минутки осознанности. Вместе с детьми прямо на уроке можно помолчать, подышать, успокоиться: очистить голову от мыслей, посмотреть в окно.
- Приводите яркие примеры-истории (можно даже вымышленные), как кто-либо справился с какой-то ситуацией.
- Называйте чувства ребенка: «Я вижу, что ты сердишься, ты сильно расстроился?»
- Называйте свои чувства: «Я переживаю, что вы не справитесь, я волнуюсь, как
- пройдет урок». Это выводит контакт с детьми на другой уровень открытости.