Как развить воображение и визуализацию взрослому человеку ?

Фантазия и воображение неотъемлемые части нашей жизни. Творчество и творческие профессии невозможны для человека без фантазии, которая проходит с нами весь жизненный путь, от рождения и до глубокой старости. Хорошее воображение помогает в повседневной жизни, делая ее насыщенной и полноценной.


Сальвадор Дали. Крик.

Но что делать, когда фантазия не сильно развита, и чтобы что-то придумать, приходится делать над собой усилие? Помогут наши советы и простые упражнения!

Как развить воображение и визуализацию взрослому человеку? С чего начать и как идти вперед?

«Мария Ивановна, нам из этой ситуации нужно срочно найти выход!» — слышите вы на работе. Или вы приходите с работы, а ваш ребенок в очередной раз просит поиграть во что-то интересненькое? Как упражнениями развить воображение и визуализацию у взрослого человека, чтобы стать успешным и счастливым?
Ну вот, опять двадцать пять, а причем здесь успешность? Для этого достаточно быть образованным, ответственным, умным. Так то оно так. Но воображение может дать вам больше.

Все очень просто. Придумывать — это творить, а творение всегда уникально. Творческих и уникальных людей трудно найти, а тем более заменить. Это ценность.

Творчество возможно благодаря воображению и правому полушарию. Творческие люди нужны!

Воображение — это:

  • креативный подход в любой сфере, профессии,
  • захватывающие игры с детьми, веселье и счастье,
  • нахождение выхода из любой затруднительной ситуации.

С последним пунктом дети справляются очень хорошо) Хотите узнать, что нужно делать, чтобы восстановить ваше воображение? Отлично! Бежим!

Содержание статьи:

Проверенная формула прогресса

  • Готовы проверить ваше воображение прямо сейчас?

Как легко развить воображение и визуализацию у взрослых?

  • Как быстро наполнить себя визуальными образами?
  • Оживляем правое полушарие
  • Простые и полезные действия для активизации воображения
  • Секретные приемы развития воображения

С чего начать развивать визуализацию?

Тайна Гулливера или как сочинять сказки для детей

Лучшее что развивает фантазию — творчество.

Творчество — лучше игр и упражнений развивает воображение. Посмотрите на известных писателей, актеров, музыкантов и певцов — все они люди с гигантском воображением и потрясающей фантазией. Дома существует сотни творческих занятий которыми можно не только развивать фантазию, но и скрасить время и, даже, получить профессию, давайте перечислим основные занятия:

  • рисование;
  • лепка;
  • вышивка;
  • бисероплетение;
  • пение;

Ролик как развивать фантазию рисованием.

Проверенная формула прогресса

Помните слова Альберта Эйнштейна? Он говорил, что знания ограничены, важнее воображение, поскольку оно стимулирует прогресс, порождает эволюцию.

Когда-то еще не было чашек, люди пили из рук, сложа их лодочкой. И кто-то додумался сделать такой формы чашку.

Этот гений перенес функции сложенных рук в сосуд для питья. И появились чашки. Люди стали пользоваться чашками, произошел прогресс. И так во всем, что нас окружает.

Вот здесь: Игры развивающие фантазию и воображение — 5 важных шагов можно подробнее почитать про понятие воображения и игры с детьми на развитие воображения (откроется в новой вкладке).

Воображение развивает головной мозг!

Почему творческие люди везде нужны? Конечно, конечно, из-за их идей, оригинального подхода. Все это верно.

Но первое самое секретное то, что воображение как высший психический процесс связано со многими другими психическими процессами.

Оно связано с мышлением и памятью. И развивая одно, мы получаем результат и в этих процессах. Как минимум три в одном. Улучшается память, мышление, развивается головной мозг.

К слову сказать, самый лучший результат (как минимум воображение и креативность) дает идеальное взаимодействие обоих полушарий головного мозга.

Почему дети с рождения — гении? Потому что у них до 3-х как раз и наблюдается это удивительное взаимодействие. И те, кто сохраняют его, считаются гениальными людьми.

Чтобы сохранить его у детей, играйте с ними вот в эти игры и читайте нашу статью (откроется в новой вкладке).

А взрослым как быть? Чтобы наладить такое взаимодействие у вас, проходите и скачивайте упражнение здесь (ссылка откроется в новом окне). Плюс — оно мощно расслабляет уставшее от сидение в гаджетах зрение.

Готовы проверить ваше воображение прямо сейчас?

Задача найти лишнее. Перед вами три картинки. Вилка, ножик, тарелка. Что лишнее? Что вы уберете? Пока не читайте дальше. Подумайте, поразмышляйте. В чем подвох?)

Мы смотрим на картинки, думаем, подключается мышление, исследуются наши понятия значений. «Ага, можно убрать тарелку, ведь это посуда, а вилка и ножик все же столовые приборы.»

Да, отлично. В садике нас так и учили, когда готовили к школе. И вот здесь ваше воображение машет вам ручкой на прощание)

Почему? Потому что мы исходим из заученных значений предметов. А есть ли другой путь? Есть.

Давайте включим наше воображение. Для чего нужны вилка и ножик? Они нужны, чтобы есть еду. Еду мы выкладываем на тарелку. Верно? Да. Значит лишнего здесь нет?

Но, по условиям задачи нужно убрать лишнее. Что же здесь лишнее, которое нужно убрать?

И вот тут подключается воображение. Вы заметили, что мы начали усиленно думать, представлять картинки, перебирать варианты их совмещения, соединения в сюжет. Это оно, наше воображение.

Оно раскладывает образ на части, видоизменяет, а потом, соединяет. Говоря научным языком, эти мысленные действия — анализ и синтез являются инструментами мышления. И отделить их друг от друга невозможно.

Поэтому воображение — это мощный мыслительный процесс, который развивает наш головной мозг, а мозг ребенка — получше центров раннего развития).

Какой же ответ дало ваше воображение? Пишите в комментариях.

Ну а теперь будем развивать воображение.

Этапы

Этапы или стадии развития воображения у человека имеют градацию по возрастному признаку:

  1. Первый этап. Возраст от 0 до 3-ех лет. Воображение опирается на изученные ранее образы. Ребенок узнает изображения на картинках, достраивая в сознании образ до знакомого ему объекта. Так малыши после контакта с реальной кошкой могут распознать нарисованную ее версию.
    При этом ребенок не генерирует ничего нового, и воображение является процессом пассивным.
  2. Второй этап. Возраст от 3-ех до 4-ех лет. Формируется словесное воображение. Ребенок уже стремится к игровой деятельности, но ему все еще требуется поддержка взрослого. Игровые образы при этом опираются на реальные ситуации и образы, но характеристики и отдельные черты реальных прототипов в игре смешиваются и делятся, в результате чего появляются новые «,объекты»,. Ребенок оригинален в замещении функций и выборе игровых сюжетных линий, а также критичен к замещениям напарника по игре.
  3. Третий этап. Возраст от 4-ех до 5-ти лет. Ребенок творчески активен в различных видах деятельности, играх, лепке и рисовании, пересказе услышанного ранее и проч. Появляются мечты и планы на будущее. Воображение становится особым видом интеллектуальной деятельности, нацеленной на преобразование реального мира. Но ребенок еще не умеет в полной мере контролировать этот непроизвольный процесс. Но он уже может создавать образы, опираясь на слова и рассказы, а также представлять состояние другого человека.
  4. Четвертый этап. Возраст от 6ти до 7-ми лет. Воображение в этот период принимает активный характер. Ребенок может создавать замыслы и планировать их поэтапное воплощение. Необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает, и воображение действует как бы «,на втором плане»,. В деятельности ребенка можно отследить творческие элементы.
  5. Пятый этап. От 7-ми до 11-ти лет. Теперь ребенок получает знания, которые являются топливом для воображения.
    Развивается вербально-мыслительное воображение, которое не требует опоры на реальный объект, качество или действие.
  6. Шестой этап. От 12-ти до 18-ти лет. Воображение и творческая активность развиваются не только в рамках учебной программы, но и в рамках самостоятельной (вне школьной) деятельности индивида. Активному развитию воображения способствует посещение кружков и факультативов, чтение книг и поощрение творческой деятельности со стороны значимых для ребенка людей.

Как легко развить воображение и визуализацию у взрослых?

Но сначала второе самое секретное. Воображая, мы оперируем образами. Поэтому за воображение отвечает правое образное полушарие. Кстати, учеными проводились исследования, образная память не имеет границ.

А следуя словам французского ученого И. Соньера, развивая правое полушарие, мы развиваем весь мозг. Теперь становится понятно, почему креативные люди имеют отличную память, отточенное мышление, и так везде ценятся.

Все дело в работе головного мозга. Считается, что человек, который при решении задач может постоянно и легко «залезать» в свое правое полушарие, обладает исключительными способностями и признаками гения.

Нужно только научиться оперировать образами.

Почему детки с рождения являются гениями? Потому что у в детстве оба полушария активны и синхронно работают. У них отличное воображение, сила образов, интуиция.

Закрепив это у них в детстве, мы подарим им удивительные способности. Если вы хотите узнать, как это все сохранить у детей, то вам сюда: Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам? (откроется в новом окне).

А теперь приступим к восстановлению наших способностей.

Как быстро наполнить себя визуальными образами?

1. Как мы узнали, образы очень важны. Необходимо наполнить себя образами.

Смотрите и запоминайте картины художников и просто много картин, репродукций. Ищите красивые картинки в интернете. Потом попытайтесь воссоздать их по памяти.

Почему красивые картины?

А вам не все равно, что есть на завтрак? Вот так и мозгу лучше красивое, приятное. Потому что ничто не проходит бесследно, все фиксируется мозгом и запоминается, если не сознательно, то подсознательно точно.

Можно ходить в музеи, на выставки. Воображение — это создание нового необычного из того, что есть в памяти, из имеющегося опыта. Поэтому получаем зрительный опыт.

Оживляем правое полушарие

2. Обоняние

Берем любой запах. Пусть это будет гвоздика. Вдохните ее, пропитайтесь ее запахом. Что вы чувствуете, какой это запах? Опишите его. А теперь, что он вам навевает? Просто опишите возникающие образы, возьмите ручку и пишите.

А запах мороженного, которое вы ели в детстве? Какой он? Чем пахнет, что вы вспоминаете? Вернитесь в прошлое, поиграйте там немного. Что вы тогда хотели?

3. Осязание

Тут нужно подготовиться. Найти разные по материалу поверхности. Пусть это будет мягкая игрушка с теплой, мягкой шерстью. Может быть белый мишка?

Проведите по игрушке рукой, поднесите к лицу, прислонитесь щекой.

Что вы чувствуете, что это вам напоминает, на что похоже? А какая любимая игрушка в детстве была у вас? Пишите, какие образы вам пришли.

4. Вкус

Какое ваше любимое блюдо? Кто вам его приготовил в первый раз? Что это за блюдо? Как оно выглядит? Представьте, что оно лежит перед вами, но пока его нельзя есть.

Вот еще немного у вас потекли слюнки. Вы уже больше не можете сдерживаться. Съешьте его. Но не нужно так набрасываться. Потихоньку, не спеша. Ведь это ваше любимое блюдо. Что вы чувствуете?

5. Слух

Здесь вся музыка вам в помощь. Вы можете включать любимые произведения и уносится на волнах воображения. Что вы видите, что чувствуете? Смотрите и запоминайте, пока звучит музыка. Потом запишите все образы, что вас посетили.

А в этой статье можно послушать музыку, развивающую головной мозг, дающую расслабление и расширение памяти: Как использовать музыку для развития мозга и памяти — личный опыт. 5 лучших композиций (откроется в новой вкладке).

Простые и полезные действия для активизации воображения

6. Чтение

Вы читали недавно книгу? Это художественная литература? Есть герои? А где происходило конкретное действие? Мысленно вспомните это место, а потом перенесите на бумагу.

Нарисуйте в своем воображении главного героя. Постарайтесь перенести этот образ на бумагу.

7. Электронная почта

Если вы читаете письмо от незнакомого человека в вашей почте. Попробуйте мысленно нарисовать его портрет. Продумайте все тонкости. Какое у него лицо, волосы, глаза, рот, нос.

А его фигура? Как он сидит, когда пишет? А затем представьте сам процесс написания вам письма.

8. Вам позвонили?

Вы ответили на звонок и услышали незнакомый голос. Кто это мужчина или женщина? Какой у этого человека голос? Приятный, нежный, грубый, низкий, высокий? Попытайтесь представить человека в своем воображении.

9. Увидеть незримое, услышать увиденное

Очень эффективное упражнение. Включаете звук у кинофильма (можно начать со знакомого) и выключаете картинку. Слушаете и смотрите фильм по памяти.

Теперь делаем наоборот. Выключаем звук, включаем картинку. У вас идет немое кино. Вы смотрите и догадываетесь, о чем говорят герои.

Теперь все тоже самое проделываем с незнакомым фильмом.

10. Придумайте ваше будущее

Опишите в деталях: что вы хотите иметь, где жить, чем заниматься. Как вы выглядите? Не надо за один раз. Пусть это займет несколько дней. Важно же хорошенько все продумать и представить.

Только не нужно действительности) Помечтайте как в детстве. Пусть будет, наконец, то, что вы хотите на самом деле.

А если вам хочется для этого немного присочинить, приукрасить, пусть так и будет. Поздравляю, ваше правое полушарие живо. Дайте ему волю.

Секретные приемы развития воображения

11. Связать два несвязуемых предмета

Например, собаку и утюг.

Сначала представьте собаку, потом утюг. Поместите их рядом, друг против друга. Что они делаю? Почему они могут быть вместе или не могут? Придумайте новые неожиданные связи и сочетания.

Вам поможет использование предлогов. Утюг на собаке, утюг под собакой, за собакой, собака в утюге.

Что из этого получается? Можете сочинить историю?

12. Увеличение и уменьшение

Если бы у вас удлинился нос или ноги? Чтобы произошло? До размера дома, представьте себе эту картину. Поживите немного в этом образе. Что хорошего можно сделать, а что не очень будет удобно делать?

Где бы вы покупали себе одежду? Как бы быстро ходили на работу? Что еще?

Если бы у вас уменьшился рост. Вы бы стали совсем маленьким, как мышка? Чтобы с вами произошло? А если бы этого никто не заметил? Помните Гулливера? В этой сказке использовался этот же прием.

Теперь ваша очередь.

13. Что на что похоже?

Леонардо да Винчи мог в пятнах на стене увидеть причудливую и нужную ему картину, ситуацию. Сам он называл этот способ смехотворным и тривиальным. Но именно этот способ ведет наш ум к изобретениям.

Посмотрите на облака. Какие образы они вам напоминают, на что похожи. А теперь посмотрите на всю видимую взглядом часть небесного свода. Что происходит теперь с образами?

Мы можете выбрать любой объект, не только облака. Главное, чтобы он был не четким, а требовал размышления.

14. Что спрятано в рисунке?

Знаменитые детские дорисовывалки. Это когда проставлен зигзаг на бумаге, а вам нужно дорисовать из него целую картину.

Возьмите карандаш и бумагу. Ставьте точки, крючочки с закрытыми глазами, а потом постарайтесь дорисовать их до понятного сюжета, образа, целой картины.

Или вот это картинка. Найдете 14 коней?

Методы и упражнения для детей

Малыши в первую очередь копируют поведение взрослых. А потому если вы хотите развивать у своего ребенка воображение и фантазию, то взращивайте эти способности у себя. Приведу некоторые рекомендации:

  1. Читайте вместе с ребенком книги с фантастическим сюжетом, а после обсуждайте детали, спрашивайте, как могли бы выглядеть герои, если бы их рисовал сам малыш. Подросткам можно предложить для прочтения произведения Жюля Верна, братьев Стругацких.
  2. Задавайте необычные вопросы. К примеру, поинтересуйтесь, какой сверхъестественной способностью ребенок хотел бы быть наделен или какого животного, по его мнению, не хватает в природе. Что будет, если электричество навсегда исчезнет или люди будут жить под водой, а рыбы обитать на суше?
  3. Спросите, как изменилась бы жизнь ребенка, если бы он вдруг стал величиной с карандаш или, наоборот, стал большим, как великан. Пусть пофантазирует и расскажет, как может проходить его обычный день.
  4. Предложите ребенку представить себя растением, камнем, птицей, динозавром, акулой, насекомым и пр. Задавайте вопросы о том, что он чувствует, какие желания у него возникают, чего или кого он боится и т. п.
  5. Включите мультфильм, который ребенок еще не смотрел, и попросите озвучить его наугад. Кстати, можно взять на себя роли разных героев и тренироваться вместе.

С чего начать развивать визуализацию?

Визуализация — это способность представить, увидеть предмет на внутреннем экране с закрытыми или открытыми глазами.

Как связаны визуализация и воображение? Воображать мы можем где-то там в голове, оперируя образами, а способность их четко видеть на внутреннем экране — это визуализация.

Особый вариант визуализации — фотографическая память, когда запоминание или образ увиденного выглядит как фотоснимок. При визуализации образы могут двигаться, жить, а так же иметь и другие модальности (звук, запах, ощущения).

Как научиться визуализации, видеть образы? Японский профессор Макото Шичида, у которого есть целая правополушарная методика, для развития силы образов советует использовать послеобразы.

Это не единственное упражнение, но самое простое. О методике читайте в нашей статье Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам? (откроется в новом окне).

А также в статье Как развить фотографическую память быстро (откроется в новом окне).

Мы последуем его примеру.

15. Использование послеобразов

Возьмите любую простую картинку. Или нарисуйте сами красный или синий круг на белом фоне. Распечатайте и смотрите на картинку в течение 5-10 секунд.

Вам может потребоваться больше времени, но не дольше 30 секунд. Затем закройте глаза и наблюдайте послеобраз картинки.

Он может проявиться не разу, а через некоторое время. Повторяйте это упражнение как можно чаще.

Цель — увидеть красный круг как на картинке на мысленном экране с закрытыми глазами.

Приемы творческого воображения

  1. Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).
  2. Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
  3. Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).
  4. Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
  5. Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).

Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.

Тайна Гулливера или как сочинять сказки для детей

О, их сочинять очень просто. Мы уже узнали какой прием был использован автором для сочинения сказки про Гулливера. Если вспомните сказки, то он прослеживается во многих других сказках и рассказах.

Вы можете взять его в свою копилку. Но какой есть секрет еще?

Самое главное признать то, что все на свете живое и может жить собственной жизнью. Даже не живые предметы. Нужно согласиться с тем, что в сказках возможно все.

Как только вы это примете, то все изменится. Давайте потренируем воображение и возьмем … камень.

Я предложу вариант, а вы сочиняйте свой.

У камня может быть собственная жизнь, дети, жена и т.д. А может быть он еще одинок и ищет вторую половинку? А ему попадаются они серые камешки.

И вдруг он увидел ту самую, единственную — это был изящный осколочек гранита. Он так и сверкал на солнце. Когда камешек мелкими шажками проходил мимо нее, его сердце билось в груди так, что этот стук можно было услышать.

И он решился пригласить ее на прогулку. Но вдруг случилось непредвиденное… Что же случилось?

Наши герои не встретились, у них на пути встал…. Что же было дальше? Что сделал наш влюбленный камешек? Кто ему помог? Какие пришлось преодолеть преграды? Чем все закончилось?

Представьте камушек, его возлюбленную, весь сюжет и запишите его. Но, конечно, конец должен быть счастливым)

Книги для развития воображения

  • «Кради как художник», Остин Клеон
  • «Шесть шляп мышления», Эдвард Де Боно
  • «Гениальность на заказ», Марк Леви
  • «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно», Майкл Микалко
  • «Взлом креатива: Как увидеть то, что не видят другие», Майкл Микалко
  • «Учись видеть. Уроки творческих взлетов», Марина Москвина
  • «Гибкий ум», Эстанислао Бахрах
  • «Как люди думают», Дмитрий Чернышев
  • «Скетчи по воскресеньям», Кристоф Ниманн
  • «Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция.», О. Кинякина, О. Овчинникова, П.Лем, Т. И. Захарова, Ю. Асоскова

Особенности воображения у детей от 7 до 12 лет

К семи годам у правильно развивающегося ребенка излишки фантазирования исчезают сами по себе. В этом возрасте дети больше заинтересованы в изучении окружающего мира, а говорящие животные и феи отходят на задний план. В это же время начинает развиваться воссоздающее воображение: ребенок придумывает продолжение историй, прочитанных в книге, услышанных от старших или увиденных по телевизору. Задача родителей — помочь ребенку в развитии творческого воображения, которое позволяет создавать собственные истории, а не продолжать услышанные.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]