Причины заболевания
ДЦП — это распространенное заболевание. Его частота составляет примерно 2 ребенка на 1000 новорожденных, при этом данные могут изменяться, в зависимости от региона. Причиной расстройства, как и любых других церебральных параличей, становятся патологические изменений в коре головного мозга, подкорковых структурах, капсулах либо стволе мозга. Отличие ДЦП от других подобных нарушений состоит только во времени его диагностики (постнатальный период) и нарушении проявлении рефлексов.
Детский церебральный паралич — это результат неправильного развития мозговых структур либо повреждения здорового головного мозга. Процесс может протекать как во время беременности и родов, так и в ранний неонатальный период.
Среди причин этой болезни выделяют следующие:
- преждевременные роды либо родовые травмы;
- многоплодная беременность;
- инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности, а также отравление ртутью;
- черепно-мозговые травмы в ранний неонатальный период либо в первые несколько лет жизни.
ДЦП не считается генетическим заболеванием, поскольку большинство его случаев приходится на патологии беременности и родов. Однако, в 2% случаев прослеживается наследование по аутосомно-рецессивному типу. До половины детей с подобным диагнозом были рождены ранее срока. Остальные пациенты были одним из близнецов при многоплодной беременности, имели низкую массу тела либо были рождены путем инструментального родовспоможения или экстренного кесарева сечения. Считается, что асфиксия (недостаточное поступление кислорода в головной мозг) является одним из факторов, которые могут спровоцировать детский церебральный паралич.
ДЦП может развиваться и у детей, рожденных в срок. Среди причин, которые вызывают подобные патологии, на первом месте стоят родовые травмы. В ранний неонатальный период они могут быть вызваны травмами головного мозга и другими видами нарушения его работы. Отравление тяжелыми металлами, желтуха, инсульт — все эти факторы приводят к нарушению кровообращения в коре мозговых полушарий, что сказывается на их нормальном развитии. У здорового ребенка церебральный паралич может быть следствием утопления либо других случаев, при котором происходит временная остановка дыхания, а также воспалительных заболеваний головного мозга, в том числе инфекционного происхождения.
Детский церебральный паралич (ДЦП)
- 21.06.2017
Детский церебральный паралич
(ДЦП) — непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах, всегда сопровождается двигательными расстройствами, а так же нарушениями позы, речи, психики.
Формы ДЦП:
— Спастическая тетраплегия (G 80.0) Одна из самых тяжелых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, нарушения зрения, когнитивные и речевые нарушения. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами.
— Спастическая диплегия (G 80.1) Наиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная ранее также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов). При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.
— Гемиплегическая форма (G 80.2) Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый) геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия (например, шизэнцефалия), ишемический инфаркт или внутримозговое кровоизлияние в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой артерии) у доношенных детей. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна, но без циркумдукции ноги), задержкой психического и речевого развития. Иногда проявляется монопарезом. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.
— Дискинетическая форма (G 80.3) Одной из самых частых причин данной формы является перенесенная гемолитическая болезнь новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Также причиной является status marmoratus базальных ганглиев у доношенных детей. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Выделяются атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты данной формы ДЦП.
— Атаксическая форма (G 80.4) Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.
— Смешанные формы (G 80.8) Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного. Часто сочетание спастической и дискинетической (при сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии (при асимметричных кистозных очагах в белом веществе головного мозга, как последствие перивентрикулярной лейкомаляции у недоношенных).
— Неуточненная форма (G 80.9)
Стадии ДЦП:
- Ранняя: до 4-5 месяцев
- Начальная резидуальная стадия: с 6 месяцев до 3 лет
- Поздняя резидуальная: с 3 лет
Причины, вызвавшие дисфункцию двигательной сферы младенца могут быть разными:
- внутриутробные и постнатальные нейроинфекции
- гипоксия-ишемия мозга
- токсические энцефалопатии
- некоторые дисплазии мозга
- родовая нейротравма и др.
ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП У ДЕТЕЙ.
У детей со спастическими формами ДЦП в разные возрастные периоды первых лет жизни применимы и различные подходы к лечению. В первые месяцы жизни предпочтение отдается нейротрофическим и ноотропным препаратам. Затем подключаются различные физиотерапевтические воздействия, препараты, влияющие на процессы миелинизации и миорелаксанты. Было бы ошибкой считать, что миорелаксанты могут устранить хронический синдром поражения центрального мотонейрона, они устраняют только один компонент этого синдрома — спастичность, несколько уменьшают болевые феномены(диазепам, тизанидин), тремор, клонусы, выраженность рефлексов спинального автоматизма (толперизон).
Физиотерапия и массаж проводятся по принципу дифференцированного подхода.
Повышают мышечный тонус, способствуют увеличению мышечной массы:
- классический и сегментарный массаж
- стимуляционный режим акупрессуры
- периостальный и глубокомышечный массаж
Процедуры, стимулирующие мышцы-антагонисты спастичных мышц и мышцы антигравитационной системы:
- амплипульс в режиме стимуляции
- ДДТ (диадинамотерапия)
- чрезкожная электронейростимуляция
- магнитноимпульсная терапия
- СМТ (Лечение синусоидальными модулированными токами)
Физио-, бальнео- и другая терапия с эффектом снижения тонуса в спастичных мышцах:
- электрофорез с мидокалмом
- МРТ и КВЧ терапия на спастичные мышцы
- лазеропунктура
- локальная гипотермия спастичных мышц (аппарат Ятрань, мешочки с солью)
- микрополяризация
- сухая иммерсия
- тепловые укутывания
- баротерапия
- «костюм космонавта»
- иппотерапия
- дельфинотерапия
- иглорефлексотерапия, в том числе и фармакопунктура
Бальнеотерапия:
Нафталан, парафин, озокерит, воск, бишофитовые и шунгитовые минеральные пасты, бишофитовые местные и общие ванны, грязи Евпатории и Саки, зоны Нальчика-Пятигорска (Соленое озеро), сапропеливые грязи разных регионов России.
Другие методы лечения:
- плавание
- рефлекторная гимнастика
- ЛФК
- лечебные ортопедические укладки
- гипсование (в сочетании с миорелаксантами)
- ранняя вертикализация больных ДЦП
- биологическая обратная связь
- ортопедические оперативные коррекции
В терапии тяжелых форм ДЦП используются различные классы ноотропных средств:
- производные пирролидона(пирацетам, луцетам, ноотропил, фезам, винпотропил)
- пиридоксина (пиритинол, пиридитол, энцефабол, энербол, цереброл)
- химические аналоги ГАМК (гаммалон, аминалон)
- производные ГАМК (ГОМК, никотиноил-гамма-амино-маслянная кислота/пикамилон, пикалипан, гомопантотеновая кислота/пантогам, фенибут).
Профилактика ДЦП:
Профилактика детского церебрального паралича заключается в охране здоровья будущей мамы, исключении вредных привычек, наблюдении за течением беременности.
Формы ДЦП и их клинические проявления
В первые дни и месяцы жизни ребенок с ДЦП может не отличаться от сверстников, а симптомы болезни проявляются позднее. Их тяжесть зависит от степени поражения головного мозга, а также своевременности диагностики и лечения.
Клиническая картина детского церебрального паралича может включать следующие нарушения:
- повышение либо снижение тонуса определенных мышц;
- деформация скелета;
- длительное сохранение рефлексов, которые в норме исчезают в возрасте от 6 до 8 месяцев;
- нарушение рефлексов, в том числе глотательного;
- задержка умственного развития, проблемы со слухом и зрением;
- судорожный синдром.
Врачи Клинического института мозга утверждают, что любые изменения в поведении ребенка должны быть поводом для дополнительного обследования. В настоящее время, для определения точного диагноза используется общепринятая классификация, которая выделяет 5 основных форм ДЦП.
Диагностика ДЦП: этапы и методы
Подготовлено: Полина Рохман
Диагностика ДЦП: этапы и методы
Диагностика ДЦП: этапы и методы
обсудить в сообществе ДЦП
ДЦП, церебральный паралич, церебральный паралич и другие паралитические синдромы, младенцы (1 месяц — 1 год), дети-инвалиды
Обычно диагноз «детский церебральный паралич» (ДЦП) ставится к 1 году. Однако тяжелые формы (например, двойная гемиплегия) могут выявляться и ранее, или наоборот более легкие формы (например, гемипаретическая) могут быть выявлены и позже. Если у врача есть подозрение, что ребенок страдает ДЦП, то обычно проводится комиссионный осмотр с участием различных специалистов: невролог, ортопед, логопед-дефектолог, врач лечебной физкультуры с целью комплексной оценки состояния ребенка.
Диагноз «детский церебральный паралич» определяется поэтапно. Сначала изучается подробная история болезни ребенка и его родителей. Для этого проводится подробный расспрос матери о течении беременности, родов и послеродового периода, о состоянии здоровья ее и членов ее семьи. Это позволяет врачу оценить степень риска развития ДЦП. Тщательное изучение истории болезни позволяет не проводить лишних анализов, которые зачастую являются огромным стрессом для ребенка.
Далее врач оценивает динамику развития ребенка. Доктор узнает, в каком возрасте ребенок начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, разговаривать. Таким образом, становится ясно, есть ли какие-либо признаки задержки формирования навыков, что весьма характерно для большинства форм ДЦП.
Следующая стадия – анализ моторного развития ребенка на данный момент. Врач проверяет, нормальная ли у ребенка осанка, в норме ли мышечный тонус. Нестандартные позы, высокий или низкий мышечный тонус, патологические движения, высокие сухожильные рефлексы, патологические безусловные рефлексы, которые должны отсутствовать после 3.5 месячного возраста ребенка – наиболее типичные симптомы ДЦП. Крайне важно, чтобы результаты всех врачебных осмотров были подробно зафиксированы в медицинских документах – это даст возможность в процессе постановки диагноза и проведения реабилитации оценивать позитивные и негативные изменения в состоянии ребенка различными специалистами.
Особенно существенно оценить, не ухудшается ли самочувствие ребенка с течением времени. ДЦП условно считается непрогрессирующим заболеванием: и если некоторые его симптомы могут трансформироваться в процессе роста малыша, то исходное поражение мозга принципиально не изменяется в течение его жизни. Иными словами, если у ребенка проблемы с моторикой и психикой становятся все более серьезными, то, скорее всего, у него не ДЦП, а другое заболевание, сопровождающееся дегенерацией (распадом) структур и утратой функций центральной нервной системы.
Для подтверждения диагноза ребенку проводятся специальные обследования. Данные процедуры необходимы для того, чтобы исключить возможность других заболеваний и понять степень поражения головного мозга, ставшего причиной ДЦП.
Одно из таких исследований – МРТ (магнитно-резонансная томография). В результате данной процедуры врачи получают снимки срезов головного мозга для дальнейшего изучения. Недостатком процедуры является необходимость продолжительного неподвижного нахождения в контуре (от 20 минут) из-за чего маленьким и беспокойным детям ее проводят под наркозом.
Альтернативным вариантом получения изображения структур головного мозга является КТ (компьютерная томография), которая, как правило, не требует наркоза, так как длительность исследования сравнима с получением рентгеновского снимка, однако, разрешающая способность этого метода меньше чем МРТ. Недостатком процедуры является рентгеновское излучение.
Наименее инвазивным методом оценки структурных нарушений головного мозга на первом году жизни является НСГ (нейросонография, или УЗИ головного мозга), которая возможна при открытом большом родничке, однако, ее разрешающая способность еще ниже, чем у КТ.
Важным исследованием является ЭЭГ (электроэнцефалограмма), которая показывает, есть ли у ребенка вероятность развития эпилепсии, так как, к сожалению, риск развития судорожных приступов у детей с ДЦП в зависимости от степени и локализации повреждения мозга, составляет от 15 до 90%.
При необходимости, после консультации медицинского генетика проводятся анализы крови для проверки на наличие генетических болезней и наследственных синдромов.
С целью определения психического развития и речевых нарушений, ребенок проходит специальные психологические тесты, консультируется логопедом, дефектологом, психологом, психиатром.
Помимо прочего, ребенок с подозрением на ДЦП должен осматриваться офтальмологом и сурдологом (особенно, при наличии речевых и психических нарушений).
Источник:
Методические рекомендации родителям о ДЦП, разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы
Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка
Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.
Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.
Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.
Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.
Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.
Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.
Характер поведения детей
При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:
- ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
- детям с ДЦП присуща эгоцентричность;
- они не могут целенаправленно работать в коллективе;
- они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
- в поведении присущи элементы инфантильности;
- даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
- они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
- поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
- дети, как правило, быстро утомляются;
- они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч.;
- дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
- нередки нарушения сна, появление ночных кошмаров, ночной тревожности.
Результаты последних исследований причин ДЦП
Ребенка, который страдает от паралича, можно легко узнать по характерным нарушениям моторики: его движения неправильные или непроизвольные. Мышцы слишком жесткие, из-за чего жесткими становятся конечности.
Пакистанские ученые провели наблюдения за семьями, в которых растут дети с ДЦП разной формы. Установлено, что есть риск того, что паралич повторится в такой семье (вероятность – 1:8). При этом наблюдается в основном аутоиммунно-рецессивная форма. У 4 детей выявили мутацию гена (гомозиготную). Она провоцирует патологические изменения в структуре белка.
После длительного наблюдения за английскими, шведскими семьями, в которых растут дети с параличом, ученые выявили 2% больных с генетической природой заболевания. У них не было ни дородовых, ни послеродовых осложнений.
Серьезные исследования провели ученые Норвегии. Они наблюдали почти за 2 млн. участников, использовали Медицинский реестр родов в Норвегии. Были проанализированы данные с 1967 по 2002 г.
Норвежские ученые установили, что в семьях с больным ребенком, а также у близнецов, двойняшек, возрастает риск развития паралича. Если один из близнецов болен ДЦП, риск того, что второй также столкнется с этим заболеванием, возрастает в 15 раз. Растет риск развития заболевания, если в семье уже родился ребенок с этой патологией. Высока вероятность, что его следующие брат или сестра также заболеют. Но патологии развития близнецов, двойняшек могут быть связаны с тем, что внутри утробы матери они просто мешают друг другу механически. Им достается меньше пространства для развития, из-за чего мозг получает меньше кислорода.
Если ДЦП болен один из родителей, вероятность, что это заболевание затронет ребенка, возрастает в 6 раз. Пол больного родителя на вероятность заболеваемости детей не влияет. Исследования не выявили повышения заболеваемости, если от паралича страдал родственник 3-й степени родства.
Исследования усложняются еще и тем, что часто дети с параличом не создают семьи. Даже если им удается найти спутника жизни, не все решаются завести ребенка. Соответственно, не так легко выявить, передается ли заболевание через гены.
Есть множество форм детского паралича, некоторые из которых абсолютно не зависят от генетики.
Особенности физического развития
Нарушения двигательной активности при детском церебральном параличе приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц.
Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.
Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.
Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.
Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.
Особенности двигательного развития детей с ДЦП:
- необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
- нужно развивать мелкую моторику рук;
- необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
- важно также стимулировать общение с окружающими;
- при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:
Диагностика детского церебрального паралича
На сегодняшний день не существует специальных диагностических критериев ДЦП, но некоторые симптомы сразу обращают на себя внимание врача. Среди них:
- низкий бал по шкале Апгар (выставляется сразу после рождения ребенка);
- нарушение тонуса мышц;
- ненормальная двигательная активность;
- отставание ребенка в психофизическом развитии;
- отсутствие контакта с близкими родственниками, матерью.
При выявлении данных признаков ребенка направляют на консультацию к детскому неврологу.
В ходе диагностики ДЦП могут использоваться различные электрофизические методы обследования:
- электромиография;
- электроэнцефалография;
- исследование вызванных потенциалов;
- электронейрография;
- транскраниальная магнитная стимуляция.
Данные процедуры позволяют дифференцировать детский церебральный паралич от наследственных неврологических патологий, проявляющихся на первом году жизни, — синдрома Луи-Бара, врожденной миопатии, атаксии Фредрейха и других.
МРТ головного мозга и нейросонография направлены на выявление:
- сопутствующих ДЦП органических изменений (атрофия зрительного нерва, очаги кровоизлияний, ишемия);
- пороков развития головного мозга (врожденная гидроцефалия, микроцефалия).
Во время обследования маленького пациента может потребоваться помощь детского офтальмолога, эпилептолога
, детского отоларинголога, психиатра, логопеда, детского ортопеда. Если нужно отличить детский церебральный паралич от различных обменных и наследственных нарушений, используются:
- биохимические анализы;
- генетические исследования.
Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка
Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:
- внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;
- и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.
Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей – и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?
Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.
Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.
Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: “Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже”.
Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения.
На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:
- ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
- ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.
Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.
Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания – недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.
ДЦП и слабые гены
Не вызывает сомнений крепкая взаимосвязь между состоянием нервной системы заболевшего и тяжестью клинической картины, как точно известно и то, что каждый человек имеет гены, которые самым что ни на есть прямым образом влияют на состояние и особенности функционирования ЦНС. В связи с этим знанием возникает резонный вопрос — насколько можно считать, что ДЦП передается по наследству?
Дает ли это право утверждать, что так называемые «поломанные» ДНК могут стать своеобразными катализаторами, которые увеличивают риски заболеваемости в несколько раз? Не исключено, ведь некоторые люди имеют слабую нервную систему именно благодаря генетической предрасположенности. Возможно, именно этим фактом можно объяснить то, что при равном неблагоприятном стечении обстоятельств (к примеру, недоношенности, асфиксии, гипоксии плода) один ребенок поправляется и развивается без всяких пагубных последствий, а другой получает тавро на всю жизнь. Разве можно при этом винить судьбу, если виновата исключительно наследственность, передающая нервную систему, как слабое звено, из-за «корявых» генов?
Так, в некоторых случаях клиническая картина ДЦП представляет собой фенокопию некоторых наследственных нервно-мышечных заболеваний. Есть основания утверждать, что совокупность наследственных факторов может оказывать влияние на:
- нарушение кровообращения головного мозга;
- развитие бластоматозных процессов и расщеплений позвоночника;
- происхождение заиканий, истерии, эпилепсии и нарколепсии и т.п.
Большинство из вышеперечисленных проявлений наблюдается при разных степенях тяжести ДЦП, однако дифференцировать наследственные болезни ЦНС от форм детских параличей не так просто. Именно поэтому спастический парапарез, к примеру, наблюдающийся при спастической параплегии, несущей наследственный характер, классифицируют как ДЦП. При этом сказывается отсутствие адекватных параметров диагностики разных форм нервно-мышечных заболеваний и тот факт, что около десятой части общего количества детей на самом деле не являются биологическими родственниками предполагаемых отцов.
Подводя итоги, следует отметить, что реализация генетического фактора зависит от нарушений иммунохимических механизмов, находящихся под контролем генов, слабость которых имеет немаловажное значение в генезе ДЦП. Поиск того самого «главного гена», виновного в детских параличах, не прекращается до сих пор и путь этот достаточно труден не только с точки зрения анализа как такового, но и, в первую очередь, интерпретации полученных результатов
Ведь, каковы бы они ни были, говорить о том, что ДЦП передается по наследству и заболевание обязательно проявится, нецелесообразно, потому что сущность мозговых процессов, формирующих ту самую «предрасположенную» нервную систему, остается неизвестной.
От редакции : Сколько длится депрессия у мужчин и женщин
Практические рекомендации
- Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора.
- Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья – как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию – и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
- Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен – стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут – не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.
Необходимость развития и обучения детей с ДЦП
Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.
В последнее время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.
К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.
Определение психической готовности к обучению
Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача. По физическому состоянию и психическому развитию ребенка врач определяет, может ли он обучаться в школе. Далее идет выбор типа школы. Если интеллект хорошо сохранен, степень поражения нервной системы минимальна, то такие дети могут учиться в обычной школе. Возможно, самыми лучшими учениками им не быть, но закончить школу вполне можно. Далее им предлагается возможность пройти профильное обучение, найти работу.
Если состояние психики или тяжесть физического состояния не позволяет посещать обычную школу, то врачи советуют специальные учебные заведения. В крайнем случае малыш признается необучаемым. Такие ситуации встречаются редко, при тяжелой форме поражения нервной системы.
Основные параметры для определения возможности обучения – личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей. Важна каждая составляющая.
Когда и почему возникает ДЦП?
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга, при этом в первую очередь проявляются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха), судорожными припадками. Степень тяжести двигательных нарушений, психических и речевых расстройств может быть очень разной.
Чаще всего ДЦП возникает в раннем периоде развития ребенка — во время беременности (инфекционные и хронические заболевания матери, токсикозы, физические травмы); во время родов (родовая травма, асфиксия, рождение недоношенного плода), в течение первых лет жизни ребенка (нейроинфекции, тяжелые ушибы головы, осложнения после прививок).
Домашнее обучение
Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.
Обучение – это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.
Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.
Учеба в обычной школе
Некоторые школы принимают детей с подобными проблемами. Но нужно учесть много «но», прежде чем малыш сядет за парту вместе со всеми.
Здесь все зависит от нескольких факторов:
- физическая и интеллектуальная способность к обучению;
- разрешение врача на посещение учебного заведения;
- минимальная агрессивность ученика;
- способность школы принять ребенка-инвалида;
- наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.
К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.
Кроме того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.
Формы ДЦП
Спастическая (пирамидная) форма (в 70-80% случаев) — повышение мышечного тонуса, мышцы напряженные, тугие (спастические), движения неуклюжие или невозможные: диплегия (обе ноги), гемиплегия (одна сторона тела); тетраплегия (все тело).
Дискинетическая (экстрапирамидная) форма — нарушение координации движений: атетоидная (гиперкинетическая) (10-20% случаев) — медленные или быстрые неконтролируемые движения в какой-либо части тела (+лицо, рот и язык); атактичная (5-10% случаев) — нарушение равновесия и координации, неуверенная и шаткая походка, проблемы с выполнением быстрых движений.
Смешанные формы — комбинации разных форм ДЦП. Распространенным является объединение спастических форм с атетодными или атактичными.
Почему обычная школа подходит не всегда
Традиционная массовая школа чаще всего не подходит детям с ОВЗ, и вот основные причины:
- инфраструктура территории школы и помещений для занятий может быть не приспособлена, например, часто отсутствуют пандусы и лифты;
- темп учёбы приносит дискомфорт и отбирает много сил, например, в старшей школе ежедневное расписание состоит из 7-8 уроков;
- формат массовой школы не позволяет ребёнку быть продуктивным — требования программы не коррелируют с возможностями ученика, а детям с ОВЗ может быть сложнее писать от руки, успевать за скоростью речи преподавателя или долго фокусироваться на одной задаче.
Дистанционное обучение детей с ОВЗ может решить эти проблемы, так как позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным. Онлайн-школа может подстроиться под запросы ребёнка с инвалидностью и обеспечить максимально комфортные условия для занятий.
Специализированные интернаты
Такие интернаты обычно принимают воспитанников на 5-6 дней в неделю, а забирают родители их только на выходных и каникулах. Чаще всего их приемленниками являются пациенты с тяжелой формой ДЦП. Звучит это очень жестко и приравнивается к отказу от больного ребенка. Но не у каждого человека есть время, средства и силы заниматься со своим чадом, а поэтому лучше его устроить в интернат, где он будет общаться с такими же «особенными» детками и под постоянным присмотром учителей и медиков.
Как правило, все делятся на группы в зависимости от своих возможностей и навыков. И после прохождения обучения, каждый выпускник получает аттестат, уроки проходят, как и в обычной школе. Помимо общеобразовательных предметов проводится физкультура и занятия, способствующие развитию многих навыков. Есть нянечка и врач, при необходимости можно записаться на массаж.
Профилактика
Если говорить о ДЦП, спровоцированном генетическими сбоями, то его предотвратить невозможно. Другие факторы риска можно снизить или полностью устранить.
- Чтобы предотвратить заражение корью, краснухой, ветрянкой во время беременности, следует привиться от этих заболеваний.
- На ранних сроках можно побороть резус-несовместимость.
- Чтобы избежать травм головы, следует позаботиться о безопасности малыша, особенно в период с рождения до двух-трех лет. Для младенцев рекомендуется использовать автомобильные кресла.
- При необходимости проведения ЭКО нужно позаботиться о том, чтобы беременность не была многоплодной. Это задача врачей, проводящих ЭКО.
Ученые из Англии, Норвегии полагают, что генетический компонент присутствует лишь при развитии отдельных форм заболевания. Чтобы доказать это, нужны дополнительные исследования.
Дополнительное обучение
Помимо того, что ребенок нуждается в обучении грамоте, письму, счету, необходимо развивать и его другие навыки, например моторные. Для пациентов с диагнозом ДЦП необходимо регулярно проводить массажи, что устраняет боли от мышечного напряжения. Также необходимо походить на обучение плаванию, что положительно скажется на развитии нервной системы.
Диагноз ДЦП не означает, что ваш ребенок никогда не научится говорить, умываться, чистить зубы и понимать окружающих. Все зависит от того, как с ним занимаются, какие программы и методы используются для развития. Но технологии обучения не стоят на месте, для детей с таким диагнозом придумана масса программ, которые легко использовать на дому.
Лечение ДЦП
Отвечая на вопрос, лечится ДЦП или нет, нужно сказать, что все зависит от формы болезни и выраженности ее симптомов. В не самых сложных случаях, если приложить максимум усилий, родители могут научить ребенка полностью себя обслуживать и вести обычный образ жизни. Однако нередки ситуации, когда пациенты с диагнозом ДЦП практически не покидают собственного дома (специального лечебного учреждения) и полностью зависят от своих родных или обслуживающего медперсонала.
Своевременно начатые реабилитационные мероприятия позволяют развить у больного интеллектуальные, моторные и речевые навыки. Доказано, что наиболее активное развитие познавательных процессов и головного мозга, приобретение базовых и интеллектуальных умений происходит в возрасте до восьми лет. Поэтому с момента постановки диагноза и до восьми лет нужно особенно интенсивно заниматься реабилитацией.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная восстановительная программа. При ее составлении врач учитывает не только тяжесть и степень поражения головного мозга, но и наличие:
- расстройства интеллекта;
- эпилепсии;
- нарушений зрения, слуха;
- индивидуальных проблем.
Сложнее всего заниматься с детьми, у которых ДЦП сочетается с нарушениями интеллекта и познавательной деятельности (в том числе из-за глухоты или слепоты). При их реабилитации используются специальные методики, которые помогают врачу контактировать с ребенком. При лечении ДЦП с симптомами эпилепсии обычно проводится стимулирующая терапия, которая вызывает различные осложнения.
Массаж и ЛФК составляют основу реабилитационного лечения при ДЦП. Очень важно, чтобы они проводились каждый день. Поэтому родителям детей с церебральным параличом рекомендуется овладеть навыками проведения лечебной физкультуры и массажа. Тогда ни смогут самостоятельно заниматься с ребенком в периоды между запланированными курсами профессиональной реабилитации.
Для максимально эффективных занятий ЛФК и проведения сеансов механотерапии используются специальные аппараты и приспособления, имеющиеся в реабилитационных центрах. Среди последних разработок, помогающих улучшить состояние здоровья детей, — костюмы, которые уменьшают спастику мышц и обеспечивают выработку правильного двигательного стереотипа, а также пневмокомбинизоны, которые надежно фиксируют суставы и растягивают мышцы. Названные реабилитационные средства помогают задействовать большое количество компенсаторных механизмов нервной системы, что позволяет ребенку освоить новые, недоступные для него ранее, движения.
Относятся к реабилитационным мероприятиям и технические средства – вставки в обувь, ортодезы, ходунки, костыли, инвалидные коляски. Они компенсируют имеющиеся у пациента двигательные нарушения, деформации скелета и укорочения конечностей. Важно, чтобы ребенок был обучен использованию данных средств.
Больные с дизартрией в обязательном порядке занимаются с логопедом-дефектологом для устранения нарушений речи.
Лечение ДЦП с помощью лекарственных препаратов
Медикаментозное лечение детского церебрального паралича направлено на устранение неприятных симптомов или их купирование. Также оно позволяет предотвратить возникновение осложнений.
- Если ДЦП протекает параллельно с эпилепсией, используются антиконвульсанты (препараты противосудорожного действия).
- Если повышен мышечный тонус, назначаются антиспастические средства.
- Если наблюдается хронический болевой синдром, применяются спазмолитики и обезболивающие лекарства.
Также в медикаментозную терапию детского церебрального паралича могут входить:
- метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин);
- антидепрессанты;
- прозерин;
- нейролептики;
- транквилизаторы;
- ноотропы;
- сосудистые препараты.
Хирургическое лечение ДЦП
Хирургическое лечение детского церебрального паралича проводится при спастических формах заболевания, реже – при спастико-атактической и спастико-гиперкинетической. Чаще подвергаются операционному воздействию нижние, а не верхние конечности.
Задачи, которые ставит перед собой хирург, занимающийся лечением ребенка с ДЦП:
- Улучшение сенсомоторной афферентации.
- Повышение статики и функциональной активности путем изменения положения суставов (вывихи, подвывихи, контрактуры).
- Косметическая коррекция.
- Профилактика возникновения вторичных осложнений ДЦП.
- Облегчение ухода за больными с тяжелой формой заболевания.
Показания к операции могут быть:
- Абсолютными: — вывих тазобедренного сустава; — угроза вывиха тазобедренного сустава.
- Относительными: — коррекция фиксированных деформаций и контрактур, не поддающихся длительному консервативному лечению.
Селективная спинальная ризотомия
Суть операции состоит в выборочном иссечении гиперактивных нервов, находящихся у основания позвоночного столба. В результате снижается количество импульсов, которые достигают мышцы через нервы. Ризотомия позволяет снизить выраженность болевых ощущений в одной или сразу в обеих конечностях.
К потенциальным побочным эффектам данного вида хирургического лечения относятся:
- онемение рук/ног;
- потеря чувствительности;
- дискомфорт в той области, где были иссечены нервы.
Ортопедическая хирургия при ДЦП
Ортопедическая хирургия используется при жесткости мышц в настолько тяжелой форме, что пациент вообще не может передвигаться из-за боли. Метод позволяет улучшить вид походки, сделать ее максимально приближенной к вертикальной.
Во время вмешательства врач удаляет сухожилия и мышцы, которые укорочены непропорционально. Сложность вызывает тот факт, что выявить именно те мышцы, которые нарушают походку, удается не всегда, ведь за движения человека отвечают более тридцати крупных мышц.
Поэтому до проведения лечения выполняется комплексный анализ, в котором задействуются специальные камеры. Они регистрируют активность больного. Установленные на тело силовые пластины определяют, где и когда ноги касаются земли, а записывающая техника регистрирует мышечную активность. Полученные с помощью такого анализа данные дают возможность грамотно идентифицировать проблемы с мышцами и понять, какие именно из них нужно удалить во время операции.
Стимуляция спинного мозга при детском церебральном параличе
Операция предусматривает введение электродов, осуществляющих селективную стимуляцию нервов, которые расположены у самого основания спинного мозга. Это позволяет подавить либо уменьшить их нервную деятельность. Метод используется только в том случае, если другие хирургические и консервативные методики не обеспечили положительной динамики в плане снижения выраженности болевых ощущений и расслабления мышц.
Физиотерапия при ДЦП
ЛФК и массаж при детском церебральном параличе рекомендуется сочетать с физиотерапевтическими методами. Особенно хорошо зарекомендовали себя:
- электрическая стимуляция мышц и нервов;
- оксигенобаротерапия;
- грязелечение;
- лекарственный электрофорез;
- водолечение;
- тепловые процедуры.
Также могут использоваться кислородные, хвойные, йодобромные, радоновые и скипидарные ванны. Теплая вода снижает выраженность гиперкинезов и мышечный тонус, за счет чего самочувствие больного на время улучшается.
Новым способом лечения ДЦП является анималотерапия, которая предусматривает контакт ребенка с животными. Отличных результатов помогают добиться:
- дельфинотерапия;
- иппотерапия (контакт с лошадями).
Родительская помощь
В случае, если у ребенка детский церебральный паралич, главная задача по воспитанию лежит на родителях. Никакое учебное заведение, никакой дипломированный педагог, никакая, даже самая благородная государственная система воспитания не может заменить родительской заботы и контроля. Но не нужно думать, что забота о ребенке, пусть даже с ограниченными возможностями, это какая-то трудновыполнимая задача — все нужные навыки и желание заботится заложены в родителях природой. Но не только естественный потенциал есть у родителей, у ребенка тоже есть способности, которые ему даны от рождения, задачей родителей является раскрыть способности дочери или сына и помочь ему адаптироваться к жизни.
Материнская любовь преодолевает преграды
Родителям и педагогам нужно обратить внимание на психологические и педагогические моменты:
- Нужно поменьше обращать внимания на болезнь, и побольше — на развитие самого ребенка, на утверждение его самостоятельности и ответственности. Показывайте, что его присутствие в вашей жизни дарит вам счастье, и ребенок ответит удвоенными усилиями, проявляя активность в нужном русле, только бы вызвать удовлетворение и похвалу родителей. Также развивайте мужество, настойчивость и другие черты характера, которые нужны для достижения жизненного успеха.
- Учите ребенка, что все люди разные, и если он особенный, это не значит, что он хуже. Можно акцентировать на том, что если у человека что-то не получается лучше, чем у других, значит что-то другое может получаться лучше. Организм человека склонен к компенсации недостатков, если возникают трудности, человек может достичь результата другими путями. Например, если человек не может заработать денег физическим трудом, он может быть усидчив и зарабатывать намного больше трудом умственным.
- Нужна ежедневная целенаправленная работа. Если хотите достичь определенного результата в учебе или физическом развитии, нужно делать маленькие шаги — каждый день ставить кирпичик в здание, которое хотим построить. Не откладывайте «на потом», потому, что «потом» никогда не наступает.
- Физические недостатки можно компенсировать более существенными качествами — умом, нравственными ценностями. Но и в физическом плане не нужно расстраиваться — если обычный человек может стать олимпийским чемпионом, то и человек даже с существенными физическими ограничениями может путем тренировок вести вполне обычную жизнь и полностью себя обслуживать.
- Не нужно жалости к ребенку не только в плане физической помощи, но даже смотреть на него с жалостью не нужно. Будьте требовательны без оглядки на болезнь, и ребенок почувствует себя здоровым. Даже если будет трудно, он будет благодарен за то, что хотя бы в семье к нему относятся как к полноценному члену общества, и эти чувства он перенесет в реальную взрослую жизнь.
- Быть требовательным — не значит требовать невозможного. Ребенок болен, этого не нужно отрицать, нужно постоянно стремится к выздоровлению, но если не принимать болезнь такой, какой она есть, значит не стремиться к ее ликвидации. Если болезнь прогрессирует, или отступает с недостаточной скоростью, нужно относиться к лечению как к неотъемлемой работе, которую нужно проделывать ежедневно.
Позитивные эмоции
Социальные педагоги, психологи — это очень хорошо. К их советам нужно прислушиваться и делать выводы. Но также ребенку нужно дать возможность ходить в церковь, где ему будет становиться лучше как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Христианство нельзя рассматривать только как нравственное учение, это — еще и исцеление, как духовное, так и вполне реальное, физическое.
Также очень важно для ребенка расширять свой кругозор. Хорошо, конечно, если дома есть компьютер, и его можно применить как для игр, так и для обучения и работы. Но не нужно забывать, что дети любят играть со сверстниками. Хорошо бы было, если бы у него были друзья, и вполне реальные, а не через социальные сети. Обычный кружок не подойдет, но, возможно, в городе есть возможность проводить время с другими детьми с ДЦП, а еще лучше — со здоровыми детьми. Даже если он не может рисовать, петь, танцевать, иногда достаточно просто посмотреть на других детей со стороны, и будут возникать не просто новые впечатления и эмоции, будет возникать стремление к улучшению собственной жизни.
Походы на выставки, в театры, на представления, танцевальные конкурсы, разные многолюдные мероприятия, городские праздники — это должно присутствовать в жизни на регулярной основе. Но не только одной культурой живет человек. Как бы это не было трудно, но нужно выбираться на природу — рыбалку, пляжный отдых у реки или местного озера. Если есть возможность, организовывать курортный отдых. Конечно, все это проблематично, но нужно учесть, что эти усилия хорошо влияют не только на ребенка, но и на родителей — есть возможность более тесно пообщаться с ребенком, и его позитивные эмоции, его радость перейдет и на отца и мать, которые, заботясь о ребенке, автоматически заботятся и о себе.
Можно ли вылечить ДЦП?
Церебральный паралич — это собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих состояний, которые связаны с повреждением мозга на ранних стадиях его развития (внутриутробно, во время родов или в первые два года жизни).
Из этого следует, что «вылечить» ДЦП невозможно, поскольку мы не можем устранить причину двигательного дефицита – структурные нарушения в центральной нервной системе.
Но последствия этого повреждения можно в различной (иногда значительной!) степени компенсировать.
Для того чтобы правильно организовать движение ребенка с ДЦП, необходимо в первую очередь нормализовать мышечный тонус, и по максимуму использовать сенсорную информацию, проводить грамотную коррекцию двигательных нарушений.
Для этого необходима длительная реабилитация.
Методик существует множество, но основа успешного восстановления — это ЛФК, АФК, массажи, занятия с логопедом, дефектологом, психологом.
Работа с детьми, имеющих диагноз ДЦП, должна быть комплексная. И, конечно же, необходима медикаментозная поддержка, которую назначает врач.
Почему рождаются дети с ДЦП – причины
Согласно современным научным данным ДЦП возникает из-за патологического воздействия повреждающих факторов на центральную нервную систему ребенка. В результате неправильно формируются либо полностью разрушаются отдельные участки мозга. Действовать эти факторы могут в перинатальном периоде (до появления ребенка на свет) или в первые четыре недели его жизни после родов. Самый опасный провокатор заболевания – гипоксия.
При ее развитии страдают участки мозга, отвечающие за обеспечение двигательно-рефлекторных механизмов и поддержание равновесия. Тогда наблюдаются типичные для ДЦП параличи, парезы, расстройства мышечного тонуса, непроизвольные двигательные акты.
В период внутриутробного развития на состоянии плода могут отразиться следующие патологические состояния:
- инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис);
- преждевременная отслойка плаценты;
- фетоплацентарная недостаточность;
- токсикоз;
- нефропатия;
- угроза прерывания беременности;
- резус конфликт матери и плода;
- перенесенные женщиной в период беременности физические травмы;
- соматические заболевания беременной (гипотиреоз, сахарный диабет, приобретенные/врожденные пороки сердца, гипертония).
Факторы риска развития детского церебрального паралича
Риск рождения ребенка с ДЦП повышается при:
- стремительных родах;
- тазовом предлежании плода;
- узком тазу матери;
- крупном плоде;
- затяжных родах;
- интенсивной родовой деятельности;
- продолжительном безводном периоде, предшествующем родам;
- дискоординированной родовой деятельности.
В единичных случаях причиной ДЦП у детей является родовая травма.
В послеродовый период риск развития церебрального паралича у новорожденных увеличивается при:
- гемолитической болезни ребенка (происходит токсическое поражение головного мозга по причине иммунологического конфликта матери и плода, несовместимости групп крови);
- асфиксии (может быть обусловлена патологиями, имевшими место во время беременности, пороками развития легких, аспирацией околоплодных вод).
Маленький вывод
Таким образом, инклюзивное обучение по своей сути – это прекрасная возможность детей с особенными потребностями войти в атмосферу социального общения. Остается надеяться, что она будет в полной мере реализована и на территории постсоветского пространства.
Возможность разных детей, с разными способностями быть вместе, дружить, играть, учиться помогать друг другу, заботиться друг о друге и понимать, что все люди разные, но все живут вместе на одной Планете и под одним небом. Просто среди них есть те, кто такой же, как и остальные, только возможностей у него меньше, но есть возможность сказать — Я учусь!