Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.
Для детских психотических отклонений характерны:

  1. Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
  2. Проблемы с социальной приспособленностью.
  3. Нарушение межличностных отношений.
  4. Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
  5. Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Диагностика психоза

Психотические заболевания таковы, что между их появлением и обнаружением явно выраженных симптомов может пройти большой промежуток времени. Однако, на более поздних стадиях психоз гораздо хуже поддается лечению, поэтому его просто необходимо диагностировать в самом начале, когда болезнь ещё не начала развиваться. Для этого следует обращать внимание на малохарактерные для заболевания симптомы: частые головные боли, повышенная раздражимость, неустойчивое настроение, нарушение когнитивных функций мозга. Если у человека обнаруживаются описанные ранее признаки, то самым верным решением будет обращение к психиатру. Только специалист сможет определить заболевание и исключить вероятность развития психоза и тех расстройств, которым он сопутствует.

В качестве методов диагностики психоза можно назвать:

  • генетический анализ;
  • оценку семейного анамнеза;
  • заполнение специализированных опросников и шкал, которые призваны выявить отклонения от нормального поведения.

Исследование семейной истории болезни очень важно, поскольку психические заболевания иногда передаются по наследству.

Возможно также применение некоторых инструментальных методов диагностики — МРТ и КТ. С их помощью можно будет исключить наличие других заболеваний (например, опухолей), которые сопровождаются похожими симптомами.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
  • органические поражения мозга;
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
  • нейроинфекции.

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Виды психозов и их значимость в современной диагностике

В современной психиатрии психоз рассматривается как патология, которая сопровождается расстройством душевного состояния и нарушением психики. У пациента наблюдается деформация реального окружения, искажается мышление, нарушается умственная деятельность. Если сравнивать такие заболевания как психоз и невроз, то они кардинально отличаются друг от друга.

При психозе происходят глубокие изменения в психической деятельности и личности человека, это тяжёлая форма поражения нервной системы, если сравнивать его с неврозом, который относят к более лёгкой степени болезни. Помочь в лечении неврозов может и психолог, и психотерапевт, а вот психоз, как правило, лечат психиатры.

Причины, способствующие возникновению и развитию психоза, могут носить как внешний, так и внутренний характер. Внешние факторы:

  • стрессовые состояния;
  • моральные травмы;
  • болезни инфекционной природы;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • неконтролируемый приём лекарственных препаратов;
  • интоксикация промышленными и прочими вредными веществами.

Психоз – очень сложное состояние, его может спровоцировать фактор извне, а затем внутренние проблемы способствуют усугублению. Когда происхождение психического расстройства связано с внутренним состоянием, то возникает эндогенный психоз. Обычно его образование сопряжено с нарушениями в нервной и эндокринной системах.

В зависимости от происхождения принята следующая классификация психозов:

  • ситуационный — возникает в результате психотравмирующего фактора;
  • органический — развивается как осложнение после новообразований в головном мозге, инфекций, инфаркта и других болезней. Травматический психоз диагностируют при травмировании головы, при этом иногда может наблюдаться эпилепсия.
  • реактивный психоз – это итог сильной психологической травмы, является временным и хорошо поддаётся лечению;
  • абстинентный (алкогольный психоз) характерен для алкоголиков или пациентов после отмены привычных для них препаратов. Острый психоз при алкоголизме может быть результатом длительного запоя и сопровождаться галлюцинациями и различными психическими расстройствами;
  • интоксикационный как следствие отравления химическими, наркотическими или лекарственными веществами;
  • соматогенный психоз проявляется при патологиях в работе внутренних органов и систем, это своеобразная реакция человека на болезнь в виде страха и тревоги.

По клинической картине психотические расстройства делятся на:

  • истерический психоз, симптомы которого выражены в повышенной возбудимости больного;
  • ипохондрический психоз — в таких случаях у пациента есть страх перед несуществующим смертельным заболеванием;
  • параноидальный психоз, при котором страдает окружение больного человека, у него появляются бредовые мысли, ощущения ненависти и агрессии к близким;
  • депрессивный психоз, когда пациент испытывает чувство угнетённости и безразличия;
  • маниакальный психоз, при этом у больного человека есть какая-то цель, и он одержим ею;
  • маниакально-депрессивный психоз, или циркулярный, для которого характерно чередование маниакальной и депрессивной фаз;
  • комбинированный психоз – сочетание нескольких психотических нарушений одновременно.

Ещё один вид психоза — послеродовой — встречается довольно редко. В отличии от послеродовой депрессии, у женщины развиваются тяжёлые психические расстройства, направленные на нанесение телесных и других повреждений себе и ребёнку.

Проявления психоза очень разнообразны. К факторам риска возникновения болезни можно отнести:

  • возраст;
  • пол;
  • проживание в крупных мегаполисах;
  • социальные условия;
  • психофизиологическую конституцию.

Психозы могут возникнуть в разные периоды жизни. В молодом возрасте возможен маниакально-депрессивный психоз, когда происходят судьбоносные изменения в жизни, в более зрелом возрасте – старческий. У мужчин чаще встречаются алкогольный и травматический психоз. Люди, проживающие в городских условиях, больше подвержены стрессам и различным видам психозов и неврозов. Часто психические расстройства сопровождают людей, которые не смогли проявить себя в социуме. Темперамент и психофизиологическая конституция также влияют на склонность к психозам.

Каждый случай психоза очень индивидуален, поэтому диагностировать патологию должен опытный психиатр, рассматривая клиническую картину и динамику развития болезни. Диагностика на начальных этапах заболевания намного облегчает проводимое лечение и улучшает прогноз.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • реактивными, которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • острыми – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

  • депрессивные;
  • маниакальные;
  • шизоаффективные;
  • органические.

Психоз у ребенка 2 лет

Часто родители или другие взрослые родственники малышей задаются вопросом: «у ребенка психоз, что делать». Нужно определиться с причинами, провоцирующими появление данного состояния. Нередко факторами, провоцирующими развитие психоза, может служить прием лекарственных препаратов, высокая температура, менингит или гормональный дисбаланс, травмы или интоксикация мозга, понижение иммунитета, дефицит витаминов группы В, нарушение электролиза. Зачастую психоз проходит, когда вышеописанные физические проблемы прекращают свое воздействие.

Также нередки случаи возникновения данного состояния у малышей без наличия сопутствующих заболеваний или вследствие «плохой» наследственности. Течение таких расстройств может быть быстрым или затяжным, либо эпизодическим на протяжении нескольких месяцев, нередко даже лет. Психиатры выдвинули предположение, что их возникновение провоцируется наличием биохимических отклонений, которые могут носить приобретенный характер либо быть врожденными. Есть дети, произведенные на свет с тяжелыми дефектами конституционного типа. В этом случае расстройство может быть еще в очень раннем возрасте спонтанно проявленным.

У ребенка психоз, что делать? При подозрении у двухлетней крохи наличия данного расстройства следует обратиться к специалистам следующего профиля: отоларингологу, логопеду и невропатологу, которые проведут обследование физического состояния крохи и ее психики, протестируют способности интеллекта, проверяет слух и речь. Если выявляется, что психоз у ребенка 2 лет появился как следствие физического недуга, то диагностика сводится к поиску его причины.

Лечение психозов у детей зависит от разновидности заболевания. Зачастую достаточно будет ликвидировать причину, спровоцировавшую психотическое состояние. В более сложных ситуациях можно использовать медикаменты, компенсирующие расстройства биохимического типа. Однако лечение ранних психозов считается малоэффективным. При агрессивном поведении в редких случаях возможно назначение транквилизаторов.

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, раздражительность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, тревога;
  • агрессивность, конфликтность;
  • негативизм, противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

  • попытках суицида или само повреждения;
  • беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
  • желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
  • отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
  • повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
  • неспособности к усидчивости;
  • принятии наркотиков или алкоголя;
  • постоянных перепадах настроения;
  • плохом поведении.

Диагностика детских психозов в медицинском

Ребенок-пациент во многом схож со взрослым в вопросах, касающихся посещения специалиста. В раннем возрасте его можно «заманить» на консультацию в форме игры, но когда дети уже способны к анализу происходящего, сделать это гораздо сложнее. Поэтому мы постарались организовать прием в клинике таким образом, чтобы посещение врача прошло комфортно и не вызывало страх в будущем.

В первую очередь врач собирает анамнез, внимательно выслушивает рассказ родителей (опекунов). Доктор интересуется:

  • были ли случаи психических расстройств в семье (или же настораживающие симптомы — просто человек не обращался в профильную клинику);
  • когда именно появились изменения в поведении;
  • как ведет себя ребенок со сверстниками во время прогулок или на занятиях (в группе детсада или классе), со взрослыми;
  • проявляет ли интерес к окружающему миру, новым игрушкам, книгам и т.д.;
  • особенностями поведения (склонность к агрессии, или наоборот, приподнятой настроение, эйфория);
  • возможными причинами неврологических расстройств (течением беременности и родов, травмами, перенесенными заболеваниями).

Кабинеты оборудованы всем необходимым, чтобы во время игры с ребенком у психотерапевта была возможность сопоставить уровень развития (как умственного, так и эмоционального) с возрастом, оценить поведение пациента в различных ситуациях.

Внимание уделяют и другим методам диагностики. Назначают:

  • энцефалограмму;
  • рентгенологическое исследование костей черепа;
  • томографию головного мозга;
  • ангиографию;
  • ЭКГ;
  • УЗИ внутренних органов.

Также показаны стандартные клинические исследования крови и мочи, определение гормонального статуса, оценка основных показателей метаболизма. При выявлении отклонений от нормы на консультацию приглашают узкопрофильных специалистов.

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • лор;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

  • назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
  • консультации профильных специалистов;
  • семейную терапию;
  • групповую и индивидуальную психотерапию;
  • внимание и любовь родителей.

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Симптомы

Клиническая картина детских психозов во многом зависит от конкретного вида расстройства. Нередко отмечают:

  • ненормально приподнятое настроение;
  • чрезмерную игривость, преобладает неуместная, шумная возня;
  • непослушание;
  • двигательную активность;
  • многоречие.

Обычно все перечисленное сопровождается назойливостью, бесцеремонностью, циничными высказываниями. Ребенок стремится спровоцировать конфликт, ведет себя агрессивно, крайне раздражителен. В возрасте полового созревания вероятны проявления сексуальной активности.


Чрезмерная подвижность и деятельность сопровождается и ускоренным ходом мыслей. Этот процесс проявляется во множестве вопросов, направленных к родителям и окружающим (причем обычно дети не дожидаются ответа), комментировании всего происходящего вокруг. Отсутствует чувство усталости или утомления. Присутствуют выраженные нарушения сна. Повышается аппетит, причем усиленное употребление пищи сопровождается похуданием.

С возрастом положительные эмоции все в большей степени заменяются негативными. У подростков нередко отмечают асоциальное, деструктивное поведение, не исключены попытки побега из дома в период обострения.

У ребенка психоз может сопровождаться соматическими признаками:

  • боли в животе, диспепсия, тошнота;
  • головные боли, аритмия, колебания артериального давления;
  • нейродермит.

У многих именно на фоне психоза впервые проявляется бронхиальная астма, гастрит, аутоиммунные нарушения.

Особого внимания заслуживают клинические признаки, свидетельствующие о тяжелом течении патологии. Это:

  • галлюцинации, замещение реальности выдуманными (услышанными в сказке, увиденными по телевизору) образами;
  • потеря интереса сначала к учебе, затем ко всему окружающему, к своей внешности, гигиене и т.д.;
  • бесцельные прогулки, иногда ребенок не может самостоятельно вернуться домой;
  • утрата стыдливости;
  • бредовые идеи;
  • навязчивые страхи.

Рекомендации родителям

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

  • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
  • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
  • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
  • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
  • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
  • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
  • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
  • заботиться о физическом здоровье малыша;
  • не допускать стрессы.

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]