— Чем БАК отличается от метода Томатиса, микрополяризации? Как они сочетаются?
БАК — это воздействие акустическим сигналом, согласованным с функциональной активностью мозга в реальном времени, для активации работы регуляторных структур. Микрополяризация — воздействие постоянными токами для стимуляции ЦНС. Сигнал, который используется в методе Томатиса, в отличие от БАК, не согласован с функциональной активностью мозга в текущем времени, поэтому не так эффективен. БАК оказывает более направленное и естественное для организма воздействие. При этом БАК сочетается с поляризацией, уменьшая риск побочных эффектов (не рекомендуется делать в один день), и с Томатисом (можно в этот же день).
Показания и противопоказания
Курс биоакустической терапии может быть назначен неврологом, психиатром, психологом, педиатром или другим специалистом. Чаще всего процедура применяется для облегчения симптомов болезни и улучшения психологического самочувствия пациента.
Возможные показания:
- Задержка умственного развития у ребенка. Умственная отсталость является распространенным в детской неврологии диагнозом. При этом требуется воздействовать на речевое развитие и другие когнитивные способности для достижения наилучших результатов.
- Различные виды нарушения звуковоспроизведения и общее недоразвитие речи (ОНР). Это дислалия, эмболофразия, дислексия, алалия и другие расстройства. Также БАК назначается при дизартрии.
- Заболевания, влияющие на письменную речь. В первую очередь это дисграфия.
- Детские психические расстройства, влияющие на когнитивные способности и социализацию. Например, аутический синдром требует проведения акустической терапии, поскольку такое лечение восстанавливает психическое развитие ребенка. Дефицит внимания и гиперактивность — это также показание к лечению.
- Различные виды неврозов, при которых возникает головная боль, тревога и депрессия.
- Черепно-мозговые травмы, сказывающиеся на памяти, интеллекте и эмоциях.
- Органическое поражение мозга и его последствия. БАК можно проводить только после реабилитации.
Процедура противопоказана при тяжелых сердечно-сосудистых болезнях, психозе, эпилепсии и недавно перенесенном инсульте. Консультация врача в клинике позволит уточнить индивидуальные показания и исключить наличие противопоказаний. Терапию можно пройти в Москве после проведения первичной диагностики.
Показания к проведению
Список показаний к БАК-методу достаточно обширный и разнообразный. С мозгом на самом деле связано всё, потому в кабинете физиолога, проводящего такую процедуру, не будет лишним оказаться любому больному, но фокусируется метод прежде всего на серьёзных расстройствах ЦНС.
Хорошие результаты есть в лечении таких серьёзных аномалий, как сенсомоторная алалия и временных, возрастных нарушений.
Показания к БАК:
- нарушения сна, бессонницы, нервные кошмары;
- травмы головы, повлёкшие за собой нарушения в работе ЦНС;
- все нарушения аутистического спектра;
- задержка в развитии вне зависимости от первопричин;
- неврозы, психозы, последствия психологических травм;
- синдром гиперактивности, отсутствие концентрации;
- тремор, тик, неврозные зацикленные телодвижения (неосознанные), в том числе и опасные для самого ребёнка;
- речевые расстройства и нарушения;
- дегенеративные процессы органов ЦНС;
- нарушения в восприятии информации (дисграфия и т.д);
- длительное отсутствие успехов в социальной адаптации.
Всё это – общие понятия, внутри каждого имеется несколько отдельных заболеваний или отклонений, нередко встречающихся у детей с рождения или полученных ими в процессе недостаточно внимания со стороны родителей.
Внимание к детской психике в последние два десятилетия значительно повышено и население наконец-то начинает всерьёз беспокоиться по поводу ментального здоровья своих детей. Спрос на физиологические методы терапии вроде БАК – лучшее тому подтверждение.
Какие показания метода БАК во взрослой неврологии?
- Снятие синдрома «хронической усталости». Устранение последствий стресса. Посттравматический стресс. «Синдром утраты».
- Лечение невротических, неврологических расстройств. Лечение психических расстройств (тревожный синдром, фобический синдром (панические атаки), астено-депрессивный синдром). Лечение эмоциональных расстройств: тревога, беспокойство, повышенная раздражительность, утомляемость, сниженная работоспособность, внутреннее напряжение, сниженный фон настроения. Лечение расстройств сна, аппетита.
- Вегето-сосудистые нарушения (как диэнцефальной природы, так и парасимпатические кризы).
- Последствия инсульта, органического поражения головного мозга, черепно-мозговых травм: восстановление когнитивных функций и речевых нарушений, нормализация психофизиологического статуса.
О каких противопоказаниях следует помнить?
- острый послеоперационный период;
- гипертонический криз;
- острые инфекционные заболевания;
- острые нарушения мозгового и спинномозгового кровообращения;
- инфаркт миокарда в остром периоде;
- острые и подострые воспалительные заболевания головного и спинного мозга, его оболочек (миелит, менингит и т.п.);
- острые кровотечения.
Что такое БАК?
Биоакустическая коррекция (БАК) — это инновационный метод воздействия на структуры головного мозга с помощью специальной компьютерной программы, способной преобразовывать сигналы мозга, полученные из электроэнцефалограммы человека, в звук. Во время сеанса пациент в буквальном смысле слушает «запрограммированную музыку» своего мозга. Но самым главным является то, что при обратном воздействии звука на нейроны мозга происходит непроизвольная саморегуляция организма, что можно наблюдать в режиме реального времени при помощи электроэнцефалограммы. Биоакустическая коррекция мозга объединила в себе новейшие технологии нейротерапии и биоуправления.
Биоакустическая коррекция, являясь эффективным, неинвазивным и немедикаментозным методом реабилитации больных применяемых в медицинском центре CORTEX. Он направлен на восстановление функционального состояния центральной нервной системы и мобилизацию естественных резервов организма, способствует повышению эффективности медицинской реабилитации в комплексной терапии с биофизической активацией нейромоторных структур, а при ряде заболеваний может использоваться самостоятельно.
Эффективен ли это метод?
Эффективность метода подтверждена:
- 25–летними научными исследованиями Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно- исследовательский институт экспериментальной медицины», Северо-Западного отделения Российской академии медицинских наук (ФГБУ «НИИЭМ» СЗО РАМН), Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова, Государственного института усовершенствования врачей МО РФ, СПб государственной педиатрической академии, Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии Минздрава РФ ;
- Клиническими испытаниями и лечебной практикой в: ГУ НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, № 2 ФБУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России», МАПО (СПб), ГАУЗ РТ БСМП (Региональный сосудистый центр) Татарстан и в ряде других ведущих клиник Москвы и Санкт-Петербурга;
- Результаты исследований изложены в научных статьях и защищены в диссертационных работах.
Как ЗПР переходит в УО
Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.
С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.
Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии. Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения. Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:
- еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
- как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе. Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
- в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
- эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.
Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.
В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости.
СДВГ и биоакустическая коррекция (БАК)
Синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью (СДВГ/СНВГ)
Синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью (СДВГ/СНВГ) — расстройство поведения и внимания детского и подросткового возраста, в настоящее время представляет актуальную медико-социальную проблему. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-20% детской популяции. Относительная распространенность синдрома среди мальчиков выше, чем у девочек, и колеблется в районе 5:1. СДВГ диагностируется, как правило, в детском возрасте, а с началом обучения в школе количество диагностируемых случаев нарастает лавинообразно. Синдром играет значительную роль в возникновении школьной и социальной дезадаптации.
Исследователи и врачи отмечают длительность течения синдрома: более чем у половины детей, страдавших данным заболеванием в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте, а у 30-70 % не исчезает и во взрослом. Такие детей составляют группу риска по развитию аддиктивных расстройств (уход от реальности) и девиантного поведения (устойчивое поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.), может стать предвестником целого ряда личностных расстройств, способствует развитию алкоголизма, наркомании, игромании, антисоциального поведения (склонность к совершению преступлений)
Происхождение этого синдрома и то, каким образом протекает это расстройство, еще недостаточно изучены. Но известны факторы риска возникновения СДВГ, причем, всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Они могут возникать в разные периоды времени: в антенатальном периоде – внутриутробные инфекции, острые и хронические заболевания будущей матери, различные интоксикации, облучения, стрессовые ситуации; в интранатальном периоде – неблагоприятные факторы процесса родовой деятельности: преждевременные роды, роды с помощью кесарева сечения, стимуляция родовой деятельности, длительный безводный период, низкая оценка по шкале Апгар; в постнатальном периоде – недоношенность, низкая массе тела, нейроинфекции и травмы ребенка, кроме того, фактором, повышающим риск возникновения расстройства, является мужской пол ребенка.
Существуют также эволюционные (развития мозга) и генетические факторы, способные повлиять на возникновение этого синдрома. С точки зрения эволюционных факторов СДВГ возникает вследствие нарушений морфологического и функционального созревания головного мозга. Исследования в области генетических механизмов показало, что у близнецов и близких родственников чаще, чем в других случаях встречается повышенное сходство расстройств в данной области. По данным Biederman, Faraone (1990), риск развития СДВГ составляет 31,5% для родственников пациентов с данным заболеванием.
Среди психосоциальных факторов, влияющих на возникновение и развитие СНВГ, выделяют следующие: юная мать и мать, страдающая алкоголизмом, негативное окружение ребенка в школе и дома, неподготовленность родителей к семейной жизни, частые конфликты в семье, неполная семья. Интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и размеров учебной нагрузки), раннее начало дошкольного обучения, несоответствие программы и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям детей, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса).
Также установлено, что значение может иметь и неблагополучная экологическая обстановка.
Считается, что детям с СНВГ свойственен низкий уровень возбуждения в связи с ослаблением восприятия сенсорных стимулов всех модальностей, воздействующих на центральную нервную систему (головной мозг). Это может быть следствием снижения норадренергической активности в определенных участках мозга. В результате ребенок оказывается вовлеченным в поведение, направленное на поиски стимулов, демонстрируя интенсивный, но кратковременный интерес к новым стимулам.
Таким образом, СДВГ может отражать особенности обработки полученной информации, и, следовательно, восприятия окружающего мира и способа реагировать на него. Характерной чертой синдрома является снижение уровня мотивации и ослабление усилий, направленных на решение задач, кажущихся скучными, незначимыми или слишком сложными.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью разделяют на три типа:
1.С преобладанием невнимательности и/или патологической отвлекаемости.
2.С преобладанием импульсивности, выражающейся в неспособности подавить или затормозить ответную реакцию.
3.Комбинированный.
Также выделяются три симптомокоплекса проявлений СДВГ. Каждый симптомокомплекс состоит из набора признаков:
«Невнимательность»: 1. Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 4. Часто ребенок оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или вызывающим поведением, неспособностью понять задание). 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 6. При необходимости выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы), обычно избегает его, высказывает недовольство или сопротивляется. 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
«Гиперактивностъ»: 1. У ребенка часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». 6. Часто бывает болтливым.
«Импульсивность»:1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Основными жалобами детей и их родителей при обращении к специалистам являются трудности с концентрацией внимания и контролем поведения, трудности обучения. Дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока, постоянно отвлекаются, дефекты концентрации внимания обуславливают низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на достаточно высокий уровень интеллекта. Родители отмечают у детей отсутствие интереса к большинству существующих видов деятельности, особенно к учебе в школе, плохую успеваемость, чрезмерную двигательную активность, повышенную возбудимость, эмоциональную лабильность, непослушание. Вегетативные и соматические нарушения, степень их выраженности в каждом отдельном случае различен и набор у каждого отдельного ребенка – индивидуален: полиморфные вегетативные нарушения – повышенная потливость, акроцианоз (синюшная окраска кожи, связанная с недостаточным кровоснабжением мелких капилляров), лабильность пульса, вегето-сосудистая дистония, метеозависимость. Родители отмечают преходящие или хронические страхи, сноговорение, бруксизм (периодически возникающие эпизоды непроизвольного сокращения жевательной мускулатуры, сопровождающиеся сжиманием челюстей и скрежетанием зубами), энурез, страхи темноты и одиночества, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия. По общему интеллектуальному развитию дети с таким диагнозом находятся на уровне нормы или, в отдельных случаях, субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
Наиболее частыми сопутствующими СДВГ заболеваниями являются: тики, синдром Туретта (гиперкинезы, выкрики, эхопраксии), головные боли напряжения. Отмечается высокая частота различных речевых нарушений у детей с СДВГ. Ребенок начинает говорить с запозданием, при формировании речи часто возникают нарушения, на которые не всегда сразу обращают внимание, относя их к возрастным особенностям. Отмечают парциальные задержки развития (инфантилизм), в том числе – школьных навыков (письма, счета, чтения). Наличие диспраксии (своеобразных двигательных расстройств, «неуклюжести», при которых нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса, но ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных движений) отмечается у 85 % детей с СДВГ. При СНВГ часто наблюдаются эмоциональные нарушения: эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам. Как правило, нарушены отношения с окружающими: как сверстниками, так и взрослыми. Неприятие таких детей окружающими может привести к формированию у них неуверенности в себе, низкой самооценки. В результате развивается состояние постоянного напряжения, которое внешне проявляется невротическими симптомами: сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, нарушениями сна и аппетита. Особое внимание надо уделять оппозиционному расстройству (неповиновение, враждебность), так как данное состояние характеризуется выраженной социальной дезадаптацией.
Нейрофизиологические исследования у детей с СДВГ ведутся в основном с помощью методов электроэнцефалографического обследования.
Каковы же способы коррекции работы мозга при СДВГ? Наиболее хорошо разработаны методы фармакологической терапии. Однако нейрофармакологическая коррекция имеет ряд противопоказаний и побочных эффектов: привыкание к препарату, синдром отмены, краткосрочность действия, приводящая к длительному, а иногда пожизненному использованию препарата, в первую очередь – при применении психостимуляторов.
Недостатком психологической коррекции является отсутствие объективных критериев оценки состояния детей.
В этой связи возрастает необходимость поиска методов, адресованных к нейрофизиологическим механизмам адаптивной перестройки интегративных систем мозга, способствующих восстановлению нарушенных физиологических функций.
На сегодняшний день в мировой научно-исследовательской и лечебно-профилактической практике показана перспективность и эффективность применения методов адаптивной саморегуляции (АС) с внешней обратной связью по параметрам биоэлектрической активности головного мозга для диагностики и коррекции нарушений у детей с СДВГ. Предпосылки к созданию методик саморегуляции ритмической активности мозга исходят из исследований, показавших, что ЦНС (центральная нервная система) может регулировать не только физиологические функции организма, но и непосредственно свою активность.
На базе НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН с 2002 года было проведено исследование эффективности применения БАК для реабилитации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) без применения медикаментозных способов коррекции.
Данные получены в результате комплексного обследования 53 детей с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Из них – 41 (77,6 %) мальчик, 12 (22,6 %) девочек. Средний возраст детей 8-9 лет
При анализе анамнеза обследованных детей были получены данные, подтверждающие концепцию многофакторной этиологии возникновения расстройства.
С целью выявления факторов раннего повреждения головного мозга, при анализе данных анамнеза значение придавалось уточнению сведений о течении беременности, родов, периода новорожденности.
Проведение курса БАК сопровождалось достоверным уменьшением количества клинических признаков по сравнению с первичным обследованием у 43 пациентов (81,13 %). Выявлена положительная динамика всех показателей (Рис. 1): количество признаков невнимательности достоверно уменьшилось у 48 детей (90,56 %). Количество признаков гиперактивности достоверно уменьшилось у 45 пациентов (84,9%). Количество признаков импульсивности уменьшилось у 45 пациентов (84,91%).
Проведение сеансов БАК привело к значимому улучшению показателей функции внимания как у мальчиков, так у девочек (см. табл.). Сократилось количество пропусков значимых стимулов (ошибок невнимательности) и количество ложных реакций (ошибок импульсивности), а также достоверно уменьшилась дисперсия времени ответа.
Улучшение клинических проявлений сопровождалось достоверной реорганизацией БЭА (биоэлектрической активности). Причем, реорганизация ритмов шла в сторону нормализации структуры ЭЭГ. И, самое важное, эффективно во всех первоначально выявленных подгруппах обследуемых детей с СДВГ.
Средние значения показателей теста количественной оценки нарушений функции внимания
Показатели | Средние значения по группе | Мальчики | Девочки | |||
До курса | После курса | До курса | После курса | До курса | После курса | |
Ошибки невнимательности | 16,07±2,35 | 4,38±1,04*** | 15,9±2,67 | 4,5±1,27*** | 17,25±5,45 | 4,08±1,81*** |
Ошибки импульсивности | 14,6±2,2 | 4,4±0,9*** | 15,1±2,64 | 4,73±1,11*** | 13,25±1,81 | 3,33±1,31*** |
Время ответа (мс) | 550,4±41,6 | 512,3±22,08* | 537,2±39,98 | 522±16,79 | 632,4±98,35 | 518±28,86* |
Дисперсия времени ответа (мс) | 114,3±13,67 | 82,6±3,98*** | 108,2±15,37 | 82,5±3,46*** | 141,3±26,59 | 88,75±5,99*** |
*** — достоверные отличия показателей теста количественной оценки нарушений функции внимания в исследуемой группе (у мальчиков и у девочек) после курса БАК по сравнению с показателями до сеансов
После основного курса БАК под наблюдением в течение ряда лет находилось 5 детей. Перерывы между сеансами: 3 месяца, полгода, год, более 3 лет. 2 детей наблюдались на протяжении 10 лет, 1 пациент был под наблюдением на протяжении 12 лет. Во время диагностических обследований было выявлено, что параметры БЭА сохранялись устойчиво, дальнейшее развитие ЭЭГ проходило в соответствии с нормальным онтогенетическим созреванием. Жалоб на невнимательность, гиперактивность, школьную дезадаптацию не было.
ВЫВОДЫ
Применение БАК у детей с СДВГ достоверно уменьшает количество клинических признаков и снижает степень выраженности симптомов заболевания.
- По данным психофизиологического теста на внимание использование БАК оптимизирует функцию внимания, что проявляется улучшением специфических показателей внимания — уменьшением количества ошибок, пропуска значимых стимулов, контролем импульсивности.
- В ходе процедур БАК происходит нормализация показателей биоэлектрической активности головного мозга. увеличивается индекс альфа-ритма, он приобретает структурированность; достоверно уменьшается соотношение мощности тета-ритма к бета-ритму в лобных отделах мозга; снижается уровень межполушарной асимметрии.
Было выявлено достоверное улучшение психофизиологических показателей у 81%-92% исследованных детей.
Статья написана по материалам методического пособия СПбГПМА