Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.
Акалькулия является приобретенным заболеванием, и возникает на фоне поражения участков мозга или нейропсихических заболеваний. Возникает на фоне нарушений работы височной, теменной и затылочной области коры головного мозга, которое в свою очередь возникает по причине травм, нейроинфекций, новообразований и т.д.
Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дислексия, акустико-мнестическая афазия, дефицит внимания, сенсорная афазия, амнезия, деменция, инсульт.
Причины нарушения
Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:
- значительное количество неврологических нарушений в перинатальный период
- наследственный фактор;
- органические поражения головного мозга;
- нейроинфекции;
- новообразования в головном мозге;
- различные интоксикации;
- дисметаболические отклонения;
- поражение головного мозга инфекционными заболеваниями;
- негативная социальная среда;
- цереброваскулярные болезни;
- черепно-мозговые травмы.
Лечение
Акалькулия поддается лечению, но для полной ликвидации симптомов, необходимо устранить причину патологии, то заболевание, которое стало причиной нарушений. Другая ситуация возникает с дискалькулией. Так как это заболевание не приобретенное, а врожденное, лечение предполагает только коррекцию и меры профилактики.
Методики лечения акалькулии будут зависеть от возраста пациента и степени тяжести заболевания. Если болен взрослый человек, то терапия будет проводиться со специалистами с применением различных компьютерных программ. Больного постепенно приводят к осознанию понятия числа. После этого начинается обучение математическим действиям от простых до более сложных.
У детей лечение построено на игре. Чаще всего для этого используются картинки с изображением цифр. Ребенка визуально приучают различать цифры.
Коррекцией дискалькулии должен заниматься врач-логопед. При необходимости к раьоте с пациентом может быть привлечен психолог и невролог. Для коррекции разрабатываются специальные методики. Занятия могут проходить в любом комфортном для ребенка месте. Методика состоит из целого комплекса игровых упражнений, которые обучают счету. Также занятия должны быть направлены на развитие речи, мышления, изобразительных способностей ребенка.
Для устранения дискалькулии очень важно развить грамотную и связную речь. Коррекция должна быть основана на расширении словарного запаса у ребенка с одновременным изучением математических терминов
в самом начале должно вводится понимание больше, меньше, название геометрических фигур, признаки предмета.
Следующим этапом вводится обучение порядковому счету, употребление цифр в речи. Ребенка учат сравнивать цифры, предметы, их количество, качественные характеристики. У ребенка формируют связь между цифрой и ее визуальным выражением на письме. Развивается сразу и мелкая моторика, и мышление.
Как только будут достигнуты устойчивые достижения в счете, преподаватель переходит к простейшим арифметическим действиям. Цель показать ребенку логику решения.
Разновидности и формы заболевания
Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:
- Вербальная – отклонения в словесном обозначении понятий математики. Пациент может успешно выполнять математические операции, но не может вербально обозначить название чисел, символов, не в состоянии обозначить количество предметов.
- Апраксическая – человек не возможность исчислять предметы. Пациент не может совершить счет предметов, и выделить их количественные характеристики.
- Дислектиксическая – отсутствие способности прочесть математические символы, выразить количественные термины.
- Графическая – неспособность записывать математические символы и знаки, а также корректно изображать геометрические фигуры.
- Операциональная – утрата способности к выполнению математических операций.
Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.
Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:
- Лобная – вызвана нарушениями функционирования лобной доли головного мозга, которая отвечает за контроль, регуляцию всех психических функций человека. Способность к счету нарушается вследствие отклонений в организации сознательной деятельности.
- Теменная (теменно-затылочная) – возникает при поражении теменно-затылочных участков головного мозга. У пациента нарушено понятие «числа», понимание сути счетных операций, восприятие пространственных координат.
Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:
- Оптическая – возникает при патологиях долей головного мозга, отвечающих за зрительный анализатор. При оптической акалькулии нарушено зрительное восприятие чисел и математических знаков. Пациент не способен различить похожие арифметические символы, распознать римские цифры.
- Сенсорная – развивается при поражении участков головного мозга, участвующих в акустическом восприятии речи. Проявляется в затруднениях при устном счете и проведении счетных операций на слух.
- Акустико-мнемоническая – также связана с акустическим восприятием речи. Отличие состоит в том, что у пациента нарушена слухоречевая память и снижен объем слухового восприятия.
Отличие от дискалькулии
Акалькулия и дискалькулия являются сходными понятиями, однако между ними есть различие. Оно заключается в том, что дискалькулия – следствие врожденных нарушений развития головного мозга и при ней математические знания полностью не усваиваются. Акалькулия же является приобретенным состоянием, и возникает по причине неврологических травм и нарушений, приобретенных в процессе жизни.
Диагностика и лечение
В связи с тем, что расстройство счета часто сочетается другими видами патологии познавательных функций, синдром акалькулии может быть не диагностирован вовсе (попросту не замечен за ведущим когнитивным дефицитом). Однако его выявление является необходимой работой, на основе которой разрабатывается система лечебных мероприятий. Для подтверждения наличия нарушения навыка счетных операций и отнесения его к определенной группе проводят ряд нейропсихологических тестов для выявления расстройства счета, патологии речи, чтения, письма, пространственной ориентации и праксиса.
Лечение акалькулии, точно также как и коррекция дискалькулии, является трудоемким и длительным процессом. Для этого необходим тесный контакт врача и пациента.
В первую очередь лечебные мероприятия направляют на причину развития синдрома. Только устранив или скорректировав этиологические факторы, можно полноценно работать над восстановлением навыка счета. Если акалькулия носит вторичный характер, параллельно ведется работа над другими утраченными когнитивными функциями. При этом необходимо соблюдать:
- принцип комплексности лечения – предполагается сочетанное медико-психолого-педагогическое воздействие;
- системность подхода – мероприятия направляются не только на изолированное восстановление навыка счетных операций, но и на первопричину возникновения дефекта;
- этапность, непрерывность и длительность работы с пациентом для лучшего результата лечения;
- учет психологической атмосферы при процессе восстановления навыка счета;
- учет особенностей других высших психических функций (гнозиса, праксиса, речи).
В настоящее время в связи с повсеместностью распространения необходимости в счетных операциях проблема формирования математических представлений стоит достаточно остро. Ситуация усугубляется не только возможностью приобретенной утраты навыка счета, но и дефектом в способности производить арифметические действия при задержке формирования счетного центра в коре. Акалькулия и дискалькулия могут проявляться в различных сочетаниях с иными познавательными нарушениями и существенно снижать социальную адаптацию человека. Своевременная и комплексная коррекция утраченных или несформированных навыков производить арифметические действия способна значительно улучшить результаты лечения и повысить качество жизни пациента.
Симптоматика нарушения
Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.
При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:
- затруднения в понимании разницы между внешне похожими числами (например, 147 и 174);
- неспособность к восприятию категории числовых разрядов;
- трудности при выполнении простых арифметических действий;
- нарушение понимания понятия «число»;
- отсутствие способности к сравнению числительных значений;
- нарушено восприятие пространственных координат;
- трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
- затруднения при вычитании, при этом сложение выполняется относительно легко.
Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:
- отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
- нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
- проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.
Виды акалькулии
Состояние классифицируется по причине появления и того, какие изменения при нем возникают. Так, акалькулия бывает первичной или вторичной.
При первичном наращении затрагивается непосредственно центр, отвечающий за возможность счета, а при вторичном патологические изменения происходят в различных участках коры больших полушарий, которые в той или иной степени участвуют в процессе восприятия цифр и счёта.
В зависимости от того какие нарушения отмечаются при данном состоянии, выделяется четыре его разновидности.
- Оптическая.
У больного отмечается исключительно зрительное нарушение в восприятии цифр. Такое состояние характерно, когда затронута затылочная область церебральной коры. Обычно явление сочетается со зрительной агозией. - Сенсорная или слуховая.
Состояние характеризуется тем, что происходит нарушение в распознавании речи и звуков. Сложности обычно возникают не только с математикой, а и с общим пониманием. Развивается это патологическое состояние при повреждении верхней височной извилины. Сочетается оно с сенсорной афазией. - Амнестическая.
Эта разновидность характеризуется нарушением слухоречевой памяти. Возникает оно, когда основная патология затрагивает височные отделы коры больших полушарий. Также присутствуют и прочие нарушения памяти. - Лобная.
Какие-либо арифметические операции оказывается невозможны по причине расстройства в организации деятельности целенаправленного характера. Также отмечаются и прочие проявления основной болезни апраксии.
После выявления причины нарушения назначается лечение, для устранения основной патологии.
Осмотр и диагностика
Выявить заболевание может врач дефектолог, психолог, психиатр, специалист в нейропсихологии.
Расстройство счета редко выступает единственным когнитивным нарушением, и зачастую сопровождается другими патологиями. Акалькулия может быть не выявлена при первичном обследовании и диагностике, по причине более интенсивных проявлений других нарушений.
Диагноз может быть поставлен после проведения арифметических тестов и их анализа. Чрезмерно низкие результаты свидетельствуют о патологии. Также необходимо использование таких диагностических мероприятий как тесты на выявление патологий речи, письма, чтения, ориентации в пространстве, праксиса.
Главное об акалькулии
Состояние является симптомом, а не самой болезнью. Оно может возникать в любом возрасте и требует комплексного лечения. Чем старше пациент, тем ниже вероятность благоприятного прогноза.
Акалькулия проявляется различными нарушениями счета в зависимости от того, какие области мозга поражены. Коррекция назначается также исходя из того, что вызвало нарушение и какой участок мозга задет.
Столкнулись с акалькулией у близких? Напишите в комментариях, как проходит лечение у Вас.
Елизарова Лилия · 12 мар, 2019
Лечение и коррекция
При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.
Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.
Первичное нарушение
При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.
Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.
Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.
Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.
При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.
После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.
Терапия вторичной формы
Лечение вторичной формы акалькулии выбирается в зависимости от области поражения коры головного мозга:
- При поражении затылочной части коры лечение направлено на восстановление правильного написания чисел, и их зрительного восприятия. На это направлены такие методы: упражнения с двигательным образом числа, предметный счет, различные манипуляции с задачами и числами, озвучивание чисел, при одновременном представлении их в уме. Наилучшие результаты достигаются при удовлетворительном уровне развития зрительной памяти, способностей к воображению, слухового восприятия.
- При поражении височных участков коры головного мозга у пациентов нарушается слуховое восприятие чисел. При данном нарушении нет необходимости в специализированной терапии.
- При нарушениях в префронтальных отделах коры терапевтические меры направлены на обучение пониманию чисел, простых арифметических действий, постепенно переходя к более сложным операциям.
Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста
Татьяна Лахтина
Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста
«Клинико — психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста»
Содержание
Введение стр. 3
1. Клинико-психологическая характеристика акалькулии стр. 5
2. Клинико-психологическая характеристика дискалькулии стр. 8
Заключение стр. 11
Список литературы стр. 13
Введение
До сих пор не только в нашей стране, но и в зарубежных странах книги по нарушению счета, и особенно по методам его преодоления, исчисляются единицами. Малочисленность исследования акалькулии и разработки методов ее преодоления связана с рядом причин. Одной из них является то обстоятельство, что акалькулия входит в синдром практически всех форм афазии, при которых часто нарушение речи маскирует дефекты счета и счетных операций. Поэтому первоочередной всегда считалась задача восстановления речи, которой (исторически так сложилось)
занимались логопеды. Психологи и нейропсихологи включились в эту работу и в научные исследования этого направления значительно позже. За неимением достаточного времени для работы с больными, находящимися в
клинике, естественно, что в первую очередь больных учили говорить и понимать речь, писать и читать, а на занятия по преодолению трудностей в счете уже не оставалось времени. Поэтому научно-исследовательская и методическая стороны акалькулии и не получили должного развития. Другой причиной можно считать трудность самого предмета изучения — психологии счета и счетных операций, понятия разрядного строения числа, видов и причин их нарушения, связи счета с мышлением, речью, когнитивными процессами и др. Как следствие этих трудностей возникли и препятствия к разработке методов преодоления этого сложнейшего вида интеллектуальной деятельности.
Акалькулия — нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением коры левого полушария головного мозга. В изолированном виде встречается редко, чаще сочетается с афазией
Дискалькулия — специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции.
Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления, зрительнопространственного и зрительно- воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций.
К задачам данной работы относятся:
1) рассмотрение клинико-психологической характеристики акалькулии;
2) изучение клинико-психологической характеристики дискалькулии.
1. Клинико-психологическая характеристика акалькулии
Акалькулия — нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением коры левого полушария головного мозга. В изолированном виде встречается редко, чаще сочетается с афазией 1
Акалькулия (от греч. а отрицат. частица и лат. calculatio счет, вычисление)
нейропсихологический симптом, описанный S.E.Henschen в 1919г.
Характеризуется нарушением счетных операций.
Первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменнозатылочновисочных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, непонимание перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа, неразличение арифметических знаков и т. д.
Вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома, может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных отделов, когда нарушается целенаправленная деятельность, планирование счетных операций и контроль за их выполнением.
Акалькулия первичная. Редкая форма акалькулии, при которой расстройства счета обнаруживаются сами по себе, независимо от других расстройств высших корковых функций. О вторичной акалькулии говорят в тех случаях, когда расстройства счета входят в структуру нейропсихологического синдрома в сочетании с нарушениями памяти, афатическими симптомами, выраженными персеверациями.
Наиболее часто встречается первичная акалькулия, возникающая при поражении теменных отделов мозга. Эта форма является основной — здесь арифметические действия нарушаются со своей существенной стороны. Больные утрачивают понимание пространственных схем отсчета, у них нарушается понятие числа, понятие о разрядности его записи. Нередко эти больные не понимают значения арифметических знаков и не могут осуществить указанные ими действия.
Обучение больных этой группы направлено прежде всего на восстановление пространственных схем отсчета, на восстановление понятия о числе (его составе и разрядности, понимания состава арифметических операций и т. д. На определенном этапе обучения существенная роль принадлежит громкой речи — проговариванию.
Арифметические действия могут оказаться нарушенными и при поражении лобных систем мозга. В этом случае их нарушения приобретают иную картину. Они не затрагивают существенной стороны действий, а касаются их лишь вторично и являются результатом распада общих форм интеллектуальной деятельности.
Встречаются нарушения арифметических действий, идущие в синдроме инактивности, повышенной инертности стереотипов, двигательных и речевых персевераций (поражение заднелобных отделов мозга, то в синдроме общей расторможенности поведения, снижения концентрации внимания, импульсивности (поражение базальных отделов лобных систем мозга, то в синдроме патологии ориентировочно-исследовательской деятельности, стратегии поведения, нарушения избирательности связей (поражения полюсных отделов лобной области мозга)
. Во всех этих случаях картина нарушений разная и исправление дефектов требует разного подхода. Но все эти разновидности
акалькулии не имеют принципиальных различий — все они вторичного происхождения и не затрагивают существенной стороны действий.
Методы преодоления указанных дефектов, отличаясь друг от друга в несущественном, должны быть направлены прежде всего на восстановление общего поведения больного в ситуации выполнения арифметических действий, целенаправленности больного, на создание условий, позволяющих ему осознать необходимость контроля за своими действиями.
Вторичные нарушения действий нередко возникают при поражении затылочных отделов коры мозга и идут в синдроме нарушений зрительного восприятия. Восстановительное обучение, направленное на преодоление дефектов восприятия цифр и их сочетаний, приводит к восстановлению счета. Психологический анализ этого процесса позволяет еще раз убедиться в сложном строении интеллектуальной деятельности, включающей в свою структуру, помимо конкретных операций, и общую стратегию, подчиняющую себе операционные компоненты. Важны и необходимы обе эти стороны интеллектуального акта и их взаимообусловленность. Нарушение одной из них неизбежно ведет к нарушению всей деятельности в целом.
2. Клинико-психологическая характеристика дискалькулии
Дискалькулия — специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции.
Симптомы специфической дискалькулиивыражаются в трудностях:
понимания разрядного строения числа и понятия числа;
понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно
порядковых, рядов;
выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);
распознавания числовых знаков;
соотнесения чисел в арифметическом действии;
заучивания таблицы умножения;
решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;
зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета;
раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;
выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.
Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления, зрительнопространственного и зрительно- воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности.Следует исключить: нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией. Степень тяжести дискалькулий может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций. Клиническая диагностика специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологии заболевания. Продуктивность усвоения арифметики у ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы.
Лечение дискалькулии. Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно- поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте.Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно- пространственной деятельности, интеллекта (по детской методике Векслера)
и др. Решающее значение в коррекции
дискалькулий у данного контингента детей играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе логопедических занятий, и медикаментозной терапии, направленных на устранение определенных нарушений высших функций и зрительно- пространственного гнозиса. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур. Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходом на групповую. В зависимости от степени выраженности дискалькулии и форм ее проявления занятия направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логикоабстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развитие способностей программирования арифметических (математических)
конструкций, формирование процессов самоконтроля.
Заключение
В основе нарушения арифметических навыков (акалькулия, дискалькулия)
лежит корковая правополушарная недостаточность, преимущественно в заднетеменной и затылочной областях, ответственных за переработку зрительно пространственной информации и за развитие математических навыков.
Нарушения обнаруживаются с началом школьного обучения, когда при удовлетворительных успехах по другим предметам пациенты заметно отстают от сверстников даже в сложении однозначных чисел. Какое-то время расстройство может не слишком бросаться в глаза, если ребенок полагается на свою усидчивость и умение заучивать материал наизусть, но становится окончательно очевидным при усложнении программы и повышении требований к пространственному мышлению. Навыки, требующие абстрактного математического мышления, также вызывают затруднения, но в меньшей степени, чем элементарные арифметические операции. Возможна связь с нарушением активности внимания, патологией речи, другими расстройствами школьных навыков, а также вторичными эмоционально-поведенческими проблемами, на которые больные обращают внимание в первую очередь. Отсутствие успеха в коррекции расстройства может осложниться снижением мотивации к учебе и самооценки, а также депрессивной симптоматикой. Социальное приспособление во взрослой жизни зависит от сохранности самооценки, мотивации к социальному успеху, навыков пользования калькулятором.
Расстройство может проявляться в любой комбинации нарушений целого ряда навыков, включая лингвистические (пользование математическими терминами, организация вербальных содержаний в форме математических символов, перцептивные (распознавание цифр или математических символов, группирование объектов, концентрационные (сосредоточение при переписывании цифр, соблюдение операциональных знаков) и собственно математические (счет, пользование таблицей умножения, нахождение последовательности операций).
Реабилитационные мероприятия при расстройстве счёта носят комплексный характер. Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте.Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения.
Методы преодоления указанных дефектов, отличаясь друг от друга в несущественном, должны быть направлены прежде всего на восстановление общего поведения больного в ситуации выполнения арифметических действий, целенаправленности больного, на создание условий, позволяющих ему осознать необходимость контроля за своими действиями.
Список литературы
1. Вид В. Д., Попов Ю. В. Клиническая психиатрия. –СПб: Медицина, 2000. – 426 с.
2. Логопедия / Под ред. Н. Г. Солнечной. – М.: Педагогика, 2000. – 362 с.
3. Медицинский словарь / Под ред. А. Л. Кушнарева. – М.: Мединфо, 2004. – 683 с.
4. Психологический словарь / Под ред. Н. И. Никуличевой. –СПб: Принт, 2003. – 724 с.
5. Цветкова Л. С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. — 112 с.
Последствия и ограничения
Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят аграмматизм (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).
К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.
При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.
Диагностика
Подобное нарушение довольно легко диагностировать
Впервые на недуг обращают внимание в школе. Такой ребенок без труда считает до десяти, но не оперирует более крупными числами
Он не способен понять структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.
Дискалькулия – это такое состояние, коррекция которого должна проводиться безотлагательно. Иногда заболевание можно определить уже в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает развивать арифметические способности. Стандартные лабораторные анализы не проводят. В отдельных случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.
Коррекция дискалькулии
Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.
Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению
На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.
При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.
Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.
Терапия
Все лечебные мероприятия направлены, прежде всего, на терапию основной патологии, которая была толчком для развития данного заболевания. Так, лечение состоит из нескольких этапов:
- коррекция церебральной гемодинамики;
- нейрометаболическая терапия;
- мероприятия, направленные на предупреждение развития отека мозга;
- прием психотропных препаратов.
Целью всех последующих мероприятий является устранение появившихся неврологических нарушений, в том числе способности производить арифметические операции. Сюда входят:
- Проведение арифметических занятий. Существуют различные методики, направленные на коррекцию того или иного вида акалькулии, успешно применяемые на протяжении десятилетий. При систематических занятиях у большинства пациентов наблюдается положительная динамика.
- Психотерапевтические занятия. Они проводятся с той целью, чтобы изменить отношение больного к появившимся проблемам, а также для того, чтобы позитивно настроить пациента на дальнейшее лечение. В силу того, что курс лечения довольно длительный, а иногда требуется проведение нескольких курсов, у многих больных возникают депрессивные состояния, чего ни в коем случае нельзя допускать.
- Занятия с логопедом. Они показаны не всем пациентам, а только тем, у кого была диагностирована слуховая форма акалькулии.
Если болезнь возникла на фоне инсульта или травмы, прежде всего, проводятся все необходимые лечебные мероприятия в условиях стационара. Только после оказания пациенту в тяжелом состоянии всей необходимой медицинской помощи, после того как он пойдет на поправку, можно начинать реабилитационные мероприятия.
Иногда акалькулия протекает совместно с одним из хронических заболеваний, в таком случае больным показана медикаментозная терапия одновременно вместе с реабилитационной.
Классификация
Принято различать два вида акалькулии согласно механизму возникновения: первичную и вторичную. Первичная появляется в результате появления определенных нарушений в зоне, ответственной за счет.
Вторичная форма патологии появляется вследствие поражения других зон, принимающих участие в арифметических операциях. Такой вид подразделяется на 4 подвида:
- оптическая – люди имеют нарушения в распознавании чисел;
- слуховая – имеются нарушения со звуковым восприятием цифр;
- амнестическая – нарушения затрагивают слухоречевую память;
- лобная – человек не может производить никакие арифметические операции.
Развитие заболевания у детей
В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.
Об акалькулии речь идет в том случае, если ребенок был умственно развит, но утратил способность в результате травмы или заболевания. При дискакалькулии у ребенка теряется возможность обучаться любым арифметическим действием, а часто это сочетается с проблемой невозможности распознавания букв.
Дискалькулия у детей начинает развиваться с раннего возраста. Она выражается в том, что такого ребенка просто невозможно обучить каким-либо арифметическим действиям. Его мозг полностью отказывается воспринимать данную информацию. Чаще всего такое заболевание встречается у детей с генетической предрасположенностью. В итоге заболевание перетекает в умственную отсталость.
Причины дискалькулии
Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.
Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.
Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.
Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.