Особенности подросткового периода
Возраст перехода из детской жизни во взрослую с психологической точки зрения начинается и заканчивается индивидуально. Ребенок начинает стремиться к независимости, хочет найти свое место в социуме, а иногда и изменить ближайшее окружение. У него начинают возникать политические симпатии – нередко они противоположны родительским. Во взглядах проявляется категоричность и нетерпимость – юношеский максимализм. Поведение нередко становится неконтролируемым и агрессивным.
В переходном периоде возникают романтические отношения. Ребенок ищет свою сексуальную идентичность, начинает вести половую жизнь. Он может попробовать курить, употребить алкоголь или наркотики, стремится самостоятельно принимать решения и отвергает все, что кажется ему дискомфортным.
Особенности поведения
Очень часто в процессе общения прослеживаются дефекты характера химически зависимых людей. Эти качества способны сильно усугубить течение болезни и привести к тяжелым последствиям
Необходимо обращать пристальное внимание на тех, кто находится в зоне риска. Этих людей можно узнать по особенностям поведения:
- они закрывают глаза на явные проблемы, делая вид, что их нет;
- не выражают открыто своих мыслей и чувств;
- прибегают к манипуляциям, чтобы удовлетворить свои потребности;
- выражают свои мысли иносказаниями, чтобы избежать прямых высказываний;
- строят нереальные планы и обвиняют в их крахе других людей;
- везде находят врагов и подозревают недоброжелателей;
- не напоминают о своих проблемах, делая вид, что их уже нет.
Химическая зависимость является одной из самых тяжелых, поэтому ее трудно определить на первых стадиях. Люди стараются скрыть свою уязвимость при помощи защитных приемов, таких как отрицание, избегание, изоляция от реальности, утверждение собственной значимости и самодостаточности, а также агрессия или бравада. Самым опасным считается именно отрицание, поскольку человек в этом случае не отдает себе отчета в присутствии проблемы.
Асоциальное поведение
Асоциальное поведение – устойчивое отклонение от общепринятых норм. Формы асоциального поведения у подростков – эмоциональные, поведенческие и психотические расстройства, нарушения пищевого поведения, склонность к самоповреждению и самоубийствам, употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение. Возможны бродяжничество, участие в азартных играх, сквернословие, ложь, истерические припадки. Источник: Т.Т. Бязрова Социальная норма и социальные отклонения в поведении несовершеннолетних // Актуальные вопросы современной науки, 2010
Виды асоциального поведения
- Неодобряемое – эпизодическое озорство и шалости.
- Порицаемое – вызывает систематическое осуждение со стороны взрослых.
- Девиантное – аморальные и безнравственные поступки.
- Аддиктивное – поступки, совершаемые под действием алкоголя и наркотиков.
- Делинквентное – предпреступное, административно-деликатное.
- Преступное – противоправное, нарушение предписаний законодательства.
Асоциальный индивид (человек): это кто такой, признаки – Подавлен
26.11.2019
Асоциальный человек – тип личности, равнодушный к нормам и правилам поведения в обществе. Он не испытывает привычных человеческих эмоций – жалости, сочувствия, стыда. Причина асоциальности может заключаться в медицинских, педагогических и социальных факторах.
Асоциальному человеку все равно на правила общества у него есть свои
Асоциальный человек что это значит?
Асоциальная личность – это человек, поступки которого не вписываются в стандарты поведения современного общества. Он может нарушать правовые и морально-этические нормы намеренно либо по незнанию, не понимая, почему его поведение неприемлемо. Другое название асоциальной личности – социопат.
Асоциальные люди равнодушны к установленным правилам и общественной морали, они не чувствуют стыда или сочувствия к окружающим. Полное отсутствие интереса к другим людям и извращённые понятия о моральных ценностях мешают им полноценно влиться в общество.
Важно!При отсутствии лечения и помощи девиантное поведение становится образом жизни, приводя к преступным деяниям, к заражению ВИЧ и ЗППП, а также к гибели
Причины появления у детей
Биологические. Префронтальная кора головного мозга, ответственная за когнитивный контроль, только начинает развиваться. Поэтому при принятии решений мозг задействует лимбическую систему, ответственную за сферу эмоций. Поступки подростка кажутся взрослым нелогичными. В действительности маленький человек еще просто не в состоянии контролировать эмоциональные перепады и потребность в сильных ощущениях. Источник: А.И. Папкин Девиантное поведение и психологические пути его профилактики // Вестник РУДН, Сер. «Психология и педагогика», 2007, №2, с.6-13
Социальные – влияние СМИ и гендерных норм, психологический климат в семье и роль в среде сверстников. Жестокие методы воспитания, сексуальное насилие, дискриминация и социальная изоляция, издевательства и социально-экономические проблемы повышают риски асоциального поведения. Группы риска – сироты, члены меньшинств, подростки, рано ставшие родителями или вступившие в брак, в том числе принудительно.
Педагогические – воспитательная стратегия родителей и педагогов (например, гипоопека или гиперопека).
Психологические – сидром дефицита внимания и гиперреактивности, неврологические и соматоформные расстройства, расстройства аутического спектра, умственная отсталость.
Как становятся социопатами?
Социопатическая личность развивается под влиянием негативных социокультурных условий. Насилие в семье, недостаток любви, внимания и воспитания, детские психологические травмы – всё это триггеры, способствующие развитию социопатического расстройства. Психология социопата формируется под влиянием окружающей среды, усугубляя природные недостатки.
Как ведёт себя социопат?
► Социопат – гений маскировки. 80% времени он ведёт себя ровно также, как и большинство окружающих. От других людей его отличает только патологическая лживость, эгоизм, способность совершать неординарные поступки. Чаще всего понимание того, что с этим человеком что-то не так, приходит только при тесном и длительном общении.
Может ли социопат любить?
► Любовь – это слишком глубокое чувство, которое подразумевает под собой формирование привязанности. Однако не стоит забывать о том, что физиологически социопаты такие же люди, а значит и у них вырабатываются нейромедиаторы – серотонин, дофамин и т. д. Соответственно, на вопрос, может ли социопат влюбиться, стоит ответить положительно. Однако его чувства – это больше стремление к удовлетворению сексуальных потребностей и желание добиться благосклонности выбранного им партнёра.
Есть ли у социопата чувства?
► Главное чувство социопата – это любовь к себе. Поэтому его легко задеть неуважением и критикой. Социопат может испытывать привязанность к тем, кто приносит ему выгоду. Так, если нормальные люди скорбят из-за смерти близких, социопат болезненно переживает потерю того комфорта, который ему обеспечивал умерший человек.
Опасен ли социопат?
► Уровень опасности социопата зависит от многих факторов: его воспитания, наличия контроля со стороны общества, наличия у него сопутствующих психических расстройств. В большинстве своём социопаты несут угрозу своему ближайшему окружению, так как откровенно нарушать закон им мешает опасность наказания.
Причины социопатии
Ряд других исследований также показал, что социопатами чаще всего становятся люди с определёнными генетическими отклонениями, которые не получили правильного воспитания или стали жертвами насилия. Из этого следует, что даже при наличии определённых генетических отклонений или недоразвитости префронтальной коры решающую роль играет окружение и воспитание.
Как избавиться от социопатии?
Существуют определённые методики психотерапии, которые помогают социопатам влиться в общество и понять мотивацию нормальных людей. Однако полноценного лечения диссоциального расстройства личности не существует. Более того – большинство социопатов не считает себя нездоровыми, а потому не пытаются лечиться.
Рекомендованная литература
Чтобы глубже изучить эту интересную тему, стоит почитать такие книги о социопатии:
- М. Томас, «Исповедь социопата. Жить, не глядя в глаза»;
- С. Петри «Токсичные люди: Самооборона без оружия»;
- Дж. Дуглас, М. Олшейкер «Погружение во мрак»;
- М. Стаут «Социопат по соседству»;
- М. Томас «Исповедь социопата»;
- Д. Маккензи, «Psychopath Free»;
- Р. Хаэр «Лишённые совести»;
- К. Тильман, «Социопаты».
Что значит асоциальный человек
Чтобы понять, кто такой асоциальный человек и не путать данное понятие с антисоциальными, мизантропичностью и прочими, необходимо разобрать психологические первопричины особенности данного типа характера, относящегося не к патологическим нарушениям, а к социопатическому спектру. Изначально это связано с нарушениями эмоционального спектра, таким людям не только тяжело активно и бурно демонстрировать свои эмоции, но даже выразить их словесно, некоторые состояния остаются закрытыми для описания, и только психотехники помогают разобраться с тем, что происходит внутри. Поскольку окружающие демонстрируют свои чувства ярче, говорят о них чаще, асоциальному типу становится неуютно и непонятно в их компании.
В ценностях и важности преобладают собственные взгляды и приоритеты, поэтому общественные правила и нормы будут игнорироваться. Например, если асоциальному человеку стало скучно, то он не будет выдерживать культурную паузу, дожидаться прощания, а просто уйдёт (спектакль, гости – не важно)
Улыбаться кому-то ради того, чтобы произвести приятное впечатление он также не будет, улыбка появится только при хорошем настроении, а вежливое общение только при условии наличия уважения к собеседнику.
Из-за сниженной чувствительности в эмоциональной области распространённой реакцией на любое вторжение или попытки навязать общественные нормы является агрессия. Она является единственным способом реагирования на любые раздражители, при этом, чтобы добиться своего желаемого от других людей асоциальная личность легко использует манипулирование, ложь, надевает любые роли. Получается, что асоциальное поведение человека не исключает адаптацию, а использует её только в тех ситуациях, когда это необходимо ему, иначе просто включается жестокое противостояние.
Высокий уровень импульсивности не даёт возможности асоциальному человеку найти адекватные пути удовлетворения своих желаний, зато потребность их реализации становится крайне обострённой и требует выполнения в секунду возникновения. Это приводит к тому, что люди осуществляют не очень хорошие поступки только чтобы получить желаемое быстрее, а объяснить им недостойность такого выбора тяжело, поскольку они не способны понять чувств других и их страданий или боли, отсутствует стыд и вина, как основные регуляторы социального поведения.
Исправлять недостойные поступки асоциальные люди также не спешат, поскольку даже при виде слёз, боли и огорчении других полностью уверены в своей правоте, а нежелательное поведение других рассматривают в качестве манипуляции и попыток оказывать давление. Свои негативные поступки они не анализируют и не используют как опыт, т.е. раз извинившись перед кем-то, они могут продолжать делать те же самые вещи.
Из таких личностных черт может сложиться много паттернов поведения, поэтому описать социопатичность или асоциальность как проявление чего-то одного в ограниченном наборе невозможно. Тут не будет инструкции с цитатами, а только понимание внутренней мотивации человека и его социальной отгороженности. Даже к своим партнёрам, которые могут быть центром вселенной и действительно любимыми, асоциальная личность не будет проявлять чувств, особенно чуткость. В это сложно верить тем, кто не находится с ними в близкой связи, потому что на поверхностных отношениях асоциальные личности очень харизматичны и вызывают интерес практически у всех.
Профилактика антисоциального поведения
Общество всё больше упирается в кризис устройства, для того, чтобы избежать краха системы и воцарения анархии необходимо быстро пересматривать требования и догмы, больше ориентироваться на личностные потребности и не действовать путём запретов, а наоборот исключением причин приводящих к недовольству.
Антисоциальное поведение, как один из ярких и ужасающих моментов разрушения можно обойти изменением законодательства и профилактикой. Профилактика антисоциального поведения относится к задачам системы образования, семьи, социальных служб, а также к проблематике личностного развития.
Сотрудничество школы и семьи на первый план должно ставить заботу о психологическом состоянии и общем развитии личности, а не об успеваемости – это вторичный момент, самостоятельно улучшающийся, если личность гармонична и зреет в комфортных условиях. Для улучшения необходимо пересмотреть окружающую среду, насколько много негативных примеров перед глазами человека – если на улице постоянно пьющие компании, сосед наркоман, девочки в восьмом классе подрабатывают проституцией, а в семье постоянные крики и побои, то, как бы ни старалась социальная служба и учителя, результата не будет.
Антисоциальное поведение формируется окружением, поэтому если вы замечаете негативное влияние района, общества, то имеет смысл даже сменить место проживания, пока вы и ваши близкие не приняли отсутствие всяких норм как норму.
Школа может не только заняться ликвидированием прогулов и углублением знаний (чем выше уровень развития человека, тем меньше у него тенденций к антисоциальному поведению), но также организовывать досуг. Хоть какое-то спланированное свободное время даёт толчок к развитию, а не поиску приключений и лёгких удовольствий. Пробуждающие уроки, заставляющие задуматься, могут включать встречи с известными людьми, рассказывающими о здоровом образе жизни, юристами, знакомящими с уголовным кодексом, возможны экскурсии в колонии и центры лечения ВИЧ для наглядной демонстрации и общения с теми, кто уже переступил черту и перестал ценить свою жизнь и общество.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!