Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда начинаются эти потребности


Способы удовлетворения современного человека

Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.

Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои. Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду

Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу

Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.

Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.

Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.

Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.

Социальные функции человека

Человек всегда действует не только во имя собственного благополучия и выгоды. В разных жизненных ситуациях он способствует удовлетворению потребностей других людей: пожарник тушит пожары и спасает погорельцев, врач лечит, парикмахер обслуживает клиентов, учителя и родители воспитывают детей и подготавливают их к достойной жизни в обществе.

Таким образом, каждый выполняет действия, необходимые другим людям, которые называются социальными функциями. Они осуществляются в рамках прав и обязанностей, налагаемых нормами закона и морали.

Понятие «социальная сущность функций человека» определяется теми ролями, которые человек играет в семье, в профессиональной, общественной деятельности. Так один и тот же человек, будучи отцом, осуществляет функцию воспитателя, а на работе он же выполняет функции руководителя или исполнителя.

Социальные роли могут быть долговременными (отец, работник, домохозяйка, гражданин) и недолгими и определяются его насущными потребностями. Часто человек вступает в краткую роль покупателя, пассажира, зрителя, наблюдателя, пациента и других.

Каждая из этих социальных функций имеет свои правила осуществления, знакомство с которыми и упражнения в их исполнении человек получает в процессе семейного и общественного воспитания и обучения.

Иерархия

Многообразие человеческой природы является причиной существования различных классификаций потребностей: по объекту и субъекту, сферам деятельности, временной устойчивости, значимости, функциональной роли и т. д. Наиболее широко известна иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу.

  • Первая ступень – это физиологические нужды (жажда, голод, сон, сексуальное влечение и т. д.).
  • Вторая ступень – безопасность (отсутствие страха за свое существование, уверенность).
  • Третья ступень – социальные потребности (общение, дружба, любовь, забота о других, принадлежность к социальной группе, совместная деятельность).
  • Четвертая ступень – нужда в уважении со стороны других и себя самого (успех, признание).
  • Пятая ступень – духовные потребности (самовыражение, раскрытие внутреннего потенциала, достижение гармонии, развитие личности).

Маслоу утверждает, что удовлетворение потребностей, находящихся на нижних ступенях иерархии ведет к усилению вышележащих

Человек, испытывающий жажду, концентрирует свое внимание на поиске источника воды, а необходимость общения отходит на задний план

Важно помнить, что потребности могут существовать одновременно, вопрос стоит лишь в приоритете

Значимость

Удовлетворение социальных потребностей из группы «для себя» является необходимым условием формирования полноценной личности.

Соответствие жизни человека его социальным ожиданиям гарантирует позитивную социализацию такого человека в обществе, исключает проявление у него каких-либо форм отклоняющегося поведения.

Человек, удовлетворенный уровнем своего развития, полученным образованием, карьерой, друзьями и семейной жизнью является полезным членом общества.

Каждая из его удовлетворенных потребностей приводит к появлению какого-либо общественно значимого результата: крепкая семья с детьми — полноценная ячейка общества, достижения в карьере — успешное выполнение трудовых функций и т.д.

Удовлетворение потребностей «для других» и «вместе с другими» — залог положительного функционирования общества.

Только позитивное взаимодействие людей между собой, их умение действовать вместе в общественных интересах, а не только поодиночке в личных целях поможет создать зрелое общество.

Проблема современного общества заключается именно в нежелании людей удовлетворять общие потребности. Каждый человек подходит к вопросу с эгоистической точки зрения — делает только то, что выгодно для него.

При этом отсутствие инициативы в совершении важных общественных действий приводит к беспорядку, нарушениям закона, безвластию.

В итоге нарушается целостность и благополучие общества, в котором живет человек, и это незамедлительно сказывается на качестве его собственной жизни.

То есть его эгоистические интересы в любом случае затрагиваются.

Примеры удовлетворения

Рассмотрим на примерах удовлетворение человеком возникающих социальных потребностей:

  1. В развитии. Группа — «для себя». Ребенок с ранних лет стремится познать окружающий его мир. Как только малыш приобретает первые навыки общения, он начинает интересоваться всем происходящим вокруг, задавая многочисленные вопросы окружающим его близким людям. Приобретя навыки чтения, ребенок начинает самостоятельно черпать информацию из книг. Получение знаний происходит постоянно: в процессе общения с родителями, прогулок на улице, занятий в детском саду, просмотра мультиков и т.д. Позднее ребенок получает знания в школе, институте и т.д. Впервые устроившись на работу, уже взрослый человек начинает постигать свою профессию, приобретать практические навыки в ней. В повседневной жизни, столкнувшись с интересующим вопросом, люди предпринимают усилия для получения необходимой информации.
    В этот момент ими двигает исключительно потребность в развитии, любознательность.
  2. В общественном порядке. Группа — «вместе с другими». Человек испытывает желание жить в благополучном обществе, в котором соблюдаются нормы морали, дисциплины, правопорядка. Его стремление к подобному укладу жизни выражается в соблюдении существующих норм закона, построении общения с людьми на принципах равенства и уважения, соблюдении элементарных правил поведения (социальные потребности демонстрируют нужду человека убирать за собой мусор, выгуливать собак в установленных местах, приходить на работу без опозданий, голосовать на выборах и т.д.).
  3. В альтруизме. В современном обществе данный вид потребностей развит мало. Альтруизм предполагает отказ от собственных желаний, стремлений в угоду интересов других людей. Далеко не все представители общества способны пожертвовать собой ради других. Как правило, альтруисты — это мягкие, спокойные люди, искренне заинтересованные в оказании помощи окружающим. Они могут удовлетворять свою потребность различными способами: организация приюта для бездомных животных, помощь престарелым людям, помощь умирающим пациентам в хосписах.
    Все их действия осуществляются на безвозмездной основе.

Можно ли управлять своими потребностями

Потребности необходимо удовлетворять, но они не должны управлять волей человека. Кроме того, не все потребности бывают полезны, разумны, действительно необходимы. Существуют так называемые мнимые потребности, в которых человек не нуждается, но не подозревает об этом.

Пример. Алине захотелось покрасить волосы в зеленый цвет. Родители долго не соглашались на такой эксперимент. Тогда девочка самостоятельно купила краску и окрасила волосы тайком от родных. Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называть ее русалкой, болотным чудищем. Алина ожидала обратной реакции, ей казалось, что зеленый цвет модный, что она станет популярна благодаря такому изменению имиджа.

В лучшем случае мнимые потребности не приносят пользы, в худшем наносят вред здоровью, жизни, благополучию.

Это интересно! По статистике количество больных алкоголизмом в мире увеличивается с каждым годом. Ученые подсчитали, что к 2050 году каждый двадцатый человек на планете будет алкоголиком. Пагубное пристрастие наносит непоправимый вред здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязанной им потребности.

Чтобы научиться управлять своими потребностями нужно:

  1. Иметь в жизни цель. Целеустремленный человек не будет отвлекаться на глупости, предпочтет полезные вещи вредным;
  2. Обогащать внутренний мир. Человек с множеством интересов, развитыми способностями, талантами уделяет меньше внимания удовлетворению материальных потребностей;
  3. Проявлять волю. Во время соблазна злоупотребления чем-либо, думать о последствиях.


(Источник)
Таким образом, человек станет хозяином своих чувств, потребностей, он будет ими управлять, осознанно принимать решения.

Потребности любви и принадлежности

Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность любви тесно связана со стремлением индивида избежать одиночества и быть принятым в человеческое общество. Когда удовлетворены нужды на предыдущих двух уровнях, мотивы подобного рода занимают доминантную позицию.

В нашем поведении почти все определяется потребностью любви

Для любого человека важно быть включенным в отношения, будь то семья, рабочий коллектив или нечто иное. Малышу необходима любовь, причем ничуть не меньше, чем удовлетворение физических нужд и потребности в безопасности

Необходимость любви особенно ярко проявляется в подростковый период развития человека. В это время именно мотивы, вырастающие из этой потребности, становятся ведущими.

Психологи нередко говорят, что в подростковом возрасте проявляются типичные черты поведения. Например, основной вид деятельности подростка – общение со сверстниками. Также характерны поиски авторитетного взрослого человека – учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся быть не такими, как все – выделяться из общей толпы. Отсюда появляется желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.

Пирамида Маслоу

Всемирно известный психолог Маслоу выделил собственную классификацию потребностей. Она изображается пирамидой, где базовые нужды располагаются в самом низу, а достигаемые на самом верху.

Маслоу считал, что, не реализовав нижние ступени, перейти к более высшим невозможно.

Структура уровней пирамиды Маслоу:

  1. Физиология – биологическая нужда в пропитании, отдыхе, безопасности, воде, продолжении рода.
  2. Чувствовать себя защищенно.
  3. Реализоваться в социуме.
  4. Получить признание.
  5. Стремиться к знаниям.
  6. Иметь эстетические потребности.
  7. Самоактуализация и самовыражение.

Изучив пирамиду Маслоу можно понять, чтобы удовлетворились духовные потребности, требуется пройти все перечисленные этапы. Имеется важный момент, современные специалисты не признают теорию Маслоу, из-за низкой валидности иерархии ценностей.

Материальные потребности

Большую роль в человеческой жизни играют материальные потребности. В эту группу входят все нужды, необходимые для комфортного материального существования:

  • жилище;
  • одежда;
  • бытовая техника;
  • мебель;
  • средства передвижения (личный или общественный транспорт);
  • электронные приборы;
  • еда.


(Источник)
У каждого свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и особенностей личности.

Пример. Насте достаточно двух пар сапог на зиму, для нее главное, чтобы обувь была удобной. Мария переживает, что родители отказали купить ей новые сапожки, из-за того, что у нее много обуви, и новая пара не поместится в шкафу.

На удовлетворении материальных потребностей построена вся экономика. Фабрики и заводы производят продукции даже больше, чем способен приобрести человек. Поэтому, желая искусственно увеличить потребности, производители используют хитрость — рекламу товаров. Видя красивую картинку на экране, человек, сам того не желая, начинает думать об этом товаре, считать его ценным.

Материальные потребности развиваются с совершенствованием технологий, так еще 100 лет назад люди могли только мечтать о проводном телефоне, сегодня у каждого есть свой мобильный.


(Источник)

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний
    . Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование)
    . Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье
    . Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик. Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем

Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей. Альтруистические устремления

Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Понятие потребности

Нужда в каких-либо благах, требующая в человеческом сознании удовлетворения, называется потребностью. Понятием пользуются не только для человека. Потребность есть у любого живого существа, растения. Потребность – форма связи с внешним миром и окружением. Потребности человека необходимы для развития одного конкретного индивида, целой социальной группы.

Понятие претерпевает изменения в ходе эволюции общества. То, о чем мечтали люди в древние века, не схоже с желаниями современников. В то же время на одной социальной ступени люди могут мечтать о разном. Потребности напрямую зависят от различных факторов:

  • условия жизни;
  • уровень образованности;
  • культурное развитие;
  • достаток;
  • профессия.

Состояние, в котором человек испытывает потребности, но не может их удовлетворить, вызывает ощущение дискомфорта. Неудовлетворенность приводит к напряжениям в обществе, активности населения.

Удовлетворение возникших потребностей возвращает человека в равновесие, нормальное мироощущение.

Виды социальных потребностей

Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.

Разделяют три категории социальных потребностей:

  1. «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
  2. «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
  3. «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.

Далее рассмотрим подробное описание каждого из потребностей:

  • Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
  • Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
  • Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
  • К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
  • Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со смыслом жизни и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, мотивация для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.

Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.

Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.

Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.

Духовные потребности

Как мы отмечали выше, каждая потребность характеризуется направленностью на какую-либо тему и мотивирует человека на овладение этой темой.

Биологическая потребность побуждает человека овладеть универсальными ресурсами жизни, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека овладеть формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность.

Духовность и сознание — это одно и то же. Но не всякое сознание является духовным. Например, рабочий, выполняющий работу на заводской линии, делает это со знанием дела. Но эти действия носят технологический, а не духовный характер. Чтобы объяснить феномен духовности, необходимо использовать термин трансцендентность. Сложное значение этого термина широко прослеживается в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность только в связи с духовностью.

Трансцендентность означает выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансценденция означает выход за пределы своего эмпирического бытия, выход за пределы самого себя, стремление стать выше, достичь нового уровня свободы.

Итак, духовность — это стремление к преодолению в своем сознании, достижению высоких целей, следованию личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность также выражается в стремлении к прекрасному, созерцании природы, классических произведений литературы и искусства. Культура — это субстанция духовности, это квинтэссенция духовного опыта человечества.

Духовность — это самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни одолжить у кого-либо, оно может быть сформировано только собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на настоящую бескорыстную дружбу, на прочную любовь, которая связывает мужчину и женщину узами брака.

Более полное определение духовности можно получить, сравнив ее с антиподом — бездуховностью. Бездуховность — это сознание, не выходящее за рамки утилитарной пользы, не поднимающееся над суетой повседневной жизни, над удовлетворением биологических потребностей и вещей.

Такое сознание имеет людей без высоких жизненных идеалов, сосредоточенных на бессмысленном накоплении вещей и денег, черствых к заботам ближних, любителей сиюминутного счастья, «растратчиков жизни».

Бездуховность — одна из главных причин потери человечности в человеке; алкоголизм, наркомания, циничная проституция, аморализм — все те пороки, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек — это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Из приведенного анализа феномена духовности следует, что качество духовности не ограничивается сферой сознания, оно может быть реализовано в индивидуальной жизни только тогда, когда у человека развиты волевые качества, его способность направлять свою жизненную энергию в определенное русло, а бездумный человек — это прежде всего безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не имеют отношения к духовности, при определенных обстоятельствах они могут служить силам зла, разрушению духовных ценностей. Об этом свидетельствуют многие события в истории России, особенно в Чечне.

Духовность, таким образом, не просто носитель функций сознания, а функция активной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится вырваться из ограничений материи и выражает себя в духе. Дух разрушает физиологические разделения, национальные различия, групповые различия своим стремлением к единству, к интеграции разнообразия в единую целостность.

Духовные потребности — это желание обрести и обогатить свою духовность. Бесконечно разнообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Плывя по жизни в одной лодке…

Даже самый одинокий и нелюдимый человек рано или поздно обнаруживает, что у него есть необходимость обратиться за чем-то к другим людям. То есть, удовлетворение его потребностей прямо или косвенно зависит от их действий (или бездействия) и отношения к нему.

Жизнь человека можно сравнить с долгим путешествием по морю в одной лодке с другими ее пассажирами. Несогласованность действий и пренебрежение к потребностям соседей может обернуться катастрофой.

Каждый член социума невольно или преднамеренно может улучшить или значительно ухудшить материальное, физическое, психологическое, социальное положение другого человека. Осознание этого накладывает обязанность отказа от деструктивных желаний и действий, которые могут привнести беду, горе в жизнь другого человека или общества. Социальная сущность личности в том и состоит, что, осознавая нерушимость собственных прав и свобод, она неукоснительно исполняет обязанности по отношению к другим членам социума и живет по правилу «мои права заканчиваются там, где начинаются твои».

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Примеры:

  • Г. Мюррей
    — достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон
    — новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм
    — значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные
    .
  • В зависимости от сферы приложения — коммуникативные
    (общение с другими людьми),
    когнитивные
    (потребность в получении новых знаний),
    потребности в труде
    и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные
    .
  • Коррелируя к их происхождению — эндогенные
    (обусловленные внутренними факторами) и
    экзогенные
    (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Требования, основанные на стоимости

Основой для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии человека.

В соответствии с этими критериями можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и деструктивные.

Рассмотрите разумные и неразумные потребности.

Разумные потребности — это такие потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию организма человека, росту престижа личности в обществе, его гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

  1. чувство меры в удовлетворении потребностей, которое не приводит к деградации личности.
  2. гармоничное сочетание различных потребностей. Также духовная потребность не может быть признана разумной, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.
  3. соответствие потребностей возможностям человека и наличие средств для их реализации.
  4. управляемость потребностей. Соответствующие потребности можно определить как те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребностей — благородная и почетная задача системы государственного управления, образования, всего уклада общественной жизни.

Иррациональные потребности — это такая группа потребностей, которые вызывают блокировку в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их бездействия приводят к деградации человеческого общества и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон иррациональных потребностей чрезвычайно широк: от курения до наркотиков.

Перверсивными (пагубными) мы называем иррациональные потребности, удовлетворение которых ведет не только к разрушению и циничному игнорированию моральных и правовых норм человеческого общества, но и в своих крайних проявлениях способствует деградации человеческой природы и мертвому состоянию развития вида «человек».

Это чрезмерная потребность в алкоголе, наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества — не столько отсутствие материальных благ, сколько насыщенность материальными благами и бездуховность человека, отсутствие идеалов, за которые люди должны бороться.

Рассмотрим самый опасный «треугольник» всех человеческих пороков: гомосексуализм, наркомания и СПИД. Каково значение этого треугольника? СПИД по праву считается чумой XX века. По общему признанию экспертов в области медицины, наиболее распространенной причиной СПИДа является гомосексуализм и наркомания. Они являются самыми опасными носителями вируса СПИДа при половых контактах и кровосмешении.

Первый шаг к радикальному искоренению наркомании и СПИДа — признание этих болезней социальными и смещение акцента в поисках лечения с биологической сферы на социальную и внутренний духовно-психологический мир человека.

Эффективность этих мер может быть положительной только на ранних стадиях заболевания. Одной из таких мер является сублимация — замена порочных потребностей разумными или менее порочными потребностями. Термин «сублимация» был создан 3. Фрейдом для нейтрализации чрезмерного давления сексуальных потребностей и возникающих в результате этого психических расстройств. Для этого необходимо сформировать волю — способность противостоять соблазнительным потребностям; необходимо управлять своими потребностями.

Наконец, последняя из групп ценностных потребностей — это истинные и ложные потребности.

Хотя определение вышеуказанной группы потребностей трудно назвать абсолютно верным, тем не менее, они играют определенную роль в ориентировании человека в сложных хитросплетениях вкусов, потребностей, настроений. В практической жизни не существует стабильной субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и обстоятельств жизни на первое место выходят биологические, материальные или духовные потребности.

Бытийная любовь

Это чувство основывается на признании безусловной ценности любимого человека, но не за какие-либо качества или особые заслуги, а просто за то, что он есть. Разумеется, что бытийная любовь тоже призвана удовлетворять человеческие потребности в принятии, однако ее разительное отличие состоит в том, что в ней нет элемента собственничества. Стремления отнять у ближнего то, в чем нуждаешься сам, также не наблюдается.

Тот человек, который способен испытать бытийную любовь, не стремится переделать партнера или как-то изменить его, но поощряет в нем все лучшие качества и поддерживает стремление духовно расти и развиваться.

Сам Маслоу описывал этот вид любви как здоровые отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, уважении и восхищении.

Социальная

Будучи существом биологическим, человек в то же время — существо социальное. Это важная особенность, которая резко выделяет его из ряда животных. Социальная сущность выражается в следующем:

  • человек умеет управлять своими чувствами, эмоциями, инстинктами;
  • труд — его внутренняя и физическая потребность;
  • он способен видоизменять свою среду обитания, делать ее безопасной, комфортной, эстетичной;
  • он обладает, кроме физиологических, духовными потребностями.

Человек, рождаясь природным существом, испытывает такое не характерное для животного мира воздействие, как воспитание.

Именно оно постепенно и вводит его в мир человеческих отношений, то есть, — в социум. Общество заинтересовано в том, чтобы его гражданин хорошо понимал сущность социальных функций и неукоснительно выполнял их. К тому же он должен обладать определенными человеческими качествами, отличающими его от животного, например: трудолюбием, добротой, честностью, патриотизмом, ответственностью и прочим.

Следует сказать, что потребность в социализации обоюдная. Как общество нуждается в адаптации человека к его требованиям и правилам, так и человек нуждается в защите и помощи со стороны социума.

Понятие

Социальные потребности человека указывают на то, что индивид не может жить один. Он жаждет любви, дружбы, других положительных чувств, которые появляются при общении двух и более лиц.

Нереализованные социальные потребности не приводят к смерти, но могут серьезно снизить качество жизни. Поэтому необходимо задумываться над тем, как их реализовать.

Под термином «социальные потребности» психологи понимают такой вид нужды, который удовлетворяется не только общением

Индивиду важно получать оценку своей деятельности, обратную связь от других людей

Происходит этому, потому что человек – это не только единица биологического вида. Его психика представлена сложным и многокомпонентным механизмом, который отличается от животного.

Индивид хочет делать нечто значимое для коллектива, что даст ему признание и похвалу. Если он однажды получил это, то стремится повторить опыт. Именно нужда в положительных эмоциях служит толчком для осуществления полезной деятельности.

Психологи считают, что именно социальные потребности могут способствовать развитию личностной сферы индивида. В нее входят поступки человека, его мотивация, особенности восприятия информации и т.п.

Психологи уверены, что именно социальные потребности вынуждают индивида активно действовать. Ради получения признания он трудится, участвует в общественной жизни.

Для полноценного существования человеку нужно удовлетворить две группы потребностей. Первая – это нужда в еде, питье, отдыхе и т.п. Вторая – потребность в общении и признании.

Некоторые примеры

Мотивация человека — что это такое
Для того чтобы лучше понимать, что такое социальные потребности, нужно разбирать их на примерах. В обществознании эта тема изучается подробно, так как она пригодится в жизни.

В развитии

По сути, все изобретения человека появились для удовлетворения определенной нужды: это одежда, инструменты, посуда и многое другое. Кто-то стремился сделать открытие в науке для того, чтобы стать знаменитым.

В общественном порядке

Пример – любой политик, который заинтересован в получении общественного признания. Еще один пример – волонтер, организатор мероприятий и другой активный человек. Особенность такого вида деятельности будет в том, что она направлена не на получение материальной выгоды, а на оказание помощи людям.

Предпринимательская деятельность тоже может быть полезной обществу. Простой пример – владелец магазина отдает какое-то количество товара на благотворительность.

В альтруизме

Подсознательно все люди стремятся делать то, что им выгодно, и защищают себя. Отказаться от этого сложно, но можно. Бескорыстная помощь, самопожертвование – это примеры реализации социальных потребностей. Человек в них не ищет какой-либо выгоды для себя, он поступает так из-за желания получить общественное признание.

При альтруизме индивид приносит в жертву свои интересы

Социальные потребности очень важны для полноценной жизни. При их отсутствии никто не умирает, но и наслаждаться происходящим не удастся.

Многообразие потребностей

Человек — существо биосоциальное, поэтому все потребности человека можно условно разделить на два вида: биологические и социальные. Биологическими (естественными) называют простые нужды, без которых невозможно выжить в этом мире: спать, пить, дышать, есть. Они составляют основу человеческой жизни, роднят индивида с животным царством.


(Источник)

Такие потребности необходимо удовлетворять, но им не нужно потакать. Чрезмерное удовлетворение естественных потребностей может испортить жизнь любой личности.

Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в день, из-за этого он постоянно опаздывает на уроки. Маша очень любит пирожные, шоколадки и другие виды сладостей. Она не может себя контролировать и съедает сразу всю коробку конфет, если найдет ее дома. Из-за этого у Маши проблемы со здоровьем, частый ацетон.

Естественные потребности появляются у человека с рождения, а социальные приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей говорит о развитии индивида как личности. Так как социальные потребности более сложные, они формируются по мере взросления ребенка.

Примеры социальных потребностей:

  • Общение;
  • Уважение;
  • Дружба;
  • Признание заслуг;
  • Взаимопонимание;
  • Сотрудничество;
  • Одобрение;
  • Любовь;
  • Установление справедливости.

Кроме того можно выделить и другие виды потребностей:

  1. Эстетические – это желание видеть гармонию, красоту, потребность в уходе за своей внешностью, физической формой;
  2. Личностные — саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Эти потребности проявляются в процессе взросления, становления ребенка как самостоятельной личности;
  3. Эмоциональные – человеку необходимо самому выражать эмоции и получать их от окружающих (радость, печаль, гнев, удивление и прочие);
  4. Интеллектуальные –от рождения ребенку свойственно познавать окружающий мир, потребность в познании, развитии мышления сохраняется на протяжении всей жизни;
  5. Творческие – это поиск самовыражения через музыку, художественное искусство, поэзию, танцы;
  6. Потребность в труде – человек занимается трудовой деятельностью не только ради материального вознаграждения, он получает от нее удовольствие, удовлетворение. Личность стремится, чтобы плоды ее труда высоко оценило общество, коллеги, родные.


(Источник)

Все потребности, без которых человек не сможет прожить, называют первичными (они необходимы в первую очередь), остальные считаются вторичными (о них задумываются после удовлетворения первых). К первичным потребностям относят: сон, еду, безопасность, жилище, чистую питьевую воду. Вторичные потребности: смартфон, фирменная сумка, путешествие в экзотические страны, получение высшего образования.

Пример. Петя забыл позавтракать дома и взять в школу деньги на обед. К 12 часам дня у него разыгрался аппетит. В это время все писали контрольную работу по математике, он очень хотел получить 5, но не мог думать ни о чем, кроме вкусной еды. Спустя 10 минут, его сосед по парте Андрей понял в чем дело, он аккуратно передал Пете булочку, чтобы их не заметила учительница. Петя попросил выйти из класса и съел в коридоре булку. После этого дела пошли лучше, и он успешно выполнил все задания.

На момент рождения у человека появляются только преимущественно материальные потребности. Но по мере взросления, становления личности, доля материальных потребностей уменьшается, в пользу увеличения духовных. Этот процесс называется возвышением потребностей.

Иерархия интересов

Простыми словами иерархия интересов — это пирамида, в основании которой второстепенные интересы, на верхушке — главные.

Из этой схемы можно увидеть интересы двенадцатилетнего Пети Иванова. Петя хорошист, он интересуется учебой, но уроки для него не самое главное. Больше времени он проводит на улице, играя с дворовыми ребятами в футбол. Но самое любимое времяпровождение Пети — смотреть и помогать отцу ремонтировать мелкую бытовую технику, движки, спаивать паяльником провода на различных деталях. Скорее всего, в будущем Петя станет инженером, автомехаником, будет ремонтировать специальное оборудование.

Большое количество интересов говорит о всестороннем развитии личности. Но среди всех есть главное увлечение, преобладающее над всеми. Такому интересу нужно уделять больше времени, внимания. Скорее всего, он будет связан с выбором профессии в будущем.

Обложка урока взята с источника.

Базовые социогенные потребности

Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:

  1. Труд. Полноценный член общества испытывает потребность в профессиональной реализации, которая позволяет ему получить уважение других членов общества, принятие и признание, развивать собственные навыки и получать материальную выгоду. Реализация потребности в труде позволяет удовлетворить одновременно несколько социальных нужд — в общении, в признании, в получении материальной выгоды, в приближении к власти и т.д.
  2. Развитие. Полноценный человек всегда стремится получить знания. Приобретать новые знания человек можно в течение всей своей жизни, удовлетворяя желание учиться и постигать новое.
  3. Общение. Ни один человек не может существовать без общества, без общения.
    Вынужденная изоляция непременно приводит к деградации личности, потере социальных навыков.

    Посредством общения человек делится своими мыслями, приобретает новый опыт, получает поддержку и т.д.

Основные виды

Социальные нормы — что такое, как они образуются

В психологии выделяют несколько вариантов классификаций. Каждая группа основывается на одном признаке, но даже такое разделение не дает полного ответа на вопрос, что такое социальные потребности.


Часть специалистов считает, что это стремление человека быть значимым для определенной группы людей

Психологи выделяют классификацию по направленности воздействия:

  1. На себя – индивид хочет самоутверждаться, получать признание от власти и других людей.
  2. На других – человек способен отказаться от чего-то личного в пользу других. Ему хочется защищать слабых и получать общение.
  3. Вместе с другими – индивид испытывает стремление объединиться с какой-то большой группой, которая поможет осуществить глобальные идеи, например, революцию.

Эрих Фромм предложил свой список социальных потребностей. Психолог предложил следующую классификацию:

  1. Связи – стремление человека быть частью группы.
  2. Привязанности – желание индивида любить и делиться любовью.
  3. Самоутверждение – потребность быть значимым.
  4. Самосознание – нужда в самоопределении, индивидуальности.
  5. Ориентир – человек хочет иметь ориентир (личность, которая будет служить примером).

Психолог Макклелланд предложил свою классификацию. В ее основе лежат типология личности и мотивация. В первую группу он включил людей, которые стремились господствовать. Во вторую – тех, кто хочет быть успешным. В третью – попали личности с тягой к причастности (им нужно избегать конфликтов и со всеми дружить).

Базовые потребности

Когда человек живет в обществе, то он испытывает определенные потребности. Первая – это необходимость трудиться.

Важно! С ее помощью индивид чувствует стремление к профессиональной самореализации, которая дает признание общества.

Вторая – развитие. В основе человека лежит желание получать знания. Он обучается в течение всей жизни. Третья группа – это общение. Индивид не сможет полноценно существовать без контакта с другими личностями. Изоляция от социума неизменно приводит к деградации.

Пирамида Маслоу

Психолог Маслоу создал свою классификацию потребностей. Он изобразил ее в виде пирамиды, где базовые нужды находятся внизу, а более сложно достижимые – на вершине.


Далеко не каждый человек сможет дойти до конца

Специалист утверждал, что без реализации одной ступени невозможен переход на другую. Уровни:

  • Первый уровень – это физиология. К ней относится потребность в еде, воде, отдыхе, сексе;
  • Второй – чувство защищенности;
  • Третий – реализация в обществе;
  • Четвертый – получение признания;
  • Пятый – стремление к знаниям;
  • Шестой – эстетические потребности;
  • Седьмой – самоактуализация и самовыражение.

Через пирамиду Маслоу можно наглядно увидеть, что для реализации духовных стремлений нужно пройти предыдущие этапы. Современная психология не до конца признает теорию Маслоу, так как иерархия ценностей имеет низкую валидность.

В чем ее суть

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное — физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное — социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.

Классификация по признакам

Среди социальных потребностей выделяют три категории:

  1. Для себя. Это потребность в самореализации, нахождении своего места в социуме, а также нужда обладать властью.
  2. Для других. Потребность в общении, защите слабых, альтруизме. Реализация ее происходит за счет преодоления эгоистичной категории «для себя».
  3. Вместе с другими. Эта группа потребностей характеризуется объединением людей в общности для совместного решения проблем. Это потребность в безопасности, свободе, усмирении бунтаря, смене действующего режима, в мирной обстановке.

Развитие индивида без удовлетворения нужд невозможно. Поговорим о них подробнее. Итак, что же относится к социальным потребностям личности?

Социальные потребности

Согласно определению, это необходимость чего-то, нужда в том, что позволит удовлетворит возникшие желания, запросы. Социальная сущность потребностей человека проявляется в том, что не свойственно животным и объясняется его принадлежностью к человеческому роду:

  1. Он нуждается в общении и признании достоинств его личности другими членами общества, в самоуважении, в достижении определенного положения в обществе, во власти.
  2. Он хочет быть полезным для других, оказывать помощь слабым и больным, любить и быть любимым, хорошим другом.
  3. Он готов отстаивать свободу, мир и справедливость.

Конечно, эти и другие личностные потребности выражены достаточно ярко не у всех людей. Человек может обладать разными негативными качествами: быть эгоистичным, с гипертрофированной самооценкой, в критических ситуациях — трусом, предателем. Его личностные качества и социальные потребности — результат семейного и общественного воспитания, образования, культурного развития.

Виды

Какие бывают социальные потребности? Существует большое количество социальных нужд человека, которые условно можно разделить на три основные группы:

  1. Для себя. Это потребности, удовлетворение которых позволяет человеку достигать желаемого уровня развития, положения в обществе. Сюда можно отнести стремление к саморазвитию, лидерству, карьерному росту, власти, признанию.
  2. Для других. Этот вид потребностей отличается от предыдущего тем, что содержит в себе никаких признаков эгоистических стремлений. Человек желает совершать поступки, направленные на удовлетворение интересов других людей. Это потребности во взаимовыручке, помощи, альтруизме.
  3. Вместе с другими. Подобные нужды объединяют людей, как равных членов общества.
    Человек, испытывая данные потребности, чувствует поддержку со стороны других людей с аналогичными желаниями.

    Сюда можно отнести стремление к общению, миру, порядку, дисциплине и т.д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]