Завершить гештальт как. Цикл завершения гештальта.


Гештальт – это неразрешенная проблема из прошлого. Слово «гештальт» с немецкого языка переводится как «образ». Так называют непроработанную психотравму. Из-за нее в настоящем образуется навязчивый комплекс образов и неотреагированных эмоций, который не дает покоя. Закрыть гештальт в отношениях – это значит расставить все точки над i.

Говоря простым языком, гештальт – это какая-то незавершенная ситуация из прошлого, которая мешает в настоящем. Причем сам гештальт может быть в отношениях с родителями, а отражается это на любовных отношениях. Именно первая проблема (детские травмы) чаще встречается среди запросов в кабинете психолога. Однако и незавершенный опыт в личных отношениях нередко беспокоит людей. Итак, как же закрыть гештальт в прошлых отношениях с мужчиной или женщиной? И можно ли это сделать самостоятельно?

Что означает закрыть гештальт в отношениях

Закрыть гештальт – это значит вернуться в прошлое, прожить травмирующую ситуацию и завершить ее. Только после того, как человек получит ответы на все беспокоящие вопросы и выразит все, что накопилось, он сможет отпустить прошлое и счастливо жить в настоящем.

Пример. Без объяснения причины мужчина бросил девушку. Перестал отвечать на звонки, игнорировал сообщения, избегал встреч и не шел на контакт, если девушка приходила к нему на работу. Спустя время она отступила, но главный вопрос так и остался без ответа: «Почему наши отношения закончились?». С тех пор девушка не может начать новые отношения, потому что боится, что они закончатся так же неожиданно. А еще она постоянно ищет причину в себе и уже накидала небольшой список того, что в ней не так. Но ведь она все равно не может быть уверена, что дело именно в этом. В общем, сплошные сомнения и возврат в прошлое. Незакрытый гештальт как он есть. В данном случае закрыть гештальт – значит понять, почему отношения закончились.

Зачем завершать гештальт?

Гештальт — это завершенный образ, законченная картина или завершенное действие.

Если беспорядок на столе говорит о беспорядке в мышлении, то о чем тогда говорит чистый и аккуратный стол? Лоренс Дж. Питер, американский педагог и писатель.

Цикл гештальта включает в себя 6 этапов: Решить, Спланировать, Начать, Продолжить, Закончить и Завершить.

Цикл завершения необходим, чтобы в чем угодно добиться успеха, получить желаемый результат, завершить начатое дело.

Случалось ли Вам в жизни оставлять незавершенными какие-то свои проекты или терпеть неудачу при попытке с кем-то расстаться?

[yandex_direct]

Признаки

Вам кажется, что вы ходите по кругу, наступаете на одни и те же грабли – это главные признаки открытого гештальта. Суть феномена в том, что при незавершенном гештальте подсознательно человек сам снова и снова создает условия, подобные тем, что были у проблемной ситуации из прошлого. А также он сам находит людей, которые помогут ему проиграть ситуацию. Он снова и снова воспроизводит травмирующую историю, желая разобраться в ней, но заканчивается все одинаково: история обрывается примерно там же, где и прошлый раз.

А вот по каким еще признакам вы можете заподозрить открытый гештальт в своих отношениях с мужчиной/женщиной:

  1. Чувство обиды. Причем оно может проявляться так: «Не буду я ему сама звонить», «Да пошла она, еще отношения с ней выяснять, время на нее тратить», «Сфоткай меня так, чтобы он понял, кого потерял», «Видела его новую девушку, ну и страшила», «Это ее новый парень? М-да». То есть обида всегда тесно связана со злостью, невыраженными претензиями, агрессией. Иногда под раздачу попадают ни в чем не повинные люди.
  2. Подсознательное сравнение нынешнего партнера с предыдущим. Вы и сами можете не всегда замечать это, но если проскальзывают фразы типа: «А вот он всегда знал, как меня успокоить», «А она вкуснее готовила и обнимала нежнее», значит, прошлое еще не оставлено. И даже если сравнение идет в негативном ключе, значит, вы еще не отпустили бывшего партнера. Например: «Вот ты всегда меня понимаешь, а бывший ни намеков, ни прямых просьб не понимал».
  3. Слишком частое упоминание о бывшем/бывшей. Не важно, где и в каком контексте. Если снова и снова возвращаетесь к этому, значит, рана еще не стала шрамом. В эту же группу признаков можно отнести такое поведение, при котором человек продолжает через третьи руки или социальные сети интересоваться жизнью бывшего партнера.

Интересно! Многие люди считают, что если какой-то человек часто снится, то это говорит о незакрытом гештальте. На самом деле это необязательно так, наоборот, такие действия мозга могут быть попыткой прожить травму, отреагировать на ее хотя бы во сне. Наше подсознание часто именно так борется с травмами.

Незакрытый гештальт — пример

Давайте рассмотрим незакрытый гештальт на примере с родителями. В детстве каждый ребенок понимает, что его благополучие полностью зависит от послушания родителям. Если он в чем-то провинится, то не получит сладости или лишится возможности поиграть в компьютерную игру. Получается, что условием выживания для ребенка становится зависимость от «милости» родителей. Что бы мы не думали по этому поводу, но обстоятельства складывались именно так.

Как часто мы обижались на родителей, как часто проглатывали обиду и молчали? Но эти все невысказанные и подавленные слова никуда не делись: они продолжают существовать в нашем подсознании и корректируют наши поступки, хотя мы уже и сами родителями стали. Но почему мы не можем сбросить этот груз с души и освободиться от тяжелых воспоминаний и чувств? Потому что с детства была усвоена аксиома: прямо высказывать свои мысли и чувства опасно.

Что самое удивительное, но неправильные отношения с родителями портят жизнь уже во взрослом возрасте. В детстве нам недодали любви и внимания, критиковали (родители) и наказывали. А мы (дети) ждали, что нас оценят и полюбят такими, какие мы есть. И вот это ожидание мы перекладываем и на других людей: мы ждем, что нас оценят и полюбят. Когда этого не происходит, мы мстим людям за их «оплошность» по отношению к нам. Вот такой порочный круг.

Но как избавиться от этого груза прямо сейчас? Для этого нужно перепрожить свое прошлое, осмыслить болезненные ситуации и поставить точку. Это внутренняя работа с самим собой при помощи психотерапевта или психолога. В дальнейшем с этой внутренней работой можно будет справиться самостоятельно, шаг за шагом освобождаясь от травмирующих ситуаций из прошлого или настоящего.

Как завершить гештальт в отношениях самостоятельно

Итак, как самостоятельно закрыть гештальт в отношениях с мужчиной или женщиной при расставании? Можно использовать одни и те же техники. Подсознательно многие люди сами обращаются к этому. Однако давайте рассмотрим, что встречается чаще в том или ином случае.

С мужчиной

Многие женщины действуют по принципу «клин клином», а точнее «мужчину мужчиной». Они ищут того, кто затмит предыдущего, заставит забыть и о прошлом партнере, и вообще обо всем на свете. Происходит перестройка гештальта. Значимой фигурой становится другой молодой человек. Правда, есть у этого метода и минусы. Во-первых, вы снова попадете в ловушку сравнения. Во-вторых, подсознательно вы можете сами помешать выстраиванию новых отношений. Из-за этого психологи редко советуют использовать этот метод, но кое-где вы можете встретить такие рекомендации, и кому-то это помогает.

С женщиной

Если женщины чаще «вышибают» мужчину мужчиной, то представители сильного пола выбирают в качестве альтернативы работу или какое-то увлечение. Они пытаются сделать смыслом жизни, значимой фигурой друзей, хобби, труд. Но и тут есть свои опасности: риск подавить эмоции, а не избавиться о них, чем усугубить свое состояние и вероятность стать трудоголиком. Последнее в запущенных случаях трансформируется в форму зависимости и средство ухода от реальности. Но опять же, кому-то этот способ помогает.
Важно! Закрывая гештальт в отношениях с мужчиной или женщиной при помощи описанных методов, не забывайте сознательно работать с проявлениями травмы. Например, учитесь ловить себя на мысли, когда снова захочется зайти к бывшему партнеру на страничку в социальной сети, и отвлекайте свое внимание на что-то другое, всеми силами запрещайте себе это делать.

Что такое гештальт

Гештальт — это целое Gestalt / Merriam‑Webster , которое состоит из многих компонентов, но при этом представляет собой нечто большее, чем сумма частей. Упрощённо говоря, автомобиль — это гештальт, а гора запчастей — нет. Сам термин gestalt с немецкого можно перевести как «фигура», но в этом контексте правильнее обозначить его как «целостность».
В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!

В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!

Понятие лежит в основе гештальтпсихологии. Его популяризировали Gestalt psychology / Britannica немецкие психологи Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка в начале прошлого века. Они пытались понять, как мозгу удаётся адекватно воспринимать множество хаотичных данных. Например, почему мелодию в другой тональности мы определяем как ту же самую, а не как набор звуков или другой мотив.

Один из первых опытов гештальтпсихологов показывал, что две вспышки света, загоревшиеся в разных точках попеременно, воспринимаются как один огонёк, перешедший с места на место. То есть можно увидеть движение там, где его нет.

Позднее понятие гештальта распространилось за пределы процессов восприятия. Его стали использовать для объяснения того, как мы принимаем решения, учимся и мыслим. Согласно представлениям гештальтпсихологов, мозг «вылавливает» некие образы и формирует целостные картины Wagemans J., Feldman J., Gepshtein S., et al. A century of Gestalt psychology in visual perception: II. Conceptual and theoretical foundations / Psychological Bulletin — гештальты. При этом большое влияние оказывают наши мотивы и ожидания.

Как закрыть гештальт прошлых отношений

Если вы можете выйти на контакт с тем человеком, который является центром незавершенного гештальта, то можно воспользоваться техникой письма. Возможно, вы уже слышали нечто подобное – техника письма без адреса. В нашем же случае, когда объект досягаем, у письма будет адресат. А еще важно придерживаться трех правил написания обращения:

  1. Искренность. Сначала поговорите сами с собой. Отбросьте все «не очень-то и хотелось», «ничего я не обижаюсь», «да больно надо из-за всяких тут переживать» и подобное. Признайтесь сами себе в тех чувствах, которые испытываете. Потом напишите об этих же чувствах и мыслях в письме. Важно признаться себе и ему (ей) не только в том, что испытываете сейчас, но и в том, что испытывали в отношениях, о чем всегда молчали, что вас беспокоило, что нравилось, когда вы сами были не правы и в чем вините себя, на что вы обижались и т.д. А начать можно с описания настоящего момента: «Мне страшно писать тебе это письмо. Я боюсь, что мои чувства так и останутся непонятыми, окажутся высмеянными. Страшно оголять свою душу, но мне это нужно. Пожалуйста, помоги мне освободиться – прочитай это письмо».
  2. Я-высказывания. Эту технику используют для предотвращения и разрешения конфликтов. Суть в том, что вместо «Ты-утверждений» нужно говорить «Я-высказывания». Тогда любые ваши обращения не будут выглядеть как претензии или обвинения, человек охотнее пойдет на контакт. Например, вместо «Ты мне всю жизнь испортил» напишите: «С тех пор, как мы расстались, у меня ничего не ладится, я чувствую себя неуверенно, часто тоскую и грущу, злюсь. Мне кажется, это связано с тем, что мы так и не смогли спокойно обо всем поговорить. Давай встретимся как-нибудь и поставим все точки над i?».

Обратите внимание! Технику Я-высказываний полезно использовать и в нынешних отношениях. Например: вместо «Тебе наплевать на меня» скажите «Я переживаю и чувствую себя ненужной, когда ты не отвечаешь на мои сообщения. Не мог бы ты чаще брать трубку, перезванивать или скидывать смс?». Схема Я-высказывания выглядит так: ваши эмоции от первого лица + конкретные условия, ситуации, поступки человека (максимум деталей и минимум обобщений), которые вас беспокоят + ваши пожелания, предложения относительно разрешения проблемной ситуации.

  1. Просьба ответить на письмо. В качестве примера я предложила добавить в самое начало письма просьбу выслушать вас, а теперь и в конце можно написать еще одну просьбу: «Пожалуйста, ответь мне». Но все равно будьте готовы к тому, что человек не ответит.

В том случае, если письмо останется без ответа, напишите второе письмо, но уже без адреса. В нем можете не думать ни о каких правилах, не стесняться в выражениях. А после написания и прочтения вслух самому себе можете уничтожить письмо самым жестоким образом. Альтернатива – представить партнера на стуле напротив вас (можно посадить куклу, а на нее приклеить распечатанное фото бывшего) и высказать все, что хотели. Эти же приемы подойдут тем, кто физически не может выйти на контакт с объектом незавершенного гештальта.

Незавершенный гештальт

Примеры таких гештальтов:

  • Незавершенный проект, свитер, рисунок;
  • Невыясненные отношения и недоговоренности;
  • Захламленный шкаф, который вы никак не разберете;
  • Невыполненные обещания и долги;
  • Неосуществленные желания;
  • Невысказанные благодарности;
  • Сломанные и бесполезные вещи.

Для психологического здоровья гештальты нужно закрывать.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Незавершенные действия блокируют. Внутри возникает очаг хронического неудовольствия и тревоги. Незавершенные гештальты отнимают внимание и энергию, не дают сконцентрироваться на новом. Они накладываются на текущие отношения, проекты и потихоньку отравляют жизнь. Это то, что волочится по пятам и не дает спокойно дышать.

Гештальты вызывают желание вернуться в ситуацию и переиграть ее. Это заставляет создавать те же конфликты в отношениях, переносить на настоящее прошлые проблемы и болезненные переживания.

  • Отец, который проецирует на сына нереализованное желание стать врачом, и не оставляет ему самостоятельного выбора профессии.
  • Парень, которому изменила девушка, и все последующие отношения он портит маниакальной ревностью.

Кроме того, «незавершенности» могут провоцировать неврозы, депрессию, зависимости, стресс и конфликты.

Следуйте рекомендациям по закрытию гештальтов для избавления от лишнего.

Ошибки, которые лучше не допускать

Мы уже упомянули о том, что ошибкой может стать попытка выбить клин клином. Кроме подавления эмоций и других опасностей есть еще одна – вы можете стать открытым гештальтом для кого-то. Не стоит использовать человека в своих целях.

Вторая популярная ошибка – «держись, мужик» (справедливо и для девушек). Многие люди, особенно мужчины, всячески подавляют свои истинные эмоции. Маска равнодушия не приведет ни к чему хорошему. Рано или поздно подсознание выплеснет все подавленное наружу. И нельзя сказать точно, во что это выльется: нервный срыв, болезнь, ссора со случайным человеком или что-то еще.

Способы закрытия отношений

Каждая из нас рано или поздно закрывает прошлые отношения. Важно понять, на какой стадии разрыва, расставания — это можно сделать наверняка.

Рассмотрим несколько способов, условно поделим их на периоды, когда рана в сердце звучит болезненно, существует тяга к человеку, нить которой пока не обрывается. Что можно сделать на этом этапе? Все просто: перестроить гештальт. Этим способом пользовалась каждая, пережившая больные отношения. Суть проста: нужно акцентировать свое внимание на другом человеке, но для этого необходимо общаться, а не страдать по партнеру в одиночестве.


Как закрыть гештальт и отпустить прошлое?

На следующей стадии, когда рана в сердце затягивается и включается разум, необходимо отчетливо понять, по какой причине тебя так затянуло в больные, несерьезные, тяжелые отношения. И на этом стоит поподробнее остановиться, так как большинство ошибок в выборе партнера для семьи, любовника для романтических отношений, совершаешь именно ты. Как ни странно, но это правда. Не стоит возмущенно возражать, хмуриться и отрицать. Если хорошо подумать и разложить все по полочкам, все становится на свои места.

Основные гештальты: примеры

Рассмотрим основные гештальты, часто остающиеся незакрытыми.

Пример 1. Девушка мечтает стать, скажем, веб-дизайнером, но родители уверены, что пединститут для нее лучше — она всегда найдет себе работу. Пойдя на поводу у родителей, девушка оканчивает пединститут и начинает работать учителем в школе. Однако, нереализованное желание мучает ее все время. Это проявляется в раздражительности, бессоннице, психологическом дискомфорте. Дело доходит до невроза. Девушка решает закрыть незавершенный гештальт и идет учиться на веб-дизайнера. Самочувствие ее понемногу улучшается, она становится более уравновешенной и гармоничной личностью.

Пример 2. Женщина решила сшить себе красивое платье, но в процессе работы что-то пошло не так — сшить платье оказалось сложнее, чем она думала. В итоге она убирает недошитое платье и покупает себе в магазине готовое. Вроде бы все хорошо, но та самая недоделанная вещь постоянно попадается женщине на глаза. Результат — все, что она пытается сделать своими руками или не получается, или ей самой не нравится, словом, она никакую работу доделать до конца не может. Почему? Потому что мысленно она возвращается к тому незаконченному платью, то есть гештальт открыт и его надо закрыть — платье нужно переделать, перешить, выкинуть в конце концов. Тогда все вернется на круги своя.

Пример 3. Молодого человека бросила девушка, причем она не объяснила причину их разрыва, а парень не нашел в себе смелости спросить ее об этом. Шли годы, конечно, у повзрослевшего мужчины были женщины, он даже создал семью — женился, появились дети. Но периодически его мысли возвращались к той первой девушке — ему не давал покоя вопрос, почему же она ушла от него. Жена видела, что ее муж время от времени грустнеет, и принимала это на свой счет — видимо она что-то делает не так. В семье стали происходить размолвки, дело шло к разводу. К счастью мужчина понял, что причина в разладе его отношений с женой ни что иное, как незакрытый гештальт, он обратился к психологу, и его эмоциональное состояние начало улучшаться.

Цели гештальт-терапии

Основную цель гештальт-терапии можно обозначить как расширение осознания. Психологами доказано, что большая часть наших проблем возникает из-за того, что подлинное осознание реальности как бы подменяется интеллектуальным. Зачастую у нас складываются неверные представления о других: мы что-то ждем от них, сами себе «придумываем» их отношение к окружающему. Наши ложные представления затуманивают реальность и не позволяют нам получить полное удовлетворение от жизни. Если говорить научными словами, то происходит нарушение процесса формирования и разрушения гештальта.

Работа гештальт-психолога направлена на достижение ясности сознания у человека: если он будет правильно воспринимать внешнюю и внутреннюю реальность, то сможет быстро и, самое главное, самостоятельно решить все свои проблемы и наслаждаться жизнью. В процессе терапии человек учится осознавать себя: свои истинные чувства и желания, телесные процессы и мысли. Кроме этого, он начинает правильнее воспринимать окружающий мир и других людей. Гештальт-терапия не дает мгновенного результата, да и она не стремится к этому. Поведение человека не изменится как по взмаху волшебной палочки: новое не придет и не задержится надолго, если нет достаточной осознанности всего, что делаешь и что происходит вокруг.

Результат гештальт-терапии выражается в приобретении способности сознательно выбирать ту или иную модель поведения в зависимости от конкретной ситуации. Жизнь человека, использующего все аспекты своей личности, становится более насыщенной, наполненной. Он не будет страдать от невротических проявлений и не будет подвергаться манипуляциям со стороны других. Простыми словами, гештальт-терапия учит, как твердо стоять на ногах.

Принципы гештальт-терапии

Гештальт терапия базируется на нескольких принципах. Основными из них являются:

  • «Здесь и сейчас»: на сеансе важно определить, что происходит с пациентом именно в эту конкретную минуту. Терапевт предпринимает все усилия, чтобы перенести любой «материал», связанный с личностью, в настоящий момент. Такой подход позволяет выявить, насколько сильно клиент не желает жить СЕЙЧАС, как далеко он бежит от реальности, вспоминая о прошлом и фантазируя о будущем.
  • «Я и ты»: этот принцип отражает стремление к контактам с другими людьми. На сеансе терапевт побуждает клиента адресовать определенные высказывания к конкретным лицам. Это делается через разыгрывание ситуаций, которые предполагают общение и взаимодействие.
  • «Субъективизация высказываний»: принцип основывается на причастности человека ко всему происходящему вокруг и его ответственности. Часто мы говорим о чем-то и при этом находимся как бы в стороне, например: «Это мешает мне подняться по карьерной лестнице». На терапевтическом сеансе человек учится применять другую форму, более объективную: «Я сам могу это сделать!». Этот принцип помогает пациенту взглянуть на себя как на субъекта, активно участвующего в жизни.
  • «Непрерывность осознания». Пожалуй, это одно из основополагающих положений гештальт-терапии. Непрерывное осознание всего, что происходит вокруг, позволяет нам полностью контролировать ситуацию и понимать, что происходит с нами. Человек постепенно будет отказываться от выяснений, вербализации и интерпретации ситуации, при этом концентрируясь на собственных чувствах и телесных ощущениях – а это основа для правильного установления связей между «Я» и окружением.

Вы все время попадаете в ситуации определенного типа? Сталкиваетесь с людьми определенного типа? У вас есть ощущение дежавю? Ощущение, что вы постоянно наступаете на одни и те же грабли? Одна из причин такого явления — незакрытые гештальты.

Гештальт: вспомнить все

Само слово «гештальт» в переводе с немецкого языка означает «целостная форма, образ, структура». Поэтому, когда говорят, что гештальт не закрыт, имеют в виду то, что какая-то ситуация в прошлом осталась незавершенной. И это не позволяет нашему подсознанию поставить в той истории точку.

Условно говоря, подсознание тревожится, создает внутри нас напряжение, а главное — заставляет нас вести себя определенным образом.

  • Во-первых, так, чтобы мы помимо своей воли искали или же сами воспроизводили ситуации, схожие с теми, что остались незавершенными, непроработанными, недопрожитыми в нашем прошлом, в которых мы недополучили что-то важное для себя. При этом саму ситуацию мы можем даже не помнить.
  • Во-вторых, чтобы мы искали людей, которые смогут стать заменой тех, кто был когда-то для нас значим и кому мы смогли / не захотели / побоялись что-то сказать или сделать.

Например, часто за незавершенными гештальтами стоят непроработанные отношения с родителями. В детстве мы целиком и полностью зависели от них, от того, насколько хорошими и послушными были. Фактически послушание родителям было условием нашего выживания, поэтому мы были вынуждены во многом сдерживать себя.

Но невысказанные упреки, обиды, невыраженный гнев в адрес родителей и других значимых взрослых никуда не делись. Они по-прежнему живут внутри нас. И чем старше мы становимся, тем более тяжелым и громоздким становится этот багаж.

На то, чтобы носить все это «добро» в себе, мы тратим массу энергии. А все потому, что еще в детстве усвоили: выражать свои чувства и говорить прямо о том, что думаешь, опасно.

Но как вспомнить все, что случилось с нами в жизни и что необходимо завершить? Ведь это же просто невозможно! И что делать с этими незакрытыми гештальтами? Как их завершить?

Да, вспомнить абсолютно все действительно невозможно. Но это и не нужно: и того, что прямо сейчас ранит сердце и рвется наружу, за глаза хватит для начала работы. А все менее значимое вспомнится потом, после того как мы разберемся с самыми актуальными вещами.

Кроме того, ситуации, которые нас беспокоят, в большинстве случаев можно распределить по группам. И, прорабатывая самую тревожащую ситуацию в какой-то группе, мы фактически прорабатываем и другие ситуации этого типа.

Далее. Обязательно нужно понимать, что закрыть гештальт — это не значит бежать к родственникам или другим «обидчикам», начинать махать кулаками, доказывая свою правду, и на повышенных тонах выяснять с ними отношения. Такое поведение будет крайне неэкологично не только для наших визави, но и для нас самих. Особенно если учесть, что кого-то из «обидчиков» наверняка уже нет в живых.

Закрыть гештальт — значит проработать свое прошлое и перепрожить его. Это работа с самим собой, а не с другими людьми. Результаты этой работы — произошедшие внутри нас изменения — окружающие обязательно почувствуют на невербальном уровне. В итоге изменятся не только отношения с ними, но и качество нашей жизни.

Итак, что нужно сделать, чтобы закрыть гештальт?

Основных шагов три.

1. Следует начать прорабатывать одну из ситуаций, которые лежат на поверхности и беспокоят прямо сейчас. Вычленить их легко: нужно взять листок бумаги и ручку и записать все, что задевает за живое, вызывает раздражение и возмущение.

2. Дальше необходимо продумать и по пунктам перечислить, что конкретно в данной ситуации нам не нравится. Как, с нашей точки зрения, все должно было быть и почему. Чему должна была научить нас эта ситуация, какой жизненный опыт мы должны были в ней приобрести и т.д.

А теперь, когда у нас есть вся информация об «идеальном» развитии и завершении этой ситуации, нужно погрузиться в нее как можно глубже и полнее и прожить ее заново. И в процессе этого повторного проживания выплеснуть те чувства и эмоции, которые мы хотели выплеснуть, но не смогли этого сделать. Сказать то, что хотели сказать, но так и не сказали. Сделать то, что хотели сделать, но так и не сделали.

Важное замечание: проживание ситуации должно проходить не только и даже не столько на уровне ума, сколько на уровне чувств и ощущений!

И еще. Не стоит стремиться выполнить это упражнение с первого раза. Закрытие гештальта — это работа с травмой, а это процесс очень неприятный и болезненный. Далеко не каждому под силу сделать это в один прием. Поэтому важно дать себе возможность погружаться в ситуацию столько раз, сколько понадобится, чтобы окончательно ее исчерпать.

Главное — чтобы в итоге не осталось ничего недосказанного, недопонятого, недоделанного. В результате вы должны разобраться со всеми сожалениями, обидами, гневом — всем, что вас тяготит.

Понять, что гештальт завершен, можно только опытным путем — когда в следующий раз вы снова начнете проживать эту или схожую ситуацию и не испытаете при этом никакого дискомфорта.

3. После этого хорошо пересмотреть свою жизнь с позиции нового опыта — хотя бы основные, переломные моменты. Это задание очень важно, потому что оно помогает изменить представления о себе. В результате заметно снизятся восприятие себя как жертвы, ощущение собственной беспомощности и никчемности. И при этом мы начнем чувствовать себя более уверенными, более опытными и умудренными жизнью людьми.

Почему эта техника эффективна?

Во-первых, работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему мы делаем. Во-вторых, она переориентирует мышление, чувствование и поведение.

Разрушение автоматизмов происходит, когда мы анализируем, что сделали не так в прошлом, и прорабатываем альтернативные варианты своих действий, ищем наиболее подходящий для нас в конкретном случае способ отреагировать на ситуацию.

То есть перед выполнением привычного действия мы берем паузу и начинаем задумываться, каким еще образом можем его совершить. В процессе разрыва шаблона происходит и переориентация нашего старого типа мышления на новое. Начав мыслить по-другому, мы испытываем новые чувства, а вслед за ними подтягивается уже и новый способ реагирования и поведения.

Помочь Маше вернуть родительский «должок»

Давайте рассмотрим конкретный пример работы с непроработанными отношениями с родителями как самый распространенный и «больной» случай. Возьмем мою клиентку — назовем ее Машей — и пройдем вместе с ней по вышеприведенным трем шагам.

Маша — клиент опытный, много чего понимает и осознает, поэтому ее пример будет показательным. Далее следуют мои комментарии, наблюдения и выдержки из Машиного дневника работы над собой (публикуются с ее разрешения).

1. Проработка ситуации

Маше уже хорошо за тридцать, но она до сих пор носит в своем сердце обиду на родителей — на то, что они недодали ей внимания, заботы, любви. И она до сих пор ждет, когда они «одумаются» и вернут наконец свой «должок». Это мешает ей строить отношения с другими людьми и устраивать свою личную жизнь (она не замужем и живет с родителями). И это то, что Маша хочет изменить в первую очередь.

«Что мне не нравится в отношениях с родителями?

1. Мне не нравится то, что я была и остаюсь недолюбленным ребенком.

2. Не нравится, что в 99% случаев родители (особенно мама) меня критикуют, причем унижая меня, высмеивая и, как мне кажется, всегда меня отвергая.

3. Не нравится, что, общаясь с другими людьми, я жду от них той любви, которую мне недодали родители (периодически ловлю себя на этом). А когда не получаю ее, начинаю капризничать, как маленький ребенок, делать пакости, чтобы отомстить людям за то, что и они не дают мне любви и внимания, в которых я нуждаюсь, и в конце концов рву с ними отношения. Ну или они рвут отношения со мной.

Получается, что даже с другими людьми я выстраиваю и проигрываю те же отношения, что и с родителями? Получается, что я наступаю на одни и те же грабли и двигаюсь по кругу? И, чтобы разорвать этот порочный круг, мне нужно изменить отношение к родителям? Наверное, это и есть тот урок, который я должна извлечь из этой повторяющейся из раза в раз ситуации. Урок в том, что мне нужно стать эмоционально самостоятельной, не зависящей от родителей, эмоционально повзрослеть.

А чего я хочу в идеале? Для меня важно, чтобы родители дарили мне душевное тепло, интересовались моими делами, хвалили меня, поддерживали. Что мне это даст? Мне кажется, что тогда я наконец смогу чувствовать себя в безопасности, а значит, стану более независимой и смогу общаться с другими людьми на равных. Беда в том, что я не могу заставить родителей изменить отношение к себе. Получается, все, что мне остается, — это изменить свое отношение к ним. Может, хотя бы тогда что-то изменится?»

2. Что не нравится в ситуации и как это изменить

Когда Маша, несмотря на страх и сопротивление, все-таки погрузилась с проживание отчаяния из-за отношений с родителями и когда она услышала внутри себя их обычное: «У тебя все равно ничего не получится! Да у тебя руки не из того места растут. Да что ты можешь-то? Чего еще от тебя ждать?» — обида и возмущение захлестнули ее так, что она не выдержала.

Она зарыдала, и из нее наконец-то хлынули претензии, которые она никогда не решалась предъявить родителям (она и сейчас выкрикивала их про себя, а не вслух, что вполне безопасно и при этом не менее полезно). Это были упреки в холодности, жестокости и жесткости, равнодушии, нечуткости. В том, что они отказывались водить ее в кружки (а она очень хотела в детстве научиться рисовать и играть на фортепиано). В том, что редко отпускали ее гулять во двор с другими детьми.

Она жаловалась на то, что ей всегда не хватало откровенности, разговоров по душам, их ласки и душевного тепла. Признавалась в том, что ей столько раз хотелось подойти и обнять маму или поведать ей что-то глубоко личное, но всякий раз она одергивала себя и заставляла себя держать дистанцию и отстраняться, боясь насмешек и оскорблений.

Нужно сказать, что это оплакивание себя продолжалось у Маши несколько месяцев и продолжается до сих пор. Сначала она стеснялась этого, но постепенно это стеснение прошло. Потому что, выплескивая то, что накопилось, она в какой-то момент начала чувствовать облегчение — как будто начала сбрасывать с плеч тяжелый груз. И по мере того как Маше становилось легче, в ее жизни начали, хоть и медленно, происходить перемены.

Сейчас она уже не зациклена на своей недолюбленности. Хотя, конечно же, грустит, думая о том, как здорово было бы, если бы она росла в атмосфере любви и заботы. Но это уже именно грусть, а не серьезная душевная боль. Грусть, которая появляется всегда, когда думаешь о важной потере.

Фокус внимания постепенно смещается у Маши с родителей на свою собственную жизнь. Она начала брать уроки игры на фортепиано (о которых мечтала в детстве и от которых получает сейчас большое удовольствие), чаще бывать на людях и общаться с ними (а не стоять в сторонке, как раньше), чаще звонить немногим пока друзьям и строить планы о том, как лучше расширить круг общения и каких людей ей хотелось бы в него ввести.

Она учится воспринимать себя как взрослого человека и относиться к себе с уважением. Это пока получается с трудом, но все-таки какие-то подвижки уже есть. Интересно, что и родители Маши почувствовали эти перемены и стали относиться к ней с меньшим пренебрежением, иногда они даже обращаются к ней за советом.

3. Переоценка жизни

Сейчас, когда эмоциональная зависимость Маши от родителей снижается, она уже готова начать пересматривать свою жизнь. Вот что она успела записать в своем дневнике и обсудить со мной:

«Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что холодность и отстраненность родителей, несмотря на причиненную боль, в чем-то даже мне помогли. Например, когда я только поступила в школу, мне было гораздо проще привыкнуть к ней, чем многим моим одноклассникам, которые росли в тепличных условиях и у которых было беззаботное детство. Для них отсиживать уроки, а потом делать домашние задания было сущим наказанием, а мне как-то сразу стало интересно.

Передо мной открылся мир гораздо приветливее того, что ждал меня дома. Я ходила в школу с удовольствием, с удовольствием училась и закончила школу с медалью. Проблем с поступлением в институт тоже не было.

И работать я начала уже в институте, а не ждала окончания учебы, как сокурсники из благополучных семей. Потому что мне надоело, что родители называют меня иждивенкой, да и вообще самостоятельности хотелось. И к окончанию института у меня уже были опыт и трудовой стаж, так что после диплома мне было легче, чем многим моим сокурсникам, устроиться на работу в хорошую компанию с хорошей зарплатой.

В школе, правда, среди одноклассников у меня друзей вообще не было: они казались мне детьми. Зато у меня всегда были друзья старше, начитаннее, глубже, чем я: мне было интересно с ними разговаривать, узнавать у них что-то, учиться у них уму-разуму (научиться этому у родителей в силу их закрытости было невозможно), перенимать опыт.

Вот и получается, что из-за обделенности вниманием родителей я оказалась гораздо более развитой, чем мои сверстники, повзрослела раньше их, мне легче адаптироваться к меняющимся условиям и справляться с трудностями, потому что мне не на кого рассчитывать, кроме как на себя. И по этой же причине мне вообще легче устраиваться в жизни.

Выходит, я всю жизнь смотрела только на одну сторону медали — на ту боль, которую причинили мне родители. И даже не замечала тех преимуществ, которые эта тяжелая для меня ситуация дала мне».

Завершение гештальтов — это работа, конечно, небыстрая и трудоемкая. Но ради того, чтобы разобраться со старыми травмами и наладить отношения с окружающими, стоит приложить усилия.

От редакции

Ох уж эти отношения с родителями… Как много нервных клеток они убили каждому из нас! Кажется, тема конфликта отцов и детей неисчерпаема. Сколько бы лет вам ни было — 13, 23 или 53, — вы так или иначе остаетесь зависимы от родительского мнения. Как оставить прошлые обиды в прошлом и научиться жить собственной жизнью, рассказывает психолог Ольга Юрковская: https://www.psy.systems/post/pyat-sovetov-kotorye-pomogut-vystroit-zdorovye-otnosheniya-s-roditelyami.

Писатель Ольга Савельева делится историей из юности, понять и посопереживать которой может каждый. В 18 лет она впервые пригласила друзей к себе на дачу, но в последний момент оказалось, что хозяйкой вечера ей быть не суждено: властная мама отказалась уезжать и приняла гостей сама. Что делать, когда в своей жизни ты ничего не решаешь? Читайте историю Ольги: https://www.psy.systems/post/apelsinki-gosti.

Обиды на родителей, пережитые травмы и другие незакрытые гештальты рано или поздно превращаются в «монстров» и «призраков», которые мешают нам адекватно воспринимать происходящее и выстраивать здоровые отношения с другими людьми. Читайте о том, как распознать и нейтрализовать своих «монстров» и «призраков», в статье психолога Елены Арещенко: https://www.psy.systems/post/monstry-i-privideniya-kotorye-portyat-nam-zhizn.

Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник

Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.

Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.

В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена ​​на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».

Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.

Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».

Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.

Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.

Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.

Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения.

Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи.

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).

Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.

Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» — накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.

Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]