Виды мышления и полушария мозга
У людей творческих профессии более развито правое полушарие. Оно отвечает за психоэмоциональную сферу восприятия, образное мышление. Левое — за логическое мышление, анализ информации. У каждого из нас задействованы оба полушария.
Склад ума обусловлен индивидуальными чертами личности, плюс роль играет социальная среда, уровень образования:
- Практический. Люди склонны оценивать все с рациональной точки зрения. Стараются всё спланировать, выстроить логические умозаключения, применить знания на практике. Рациональное мышление выше эмоций. Не склонны к сентиментам, лишним мечтам.
- Гуманитарный. В основе восприятия чувства, эмоциональная реакция. Не концентрируют внимание на конкретике, деталях. Видят общую цель. Интуиция помогает им находить правильные решения.
- Математический. Комбинация практического и логического мышления. Правила и законы на первом месте. Математический анализ информации, логические умозаключения, рациональные решения.
- Художественно-образный. Воспринимают информацию, как образ. Развито ассоциативное мышление. Творческие личности с развитым воображением. Умеют передать информацию словами, через художественное творчество.
- Аналитический склад ума (универсальный). Включает элементы всех типов мыслительных процессов.
В реальной жизни нет людей с одним типом. Преобладает какой-либо вариант, но присутствуют все.
Как развить?
Развить аналитическое мышление можно несколькими способами.
- Раз в неделю надо выполнять упражнения для тренировки ума. Например, можно разгадывать кроссворды, играть в логические игры, решать ребусы.
- Играть в развивающие компьютерные игры. Это могут быть квесты или стратегии.
- Просмотр новостей очень полезен. Не воспринимайте новости с критической точки зрения, проводите собственный анализ, сопоставляйте факты, делайте выводы, придумывайте способы решения проблем.
- Больше читайте книги. Уделяйте внимание детективам и фантастике. Читайте произведения Эрла Гарднера, Агаты Кристи, Роберта Хайнлайна.
- Разгадывайте коды и шифры. Это можно делать, играя в компьютерные игры.
- Собирайте пазлы. Они хорошо тренируют ум.
- Играйте в настольные игры. Выбирать следует те игры, где требуется продумывать свои действия, разрабатывать тактику и строить стратегии, например, «Монополия».
- Играйте в онлайн-игры. Например, в «Эрудит».
- Ищите альтернативу. Если вы нашли решение проблемы, не останавливайтесь на одном, ищите другие способы.
- Обсуждайте с другими людьми книги, фильмы, обменивайтесь мнениями и впечатлениями.
- Интересуйтесь окружающим миром. Анализируйте все, что вас интересует.
- Техника «5 почему». Нужно увидеть корень проблемы, включить мышление и задаться вопросом, почему произошло так, а не иначе?
- Игра «Аргумент-Контраргумент». От вас требуется написать на бумаге убеждения, в которых вы не сомневаетесь. Подкрепите вашу точку зрения аргументами. К каждому вашему убеждению попробуйте найти десять контраргументов, обоснуйте их.
- Эксперименты. Представьте, что вы ученый, который ищет информацию для проведения эксперимента. Запишите свои мысли о том, какие доводы привести за и против вашей теории, какие методы можно использовать,чтобы эксперимент удался. Определите несколько альтернативных вариантов развития событий. Каждый из них детально изучите, определите все «за» и «против». Аргументируйте свою точку зрения. Выберете наилучший вариант.
- Чтение статей. Прочтите порядка 100 статей на разные темы. Это поможет расширить кругозор. После прочтения у вас сформируется несколько разных мнений по конкретному вопросу. Благодаря новым знаниям, вы сможете успешно дискутировать на разные темы, грамотно обосновывая свои доводы.
- Наблюдения. Если вы находитесь в коллективе, анализируйте, что происходит в комнате. Наблюдайте за людьми, их общением, жестами, эмоциями. Вы научитесь замечать настроение людей, делать логические выводы об их поведении, что поможет вам легко и быстро выстраивать отношения.
Техника SWOT
Его можно использовать двумя способами. Первый призван сплотить команду для разработки стратегии. Во втором случае, метод представляет собой инструмент для комплексного решения проблем.
Преимущество техники в том, что вы можете разработать полноценную стратегию, а не концентрировать внимание только на одной проблеме.
Задайте себе вопросы о сильных сторонах:
- какие у вас достоинства?
- что у вас получается лучше, чем у других?
- что окружающие думают о ваших достоинствах?
Ответы на эти вопросы оценивают ваши способности в развитии аналитического мышления.
Недостатки. Задайтесь вопросами:
- что можно в себе усовершенствовать?
- чего стоит избегать?
- какие недостатки видят в вас окружающие?
Последний вопрос особенно важен, поскольку взгляд со стороны помогает выявить проблемы, о которых вы и не задумывались.
Возможности. Спросите себя:
- на что вы способны сейчас?
- как можно трансформировать ваши недостатки в достоинства?
- что вам известно о популярных тенденциях тренировки и развития мышления?
Угрозы. Ответьте на вопросы:
- что вам угрожает?
- будут ли ваши умения полезны и применимы через пять лет?
- может ли технический прогресс навредить вам и развитию вашей карьеры?
- есть ли у вас долги?
Отвечайте правдиво на все вопросы. Анализируйте ваши ответы, делайте выводы.
Упражнения на развитие
Предлагаем вам четыре действенных упражнения.
Первое: моделирование ситуации. Вы должны представить ситуацию, смоделировать одну или несколько целей, разработать способ ее достижения. Например, ваша цель – полететь на Луну. Для того, чтобы цель была реализована, вам придется пройти обучение в космической программе, найти деньги, купить билет в тур. Займитесь развитием этой идеи, анализируйте возможные варианты.
Второе упражнение тоже основано на моделировании ситуации, но работает немного иначе. Сначала представьте себе какую-то сложную ситуацию, а потом постарайтесь найти решение проблемы так быстро, как можете. Проиграйте в голове разные варианты развития событий. Когда ситуация будет сформулирована, проанализируйте ее, подумайте, как она могла бы развиваться в дальнейшем.
Суть третьего упражнения в том, что вам нужно провести ряд мысленных экспериментов. Они должны основываться на вопросе «Что будет, если…?». Например, эксперимент «Комната Марии». Представьте себя умным и способным исследователем. Вы в комнате, в которой установлены специальные стекла. Через них вы видите мир черно-белым.
Вы знаете, какие существуют цвета, знаете о световых волнах. Но знания только теоретические. Вы никогда не были на улице и не знаете, что представляет из себя окружающий мир. Представьте, что случится, если вы все же выйдете на улицу? Поймете ли вы, какой цвет каким является? Смысл задания в том, что вы должны проанализировать ситуацию и проработать варианты распознавания цветов.
И последнее упражнение. Вам потребуется помощь друзей. Начните спорить с собеседником на конкретную тему. Послушайте доводы оппонента, проанализируйте их, а затем используйте их в своем монологе так, чтобы никто из присутствующих не понял, кто является автором аргументов – вы или ваш оппонент. Так вы сможете потренировать умение анализировать чужое мнение.
Рекомендации на каждый день
- Чтобы уметь грамотно анализировать события в своей жизни, старайтесь систематизировать свою жизнь;
- пробуйте видеть закономерности во всем;
- развивайте у себя привычки, которые помогут развить мозг, например, считайте в уме;
- во время просмотра фильмов или чтения книг, старайтесь представить себя на месте персонажей, сравнивайте их действия с теми, что совершили бы вы сами;
- подвергайте анализу свои мысли и поступки;
- постарайтесь учиться на своих и чужих ошибках.
Если вы считаете себя очень эрудированным, возможно, вы заинтересуетесь поиском ответов на вопросы научного характера, например:
- Способен ли человек в принципе быть объективным, и если да, то в каких именно жизненных ситуациях?
- Обладает ли человек свободой воли или же представляет собой нечто вроде запрограммированного существа, и даже не подозревает об этом?
- Что на самом деле дает каждому из нас право утверждать, что он и окружающий его мир – реальны, а не иллюзорны?
- По какой причине человеческий мозг есть совокупность атомов, а сознание, считающееся продуктом мозга, никакого отношения к атомам не имеет?
Даже сегодня есть вопросы, на которые не может ответить никто: ни философы, ни ученые, ни обычные люди. Размышляя над вопросами, вы заставите мозг работать в полную силу.
Полезные книги
- Саманта Клейнберг — «Почему. Руководство по поиску причин и принятию решений». Руководство по поиску причин и принятию решений» написана вполне доступным языком. Ее можно назвать инструкцией по принятию важных решений, которая поможет вам в ответственный момент и в жизни, и на службе. Это пособие по повышению уровня аналитического мышления научит извлекать из информации максимальную пользу и постигать сущность проблем.
- Джонс Морган — «Решение проблем по методикам спецслужб. 14 мощных инструментов».
- Дмитрий Чернышев – «Как люди думают». Книга рассказывает нам о творческом мышлении. При этом ключевое слово именно мышление, которое само по себе является творчеством. Всё новое и непонятное довольно интересно. Это дает пищу для ума и заставляет его трудиться. А обработать информацию и придумать свежие идеи помогут вам предложенные автором приемы. Сегодня Дмитрий является творческим директором рекламного агентства. Уже 15 лет его работа связана с непрерывной генерацией идей.
- Роджер Сайп – «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей». Книга научит вдумчиво читать и устанавливать рекорды в любой сфере. Содержание этой книги объединяет несколько аспектов – развитие мышления и интеллекта, укрепление памяти, управление энергией и скоростное чтение. Во время чтения записывайте ваши мысли и тренируйтесь по примерам автора, чтобы стать менеджером высшей марки.
- Ричард В. Галланд – «Головоломки Шерлока Холмса». Книга научит вас при помощи дедукции (развитое аналитическое мышление) решать сложнейшие задачи. Исследуйте события вместе с великим детективом всех времен! Здесь вас ждут тайны и головоломки всех мастей – от простых случаев до самых запутанных дел, которые с трудом давались даже Холмсу.
- Мэтью Макдональд — «Научи свой мозг работать». Книга сочетает в себе научный труд и очень ходовое руководство. Автор пишет о клеточной ткани, которую называют мозгом. Этот орган отвечает за мышление и всё, что происходит с организмом. Он заставляет нас влюбляться, просыпаться по утрам и совершать безумные поступки. Данный труд объединяет последние открытия нейробиологов, психологов и диетологов. Эффект? Это прекрасное пособие для думающих людей с аналитическим умом, которое дает им множество советов – от разумного питания до укрепления способности запоминать.
- Рюта Кавашима — «Японская система развития интеллекта и памяти». Его специальная программа рассчитана на 60 дней обучения и помогла 2 млн. людей стать успешными. Иметь здоровый и отлично функционирующий мозг не так уж сложно, как вам кажется.
- Ян Перельман. Многогранная книга «5 минут на размышление» отлично развивает когнитивное мышление, внимание, активную память и воображение. Она позволит человеку стать умней и креативнее, научиться рассуждать и обосновывать свои решения. Автор собрал здесь информацию из самых разных областей – от науки до лингвистики.
- Джоэл Леви. Книга «Зарядка для мозгов. Повысь свой IQ» позволит вам понять принцип работы мозга и как его усовершенствовать. Подобно телу, мозг можно упражнять, расширяя объем памяти, повышать способность к аналитическому мышлению и скорость мысли. Это можно делать независимо от возраста. Ведь никому не повредит твердая память и способность к творчеству. Автор предлагает читателю несколько тестов на уровень IQ, определяет слабые места, которые вам следует тренировать. Регулярно выполняя простые упражнения для мозга, можно улучшить свой потенциал, повысить концентрацию, развить общительность и память.
- Филип Картер — «Развивайте интеллект: Упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта». Сборник увлекательных головоломок, шарад, логических задач и новейших тестов. Книга станет полезным развлечением и тренировкой, поддерживающей интеллект в тонусе. Предназначена для самой широкой аудитории.
- Эдвард де Боно — «Шесть шляп мышления». Книга Эдварда де Боно – одно из лучших произведений о развитии интеллекта. Автор разработал методику обучения нестандартному мышлению. Умение мыслить оригинально характерно для людей творческого склада, но, оказывается, способность к креативу можно развить. Манера повествования Боно нетрадиционна – он предлагает сценарии, а читатель должен выбрать план действий в предполагаемой ситуации, то есть, свою «шляпу мышления». Эта книга – игра и приключение, работать с ней интересно.
Что такое аналитическое мышление
Человек с синтетическим складом ума:
- быстро анализирует информацию, схватывает суть;
- находит ошибки, несоответствия в логике оппонентов;
- анализирует и выстраивает логику;
- излагает мысли последовательно;
- предлагает варианты решений, отбирает оптимальный, подтверждает доводами;
- обладает хорошей реакцией.
Аналитическое мышление, высшее его проявление — способность моделировать, прогнозировать развитие событий. Алгоритм из логических цепочек — часть процесса. Синтетическое мышление — творческий процесс. Поиск новой информации, моделирование развития.
Потестируйте свое аналитическое мышление
- тесты для анализа степени развития синтетического мышления по многим направлениям: скорости реакции, способности к запоминанию информации, на внимательность и другие. Есть подборка литературы, ссылки на скачивание.
- — онлайн тест на аналитические способности — серия заданий, ряд чисел. Необходимо определить логику последовательности, выбрать один из предложенных вариантов. Результат оценивает уровень синтетического мышления.
- — узнайте, как проверить аналитические способности по тексту. Предлагают 13 разноплановых вопросов с вариантами ответов. В конце дается оценка.
Что такое мышление и его функции
Начнем, как всегда, с определения.
Мышление – это такой процесс переработки информации, который отражает объективную реальность субъективно, через понятия, суждения, умозаключения. Это высший процесс, который свойственен только человеку, его познавательная деятельность.
Благодаря мышлению мы развиваемся, узнаем что-то новое, устанавливаем связи между предметами. Например, мы знаем, что вино немного пьянит, машина может ехать с горки сама, дождь барабанит по крышам и т. д.
Этот высший процесс помогает понимать сущность явления: гром гремит не потому, что ему хочется, а потому, что происходит столкновение разрядов. Или вода кипит не потому, чтобы выкипеть, а потому, что температура поднялась. Я тут в физику немного подалась