Качества личности — что это такое в психологии, характеристика

  • Характеристика понятия
  • Виды личностных качеств
    • Социально-психологические качества
    • Профессиональные качества
    • Нравственные качества
    • Негативные качества
  • Личностные качества в резюме

Человек как субъект социальной и культурной жизни вбирает в себя комплекс черт, которые определяют характер его взаимодействия с другими и положение в обществе. Выявление и корректировка свойств личности позволяет обеспечивать развитие жизни индивидуума в нужном направлении, отвечающем поставленным целям. В этом контексте качества личности важны при подготовке резюме во время поиска работы.

Диагностика личности

Психологические качества человека

Для правильного поределения социально-психологических качеств личности нужно разобраться с социально-психологической компетентностью. Последний термин следует понимать как оценку персоны психологическим явлениям, влиянию, освоению знаний и коммуникациям. Компетентность принято делить на:

  • перцептивную,
  • интерактивную,
  • коммуникативную.

Для диагностики социально-психологической компетентности в психологии применяют различные способы. Например, методика КОС-1 разработана для выявления у личности задатков организатора и умений налаживать деловые и личностные контакты, а в последующем использовать их для достижения целей.

Говорить о компетентности не стоит без раскрытия ее важной части, называемой психологической наблюдательностью. Последняя представляет собой способ получения знаний как через призму личного, так и общественного опыта

Такая наблюдательность станет незаменимой в профессиональной сфере жизни и даст возможность через познание обогатится определенной информации о предмете или объекте, который следует использовать в профессиональной деятельности.

«Психологическая наблюдательность станет необходимостью для практикующих психологов. Ведь именно с ее помощью можно будет применять в действии сложные методики диагностирования личности, составлять ее психологический портрет».

Психологическая наблюдательность включает в себя:

  • когнитивный элемент, который способен подобрать нужный для конкретной ситуации способ мышления,
  • эмпатийный – необходимый для подбора методов нахождения взаимопонимания между людьми,
  • перцептивный – отвечающий за внутреннюю организацию персоны,
  • рефлексивный элемент помогает понять значение своего «Я» и взаимодействия этого «Я» с другими.

Наравне с компетентностью, представляющей когнитивные характеристики личности, принято выделять эмоциональный спектр, который состоит из:

  1. простейших эмоций, которые обусловлены физиологически:
      жаждой,
  2. холодом,
  3. чувством голода,
  4. сонливостью,
  5. усталостью и прочим;
  6. сиюминутных эмоций:
      ужас,
  7. ярость,
  8. отчаяние;
  9. эмоций по ситуациям:
      восторг,
  10. нетерпение,
  11. радость,
  12. тревога,
  13. обида,
  14. тревога;
  15. психологического состояния:
      приподнятого настроение,
  16. подавленного настроение и т.д.

Важное место в эмоциональной сфере личности занимают так называемые «социальные» эмоции. Это серьёзные переживания, вызванные в своей основе общественным мнением или настроением той социальной группы, в которой пребывает личность

Делятся такие настроения на:

  • эмоциональные,
  • рациональные,
  • осознанные,
  • неосознанные.

Вместе с тем стоит отметить, что социальные чувства могут быть вызваны не только путем прямого общения в социуме, но и в связи с изоляцией. Лучшим способом иллюстрирует это одиночество, относящееся к критериям настроений.

В целом для определения настроений в обществе используют разнообразные методики. Самая распространенная — это методика методика «САН», которая позволяет с помощью отметки на противоположных характеристиках настроения выявить состояние личности.

Также можно использовать методику экспертного визуального определения, основанную на мнении о психологических качествах личности. В совокупности с внешними эмоциональными критериями возможно получить целостную картину эмоционального состояния персоны.

Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль;

Социализация личности
Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать акцент на социальной сути человека и индивида. Личностью не рождаются, а становятся в обществе в ходе взаимодействий с другими людьми посредством приобретения различных социальных качеств. Таким образом, личность – это социальная характеристика человека и индивида, которая базируется и взаимосвязана с его биологическими и генетическими задатками.

Личность можно определить как относительно устойчивую систему социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.

Важнейшие социальные качества личности: самосознание, самооценка, социальная идентификация, активность, интересы, убеждения, цели жизни. Самосознание — свойственная только человеку способность осознавать себя в системе общественных отношений. Социальная идентификация — результат сознательного и эмоционального самоотождествления себя с другими людьми с другой общностью; активность — способность производить социально значимые действия, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; интересы — постоянный источник деятельности, основанный на потребностях; убеждения — социально-психологические оценки и восприятия окружающего мира, они бывают нравственные, идеологические, научные, религиозные и т.д. Наличие целей жизни и стремление их реализовать — это важнейшая характеристика сформировавшейся личности. Цели жизни дифференцируются на четыре основные группы: 1) материальные блага; 2) знания и творчество; 3) власть, престиж, авторитет; 4) духовное совершенство.

Лич­ность может быть рассмотрена как результат от множества моделей поведения, ко­торые свойственны любому индивиду в той или иной социальной группе и обществе в целом. Модель поведения, называемая социальная роль,присуща тому или иному индивиду в соответствии с его социальным статусом, т.е. положением в обществе, социальной группе. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются

индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность
достигает
своими собственными усилиями.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Поэтому социологи используют понятие – статусный набор,т.е. совокупность всех социальных статусов данной личности. Но чаще всего только один статус определяет положение в обществе. Этот статус на­зывается главным

, или интегральным. Часто бывает так, что главный (интегральный) статус обусловлен должно­стью (например, ректор, экономист и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих из данного статусного набора, называется
ролевым набором.
Социальная роль содержит в себе два основных элемента: ролевые ожидания —

то, что ждут от той, или иной роли, и
ролевое поведение —
то, что человек реально вы­полняет в рамках своей роли. Любая социальная роль, по мнению
Толкотта Парсонса, может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.
Социологи отмечают ту принципиальную роль, которую играют в поведении личности интересы. В свою очередь интересы личности основаны на потребностях. Потребность можно определить как нужду, необходимость человека в чем-либо. Основные проблемы анализа потребностей состоят в уста­новлении их полного состава, иерархии, границ, уровней и возможно­стей удовлетворения. В настоящее время в науке существует множество классификации потребностей. В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Д. Макклелланд выделяет потребности достижения, соуча­стия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека. Например, потребность в достижении, согласно Макклелланду, обозначает состязание с некоторыми эталонами совер­шенства, стремление превзойти их.

Наиболее известной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу. Он выде­лял пять групп потребностей: 1) физиологические (

жизнедеятельности
)
, 2)
безопасности
, 3)
причастности и принадлежности
(к коллективу, обществу), 4)
признания
(уважения и любви), 5)
само­актуализации
( самореализации, самовыражения). По мнению Маслоу, потребности первых двух групп врожденные, т.е. биологические, а с – третьей группы начинаются потребности приобретенные, т.е. социальные. Поведением человека движет не сама потребность, а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности. Истинной сути человека, глубинному смыслу его жизни в наибольшей степени соответствуют социальные потребности, основная среди которых – потребность в самореализации. Важным аспектом анализа потребностей является их иерар­хия. Она объективно предопределена, прежде всего, тем, что усло­вием возникновения интеллектуальных и духовных потребнос­тей является функционирование физиологических систем че­ловеческого организма. Когда потребности определенной группы удовлетворены, они перестают быть актуальными и направлять активность человека и мотивируется переход к следующей более высокой группе потребностей. Однако эту зависимость не следует абсолютизировать. Не всегда потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потреб­ностей, о чем свидетельствуют биографии многих выдающихся людей. Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя счи­тать одинаковой для всех.

Основные черты характера

Характер делает человека уникальным, помогает выделиться из толпы. Для любой личности характерно желание быть принятой обществом, стать частью коллектива, семьи или социальной группы.

Дополнительная информация. Никто не хочет быть изгоем. Поэтому необходимость находиться в кругу других людей – естественная потребность человека.

Чтобы стать частью какого-либо общества, индивиду нужно не только выполнять полезные функции, но и обладать определенным характером. Зная, какие гипотетические черты приветствуются в группе, а какие отвергаются, выстроить общение с людьми будет намного проще.

Негативные черты

Отрицательные личностные черты не приводят индивида к положительным результатам. Негативное проявление характера осуждается в обществе. Среди основных отрицательных качеств характера можно выделить следующие варианты:

  • эгоизм;
  • жадность;
  • мелочность;
  • завистливость;
  • злобность;
  • лживость;
  • самокритичность;
  • трусость;
  • лень;
  • упрямство.

Каждое из перечисленных свойств может диагностироваться у людей по-разному. У одних можно встретить весь «набор» отрицательных черт, у других – несколько самых неприятных «экземпляров».

Психологические качества человека

Как побороть негативные свойства характера

Важно! Некоторые негативные качества могут трансформироваться в положительные, если личность будет работать над собой. Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым

Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым.

Положительные черты

Положительные черты личности позволяют индивиду быть полезным, надежным и ценным в обществе. В каждой эпохе есть «свой» список социально значимых свойств характера:

  • Если в обществе продвигаются идеи, ориентированные на индивидуальные успехи, то трудолюбие, инициативность, целеустремленность, самодостаточность и самостоятельность будут важными положительными качествами личности;
  • Если коллективизм является главной ценностью общества, то индивидуализм будет в нем порицаться и отвергаться. На «пьедестал» будут представлять такие качества, как верность, дружелюбность, стрессоустойчивость.

Несмотря на это, существует целый ряд общечеловеческих ценностей, среди которых можно выделить следующие положительные черты:

  • верность;
  • щедрость;
  • справедливость;
  • скромность;
  • доброжелательность;
  • надежность;
  • честность;
  • вежливость;
  • чувство ответственности;
  • решительность;
  • трудолюбие.

Некоторые положительные свойства могут трансформироваться в отрицательные. Например, не всегда человек может проследить момент, когда упорство становится упрямством, решительность преобразуется в агрессию, а толерантный индивид становится подвержен чужому мнению.

Важно! Чтобы проанализировать наличие положительных и отрицательных качеств характера, нужно обратить внимание на отношение окружающих к индивиду

Отношение окружающих – ключ к самосовершенствованию

Социум является своеобразным зеркалом, которое отражает настоящий облик личности.

1.1. Структура качеств личности материал для семинара по педагогике в школе

1.1. Структура качеств личности

В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобре- тенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих сле- дующие условные названия (по К.К.Платонову).

1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные на- следственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, нацио- нальные и некоторые другие качества личности).

2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, харак- теризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, вни- мания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассо- циации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые спосо- бами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.

3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, уме- ния, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изу- чения школьных учебных дисциплин — ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудо- вой, практической деятельности — СДП (сфера действенно-практическая).

4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содер- жанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, слу- жащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, мо- рально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с по- требностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно — СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравствен- ных качеств (условно — СЭН).

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует

«направленность» — социальная сущность человека.

Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, пред- ставляя сложнейшую целостную систему.

1.2. Знания, умения, навыки (ЗУН)

Знания и их классификация. Знания — проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.

По локализации отражения выделяют:

индивидуальные знания (сознание) — совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действи- тельностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;

общественные знания — продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, нау- ке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуаль-

ные.

По форме отражения ЗУН выделяют:

— знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме,

теоретические знания;

— образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

— вещественные, существующие в предметах труда, искусства — овеществлен- ные результаты деятельности;

— процедурные — те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

Обширна классификация знаний по области и предмету познания; круп- нейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, жи- вая и неживая природа, общество, техника, искусство.

По психологическому уровню выделяют: знание — узнавание, — воспро- изведение, — понимание, — применение, — автоматические действия, — отношение и знание — потребность.

По степени обобщенности: факты — явления, понятия — термины, связи —

закономерности, гипотезы — теории, методологические знания, оценочные знания.

Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти — фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фак- тов — ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или проти- воположности и другим признакам).

Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и второстепен- ные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать поставленные внешними об- стоятельствами задачи.

Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, зна- ние существенных связей и отношений между ними. Понятие — не то, что на- блюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое содержание объ- ектов познания.

Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности — умениями и навыками. Умение оп- ределяется как способность личности к эффективному выполнению деленной дея- тельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и кон- тролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все относящиеся сюда навыки личности.

Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, пе- реходить в навыки. Навыки — это способность выполнять какие-либо действия ав- томатически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык — это автоматизированное умение.

Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и класси- фицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобла- дающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).

ЗУНы определяют так называемую «объемность» личности, т.е. объем сведе- ний, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преоб- разованию информации относятся уже к другой группе качеств личности — способам умственных действий.

1.3. Способы умственных действий (СУД)

Все живые организмы стремятся решить задачи существования, удовлетворе- ния первичных потребностей в пище, продолжении рода, безопасности. Человек преуспел в решении этих задач, создав уникальную цивилизацию — синтез науки, техники, культуры, искусства.

Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации — это мышление.

Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, по- иска неизвестного, предвидения будущего. Мышление — это процесс работы созна- ния, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых зна- ний. ЗУНы — хранящиеся в памяти эмоциональные и знаковые образы и их связи — являются базой, средством для мышления.

Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим образом:

1) по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;

2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обоб- щение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, анти- ципация, гипотеза, эксперимент и др.

3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суж- дение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;

4) по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классически- логические) и разумно-теоретические (диалектико-логические, по В.В.Давыдову). Кроме термина «способы умственных действий» (СУД), в педагогических техноло- гиях применяется и близкий к нему термин «способы учебной работы» (Якиманская И.О.), которым обозначается область процессуальных умений, играющих исключи- тельно важную роль для успешного научения.

Важнейшими общеучебными способами работы (общеучебными умениями и навы- ками) являются:

I. Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учеб- ной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их дости- жения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной рабо- ты на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.

II. Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места в классе — наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.

III. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными ис- точниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектиро- вание; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

IV. Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебно- го материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретиза- ция; индукция — дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказа- тельств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование вы- водов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем.

V. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка дос- товерности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: эко- номической, экологической, эстетической, этической; умение проверить пра- вильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.

Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние действия учащегося (в дальнейшем понятие СУД будет употребляться в расширительном значении, вклю- чающем и внешние действия, и общеучебные умения).

На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так называ- емая «обучаемость» ребенка, т.е. его способность к усвоению знания, учебного ма- териала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность ре- шать теоретические и практические задачи.

1.4. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления (в данном случае — учитель) посылает команды исполнителю (объекту управления — ученику) и должен получать информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невоз- можно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятельности.

Человек по отношению к своей деятельности является и объектом, и субъек- том управления; встречая на пути яму, он принимает решение, дает сам себе коман- ду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия. Такое со- вмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением.

Человек — весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления — одна из главных характеристик личностного развития.

Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым ак- тивным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируются личностью «изнутри».

Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют три интег- ральных качества (психогенные факторы развития): потребности, направ- ленность, Я-концепция (рис. 1).

Потребности. Потребности — это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, эстетическом наслаждении), физиологиче- ские и социальные (в общении, труде, общественной деятельности). Духовные и со- циальные потребности формируются общественной жизнью человека.

Направленность. Направленность представляет собой совокупность ус- тойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирую- щих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убежде- ния, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.

Интересы — осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес — стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес — основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования.

Убеждения, взгляды — субъективные отношения личности к окружающей дей- ствительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенно- стью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствует- ся.

Рис. 1. Самоуправляющие механизмы личности

Социальные установки — готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.

Ценностные ориентации — направленность сознания и поведения на обще- ственные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них .

Мировоззрение — упорядоченная система взглядов и убеждений личности (по-

литических, философских, эстетических, естественнонаучных и других).

Я-концепция. Я-концепция личности — это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений лично- сти о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.

Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую систему ка- честв, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, само- мнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Она свя- зана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п.

Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса са- морегуляции личности — ее уровень притязаний, т.е. представление о том, какого

«места» среди людей она заслуживает.

Виды волевых качеств

«Фундаментом» является сила воли – особое состояние, которое можно назвать своеобразной привычкой психики. Она не всегда бывает врожденной. В большинстве случаев людям приходится ее тренировать: реализуя свои желания и стремления.

Если давать более точное определение, то это умение индивида мобилизовать свой организм и психику так, чтобы воплотить конкретную цель. Если он не отступает от задачи, не перестает действовать на полпути к успеху и не опускает руки после первой же неудачи, то можно считать, что проблем с этой чертой характера у него нет.

К набору особенностей, характеризующих это понятие, приписываются:

  1. Самостоятельность. Это способность работать без помощи со стороны, а также умение критически прислушиваться к советам, анализируя их с точки зрения собственных убеждений и взглядов. Такая личность может сама организовать свою деятельность. Она не ждет подсказок, а также активно отстаивает собственное мнение.
  2. Инициативность – навык искать и находить нестандартные решения и способы их реализации.

Также сюда относят стойкость воли – навык удержания степени усилий. Другими словами, человек сохраняет силу в течение продолжительного времени. Ведь сосредоточиться на день может каждый, а вот упорно двигаться вперед долгие месяцы – проблема посложнее.

Психологические качества человека

Основные понятия

Это комплекс свойств, способствующих выполнению конкретных задач. Сюда входят такие характеристики, как целеустремленность, стратегичность, упорство, дисциплина. Они относительно устойчивы и не зависят от ситуации. С помощью такой совокупности индивидуум может сознательно регулировать свое поведение, взять власть над собой. Часто их рассматривают, как персональную особенность свободы от обстоятельств, страха или лености, которые так часто мешают достичь желаемого. В кратком виде я уже обозначила положительные стороны. Но есть и отрицательные свойства, указывающие на слабость: стеснительность и робость, отсутствие инициативы.

Что влияет на формирование личности

У отдельного индивида эти черты проявляются в разной степени и интенсивности, именно поэтому все люди отличаются друг от друга. Представьте, что внутри каждого из нас есть своя персональная мозаика: она есть у всех, но такой как у вас нет ни у кого.

Вы не найдете на планете двух совершенно одинаковых людей: каждый обладает своей некоторой особенностью, индивидуальностью. Это объясняет конфликты, противоречия и недопонимания между отдельными людьми.

Способности

В обиходе способности -это некие умения, которые позволяют человеку добиваться тех или иных результатов.

Психологические качества человека

Способности делятся на врожденные и приобретенные, имеют целую классификацию:

  1. простейшие способности – умение дышать, видеть, осязать, ходить. То есть сюда входят самые простые человеческие действия и работа органов чувств;
  2. сложные – это те, которым нужно учиться. Например, игра на пианино, рисование, вышивка. Приобретенные способности еще называют социально-обусловленными, так как человек с ними не рождается;
  3. общие – присутствуют у всех, но в разной степени. Например, у всех есть способности к обучению, но кто-то хватает новый материал на лету, другому на изучение того же требуется гораздо больше времени;
  4. специальные – есть не у всех и основаны на имеющихся у человека определенных задатков. Например, Моцарт написал свою первую симфонию в возрасте 8 лет, на что способен ни каждый ребенок. Именно такие люди часто становятся выдающимися личностями;
  5. теоретические – заключаются в умении ставить и решать теоретические задачи с помощью абстрактно-логического мышления. Если сказать проще – решать задачи в уме;
  6. практические – умение ставить перед собой практические задачи и решать их. Сюда входит разработка плана, разбивка его на крупные и мелкие действия, успешное их осуществление в жизни;
  7. коммуникативные – примером хороших способностей этого рода может служить человек, который умеет налаживать с другими эффективное взаимодействие: влиять на людей, решать конфликтные ситуации, добиваться желаемого, располагать к себе и находить общий язык;
  8. предметно-деятельностные – умение обращаться с предметами.

Темперамент

Темперамент объясняет то, как человек проживает различные психические состояния в связи с разными жизненными обстоятельствами. Два человека с разными темпераментами, столкнувшись с одной и той же ситуацией, скорее всего, среагируют по-разному.

Например, они оба потеряют ценную вещь. Один расстроится, немного попереживает, а на следующий день будет улыбаться как ни в чем не бывало. Второй расстроится так сильно, что впадет в депрессивное состояние, из которого его потом будут вытаскивать лучшие психологи города. Пример утрирован для более ясного понимания, что такое темперамент.

В психологии существует всего 4 типа темперамента, предложенных всеми известной исторической личностью – Гиппократом:

  1. – сюда относятся ранимые, тревожные люди, плохо воспринимающие критику, опускающие руки при малейшем препятствии. Они быстро устают, склонны впадать в уныние и депрессии (что это?).
  2. тип характеризует вспыльчивых, несдержанных, быстро раздражающихся людей. Их реакции импульсивны, но несмотря на это, они быстро успокаиваются и продолжают себя вести как ни в чем не бывало.
  3. Флегматический – это спокойный, уравновешенный человек, предпочитающий состояние бездействия и созерцания. Он медленно раздражается, но долго держит негативный запал. Чтобы вывести его из себя, нужно очень постараться, но потом берегитесь. Флегматик консервативен, сложно адаптируется к новым условиям, но при этом усидчив и имеет высокую работоспособность.
  4. – к этому типу принадлежат веселые, оптимистичные, легко адаптирующие люди. Это сильные личности: пример одного из них – вышеописанный человек, который потерял нечто ценное, но продолжает дальше радоваться жизни. По статистике сангвиник добивается больших успехов в обществе, так как видит перед собой меньше преград – он просто обходит их стороной.

Формирование социально значимых качеств личности

«Мир ценностей, — отмечает И. Сушков, — превращается в особый объект активности человека, когда целью. становится приобретение человеком определенных ценностных признаков, даже если это иногда вредит удовлетворению непосредственно биологических потребностей, но способствует развитию сообщества. Это может проявляться как через овладение материальными ресурсами, имеющими ценность в сообществе, так и через формирование определенных психологических, духовных характеристик личности, придающих ей самодостаточную ценность в данном сообществе» (108, с. 178). Какие же существуют специфические социально-психологические характеристики личности? Можно выделить четыре группы социально значимых качеств личности.

Первая группа

— социально-психологические способности, обеспечивающие как адаптацию, так и самореализацию личности в общении и социальном взаимодействии. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев относят к ним способности глубоко и правильно оценить сложившуюся ситуацию (социальное воображение), учитывать различные позиции других субъектов (социальный интелект), предвидеть возможные последствия своих действий для себя и других

(социально-перцептивные способности) (97). Социальное воображение

— термин, введенный в отечественную психологию по аналогии с термином «социологическое воображение» (автор термина — Р. Миллс). Социальное воображение рассматривается как «способность человека понимать свой собственный опыт и определять свою судьбу, мысленно помещая («воображая») себя в реальные рамки данного периода развития общества, осознавая свои возможности и возможности других людей» (103, с. 46). Понятие это на сегодняшний день чисто описательное, умозрительное, но тем не менее практически важное. Если на уровне научного исследования мы пока не можем измерять уровень развития социального воображения у конкретного человека, то на уровне обыденного наблюдения и житейского анализа в большинстве случаев можем определить, наделен ли человек этой способностью. Она проявляется в его умении видеть себя в некотором реальном социальном контексте и строить свою жизнь в соотнесении с ним (в данном случае не важно — в согласии ли, в противостоянии, важно, что социальное поведение соотносится с контекстом социальных условий).

Социальный интеллект

— это способность понимать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Связь социального интеллекта с тем психическим образованием, которое в психологии принято обозначать как интеллект, не столь элементарна, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, как и все другие социально-психологические способности, социальный интеллект вторичен по отношению к базовым психическим процессам и образованиям, поэтому он зависит от уровня развития интеллектуальных структур человека. А с другой стороны, высокий уровень общего интеллектуального развития вовсе не обязательно предполагает развитый социальный интеллект. Последний — специфическое, самостоятельное дарование. Примером развитого социального интеллекта могут служить люди, сведущие в сложных, многоходовых интригах, разрабатывающие многоступенчатые политические комбинации и

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Развитие личностно профессиональных качеств

Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.

Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств

Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности

Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.

Главные профессиональные качества

Самыми главными качествами являются:

  1. умение работать одной командой с коллективом;
  2. быстрая обучаемость и гибкость;
  3. инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
  4. способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
  5. умение отстоять и аргументировать своё мнение;
  6. скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
  7. умение точно следовать должностным инструкциям;
  8. коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.

Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их

Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором

Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.

Социально-психологические качества

Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.

Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.

Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.

Психологические черты и социальные характеристики образуются при условии наличия коммуникативного взаимодействия с социальными подгруппами. Социальные особенности личности отображают основополагающие ее черты, которые позволяют людям завладевать определенными позициями в социуме.

Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и астеники.

Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.

Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.

Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они интроверты, не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.

Социально-психологические качества личности обусловливаются:

– содержанием миропонимания человека;

– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;

– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;

– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;

– неординарным проявлением комплекса различных качеств.

Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.

Что это такое в психологии

Внутренний мир людей включает в себя особенности характера, приобретенные знания и умения. Под качествами личности человека в психологии подразумевают позитивные особенности и свойства.

Каждый человек – индивидуальность, отличающаяся чертами характера, интересами и потребностями, умением расставлять жизненные приоритеты. Это влияет на общественные отношения и помогает (или мешает) людям добиваться конкретных целей.

Чтобы стать личностью, человек проходит сложный путь формирования. На качества людей влияют регулятивные механизмы:

  • внешние – потребности, интересы, направления;
  • внутренние – самооценка, сознание, уважение и т.п.

Обратите внимание! В человеке важны качества психологические (характер, темперамент, душевное состояние). Они направляют индивида, делают его способным (или неспособным) к взаимодействию с другими, к выполнению определенного вида деятельности.


Личностные качества

В этот мир все приходят с нулевым запасом знаний и способностей, но уже с задатками темперамента, определяемого состоянием нервной системы и физиологическими особенностями. На дальнейшее формирование личностных качеств человека влияют такие аспекты:

  • условия, в которых растет ребенок;
  • предпринимаемые к нему воспитательные меры;
  • взаимоотношения вне семьи;
  • даже перенесенные в детстве болезни.

Под влиянием этих факторов из одних вырастают флегматики и меланхолики, из других – холерики и сангвиники. Кто-то стремится к общению, строя планы на жизнь и добиваясь целей. Иные отгораживаются от мира и зацикливаются на удовлетворении личностных потребностей.

Понятие способностей

Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.

Психологические качества человека

Уникальная способность

Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.

Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.

Общие и специальные способности

Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.

Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности

Совершенствование

Первые этапы формируются в детском возрасте. И огромную роль в этом деле играет воспитание, предоставляемое родителями. Если они балуют свое чадо, делают все, что он попросит, и стремятся всячески ему потакать, то, скорее всего, он вырастет капризным, в отрицательном смысле упрямым с пассивными склонностями. Это влечет за собой некую опасность, так как войдя во взрослую жизнь, индивид будет ожидать подобного родительского поведения и от окружающих.

Но если мама с папой изначально выставляют малышу серьезные требования (не путать с деспотичными), то уже с ранних лет ребенок научится достигать поставленных задач. И один из эффективных способов для этого — отдать его в кружок. Но выбрать его должен именно он, так как навязывание увлечений чревато негативными последствиями в будущем

Важно не полностью контролировать интересы детей, а способствовать их развитию

Допустим, мальчик или девочка очень любят рисовать. Значит такой аспект, как увлеченность, уже присутствует. Но второй фактор – терпеливость и дисциплинированность, необходимо создавать. Поэтому стоит давать малышу задания по рисованию, хвалить результаты и предоставлять награду за достижения.

Но заниматься развитием можно и во взрослом возрасте, хотя сделать это будет намного сложнее, если привычка в самодисциплине отсутствует. Рассмотрим один из способов пошагово:

  1. Выбрать инструмент. Подразумевается сфера, где будут прикладываться силы: профессия, интересы и хобби. Лучший вариант – избрать ту область, где опыт находится на нулевой отметке. Тогда прогресс будет виден намного ярче.
  2. Постановка задач. В первое время они должны быть небольшими. Так, например, мужчина, впервые пришедший в тренажерный зал, вряд ли поднимет штангу весом 100 кг. То же самое и в программировании, писательстве или живописи. Если сразу ставить себе глобальные цели, можно быстро «перегореть», не получив желаемый результат.
  3. От простого к сложному. Как только вы начинаете уверенно выполнять простейшие действия, то увеличивайте сложность. Иначе есть риск остаться на прежнем уровне.
  4. Записывайте. Фиксируйте успехи и анализируйте и неудачи. Это придаст дополнительную мотивацию и предотвратит дальнейшие ошибки.

Психологические качества человека

Формирование и значение личностных качеств

Принято делить все качества на положительные и отрицательные. Однако иногда показывать негативные стороны характера необходимо. Допустим, преданность руководству компании будет совсем не на руку подчиненному, если в отношении него начинается произвол. В таком случае, здоровая доля агрессивности может помочь отстоять собственное мнение, либо же прекратить неудовлетворительные рабочие отношения.

Психологические качества человека

Если взглянуть на тему статьи с психологической точки зрения, то качества личности определяют свойства индивида, темперамент, взаимодействие с окружающей средой и самим собой, а также являются показателем его знаний и умений.

Психология дифференцирует качества личности по разным критериям, а также выделяет характерные типологии в зависимости от совокупности этих показателей. Стремление разложить все «по полочкам» дает возможность «интерпретировать» человека буквально за пару часов общения. Такие умения ценятся в специалистах, которые занимаются подбором персонала, однако способность определять «кто есть кто» будет полезна и для простого обывателя, ведь такой навык необходим для самосознания. Критически оценивая собственные силы, легче работать над собой. А это значит, пытаться искоренить отрицательные черты, развивая положительные.

Как утверждают психологи, качества человека разделяются на врожденные и приобретенные. Лидерство, доброта, агрессивность, коммуникабельность – все это уже заложено в человеческом генотипе и проявляется задолго до школьного возраста

Родителям нужно вовремя акцентировать внимание на особенностях ребенка и грамотно корректировать их. А все потому, что приобретенные качества играют не меньшую роль в становлении личности

Они формируются в семье и в социуме.

Игнорирование врожденных качеств сына или дочери становится благоприятной почвой для будущих психологических проблем. Поэтому умение выявлять, поощрять и искоренять определенные свойства личности будет полезно людям, которые стремятся улучшить собственные качества и быть в гармонии с окружающим миром.

Подводя итоги, следует сказать, что приведенный выше список основных положительных качеств ограничен, так как в рамках одной статьи расширить его невозможно. Однако во всем должна быть золотая середина. Бывает, что чрезмерный альтруизм сказывается губительно, поскольку рано или поздно приводит к потребительскому отношению. Быть человечным, добрым и отзывчивым – хорошо, но умение четко следовать собственным убеждениям предопределяет скрупулезную работу над собой.

Бесспорно, что мнение специалистов в оценки качеств – это объективный фактор. Гораздо важнее самокритично относиться к себе и выявлять слабые и сильные стороны для их дальнейшей корректировки в зависимости от ситуации.

Что такое волевые качества личности

Волевые качества личности – это выработанные годами, опытом и регулярными вызовами самому себе психологические установки. Можно определенно сказать, что с силой воли не рождаются, ее следует развивать на протяжении всей жизни. Состоит воля из нескольких составляющих, которые, в свою очередь, являются сильными чертами характера, если их тренировать. Волевые качества личности осуществляются в три этапа, которые содержат отдельные элементы силы воли. Элементы существуют и самостоятельно, и, дополняя друг друга. Если развить все элементы воли, то индивид с таким крепким характером сможет преодолеть любые сложности на жизненном пути.

Волевые качества личности в психологии состоят из следующих элементов характера, которые входят в базовые волевые качества личности:

  1. Целеустремленность. Означает умение человека установить желаемый результат, к достижению которого придется приложить усилия;
  2. Инициативность. Умение индивида направить свои физические и моральные ресурсы на действия, которые вскоре помогут достичь желаемого;
  3. Самостоятельность. Свойство человека «фильтровать» советы и предложения посторонних лиц, иными словами, полезный навык никого не слушать, делать по-своему, следуя своим принципам;
  4. Выдержка. Другими словами сдержанность, т. е. сознательное ограждение от эмоций и чувств, которые выступают в роли сомнений;
  5. Решительность. Умение обдумать, обосновать и принять непоколебимое решение. Синоним решительности, хотя и более разрушительный, – импульсивность, т. е. торопливое, необдуманное принятие решения.
  6. Смелость. Индивид может принять решительные действия, несмотря на собственные страхи и риск;
  7. Энергичность. Умение человека направлять свои физические и моральные ресурсы на достижение цели;
  8. Настойчивость. Индивид умеет взвешивать свои силы так, чтобы их хватило на преодоление возникающих препятствий на пути к цели. Однако настойчивость имеет тонкую грань с обратной, неразумной чертой характера – упрямством, которое выражается в неразумной трате энергии в попытке добиться своего;
  9. Организованность. Человек умеет распоряжаться своим временем, распределять физические и материальные ресурсы во благо дела;
  10. Дисциплинированность. Индивид может и подчиняет собственное поведение в пользу общепринятых норм и порядка;
  11. Самоконтроль. Человек властен над своими эмоциями, контролирует свои чувства, способен «фильтровать» их, исходя из принимаемых решений.

Психологические качества человека

Волевой человек умеет взвесить все «за» и «против»

Как человеку развивать качества личности

Формирование личности начинается с первых лет жизни. В последующем качества можно только корректировать. Работа должна вестись в нескольких направлениях: от постановки языка жестов до развития индивидуальных способностей, приоритетных в выбранной профессии.

Без активной жизненной позиции, способа существования, направленности действий, управления эмоциями и желаниями добиться нужного уровня в развитии невозможно. Формирование позитивных личностных черт должно базироваться на развитии интеллекта и повышении уровня культурности.


Нужно начать с самоанализа

Существует несколько методов, первый шаг всегда один – анализ собственного состояния. Он помогает определиться с теми качествами, которые следует развивать. Адекватная оценка личностной значимости поможет поставить цель, определиться с выбором примера для подражания и разработать пути достижения результата.

Без самодисциплины и уверенности в себе здесь не обойтись. Формирование себя как личности – процесс длительный, но стоит того, чтобы приложить к нему усилия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]