Как вылечить заикание у подростка: эффективные способы


Наиболее часто признаки заикания проявляются в невозможности потокового воспроизведения связной речи, выражающейся в непроизвольном дублировании отдельных слогов и звуков, необязательными паузами и удлинением проговаривания как отдельных слов, так и словесных конструкции (словосочетаний и предложений).

Подобные нарушения чаще всего связаны с периодическими спазмами мышечного каркаса лица. Такие сбои могут возникать по психологическим (стрессы), неврологическим (общая незрелость или активное, опережающий возможности организма рост нервной системы), либо физическим причинам (органического поражения головного мозга вследствие врожденных патологий или травм, ударов по черепной коробке).

К органическим (физическим) поражениям относят: родовые или приобретенные в детстве черепно-мозговые травмы, различные нейроинфекции, патологии (как правило перинатальные. Например; гипоксия асфиксия и т.д.).

Психологические обстоятельства включают глубокое нервное расстройство вследствие затяжного стресса, рост страхов (фобий) и комплексов ребенка из-за высокой конфликтности окружающей среды. В частности, на уровень конфликтности влияют:

Чрезмерно строгое воспитание родителей (физические наказания и моральное давление, унижение); Частые семейные ссоры и скандалы; Неблагополучное социальное окружение (в школе, дворе, при общении через интернет посредством игр, соц. сетей и тд.)

В этом случае логоневрозы проходят на фоне высокой тревожности и нарушений сна (бессонница, повышенная чуткость, сокращенные фазы глубокого сна, вызывающие подавленность и синдром «постоянной усталости» и т.д.)

Также заикание зачастую комплексно связано с сопутствующими нарушениями воспроизводства звукопотока:

  • Алалией — поздним сроком начала самостоятельной связной трансляции речи;
  • Дислалией — невозможностью артикуляции отдельных звуков, вызванной неврологическими причинами;
  • Дизартрией — нарушением проговаривания слов и звуков ввиду ограниченной подвижности речевого аппарата;
  • Ринолалией — искажения в речевом аппарате из-за деформаций, вызванных небно-глоточным не смыканием (простореч.: «заячья губа», «волчья пасть» и тд).

Причины заикания у подростков

В основном патология появляется в детском возрасте: в 3 – 4 года. Если диагностируется заикание у подростков или взрослого человека, это значит, что не была проведена коррекция в свое время или она была неадекватной. Но бывают и такие случаи, когда патология появляется впервые в подростковом возрасте, а до этого речь нормальная.

В тех случаях, когда патология впервые появляется у подростков, это случается по нескольким причинам:

  • генетическая предрасположенность, когда имеются нарушения в функционировании нервной системы, при воздействии провоцирующих факторов они приводят к заиканию или другим речевым расстройствам;
  • неврологическая патология;
  • наличие других дефектов речи, при этом нарушение может быть незначительным и не мешать подростку, но вызывает страх и спазмы;
  • непростые отношения в семье, школе, компании;
  • конфликты, стрессы;
  • непомерные нагрузки на подростка — как физические, так и психологические: сложная учебная программа, контрольные, зачеты, экзамены;
  • неблагоприятная обстановка — неблагополучная семья, дефицит внимания со стороны родителей, их безразличие к ребенку;
  • противоположная ситуация — слишком высокие требования, предъявляемые родителями, давление и ожидание от него отличной учебы, хороших результатов во всех сферах. При этом родители не учитывают особенности развития своего ребенка, его характер и способности;
  • травмы центральной нервной системы — при рождении или после;
  • инфекционные заболевания, интоксикации, эндокринные нарушения, при которых страдает головной мозг, особенно если они протекают тяжело;
  • судорожные реакции.

Какая бы ни была причина, заикание — не просто речевой дефект. В большинстве случаев это нарушение функционирования нервной системы с множеством последствий. Поэтому устранение заикания у подростков — комплексная задача, в решении которого принимают участие несколько специалистов: логопед-дефектолог, невролог, психолог или психиатр.

2.Причины

Общеизвестна и очевидна роль социально-психологических факторов в развитии заикания. К таким факторам относятся ситуации острого и хронического дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после чего речь может на какое-то время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый микроклимат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний конфликт, и т.д. Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе практически всегда лежит та или иная психогения.

Однако патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по сути, неясным. За последнее столетие выдвинут ряд серьезных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но все они, в лучшем случае, являются лишь более-менее удачными моделями, способными ответить на часть вопросов и не решающими проблему в целом. Так, до последнего времени недооценивалась, по-видимому, роль генетических факторов (наследственная предрасположенность могла бы объяснить, кроме прочего, преобладание лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в частности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разных вариантах и чем именно определяется клиническая специфика при одинаковых, казалось бы, начальных условиях.

Не всегда удается найти в анамнезе причину (в том числе в сфере бессознательного и вытесненного), которую можно было бы счесть достаточно серьезной: многие дети и взрослые, пережившие более чем тяжелые психотравмы, никаких признаков заикания не обнаруживают.

Электрофизиологические, томографические и прочие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменениями в структурах головного мозга, – в частности, зоны Брока́, функционирование которой непосредственно ассоциировано с речью.

Ситуация дополнительно осложняется тем, что заикание нередко развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством испытывает огромный дискомфорт по поводу своей «неполноценности» (особенно если подвергается насмешкам или иному прессингу), может замкнуться, впасть в тяжелое депрессивное состояние, начать страшиться и избегать речевой коммуникации вообще, оставить всякие попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, таким образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.

Исследования в данной области осуществляются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, однако на сегодняшний день методики коррекции (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) являются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что в свою очередь открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.

Посетите нашу страницу Неврология

Общие рекомендации при лечении заикания у подростков

Действия родителей должны начаться с консультации специалиста. Логопед изучит анамнез, характеристики речи, расспрашивает о перенесенных заболеваниях, травмах, возможных причинах, которые привели к расстройству.

Самолечение по советам знакомых, без очного осмотра специалиста недопустимо. Так вы можете еще больше ухудшить ситуацию.

После осмотра логопед направляет пациента на консультацию к узким специалистам:

  • невролог проводит исследование с целью выявления отклонений в нервной системе. Для этого используются рентгенография черепа, электроэнцефалография, реоэнцефалография, МРТ, КТ;
  • оториноларинголог исключает болезни ЛОР-органов, которые могут повлиять на речь;
  • психолог работает с личностными нарушениями.

При необходимости с подростком работают и другие врачи: эндокринолог, психиатр.

После полной диагностики логопед подбирает тактику лечения заикания у подростков. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно выполнения упражнений самостоятельно. Сложные ситуации, когда дефект присутствует постоянно, мешает обычной жизни, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.

Обычно терапия длительная: может потребоваться не один год, чтобы справиться с проблемой. Важным условием является непрерывность лечения: завершили один курс, немного отдохнули, и начали следующий курс. Выполняйте все рекомендации логопеда. Если вы будете относиться к дефекту речи у подростка наплевательски, он будет брать пример с вас и не будет стараться.

Помните: только совместные усилия логопеда, родителей и самого ребенка помогут добиться результата.

Даже после выздоровления вам следует быть настороже: при неблагоприятных условиях заикание у подростков может рецидивировать. Поэтому очень важно устранить все факторы риска: избегать стрессов, уменьшить нагрузки в школе, создать благоприятную атмосферу дома.

Заикание в детстве

При логоневрозе необходимо обязательное лечение. Предпочтительно проводить лечебный курс как можно в более раннем возрасте. Ни в коем случае нельзя ждать пока «само пройдет» или ребенок «перерастет». Проблемы с заиканием практически никогда сами не проходят.

Важность излечения заикания в ранний детский период обусловлена активно формирующимися навыками социализации в период взросления. Ребенку очень важно обучиться полноценно контактировать с окружающими.

Запущенное невротическое замыкание гарантировано повредит социальной адаптивности ребенка: станет причиной заниженной самооценки, развитию психологических комплексов (например, к публичным выступлениям или вообще логофобии — боязни и заговорить с кем-либо), приведет к низкой школьной успеваемости и степени обучаемости, к тяжелым нервным срывам, усугубляемым гормональной активностью подросткового периода.

Дыхательная гимнастика

При заикании у подростка происходит спазм мышц, участвующих при артикуляции. Тип дыхания грудной, а значит поверхностный. Поэтому устранение заикания у подростков начинается с выработки глубокого диафрагмального типа дыхания.

После занятий диафрагма разрабатывается и связки становятся подвижнее настолько, что ребенок начинает правильно использовать дыхание в процессе речеобразования, соблюдать темп вдоха и выдоха. Исчезают запинки, связанные с недостатком воздуха, а значит — проходит страх, подросток становится раскрепощеннее.

Техник дыхательной гимнастики много, наиболее эффективны и популярна методика Стрельниковой А. Н. Методика основана на ритмичных дыхательных движениях с преодолением сопротивления диафрагмы.

Техника такая: ребенок делает резкий вдох, при этом совершает какое-либо движение, задействуя мышцы диафграмы. После серии вдохов делает спокойный выдох, затем — новая серия вдохов. А так несколько повторов.

Для примера приведем несколько упражнений:

  1. «Ладошки» — подросток стоит или сидит, руки вдоль тела. Во время нескольких последовательных резких вдохов он должен ритмично сжимать кулаки: и так 8 раз. Затем выдох и новая серия вдохов;
  2. «Насос» — ноги врозь, руки вдоль тела. Во время вдоха ребенок должен согнуться вперед, руки свисают, спина округлая. Выход — возвращается в исходную позицию;
  3. «Обними плечи» — руки перед собой и согнуты в локтевых суставах, ладони смотрят вниз, предплечья друг на друге. При вдохе нужно обнять себя за плечи, руки при этом образуют треугольник.

Механизм возникновения логоневроза, заикания

Механизм возникновения логоневроза (заикания) довольно сложен. Необходимо учитывать роль предрасполагающих и разрешающих факторов. К предрасполагающим факторам относятся неблагоприятные условия преморбидного развития, которые могут замедлить, или реже ускорить, приостановить или извратить развитие речи. Если это предрасположение выражено в сильной степени, то логоневроз может наступать под влиянием даже незначительных или невыясненных разрешающих воздействий. Заикание связано с межполушарной асимметрией и доминантностью полушарий головного мозга. Иногда у детей с заиканием наблюдается леворукость. В этих случаях заиканию способствует неумелая попытка пе6ревоспитания леворукости, которая нарушает соотношение между доминантным и недоминантным полушариями.

Народные средства

Народные средства могут быть эффективными при устранении заикания у подростков. Но они не могут заменить другие методы коррекции: лекарственную терапию, физиопроцедуры, массаж, занятия с логопедом и психологом. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом, прежде чем начать лечение. Тем более, некоторые средства имеют противопоказания — только специалист подскажет все нюансы.

Наиболее часто средства используются:

  • внутрь — душица обыкновенная, цветы лаванды, костянка, липовый цвет;
  • наружно (ванны) — с розмарином, пионом.

Коррекция логоневроза в МЦ «ВЕРАМЕД»

В клиниках сети вы можете посетить психолога и невролога, получить консультацию логопеда и рефлексотерапевта, знающих, какое новое лечение или последние достижения, коррекционные техники применяют в мире для коррекции проблем с речью. Специалисты «ВЕРАМЕД» готовы предложить комплексное лечение заикания, а также отдельные процедуры, логопедические занятия, массаж, иглоукалывание, – то, что прописал ваш лечащий врач. Цена услуг конкурентна и доступна, а опыт и квалификация наших специалистов позволяют быть уверенными в профессиональном подходе к деликатной проблеме. В их руках – обширные знания, самые современные терапевтические методики и новое оборудование. Запишитесь на прием в Одинцове или Звенигороде по телефону единого кол-центра.

Логоритмика

Лечение заикания у подростков при помощи логоритмики направлено на улучшение речевой ритмики и создание плавной, выразительной речи. Упражнения влияют на дыхание, движения, сенсорику и речедвигательную сферу. Также подобные занятия положительно влияют на эмоционально-волевые качества пациента, делают его более активным.

Во время занятий ребенок совершает движения, при этом ритмично произносит какие-либо звуки.

Для занятий нужна музыка — с разным темпом (быстрый, умеренный, ускоренный, замедленный, стремительный), который помогает ребенку быстро переключиться с одного типа движения на другой. А также необходим речевой материал — скороговорки, ритмичные предложения.

Примерная программа может быть такой:

  • вводные упражнения — ходьба для умения контролировать движения, умения ходить в разном темпе;
  • распевание для разработки речевого дыхания, координации пения с движениями рук;
  • пение и его координация с ходьбой — направлено на развитие ритмического слуха, внимания, понимания характера и темпа музыки;
  • упражнения на координацию напевной речи с движениями — ребенок учится управлять своими мышцами;
  • прослушивание музыки, упражнения для стимуляции музыкальной памяти;
  • игровые упражнения для выработки эмоциональности и стимуляции образности мышления;
  • заключительное упражнение спокойного характера.

А можно произносить скороговорки: сначала короткие (в течение 2 недель), постепенно выбирая более сложные и длинные, с труднопроизносимыми звуками и словами.

Формы логоневроза, заикания

Логоневроз (заикание) — это сложное нарушение речи, когда ее плавное течение прерывается судорожными спазмами речевой мускулатуры, проявляющееся расстройством нормального ее ритма, искажением, непроизвольными задержками, а также вынужденными повторениями отдельных звуков и слов вследствие функционального заболевания нервной системы.

Логоневроз (заикание) проявляется в трех формах: клоническая — повторение несколько раз слова; тоническая — судорожное произношение первой буквы; вторичное заикание встречается при патологии речи, эпилепсии, невротических расстройствах. Волнение усиливает заикание. Какая клиника логоневроза, какие симптомы логоневроза? При логоневрозе человек заикатся в начале слова, или в середине слова, или в начале и в середине слов.

Массаж

Массаж устраняет возбудимость речевых центров, восстанавливает регуляцию речи. Для устранения заикания у подростков используется точечный, зондовый или сегментарный массаж. Специалист воздействует на:

  • зону шеи;
  • область верхнего плечевого пояса;
  • мимическую мускулатуру;
  • мышцы губ, языка;
  • зона гортани.

Массажист поочередно массирует перечисленные области. Сначала разглаживает их, потом постукивает (вибрация), растягивает кожу и мышцы. Для каждой области свой комплекс движений. Массаж языка и губ можно проводить с помощью специальных зондов. Они действуют точечно, стимулируя определенные точки.

Эффект может быть заметен после первой процедуры: мышцы расслабляются, спазм устраняется, речь становится плавной, без запинок и пауз. Для закрепления результата необходим полный курс из 10 – 12 сеансов. После небольшого отдыха, продолжительность которого определяется индивидуально, начинают повторный курс.

Попросите логопеда научить вас приемам самомассажа. Выполняя массаж самостоятельно как дополнение к основному курсу лечения, вы можете добиться большего эффекта.

Лечение

Существует несколько методик лечения заикания. Одна из основных — дыхательная гимнастика. Комплекс упражнений направлен на расслабление мышц шеи, тренировку глубокого дыхания и диафрагмы, участвующей в образовании голоса.

Логопедические занятия проводятся индивидуально или в группе, их задача – сформировать у ребенка навыки самостоятельной речи, чувство ритма, расслабить мышцы и снять эмоциональное напряжение. Длительность курса может быть разной, – от нескольких месяцев до года, в зависимости от выбранной методики. Отзывами пациентов оправдывают свою эффективность такие методы лечения заикания, как сегментарный и точечный массаж, психотерапия, аутотренинг, рефлексотрапия. При комплексной терапии возможно лечение логоневроза медикаментами.

Другие способы терапии

Как мы уже говорили, наибольший результат будет при использовании нескольких методов коррекции. В комплекс терапии заикания у подростков, кроме вышеперечисленных, входят:

  1. Лекарственная терапия — препарат врач подбирает индивидуально. Это могут быть ноотропы, седативные средства, витаминные комплексы, иммуностимуляторы. Желательно их применять одновременно с другими методами лечения;
  2. Занятия с логопедом помогают формировать правильную артикуляцию и дыхание;
  3. Занятия с психологом (групповые, индивидуальные) прививают навыки самоконтроля, помогают избавиться от психологических проблем, преодолеть комплексы, адекватно относиться к своей проблеме: не зацикливаться на нем, но и не делать вид, что все нормально. Это поможет подростку с заиканием почувствовать себя более уверенным, равным своим сверстникам. Он приобретает психологическую устойчивость, что конечно же поможет ему и в дальнейшей жизни;
  4. Физиотерапевтические процедуры помогают снять спазм мышц, усилить кровообращение;
  5. Иглоукалывание подразумевает воздействие на рефлексогенные точки. Специалист устанавливает специальные иглы на точках, которые связаны с речевой функцией;

Обычно лечение амбулаторное. В сложных случаях, например, неврологической патологии, лечение заикания у подростков проводится в стационарных условиях. Когда у родителей есть возможность, рекомендуют санаторно-курортное лечение.

Многие родители задаются вопросом, как быстро избавиться от заикания подростку? Специалисты рекомендуют различные методы релаксации: для каждого человека он свой. Медитации, иппотерапия (лечение лошадьми), арттерапия (лечение рисованием) — предложите ребенку эти методы. Возможно, что-то ему понравится и перерастет в его хобби.

В любом случае будьте рядом со своим ребенком. Переходный возраст — сложный для него период. С вашей поддержкой ему будет легче справиться со своими проблемами.

Методики лечения

Лечение логоневроза необходимо производить комплексно с выработкой индивидуальной стратегии терапии по каждому отдельному случаю. На первом этапе необходимо провести обследование у невролога. Он выполнит диагностику причин возникновения заикания и составит лечебный план.

В России работают несколько медицинских центров, успешно использующих методику молчания для излечения логоневроза.

Однако зачастую клиенты таких центров при всем желании не способны соблюсти условия полной изоляции от семьи и социальной жизни, как по личным — психологическим, так и по разнообразным социально-экономическим обстоятельствам (потеря работы, привычного круга общения и тд.).

Наш обширный практический опыт доказывает, что есть менее радикальные средства успешно изменить привычный паттерн не только у ребенка с различными дисфункциями речи, но и у взрослого заикающегося человека. Мы придерживаемся европейской медицинской методики, в частности: ТМС — транскраниальной магнитной стимуляции.

На сегодняшний день наш медицинский центр — это единственное специализированное учреждение в России, имеющее авторский протокол для лечения логоневроза с помощью методик ТМС. Медицинский персонал центра имеет соответствующие подтверждающие сертификаты на допуск к применению транскраниальной магнитной стимуляции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]