Об авторе
Хосе Антонио Гарсиа Игера
Родился в Мадриде в 1947 году.
Кандидат наук в области психологии. 1999 год. Национальный университет образования (UNED). (Диплом с отличием).
Лицензированный психолог. 1979 год. Universitad Complutense de Madridу
Степень по математике. 1969 год. Universitad Complutense de Madridу
Аккредитованный психотерапевт. FEAP (Испанская федерация психотерапевтов). ASETECCS (Испанская ассоциация социальной когнитивной поведенческой терапии).
Введение
У большинства заикающихся нет иных психологических проблем, кроме тех, которые связаны с их заиканием. Большинство психологических проблем, которые имеют заикающиеся люди, связаны именно с их заиканием. Другими словами, если бы заикающиеся люди могли говорить плавно и гладко, у них не было бы никаких других проблем. Ван Рипер (Van Riper, 1973, стр. 211, 213) сказал: «Невроз, если он присутствует, обычно является результатом травматического опыта говорения … эти заикающиеся люди были несчастны только потому, что они заикались». Эта статья, посвященная психологическим проблемам, связанным с речевыми нарушениями, пытается проиллюстрировать путем описания лечения, избранного в этом конкретном случае, некоторые механизмы и процессы, которые возможно участвуют в развитии психологических проблем у заикающихся людей.
Заикание может породить психологические проблемы, которые, в свою очередь, могут ухудшить речь. Решение проблем психологического характера не всегда выступает прямым следствием улучшения речи. Применение методов когнитивно-поведенческой терапии может быть основополагающим принципом для обеспечения лучшего состояния здоровья в некоторых случаях.
Заикание приводит к тому, что человек обретает опыт потери контроля над своим телом в чрезвычайно важной ситуации – при межличностном общении. Потеря контроля над собственным телом может вызвать ситуации, подобным тем, которые были упомянуты Ван Рипер (Van Riper, 1973, стр. 330). При этом возникающая блокировка настолько интенсивная, что для ее устранения требуется вмешательство извне. Ван Рипер сравнивает этот опыт человека с результатами, полученным при экспериментах с собаками, которые неизбежно подвергались наказанию. Эти ситуации породили феномен приобретенной (выученной) беспомощности (Abramson, 1978), который, по предположениям, играет важную роль в зарождении некоторых видов депрессии.
Несколько лет назад (1908) Йеркс (Yerkes) и Додсон (Dodson) установили связь между уровнем активации и показателем производительности. Если мы «слишком мало активированы», то есть пребываем почти в сонном состоянии, наша производительность деятельности будет очень низкой. По мере увеличения активности наша производительность также увеличивается, чтобы достичь своего оптимального уровня. Этот оптимальный уровень производительности соответствует определенному уровню активации, который зависит непосредственно от типа задачи и индивидуальных особенностей личности. Если бы продолжался процесс увеличения активации, то производительность нашей деятельности быстро бы ухудшилась. Заикающийся человек, когда он пытается говорить, должен приложить больше усилий для того, чтобы правильно сформулировать и выразить свои мысли. Прикладывание таких усилий предполагает увеличение активации, соответственно, легко может произойти спад производительности. Столкнувшись с неудачей, у субъекта возникает тревога, которая, в свою очередь, еще больше увеличивает активацию. Это формирует цикл обратной связи, который устанавливает все больше блоков и, наконец, приводит к ощущению потери контроля над собственным телом, обуславливая неизбежность заикания. В психологии потеря контроля над собой традиционно была признана ведущей причиной депрессии. В последние годы неспособность контролировать себя также названа в качестве важного виновника формирования тревожных расстройств (Zinbarg, Barlow, 1992).
Депрессия и тревога – не единственные переживания, которые могут инициировать психологические расстройства, влияющие на заикание. Контроль над речью имеет огромное значение в социальных отношениях. Длительно продолжающиеся неудачи в социальных отношениях порождают чувство разочарования, вины, враждебности и высокого уровня гнева (Van Riper, 1973, стр. 264). Кроме того, неправильное управление возникшими чувствами вины и разочарования может нарушить межличностные отношения, провоцируя дополнительные социальные проблемы, которые могут привести к формированию множества психологических расстройств. Заикающееся лицо может иметь большие трудности, чем не заикающийся человек при взаимодействии в обществе. Избегание, уклонение, бегство от контактов могут вызвать серьезные проблемы в социальных отношениях, которые дают старт психологическим расстройствам. Усилия, которые заикающийся человек прикладывает, когда он говорит, могут иногда казаться ему неподъемными и подавляющими, и он отказывается от социального взаимодействия, ощущая разочарование, злость и враждебность, что, в свою очередь, увеличивает существующие социальные проблемы.
Довольно часто, когда разрешаются речевые проблемы, параллельно улучшается психологическое состояние человека. Однако это не всегда так. Иногда улучшение способностей к выражению своих мыслей приводит к изменениям ожиданий человека и способствует смене социальной среды, что, в свою очередь, может создать новые психологические проблемы. Например, в супружеских отношениях способность свободно выражать свои мысли может привести к перераспределению власти внутри семейной пары, что приводит к проблемам, которые ранее не были так очевидны. При тревогах и депрессивных состояниях важную роль играют существующие древнейшие схемы в мировоззрение человека (Beck, 1969), которые продолжают действовать, даже когда они больше не нужны и даже в тех ситуациях, когда они наносят ущерб. Необходимо дезактивировать влияние таких установленных схем для решения психологических проблем личности.
Методы лечения
Самые эффективные методы лечения можно условно разделить на несколько:
- традиционные гимнастики для улучшения работы дыхательного и речевого аппаратов;
- медикаментозный способ;
- народные средства;
- использование специальных гаджетов;
- акупунктурный метод.
Естественно, ни один из методов не поможет вылечить заикание у взрослых за 1 день, для этого нужна долгая и методичная работа.
А сейчас – о каждом из методов терапии.
Традиционные гимнастики
Дыхательная гимнастика Стрельниковой предлагается практически во всех лечебных центрах. Упражнения часто корректируются под нужды пациента, потому рассказать о принципе их действия можно лишь в общих подробностях. Упражнения при заикании у взрослого человека часто практикуются и после выздоровления, чтобы предотвратить рецидив.
Одно из упражнений направлено на тренировку диафрагмы. Его выполнение поможет улучшить звучание голоса.
Выпрямите спину и встаньте так, чтобы ноги находились на ширине плеч. Руки вам мешать не должны, поэтому их можно опустить вдоль туловища или положить на талию (пояс).
Плавно поверните голову влево (или вправо), сделайте один шумный выдох. Вдохните и поверните голову в другую сторону. При этом останавливаться в центре не надо, сразу же переходите к боковой части. Упражнение нужно повторить 7-8 раз.
Более подробно о дыхательных упражнениях при заикании.
Медикаментозное лечение
Как можно вылечить заикание лекарствами? Знайте, что медикаментозное лечение заикания применяется тогда, когда специалисты не могут помочь пациенту другими способами. Такая терапия редко проходит без сильного воздействия на психику, так как применяемые лекарства относятся к категории транквилизаторов. Эти препараты меняют психическое состояние больного, поэтому без рецепта не продаются.
К категории таких медикаментов относится «Фенибут». Однако его нельзя принимать людям, работа которым требует повышенного внимания к происходящему (водители, грузчики, строители), а также детям.
В любом случае обязательно нужно проконсультироваться со специалистами прежде чем применять любое из средств.
Народные средства
Лечение заикания народными средствами – это, в первую очередь, применение разнообразных травяных настоев. Они помогут облегчить степень заикания взрослому человеку, успокоят психику, приведут сознание в порядок, очистят вас от плохих мыслей. Если вы будете расслаблены, нервная система спокойна, то это наверняка благотворно повлияет и на речевые дефекты.
Вам понадобятся листья крапивы и ромашки (оба компонента необходимы в количестве 100 г). Их можно либо засушить и потом измельчить, либо мелко нарезать. Следующий шаг – добавление в полученную смесь прочих трав, например, мелиссы, зверобоя и вереска. Этих растений понадобится меньше – уже по 50 г.
Залейте травяную смесь кипятком и поставьте настаиваться на полчаса, затем процедите. Пить полученный отвар необходимо несколько раз в день – утром и вечером.
Лечение от заикания в домашних условиях вместе с коррекцией под наблюдением специалиста способно существенно ускорить процесс избавления от этой патологии.
Особые приложения, гаджеты
Как избавиться от заикания раз и навсегда? С помощью современных технологий можно снизить частоту возникновения недуга и сделать речь более красивой, хорошо звучащей. Для этого используют одну из программ, загружаемых на девайс, например, «Speech corrector».
Робот распознает голос человека и в последствии выдает владельцу девайса задания, которые тот должен выполнять, записывая свою речь на диктофон. Обычно цель заданий состоит в следующем: пациент обязан повторять проблемные слова и выражения, пока не научится говорить без заминки.
Иногда требуется решить смоделированную ситуацию и рассказать о выходе из проблемы вслух. Например, какой-нибудь хулиган пытается отобрать у вас деньги, а вы должны дать ему достойный отпор. Программа помогает избавиться от речевых дефектов и выработать уверенность в себе.
Акупунктура
Акупунктурное учение предполагает, что по всему телу человека рассыпаны точки, воздействие на которые улучшает состояние здоровья. Акупунктурные точки повлияют и на состояние речевого аппарата. Это может оказаться самым эффективным упражнением от заикания.
Как избавиться от заикания самостоятельно с помощью такого массажа? Самому его проводить нельзя, потому что можно очень серьезно себе навредить. Обратитесь к специалисту-мануальщику, который назначит вам лечебный курс. Обычно он длится 15 сеансов.
Случай Р.
Р., мужчина в возрасте около сорока лет, поступил на лечение только с одной целью – избавиться от заикания. На первом сеансе он не мог назвать даже своего имени, и был в состоянии составить всего лишь несколько согласованных фраз. Он обратился за помощью к данному методу терапии после неудач, испытанных при лечении другими техниками. Подход Ван Рипера представлял собой определенный план, которого следовало придерживаться в процессе терапии, поскольку было ясно, что другие стратегии просто не будут приняты пациентом.
1.Общие сведения
Заикание, или логоневроз, представляет собой одну из наиболее распространенных и, вместе с тем, сложных проблем, заниматься которой вынуждены специалисты самого разного профиля – от педагогов до нейрохирургов.
По разным оценкам, среди детей заикание встречается в 8-10% от общей популяции, хотя это речевое расстройство может возникнуть не только в детском, но и в любом другом возрасте, независимо от пола, места проживания, расовой и национальной принадлежности. Впрочем, достоверная и тесная связь с полом все же имеется: мальчики страдают примерно втрое чаще, и лечить логоневроз у них сложнее.
Периоды, когда развивающаяся центральная нервная система и, в частности, речевые ее функции наиболее уязвимы для дезорганизующих воздействий, охватывают возрастные интервалы от 2 до 4 и от 5 до 7 лет, когда ребенок получает (и должен переработать, усвоить, запомнить) огромное количество новой для него информации.
Обязательно для ознакомления! Помощь в лечении и госпитализации!
Краткая клиническая справка
Р. – второй сын в семье со средним достатком. У него есть три родных брата. Когда ему было год – полтора, он заболел. Чтобы восстановить здоровье после перенесенной болезни, его отец должен был проводить рекомендованную программу реабилитации, которая требовала больших усилий и самоотверженности на протяжении двух лет. Следуя этой программе, Р. достиг достаточного восстановления самочувствия.
Он покинул школу из-за спонтанно вспыхнувшей паники, которая возникла, когда он столкнулся с вероятной необходимостью разговаривать во время учебного процесса. Он нашел себе работу по профессии, которая не была сопряжена с регулярными контактами с другими людьми.
Функциональная диагностика
Перед началом лечения была проведена функциональная диагностика для определения преобладающего поведения и факторов, оказывающих влияние на поведенческую модель. Эта часть процедуры аналогична фазе идентификации в подходе, используемом Ван Рипером.
Однажды, когда Р. был восьмилетним мальчиком, он начал заикаться в окружении своего отца и дяди, который тоже страдал заиканием. Оба мужчины засмеялись над ним, и его отец, сильно рассердившись, закричал на мальчика и потребовал с суровым порицанием, чтобы тот стал немедленно говорить нормально. Этот случай определил его личность, как заикающегося человека. Отец Р. является властным и авторитетным человеком, который установил свои законы, распространяющиеся на всю семью. Отец продолжал критиковать мальчика каждый раз, когда тот заикался. В других аспектах отец Р. – уважаемый человек, которого любит Р. и другие члены семьи.
Когда он обратился за лечением, беглость и плавность его речи была очень плохой. Например, он не мог назвать свое имя. Причем существующая у него модель поведения – избегание затрудняло любые попытки построить последовательную дискуссию врача и пациента.
Следуя рекомендациям, предложенным Ван Рипером, лечение началось с фазы идентификации, где мы обнаружили слова, которых он боялся, избегал, откладывал произносить. Определив, какие ситуации усиливают его заикание, пациент обнаружил, что недостаток сна, пребывание в слишком расслабленном состоянии, отпуск и праздники, интимные контакты были предшественниками для усугубления его речевых нарушений. Для того чтобы Р. мог свободно и плавно говорить, ему требовалось приложить огромные усилия, что он был не в состоянии сделать, пребывая в слишком расслабленном или уставшем состоянии.
Другим фактором, который усугублял проблему с речью, была длина фразы: произношение длинных фраз было для него невозможным. Были установлены и иные ситуации, которые являлись для пациента проблемными. Таковыми были: просьбы других людей, произнесенные в агрессивном тоне; ситуации, когда ему требовалось самому обратиться с просьбой к другим особам, необходимость предоставить личные данные, требование повторения уже сказанного. Проблемной ситуацией для него была необходимость ответить на телефонный звонок, провести разговор в незнакомых местах, поговорить с неизвестными людьми. Для пациента было затруднительным, а нередко и вовсе невозможным вести разговор более полутора часов.
У обследуемого больного был также выявлен ипохондрический синдром и чрезмерная агрессивность, однако избавление от них не были приняты Р. как цели терапии на этом отрезке лечения.
Лечение заикания у пациента Р.
Уменьшение беспокойства
Первой задачей когнитивно-поведенческой терапии, как и в подходе, предложенном Ван Рипером, являлось устранить чрезмерное беспокойство пациента. У Р. существовало так много ситуаций избегания, что в его реальной среде невозможно было уменьшить или устранить его чрезмерное беспокойство. Именно поэтому была задействована техника, которую Ван Рипер назвал «адаптация» (1973, стр. 289). В других терапевтических подходах такой метод называется «массивная практика» или «техника наводнения». Это довольно простой метод, в процессе применения которого пациент интенсивно и неоднократно подвергается воздействию факторов, внушающих страх. После продолжительного сеанса у клиента возникает чувство усталости или расслабления. В случае Р. после полутора часов адаптации он успокоился. И, как следствие, в качестве парадоксальной реакции, описанной Борковец и его коллегами, у пациента возникло огромное беспокойство (Borkovec and Sides 1979; Heide and Borkovec 1983). Сеанс «наводнения» продолжался, и Р. начал приспосабливаться к охватившему его чувству расслабления. До конца сессии была достигнуто состояние относительного спокойствия пациента. Без такой проведенной работы дальнейшее лечение Р. обернулось бы провалом. Увеличение беспокойства перед возникающим расслаблением обычно наблюдается у ипохондрических личностей (Avia, 1993).
Такой проведенный шаг в терапии имел решающее значение. Огромное беспокойство Р., связанное с его заиканием, значительно уменьшилось, и он отметил, что после терапевтической сессии произошедшее улучшение его речи было впечатляющим. У пациента значительно усилилась мотивация для продолжения лечения, а частота случаев избегания резко снизилась. Это позволило Р. противостоять проблемным для него ситуациям самостоятельно. Например, он включил длинные фразы в свою обычную речь после непродолжительной работы над ними на сеансах терапии. Вскоре он мог вести долгие разговоры, которые не ухудшали качество его речи. Процесс терапии позволил ему продемонстрировать блокировку страха в повседневных ситуациях и перед выдающимися людьми, встреча с которыми не сопровождалась высоким уровнем беспокойства.
На этом этапе терапии была достигнута беглость и плавность речи на высоком уровне. Однако дополнительные успехи стали достигаться значительно медленнее, поскольку ранее обнаруженные у пациента другие психологические проблемы нуждались в устранении. Преодоление ипохондрического синдрома было выбрано в качестве следующей цели терапии.
Техники против заикания
Использование логоритмики для коррекции — отличный способ избавиться от заикания. Упражнения можно делать самостоятельно или вместе с тренером. При коррекции дефектов речи, развитии логического мышления и физической формы они помогут вам быстро прийти в форму.
Гимнастика для дыхания
Артикуляционная гимнастика при заикании используется для улучшения общего состояния организма и высокой концентрации на произношении.
- Ноги на ширине плеч, спина ровная, руки нужно согнуть в локтях и плотно прижать к бокам, ладони должны быть развернуты к полу. Сделайте глубокий вдох, сожмите ладони в кулак, короткий выдох, разжимая кисти. Повторить упражнение нужно не менее 5 раз, делая паузы в несколько секунд.
- Спину держите ровно, ноги вместе. Руки по швам, сожмите кисти в кулаки и прижмите к талии. На вдохе опустите руки вниз, устремляя к полу. При выполнении упражнения напрягайте плечевую часть руки. Повторите 10 раз.
- Ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох и наклонитесь вперед, пытайтесь достать до пола, спина должна быть не прямой, а немного округлой. Повторите 10 раз.
- Руки вытяните вперед и начинайте медленно приседать, поворачивая корпус в сторону. Вдох делайте при приседании, на выдохе принимайте исходное положение. По 8 подходов в каждую сторону.
- Руки по швам, ноги на ширине плеч, тело расслаблено. На вдохе обнимите себя за плечи, слегка закинув голову назад, на выдохе примите исходное положение. Повторите 20 раз. Внимательно отнеситесь к своему здоровью: если есть склонность к обморокам, делайте упражнение без наклона головы.
- Ноги расставьте на удобном расстоянии и сделайте наклон вниз на вдох, поднимайтесь на выдох. Затем вдох и наклон корпуса назад, выдох — исходное положение.
- На вдохе, встав прямо и расслабившись, опустите голову на плечо, на выдохе примите исходное положение, повторите по 10 раз в каждую сторону. Упражнение следует делать быстро.
Дыхательная гимнастика при заикании помогает улучшить приток кислорода к нервным окончаниям и запустить мозговую активность.
Работа над дыханием улучшит качество дикции и укрепит мышцы диафрагмы.
Репетиции перед зеркалом
Прием, который применяют все актеры и дикторы — проговаривание текста, глядя в зеркало. Благодаря частому штудированию стихов, скороговорок и прочего материала человек запоминает, как правильно произносить слова.
Прорабатываются возле зеркала голосовые и речевые уловки с изменением интонации и тембра голоса. Человек может рассказать стих басом, а затем писклявым голоском, тем самым заставляя работать различные мышцы.
Медитации
Медитация поможет соблюдать спокойствие путем вхождения в состояние легкого транса. Делать это нужно в спокойной, тихой обстановке, отделив себя от всех проблем. Расслабление в медитативных практиках — главное условие эффективности процедуры. Абстрагируясь от проблем, человек погружается в свой мир, где он здоров и его не интересуют дефекты речи.
Медитация научит человека правильно дышать и использовать свой голос. Чтобы погрузиться в состояние легкого транса, нужно:
- Включить спокойную музыку.
- Зажечь аромалампу.
- Масла эфирные
Заикание, как следствие невроза, можно ослабить при помощи ароматических масел, которые имеют успокоительный эффект. Лаванда, чайное дерево, чабрец помогут расслабиться и освободить мысли от негатива.
При принятии ванны следует добавить 4 капли лаванды, чтобы укрепить сон и успокоить человека перед важным мероприятием. Втирание в кожу также эффективно. Требуется взять пару капель масла чайного дерева и протереть запястья и ложбинку на шее.
Молчание
Соблюдайте режим молчания при заикании, это поможет разгрузить речевые связки и снять мышечные спазмы. В течение дня используйте его для отдыха.
Массаж
Комплекс ЛФК поможет избавиться от мышечного тонуса и спазмов. Применяют массаж шейноворотниковой зоны.
Можно использовать самомассаж в области горла. Для этого проводят поглаживающие движения, поднимаясь от основания шеи к подбородку.
Альтернативные упражнения
Дыхательные упражнения:
- Удобно сядьте и наклоните голову вперед, сделайте глубокий вдох, задержитесь в положении на 5 сек., выдох — исходное положение. Повторить 20 раз.
- Круговые вращения головой сделайте в левую и правую сторону 10 раз по 2 подхода.
- Удобно сядьте и расслабьтесь, поднимите руки вверх на глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие, выдох – опустите их, повторите 20 раз.
Другие психологические проблемы пациента и их преодоление
В когнитивно-поведенческой терапии цели лечения четко сосредоточены на проблемах, которые способны разрешить пациенты, или они достаточно мотивированы, чтобы справиться с ними. Другие, не менее важные проблемы могут также существовать у клиента, но работа по их устранению должна быть отложена до тех пор, пока проведенный курс терапии не создаст условия, когда пациент будет готов справиться с ними. Такая позиция не препятствует проведению терапии, потому что пациент понимает, что в данный момент решает другие проблемы и достигает других целей. Обычно успех, достигнутый в одной проблемной области, побуждает пациента противостоять следующей проблеме и мотивирует на продолжение терапии. Если пациент прерывает лечение в определенный момент, то результаты терапии, достигнутые до этого момента, обычно консолидируются и даже оказывают влияние на другие аспекты жизни.
У пациента Р. существовали некоторые психотические расстройства, которые мешали проведению эффективного и полного лечения заикания, прежде всего присутствующий у него ипохондрический синдром. Были и другие проблемы, такие как агрессивное поведение, которые вышли на передний план на более позднем этапе лечения, когда произошедшие изменения в жизни Р., обусловленные главным образом приобретенной беглостью и плавностью речи, показали важность их преодоления.
Ипохондрический синдром
У этого пациента расслабленное состояние, особенно связанное с сексом, вызывало значительное усиление заикания и связанного с ним беспокойства. Р. назвал свои ощущения «мучительными».
В религиозном образовании, полученном Р., мастурбация считалась страшным грехом и рассматривалась как причина серьезных болезней, включая сумасшествие, туберкулез и т.д. Когда Р. мастурбировал в первый раз и испытал расслабленное состояние, которое обычно следует за сексом, у него возникли опасения, что он непременно обретет ужасную болезнь в качестве наказания за его поведение. Тот факт, что он спустя годы понял, что мастурбация не может вызвать никаких заболеваний, и он стал последователем агностицизма в своих религиозных убеждениях, уже ничего не мог решить. У Р. уже была создана и закрепилась условная связь между релаксацией после секса и избыточным беспокойством, которую предстояло разрушить в ходе терапии.
Лечение ипохондрического синдрома стартовало с рекомендаций, приведенных Avia (1993). Основным инструментом было использование метода экспозиции ощущений тела. Цель этой методики заключается в том, что пациент отказывается от своего страха перед собственными ощущениями, которые он интерпретирует как болезнь. Когда эти соматические симптомы организма воспринимаются больным как нормальные, вполне возможно их переосмысление и последующая их интерпретация, как вполне приемлемые, нормальные, повседневные ощущения. Метод экспозиции применяется совместно с обучением пациента техникам управления тревогой, которые позволяют быстро снизить тревожность, вызванную симптомами, исходящими из организма. Также действенный способ для уменьшения страха перед собственными физиологическими ощущениями – это переосмысление возникающих телесных симптомов и открытие своего тела, как источника удовольствия. В случае с Р. эта часть лечения была завершена полностью, в том числе пациент смог принять и иные типы телесных ощущений.
На данный момент Р. решил приостановить терапию. Были достигнуты цели экстренного лечения его заикания, но пациент еще не был готов противостоять иным проблемам для избавления от ипохондрического синдрома.
В результате приобретенной беглости и плавности речи, Р. сменил свое место работы на профессию, более соответствующую его интеллектуальным способностям. Когда происходили изменения в его профессиональной деятельности и иных сферах жизни, у Р. возникало желание продолжить терапию. Прикладываемые им усилия по внедрению изменений в его жизнь усилили стресс, и ощущаемые им «муки» увеличивались по частоте и интенсивности. Лечение продолжалось по той же стратегии, что и применялось для улучшения понимания и контроля над его собственным телом. Когда Р. почувствовал, что его «муки» уменьшились и достигли приемлемого уровня, он снова приостановил терапию.
Гнев
В начале терапии супружеские отношения были удовлетворительными, хотя были эпизоды насилия со стороны Р. с утратой им контроля над собственными эмоциями и поведением. Р. словесно нападал на свою жену, которая, защищаясь, укоряя его за то, что он был чрезмерно беспокойный, нечистоплотный и очень агрессивный. У жены Р. отсутствовала достаточная терпимость к насилию. Периодически страстная и громкая речь Р. истолковывалась ею, как атака.
Свободное владение речевой функцией, изменение места работы и способность управлять тревогой обеспечили равновесие в отношениях Р. с его женой. Когда Р. начал лечение, он был более зависим от своей супруги, успешного профессионала. В то время его жена использовала чувство вины, чтобы остановить нападки Р. и упрекнуть его после вспышки агрессии. Изменения, произошедшие с Р., повысили уровень семейного дохода, и его социальный статус стал похожим на положение его жену. Свобода помогла ему создать более крепкие социальные отношения. В целом, появившаяся терпимость к его собственным «мукам» сделала его более устойчивым к реакциям его супруги на вспышки насилия. Все эти факторы, а также повторная терапия Р., способствовали появлению равновесия в супружеской паре.
На этом этапе лечения Р. научился бороться с гневом, следуя программе, подобной той, которая была разъяснена в Weisinger (1988). Способности, достигнутые в управлении гневом, позволили Р. значительно улучшить отношения с женой. Р. оставил терапию без достижения всех возможных целей: агрессия не была полностью контролируемой, и «муки» также продолжали занимать мышление пациента. Уменьшение собственного гнева стало для Р. настолько важной и приоритетной задачей, что он иногда пренебрегал потенциальными последствиями в своих отношениях, такими как развод или потеря того человека, кого он признал «женщиной своей жизни».
Проблемы, побудившие Р. возобновить терапию, не повлияли на беглость и плавность его речи, которая сохранялась на очень высоком уровне.
Эхолалия, заикание, спотыкание, писчий спазм, логорея
Феномены эхолалии — непроизвольное и однократное повторение пациентом фрагментов обращённой к нему устной речи (Wernicke, 1900). Обычно повторяются последние услышанные фразы, слова, причём вслух и с неизменными интонациями. Такую эхолалию называют истинной. Одновременно могут повторяться вопросы собеседника — эхология. При альтернативной их постановке: «…да или нет» — пациент отвечает словом «нет»; если вопрос заканчивается выражением «нет или да», пациент отвечает словом «да». При сочетании эхолалии и речевой итерации повторения могут быть многократными. Эхолалия бывает отставленной, когда повторение происходит не сразу, а спустя некоторое время, — фонографизм.
Последний симптом встречается только у детей, у взрослых пациентов не описан. А.Pick (1902) описал митигированную (облегчённую) эхолалию, при которой пациенты повторяют, несколько видоизменив, только обращённые к ним вопросы. Полагают, что митигированная эхолалия предшествует появлению истинной, в частности это происходит при болезни Пика. Эхолалия встречается иногда в структуре вербальных галлюцинаций.
| Расстройства речи могут встречаться при многих психических расстройствах: от аутизма до шизофрении |
При этом голоса повторяют сказанное пациентом либо озвучивают его мысли или сам пациент непроизвольно повторяет галлюцинаторную речь. Эхолалия наблюдается при кататонии, атрофических процессах, синдроме Каннера, в рамках регрессивных синдромов у детей (физиологическая эхолалия и болезненная обычно разделены у детей известным промежутком времени, но иногда такого промежутка не бывает, если заболевание началось в возрасте двух лет и меньше).
Письменный вариант эхолалии представляет эхография в виде копирования текста, предложенного не для списывания, а в качестве образца. Эхография может проявляться также тем, что при выполнении письменного задания пациенты копируют устные высказывания присутствующих. Так, вместо ответа на просьбу написать своё имя пациент записывает текст просьбы.
Заикание — речь с частым повторением или удлинением её звуков, слогов, слов. Одновременно наблюдаются остановки и нерешительность речи с нарушением её плавного, ритмического течения. Условно относится к системным неврозам. Чаще начинается в детстве, в возрасте от 18 месяцев до 9 лет. Нередко возникает остро, после нервного потрясения. Острые пики начала заикания обнаружены между 2–3 и 5–7 годами. В этом случае появлению заикания предшествует мутизм (от лат. mutus — немой). В других случаях развивается постепенно в неблагоприятной речевой среде (заикание у сверстников и взрослых, повышенные требования к речи, форсированное изучение иностранного языка и др.), чему может способствовать соответствующее предрасположение. В начальном периоде заикания преобладают тонические судороги в вокальной, а иногда и в дыхательной мускулатуре, отчего пациенты «тянут» звуки. Позже присоединяются тонико-клонические судороги в артикуляционой мускулатуре, в речи добавляются повторения слогов, слов. В некоторых случаях заикание наступает только при ускорении темпа речи — биттаризм. Речь делается толчкообразной, с остановками для дыхания, нарушается произношение отдельных слов.
| При нарушениях речи советуем обратиться к психиатру |
В развитии заикания выделены следующие фазы:
- первая фаза протекает в дошкольном возрасте. Расстройство проявляется эпизодически, длится недели, месяцы, сменяясь длительными периодами нормальной речи. Более часто дети заикаются, если бывают взволнованы, огорчены, если им нужно сказать много и быстро или в ситуации речевого давления. После этого периода значительная часть детей выздоравливает;
- вторая фаза относится к обучению в начальной школе. Периодов нормальной речи не бывает, либо они небольшие. Дети осознают своё заикание и воспринимают себя как заик. Заикание касается основных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);
- третья фаза длится начиная с 8 лет и завершается в подростковом возрасте. Заикание при этом возникает и усиливается в определённых ситуациях (вызывают в школе для ответов к доске, в разговоре с незнакомыми людьми, по телефону, при совершении покупок, ожидании насмешек и т. п.). Некоторые слова страдают больше, чем другие;
- четвёртая фаза продолжается с юности. Наблюдается логофобия — страх и преувеличение тяжести заикания, пациенты боятся слов, звуков, речевых ситуаций, обнаруживают сенситивные идеи отношения, подавленность. Пациенты нередко подменяют одни слова другими, избегают общения, предпочитают больше молчать, не желая обращать на себя внимания, делаются неуверенными в себе не только в отношении речи.
Большинство лёгких случаев заикания завершается выздоровлением либо значительным улучшением речи. В преодолении заикания важное значение имеют устранение логофобии, обучение навыкам нормальной речи, устранение психотравмирующих ситуаций.
От невротического отличают неврозоподобное и органическое заикание. Неврозоподобное заикание возникает на фоне органического повреждения мозга. При этом с самого начала преобладают тонико-клонические судороги в артикуляционной мускулатуре, наблюдаются также тикоидные гиперкинезы. Интенсивность заикания мало зависит от волнения и ситуаций. Реакция на заикание не достигает степени выраженной логофобии. Выявляются органические черты психики. Органическое заикание обусловлено гиперкинезами в артикуляционной и дыхательной мускулатурах. Реакция личности на заикание может отсутствовать или представлена незначительно. Обычно наблюдается значительное психоорганическое снижение личности.
Спотыкание или речь взахлёб, нечёткость речи (полтерн) — расстройство беглости и темпа речи. Речь неритмичная, состоит из быстрых, резких вспышек и остановок речи, не имеющих отношения к грамматической структуре предложения. Нарушена мелодика речи. Повторений слов, слогов не бывает. Могут быть трудности в подборе слов и построении фраз. Расстройство связано с органической патологией мозга. Осознавание дефекта речи неполное.
Писчий спазм (графоспазм, судорога писчая) — нарушение навыков письма, аналогичное заиканию. Обусловлено тоническими судорогами мышц пальцев кисти с нарушением их синергизма. Одновременно могут быть судороги мышц предплечья, плеча и шеи, а также боли в руке. Иногда, напротив, развивается парез мышц кисти, в других случаях преобладает болевой синдром. Указанные расстройства исчезают тотчас после прекращения письма и когда пациенты бросают перо. Другие мануальные навыки не нарушаются. Возникает у многопищущих в неблагоприятных условиях: повышенные требования к письму со стороны, а также отрицательное отношение индивида к такой деятельности. Возникает обычно в зрелом возрасте, чаще у мужчин с тревожно-мнительным и истерическим характером. Реже наблюдаются иные профессиональные дискинезии: у скрипачей, парикмахеров, представителей других ручных профессий. Полагают, что развитию профессиональных дискинезий способствуют перегруженность двигательного аппарата соответствующего навыка, эндогенное предрасположение, местная дисциркуляция крови, церебральный атеросклероз.
Логорея (от греч. rhoia — течение, истечение) или вербомания — неконтролируемое речевое возбуждение с ускорением устной речи, речевой поток. Способность слушать окружающих теряется или изначально отсутствует. Сборная группа нарушений речи. Логорея может быть обусловлена насильственным говорением у пациентов с речедвигательным автоматизмом. Пациенты сообщают, что вынуждены говорить много и быстро из-за некоего влияния на них извне («гипноз», «психотропное оружие» и т. п.). Много, быстро и обычно очень громко говорят маниакальные пациенты, при этом они как бы теряют способность думать про себя, страдает их внутренняя речь. Чрезмерная говорливость может наблюдаться у пожилых пациентов, они также теряют способность думать про себя. Чрезвычайная болтливость встречается у некоторых психопатов. Письменная логорея представлена графоманией — пустым многописательством, обычно претенциозным, претендующим на признание.
К содержанию
Повторное возвращение к лечению ипохондрического синдрома
Наконец, после нескольких лет хороших семейных отношений Р. вернулся к продолжению терапии из-за стресса, вызванного ранее знакомыми обстоятельствами, которые увеличили его «муки».
После короткого курса обучения, направленного на более спокойное преодоление его проблем, при проведении функциональной диагностики была установлена взаимосвязь между перебоями в его отдыхе, умением управлять гневом и возникающими страданиями. Такой вывод стал основой для продолжения терапевтической работы, ориентированной на принятие пациентом возникающего чувства разочарования, обретение контроля над эмоцией гнева и спокойного отношения к «страданиям». Последствия перерывов покоя больше не интерпретировались Р. как негативно влияющий факт на его чувства, которые возникнут на следующий день. Однако тревога у пациента не была устранена полностью. В это время мы начали контролируемое воскрешение первоначальных разочарований, связанных с прежними нападками его отца. В когнитивно-поведенческой терапии воспоминания детства рассматриваются с учетом того, что они, вероятно, установили набор поведенческих реакций, которые срабатывают, даже в тех случаях, когда они больше не являются функциональными. Эти механизмы аналогичные предшествующим установкам, которые были упомянуты Ван Рипером (Van Riper 1973, стр. 337). Автоматический ответ Р. на разочарование и был такой предшествующей установкой, срабатывающей при необходимости решения проблемы, и вызвал «страдания». Переосмысление старой ситуации и возникающих при ней эмоций преследовало цель – найти альтернативное решение вопроса для того, чтобы в первую очередь избрать и внедрить новую модель поведения (Arnz and Weertman, 1999; Littrell, 1999).
Самостоятельный анализ и повторное изучение «страданий» Р. привели к возникновению чувства вины, напрямую связанной с криком отца и строгим требованием, чтобы он говорил нормально. Такое отцовское насилие породило в Р. чувство вины. Он чувствовал, что сделал что-то такое, чтобы заслужить то, что он называл «божьей карой». Его отец обладал абсолютной властью, и обжалование его мнения и решений было не возможным. Р. ощущал тотальное чувство вины, потому что он не мог сделать элементарных вещей, которые делают другие люди, – говорить свободно и плавно. Такое положение, в свою очередь, вызывало гнев, обращенный и на отца, и на самого себя, а также переживания, порожденное чувством вины, которые он называл «страдания». Вспоминая эти ситуации с максимальной интенсивностью эмоций, теперешний Р. с его актуальными знаниями и способностями мог сказать предыдущему Р., что он не заслуживает ни такой огромной критики, ни «божественной кары». Когда он осознал это, то во время сеанса исчезли его «страдания» и разрушающие эмоции. Он также понял, что проводимая мастурбация породила такой же стиль мышления. Он чувствовал огромную собственную вину за то, что он самостоятельно угрожал себе болезнью и наградил себя «божественной карой». Поняв и прияв этот факт, «страдания» пациента практически исчезли, а, если бы они снова появились, он уже обладал способностью быстро изменить свое мышление, приняв возникающие чувства.
Обсуждение
Лечение Р., как и терапия большинства других случаев, является незавершенной работой. Последовательность его лечения была такова: сначала усилия были направлены на преодоление заикания, затем проводилось лечение ипохондрического синдрома (в течение двух лет), вопрос преодоления гнева и стабилизация семейных отношений (6 месяцев) и, наконец, повторное возвращение к проблеме ипохондрии (3 месяца). В ситуации с Р. все еще имеются некоторые нерешенные задачи, которые адресованы для устранения гнева, но, возможно, что этот пациент более не нуждается в дополнительной поддержке при решении собственных проблем.
Примечательно, что Р. приобрел свою социальную идентичность, как заикающийся человек. Такая идентичность до сих пор еще сохраняется. Иногда у Р. возникают некоторые блоки, протекающие без беспокойства, даже если предстоит разговор с важными персонами, например: с генеральным директором его компании. Роль его отца весьма значима в жизни пациента: она отягощает заикание Р. и способствует появлению гнева.
Выводы
Заикание может быть связано с существованием различных психологических проблем. В случае с Р. эти проблемы включали неспособность пациента управлять гневом и наличие ипохондрии. Обычно все психологические проблемы, связанные с заиканием, образуют единую цепь, в котором связь между отдельными компонентами хорошо установлена и закреплена. В случае Р. заикание вызывало чувство вины, в свою очередь, переживания вины провоцировали усиление заикания. Страх перед вероятными «страданиями» негативно повлиял на его речь, в то время как неудачи, испытанные при говорении, вызывали «муки». Чтобы добиться повышение плавности и ускорение беглости речи, сначала может понадобиться приложить усилия для решения существующей психологической проблемы. Для Р. вначале потребовалось разорвать связь между его расслабленным состоянием и возникающим беспокойством, для того, чтобы он смог добиться улучшения речи.
Приобретение плавности и беглости речи не обязательно означает полное решение психологических проблем. Нефункциональные установки должны быть устранены, а деструктивные схемы должны быть изменены для обретения жизненного благополучия. Еще один важный аспект, который проиллюстрирован случай Р. Дело в том, что понимание ситуации не обязательно подразумевает решение проблемы. Часто необходимо устранение повышенной чувственности и изменение в наборах ответов (установленных схемах). Когнитивно-поведенческая терапия обладает инструментами для эффективного решения многих из этих проблем.
Другой аспект, продемонстрированный случаем Р., заключается в том, что решение проблем с речью приводит к глобальным изменениям в жизни заикающегося человека, которыми пациент также должен научиться управлять. Если существуют нерешенные психологические проблемы, которые выступают препятствием для свободного ведения разговора, то такие проблемы через время могут стать более очевидными или могут препятствовать прогрессу пациента. Это произошло с Р. в аспекте управления собственным гневом.
Случай больного Р. уникальный, поскольку существующие у него психологические проблемы были тесно связаны с факторами, лежащими в основе его заикания. Но также важно помнить: у большинства заикающихся людей отсутствуют какие-то особые или необычные психологические проблемы, кроме тех, которые вызваны непосредственно заиканием.
13 августа 1999 г.
Узнать о лечении заикания гипнозом можно на сайте психолога, гипнотерапевта Геннадия Иванова.
Специалисты
Лечение заикания у детей и взрослых схожи. В зависимости от определения причины проявления речевого дефекта назначается лечащий врач. Их несколько, иногда одним больным занимаются два и более специалиста.
- Невропатолог и психиатр – назначают медикаментозное лечение для решения проблемы заикания.
- Психотерапевт назначает психотерапию в зависимости от особенностей человека: гипнотизирование, тренинги.
- Психологом изучается психосоматика и человеческая личность. Сначала больной выводится из психологического барьера. Его обучают находиться в социуме и принимать решение в стрессовых ситуациях.
Логопед является тем специалистом, который исправляет речь параллельно с оказанием помощи другим специалистом. Он помогает усовершенствовать речь, использовать дыхательные упражнения, выговаривать буквы и звуки.
Целью его терапии является не исправление неправильного произношения, а помощь в осознании того, что слова могут строиться в предложении легко в независимости от патологии. Больной уменьшает свой страх перед заиканием.
Иглорефлексотерапевт работает с улучшением кровообращения. Применяемые сеансы отвечают за определенный орган, в целом методика помогает при легких стадиях заикания. Заикания достаточно редкое явление, может корректироваться долгое время. Если вовремя начать бороться с патологией и диагностировать верный фактор развития проблемы, то шансы на избавления от этого нарушения речи резко увеличиваются.