Стоит ли лечить компьютерную зависимость у подростка


Статья:

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами.
Сотовый телефон, компьютер или планшет — такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но мама занята. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: На, поиграй. Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

В раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром.

Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Компьютер не дает такой возможности.

Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм.

Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Вначале развивалась компьютерная игровая зависимость у взрослых. Затем компьютерная зависимость появилась и у детей. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

  • Игровая, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.
  • Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в «реале». Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества.
  • Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый серфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на «одноклассниках», то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие «интересные факты» и самые красивые места мира.

Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни?

Опасность компьютерной зависимости

Вам, уважаемые родители и педагоги, вероятно, кажется, что страшнее наркотической и алкогольной зависимости из всех прочих ее видов нет ничего. И по большому счету, вы правы. Однако не менее опасна компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Ясно, что как таковая эта зависимость не представляет угрозы жизни и физическому здоровью самого зависимого и его окружающих, но так ли это на самом деле?

Несколько фактов

  1. Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему.
  2. Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток — до 2-3-х часов с перерывами.
  3. В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость».
  4. Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка.

Обследование лиц с компьютерной игроманией

Обследование лиц с компьютерной игроманией - Веримед
Прежде чем составить план лечения компьютерной игровой зависимости, врач проводит диагностику. Сначала он беседует с клиентом, чтобы выяснить, насколько далеко зашла ситуация и какие проблемы доминируют.

Говорить о наличии проблемы принято, если ярко выражены такие симптомы:

  • когда больной рассказывает об игре или принципах интернет-серфинга, его настроение значительно улучшается;
  • увлечь пациента чем-то, кроме ПК, невозможно — его больше ничего не интересует;
  • когда человек играет в онлайн-игры, он вообще не замечает, что происходит вокруг него;
  • если больному начать рассказывать о вреде длительного сидения за компьютером, он начинает злиться, конфликтовать;
  • самостоятельно зависимый не может решить, в какое время выйдет из-за ПК;
  • во время серфинга в Сети зависимый забывает о своих обязанностях и физиологических потребностях (если ему не мешать, он может целый день не есть и не пить, целую неделю не принимать душ и пр.);
  • во время общения с окружающими клиент готов говорить только на компьютерные темы.

Еще одна особенность игромании — частый прием стимуляторов. Как известно, игры утомляют. Чтобы взбодриться, не выключая компьютер, зависимый часто пьет крепкий кофе или чай, различные вредные стимулирующие напитки.

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
  • Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
  • Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
  • Ребенок начинает есть возле компьютера.
  • Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.
  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
  • Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.

Мой ребёнок зависим или нет? Как определить, когда стоит волноваться

лечение игровой зависимости

Порой бывает сложно определить, ребёнок просто увлечённо играет или уже зависим и не может остановиться. В таком случае необходимо понаблюдать за ним некоторое время.

Важно обращать внимание на следующие моменты:

Настроение

Ребёнок с зависимостью часто раздражителен, зол, плохо контролирует свои эмоции, особенно когда речь заходит о компьютерных играх. Однако быстро успокаивается, получив возможность играть. Здесь важно уточнить, что злость на маму, которая вырвала из рук гаджет – закономерная реакция и для здорового подростка. Незрелая психика работает медленно, поэтому, чтобы избежать конфликта и подготовить ребёнка к окончанию игры, предупредите его заранее, что время подходит к концу («осталось 5 минут»). Если по истечении этого времени ребёнок достаточно спокойно расстался с игрушкой – проблем нет.

Время в игре

детская зависимость игр

Геймеры часто просто не могут ограничить себя в этом удовольствии. Они готовы отказаться от еды в пользу игры, плохо ложатся спать, прогуливают занятия, чтобы посидеть за компьютером или в гаджете. Бывает, что родители сами провоцируют такую ситуацию, изначально отказывая ребёнку в праве на игру. Если в расписании дня есть чёткое время, отведённое на развлечение – ребёнок меньше тревожится по поводу игры, он точно знает, что получит желаемое вовремя и никто его не накажет.

Финансовые затраты

Ребёнок начинает настаивать на необходимости вкладывать деньги в игру, в улучшение технических характеристик телефона или компьютера. Карманных денег ему не хватает. Возможны кражи из дома.

Общение со сверстниками

Интересы зависимого ребёнка сильно сужаются. С друзьями все разговоры в конечном счёте сводятся к игре. Игроман начинает сокращать количество прогулок с приятелями, под разными предлогами оставаясь наедине с игрой.

Если ваш ребёнок достаточно легко отвлекается от игры, спокойно расстаётся с гаджетом, ведёт активную социальную жизнь, у него нет проблем со сном – всё хорошо. Игры – это развлечение, одно из тысячи возможных. И ругать ребёнка за желание себя развлечь неразумно.

Насколько компьютер вреден для здоровья?

Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей.

Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки).

Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование — правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.

Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

Можно ли разделить игры на опасные и не опасные?

зависимость игр подростков

На самом деле, нельзя назвать конкретные жанры игр, вызывающие стопроцентную зависимость. Любая игра, сделанная достаточно качественно, продумано, красочно, может привлечь внимание ребёнка и заставить его снова и снова возвращаться к экрану.

К сожалению, разработчики игр вынуждены создавать притягательные миры с секретными уровнями, интересными сюжетами, бонусными системами, иначе их продукцию перестанут покупать. Да и зависимость возникает не у всех игроков.

Если рассмотреть приложения по отдельности, то можно найти для каждого набор ключевых навыков, необходимых для успешного прохождения.

На данный момент существует множество классификаций игр. Мы рассмотрим одну из самых простых, имеющую непосредственное отношение к психологическим аспектам. Игры делятся на шесть жанров:

Действия (Экшен)

Направлены на физические навыки игрока, успешность прохождения зависит от скорости реакции, хорошей координации зрения и моторики. Для этих игр очень важны характеристики компьютера или телефона, на которых они установлены, поскольку от качества прорисовки деталей зависят действия человека.

Типичная задача для игрока этого жанра – собрать все необходимые предметы, победить всех «монстров», найти выход из локации. Некоторые игры предполагают активную работу в команде. Всё это развивает умение быстро принимать решения, мыслить стратегически, просчитывать ходы заранее, а также позволяет сбрасывать лишнюю агрессию. Однако вместе с тем, экшен-игры легко затягивают своей активностью и вызывают быстрое утомление нервной системы. Желательно ограничивать время, проводимое в подобных играх, чтобы давать возможность отдохнуть психике, а телу – размять не только пальцы.

Симулятор

виды игровой зависимости

Отличная возможность для ребёнка попробовать себя в различных ситуациях. Например, там можно управлять самолётом или собственным рестораном. Здесь главное помнить, что симулятор не даёт стопроцентной передачи реальности, а показывает только часть жизни.

Стратегии

Игры, требующие качественного мыслительного процесса. Как правило, игроку предлагается роль руководителя государства, компании или группы, и некая цель, к которой он должен привести вверенных ему людей.

Периодическое увлечение этим жанром развивает стратегическое мышление, умение видеть ситуацию широко и с разных точек зрения, принимать неоднозначные решения, думать на перспективу. Здесь перерывы необходимы, чтобы дать мозгу передохнуть, иначе вероятность совершить ошибку увеличивается.

Ролевые игры

игромания у детей

Дают возможность подростку стать кем-то другим. Не «скромным мальчиком Петей», а «последним потомком короля эльфов», например. Весьма популярный жанр среди детей, особенно неуверенных в себе.

Эти игры, к слову, встречаются не только в виртуальном мире, но и в реальном. Люди переодеваются в любимых персонажей и собираются на различных играх и фестивалях, чтобы прожить более яркую и необычную жизнь.

Если вы заметили, что ребёнок начал сильно погружаться в ролевые игры, посмотрите, насколько насыщена событиями его реальная жизнь. Возможно, ему не хватает сильных позитивных впечатлений. Поскольку каждый персонаж в игре отличается набором особых характеристик, обратите внимание на то, какие особенности выбирает ребёнок. Помогите ему развить эти качества в настоящей жизни.

Приключения (квест)

Лёгкий жанр, где игрок в образе персонажа проходит некое путешествие, преодолевает препятствия, решает задачки. Очень часто такие игры базируются на сюжетах книг и фильмов. Здесь не важна скорость реакции и стратегическое мышление – гораздо важнее наблюдательность и логика. Игроку предлагаются головоломки, решая которые он получает возможность двигаться дальше. В такие игры можно играть всей семьей. Они увлекательны и полезны. Главное – вовремя делать перерыв.

Головоломки

Игры без особого сюжета. Уровни построены на одних и тех же правилах и заключаются в решении логических задач с постепенным увеличением сложности. От игрока требуются концентрация внимания, логическое мышление, немного стратегии и интуиции. В умеренных дозах головоломки способствуют развитию умственных способностей ребёнка.

Таким образом, нет абсолютно плохих или абсолютно хороших игр – всё хорошо в меру и вовремя. Главное правило как для детей, так и для взрослых – играть в удовольствие и в строго отведённое для этого время. Риск появления зависимости сильно снижается, если человек ведёт активную, насыщенную жизнь, а игра выступает приятной приправой к ней.

Но что же делать, если проблема все же возникла?

Никакие убеждения, уговоры, угрозы не будут иметь эффекта. Скорее всего, вы вызовете к себе агрессию, а сам игроман еще глубже погрузится в выдуманный мир, так как в реальном его «никто не понимает». Зависимость от компьютерных игр у подростков опасна тем, что человек находится в непростом периоде жизни. Время, когда он должен искать свое место в обществе, начинать строить отношение с противоположным полом и сверстниками, оказывается упущенным. В дальнейшем это вызовет психологические проблемы иного толка.

Проявление симптомов компьютерной зависимости должно насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам, которым подскажут, как справиться с компьютерной зависимостью у детей.

Особенности лечения интернет-зависимости у подростков в нашей клинике

Методики терапии подбираются исходя из степени тяжести заболевания. Так, тяжелые формы интернет-зависимости у подростков требуют медикаментозного лечения в сочетании с психотерапией. Для избавления от пагубных привычек, оно должно поддерживаться волевыми качествами и мотивацией самих пациентов. Но поскольку у большинства молодых людей они отсутствуют, процесс существенно затрудняется.

В таких условиях специалисты «Клиники Маршака» оказывают комплексную психологическую поддержку и проводят фундаментальную работу с родственниками больного. Лечение интернет-зависимости у подростков строго индивидуально.

Для записи на консультацию позвоните нам или закажите обратный звонок на сайте.

Диагностика компьютерной зависимости

Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен, очень сложно. Первый шаг в лечении пациента — это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования.

Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности.

Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью?

«Дочь ночами сидит в социальных сетях, а по утрам ее невозможно разбудить в школу», «ребенок часами играет в компьютерные игры и больше ничем не интересуется» — такие жалобы часто можно услышать от родителей современных подростков.

По данным опросов большинство подростков в среднем проводят в интернете 3-4 часа в сутки: они смотрят фильмы и видеоролики в режиме онлайн, общаются со сверстниками, «блуждают» по различным сайтам и играют в онлайн игры[1].

Привязанность современных подростков к виртуальному общению иллюстрирует эксперимент, проведенный в г. Санкт – Петербурге. Из 70 подростков, получивших задание попробовать прожить определенное время без компьютера и мобильного телефона, только 3 (!) человека смогли продержаться 8 часов без каких либо средств коммуникации. Остальные прервали этот опыт, потому что у них возникли беспокойство, страх, жар, головокружение и другие неприятные ощущения. Все симптомы прошли, как только у них появилась возможность взять в руки мобильный телефон или включить компьютер[2].

Ученые утверждают, что общение в интернете наиболее популярно в возрасте от 15 до 25 лет[3]. Популярность интернета среди подростков и молодых людей может объяснить тем, что в подростковом возрасте огромное значение приобретает общение со сверстниками. Интернет, представляющий практически неограниченные возможности для общения, становится для многих подростков основным средством коммуникации.

Особенно привлекательным виртуальное общение может стать для тех детей, у которых по тем или иным причинам, не получается установить хорошие отношения с окружающими в «живом» общении. С помощью ухода в компьютерную реальность подросток стремится отвлечься от проблем и удовлетворить потребности, которые он не может удовлетворить в реальной жизни: ощутить, что есть вещи, которые у него хорошо получаются, почувствовать, что он связан с другими людьми Особые возможности подросткам предоставляют видео – игры, в которых виртуальная реальность позволяет экспериментировать со своей идентичностью (они могут быть более раскованными, чем в реальном мире или участвовать в игре в роли лидера). Онлайн игры и социальные сети позволяет испытать иллюзорное ощущение принадлежности к группе, выстроить виртуальное подобие личных отношений. Возникает замкнутый круг: тем больше времени ребенок проводит за компьютером, чем больше появляется трудностей в реальной жизни, от которых хочется убежать в виртуальный мир.

Что такое интернет зависимость?

Психологи описывают интернет-зависимость как неспособность остановиться при использовании интернета, потерю интереса к другим способам времяпрепровождения, раздражительность и агрессивность в случае невозможности выйти в интернет. Специалист по проблемам интернет-зависимости, психолог Кимберли Янг перечисляет следующие признаки этого расстройства:

— ощущение полного поглощения интернетом;

— неспособность следить за временем;

— на интернет уходит все больше времени;

— неудачные попытки уменьшить количество времени, проводимого за компьютером;

— проблемы с окружающими людьми (в семье, школе, среди друзей), отдаление от них:

— стремление скрыть от окружающих количество времени, проведенного в интернете;

— резкое изменение настроение в лучшую сторону при выходе в интернет[4].

По данным отечественных психологов, симптомы интернет-зависимости наблюдаются примерно у 13% российских подростков[5]. Одним из наиболее распространенных ее видов является игровая зависимость (неконтролируемое влечение к онлайн играм). Другой вид – чрезмерное пристрастие к социальным сетям.

Зависимость от интернета отрицательно сказывается на учебе, отношениях со сверстниками и в семье. Кроме того, интернет зависимые подростки постепенно теряют навыки, необходимые для «живого» общения. Им становиться сложно понимать и прогнозировать поведение людей, понимать их эмоции.

В своей книге «Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя» К. Николаев и Ш. Абдуллаева приводят описание следующего эксперимента:

«Сотрудники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сравнивали две группы школьников. 51 человек провели пять дней в летнем научном лагере, где было запрещено пользоваться электронными устройствами, а 54 человека из той же школы жили дома, в привычной обстановке, со всеми гаджетами.

До и после эксперимента обеим группам показали видеосюжеты и фотографии с веселыми, грустными, злобными и испуганными лицами, предложив назвать эмоции, которые переживают герои. В первых тестовых заданиях, проведенных до посещения лагеря, все участники сделали в среднем по 14 ошибок. Но после отдыха от гаджетов среди участников эксперимента этот показатель упал до 9. Исследователи пришли к выводу, что дефицит реального общения провоцирует утрату необходимых социальных навыков, потому что невозможно учиться невербальной коммникации с экрана[6]».

Подростки, преимущественно общающиеся через интернет теряют чувствительность к нюансам и оттенкам человеческих взаимоотношений. Это приводит к тому, что в общении со сверстниками они чувствуют себя еще более неуверенными и напряженными и часто стараются по возможности избегать их.

Предотвращение интернет-зависимости

Что могут сделать родители, чтобы помочь предотвратить развитие интернет-зависимости у подростка? В первую очередь необходимо работать над выстраиванием с детьми теплых, дружеских отношений. Дети, которые знают, что родители интересуются их жизнью, готовы выслушать и поддержать их в трудную минуту скорее всего, будут стараться справиться с жизненными невзгодами, а не убегать от неприятностей в виртуальный мир.

Большое влияние на детей оказывает и модель поведения, которую они наблюдают в семье. Если подростки, видят, что сами родители пользуются интернетом не больше, чем это необходимо и получают удовольствие от «живого» общения, они могут (чаще всего неосознанно) ориентироваться на пример родителей при построении собственных отношений со сверстниками.

Психологи считают, что подросткам необходимо чувствовать свою принадлежность к коллективу, ощущать себя компетентным и успешным в какой-то деятельности, иметь с кем-то близкие доверительные отношения. Родители могут помочь ребенку удовлетворить эти потребности вне виртуальной реальности, если будут способствовать развитию у ребенка увлечений и хобби, помогут ему найти группу сверстников со схожими интересами (например, предложат подростку наиболее подходящий для него кружок, спортивную секцию, мастерскую, летний лагерь), поддержат его стремление к поиску новых друзей (предоставят ребенку возможность привезти друзей домой или окажут помощь при организации интересного совместного мероприятия со сверстниками).

Дети, которые находятся в хороших отношениях с родителями, чувствуют их поддержку, имеют множество интересов и друзей в реальной жизни, скорее всего, смогут противостоять соблазнам виртуальной реальности успешнее.

Как помочь подростку справиться с интернет-зависимостью

Предложить универсальный способ решения этой проблемы невозможно. Все зависит от особенностей ребенка, отношений в семье, того, насколько сильна зависимость от интернета и т.д. Можно описать лишь некоторые принципы, на которые родителям полезно ориентироваться при общении с подростком.

Ребенок легче примет запреты и ограничения в том случае, если будет уверен, что родители хорошо к нему относятся искренне беспокоятся о нем. Иначе запреты родителей могут восприниматься ребенком как посягательство на его самостоятельность, наталкиваться на активное сопротивление ребенка, просто из принципа «на зло»

Женщина обратилась на Телефон доверия в связи со сложностями с дочерью подростком. Девочке не нравилась школа, в которой она училась; у нее были сложные отношения с одноклассниками, среди которых она чувствовала себя «белой вороной» и учителями. Мать девочки особенно огорчалась из-за того, что все ночи ребенок проводил в интернете (возможно видя в этом «отдушину» на фоне сложностей реальной жизни). Родители, хотели чтобы ребенок получил хорошее образование, и пытались добиться от нее высокой успеваемости, но ни наказания, ни попытки ограничить проводимое за компьютером время ни к чему ни приводили. Ребенок все равно находил способы выйти в интернет вне дома или через мобильный телефон.

В ходе разговора с психологом была найден другой способ поведения, направленный на то, чтобы постепенно выстроить с девочкой более теплые, доверительные отношения и помочь улучшить ее эмоциональное состояние. Речь шла о том, чтобы попробовать открыто поговорить с дочерью о существующих трудностях, обсудить с ней возможности перехода в более подходящую для нее школу и предложить ей пригласить в гости нескольких девочек, с которыми она общалась преимущественно в социальных сетях. Позвонившая на телефон доверия женщина отметила, что хотела бы продолжить работу с психологом над улучшением отношений с дочерью уже не по телефону, а очно.

Чтобы помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости надо не только запретить подростку проводить слишком много времени за компьютером, но и помочь ему в решении психологических задач: поиске себя, формировании устойчивой самооценки, развитию отношений с окружающими в реальном мире. Это поможет подростку заменить компьютер, чем-то не менее интересным в реальной жизни.

Упомянутый выше американский психолог Кимберли Янг предложил родителям чрезмерно увлеченных компьютером детей руководствоваться следующими правилами:

  1. Ограничить время проведенное за компьютером. Родитель, а не сами дети должны решать, сколько времени они пробудут за компьютером.

Причиной для обращения на телефон доверия послужили сложности во взаимодействии с 14 летним сыном, которая, по мнению матери слишком много времени проводит в интернете (общается в социальных сетях и играет в игры). Женщина отметила, что несмотря на хорошие отношения с сыном, ее не устраивает, что сын почти все свободное время проводит интернете, часто опаздывает в школу и почти не уделяет внимание учебе (учится в основном на «тройки»). Она добавила, что долгое время пыталась поговорить с мальчиком и донести до нее свою обеспокоенность, однако несмотря на то, что на словах ребенок соглашался с доводами матери, поведение сына не менялось. В какой-то момент она с помощью технических средств ограничила возможность доступа в интернет несколькими часами, Первоначально это вызвало агрессивную реакцию, но после этого сын смирился с ограничениями. Выяснилось, что после того, как время доступа к интернету для ребенка было ограничено, произошло множество положительных изменений: мальчик не вспоминал про интернет, стал более активно заниматься уроками, вести себя спокойнее, больше читать художественной литературы, вовремя ложиться спать, перестал опаздывать в школу, даже его отношения с мамой стали более дружелюбными.

  1. Установить для ребенка перерыв каждые двадцать минут для того, чтобы дать отдохнуть глазам и мускулам. Такой перерыв напомнит ребенку, о существовании реального мира вне монитора.
  2. Поощрять детей на то, чтобы играть в обучающие игры, а не просто в развлекательные.
  3. Предложить ребенку другое занятие, с помощью которого он мог бы добиться уважения окружающих (например, спорт, игра на музыкальных инструментах или настольные игры).
  4. Помочь ребенку справиться с трудностями в школе. Никогда нельзя точно определить, являются ли плохие оценки следствием чрезмерного увлечения компьютером, или наоборот, ребенок садится за компьютер, чтобы отвлечься от школьных проблем[7].

Чтобы решить проблему интернет-зависимости к каждому подростку необходимо выработать свой индивидуальный подход, который бы учитывал индивидуальные особенности ребенка, его интересы, отношения с родителями, ситуацию в семье в целом и то, насколько сильна зависимость от интернета. Часто для этого имеет смысл получить консультацию психолога, который не вовлечен в семейную ситуации и может увидеть ее со стороны, более нейтрально. Помочь лучше понять существующие трудности и составить план помощи подростку в преодолении интернет-зависимости могут консультанты Детского телефона доверия.

Круглосуточную, бесплатную и анонимную помощь по телефону можно получить на линии Детского телефона доверия 8 800 2000 122.

На линии работают профессиональные психологи, которые окажут психологическую поддержку, помогут наметить необходимые шаги для решения проблемы интернет-зависимости, а если телефонной консультации окажется недостаточно, дадут подробную информацию о том, каким образом можно получить очную квалифицированную психологическую и психиатрическую помощь.

[1] Федоров А. Ф., Власова И. А. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 785-787.

[2] Николаев К., Абдуллаева Ш. Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя. М.: изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2021. с. 13.

[3] Berdibayeva S. et al. Psychological Prevention of older Adolescents’ Interpersonal Relationships, Who are Prone to Internet Addiction //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2021. – Т. 217. – С. 984-989.

[4] Young K.S. Diagnosis — Internet addiction . World Online. 2000. № 2, 24-29

[5] Малыгин В.Л., Антоненко А.А., Вовченко Е.И., Искандирова А.Б. Особенности эмоционального и социального интеллекта среди Интернет-зависимых подростков. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: https:// medpsy.ru (дата обращения: 26.05.2016).

[6] Николаев К., Абдуллаева Ш. Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя. М.: изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2021. с. 51 – 52..

[7] Young K. Understanding online gaming addiction and treatment issues for adolescents //The American Journal of Family Therapy. – 2009. – Т. 37. – №. 5. – С. 355-372.

Иван Геронимус,

психолог ДТД

Причины компьютерной зависимости

  • Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
  • Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял — так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.
  • Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
  • Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Факторы, влияющие на развитие компьютерной зависимости

Практически каждый взрослый человек периодически работает за компьютером, проводит время в социальных сетях, использует гаджеты для отдыха (музыка, сериалы, общение). Почему для некоторых такое времяпрепровождение безопасно, а у других развивается компьютерная зависимость?

Психологи описали несколько предпосылок к появлению интернет-аддикции:

  • Замкнутость и неумение выстраивать полноценные отношения с людьми. Интернет позволяет компенсировать недостаток уверенности в себе, создает иллюзию живого общения и поддержки.
  • Недостаток личных побед и заниженная самооценка. Компьютерные игры ставят перед пользователями конкретные легкодостижимые цели. По завершению очередной компании или уровня человек испытывает глубокое удовлетворение собой, ему кажется, что он достиг успеха.
  • Бедная эмоциональная сфера. Отсутствие хобби, скудная событийная жизнь приводит к тому, что человек вынужден «добирать» недостающие эмоции из виртуального мира.
  • Неумение выражать истинные желания и предпочтения. Часто встречается у детей и подростков с авторитарными родителями. Они не могут свободно выражать себя из-за страха неприятия. Но в интернете нет никаких границ, дети могут быть теми, кем захотят и вести себя соответствующе. В такой ситуации высок риск развития компьютерной зависимости.
  • Нарушения психики: например, склонность к депрессивным состояниям, высокий уровень тревожности, различные социальные фобии.

Как понять, что обычное увлечение гаджетами становится патологическим? Достаточно знать основные симптомы сетеголизма и кибераддикции.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой зависимости — трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании. Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента. В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

  • в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
  • у ребенка разносторонние интересы и увлечения;
  • ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
  • ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Важно знать:

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.

Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Профилактика компьютерной игровой зависимости

Полный отказ от сетевой жизни не поможет. В современном обществе большинство людей вынуждены регулярно проверять социальные сети. Также доказано, что компьютерные игры в умеренном количестве благотворно влияют на психику человека:

  • Снимают стресс;
  • Улучшают когнитивные навыки;
  • Повышают общую удовлетворенность жизнью.

Главное сделать так, чтобы использование гаджетов не переросло в компьютерную зависимость. Сделать это можно различными способами:

  • Ограничьте количество времени, которое ребенок может проводить за компьютером. Например, в 8-10 лет – 30 минут, в 14 – не более часа в день, и так далее.
  • Живите наполненной жизнью. Не сводите всё общение с друзьями к регулярной переписке в социальных сетях. Выходите из дома, встречайтесь с приятными людьми, найдите хобби.
  • Ведите здоровый образ жизни (и приучите к нему детей). Регулярные прогулки, правильное питание, умеренная физическая активность укрепляют нервную систему, помогают справляться со стрессами. У вас не будет желания «убежать» в иллюзорную сетевую реальность.
  • Выстраивайте гармоничные отношения с окружающими (и убедитесь, что у ваших детей есть друзья). Социальная изоляция – одна из основных причин развития компьютерной зависимости в любом возрасте.
  • Столкнувшись с сильными переживаниями (смерть или болезнь близкого человека, насилие, потеря работы, переезд, тяжелое расставание), не пытайтесь справиться с ними самостоятельно. Запишитесь на прием к психологу или психотерапевту. Специалист поможет прожить эмоции конструктивно, без деструктивных решений.

Если вы считаете, что вам нужна профессиональная помощь, пройдите 45-дневную экспресс-программу в клинике «Я независим». Она разработана для тех, кто хочет вести достойную жизнь. В ней разбираются основные принципы трезвой жизни, и она подходит не только для алкоголиков и наркоманов, но и лудоманов, людей, страдающих от компьютерной зависимости. Позвоните нам на бесплатную горячую линию 8.

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.

Поэтому:

  • Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
  • Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
  • Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
  • Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
  • Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Ни одна мать не позволит ребенку употреблять наркотики, почему же компьютер и телевизор используются как средство занять ребенка, чтобы не мешал родителям в их важных делах? Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый на своем месте. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе не причинили вреда еще ни одному человеку. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и до них легче доходит смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях. Главное – ребенка увлечь!

Профилактика

Однако самый лучший способ борьбы с любыми зависимостями – не доводить дело до крайности. Так и с игровыми пристрастиями. Если ребёнок активно развивается, полон творческой энергии, участвует в спортивных мероприятиях, много общается с ровесниками, чувствует поддержку со стороны близких, ему просто некогда и незачем прятаться в мире игр. Поэтому поддерживайте своих детей, разговаривайте с ними, помогайте им наполнить свою жизнь смыслом, взращивайте в них уверенность в своих силах, ведь именно родители – главные люди в жизни любого ребёнка.

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда.

  1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
  2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
  3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
  4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
  5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
  6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
  7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
  8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
  9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
  10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
  11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
  12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
  13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
  14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
  15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
  16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
  17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
  18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
  19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
  20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи. При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Причины интернет зависимости

Патологическое состояние в детском и подростковом возрасте диагностируется при воздействии определенных факторов. Всемирная паутина предоставляет возможность собирать и хранить информацию. Это вызывает интерес к ней у многих пользователей. Первая причина появления интернет зависимости заключается в том, что родители дают ребенку неограниченный доступ к компьютеру. Они считают, что в этом ничего плохого нет, и находят даже преимущества. Родители говорят, что ребенок постоянно находится дома под присмотром, что не может их не радовать.

В подростковом возрасте наблюдается формирование психики, которая характеризуется уязвимостью. Именно поэтому дети попадают в интернет зависимость. Острой проблема зависимости среди подростков была в период развития информационных технологий, так как вызывала сильный интерес. В современном мире подростки обучаются и проводят свой досуг с использованием компьютерной техники и могут непроизвольно становиться интернет зависимыми.

В группе риска находятся дети, которые имеют определенные комплексы. Интернет зависимость наиболее часто диагностируется у детей с низкими коммуникативными способностями. Если ребенок стеснительный и замкнутый, то ему сложно общаться со сверстниками в реальном мире. При общении в сети интернет он раскрепощается, так как чувствует себя защищенным. Это и приводит к развитию интернет зависимости.

Влияние интернет зависимости

Патологический процесс не стоит игнорировать, так как он может привести к серьезным последствиям. При интернет зависимости подростки не могут контролировать реальное время. они постоянно опаздывают и пропускают школу. Это приводит к снижению умственного и интеллектуального развития. Если ребенок в играх познает неудачи, то это приводит к постоянной агрессии и расшатывает его психику. Весь негатив подросток переносит в реальный мир, что приводит к ухудшению отношений с родителями и сверстниками. Интернет зависимость приводит к тому, что ребенок разочаровывается в реальной жизни

При патологии возникают негативные последствия не только для психического, но и для физического здоровья. Интернет зависимость приводит к возникновению бессонницы. Постоянное использование клавиатуры и компьютерной мыши приводит к появлению туннельного синдрома – болей в запястье. Ребенок жалуется на слабость и быстро утомляется даже при выполнении привычных обязанностей.

При интернет зависимости пациенты жалуются на появление головных болей. У ребенка наблюдается отказ от еды, что приводит к потере массы тела. Так как он не употребляет полезные продукты питания, то это приводит к снижению иммунитета. У подростков часто наблюдаются заболевания вирусного и бактериального характера. При интернет зависимости пациенты ведут сидячий образ жизни, что становится причиной заболеваний позвоночника. В особо тяжелых случаях диагностируется развитие геморроя.

Интернет зависимость является тяжелым патологическим процессом, который приводит к серьезным осложнениям. Именно поэтому рекомендовано проводить ее лечение при появлении первых признаков.

Интернет зависимость школьников

У детей школьного возраста увеличивается интерес к интернету. Ученики начальных классов только начинают познавать работу всемирной сети, поэтому им интересно проводить здесь время. Дети среднего и старшего школьного возраста получают задания на уроках в виде написания докладов, рефератов и т.д. Поиск информации в современном мире проводится не в библиотеке, а в интернете. В ходе выполнения домашнего задания ребенок отвлекается на рекламу, заходит на другие, интересные для него сайты.

Если ребенка заинтересовал какой-то сайт или интернет-игра, то он обязательно зайдет в интернет на следующий день. Недостатком интернет зависимости является то, что времяпровождения для ребенка всегда является интересным. Именно поэтому он ежедневно посещает интернет. Количество времени, проводимое в сети, регулярно увеличивается.

Интернет зависимость молодежи

В современном интернете имеется множество социальных сетей, которые являются очень интересными для молодежи. Здесь они делятся своими фотографиями, видео, ведут переписку со сверстниками. Практически каждый молодой человек регулярно посещает сеть для просмотра новостей. Если количество времени, которое человек проводит в сети, регулярно увеличивается, то это приводит к интернет зависимости.

При нахождении в социальных сетях или на определенных интернет-сайтах молодые люди полностью изолируются от окружающего мира. Они отказываются проводить время с друзьями в реальности. У молодых людей теряется способность к самоконтролю. Такие люди становятся невнимательными и забывчивыми. Патологический процесс сопровождается синдромом отмены. Если человек не может сесть за монитор компьютера, то он может плакать или становится замкнутым, агрессивным.

Интернет зависимость у подростков

В подростковом возрасте происходит формирование личности. Ребенок старается показать себя в лучшем свете. Для демонстрации фото и видео из своей жизни он использует социальные сети. Неуверенные подростки с заниженной самооценкой стараются оградить себя от реального мира и поэтому начинают жить виртуальной реальностью.

В подростковом возрасте при длительном протекании интернет зависимости отмечается появление физических симптомов. Пациенты часто жалуются на появление головной боли и сухости в глазах. Патологический процесс сопровождается болезненностью в спине. Так как подросток забывает о приеме пищи, то это приводит к снижению массы тела. Зависимость сопровождается болезненностью в области спины и нарушением режима сна.

Интернет зависимость у детей

У детей раннего и среднего школьного возраста наблюдается возникновение интереса к компьютерным играм. Они вызывают азарт, что приводит к возникновению соревновательного эффекта. Если в реальной жизни ребенок не пользуется успехом, а в игре ему удается часто выигрывать, то это приводит к развитию интернет зависимости.

Заметить патологический процесс у детей очень просто. Они проводят практически все свое время за компьютером. Ребенок отказывается учить уроки или выполняет домашнее задание наспех. При патологическом состоянии большинство детей не выполняют свои домашние обязанности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]