Атрибуция — это что такое? Примеры атрибуции в психологии


По мнению социальных психологов, фундаментальная ошибка атрибуции – это такое явление, которому подвержено большинство людей на планете. Если человек осознает, в чем состоит его суть, то он способен лучше понимать, как формируется его оценочное суждение о ближайшем окружении и как видят его поступки другие индивиды.

Помимо этого он обретает умение более объективно анализировать собственные достижения и неудачи. В статье будет детально рассмотрено такое понятие, как «каузальная атрибуция», систематически изложены ее различные стили и типы, а также перечислены основные ошибки атрибуции и их влияния на жизнь личности.

Атрибуция – что это такое?

Атрибуцией в психологической науке называют процесс наделения одним человеком другого такими личностными качествами и индивидуальными характеристиками, которые объективно в актуальном поле восприятия он зафиксировать не может.

Если говорить проще, то людям свойственно «додумывать» за другого человека его поведение, основываясь не на реальной ситуации, а скорее на внутренних предпочтениях. Используя механизм атрибуции, индивид анализирует и пытается спрогнозировать поведенческие паттерны тех, кто встречается ему на жизненном пути, тем самым облегчая себе оценку их действий.

Возникновение данного феномена психологи связывают с тем, что зачастую личности не хватает той информации, которую она получила в момент непосредственного наблюдения. Поэтому подобные «пустоты» восприятия индивид заполняет собственными рациональными «фантазиями», основанными на прошлом опыте.

Однако выбор того или иного объяснения чужого поведения не проходит слепо, чаще всего он отталкивается от тех факторов происходящей ситуации, на которые обращает основное внимание наблюдатель.

К ним относятся:

  • субъективные факторы: личностные особенности и усилия наблюдаемого;
  • ситуационные факторы: конкретные условия и общая обстановка, в которых проходит акт поведения.

Великолепным примером ошибки атрибуции является история, которая случилась со знаменитым зоологом Конрадом Лоренцом. В одной из своих автобиографических книг он рассказывал о ситуации, когда к его загородному дому подошли туристы и стали через забор наблюдать за тем, как высокий и бородатый мужчина бегал в одни шортах по высокой траве, размахивая руками и о чем-то весело крича.

С их стороны могло показаться, что они зафиксировали момент, когда великий ученый сошел с ума. Однако Лоренц поясняет, что на самом деле на лужайке он был не один, а вместе с маленькими утятами, которых за высокой травой было не рассмотреть. На тот момент он изучал эффект импринтинга у пернатых. Туристы же, при отсутствии полного объема информации, спокойно додумали наиболее подходящую под наблюдаемую ситуацию версию. Это и называется атрибуцией.

Сила атрибуции всецело базируется на таких двух «китах»:

  1. Насколько наблюдаемый поступок соответствует ролевым ожиданиям и предпочтениям наблюдателя. То есть чем больше общего между тем, что увидел индивид и как он это понял (процесс понимания включает в себя отсылку к личностным предпочтениям и ожиданиям), тем меньше дефицит информационного поля, а значит эффект приписывания слабее.
  2. Насколько наблюдаемое действие вписывается в те культурные нормы, в которых вырос наблюдатель.

Эксперимент Ли Росса

Предметом изучения данного исследования, проведенного в 1977 году, было восприятие чужого интеллекта. Оказалось, мы его склонны переоценивать в условиях социального давления.

Ли Росс воссоздал в эксперименте события собственной жизни. Экзамен, который ему пришлось однажды сдавать, заканчился для него провалом: экзаменаторы засыпали его вопросами, в которых сами были явными “спецами”. Росс был в отчаянии от своего “невежества” и в восхищении от “гениальности” экзаменаторов.

Через полгода он сам стал преподавателем и получил возможность таким же способом “валить” своих студентов. Один из них признался, что испытал на экзамене те же чувства, что и Росс, когда тот выступал в роли экзаменуемого.

После этого психолог задумал провести эксперимент-викторину. Участники были разделены на три группы: ведущих, игроков и зрителей. Первым надо было задавать максимально сложные вопросы.

К слову сказать, такие вопросы может придумать каждый из нас, опираясь на свою специализацию. Однако участники викторины пришли к другому выводу: они посчитали задающих вопросы намного эрудированнее отвечающих. Последующие эксперименты показали, что даже очень умные люди склонны к аналогичным заключениям.

Подобный “эффект ореола” можно наблюдать и в жизненных ситуациях, когда нам приходится оценивать интеллект собеседника, наделенного властью. Обычно такой человек, будь то учитель, начальник или высокопоставленный чиновник, ведет диалог и задает “каверзные” вопросы. Мы же часто приписываем ему выдающийся интеллект и испытываем перед ним невольное благоговение.

Эксперименты Росса привели к следующим выводам:

  • люди склонны приписывать другим несуществующие качества, исходя из отдельных аспектов поведения;
  • сформировать правильное суждение о человеке по одному или нескольким поступкам невозможно.

Типы атрибуции

В социальной психологии принято разделять атрибуцию на три отдельных типа, каждый из которых отличается своими особенностями. Рассмотрим их поподробнее.

Личностная атрибуция

Причина приписывается наблюдателем основному «виновнику» поведенческого паттерна. То есть индивиду свойственно «съезжать» в своих рассуждениях на личность другого человека, как фактор, приводящий к некоторому результату. Например, коллега получил повышение по службе. Как будет объясняться его достижение тем, кто предпочитает личностную атрибуцию? Уж точно не такими объективными причинами, как трудолюбие, упорство или профессионализм. Скорее, что он – подлиза, карьерист и выслуживается перед начальством.

Аналогичным образом это касается и такого распространенного явления, как самобичевание. Допустим, некоторая женщина не может найти достойного избранника по жизни. При личностной атрибуции ей свойственно будут винить во всех бедах исключительно саму себя.

Например: « Я уродливая, поэтому никто не хочет со мной встречаться» или «Я не достаточно интересная, чтобы кто-то из мужчин мною заинтересовался». И это притом, что реальные причины могут лежать совсем в другой плоскости, которую человек сознательно игнорирует, предпочитая излюбленные механизмы объяснения собственных неудач.

Психологи убеждены, что в подобный тип атрибуции абсолютно не продуктивен и со временем способен привести к сильной депрессии, неврозам разной интенсивности, суицидальным наклонностям и стойкому снижению самооценки. Индивид, который не пытается взглянуть на свое поведение критично, «со стороны», обречен на негативную рефлексию и все вытекающие из этого последствия.

Объектный тип каузальной атрибуции

В случае атрибуции стимулом личность предпочитает делать виновником сложившийся ситуации некий сторонний предмет или объект. Например, ребенок разбил фамильную вазу. Как он объяснит свой поступок? Очень просто: «Ваза разбилась сама». То есть то, что он весь день бегал около нее, а в итоге зацепил и разбил – это не важно. По его логике ваза хотела разбиться сама, будто обладая отдельным сознанием.

Большинство серьезных проблем в межличностном поведении индивида берут свое начало именно из объектного типа атрибуции. Так, ревнивый муж объясняет то, что избил жену тем, что она дала для этого повод. Группа старшеклассников интерпретируют свои издевательства над животным тем, что оно на них лаяло. Подпитывающей почвой для такой атрибуции служит неконтролируемая личностью агрессия, а также вспышки гнева, после которых индивиду, чтобы утихомирить свою совесть, нужно как-то оправдать собственное деструктивное поведение.

Обстоятельный тип

Для индивидов, склонных к этому типу, во всем всегда виноваты сложившиеся обстоятельства, некоторые факторы внешней среды, на первый взгляд никак не соотносящиеся с ситуацией. Так ипохондрик находит в «магнитных бурях» причину для приема лекарств, а алкоголик в «знаках судьбы» — повод выпить. При этом абсолютно полностью игнорируются объективные факторы, провоцирующие то или иное поведение.

Психологи убеждены, что таким образом человек пытается перенести внутреннее напряжение вовне, переложив ответственность за события на плечи кого-то или чего-то другого. Особенно характерно подобное для религиозных и занимающихся эзотерическими практиками людей. Они объясняют свои удачи – «даром небес», а неудачи – «кознями дьявола». Обстоятельный тип крайне плохо поддается психотерапевтическому влиянию, так как его корни залегают глубоко в детстве личности.

Что такое атрибуция

Всё началось со стремления людей объяснять мотивы собственного поведения и поведения других людей. Очень скоро термин был расширен, в результате чего удалось выйти за начальные рамки.

Атрибуция — это приписывание разных психологических свойств человеку на основании наблюдения за ним. Здесь могут иметь место даже неосознанные умозаключения о ком-либо, а также рассматриваться причины поведения.

Сейчас атрибуция — это не только определение особенностей чьего-либо поведения. Она представляет собой ряд психологических характеристик, которые могут быть направлены на прочие объекты. В любом случае атрибуция является основным механизмом социального восприятия.

Использование атрибуция в психологии

Все описанные выше теории и психологические термины мы используем в реальной жизни. К примеру, “дописывание” истории, чувство беспомощности, образа человека, самокритика и критика – следствие определенного типа атрибуции. Итак, результат.

Атрибуция – процесс выведения поведения или причины событий ввиду человеческого любопытства или при старании избегнуть неудобных, а иногда опасных ситуаций.

Мы постарались дать наиболее полное определение и понятие термина атрибуция, раскрыть его суть, виды, особенности использования

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, которое возникло от попыток объяснения мотивов собственного и чужого поведения. Но в скором времени термин был расширен. Современная психология направлена на выявление причин поведения, которому сопутствует приписывание разного рода особенностей.

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, введенное психологом Ф. Хайдером. Бывает нужно спрогнозировать чьё-либо поведение, но для этого не хватает данных. Поэтому мотивы и качества личности часто додумываются. Также характеристики разного рода (не представленные в поле восприятия) могут приписываться социальной общности и группе.

Кроме того, каузальная атрибуция — это в психологии пример объяснения поступков, мыслей, чувств другого человека. Таким образом, происходит поиск причин, объясняющих поведение индивидуума. Как показали исследования, каждый человек предпочитает ряд схем причинности. То есть он объясняет чужое поведение, руководствуясь привычными схемами. Кроме того, у каждого человека имеется собственный ряд систем и вариантов. Также действуют определённые личные методики причинности, объясняющие чужое поведение.

Так ли важно понимать друг друга?

Объяснение причин собственного и чужого поведения — ключ к важнейшим вопросам социального бытия: кто я? кто возле меня? могу ли я доверять окружающим? что определяет поступки: личные свойства или ситуации?

Знание правильных ответов на эти вопросы позволяет:

  • избавиться от лишнего негатива: тревоги, подозрений, паники;
  • защитить себя от предательства, подлости, манипулирования;
  • управлять различными ситуациями;
  • принимать рациональные решения;
  • прогнозировать поведенческие модели окружающих.

Постижение опыта другого человека, как он сам его понимает, — главная цель межличностного взаимодействия. Это незаменимый ориентир при выборе:

  • квалифицированных специалистов;.
  • кандидатов на политические должности;
  • партнеров по бизнесу;
  • спутников жизни.

Не удивительно, что изучение атрибуции давно уже вышло за рамки социальной психологии. Сегодня искусство понимать актуально для педагогов, спортсменов, менеджеров, для каждого из нас. Оно позволяет нам адекватно оценивать друг друга, эффективно взаимодействовать, уживаться с самыми разными людьми, рассчитывать на снисхождение и сочувствие.

Диспозиция — философия

В аналитической философии диспозитивный метод активно используется для приблизительного представления возможных ситуаций. Такие моменты не проверялись на практике и носят чисто гипотетический смысл. Все же возникновение этой ситуации реально, и для этого и разрабатывается предварительный план. Когда человек диспозитивный, это помогает ему в жизни, ведь он умеет заранее продумывать ход своих действий, тем самым реже допускает ошибки.

В философии этот термин используют для характеристики многих описаний, которые в ближайшее время не предвидеться наблюдать лично. В данной науке очень важно мысленное представление и дальнейшая работа над ним. Специалисты отмечают, что этот метод помогает людям быстрее влиться в социальную среду и найти свой круг общения, в котором можно будет просто быть собой.

Развитие самовосприятия

Самовосприятие не дается от рождения, это приобретенное свойство личности. Формируется оно под влиянием личного опыта, оценки со стороны окружения, то есть в процессе общения, воспитания и обучения.

Возможны три пути развития самовосприятия:

  1. Негативное самовосприятие, источником которого служат наказания, упреки, унижения, требования, оскорбления, насилие в семье и (или) социальной среде.
  2. Неадекватное позитивное самовосприятие, формирующееся под влиянием воспитания по типу «кумир семьи», потакательств, услужливости со стороны окружения, восхищения, регулярного поощрения.
  3. Адекватное самовосприятие, которое возможно в семье с демократическим стилем воспитания при адекватном балансе порицания и похвалы, взаимоуважении, доверии и любви.

Таким образом, в подсознании и сознании откладывается, какое поведение одобряется, а какое порицается. Основы самовосприятия закладываются в раннем детстве. С каждым годом их все труднее менять. Но за счет социального, а не врожденного характера, самовосприятие реально изменить в любом возрасте.

Необходимость атрибуции

Информация, которую можно получить посредством наблюдения, является недостаточной. Её не хватает для полноценного взаимодействия человека с происходящим. Поэтому подобные сведения нужно «достраивать».

Всё происходит для прогнозирования действий интересующего индивидуума в будущем. Для осуществления атрибуции может использоваться коллектив или отдельный человек.

Бывает сложно понять чьё-либо поведение. Для этого не хватает чувствительности, знаний в психологии или просто информации. В результате чужое поведение подвергается домысливанию.

Примеры


К примеру, вы сдаете экзамен, и у вас неплохо выходит, а вот ваш друг его провалил. Можно сделать вывод, что вы – умный, так как справились с заданием, но в то же время легко предположить, что вашему другу это не удалось, потому что всю ночь он провел в каком-то клубе и просто не в состоянии сдать материал. Психология человека устроена таким образом, что он припишет вам определенное свойство в результате успешной сдачи экзамена, а вашему другу наоборот.

Ошибки восприятия

Изучение каузальной атрибуции привело к выявлению разных закономерностей, которые приводят к ошибкам восприятия. Примечательно, что успешность посторонних и личные неудачи люди объясняют, используя ситуативную атрибуцию. Обычно мы стараемся к себе относиться мягче и лояльнее, чем к посторонним. А вот для анализа собственных успехов и неудач других используется личностная атрибуция в психологии. В этом состоит особенность человеческой психики.

Также интересен факт того, что причина успеха обычно связывается с собственными заслугами. А вот в неудачах обвиняют обстоятельства. Человек полагает, что он успешен, потому что является трудолюбивым и умным. А неудача у него произошла исключительно по вине внешних факторов.

Но вот если речь заходит о другом человеке, то атрибуция в психологии общения проявляется противоположно. Пример: ему повезло, он проныра и подхалим, у этого человека отношения с руководителем не являются формальными. Или же его неудачи связаны с ленью, недостаточным количеством ума.

Теории

Понятие «казуальная атрибуция» в психологии появилось не так давно – всего лишь в середине 20-го века. Ввели его американские психологи-социологи Гарольд Келли, Фриц Хайдер и Ли Росс. Это понятие не только стало широко употребляться, но еще и обзавелось собственной теорией. Исследователи полагали, что казуальная атрибуция поможет им объяснить механизмы трактовки среднестатистическим человеком некоторых причинно-следственных связей или даже собственного поведения.

Когда человек совершает какой-то моральный выбор, который приводит к определенным действиям, он всегда ведет диалог с собой. Теория атрибуции пытается объяснить, как этот диалог проходит, каковы его стадии и результат, в зависимости от психологических особенностей человека. При этом человек, анализируя свое поведение, не отождествляет его с поведением посторонних людей. Объяснить это просто: чужая душа – потемки, а самого себя человек знает гораздо лучше.

Основной теорией, разработавшей этот феномен, является феномен каузальной атрибуции Хайдера. Он описал эту теорию в своем труде «Психология межличностных отношений». Что изучает теория каузальной атрибуции?

Согласно этой теории человек склонен воспринимать других людей путем логического анализа на основании собственного опыта и характера.

Можно проследить цепочку: самоанализ и выделение соответствующих качеств, далее восприятие имеющихся фактов о другом человеке, анализ и логическое построение конечных данных на основе логического синтеза личных характеристик.

Другой теорией является теория соответствующих предположений.

Она была выдвинута американскими психологами и утверждает наличие некоторых «соответствующих предположений» — то есть характерных черт и особенностей, которые позволяют так или иначе характеризовать объект.

К примеру чье-то доброе и дружелюбное поведение на первый взгляд мы приписываем доброте личности в целом, как качеству, не вдаваясь в более глубокое познание личности.

Математический анализ предположений взят в основу ковариационной модели этого понятия. Она предполагает поиск причин характерных черт других людей и задает основной вопрос «почему», на базе которого строятся предположения и гипотезы согласно математической технике анализа вероятностей.

При этом мы оцениваем других субъектов на основе внешних и внутренних факторов влияния на них.

Вывод

Очень важно избегать каузальной атрибуции, особенно когда она портит жизнь и приводит к неприятностям. Остановите свой поток мыслей на мгновение и поймите причину поведения конкретного человека – этого обычно бывает достаточно, чтобы не делать скоропостижных выводов. Это улучшит наблюдательные способности и научит сопереживать другим.

Кроме того, следует понять, что нет проблемы в том, чтобы приписывать свои неудачи внешним факторам, а удачи – внутренним (особенно, если это заслуженно). Просто не делайте из этого слепой привычки, а смотрите по ситуации.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

Рациональное мышление

Социальная перцепция

Причины предубеждения

Атрибуция: корреспондентное умозаключение

Ключевые слова:1Когнитивистика

Атрибуция при оценивании подчинённых

В любой организации типичными являются конфликтующие предубеждения в отношении атрибуции. Это в основном касается разных ситуаций, а именно действующих предубеждений.

Если руководителей попросить рассказать о причинах неэффективности работы подчинённых, то они в основном приводят в качестве причин внутренние факторы. Они состоят в недостатке усилий и способностей. При этом внешние факторы, такие как недостаточная поддержка, ими указываются гораздо реже. Таким образом, происходит переоценка влияния индивидуальных факторов в поведении других людей. Эти результаты свидетельствуют о склонности к недооцениванию влияния ситуационных и преувеличению воздействия индивидуальных факторов.

Диспозиция – социология

Социальный опыт фиксирует определенные предрасположенности людей к той или иной ситуации. Что значит диспозиция в этом случае? Правильное восприятие и оценка условий своей деятельности и реакции окружающих тебя людей. Таким образом в социологии диспозиция встречается при возникновении определенной ситуации и правильном ее решении. Внутренний настрой человека и его опыт играет здесь очень важную роль.

Современный социум постоянно ставит человека перед выбором. Специалисты структурировали диспозицию и выявили четыре основных уровня:

  1. Быстро меняющие ситуации как предметные, так и реальные.
  2. Проблемы группового характера, где решение принимают не менее десяти человек.
  3. Длительные условия деятельности – семья, работа.
  4. Более длительные и масштабные условия деятельности – политика, культура и так далее.

Атрибуция для руководителей

Если к руководителям обратиться с просьбой определения их неэффективности, то большинство выбирает недостаток поддержки, то есть внешний ситуационный фактор. Это связано со склонностью начальников разного уровня отрицать свою ответственность в ситуации. Подобный подход также примечателен принятием ответственности за успех. Атрибуция в психологии — это характеристика, которая проявляется в оценивании собственной деятельности менеджерами.

Было отмечено увеличение эффективности их труда при улучшении уровня поддержки. Они не считали, что их способности, а также желание трудиться усердно являются значимыми факторами. Но в отношении подчинённых настаивали на значимости этих аспектов.

А вот люди с развитым чувством эмпатии быстро понимают ощущения других. Кроме того, им свойственно рассматривать подобное поведение, как своё.

То есть атрибуция — это домысливание чьего-либо поведения при отсутствии дополнительной информации. Все мы стараемся получить как можно большее представление о собеседнике или коллективе на основании каких-то данных. Но вот при их недостаточном количестве возникает атрибуция, которая может соответствовать реальности или ей противоречить. Подобные моменты следует учитывать.

Фон

Гештальт психолог Фриц Хайдер часто описывается как в начале 20-го века «отец теории атрибуции».

В 1920 — е годах диссертации, Хайдер обратился к проблеме феноменологии : почему воспринимающие приписывают такие свойства, как цвет на воспринимаемые объекты, когда эти свойства являются ментальными конструктами? Ответ Хайдера , что воспринимающий атрибут , который они «непосредственно» чувство — колебания в воздухе, например — к объекту , они истолковывают как обуславливающие эти чувственные данные. «Воспринимающая сталкиваются с сенсорными данными , таким образом , видеть воспринимаемый объект как„там“, потому что они приписывают сенсорные данные, лежащие в их основе причин в мире.»

Хайдер распространил эту идею приписывания о людях: «мотивов, намерений, чувств … основные процессы, которые проявляются в явном поведении».

Цели исследования и возможности использования феномена казуальной атрибуции

Как уже говорилось ранее, первые исследования касались социальной казуальной атрибуции. Изучение этого феномена позволяло установить степень ответственности, который возлагал на себя каждый член коллектива за совместную деятельность. А также оценить и соотнести это с реальным вкладом в работу для возможных прогнозов перспективности и успешности работников.

Однако, теперь теорию атрибуции применяют в рамках педагогической, возрастной, спортивной психологии. А ошибки атрибуции помогают практикующим психологам обращать внимание на некоторые жизненные установки и возможные проблемы.

Кроме того, явные перекосы в сторону того или иного типа атрибуции могут говорить о непроработанных детских страхах, которые, в свою очередь, могут приводить к различным психологическим особенностям поведения или, что ещё хуже, проблемам личного характера. Так что, если вас что-то заинтересовало или какой-то момент статьи оказался не полностью вам понятен, не стесняйтесь поговорить об этом с психологом.

Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Даже (или именно поэтому) такое сложное устройство как человеческая психика «барахлит» – подвергается когнитивным искажениям. Некоторые из них очевидны, поэтому бороться с ними легко, достаточно осознать. Но другие запутаны и быстро с ними не разберешься. Одно из таких сложных явлений – каузальная атрибуция – феномен человеческого восприятия.

Гештальт-психолог Фриц Хайдер считается «отцом» каузальной атрибуции, о которой он писал еще в 1920-х. В своей диссертации Хайдер задается проблемой восприятия информации и того, как человек ее интерпретирует. После него многие ученые стали подробнее изучать феномен. Об их теориях мы поговорим позже, а сначала разберемся с самим понятием.

—>

От адекватности пони­мания действий и их мотивов во многом зависит построение взаи­модействия с другим человеком, а в конечном счете — успеш­ность общения с ним. Часто попытки сформировать представление о других людях и объяснить их действия заканчиваются додумыванием причин их поведения из-за отсутствия или недостатка информации. В таких случаях прошлый опыт (сравнение с поведением другого человека в подобной ситуации), имеющий большую роль в процессе интепретации, может сыграть негативную роль.

В социальной психологии объяснение способов, ис­пользуемых для определения причин социального поведения, осуществляется в рамках теории казуальной атрибуции.

Атрибуция – процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблю­даемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Прежде всего имеет место, когда поведение человека не имеет логического объяснения.

Возникновение интереса к свойству атрибуции связано с работами выдающегося американского психолога Фрица Хайдера (1950-е годы).

Таким образом, в соответствии с представлениями Хайдера, наблюдатель, владея только информацией о содержании действия, может объяснить поступок либо личностными особенностями, либо влиянием внешнего окружения. По его мнению, построение атри­буций связано с желанием упростить окружающую среду и попы­таться предсказать поведение других людей. Таким образом, атрибуция выполняет важнейшую психическую функцию — дела­ют события и явления предсказуемыми, контролируемыми и по­нятными.

По мнению Гарольда Келли,у каждого человека есть свои привычные объяснения чужого поведения.

  • личностная атрибуция –люди в любой си­туации склонны находить виновника случившегося события, припи­сывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе.
  • обстоятельственная атрибу­ция – винят обстоятельства, не стре­мясь выявить конкретного виновника.
  • стимульная атрибуция –человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в са­мом пострадавшем.

Ошибки атрибуции и их влияние на процесс межкуль­турной коммуникации.

Существует два типа причин, ведущих к ошибочным выводам:

1) разли­чия в имеющейся информации и позиции наблюдения;

2) мотивационные различия.

  1. Первый класс причин основывается на разном восприятии ситуации тем, кто действует, и тем, кто за ней наблюдает. Т.о. при­писывание причин у «действующего» и «наблюдающего» происхо­дит по-разному. Дея­тель лучше информирован о причинах действия, чем наблюдатель. Ему также известны желания, мотивы, ожидания от этого дей­ствия, а у наблюдателя этой информации, как правило, нет.

Американские исследователи предположи­ли, что люди, объясняя причины своего, например, негативного поведения, ссылаются на обстоятельства, а при объяснении чужого – на то, что он «сам такой». Положительные действия других часто не замечаются, рассматривают­ся как «редкий случай», удачное стечение обстоятельств или как результат приложения сверхусилий. Данная переоценка собственных личных усилий и недооценка ситуативных факторов получила название «фундамен­тальной ошибки атрибуции».

«Ошибка иллюзорных корреляций» — на восприятие ситуации действуют априорные установки и ожидания (прошлый опыт, стереотипы, воспитание, возрастные и личные особенности). Ребенок плачет – есть хочет, зубы режутся и тд., студент на контрольной опустил взгляд – списывает, а реальная причина может быть иной.

У каждого иллюзии будут свои, следовательно, и атрибуции различны.

«Ошибка ложного согласия» —поведение других людей рассматривается с позиций эгоцентризма. Свое поведение считается нормой, чужое, которое от него отличается, как отклонение от нормы. Переоценивается обычность и распространенность своего поведения.

2. Суть мотивационной предубежденности состоит в том, что люди склонны вос­принимать успехи как собственные достижения, а неудачи — как следствие тех или иных обстоятельств. Мотивационная ошибка атрибуции направлена на поддержание самооценки человека, т.е. результаты действий человека не должны противоречить его пред­ставлениям о самом себе (личной идентичности).

Однако, даже в тех случаях, когда реальная разница в атрибуциях велика, она может сознательно нивелироваться коммуникантами, если они имеют общие цели деятельности.

Ошибки атрибуции имеют особенно важное значение при меж­культурной коммуникации, поскольку мотивы и причины поведения представителей других культур понимаются и оцениваются челове­ком, как правило, неточно и неполно. В этом виде коммуникации поведение участников может определяться этническими, культур­ными, расовыми, статусными и многими другими причинами, кото­рые для партнера остаются скрытыми и неизвестными.

Наилучшим советом представителям разных культур, являются слова американского ученого Гарри Триандиса: «Мудрость межкультурного взаимодействия заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями, когда люди делают, на ваш взгляд, что-то странное. По­дыгрывайте им, пока не поймете эту культуру». Более конкретные рекомендации таковы:

1. учитесь извлекать информацию из всего и грамотно ее анализировать.

2. не бойтесь переспросить и выяснить то, что вам не понятно.

3. не игнорируйте контекст общения (место, время, исполь­зование определенных средств коммуникации), он всегда несет смысловую нагрузку.

4. при общении на иностранном языке, обращайте особое внимание языковым единицам, имеющим разное семантическое наполнение (hand – ручка), межъязыковым паронимам (слова одинакового фонетического оформления, но разного значения (бабушка – babushka (бандана, платок на голову, макароны – macaroon – миндальное печенье), словам, имеющим разную коннотацию (английское “bear” помимо буквального значения «медведь» имеет еще и сленговое – «полицейский» — по отношению к человеку – «любящий порядок», у нас — «увалень», «невежа». Во французской традиции обезьяна ассоциируется с любовью, а в английском и немецком языках с нетрезвостью – to carry the monkey, to suck the monkey, to have a monkey on the back, einen Affe haben (иметь обезьяну), sich einen Affe kaufen (купить обезьяну) объединены одним значением: «быть пьяным», «быть навеселе», «под мухой».

Используемые источники:

  • https://psydeal.com/psihologiya/obshhaya/fundamentalnye-oshibki-atributsii/
  • https://cosmeton.ru/otnosheniya/kauzalnaya-atribuciya.html
  • https://studopedia.ru/15_59486_atributsiya-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii.html
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]