Коллектив – что такое в психологии. Стадии его развития и особенности отношений участников


Определение коллектива

С латыни collectivus переводится как «собирательный». Поэтому можно сказать, что коллектив это некая группа, состоящая из N-ного количества людей, объединенных общими интересами, идеями, задачами, потребностями.

Любая деятельность человека требует участия в том или ином сообществе. Поэтому понятию коллектив определение дают не только психологи, но и педагоги. Мнения могут несколько разниться, но основная суть трактуется одинаково.

Понятие в психологии

Под группой подразумевают собрание, толпу (сборище) людей и т.п. Чтобы они стали коллективом, должна присутствовать организация. Если «копать» глубже, то в психологии определение коллектив это общность, осуществляющая совместную деятельность через межличностные отношения, где значимым является вклад каждого индивидуума.

Мнение педагогов

Объединение в группы дошкольников, учеников, студентов классифицируется как коллектив воспитанников. Такие сообщества несколько отличаются от производственных. Если коллектив это в психологии люди, объединенные для совместного решения определенных задач и выполняющие конкретные функции, то в педагогике трактовка немного отличается.


Коллектив учеников

Соприсутствие детей в группе – это промежуточная ступенька, подготавливающая для дальнейшей деятельности. Цель трудового коллектива – внести определенный вклад в общество. Тогда как педагогическая группа занимается формированием личности, которая должна стать полезной обществу.

Диагностика отношений в коллективе

Успешность развития коллектива исследуется с помощью социограммы. Она основана на выделении референтных (значимых) людей и групп, которые в свою очередь складываются из предпочтений, а предпочтения из симпатий.

Каждому участнику коллектива предлагается выделить двух приятных людей и двух неприятных (с кем бы он хотел работать и с кем не хотел). Все результаты записываются в форме круга (инициалы участников коллектива). Между инициалами расставляются стрелки (связи). Такая социограмма позволяет:

  • выявить потенциальный актив;
  • потенциального руководителя;
  • изгоев.

Что понимают под идеальным коллективом

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Любое объединение людей – это определенная атмосфера взаимоотношений, на нее влияет человеческий фактор. Об идеальном коллективе можно только мечтать. Реально приблизиться к эталону, если следовать таким принципам:

  • у объединенных в группу людей должна быть совместная значимая цель, направленная на благо общества и не противоречащая государственным нормам;
  • каждый член коллектива, участвующий в совместной деятельности, заинтересован в положительном результате и несет ответственность наравне со всеми;
  • специфика отношений в коллективе просматривается не только в рабочей сплоченности, но и моральной;
  • один из принципов коллектива – демократичность; органы управления являются авторитетом для подчиненных, и в то же время руководители уважают тех, кто стоит на нижних ступеньках иерархии, прислушиваясь к их мнению.

Дополнительная информация. Коллектив это в идеале – высокая организованность, где проявляются такие характеристики, как взаимопонимание, «чувство локтя», бескорыстные отношения, доброжелательность.

В дружном коллективе совершенно иное отношение к труду и обязанностям. Члены идеального сообщества умеют разумно сочетать общественные и личные интересы не в ущерб производству и семье.

Содержание и структура психологии коллектива

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………. 2

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты межличностных отношений………………………….. 5

1.1 Содержание и структура психологии коллектива………………………………….. 5

1.2 Взаимодействие в группе…………………………………………………………………… .10

1.3 Личность и общение в системе общественных и межличностных отношений…………………………………………………………………….. .14

ГЛАВА 2. Анализ и применение теоретических знаний психологии……………….. .16

2.1 Принципы и методы диагностики……………………………………………………… .16

2.2 Проверки на полиграфе как средство нормализации межличностных отношений в коллективе……………………………………………….. .19

2.3 Практический анализ двух предприятий……………………………………………. .22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. .27

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………………… .30

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. .32

ВВЕДЕНИЕ

Отношения к работе и коллегам представляют собой устойчивые чувства, выражающиеся в убеждениях и типах поведения, они направлены на производственную деятельность. Членов своей рабочей группы. Организационную среду. Важнейшим показателем отношения к производственной деятельности является удовлетворения работой. Степень удовлетворенности работой влияет на эффективность деятельности организации. Уровень удовлетворенности работой можно оценивать с помощью теорий ранжирования или анкетирования. Критических ситуаций. А также через интервью.

Отношения между сотрудниками в организации складываются с учетом как интересов производства. Так и психологической совместимости членов группы. Восприятия ими друг друга. Именно на этих двух параметрах основана известная классификация типов взаимоотношений в трудовом коллективе, которую предложили Р. Блейк и Дж. Моутон. Они выделили пять основных типов взаимоотношений в организациях: «невмешательство», «теплая , «золотая середина» и «команда». От господствующего типа взаимоотношений в коллективе зависит сплоченность группы. Под сплоченностью понимают уровень психологической общности. Устойчивость межличностных взаимоотношений, взаимодействия и степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

Сплоченность группы зависит и от того. насколько привлекательными кажутся друг другу ее члены. Для этого часто используются социометрические исследования. Данные которых помогают воссоздать картину взаимоотношений в группе и персональное положение каждого человека в ней. На его социометрический статус в группе влияет много: умственная одаренность, внешний вид, профессиональная пригодность. Общительность и другие факторы.

Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной. Сегодня в психологической печати много говорится о межличностном взаимодействии в организации, но разработаны не все аспекты этой проблемы, а в частности, не затронуты особенности межличностных отношений. Мы знаем, что организация не стоит на месте, она развивается, переходит от одного этапа развития к другому, поэтому на каждом этапе выстраиваются свои межличностные отношения, которые обладают определённой спецификой. Следовательно, существует потребность в регулировании межличностных отношений, что и является научной новизной. Если руководитель не умеет регулировать межличностные отношения в коллективе, не знает их специфики на разных этапах развития организации, то такая организация терпит экономический крах. Всё это обусловило выбор темы исследования. В данной работе явно видна цель: выявить и проанализировать особенности межличностных отношений в коллективе на разных этапах развития организации.

В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространенных.

Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна на различных основаниях:

· на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов);

· на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.);

· на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики);

· на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений и т.п.);[1]

Так или иначе, какой бы метод не был выбран — проблема межличностных отношений очень высоко сейчас стоит в управлении и формировании коллектива на предприятии. Правильное решение данной проблемы способствует отличному ведению бизнеса и, в частности, благополучной атмосфере в коллективе. Работа полезна для организационных психологов, поскольку предполагает методически новый, содержательно глубокий (в смысле изучаемых психических структур) подход к рассмотрению межличностных отношений в коллективе. Перспективным результатом может стать составление прогнозов относительно поведения работников в ситуациях межличностного взаимодействия и продуктивности их работы. Данное исследование структур представлений, относительно отношений внутри коллектива, может быть использовано:

1) при оценке кандидата на вакантную должность

2) для формирования команд с высоким уровнем сплоченности и слаженности работы;

3) для тонкой диагностики и прогнозирования затруднений в социально-психологическом климате коллектива.

ГЛАВА 1. Межличностные отношения в организации

Содержание и структура психологии коллектива

Коллектив- группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

Производственный коллектив — типичный представитель организованной социальной группы. Его субъект — объектная структура включает в себя, как правило, два основных уровня: уровень руководства и уровень исполнения.

Главной особенностью трудового коллектива является то, что человеческий фактор воздействует на конечный результат труда посредством взаимоотношений типа «лицом к лицу». Это означает, что многое (или почти все) в деловых контактах членов трудового коллектива зависит от межличностных отношений.

К характеристике психологии коллектива можно отнести межличностные отношения в нем, настроения, мнения коллектива, традиции и психологический климат.

Психологический климат коллектива в определенном смысле – интегральная характеристика его психологии, в нем отражаются и межличностные отношения, и настроение и т.д.

Психологический климат производственного коллектива определяется характером деловых взаимоотношений и взаимодействий, индивидуальным характером и свойствами личности.[2]

Психология деловых взаимоотношений обусловлена целями и задачами коллективного труда. Психология межличностных отношений задается особенностями взаимного восприятия и оценкой индивида другими. Психологической совместимостью членов коллектива в деловых и межличностных контактах.

В трудовом коллективе формируется особый тип межличностных отношений. Для которых характерны:

· высокая сплоченность;

· коллективистское самоопределение в противовес конформности или нонконформности, проявляющимся в группах низкого уровня развития;

· коллективистская интеграция;

· социально ценный характер мотивации межличностных выборов;

· высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;

· высокая объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.[3]

В трудовых коллективах проявляется ряд социально-психологических закономерностей. Которые качественно отличаются от закономерностей в группах низкого развития. Так,

· с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности;

· отсутствуют резкие противоречия между групповыми и индивидуальными интересами;

· имеется положительная связь между эффективной совместной деятельностью и благоприятным психологическим климатом;

· создаются наилучшие возможности для интеграции и персонализации. В случайных общностях оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, в коллективе этот эффект отсутствует.[4]

Одно из важных понятий, характеризующих трудовой коллектив,- понятие сплоченности. Сплоченность группы – это взаимное тяготение ее членов. Сплоченность трудового коллектива – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Степень ее может быть. Естественно, разной. Что касается высшего уровня сплоченности, то в рамках психологической интерпретации это понятие включает в себя следующие признаки:

· уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем больше членов коллектива нравятся друг другу, тем выше его сплоченность;

· степень привлекательности, полезности коллектива для его членов: чем больше людей удовлетворено своим пребыванием в коллективе, тем выше сила его притяжения и сплоченности;

· сходство базовых ценностных ориентаций членов коллектива: все его члены объединены общностью интересов;

· ясность и определенность коллективных целей, принимаемых всеми членами коллектива;

· совпадение в большинстве случаев личных интересов индивидов с интересами корпоративными;

· кооперативная взаимозависимость членов коллектива в совместной деятельности: они позитивно взаимодействуют друг с другом не только как работники, функционеры, но и как товарищи, приятели, друзья;

· демократический стиль лидерства: руководитель трудового коллектива – объект уважения, обожания, почитания;

· принятие членами коллектива нормативных требований: им легко и без принуждения «сверху», «снизу» и «сбоку» подчиняются;

· осуществление делового (формального) общения как неформального: члены коллектива называют друг друга просто по имени и на «ты»; нередко это касается и руководителя, и он такое общение принимает и поддерживает. Разумеется, в тех ситуациях, где это психологически обоснованно и приемлемо в интересах коллектива. Скажем, новичок в трудовом коллективе вряд ли психологически готов к подобному, да и едва ли у него есть права на такую форму общения;

· позитивность эмоционального фона общения членов коллектива друг с другом: он богат чувственными переживаниями людей друг за друга и на производстве, и за его пределами;

· встречи членов коллектива в неслужебной обстановке: люди нередко и с желанием проводят вместе время, празднуют вместе официальные и личные даты и торжественные события, участвуют в досуговых мероприятиях;

· конструктивное разрешение возникающих в рамках совместной деятельности и межличностных отношений конфликтов: в стиле партнерства, т.е. взаимной выгоды, а не победы одной из сторон и поражения другой стороны;

· достаточно высокий престиж коллектива в глазах его членов;

· отсутствие неформальных мелких группировок в трудовом коллективе и неформальных лидеров.

Факторы, обеспечивающие сплоченность коллектива:

· привлекательность членов коллектива, т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими;

· сходство взглядов, установок, ценностей;

· сходство отношения к групповым целям, которое основывается на их соответствии потребностям членов коллектива;

· характер взаимосвязи членов коллектива на основе принятия ими общей стратегии поведения;

· удовлетворенность групповой деятельностью;

· характер руководства и принятия решений;

· престижность коллектива;

· соперничество с другим коллективом или коллективами.[5]

Наряду со сплоченностью в коллективе может существовать напряженность. Она обусловлена объединением людей с различными позициями, взглядами. Моделями поведения, планами и потребностями. Что может порождать неудовлетворенность собой и другими членами коллектива.

Важной характеристикой трудового коллектива является уровень групповой интеграции. Этим понятием обозначается определенное состояние коллектива, в котором:

· внутригрупповые структуры упорядочены;

· основные компоненты групповой активности согласованы;

· субординационные взаимосвязи устойчивы (нет конкурирующих лидеров);

· межличностные взаимодействия гармоничны;

· функционирование коллектива стабильно и преемственно.

Отличительная особенность интеграционных процессов в коллективе состоит в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании коллектива и проявляются лишь в условиях нестандартных или экстремальных ситуаций.

К психологическим характеристикам групповой интеграции относятся следующие:

· возникновение «мы – чувства», связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтности, например, в условиях межгруппового соревнования;

· кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;

· заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в условиях внешнего дестабилизирующего воздействия;

· эффективные специальные усилия коллектива, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по какой-либо причине;

· эмоциональная идентификация каждого члена коллектива с другими его членами;

· оптимальное сочетание индивидуальных действий в совместной конкретной деятельности;

· согласованность функционально-ролевого поведения членов коллектива при решении общих задач;

· способность действовать организованно в ситуации неопределенности;

· сочетание инициативности и разнообразия форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий членов коллектива в реализации его ведущей цели;

· способность членов коллектива самостоятельно планировать этапы осуществления цели и распределять работу между собой;

· эффективный контроль членов коллектива, коррекция индивидуального поведения и нейтрализация дезорганизационных проявлений;

· сработанность членов коллектива, характеризующаяся высокой производственной продуктивностью при относительно невысоких эмоционально-энергетических затрат на взаимодействие;

· дисциплинированность членов коллектива при выполнении возложенных на него функций;

· высокая степень согласованности, сходства представлений, ориентаций, позиций и мнений членов коллектива по отношению к внешним и внутренним явлениям, событиям, целям и ценностям.

Поведение членов трудового коллектива определяется:

· положением в формальной структуре (должностью, квалификацией, деловым опытом);

· положением в неформальной структуре.

Опираясь на результаты собственного опыта, члены коллектива организуют и согласовывают стратегию и тактику своего поведения. Как правило, человек ведет себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему подсказывают своим отношением к нему и оценками его другие люди.[6]

Суть и развитие коллектива по А.С. Макаренко

Креативное мышление — что это такое в психологии

Описанные принципы отлично проецируются на школу, выполняющую роль фундамента, на котором формируются коллективы, объединенные общей целью – учебой. В своей деятельности педагоги руководствуются трудами А.С. Макаренко, в которых описан основной закон жизни коллектива.

Важным пунктом в воспитательном процессе является цель (перспектива). Она может быть близкой или далекой, но вполне понятной каждому ученику. Суть перспективы – мобилизовать силы воспитанников на преодоление трудностей в учебе.

Цель должна соответствовать нуждам коллектива, соизмеряться с его организованностью, уровнем развития и опытом. Постоянная смена перспектив обуславливает прогрессию движения.

Понятие коллектива в педагогике

Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.

Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка.

Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность.

В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни.

В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими.

Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в группе спектр социальных полей широк, в группе интенсивно формируется индивидуальность ребенка.

Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия. В любой другой малой группе (ассоциации, кооперации, корпорации) человек не находит такой степени защищенности и свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему коллектив. Лишь обыденное, житейское представление о коллективе предполагает давление на личность и нивелировку личностных особенностей человека, но житейско-обыденный образ коллектива больше напоминает «стадо», «тусовку», «стаю», т. е. диффузную группу. Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.

В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе личность подавлена, несвободна, боязлива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха.

Советская педагогика в свое время основательно разработала методику организации детского коллектива. Такие педагоги, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, а позже В.М. Коротов, И.П. Иванов, осветили путь движения группы к коллективу. Вот его основные вехи:

  • утверждение социально ценностных норм жизни группы;
  • коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
  • демократические основы руководства жизнедеятельностью группы, базирующиеся на возложении полномочий и смене лидеров группы в разноплановой деятельности;
  • перспектива завтрашней радости: близкая, средняя, далекая — придающая энергетическое движение группе;
  • традиции группы, фиксирующие коллективные продвижения и оформляющие автономность и отличность коллектива;
  • участие группы в общественной жизни, реальная включенность в социальное пространство в качестве автономной единицы с ее оформленным представительством;
  • расширение и углубление межличностных отношений в группе, содействие высокому статусу в группе каждого ребенка.

Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению.

Основные критерии коллектива

Развитие личности — что это такое в психологии

Чтобы определиться с понятием коллектив что значит, предлагается ознакомиться с критериями взаимоотношений.

Оценочные признаки коллектива

КритерийОписание
НравственностьВ основе лежат нормы и ценности, базирующиеся на общечеловеческой морали
ОтветственностьЧлен коллектива дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям и в то же время готов отвечать за судьбу каждого из коллег
ОткрытостьУмение выстраивать дружественные отношения с членами своей группы и другими коллективами
КоллективизмЗабота о членах своей группы и противостояние явлениям, разрушающим коллектив
ОрганизованностьРациональное распределение обязанностей между членами, взаимовыручка и заменяемость, быстрое устранение возникших в процессе деятельности недостатков
ИнформированностьПонимание каждым членом поставленных целей, задач, достигнутых итогов (промежуточных и конечных) совместного труда
ЭффективностьСвоевременное и качественное выполнение задач

Совокупность всех описанных критериев присуща только идеальному сообществу. В реальной жизни подобную модель встретить сложно. Одни группы слабо развиты и не дотягивают по социально-психологическим параметрам до названия «коллектив». Другим – условно присваивается данное понятие, так как они находятся в процессе развития.

Возникновение психологии как науки

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «0 душе» выделил психологию как своеобразную область знания, впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.

Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в ХУ11 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году — основана в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.

Виды коллектива

Чтобы управление группами было успешным, необходимо изучить все существующие виды коллективов и их отличительные признаки.

Классификация коллективов

НаименованиеОсобенности
По составу
ОднородныеВ группу собраны люди одного пола, возраста или уровня развития. У них формируются общие взгляды и позиции, но часто могут возникать конфликты на фоне внутренней конкуренции
Разнородные (гетерогенные)Формируются из членов, различных по возрасту, полу, статусу, профессии и т.п. Такой коллектив с легкостью решает сложные задачи
По статусу
ОфициальныеЮридически оформленный коллектив, действующий в правовом пространстве
НеофициальныеДеятельность зиждется только на желании людей сотрудничать друг с другом. Такие организации не имеют юридической основы, их сложно привязать к общественным нормам
По внутренним связям
ФормальныеОпределяющим фактором являются штатное расписание, привязывающее членов коллектива к определенным технологиям работ, материальная заинтересованность
НеформальныеПомимо общественных интересов, людей объединяют эмоциональные связи (иногда дружба), обеспечивающие общение в пределах трудового коллектива
По степени свободы
ПринудительныеПримером такого коллектива является колония заключенных. Выполнение простых видов деятельности под жестким руководством малоэффективно
ДобровольныеСообщества с вольнонаемными сотрудниками создают атмосферу заинтересованности. Это положительно влияет на решение сложных творческих задач

Еще коллективы делят на малые и большие. Классификация по размерам проводится не в зависимости от штатного расписания, а исходя из возможности налаживания межличностных отношений.


Люди, объединенные общими задачами

Обратите внимание! Чем меньшее количество людей, тем легче превратить коллективную группу в отлаженный механизм.

Малые формирования называются первичными, их можно объединить в разветвленную структуру (например, производственные цеха завода или классы в школьном коллективе).

Социальные роли в коллективе

В каждом коллективе имеются производственные и межличностные роли. К производственным относится:

  • координатор, который обладает развитыми организаторскими способностями, подбирает и направляет активность людей для выполнения цели;
  • генератор идей, или теоретик, который составляет множественные альтернативы решения ситуаций, но не задействован на практике;
  • контролер, который не обладает развитым творческим началом, но отличается эрудицией и широким кругозором; критикует и помогает совершенствовать идеи;
  • шлифовальщик связывает идею решения одной проблемы с остальными целями и задачами;
  • энтузиаст подвигает других на воплощение идеи;
  • искатель выгод обеспечивает заинтересованность каждого участника в выполнении идеи;
  • исполнитель сам реализует идею, но с подачи энтузиаста;
  • помощник, который сам согласен на роли второго плана.

В малом коллективе одному человеку приходится играть несколько ролей, что чаще провоцирует конфликты. То есть оптимальная численность коллектива – 8-12 человек.

По характеру межличностных отношений выделяются роли ведущих и ведомых участников. Они же предпочитаемые и непредпочитаемые соответственно.

Жизненный цикл коллектива

Независимо от признаков, по которым классифицируют группы, стадии развития коллектива идентичны, и процесс формирования подчинен определенным законам. При этом состав может частично меняться, что привносит свои корректировки.

Обратите внимание! Как бы ни была хороша организация, в ней наблюдаются «взлеты и падения». Иными словами, развитие происходит не по восходящей динамике, а по синусоиде.

Стадии формирования коллектива

Этап циклаОсобенности
ПритиркаСтадия постепенного знакомства членов коллектива, налаживание личностных и деловых взаимоотношений. Она может быть как краткой, так и длительной
«Дворцовые перевороты»Проявляется борьбой за доминирующие позиции в коллективе. В неформальной группировке возможна смена лидерства
РезультативностьУ коллектива, успешно прошедшего предыдущий этап, возрастает потенциал. Скрытые ресурсы и способности членов работают на повышение производительности
ЭффективностьКоллектив, благодаря полученному опыту, сплачиванию, успешно решает поставленные задачи. Каждый участник проявляет творческий подход к делу
МастерствоДля данного этапа характерны прочные связи между членами сообщества. Люди не просто притерлись друг к другу и адаптировались к условиям, но и научились быстро гасить конфликты. Каждый член коллектива оценивается по достоинствам
СтарениеДостигнув высшей степени развития, коллектив продолжает существовать «по накатанной», успешно выполняя функции. Если методы работы, структура, взаимоотношения перестанут соответствовать изменившимся внешним условиям, развитие коллектива идет на спад
СмертьОтпала необходимость в функциях, выполняемых конкретным коллективом, и его расформировывают. Либо происходят реструктуризация, реорганизация, в результате которых создается новый коллектив


На стадии формирования коллектива

На последнем этапе эффективность работы минимальная. После реорганизации большинство сообществ возрождается, и синусоида плавно ползет вверх. Члены расформированных предприятий вливаются в новые группы, находящиеся на любом из этапов развития.

Управление коллективом

Есть несколько видов управления коллективом. Основная классификация приведена ниже:

  • Организационное управление. Здесь преобладает диктатура. Каждый участник должен выполнять все указания лидера. Все должно быть выполнено точно и в назначенный срок. Участники коллектива не могут обсуждать или оспаривать решения лидера. От них требуется лишь вовремя исполнять приказы.
  • Экономическое управление. Если перед людьми ставится определенная задача, то лидер должен мотивировать их, чтобы задачу решали эффективнее и быстрее. В трудовом коллективе, например, качестве поощрения назначают премии, продвигают по служебной лестнице.
  • Психологическое управление. Такой стиль управления можно выбирать там, где господствует демократия. Здесь перед лидером стоит задача найти индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Это нужно для того, чтобы суметь правильно организовать его работу, суметь заинтересовать человека, увлечь той задачей, которая будет ему не просто доступна к исполнению, но и интересна.

Коллектив и личность

В стадиях формирования коллектива есть личный вклад каждого из участников. Действует и обратный принцип – группа является фактором, влияющим на развитие индивида. Все зависит от того, какие взаимоотношения сложатся у субъекта с остальными членами, а также от его личностных претензий.

Модели развития личности в коллективе

Линию поведения в коллективе определяют социальный опыт индивида, ценностная ориентация, манера себя преподнести, черты характера. Насколько эти факторы соответствуют остальным членам, зависит, как сложатся взаимоотношения. Существует 3 модели:

  1. конформизм, когда человек подчиняется устоям группировки;
  2. гармония – коллектив и личность нашли оптимальный уровень общения;
  3. нонконформизм – индивид пытается подчинить себе остальных.

Только 2-ая модель – это развитие коллектива и его членов по возрастающей. В 1-м варианте субъект подавляется как личность. В 3-м – он сам должен быть достаточно развитым, чтобы безболезненно подчинить себе коллектив.


Гармония в коллективе

Этапы адаптации

Существует 5 этапов адаптации личности в коллективе. Их выделили американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис.

Этапы адаптации участников коллектива:

  1. Притирка. Данный этап заключается в отстраненности нового участника. Искренние мотивы, желания, чувства маскируются. Участники стараются узнать заинтересованность других людей, но не вслушиваются друг к другу.
  2. Ближний бой. Каждый из участников в процессе деятельности коллектива «срывает маску» — появляются искренние эмоции, проявляется индивидуальность. Заметны претенденты на лидерство, постепенно распределяются роли в коллективе. Появляются противоречия, возможно конфликты.
  3. Совершенствование. Участники коллектива учатся взаимодействовать друг с другом. Установлены роли в группе. Определены лидеры. Создана структура. Коллектив объединяется в общей цели. Каждого участника заботит эта цель, а не своя собственная. Появляется возможность улучшения деятельности коллектива.
  4. Результат. Появляются плоды от совместной деятельности. Все участники действуют, как одно целое. Появляется гордость за результат.
  5. Зрелость. Отличительной чертой зрелого коллектива является решение конфликтов в нейтральной спокойной обстановке. Цели всего коллектива полностью совпадают с целями его участников.

Функции коллектива

В отношении личности организованное сообщество:

  • дает защиту и поддержку;
  • удовлетворяет потребности во взаимодействии и общении, а также в чувстве групповой принадлежности;
  • позволяет человеку самореализоваться.

Помимо этого, каждый из членов коллектива может иначе взглянуть на себя и свои ценности, а также на социальную значимость и роль. Это стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию, раскрывая его творческий потенциал.

Каждый коллектив обладает собственной системой социального контроля. Она представляет собой совокупность способов воздействия на всех его членов в виде запретов, наказаний, предписаний, убеждений и т. д. Именно поэтому становление и развитие коллектива во многом зависит от деятельности его руководителя.

Развитие личности

Психология людей в коллективе неизменно приводит к развитию индивида, которое имеет место при прохождении им трех этапов:

  1. Адаптация. Новый работник осваивает нормы коллектива, особенности поведения и ценности его участников.
  2. Индивидуализация. На этом этапе неизбежно возникновение личного и общего. Человеком начинается поиск путей для самовыражения.
  3. Интеграция. Происходит обострение социального и индивидуального. Личность начинает демонстрировать себя. Коллектив же принимает или нет все недостатки и достоинства нового работника.

Противоречия, возникающие в процессе интеграции, успешно разрешаются не всегда. Если подобное происходит, то человек становится дезадаптированным, изолированным и изгнанным из коллектива. В некоторых случаях он сам добровольно покидает его. При этом стадия интеграции заменяется дезинтеграцией.

Теория Макаренко

Как определиться с понятием коллектива в психологии? Для этого необходимо ознакомиться с теорией Макаренко. Она довольно точно описывает суть и развитие группы людей. Особенно актуальна эта теория при рассмотрении психологии детского коллектива. Но применима она и для учебного, а также для трудового сообщества людей.

Не всякую группу можно назвать коллективом. Для его становления понадобится успешное прохождение ряда этапов.

  1. Первоначальное сплочение или становление. Подобную работу проводит организатор группы. Однако на первых порах эта деятельность носит формальный характер. Примером могут служить только что набранные трудовые кадры. В задачи организатора (директора, руководителя) в этом случае входит формирование единства и сплоченности людей в мотивах, целях и ценностях их общей деятельности.
  2. Выдвижение актива группы и усиление его роли. Для создания коллектива необходимо оформление его структуры. Ее роль отводится активу, который выполняет все указания руководителя, выдвигая при этом собственные требования участникам группы. На данном этапе происходит формирование саморегулирующейся и самоорганизующейся системы.
  3. Расцвет. На данной стадии каждый из участников коллектива предъявляет корректные требования ко всем остальным, а также к самому себе. Этот этап становления организованной группы людей позволяет говорить о ней как о средстве развития и самореализации, а также нравственного становления личности каждого из ее участников. О расцвете коллектива можно говорить тогда, когда все его члены будут высказывать единство мнений, обладая общим опытом, устойчивостью суждений и взглядов. Такая организованная группа людей будет оказывать непосредственное влияние на каждую личность.
  4. Переход к самовоспитанию. Каждый из участников коллектива на данном этапе его становления начинает сам предъявлять требования к себе, а их выполнение становится для людей их внутренней потребностью, которая обязательно должна быть удовлетворена.

Определение понятия

Что такое психология коллектива? Под этим понятием понимают сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. На атмосферу, складывающуюся в коллективе, и на его психологию оказывают непосредственное влияние:

  • стоящие перед группой людей задачи;
  • те реальные условия, в которых происходит деятельность членов коллектива;
  • уровень общения и взаимоотношений между людьми, решающими общие задачи.

Коллектив – это в психологии такая группа, создание которой возможно только при обозначении общих целей и потребностей. То есть тех интересов, которые будут постоянно крепнуть и усиливаться по мере ее становления и развития. Без этого вести речь о коллективе неуместно. Тогда можно говорить лишь об определенном количестве отдельных личностей.

Коллектив в психологии – это социальная среда, в которую входят абсолютно разные, непохожие друг на друга люди. У каждого из членов такой группы имеется свой характер и воспитание, способности, мировоззрение и т.д. Все это – составные части коллектива.

Особенности коллектива в психологии заключаются в том, что все эти люди связаны друг с другом. Причем они находятся в данном окружении только благодаря тому, что имеют общую цель. Для осуществления тех или иных действий, призванных запустить рабочий процесс, им приходится общаться друг с другом. Изучением особенностей такого общения и занимается психология коллектива.

С самого детства нас адаптируют к социальной среде. Она представлена детсадовской группой, школьным кругом общения, студенческим сообществом. Все эти формы являются будущими моделями трудового коллектива.

Признаки развитого коллектива

Когда можно говорить об окончательном формировании группы? Согласно теории психологии коллектива, созданной Макаренко, на это укажут следующие признаки:

  1. Наличие мажорного тона. Все участники коллектива должны проявлять позитив и оптимистичность, а также готовность к активным действиям.
  2. Присутствие гордости за коллектив. У каждого из его членов должно быть ощущение ценности той группы, составляющим звеном которой он является. При этом неизменно возникает чувство собственного достоинства.
  3. Ощущение защищенности. Им должен обладать каждый из участников коллектива.
  4. Дружеское единение.
  5. Сдержанность в словах и эмоциях.

Цели

Это также один из компонентов психологии коллектива. Он представляет собой постановку общих задач. Согласно теории Макаренко, у людей всегда должна быть определенная цель. При этом автор разграничивает близкую и среднюю, а также дальнюю перспективу. Первая из этих видов целей может быть поставлена перед коллективом на каждом из описанных выше этапов развития. Главное, чтобы каждый из участников организованной группы был заинтересован в ее достижении и предвкушал результат воплощения задуманного.

Средняя перспектива предполагает собой создание общего проекта того или иного дела. Дальнюю цель, как правило, ставят на одном из последних этапов развития коллектива. Подобная перспектива обладает социально значимым характером и требует больших затрат на воплощение и организацию, сочетая в себе общественные и личные потребности. Примером такой цели является успешное окончание обучения в школе, а также определение детьми профессионального пути.

В целом подобная система должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый из членов коллектива постоянно стремился к той или иной цели с чувством предвкушения, ожидания, с желанием выполнить поставленную задачу. Подобный процесс позволит ускорить личностное развитие всех участников группы.

Управление персоналом

Доказательством хорошей работы руководителя является внутренняя готовность каждого из членов коллектива трудиться на благо организации и беспрекословно выполнять все требования начальства. В этом и состоит психология управления коллективом. Однако что позволит добиться подобной отдачи от персонала? Как сделать так, чтобы люди работали в полную силу и приносили максимальную пользу? Психология управления коллективом рассматривает достижение подобной цели путем использования таких методов, как мотивация сотрудников, а также их стимулирование. Успех мероприятия будет зависеть от:

  • комфорта пребывания на рабочем месте;
  • удобного оборудования;
  • хороших (неконфликтных) отношений в коллективе;
  • подходящей заработной платы;
  • возможности личностного и карьерного роста.

Для определения необходимости в каждом из перечисленных выше факторов и используются психологические методики мотивации кадров. Потребность в том или ином факторе устанавливается благодаря заполнению всеми сотрудниками специальных анкет, опросных листов и тестов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]