Особенности массажа при ДЦП: польза, техника выполнения и возможные противопоказания


Детский церебральный паралич ДЦП это собирательное понятие, которое в общем объединяет под своим названием перечень форм и проявлений, поражения ЦНС, схожих по своей этиологии и симптоматике. Для большинства форм характерна спастика мышц, хотя есть формы, при которых спастики нет, но есть мозжечковая симптоматика. Название форм связано с локализацией спастики и глубиной поражения центральной нервной системы от пареза, частичной утраты иннервации, до паралича или плегии, полной потери функии мышц. На первом месте причиной этого заболевания выделяют родовые травмы, в результате которых может произойти разрыв сосудов мозга или длительная гипоксия из-за закупорки, сжатия сосудов, нехватка кислорода длительное время для мозга очень опасна. Также нередки причины: герпес, генетические нарушения, цитомегаловирус, интоксикации, перенесенные заболевания беременной.

Роль массажа при лечении ДЦП у детей.

Массаж при церебральном параличе детям назначают всегда, но все же в лечебном процессе он играет одну из главных ролей, а не главную. Что в лечении ДЦП самое главное сказать однозначно нельзя, я бы выделил важнейшее: медикаментозное лечение, лфк (во всем ее многообразии), массаж, в позднем восстановительном периоде ортопедические приспособления вроде корсетов, туторов, вертикализаторов. Роль массажа велика в связке с вышеперечисленными эффективными способами лечения, и мала в одиночном применении. Без массажа приходится действовать, если он оказывается противопоказан, это бывает при сопутствующей основному диагнозу эпилепсии или судорогах.

Цели и задачи массажа при ДЦП у детей.

Цели массажа при лечении дцп у детей это снижение спастики; профилактика образования контрактур, профилактика застоя обменных процессов, гашение патологических рефлексов, нормализация работы нервной системы, насколько это возможно. Для достижения таких целей нужно решать задачи по улучшению подвижности (эластичности) сухожилий, расслаблению мышц, связок.

Такие цели, как излечение от заболевания труднодостижимы, в большинстве случаев полностью вылечить ребенка не удается. Цели должны быть реальными, зачастую они долгосрочные, поэтому рекомендую родителям поберечь нервы, силы и средства для длительной реабилитачии ребенка. Не ведитесь на обещания “поставить на ноги ребенка”, те кто с такими диагнозами работают, прекрасно понимают, что чудес не бывает, а кто-то пользуется чувствами родителей и зарабатывает на этом. Достижение результатов в реабилитации это всегда много работы специалистов, ребенка и родителей.

Показания и противопоказания к процедуре

Прямыми показаниями к проведению массажа у детей и взрослых с диагнозом «церебральный паралич» считаются:

  • повышенный тонус мышечного аппарата;
  • снижение уровня роста мышц;
  • нарушение кровообращения и оттока лимфоидной жидкости;
  • плохое общее самочувствие;
  • проблемы с осанкой (развитие кифоза, лордоза и других заболеваний позвоночного столба);
  • развитие мышечной кривошеи;
  • нарушение костной системы (наличие плоскостопия, косолапости и др.);
  • дисплазия тазобедренных суставов.

Как и любая другая лечебная процедура, массаж имеет свои противопоказания. К противопоказаниям к проведению классической процедуры относят:

  • аллергия в острой форме;
  • грибковое заболевание кожного покрова;
  • нарушенная целостность эпидермиса;
  • развитие острой респираторной болезни.

Точечный массаж не проводят при:

  • сопутствующем развитии инфекционного заболевания;
  • наличии острой сердечной недостаточности;
  • нарушенной целостности кожного покрова.

Аппаратный массаж не проводят при любых кожных или инфекционных заболеваниях, воспалительных процессах в органах или лимфоузлах, при запущенном течении варикозной болезни.

Важно делать при ДЦП массаж с ЛФК.

Важнейшим условием для достижения положительных результатов в лечении ДЦП у детей является дополнение массажа ЛФК лечебной физкультурой. Причем массаж с ЛФК желательно проводить в одной процедуре. Почему?

1. Это связано с тем, что к лечебной физкультуре мышцы, связки и сухожилия нужно подготавливать, т.е. разогреть и размять.

2. Никакой массаж не заменит движение. Даже пассивные упражнения, выполняемые усилием массажиста, будут оказывать на организм ребенка незаменимую пользу. А если удается добиться появления активных движений, контролируемых ребенком, это большая победа. Массаж с ЛФК при ДЦП у детей проводиться может последовательно т.е. сначала массаж общий потом упражнения или возможно перемешивание.

3. Польза лечебной гимнастики также в обучении ребенка активным контролируемым движениям, которыми наполнена наша жизнь, но мы не задумываемся о них, а просто ими пользуемся. Когда отключены части мозга, которые обеспечивают плавность, преемственность, точность, силу и вообще возможность движений конечностями и другими частями тела, то гимнастикой мы пытаемся стимулировать мозг к созданию нейронных путей в обход пораженных участков, иногда это удается.

С чего начинать массаж ребенку при ДЦП ?

Классически правильно начинать массаж со спины, но бывают отступления от правил. Это зависит обычно от переносимости процедуры, или индивидуальных особенностей состояния или поведения ребенка. С массажа спины начинают, потому что так мы обрабатываем сначала места выхода спиномозговых нервов из позвоночного канала, которые затем разветвляются по мышцам и пр. тканям. Т.е. это предварительное рефлекторное воздействие на мышцы не трогая их руками, а затем массируются конечности. Последовательность и принципы массажа рук и ног при ДЦП зависят от формы заболевания и состояния мягких тканей конечностей. Если ребенок маленький, то его лимит сил на процедуру меньше, или он может быть очень капризный, особенно в положении на животе. В таких случаях приходится делать массаж по схеме индивидуальной под ребенка. Бывает, что начинаем массаж с проблемных зон сразу, важно обработать самые необходимые области, т.к. ребенок может начать капризничать через 20-30 минут после начала процедуры и до нужных мест дело просто не дойдет.

ЛФК

Вскоре после постановки диагноза, но только при достижении нормальных цифр внутричерепного давления и отсутствия судорог, должна быть начат курс физической терапии. Без этого лечение ДЦП будет неэффективным. Врачами реабилитологом и неврологом подбирается такой цикл упражнений, которые будут:

  • предотвращать ослабление мышц, которые не работают из-за болезни;
  • профилактировать повреждение неработающих мышц;
  • снизить напряжение мышц, чтобы не допустить контрактуры (фиксации их в ненормальном положении).

Тренировка должна проводиться ежедневно, нагрузка увеличивается постепенно, под контролем реабилитолога. Комплекс упражнений подбирается врачом, и состоит из:

  1. лечения положением, с фиксацией конечности в шинах, лонгетах, с помощью мешочков с песком;
  2. растягивания мышц: раскачивание конечности в каждом суставе, с постепенным наращиванием амплитуды;
  3. тренировки расслабления мышц: удержание рук и ног (поочередно) до уменьшения непроизвольных движений или ослабления гипертонуса;
  4. ходьбы;
  5. упражнений с участием мышц-агонистов и антагонистов: вращение, сгибание-разгибание во всех суставах, параллельно с массажем мышц;
  6. подъема с помощью инструктора по наклонной плоскости, чтобы не только тренировать мышцы ног и пресса, но и развивать равновесие;
  7. упражнений на выносливость.

При спастической диплегии применяются упражнения с непрерывным движением; при астатической форме упражнения должны быть кратковременными, с передышками между ними. При атонической форме особое внимание уделяют упражнениям с поддерживанием равновесия.

На видео — упражнения для разработки суставов:

Наибольшего эффекта от упражнений можно получить, если сочетать их с массажем

Лечебный массаж ног при ДЦП детям.


Two legs of an adult with aching joints
Практически при всех формах дцп поражаются конечности. Чаще всего приходится работать со спастикой мышц. Ноги наиболее сложная область из-за массивности мышц. Несмотря на то, что ребенок может быть мал, но мышцы ног уже настолько сильны, что приходится прилагать много усилий и тратить на них много времени, чтобы добиться хоть сколько нибудь стойкого расслабления. Массаж ног при ДЦП у детей может проводиться по классической схеме, но обязательны приемы растяжения спастичных мышц, это очень помогает расслабить мышцы. Можно сказать даже, что массаж это предварительный разогрев для мышц перед растяжкой. Массировать начинаем с приемов поглаживания, но это только первый контакт, так сказать уведомить нервную систему о начале и характере процедуры, далее растирание, разминание, приемы вибрации. Больше всего конечно используем разминание, которое чередуем с растяжением групп мышц. Спастике на ногах в большинстве случаев подвержены задние группы мышц бедра и голени, аддукторы, из мышц таза, подвздошно-поясничная. На внутренние мышцы таза получится воздействовать только растяжением. Лечебный массаж ног при ДЦП детям делается в медленном темпе, глубоко, с акцентом на икроножные мышцы, сгибатели голени, с проработкой схожилий и мест их прикрепления к костям, чередуя с пассивными, растягивающие спастичные мышцы, движениями в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Считаю важным также тонизирующий массаж антагонистов спастичных мышц. Его проводим глубоко в быстром темпе, чтобы мышцы напрягались. При напряжении мышц антагонистов напряженные мышцы расслабляются лучше.

Эффективность процедуры

При таком диагнозе массаж и физкультура – единый комплекс восстанавливающих процедур. И физические, и массажные упражнения помогают уменьшить интенсивность проявлений патологии, добиться восстановления функционирования ЦНС. Кроме того, ребенок сможет выработать навыки овладения своим туловищем, что позволяет увеличить эффективность проводимых процедур.

Несмотря на то, что полное восстановление нарушенных нервных клеток в головном мозге невозможно, все же детский орган в какой-то степени способен самовосстанавливаться. Регенерация поврежденной ткани не происходит, но образуются новые связи с осуществлением новых функций старыми нейронами.

Подобные связи образуются лишь в той структуре головного мозга, которая отвечает за память. Остальные функции, возложенные на мозг, необходимо стимулировать, что можно осуществить именно с помощью лечебного массажа и физкультуры.

Работа нервной системы происходит по 2 направлениям: от рецептора к структуре мозга и обратно. С помощью точечного массажа можно вызвать возбуждение определенных структур органа, пробудить их, заставив нормально функционировать.

За счет повышения активности мозговых аналитических центров головного мозга происходит образование новых связей, что влечет за собой восстановление двигательных функций.

Кроме того, проведение массажа и ЛФК при ДЦП способствует снижению тонуса сухожилий и мышц. Последнее патологическое явление – это препятствие для нормальной работы спастических мышц, а также условие для нарушения кровообращения.

Если нарушено местное кровообращение, происходит и нарушение питания с кислородным обменом в тканях мозга. Как следствие – их недоразвитие и деградация. Так как кровообращение – это одна единая замкнутая система, сбой в её работе в одном отделе туловища вызывает нарушение кровотока и в иных областях, в том числе и в ЦНС.

Нормализация кровообращения влечет за собой следующие положительные последствия:

  1. Усиливается защитная функция организма и повышается иммунитет. Массаж активизирует кровоток, в котором локализуются иммунные клетки, неспособные самостоятельно двигаться по организму.
  2. Улучшается общее состояние. Питание клеток усиливается, газообмен ускоряется, что способствует стимуляции развития тканей и повышению их трудоспособности.
  3. Происходит регенерация поврежденных областей мозга за счет активного деления клеток.
  4. Наблюдается увеличение выработки гормонов, иммунных клеток крови, повышение мышечной силы.
  5. Быстрее выводятся из организма токсические вещества, накопленные в избыточном объеме.

Массаж при гемипарезе путем разминания и растирания помогает предотвратить формирование спаек и отложений на кожном покрове, в таких областях, как сухожилия и мышцы.

Массаж рук при ДЦП ребенку.

Массаж рук при ДЦП ребенку проводится по такому же принципу, что и массаж нижних конечностей. Расслабляющий массаж спастичных мышц это обычно сгибатели предплечия, кисти, пальцев, аддукторов руки, пронатора кисти и предплечия. Начинается расслабляющий массаж руки от верхних отделов, т.е. аддукторов, большая грудная мышца, широчайшая мышца спины и их синнергисты. На разогретые и размятые мышцы накладыввем пассивные движения в плечевом суставе, для растяжения мышц. Далее на плече разминаем бицепс и тонизируем трицепс, продолжаем пассивным разгибаем в локтевом суставе. Предплечие массируем с учетом тонуса и делаем пассивные движения в ЛЗС и важно не забыть о пронаторах, после массажа их растягиваем супинацией, также пассивной. Если пальцы в кулаке, то массируем кисть и растягиваем сгибатели пальцев, разгибанием в лучезапястном суставе с предварительно разжатыми и зафиксированными пальцами.

Какой массаж при дцп делается детям?

Основной вид массажа это классический, также добавляют точечный. Процедура проводится дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности ребенка, формы и тяжесть заболевания.

Часто назначают Войта терапию детям при ДЦП, жесткий метод, не всем он подходит. Дети сильно кричат при такой терапии, вообще метод основан на принципе раздражения, чего не каждому ребенку можно. Например если есть параллельные диагнозы вроде эпилепсии, то я рекомендовал бы согласовать применение Войта терапии с “десятью” неврологами, прежде чем ее делать.

Возможно ли обучение массажу при дцп родителей?

Каким-то элементарным приемам массажа и гимнастики обучение возможно, но применение их родителями лучше делать между курсами, как домашнее задание. Эффективнее будет конечно заниматься со специалистом, а задача родителей, поддерживать до следующего курса массажа подвижность в суставах и растяжку мышц, насколько это у них получится. Такой подход экономит время на следующем курсе массажа. Т.е. массажист уже не тратит несколько занятий на то, чтобы мышцы вернуть к прежнему состоянию, в котором были оставлены на прежнем курсе.

Профилактика и прогноз

Каким будет прогноз заболевания в том или ином случае, зависит от формы паралича у ребенка, а также насколько своевременно и правильно было начато лечение. В большинстве случаев больным присваивают группу инвалидности. Если терапия была начата своевременно, можно добиться максимального восстановления нарушений.

Чтобы предотвратить развитие детского церебрального паралича, беременной женщине необходимо вести правильный образ жизни, своевременно выявлять и лечить опасные заболевания, включая гипоксию плода. Важно доверить роды опытному специалисту, что поможет избежать ошибок в процессе родовой деятельности, способных сказаться на ребенке.

В заключение стоит сказать, что даже несмотря на то, что заболевание неизлечимо, правильный уход и регулярные занятия со специалистами помогут вернуть больного к нормальному образу жизни. Если в результате заболевания не пострадала умственная способность ребенка, полноценная жизнь возможна.

Какое лечение при дцп у ребёнка могут проводить родители самостоятельно?

Из самостоятельных действий мы видим из практики, что родители могут освоить немного массаж, элементы ЛФК, из физио парафин, озокерит, также укладки, элементы Войта терапии, одевать лангеты, ставить на вертикализатор, выполнять занятия от логопеда-дефектолога. Конечно это все не на профессиональном уровне, но и такой набор действий уже не мал.

Возможно ли вылечить ДЦП у ребенка массажем?

Практика показывает, что массаж со всеми “добавками” хороший эффект дает детям при лечении легких степеней, и не всех форм. Полного излечения конечно же не наступит ни в какой степени и форме. Поэтому совет родителям, не убиваться горем, не продавать все что есть и тратить на все способы лечения, вплоть до народных шарлатанов. Пока еще ни один даже суперсовременный центр ребенка от ДЦП не вылечил. Можно добиться хороших результатов в реабилитации, но полностью ДЦП не вылечивается. Даже если не лечится, не стоит опускать руки, массаж и гимнастику нужно делать, ведь ребенок растет, нужно стараться сохранить подвижность суставов.

Возраст ребенка в реабилитации играет важную роль, пока ребенок маленький, у него могут быть проблемы с мотивацией, из-за того, что он много раз пробует какое-то движение сделать, но ничего не получается. Чем старше малыш, тем более осознанной становится борьба с недугом за право самому двигаться, пусть и неуклюже, но самому. Вот для этого нужно поддерживать организм ребенка в состоянии готовности мышц и суставов к движению.

Специалисты нашего центра проводят массаж для детей с ДЦП на дому в Москве, если вы хотите подобрать своему малышу квалифицированного и опытного массажиста, звоните +79266057470.

Статья:

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорождённых.
У детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции. Это способствует проявлениям общей и артикуляционной апраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения. Поэтому одним из основных видов деятельности в нашей работе является логопедический массаж, который оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

Логопедический массаж проводим в теплом, хорошо проветренном помещении, циклами по 10-15-20 сеансов, по возможности каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускаем его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Перед началом массажа языка выясняем степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Очень важно при логопедическом массаже учитывать положение тела ребенка. Перед началом сеанса массажа тело ребенка приводим в правиль-ное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно – расслаблению, делает более свободным дыхание и облегчает работу учителя-логопеда. При логопедическом массаженаиболее оптимальны следующие положения:

1) в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

2) ребенок – в положении полусидя в кресле с высоким подголов-ником;

3) ребенок – в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни);

4) для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме, можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.

При массаже лицевой и губной мускулатуры учитель-логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Опыт показал, массируя язык, удобнее сидеть справа от ребенка.

Широко используем так называемые «расслабляющие» массажи.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Рас-слабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяем в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придаем положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы). Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Учитель-логопед совершает пассивные движения головой ребенка. Положение ребенка на спине или полусидя,голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой учитель-логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает го-лову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким погла-живанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры: поглаживание от середины лба к вискам, поглаживание от бровей к волосистой части головы, поглаживание от линии лба вокруг глаз, поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей, поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее, поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа, легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти, надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры: поглаживание верхней губы от углов рта к центру, поглаживание нижней губы от углов рта к центру, поглаживание верхней губы (движение сверху вниз, поглаживание нижней губы (движение снизу-вверх, поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ, точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке, легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, т. е. на ней осуще-ствляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляем при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры: поглаживание лба от середины к вискам, поглаживание лба от бровей к волосам, поглаживание бровей, поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны, поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам, сжимание подбородка ритмичными движениями, разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам, перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи, пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры: поглаживание от середины верхней губы к углам, поглаживание от середины нижней губы к углам, поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа, пощипывание губ, покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механи-ческого прибора – вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чере-дующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.

При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч. л. крапивы, 1 ч. л. зверобоя, 1 ч. л. ромашки, 1 ч. л. чая на 0,5 л кипятка).

Массаж языка у детейс ДЦП осуществляем различными способами:

1) зондовый массаж (используются зонды Е. В. Новиковой или постановочные зонды Pay);

2) пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

3) массаж деревянным или металлическим шпателем;

4) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Учитель-логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Широко используем приемы массажа языка (направление массажных движений,а именно: поглаживание языка в различных направлениях, от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы, от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы, круговые, спиралевидные дви-жения, похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы, «прокачивание» – легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку, массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком,покалывание языка (игольчатым зондом,«перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле, распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная в два раза большая часть клизмы – во рту, кончик – снаружи).

Логопедический массаж проводимый в системе, повышает эффективность коррекционной работы.

Список литературы

1. Архипова, Е. Ф. Логопедическаяработа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. — М.:АСТ: Астрель, 2007. — 224 с.

2. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) / Е. Ф. Архипова. – М.: Академия, 2008. – 79 с.

3. Архипова, Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детейс церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП / Е. Ф. Архипова. – М.: Просвещение, 2007. – 196 с.

4. Дедюхина, Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников / Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 32 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]