Задержка психологического и речевого развития у детей. Причины и симптомы


Психические расстройства в детском возрасте сейчас не такое уж и редкое явление. Несмотря на развитие медицины в целом и психиатрии в частности, количество пациентов с особенностями развития аутического спектра, шизофренией и другими заболеваниями, постоянно увеличивается.

Атипичный аутизм у детей встречается реже, но и эта статистика продолжает расти. Впервые он был выделен как отдельное заболевание в МКБ-10. Ранее понятие «аутизм» применялось как признак шизофренических расстройств, психозов, умственной отсталости. Этот медицинский термин уже основательно вошёл в наш лексикон, но не каждый знает насколько это тяжелое заболевание. Однако тот факт, что страдающий им ребенок считается инвалидом, говорит о серьезности диагноза.

Понятие аутизма

Проще сказать, это одиночество. Больной теряет способность общения с людьми и взаимодействия с окружающим его миром в целом. Он уходит в себя, в собственное измерение, где больше никому нет места. Со стороны это выглядит как нежелание общаться с кем бы то ни было, но на самом деле, аутисты просто не умеют этого делать.

С физиологической точки зрения, это нарушение восприятия сигналов, поступающих через слуховые, зрительные, осязательные и другие рецепторы. Они либо полностью не доходят до нужных мозговых центров, либо делают это не в полном объеме. Соответственно, меняется реакция на происходящие события.

Аутизм, а вернее, расстройство аутистического спектра – это комплексное нарушение развития, которое обычно проявляется в раннем возрасте. Оно обусловлено патологией функционирования нервной системы.

Качественное восстановление вместо бессмысленных процедур

Обычно диагноз ставится перед поступлением в школу. Но не стоит спешить помещать ребенка в специализированные учреждения. ЗПР — не тяжелая патология, а задержка развития нервной системы. Задача — вовремя обратиться к специалистам. Мы разработали программу, которая направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов:

  • Память — терапия позволяет быстро расширить ее объем, научиться запоминать новую информацию, оперировать ей.
  • Мышление — выстраивание логических цепочек, анализ ситуации, пространственные связи.
  • Восприятие — окружающий мир, программа обучения, коммуникация с людьми, сверстниками.
  • Эмоциональная, моторная, сенсорная сферы — индивидуальная работа в зависимости от тяжести расстройств.
  • Внимание — ребенок учится концентрироваться, появляется усидчивость, желание выполнять общепринятые правила (школа, садик).
  • Речь.

В при ЗПР ребенок учится быстро адаптироваться к новым условиям. Снижается уровень замкнутости, агрессии. Выстраиваются тесные отношения со сверстниками и взрослыми. Приоритет — выбрать схему, которая учитывает все особенности пациента. Применить максимум развивающих техник, развивать недостающие навыки. Возможно как амбулаторное, так и стационарное лечение.

Симптомы

Атипичный аутизм выявить сложнее, чем его классическую форму, поэтому часто установление диагноза затягивается. Упущенное начало болезни и поздно начатое лечение негативно влияет на дальнейший результат.

Самым удивительным и одновременно смущающим фактором является огромное разнообразие и индивидуальность симптомов.

Общими чертами заболевания выступают нарушения социальной включенности, коммуникации и взаимодействия с окружающими.

В домашних условиях распознать атипичный аутизм у детей довольно затруднительно. Чаще всего, родственники списывают некие странности и необычности поведения на возрастные изменения или особенности темперамента. С подобными проблемами они не спешат обращаться к специалисту, тем самым упуская начальную стадию заболевания.

Отличительными факторами атипичного детского аутизма считаются:

  1. Возрастные рамки. Этот тип расстройства имеет особенность развиваться не в раннем детстве, а в более поздние сроки – 3 года, 6–10 лет или переходный возраст. Это те периоды жизни ребенка, когда он испытывает стрессы по поводу адаптации к новому коллективу, необходимости общения с незнакомыми людьми, выстраивания взаимоотношений.
  2. Социализация. Несмотря на то, что больной полностью зависим от родителей, он слабо реагирует на них. По поводу отсутствия матери малыш может не тревожиться или, наоборот, проявлять беспокойство, а при ней вести себя холодно и недоброжелательно.
  3. Речь. Она либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов, в крайнем случае, словосочетаний. Построение предложений – слишком сложная задача.
  4. Эмоциональный сбой. При нормальной активности может наблюдаться абсолютная или избирательная неконтактность. Интенсивные внешние раздражители – яркий свет, громкие звуки, вызывают страх. Могут наблюдаться нехарактерные непредсказуемые реакции на события.
  5. Поведение. Присутствует негативная реакция на прикосновения. Такие дети не стремятся копировать взрослых или сверстников, предпочитают одиночество.

При нормальном физическом развитии чаще всего наблюдается умственная отсталость.

Оценка уровня интеллектуальных способностей бывает затруднительной, поскольку поставленный диагноз в раннем возрасте может поддаваться коррекции.

Усугубление диагностики происходит из-за нарушений речевого аппарата и коммуникативных навыков. Во время прохождения тестов ребенок, как правило, знает решение задачи, но не говорит его.

Симптомы логоневроза у детей

Логоневроз обычно бывает связан с нарушением формирования вербальной коммуникации или речевой моторики. Часто ребенок неправильно произносит отдельные звуки. Бывает и так, что ему сложно произносить слоги или слова. Очень распространенным симптомом является заикание у детей, лечение которого вполне поддается коррекции. В запущенных случаях у ребенка с нарушением речи слишком медленно формируется словарный запас, ему сложно запоминать усвоенное, он не способен произносить длинные фразы. Тяжелый логоневроз у детей проявляется сложностями даже с восприятием и воспроизведением речи.

Особенности течения заболевания

Детям с аутизмом очень тяжело постичь бытовые навыки, которые всем кажутся сами собой разумеющимися. Обычный прием пищи вызывает затруднения. В еде они крайне избирательны и привередливы. К примеру, чадо ест только манную кашу, и никакое разнообразие блюд не убедит его попробовать что-то другое. Если нет каши, он будет голодать. В конце концов, мать ее сварит и накормит его.

Туалет – еще одна проблема. Дети не видят смысла хождения на горшок, не могут понять, почему взрослые настойчиво добиваются этого. Так происходит, поскольку с раннего детства у них очень слабая (или вообще отсутствует) реакция на такие раздражители, как:

  • холод;
  • мокрые пеленки
  • голод;
  • неприятные запахи;
  • прикосновения.

В игровой деятельности игрушки, чаще всего, полностью игнорируются. Вместо них ребёнок предпочитает использовать предметы обихода. Сюжет игры обычно отсутствует, наблюдаются лишь такие стереотипные движения, как верчение в руках или перекладывание с места на место. Новый предмет аутист может долго обнюхивать, щупать, облизывать, водить им перед глазами или ползать на коленях вокруг него.

Из-за нарушения речи с больным практически невозможно вести диалог, он его просто не поддержит. Однако малыш может запоминать довольно длинные фразы из фильмов и телепередач и безошибочно воспроизводить их. При обращении к нему с вопросом он может повторять его либо вообще не реагировать.

Алалия.ру

Вернулись мы с очередного курса дельфинотерапии. Были в Одессе, жили там же в Немо. Сразу скажу, что политическая обстановка была спокойная, революционеров не наблюдали, так, пару раз вялые митинги собрались у Дюка все.

Сам отель почти достроили и отделали. Рядом достраивают еще один корпус, но эта стройка не мешает вообще ни как. Терапия у нас проходила в нижнем бассейне, где и всегда. Пару раз поплавали еще в новом бассейне (в новом корпусе), но там было немного прохладнее. Терапевты все поменялись, Миши не было, Саша только на массажах, Леша тоже больше не плавает. Новые терапевты тоже хорошие, толковые. Оплатили еще курс речевой стимуляции. ИМХО, та же микротоковая рефлексотерапия, что и в Реацентрах, только стимулируют чисто «речевые» точки на руках, голове, лице. Стоит 100 гривен 1 процедура (примерно 400 руб.) Еще делают теперь микрополяризацию. Обучались и закупали оборудование в Питере. Еще купили магнит для магнитотерапии. Делали еще Дашке тейпирование. Девочки, если кто не знает, что это и решит все же тоже сделать (рекомендуют при нарушении кровотока в ШОП), то лучше записывайтесь на пятницу (под выходные). Я тонкостей не знала, а оказалось, что это просто фиксация мышц особым способом и специальными пластырями. Т.е., массаж уже не поделаешь. А так, пластыри клеят на 2-3 дня. Плавать с ними можно, сохнут быстро. Ну, занятия с логопедом Светланой Александровной как всегда на высоте. Но я так поняла, что она там уже практически не работает. Есть новый логопед, ее тоже хвалят. Кстати она прошла обучение по томатис у Жано, закупила оборудование и проводит занятия где-то вне Немо. Еще ездили на СМТ терапию к физиотерапевту в одну из больниц. В самом отеле открыли детскую комнату с лабиринтом и воспитателем. Есть услуги няни по предварительному заказу. Сделали тренажерный зал в новом корпусе, скоро должна заработать сауна. Я так поняла, что там будет финская сауна, паровая комната, какая-то бочка еще стоит. Сделали еще там же кинотеатр, каждый вечер показывали сначала мультфильм какой-нибудь, а потом фильмы. Питались сначала там же при отеле. На двоих взрослых и ребенка оплатили 2 комплексных питания, но и этого было много, порции большие. Готовят вкусно, претензий нет. Но на второй неделе мы все равно отказались от этих комплексов (что-то они поднадоели, хотя каждый день блюда были разные) и ездили в Пузату Хату на Дерибасовскую. Еще появилась возможность сделать ЭЭГ и доплер. Оборудование новое. На ЭЭГ мы так и не попали, а доплер сделали (350 гривен), целый час доктор все смотрел, очень тщательно.

Причины развития

Главным фактором появления раннего аутизма считают недостаточность центральной нервной системы. Причины, по которым она возникает, заключаются в следующем:

  • генетическая предрасположенность;
  • хромосомные аномалии;
  • органические поражения ЦНС при патологиях беременности и родов;
  • преждевременный шизофренический процесс;
  • некоторые врожденные заболевания.

Подобных нюансов современной медицине уже известно около тридцати. Поэтому такие патологии, как умственная отсталость и расстройства аутистического спектра встречаются все чаще.

Вероятность рождения ребенка с особыми психологическими потребностями существует в каждой семье.


Действия различных факторов или же их совокупность вносят индивидуальные особенности в каждого больного. Характер и тип личности тоже накладывает отпечаток на течение заболевания. Даже при сходных симптомах в одинаковых ситуациях разные дети могут вести себя неодинаково.

Этиология нарушений речи

Наш Центр в Санкт-Петербурге успешно осуществляет лечение логоневроза у детей. Чаще всего эти нарушения речи проявляются в виде заикания. Случается и так, что ребенок хорошо слышит, но долго не начинает внятно произносить слова или с большим трудом учится говорить.

Для того, чтобы успешно провести лечение задержки речи и логоневроза у детей, необходимо точно установить его причины. Чаще всего ими становятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • гипоксия головного мозга;
  • побочные эффекты фармакологических средств;
  • родовые травмы и т.д.

В группе риска находятся дети, у которых в анамнезе присутствует:

  1. Органическое поражение головного мозга.
  2. Осложненная беременность у матери.
  3. Появление на свет при трудных родах.
  4. Травма черепа.
  5. Тяжелое инфекционное заболевание и пр.

Поэтому нужно учитывать, что при определенных обстоятельствах у ребенка может развиться задержка речи, тогда остеопат быстро и эффективно ускорит решение проблемы.

Детский кататонический аутизм

Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:

  • однообразная ходьба, переходящая в бег;
  • крик;
  • смех, плач;
  • длительные стереотипные движения;
  • импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.

Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.

Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.

Постановка диагноза

Чем раньше будет выявлено расстройство, тем быстрее будет найден к нему правильный подход, выстроен алгоритм действий, ведущих к сближению и налаживанию контакта. В первую очередь, это задача родителей.

Дети априори не могут быть одинаковыми, но даже со скидкой на особенности характера или воспитания, они должны укладываться в общепринятые нормы развития.

К окончанию первого года жизни малыш без аутистических нарушений должен овладеть элементарными навыками:

  • знать свое имя и откликаться на него;
  • контактировать с окружающими;
  • эмоционально реагировать на различные ситуации.

Современные методы диагностики позволяют родителям еще до рождения ребенка исследовать панель генов, отвечающих за умственную отсталость и развитие расстройств аутистического характера. Генетическая панель дает возможность как точного подтверждения диагноза, так и дальнейшего детального обследования пациента.

Если подобных анализов родители не делали, а стали замечать аутистические проявления – однозначно необходима медицинская помощь. Первая инстанция, куда они должны обратиться – это детский психолог. При подтверждении негативной тенденции он дает направление к неврологу или психиатру.

Общая развернутая диагностика проводится следующими способами:

  • беседа, наблюдение за ребенком;
  • тесты, анкеты;
  • игра, конструирование;
  • МРТ, КТ мозга;
  • исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.

У детей с аутизмом длительное время может отсутствовать реакция на звуковые раздражители. По этой причине родители начинают подозревать проблемы со слухом. На начальной стадии диагностики важно убедиться в отсутствии проблем со слуховым восприятием информации либо же подтвердить их.

Программа, гарантирующие результат

Реабилитация детей с задержкой психического развития начинается с обследования. Доктор изучает документы, назначает комплекс анализов, проводит диагностические обследования. Такой подход позволит выявить клиническую картину, выбрать методику, избежать возможных рисков.

В нашем центре ребенку помогают восстановить функции организма, которые нарушены или полностью утрачены. Работают специалисты узкого профиля.

Процедуры:

  • Мощная физиотерапия — подбирается индивидуально. Упражнения позволяют активизировать скрытые резервы, стимулировать зоны роста, повысить работоспособность.
  • Гидротерапия — комплекс манипуляций, снимающий чрезмерное напряжение, позволяющий создать положительный эмоциональный фон. Избавляет от спастики, развивает двигательные функции.
  • Логотерапия — врач корректирует проблемы, предлагает в игровой форме увлекательные упражнения.
  • Сенсорная интеграция — дарит ребенку шанс научиться выстраивать коммуникативные связи, избавиться от страхов и напряжения.
  • Виртуальная реальность — стимулирует мыслительные процессы, развивает логическое мышление, память, восприятие.
  • Рефлексотерапия — отличный способ активизировать деятельность лобных долей, речевых и зон мозга, отвечающих за обучение.
  • Эрготерапия — уникальная методика позволяет ребенку чувствовать себя уверенно в повседневной жизни. Приобретаются полезные навыки, формируется правильная модель поведения для конкретной ситуации.

Активно развивается мелкая моторика, без которой трудно добиться хороших речевых показателей. Главное — ребенок не испытывает давления, не закрывается от врача. Используем игровые методики, интересные познавательные материалы, современные гаджеты, стимулирующие лечение ЗПР у детей разных возрастов.

Коррекция поведения

Резервы адаптации ребенка также напрямую зависят от причин развития аутизма. Этому должны способствовать внешние факторы:

  • организован правильный подход;
  • коррекционная работа;
  • лечение, если это необходимо.

Наилучший результат в борьбе с детским атипичным аутизмом, кататонической формой заболевания и другими расстройствами аутистического спектра достигается при командной работе. Добиться положительной динамики можно лишь при слаженных действиях трех составляющих: всех членов семьи, медицинских работников, педагогов.

Больного нужно учить социальной коммуникации. Каждый, у кого нет подобных отклонений, видит это с раннего детства на примере родителей, старших детей. Аутист не может этого сделать, к нему нужен специальный подход и особые коррекционные действия.

Метод сигнальной терапии в лечении детей с энурезом

Т.Л. Божендаев ¹, ², Н.Б. Гусева ¹, ², Н.С. Хлебутина ¹, А.И. Крапивкин ¹, В.В. Барахта 3 , А.А. Корсунский ¹

  • 1 ГБУЗ Детская городская клиническая больница №9 им. Г.Н. Сперанского ДЗМ, Москва, Россия
  • 2 Отдел хирургии детского возраста РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия
  • 3 ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Наличие энуреза у детей обусловлено различными факторами. Самостоятельно данный недуг проходит только у 5% детей, в остальных случаях откладывает негативный отпечаток на психологическое и неврологическое состояние ребенка. Развитие данного заболевания обусловлено различными факторами, в которых одной из основных ролей принадлежит задержке созревания нервной системы, позднему развитию поведенческих навыков. Предложено много методов лечения, которые имеют свои плюсы и недостатки. Мы предлагаем комплексный подход с применением аларм-терапии.

По мере взросления ребенка формируется волевой контроль, который важен в формировании осознанного зрелого акта мочеиспускания без непроизвольных эпизодов недержания. Рефлекторное мочеиспускание вне воли осуществляется у новорожденных и грудных детей, т.к. центральная регуляция не осуществляется, а дуги рефлексов замыкаются на уровне спинного мозга.

К 3–5 годам проявляется влияние коры головного мозга, что способствует формированию волевого управления актом мочеиспускания. Акт мочеиспускания в этом возрасте становится управляемым, т.е. ребенок умеет регулировать мочеиспускание, активно сокращая сфинктер и мышцы тазового дна.

Стойкое непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна, несоответствующее психологическому возрасту ребенка, называется энурезом (Международная классификация болезней 10-го пересмотра, 1995). Данная форма заболевания, весьма распространенная, наблюдается в 10–30% случаев среди детей от 4 до 15 лет. На возраст 4–7 лет приходится наибольшее число детей, и только у 5% детей с возрастом проявления расстройств мочеиспускания сокращаются самостоятельно. С 4–5-летнего возраста, когда у ребенка должен быть сформирован зрелый тип мочеиспускания, следует выявлять наличие энуреза [1, 2].

По данным Департамента здравоохранения Москвы (2015), более 20% детей школьного возраста страдают расстройствами мочеиспускания, в т.ч. – энурезом, что способствует считать данную проблему чрезвычайно актуальной в научном и практическом смыслах [3].

В развитии энуреза можно выделить несколько основных причин, а именно:

  1. Задержка созревания нервной системы.
  2. Нарушение ритма секреции антидиуретического гормона.
  3. Наследственная предрасположенность.
  4. Воспалительные заболевания мочевыводящих органов.
  5. Дисфункция нижних мочевыводящих путей.

Задержка созревания нервной системы

Нарушениям волевого акта мочеиспускания и изменениям характера сна способствует замедленное созревание нервной системы. Патологические беременность и роды ведут к ранним нарушениям функции головного мозга, что способствует задержке темпов созревания нервной системы. Неврологи таким детям в возрасте до 1 года ставят диагноз: последствия перинатального поражения центральной нервной системы. Возникают нарушения реакции активации и пробуждения, исходящие от детрузора импульсы недостаточны для пробуждения ребенка, что и вызывает энурез.

Сложный симптомокомплекс расстройств вегетативной нервной системы (нарушения со стороны гипоталамуса, симпатического ствола, брыжеечного узла), обусловленных незрелостью нервной системы, вызывает нейрогенные дисфункции мочевого пузыря – дисфункциональное мочеиспускание, характеризующееся нарушением механизмов накопления и опорожнения мочевого пузыря [4].

Часто у детей с энурезом отмечаются и другие психологические и поведенческие нарушения (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Недостаточность навыков опрятности и тревожно-мнительный фон личности детей обусловливают высокую частоту случаев энуреза в детских домах (до 33%).

Нарушение ритма секреции антидиуретического гормона

Секреция гормона вазопрессина (антидиуретический гормон) происходит в гипоталамусе, затем он перемещается в заднюю долю гипофиза, где и накапливается. Его выброс в кровь происходит ритмично, что способствует меньшему выделению мочи ночью, нежели днем. Переполнение в ночное время мочевого пузыря и, соответственно, непроизвольное мочеиспускание, обусловлено нарушением ритма выработки этого гормона или его недостаточностью [5].

Высокая эффективность при энурезе десмопрессина – синтетического аналога вазопрессина, доказывает влияние антидиуретического гормона на патогенез этого заболевания. Многие авторы нарушение секреции вазопрессина объясняют задержкой темпов созревания центральной нервной системы у детей [6].

Генетические факторы

В 12-й хромосоме определен ген энуреза. Если один или оба родителя ребенка в детстве страдали энурезом, риск заболевания ребенка существенно повышается. Мальчики страдают энурезом чаще, чем девочки в соотношении 4:1.

Предрасположенность к энурезу не считается фатальной в плане лечения. Любому пациенту с энурезом, по стандартам ICCS, необходимо всестороннее обследование для выявления первопричины заболевания: дефицит антидиуретического гормона, инфекция мочевыводящих путей и др. При отягощенной наследственности по наличию энуреза более чем 70% детей излечиваются при комбинации средств и методов: десмопрессина, аларм-терапии, солифенацина [7].

Воспалительные заболевания мочеполовых органов

Нарушения мочеиспускания приводят к постоянной влажности нижнего белья, что приводит к занесению в мочевой тракт инфекции (особенно у девочек) [8]. Нередко в результате вульвовагинита у девочек возникают императивные позывы, учащенное мочеиспускание. Ургентное недержание (неудержание) мочи вызывается повышением уровня экскреции солей с мочой одинаково у девочек и мальчиков. Нарушения порога сенсорной активности во время сна вызывают дневные расстройства мочеиспускания, в результате этих факторов возникает энурез [9].

Дисфункция нижних мочевыводящих путей

Гиперактивный мочевой пузырь (ГМП) является часто встречающейся формой дисфункции нижних мочевыводящих путей. Симптомами ГМП является императивный позыв на мочеиспускание с неудержанием мочи и без него, сопровождающийся дневной поллакиурией и ноктурией [10]. У большинства больных причинами ургентного и учащенного мочеиспускания являются синдром вегетативной дисфункции, резидуальная энцефалопатия и гиперактивность детрузора.

Невротические осложнения, негативный отпечаток на характер и поведение, формирование будущих черт характера инициируют данное заболевание. Очень большой диапазон осложнений обусловливает много способов лечения энуреза, однако до настоящего времени проблема считается нерешенной.

Существуют различные способы лечения энуреза, каждый из них направлен на одну из причин и не учитывает весь симптомокомплекс заболевания [11]. Один из способов лечения основан на коррекции дисфункции нервной системы и заключается в обследовании внутренних органов на предмет выявления дисбаланса энергетических потоков, в дальнейшем – болевое воздействие для получения ответного напряжения мышц (патент РФ №2123836). Недостатком является сложность проведения и низкая эффективность.

Другой из способов основан на выработке навыка пробуждения пациента при позыве на мочеиспускание, в дневное время при бодрствовании с помощью аппарата условно-рефлекторной терапии, после рефлекторного мочеиспускания происходит отключение аппарата и пациент завершает его в обычном режиме (патент РФ №2216361). Недостатком этого способа лечения является его низкая эффективность у детей с незрелым мочеиспусканием.

Для закрепления рефлекса волевого контроля в ночное время необходимо наличие у детей зрелого типа мочеиспускания во время бодрствования. По нашим наблюдениям, незрелый тип мочеиспускания встречается более чем в половине случаев всех обследованных детей 5-летнего возраста с энурезом. Данная задержка связана как с нарушением формирования корковой ритмики, так и с откладыванием закрепления стереотипа родителями (Е.Л. Вишневский, О.Б. Лоран, 2001). Представленный нами способ лечения и заявленное изобретение повышают эффективность лечения детей, страдающих энурезом. Решение поставленной задачи заключается в нормализации процесса микции в дневное время с учетом физиологической нормы и закреплении зрелого стереотипа мочеиспускания, что способствует при сочетании с сигнальной терапией в ночное время усилению контроля во время сна непроизвольного мочеиспускания. Важным условием задачи является выбор группы пациентов с незрелым мочеиспусканием и задержкой формирования коркового ритма по данным электроэнцефалографии (ЭЭГ) и с контролем лечения по ЭЭГ

Данный способ заключается в следующем: при первичном обращении на основании дневников мочеиспускания выявляют детей с незрелым типом мочеиспускания, далее выполняют ЭЭГ для выявления задержки формирования коркового ритма: частота альфа-ритма 7 Гц, наличие бетаритма.

Начинают лечение с поведенческой терапии: индивидуальные режимы мочеиспусканий и потребления жидкости (физиологический расчет потребления жидкости 50 мл на кг массы в сутки с учетом дневной температуры и физических нагрузок). Режим мочеиспусканий формируют в соответствии со зрелым типом мочеиспускания с интервалом 2–3 часа между микциями, с двойным принудительным мочеиспусканием перед сном с разницей 30 минут

Перед сном на белье ребенка закрепляют сигнальное устройство «Энуфлекс».

Энурезный будильник относится к группе медицинского оборудования длительного пользования (Durable Medical Equipment). Он предназначен для использования в домашних условиях.

Существует три вида сигнализации:

  1. Датчик, закрепляемый на трусиках.
  2. Беспроводная сигнализация.
  3. Сигнализирующий коврик.

Разновидность сигнала: звук, свет и вибрация. Два компонента будильника: датчик влажности и звуковой анализатор. Будильник стимулирует пациента в ответ на наполнение мочевого пузыря проснуться и осуществить микцию. В момент попадания первой капли мочи на белье с прикрепленным датчиком раздается сигнал будильника. Этот вид лечения дает особенно хороший эффект в семьях с устойчивой мотивацией не только у ребенка, но и у родителей. Родительский контроль должен осуществляться в течение 30 дней. Если в течение 7 дней ребенок самостоятельно просыпается на сигнал без родительского контроля, предлагают прекратить контроль ночных пробуждений.

Лечение проводят до нормализации альфа-ритма до 8 ГЦ и купировании бетаритма не менее 3 месяцев. Также производят контроль формирования зрелого типа мочеиспускания по дневникам также через 3 месяца лечения [12].

Клиническое наблюдение

Александр Б., 8 лет. Масса тела 25 кг, ребенок от первой беременности, протекавшей с внутриутробной гипоксией.

Предъявляет жалобы на энурез, снижение активности позыва на мочеиспускание во время бодрствования, неудержание мочи от переполнения 1–3 раза в сутки, снижение позыва на мочеиспускание.

Родители говорят, что ребенок заигрывается, упускает мочу во время тренировок по боевым искусствам, если не совершит микцию перед тренировкой,

Дневник мочеиспусканий: по позыву 1–2–3 раза, по напоминанию 3–4 раза, всего 5–6 мочеиспусканий в сутки. Утренняя порция – 170–180 мл, дневная 100–120–180 мл. Энурез каждую ночь. Под контролем УЗИ патологических изменений почек и мочевого пузыря не отмечено.

По данным урофлоуметрии: мочится активной струей, может накопить до 180 мл мочи. На урофлоуметрии – кривая колоколообразная, остаточной мочи нет.

ЭЭГ: ритм не соответствует возрасту, альфа-ритм нерегулярный, частота – 7 Гц.

Сформирован режим питья: 1300 мл/сут (6 раз в сутки по 220 мл), в дни тренировок (2 раза в неделю) 1600 мл (6 раз в сутки по 250 мл)

Режим мочеиспусканий каждые 2 часа, 2 микции перед сном с интервалом 30 минут.

При соблюдении режима мочеиспусканий и режима питья (каждые 2–3 часа) мочу днем стал удерживать через 5 недель после начала поведенческой терапии. Одновременно с поведенческой терапией начато использование устройства «Энуфлекс» будильника каждую ночь. Контроль пробуждения ребенка на сигнал будильника родителями в течение 3 недель. На четвертой неделе лечения на сигнал стал просыпаться сам, устойчиво.

Через 3 месяца энурез сократился до 3 раз в неделю. Днем число сенсорных мочеиспусканий увеличилось до 5, по напоминанию – до 2. Утренняя порция мочи увеличилась до 220, но в течение дня была меньше возрастной нормы 160–180 мл, что было расценено как сохранение незрелого типа мочеиспускания.

На ЭЭГ отмечалось купирование бетаритма, но альфа-ритм находился в пределах 7 Гц, что не в полной мере соответствовало зрелому корковому ритму. Лечение продолжено еще на 3 месяца.

Контроль через 6 месяцев общего лечения: число мочеиспусканий по позыву 6–7 из 8. Эпизоды энуреза сократились до 2 раз в месяц при несоблюдении режима питья и мочеиспусканий. На ЭЭГ альфа-ритм без всплесков патологической бета-активности, частота – 10–11 Гц. Эффект лечения был расценен как положительный.

Заключение

Снижение самооценки, эмоциональные расстройства, влияние на психологический климат в семье – вот негативная реакция на недержание мочи в любом виде. Большой психологической проблемой для ребенка является формирование определенных комплексов, влияющих на будущую взрослую жизнь.

Причины энуреза и методы преодоления этого недуга должна понимать вся семья. Между родителями ребенка, врачом и самим ребенком должно быть взаимопонимание.

Если ребенку не исполнилось 5 лет и у него отмечается энурез и/или другие нарушения мочевыделения (учащенное мочеиспускание, дневное недержание или утечка мочи и др.), то важно обратиться к врачу (педиатру, нефрологу и урологу). При отсутствии органических патологических изменений мочевыделительной системы проводятся воспитательные назначения под контролем врача.

В возрасте после 5 лет отмечается позднее начало (или вторичный энурез), что может протекать как изолированно (моносимптоматическое течение), так и с другими симптомами. Различные методы коррекции недержания мочи предлагались в течение нескольких десятилетий. Имеется более 150 методов лекарственного, инструментального и физиотерапевтического лечения. Основываясь на незрелости центров нервной регуляции, лечение нарушений мочеиспускания важно начинать с общих мероприятий, учитывая качество жизни пациента с недержанием мочи.

Позднее и нерегулярное приучение ребенка к осознанному мочеиспусканию (к горшку), несвоевременный отказ от абсорбирующего белья способствует появлению энуреза, императивного синдрома наряду с генетическими и патофизиологическими причинами, что способствует замедлению формирования динамического стереотипа зрелого мочеиспускания. Знание механизма мочеиспускания важно для понимания развития энуреза. Развитие волевого контроля мочеиспускания зависит от родительских усилий и является одним из этапов психического развития детей, по мнению З. Фрейда.

Специализированные методы лечения требуются для активации рефлекторной дуги, закрепления поведенческой реакции: мочевой пузырь – сигнал – пробуждение – управляемое мочеиспускание. Таким образом, сигнальная терапия является абсолютным показанием на начальном этапе коррекции энуреза у детей с незрелым типом мочеиспускания и резидуальной энцефалопатией.

Тематики и теги

Детская урология

Журнал

Газета «Московский уролог» №2-2020

Комментарии

Для отправки комментариев необходимо войти или зарегистрироваться

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]