Координация — причины и симптомы нарушения координации движений, также упражнения для ее развития


Координация

Координация

— процесс согласования работы мышц, необходимый для успешного выполнения двигательной функции. При развитии двигательного навыка координация движений видоизменяется, в том числе происходит освоение инерционности двигающихся органов. Поначалу управление происходит за счет активной статической фиксации этих органов, затем — за счет кратковременных физических импульсов, направляемых в определенный момент к нужной мышце. На заключительных стадиях развития координации, используются инерционные движения. В уже сложившемся динамически устойчивом движении, уравновешивание всех инерционных движений происходит автоматически, без произведения дополнительных коррекционных импульсов.

Координация движений

Координация движений

дана человеку для того, чтобы он мог выполнять четкие движения и управлять ими. Если происходит нарушение координации, это говорит об изменениях, происходящих в ЦНС. Наша центральная нервная система – это сложное, взаимосвязанное образование из нервных клеток, расположенное в спинном и головном мозге. Когда мы хотим совершить какое-либо движение, мозг посылает сигнал, и в ответ на него начинают двигаться конечности, туловище или иные части тела. Если ЦНС работает неслаженно, если в ней происходят отклонения, сигнал не достигает цели или передается в искаженном виде.

Функции и задачи

Довольно сложная тема для обсуждения, поскольку головной мозг делает практически все что вы сами делаете (или же управляет этими процессами).
Начать нужно с того, что именно мозг осуществляет наивысшую функцию, определяющую разумность человека как вида – мышление. Также там обрабатываются сигналы, полученные со всех рецепторов – зрения, слуха, нюха, осязания и вкуса. Помимо этого, мозг управляет ощущениями, в виде эмоций, чувств и т. д.

Нельзя не упомянуть, что все движения человеческого тела также управляются мозгом – пусть это и рефлекторные реакции, которые мы далеко не всегда осознаем.

Причины нарушения координации движений

Причин нарушения координаций движения существует немало. Сюда относятся следующие факторы:

  • физическое истощение организма;
  • воздействие спиртосодержащих, наркотических и других отравляющих веществ;
  • травмы головного мозга;
  • склеротические изменения;
  • дистрофия мускулатуры;
  • ;
  • ;
  • каталепсия – редкое явление, при котором мускулатура ослабевает из-за взрыва эмоций, скажем, гнева или восторга.

Нарушение координации относят к опасным для человека отклонениям, ведь в таком состоянии ничего не стоит получить травму. Нередко это сопутствует пожилому возрасту, а также перенесенным неврологическим заболеваниям, ярким примером которых в данном случае является инсульт. Нарушение координации движений возникает и при болезнях опорно-двигательной системы (при плохой координации мышц, слабости в мускулатуре нижних конечностей и т.п.) Если посмотреть на такого больного, становится заметно, что ему сложно поддерживать вертикальное положение, ходить.

Люди с подобными недугами двигаются неуверенно, в движениях просматривается расхлябанность, слишком большая амплитуда, несогласованность. Попытавшись очертить воображаемую окружность в воздухе, человек сталкивается с проблемой – вместо круга у него получается ломаная линия, зигзаг. Другой тест на нарушение координации состоит в том, что пациента просят дотронуться до кончика носа, и его также постигает неудача. Посмотрев на почерк больного, вы также убедитесь, что с мышечным контролем у него не все в порядке, так как буквы и строчки наползают друг на друга, делаются неровными, неаккуратными.

Задний, средний и промежуточный мозг

Цель урока — дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях, раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении безусловных рефлексов и выяснить их значение, провести антиникотиновую и антиалкогольную пропаганду, дать сведения по профилактике травматизма у детей.

Урок целесообразно разделить на три части: в первой — повторить строение и функции спинного мозга и уточнить понимание основных терминов; во второй — показать по таблице или на кадрах диафильма отделы мозга и провести тесты, выясняющие особенности рефлексов основных отделов головного мозга; в третьей — повторить полученные на уроке сведения, используя муляжи и плоскостные препараты головного мозга.

При объяснении нового материала удобно использовать диафильм «Строение и функции головного мозга», в котором даны инструктивные кадры, помогающие учителю провести с учащимися функциональные тесты, демонстрирующие рефлексы различных отделов мозга. В качестве примера можно разобрать, как использует этот диафильм на уроке учитель экспериментальной школы № 82 АПН поселка Черноголовка Ногинского района Московской области Н. Г. Пиманова.

Первый фрагмент упомянутого диафильма она применяет для повторения ранее изученного материала о головном мозге. Рассматривая строение черепной коробки и оболочек мозга, учитель раскрывает значение черепномозговой жидкости, артерий, питающих мозг, попутно дает дополнительный материал о кровоснабжении мозга и осложнениях, которые могут быть при гипертонии. Этот материал Н. Г. Пиманова использует для антиникотиновой пропаганды, подчеркивая, что курение табака вызывает повышение давления, способствует отложению солей в стенках сосудов мозга, а это приводит к повышению их хрупкости и к возможности инсульта.

Кадры диафильма, в которых содержатся вопросы, учитель использует прежде всего для проверки, насколько четко учащиеся дифференцируют понятия о сером и белом веществе мозга, коре и ядрах головного мозга, нервных путях мозга и нервах. Она предлагает учащимся показать эти образования по рисунку, найти их на плоскостном препарате после просмотра первого фрагмента диафильма, учит использовать определения при опознании объектов.

Во время демонстрации второго фрагмента учитель проводит функциональные тесты, включенные в этот диафильм. Изучение продолговатого мозга она начинает со сравнения его со спинным мозгом. Учитель обращает внимание учащихся на морфологическое сходство: в продолговатом мозге серое вещество лежит внутри белого, но не образует серые столбы, как в спинном мозге, а располагается отдельными ядрами в дне четвертого желудочка. Затем устанавливает функциональное сходство: рефлексы вызываются раздражением определенных участков тела (растяжение сухожилия четырехглавой мышцы бедра вызывает коленный рефлекс спинного мозга, раздражение корня языка — глотательный рефлекс продолговатого мозга). Учитель подчеркивает, что оба рефлекса относятся к безусловным. Они возникают непроизвольно только при раздражении соответствующих участков тела (рис. 32, А, Б).

Рис. 32. Опыты, выясняющие функции спинного и головного мозга: А — глотательный рефлекс; Б — коленный рефлекс; В — опыт, выявляющий рефлексы мозжечка, участвующие в торможении движений, продолжающихся по инерции; Г — пальценосовая проба, выявляющая участие мозжечка в выполнении точных целенаправленных движений, требующих согласованной работы многих мышц; Д — тонические рефлексы среднего мозга, восстанавливающие положение тела при потере равновесия; Е — рефлексы промежуточного мозга, обеспечивающие сохранение определенной позы между движениями

Задание 1.

Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса.

Опыт проводится фронтально. Учитель показывает кадр диафильма, где предлагается сделать подряд несколько глотательных движений. Фразу, расположенную под рисунком: «Почему вы остановились? Забыли, как глотать?!» — показывают после проведения опыта.

Опыт можно поставить и без диафильма. Учащиеся по команде преподавателя делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя (в данном случае, слюны) сделать глотательное движение невозможно. При воздействии же раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Н. Г. Пиманова обычно подробно останавливается на кадре, где разъясняется, почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики). Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы. Характерной чертой преподавания Н. Г. Пимановой является тесная увязка теоретических вопросов с фактами повседневного быта, гигиеническое воспитание она осуществляет ненавязчиво, как бы мимоходом, убеждает учащихся без лишнего морализирования.

Строение и функцию второго отдела заднего мозга — мозжечка — удобно изложить в плане учебника: рассказать о последствиях удаления мозжечка у экспериментальных животных, а затем показать, как осуществляются функции мозжечка у человека в норме на функциональных тестах.

Задание 2.

Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

Этот опыт можно провести фронтально. По команде учителя восьмиклассники закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа (рис. 32, Г). Учитель обращает внимание учащихся на то, что это целенаправленное движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Последовательность мышечных сокращений при выполнении движений программируют отделы головного мозга, и в частности мозжечок, который контролирует очередность и порядок работы нервных центров спинного мозга, управляющих мышцами. Ведь каждая мышца должна вовремя включиться в работу, развить строго определенное усилие и вовремя выйти из работы. При этом человеку приходится преодолевать внешнее сопротивление, силы инерции и влияние других факторов. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов, обрабатывает их, и благодаря его деятельности ответная реакция происходит с учетом этих внешних сил.

Задание 3.

Пронаблюдать, как устраняются движения, возникающие в силу инерции, благодаря функциям мозжечка.

К доске вызывают испытуемого. Преподаватель захватывает его руку, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление экспериментатора. После того как испытуемый будет выполнять это действие с достаточным усилием, экспериментатор неожиданно отпускает руку испытуемого, с тем чтобы она двигалась по инерции (рис. 32, Б). Однако этого движения не происходит: испытуемый делает небольшой рывок и останавливается: благодаря функции мозжечка движение, возникшее по инерции, затормаживается.

Поражение мозжечка при опьянении — факт хорошо известный учащимся. Его можно использовать для антиалкогольной пропаганды. С этой целью учащимся можно предложить следующие вопросы: 1. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении? (Безусловные рефлексы, осуществляющиеся с участием мозжечка, нарушены и затормозить движения, продолжающиеся по инерции, он не в состоянии.)

2. Почему нетрезвые водители резко поворачивают машину, резко нажимают на тормозную педаль и к чему это может привести? (Начавшиеся движения не могут закончиться вовремя, они продолжаются в силу инерции, в результате — излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормозную педаль. Такой водитель может наехать на препятствие, а при неумеренном торможении машину может занести и даже перевернуть.) Эти факты можно использовать в целях правового воспитания, разъяснив, почему во всех странах категорически запрещается нетрезвому человеку садиться за руль трактора, машины, самолета, почему пришлось создавать специальные индикаторы, чтобы обнаруживать и обезвреживать нетрезвого человека, сидящего за рулем.

Работу среднего мозга можно показать на двух функциональных тестах: первый позволяет выяснить роль тонических рефлексов среднего мозга в поддержании равновесия тела, второй дает возможность показать участие среднего мозга в ориентировочном рефлексе.

Задание 4.

Пронаблюдать рефлексы среднего мозга, благодаря которым поддерживается равновесие тела.

К доске вызывают испытуемого. Ему предлагают принять неустойчивую позу: встать так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ступни, расположенной впереди. (Ступни должны быть на одной прямой — одна впереди, другая сзади. Руки складываются в замок, локти сближаются. Испытуемого предупреждают, что при потере равновесия переставлять ноги нельзя.)

Некоторое время испытуемый стоит неподвижно, однако напряжение мышц (их тонус) непрерывно меняется. Это можно заметить, наблюдая непрерывное покачивание туловища. Со временем эти покачивания становятся все заметнее. Можно пронаблюдать, как при потере равновесия усиливаются рефлексы среднего мозга, восстанавливающие правильное положение туловища (рис. 32, Д). В конце опыта возникают значительные отклонения туловища от положения неустойчивого равновесия. Для его компенсации испытуемый вынужден балансировать руками или отставить в сторону ногу, нарушив инструкцию. Раздражитель, вызывающий этот рефлекс,- отклонение туловища от вертикальной оси, ответная реакция — компенсаторное движение. Внимание учащихся можно обратить на сложность этого рефлекса по сравнению с рефлексами продолговатого мозга. Рефлекторная реакция вызывается любым отклонением, а конечный эффект может быть достигнут совершенно разными движениями. Эту особенность еще нагляднее можно показать на примере ориентировочного рефлекса, который осуществляется также с участием среднего мозга.

Учитель Н. Г. Пиманова, на опыт которой уже была ссылка, начинает беседу об ориентировочном рефлексе с разбора кадра 26 диапозитива «Строение и функции головного мозга». На подоконнике кошка. Ее кто-то испугал. Она выгнулась дугой и зашипела. Этот раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс у ребенка. Он повернул голову в сторону кошки, глаза его ищут источник звука. Однако у некоторых учащихся после восприятия этого кадра возникает необоснованно узкое представление, искажающее суть дела: они считают, что ориентировочный рефлекс — это «когда кошка мяукнет — ребенок повернет голову». Учитель разъясняет узость этого суждения, подчеркивает, что ориентировочный рефлекс вызывается любым новым раздражителем, и ставит новый опыт.

Задание 5.

Доказать, что ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Учитель стучит карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают на учителя глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что раздражитель воздействовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель проходит по рядам и кладет руку на плечо одному из отвлекшихся учеников: тактильный раздражитель вызывает ту же ориентировочную реакцию — поворот головы в сторону раздражителя. Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем — слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо оттого, где этот раздражитель находится — впереди, сзади, справа, слева.

В заключение урока следует рассмотреть функции промежуточного мозга: регуляция сна и бодрствования, поддержание постоянства внутренней среды, рефлексы фиксации позы. Разъяснив эти сложные функции по кадрам диафильма «Строение и работа головного мозга», можно предложить учащимся следующее упражнение:

Задание 6.

Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды «Замри».

Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду «Замри». Учащиеся класса застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга.

Команда «Замри» вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Если бы этого не произошло, то ученики бы упали, как настольная лампа, у которой не закрепили шарниры. Из темы «Опорно-двигательная система» учащиеся знают, что кости в суставах закрепляются, когда одновременно сокращаются мышцы противоположного действия. Следовательно, при остановке движения все мышцы противоположного действия всех суставов одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела (рис. 32, Е).

В заключение этого урока или на следующем во время опроса полезно на моделях головного мозга или на плоскостных препаратах найти основные отделы мозга и заполнить следующую таблицу:

Таблица 18. Безусловные рефлексы головного мозга

Симптомы нарушения координации движений

Существуют следующие симптомы нарушения координации движений:

  • Шаткие движения — этот симптом проявляется при ослаблении мышц тела, особенно конечностей. Движения больного становятся несогласованными. При ходьбе его сильно шатает, шаги становятся резкими, имеют разную длину.
  • Тремор – дрожание кистей рук или головы. Бывает сильный и почти незаметный тремор. У некоторых больных он начинается лишь в процессе движения, у других – только когда они неподвижны. При сильном беспокойстве тремор нарастает; шаткие, неравномерные движения. При ослаблении мускулатуры тела конечности не получают достаточной основы при движениях. Пациент шагает неровно, прерывисто, шаги имеют разную длину, его пошатывает.
  • Атаксия – вызвается поражением лобных отделов головного мозга, мозжечка, нервных волокон, передающих сигнал по каналам спинного и головного мозга. Врачи выделяют статическую и динамическую атаксию. При статической атаксии человек не может поддерживать равновесие в положении стоя, при динамической ему трудно сбалансировано двигаться.

Кора головного мозга лечение

В Сарклиник применяются авторские методы восстановления работы коры головного мозга. Лечение коры головного мозга в России у взрослых, подростков, детей, лечение коры больших полушарий головного мозга в Саратове у мальчиков и девочек, парней и девушек, мужчин и женщин позволяет восстановить утраченные функции. У детей активизируется развитие коры головного мозга, центры головного мозга. У взрослых и детей лечится атрофия и субатрофия коры головного мозга, нарушение коры, торможение в коре, возбуждение в коре, повреждение коры, изменения в коре, болит кора, сужение сосудов, плохое кровоснабжение, раздражение и дисфункция коры, органическое поражение, инсульт, отслоение, повреждение, диффузные изменения, диффузная ирритация, отмирание, недоразвитие, разрушение, болезни, перинатальная энцефалопатия и постреанимационная энцефалопатия, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция, задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, ЗРР ЗПМР, родовая травма. Клетки, нейроны коры восстанавливают свою работу, происходит восстановление структуры и функции. Структура и активность коры головного мозга восстанавливается, полипептиды и их содержание приходят в норму, кора и подкорка начинают работать. У детей происходит адекватное возрасту созревание коры больших полушарий головного мозга. К сожалению, при определенных патологических состояниях происходить смерть, гибель клеток коры головного мозга, в этом случае восстановить работу коры не удается. На сайте sarclinic.ru Вы можете задать онлайн бесплатно вопрос доктору Если кора головного мозга пострадала, то при правильном и адекватном лечении есть возможность восстановления ее функций.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото: © MedusArt / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Головной мозг человека, ребенка, отделы, строение, лечение головного мозга

Боюсь говорить, логофобия: лечение логофобии при заикании, ребенок боится говорить

Дисморфофобия, лечение в Саратове, как лечить дисморфофобию

Синдром Фовилля (A. L. F. Foville) альтернирующий понтинный

Синдром Мебиуса, лечение синдрома Мебиуса, врожденный паралич лицевого нерва, синдром Поланда

Комментарии ()

Тест на координацию движений

К сожалению, многие люди имеют плохую координации. Если вы хотите проверить себя, предлагаем вам очень простой тест.

  • 1. Для этого вам необходимо выполнять упражнение стоя. Попробуйте сдвинуть носки и пятки вместе в тот момент, когда ваши глаза закрыты.
  • 2. Еще один вариант проверить свою координацию движений — сесть на стул и поднять правую ногу вверх. Вращайте ногу по часовой стрелке, а вместе с этим рисуйте правой рукой букву «б», имитируя ее силуэт в воздухе, начиная выполнять с «хвостика» буквы.
  • 3. Попробуйте положить руку на живот и гладить его по часовой стрелке, а другой рукой постукивать себя по голове. Если в результате проведенного теста вы все задания выполнили с первого раза — это отличный результат. Мы поздравляем вас! У вас хорошая координация. Но если вам не удалось сразу на отлично выполнить все вышеуказанное, отчаиваться не стоит!
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]