Малыш, не бойся! Детские страхи дошколят – найти и обезвредить


Почему эти «плохие» чувства остаются в памяти надолго? Что такое незавершенное действие?

Лучшая профилактика последствий стресса и для взрослых, и для детей — дать свободно поговорить о том, что произошло, выразить свои чувства и мысли, дать волю спонтанным, пускай даже противоречивым, реакциям и переживаниям.

Психологи знают: необходимо, чтобы ребёнок или взрослый мог свободно «излить душу» (так раньше выражались поэты), раскрыть то, что его волнует, найти форму для того, что, возможно, смутно мелькнуло в уме, сердце или импульсом пробежало в теле во время стрессового эпизода. Необходимо внимательное отношение к небольшим фрагментам памяти, чтобы «незавершенные, временно остановленные» действия получили свою идентификацию и свое место для «развертывания и завершения» (естественно, в форме игры, рассказа или фантазийного представления). Должны быть восстановлены спонтанность распознавания, выражения своих чувств, доверительное отношение к миру и надежда на то, что мир примет эти чувства, отнесется к ним приветливо. Не станет сообщать: «Твои чувства неправильные», а, наоборот, даст поддержку словами и действиями в определенном (феноменологическом) ключе. Ситуацию можно считать завершенной, когда такая комплементарная поддержка откроет путь для выражения (выплеска) чувств. Во многих случаях пострадавший не формулирует свои мысли и не дает места чувствам, так как нет человека, воспринимающего (слушающего) эти чувства. Или, наоборот, опасается отвержения, осуждения со стороны тех, кто рядом, и потому сохраняет внешнее спокойствие ради лояльности.

Обучение

Елена Юрьевна Петрова

Вебинар

ВЕБИНАР: Работа с последствиями психологической травмы

Участвовать

Пример такого феноменологического сообщения для взрослого мы приведем ниже. Может быть, форма покажется читателю слишком наивной, но ситуация стресса, часто — не тот случай, где уместны сложные философские размышления или парадоксальные предложения. Например, друг или близкий может подтвердить: «Да, ситуация была сложная», сказать, что, да, человек был в сильном стрессе или злился в тот момент. То есть, дать уважение и ПРИЗНАНИЕ опыта человека на уровне его феноменологии чувств, побуждений, импульсов, пережитых во время сложной стрессовой ситуации (травмы). Друг воздержится от ложной тактики утешения: «Просто забудь и не думай об этом: все уже позади» или «не надо так бояться и переживать, ведь все кончилось хорошо!». Такие реплики кажутся поддерживающими и успокаивающими, а по своей структуре сообщают человеку: «Твои чувства неправильные, замени их». Удивительно, как часто в стрессовой ситуации близкие люди путают поддержку и «затыкание спонтанного чувства»! Если ситуация была действительно сложной, лучше, чтобы ребенок или взрослый выразил в спокойной и доброжелательной обстановке то, что реально в тот стрессовый момент пережил.

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Источники:

  1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/ The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children. Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi
  2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/ Play Therapy Considerations and Applications for the Practitioner. Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO
  3. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Две стратегические цели в работы психолога в связи с некоторыми проявлениями ПТСР

Для психолога при работе с ПТСР открываются два направления работы. Первое направление — выявить природу избыточного стресса у человека, помочь справиться со стрессом. Второе – объяснить родителям или близким людям, как заменить вредные для пострадавшего компоненты общения более эффективными и полезными для всех. Эти направления хорошо сочетаются и их можно детально обсудить. Сначала психолог может изложить некоторые соображения о том, как можно помочь человеку, который пережил в прошлом стресс, и сейчас имеет признаки ПТСР. Затем — обсудить, что и как могут сделать близкие люди, чтобы поддержать процесс реабилитации и сделать профилактику ПТСР в случае стрессовых (травматичных) ситуаций в будущем.

Классификация страхов по возрастам

Возрастные страхи

возникают у большинства детей в определенном возрасте. Они быстротечны, возникают, как реакция на личностное и психическое развитие. Проходят такие страхи по мере развития ребенка.

С рождения до 1 года ребенок боится:

  • громких звуков;
  • незнакомых ему людей;
  • высоты;
  • разлуки с мамой;
  • смены привычной обстановки.

В возрасте от 1 до 3-х лет дети боятся:

  • получение травм;
  • природных явлений (грома, молнии, сильного ветра, грозы);
  • разлуки с родителями.

Возрастные страхи от 3-х до 5 лет

Ребенок максимально эмоционален и чувствителен. Расширяется его сфера познания, активно развивается воображение. Характерный страх этого возраста: боязнь, что родители разлюбят.

В 5-7 лет ребенок боится:

  • своей смерти;
  • родительской смерти;
  • ночных кошмаров;
  • уколов и больниц;
  • высоты, темноты, глубины;
  • наказаний от родителей;
  • одиночества.

В возрасте от 7 до 11 лет дети боятся:

  • Страх смерти близких людей;
  • Страх плохих оценок;
  • Страх наказания;
  • Страх пожаров, ограблений, нападений.
  • НЕ оправдать ожидания родителей

Цель вторая. Работа с родителями. Что и как могут сделать родители?

Что психолог может посоветовать близким, если когда-то с ребенком или взрослым произошел неприятный эпизод, и они хотят максимально помочь хорошей психической реабилитации после этого эпизода? Очевидно, нужно как-то поговорить с человеком и дать разговориться, даже если это ребенок (тем более, если это ребенок). Если точно известно, что произошла сложная ситуация, близким людям полезно проявить уважение к эмоциональным реакциям, ответам на стрессовый фактор. Я могу предположить, что часто близкие люди действуют в отношении тех, кто попал в реально затруднительную ситуацию, используя тактики, привычные им с детства в отношении совсем другой категории опыта. Если они привыкли успокаивать слишком нервных родственников, им кажется, что по аналогии так же надо успокоить и тех, что пережил настоящий стресс. Такая тактика отрицает реальность переживаемого опыта, а мы знаем, что первая основа для реабилитации состоит в том, чтобы человек получил поддержку в реальности своего существования. В том числе, в реальности переживаемого опыта.

Как же разговаривать с ребенком после перенесенного стресса? Как разговаривать с ребёнком в ситуации, когда он непосредственно переживает стресс? Ответ прямой: признавать факт стресса и признавать весь спектр чувств, которые проявляет ребенок. Если в основе этих чувств лежит, кроме актуальности эмоционального ответа на текущую ситуацию, дополнительный неприятный эффект тревоги, порожденный ПТСР, то вдвойне необходима со стороны близких позиция уважения и принятия. Такое принимающее и феноменологическое действие создает платформу для раскрытия опыта и его переработки. Кстати, переработка может произойти и без помощи психолога. Например, если родители поддерживают спонтанность выражения чувств, ребенок может выразить чувства во время спонтанной игры. Или он может во время ночного сна увидеть конкретно или в символической форме старый травматический эпизод. Часто сновидение само делает работу символизации, идентификации и отреагирования, оно может дать место и форму для работы завершения психикой незавершенных действий. Той работы, которую забыли сделать в дневное время. И тогда помощь психолога, к счастью, даже не потребуется.

Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

  • фобии;
  • необщительность, замкнутость;
  • агрессия к окружающим и животным;
  • непослушание или чрезмерное послушание;
  • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
  • отсталость в речевом развитии;
  • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
  • постоянные стрессы;
  • проблемы с успеваемостью;
  • проблемы с чтением.Источник: О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Влияние родителей на обработку эмоций после эпизода стресса и на процесс реабилитации

Как мы видим, действия близких людей по отношению к тому, кто пережил стресс, играют решающую роль в том, как будет происходить процесс восстановления после случившегося. Как мы уже обсуждали, не стоит просто рассчитывать, что, если не упоминать о пережитых неприятностях, то они сами как-нибудь выветрятся из памяти. Помощь и поддержка человека в стрессовой ситуации требуют от того, кто оказывает поддержку, не только доброжелательности или сочувствия, но еще и определенного душевного настроя. Я вспоминаю разговор с собеседником, который рассказывал о своей маме и ее реакции на стресс: «Моя мама человек очень впечатлительный и эмоциональный. Я в детстве точно знал, что, если скажу маме, например, что порезал палец и течет кровь, она начнет так сильно переживать и волноваться, что за нее станет просто страшно. И потому старался все свои проблемы решать самостоятельно. Делал так, чтобы мама о них не узнавала». Другой пример указывает на возможную негативную роль впечатлительных родственников, которую они могут сыграть в общении с ребенком или взрослым, который попал в стрессовую ситуацию: «Когда моя бабушка увидела, что я упал с дерева, она так разволновалась, что у нее случился сердечный приступ». Понятно, что в этих условиях пострадавший получил мало внимания к тому, какие именно чувства он испытывал на разных этапах своих отношений с деревом — что он чувствовал, что его заставило залезть на дерево, как переживал потерю равновесия и то, что не справился с задачей? Получилось, что стресс ребенка стал агрессией для бабушки и для ее здоровья, создана система отношений, в которых есть место блокировке чувств, стыду и вине.

Третий случай иллюстрирует, как чувства взрослого захватывают в свой поток эмоциональный опыт ребенка. Вспоминаю работу с блокировкой чувств, которые были последствием шоковой травмы. Рассказывает Аня: «Мне было 6 лет. Я очень хотела быть такой же ловкой, как мальчишки. Я залезла на дерево и тут поняла, что не могу удержаться на ветке. И начала сползать с нее на землю. Я была полненькая и не очень ловкая. Тут меня увидела мама, и в ужасе бросилась ко мне. Я упала на землю. Мама схватила меня на руки и побежала домой, потом к врачу. У меня не было даже синяков, но я ужасно испугалась и этот эпизод отзывается каким-то непередаваемым напряжением во всем теле». Детальный разбор ситуации показал, что в эпизоде было два совершенно разных события, которые «слиплись» в один блок, и потому создали предпосылки для фиксации шокового опыта. Был первый эпизод, в котором девочка из азарта залезла на дерево, не удержалась на ветке и ловко («даже без синяков!») сползла на землю. Это было завершенное действие с хорошим контактом со своим телом и с физическим миром: с деревом, с гравитацией и с землей. Такое действие требовало в эпизоде интеграции и завершения некоторого нового общения с окружающими людьми. Девочка победила свой страх, справилась со сложной физической задачей. Она делала это не для зрителей, а для себя самой. Это был ее процесс признания, позитивной эмоциональной оценки, радости, переживания победы или других сильных чувств. Однако для мамы это был совсем другой эпизод. Мама увидела, как дочка падает с дерева, нарисовала картину ужасных последствий (травмы позвоночника, ушибов, инвалидности и прочих ужасов) и пережила аффект ужаса. Когда мама начала взаимодействовать с дочкой, сила чувства со стороны мамы буквально захватила девочку. И эта сила (пережитый мамой ужас) прервала течение собственного эмоционального процесса ребенка.

Во время консультации я инициировала небольшой игровой эпизод, который сыграл важнейшую роль в том, чтобы реабилитация прошла свободно и в душе Ани могли запуститься новые творческие и адаптационные процессы, чтобы девочка вернулась к свободному течению в своей эмоциональной жизни. В метафорической, игровой форме состоялся диалог, который не стоит осуществлять в реальной жизни. После тщательной и детальной реконструкции последовательности событий терапевту показалось полезным предложить собеседнице сыграть небольшую реабилитационную сценку, в которой Аня сказала своей маме: «Мама, это твой страх и ужас! Я чувствую себя хорошо после этого эпизода с деревом. Я ловко упала и горжусь этим. Ужас — это не моя эмоция. Это твой страх. Потому забери свой страх себе назад и делай с ним что сама хочешь. Можешь выкинуть его на помойку. Или можешь помнить. Но это твой страх, а не мой!». Эта игра оказала целительное действие, так как блокировка собственного аффекта и захваченность ужасом, оказалось, происходят от ужаса другого человека, близкого и родного. Девочка была вовлечена в переживание ужаса мамы и прервала собственные переживания и чувства. Она была испугана реакцией мамы на ситуацию и за счет «слияния» сохранила фиксацию на долгие годы.

Четвертый тип ситуации, который я хотела бы кратко упомянуть — это ситуация гнева родителей. Бывают обстоятельства, когда взрослый так сердится на самого ребенка за его неосторожность или на другого взрослого, который стал причиной стресса ребенка, что забывает о чувствах пострадавшего и сосредотачивается на воспитательном процессе или на гневе в чей-либо адрес.

Статья:

Актуальность выбранной тематики связана с тем, что старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности. Этот возраст психологи называют «нежным». Старшие дошкольники открыты, доверчивы и чувствительны. И поэтому максимально уязвимы. Их легко обидеть, травмировать, причинить сильную душевную боль. Практически все детские неврозы стартуют именно в этом возрасте: заикания, фобии, тики.
Теоретической основой моей работы стали труды таких учёных как Безруких М.М., Ефимова С.П., И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие.

Целью работы стало определение влияния организации психокоррекционной работы на уровень тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности.
  2. Изучить способы диагностики и возможности преодоления тревожности и детских страхов в дошкольном возрасте
  3. Разработать коррекционную программу по преодолению страхов и тревоги у детей
  4. Провести повторную диагностику уровня тревожности и страхов у детей; сравнить результаты диагностики до и после коррекционных занятий с дошкольниками.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности психокоррекционной работы со страхами и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста

В своей работе мною использованы следующие методы и методики исследования:

  • «Рисунок семьи» (Тейлор К.);
  • методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич);
  • тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
  • тест «Кактус» (М.А. Панфилова)
  • тест «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)

В работе использую следующие принципы психокоррекционной работы

  • Принцип первый — единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
  • Принцип второй — единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
  • Принцип третий — единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка..
  • Принцип четвертый — деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.
  • Принцип пятый — подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта.

Также использую следующие способы коррекции страха:

  1. Игра со страхом;
  2. Рисование страха;
  3. Вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

На основе этих данных мною был составлен комплекс коррекционных методик, который включает в себя:

  1. Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).
  2. Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
  3. Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».

Игры и их роль в психокоррекции дошкольников

Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников.

Разные виды игр с успехом используются в коррекционных целях в работе с детьми.

Мною используются игры на снижение напряженности, мышечных зажимов, страхов и тревожности, повышения уверенности в себе: «Насос и мяч», «Тень», «Настроение и походка», «Иван Царевич и Серый волк», «Паутинка».

Для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества включены игры «Имя», «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик».

Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик».

Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропа индейцев».

Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы».

Игры, направленные на преодоление страхов сказочных персонажей и устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга».

Игры, направленные на актуализацию страха «Путешествие в волшебную страну».

Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях «Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…»

Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился»

Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций «Веер решений», «Обида на …», «Если бы я был папой (мамой)»

Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его»

Игры, направленные на обучение безопасному стилю жизни, умению управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Потерялся на улице», «Разбили тарелку»

Мною были подобраны следующие игровые методики: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Отгадай, чего я боюсь», «Прогулка вслепую».

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам.

Арттерапия при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по именно поэтому этот метод использую при психокоррекционной работе с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, тревожных детей.

Во время рисования происходит актуализация страхов , повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку предлагается либо уничтожить страх (разорвать, измять, выбросить) — т.е. победить его, либо подружиться с ним: нарисовать его нестрашным. Чаще всего дети выбирали позитивные пути решения проблемы, то есть хотели подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал.

Прорисовывание своих страхов выводит ребенка из бездействия, закрытости, к осмысленному действию — это больше чем просто успокоение.

Также использую методики, основанные на использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения.

Методика «Расправься со страхом» — дети должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской.

Приём сказкотерапии. Использовались приемы сочинения, пересказывания и анализа сказок. Вместе с детьми придумываем благополучный конец страшной истории или наделяем отрицательного героя чертами, которые бы вызывали сочувствие к нему или же улыбку. (Бабу Ягу одели в туфли на каблуках, а она на них ходить не умеет и все время падает).

Психогимнастика – метод практической психокоррекции в основе которого лежит игра. Поэтому психогимнастика доступна и интересна дошкольникам. Включает в себя мимические и пантомимические этюды (например этюд «Котята», «Ночные звуки»), игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций: смелость, доброта и др. (этюд «Страх», «Злой язычок», игра «Зайки и слоники»), тренинг моделирования стандартных ситуаций («Один дома», «Ой, ой, живот болит»). Применяемые упражнения направлены на обучение элементам техники выразительных движений при изучении эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении.

В структуру занятий включаю упражнения на релаксацию, которые способствовали подготовке тела и психики к деятельности, сосредоточению на своём внутреннем мире, освобождению от излишнего и нервного напряжения.

Функциональная музыка — успокаивающая и восстанавливающая – применялась с целью уменьшения эмоциональной напряженности, переключения внимание.

Для успешной реализации работы по данному направлению мной была проведена работа по усовершенствованию предметно – развивающей среды кабинета педагога – психолога, а также сделано большое количество наглядных пособий.

На заключительном этапе проекта была проведена итоговая диагностика. Для получения объективных данных использовались те же методики, что и на подготовительном этапе. Диагностика показала успешность проведенной коррекционной работы. У всех воспитанников тревожность снизилась до среднего уровня (от 20 до 50%) – это полезная тревожность.

Таким образом, результатом работы по проекту стало:

  1. Повышение уверенности детей в себе.
  2. Снижение тревожности.
  3. Снижение количества страхов.
  4. Сформированность умения владеть собой в трудных ситуациях.
  5. Владение способами снятия мышечного и эмоционального напряжения.

И в заключении хотелось бы рассказать о дальнейших перспективах работы по данному направлению.

  1. Разработка коррекционно-развивающей программы по снижению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработка совместно с детьми и родителями «Книги сказок» (сочинение сказок) для развития эмоциональной сферы дошкольников и коррекции высокого уровня тревожности и страхов.
  3. Создание в кабинете психолога «Уголка уединения» для снятия негативных переживаний и гармонизации эмоционально-волевой сферы.
  4. Дальнейшее повышение профессиональной компетентности педагога-психолога
  5. Распространение опыта работы в различных формах.
  6. Обогащение предметно-развивающей среды для коррекционно-развивающей работы с воспитанниками детского сада.
  7. Дальнейшая коррекция повышенного уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.
  8. Проведение индивидуальных консультаций для родителей детей с целью повышения родительской компетенции при работе со страхами.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]