Перцептивная сторона общения: психологическое содержание

Перцептивная сторона общения

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.

Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону

Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных(казуальная атрибуция)

Механизмы перцептивной стороны общения:

Идентификация — предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.

Рефлексия — предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.Стереотип — упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.

Антропологические стереотипы — стереотипы внешности.

Социальные стереотипы — профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.

Эмоционально эстетические стереотипы — суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.

Проекция — это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.

Казуальная атрибуция — предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.

Обратная связь в общении.

Общение — не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия

Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя

Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.

При межличностном взаимодействии важно быть открытым и искренним. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения

Обратная связь — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

Перцепция тесно связана с существующими в социуме стереотипами. Их образование в процессе коммуникации может происходить под воздействием ряда обстоятельств:

  1. Фактор превосходства. Имеет место в ситуации очевидного неравенства собеседников в определенной области: по материальному положению, социальному статусу, интеллектуальным способностям. Человек часто переоценивает характерные черты тех, кто превосходит его по значимому для него признаку. И наоборот, чувствуя свое преимущество, мы зачастую недооцениваем оппонента.
  2. Степень привлекательности. Так или иначе, наше восприятие зависит от эмоциональной составляющей, в частности от симпатии или антипатии. Внешне привлекательные люди видятся как более счастливые, уверенные в себе, успешные.
  3. Фактор отношения к нам. Как правило, личности, которые относятся к нам хорошо, воспринимаются благоприятно. И наоборот, те, кто оценивает нас негативно, представляются хуже.

Все эти искажения чаще всего можно наблюдать при формировании первого впечатления о человеке. Однако для построения эффективных коммуникаций стоит помнить, что стереотипизация препятствует объективному анализу личности.

Задайте вопрос

При передаче информации также могут возникать коммуникативные барьеры. Они приводят к искажению передаваемого сообщения, вызывают недопонимание между участниками беседы:

  • употребление жаргонизмов, незнакомых слов, терминов;
  • наличие эмоциональных запретов (мыслей и чувств, которые сложно или запрещено демонстрировать другому индивиду);
  • отсутствие интереса к предмету разговора;
  • отличия в точке зрения;
  • физические недостатки (проблемы со слухом или речью);
  • невозможность проанализировать поведение и состояние партнера из-за особенностей канала общения (телефон, интернет);
  • языковые или диалектические различия;
  • стремление услышать то, что хочется, а не то, что есть на самом деле;
  • отличающиеся культурные нормы;
  • разница в миропонимании и мировоззрении.

Избавиться от барьеров при налаживании коммуникации просто невозможно. Сказанная реплика всегда доходит до адресата в искаженной форме, проходя через несколько уровней его внутренней «фильтрации».

Происходит так, что в процессе беседы коммуникатор кодирует текст, а реципиент его декодирует. То есть, желая донести до собеседника информацию, необходимо вычленить ее общий смысл, который надо передать и затем «зашифровать» ее с помощью вербальных и невербальных символов. При осуществлении обратной связи можно понять, верно ли были восприняты и истолкованы переданные шифры.

Чтобы максимально эффективно выстроить процесс коммуникации, необходимо владеть контекстом, в котором строится диалог:

  • В плоскости какого социального события он происходит?
  • Это формальное или неформальное общение?
  • Это случайная встреча или взаимодействие необходимо продолжать в будущем?
  • Включены ли вы в формат игры? Серьезна и реальна ли обсуждаемая проблема?

Исходя из ответов на эти вопросы вы можете выбрать соответствующий стиль поведения:

  1. Гуманистический. Направлен на взаимное познание внутренних миров оппонентов, что порождает эмпатию.
  2. Манипулятивный. Попытка навязать собеседнику свою позицию. Механизм может использоваться как в положительном, так и в отрицательном ключе.
  3. Ритуальный. Предполагает наличие действий, ожидаемых в данных культурных рамках.

Наладить контакт поможет и трансакционный анализ. Это способ организации коммуникативного взаимодействия, основанный на регулировании позиций оппонентов. Личность каждого человека включает в себя три роли: родителя (говорит о том, что нужно делать), взрослого (гармонично сочетает желание и необходимость) и ребенка (опирается исключительно на эмоциональное «хотение»). Чтобы результативно общаться с людьми, нужно добиться того, чтобы эти категории совпадали. В противном случае есть риск невозможности правильно воспринять сказанное.

Разобравшись в контексте и выбрав подходящую манеру ведения беседы, вы можете направить разговор в нужное русло.

Функции и предназначение

Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.

Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:

  • содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
  • процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).

Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).

Перцептивный компонент

Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.

На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.

Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.

Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.

Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.

Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время

Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.

Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.

Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.

Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.

Аспекты

Изначально перцептивный аспект проявляется в визуальном восприятии собеседника. С точки зрения физиогномики существует определенная связь между чертами лица человека и его психологическими характеристиками, особенностями поведения.

Общаясь с оппонентом, мы подсознательно или осознанно анализируем его внешность и строим первые предположения относительно его личности.

Далее устанавливается определенное эмоциональное взаимодействие. Если разговор носит негативный характер, то, как правило, формируется отрицательное восприятие личности оппонента.

Если же беседа окрашена в позитивные тона, то и расположение к человеку появляется с большей вероятностью.

Именно здесь кроется основная проблема перцептивного аспекта — при первичном знакомстве мы можем делать неправильные выводы о личности партнера лишь на основании сложившегося мимолетного впечатления.

Достоверное восприятие другого субъекта возможно только в результате тщательного наблюдения за ним.

Во время коммуникации происходит наблюдение за словами, жестами, манерами, мимикой оппонента.

Полученная вербальная, невербальная информация позволяет сделать выводы и прийти к пониманию личности человека.

Функции социальной перцепции

Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).

В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.

Кратко об основных функциях перцепции:

  1. Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
  2. Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо.
    Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.

    Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.

Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.

Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.).

Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.

Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.

Цели, задачи и функции

Главная цель перцептивного общения – достижение взаимопонимания партнеров.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • составить содержание межличностного восприятия;
  • содействовать взаимопониманию;
  • обеспечить взаимное влияние собеседников.

Перцептивное общение строится по принципу отражения, что напоминает сценку из детского мультфильма о Крошке Еноте, который наблюдал за своим отражением в воде, оценивал его и делал выводы. Процесс коммуникации предполагает перцепцию следующих элементов:

  • собеседника;
  • самого себя;
  • контекста общения.

Ведя диалог, нужно предполагать, какие чувства вызывают слова, эмоции, выражение лица, интонации у собеседника. Восприятие проходит на социальном и межличностном уровнях общения.

Основная функция перцептивного общения заключается в достижении самого факта коммуникации, установлении взаимопонимания. Способность расположить к себе собеседника, понять его внутренний мир помогает внести гармонию в личную жизнь, правильно выстраивать отношения в деловой сфере.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.

Рефлексия

Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.

Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.

Идентификация

Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.

Эмпатияp

Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.

Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация

На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия

Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность

Аттракция

Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.

Казуальная атрибуция

Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.

Это интересно: Письмо любимому после ссоры: основательный взгляд на вопрос

Страница 17 из 21

Интерактивный и перцептивный компоненты общения

Интерактивная сторона общения рассматривает характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В социальной психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает интерактивную сторону общения как исходный пункт всякого социально-психологического анализа. Это направление — символический интеракционизм — связано с именем Г. Мида.

Выясняя социальную природу человеческого Я, Мид пришел к выводу, что становление Я происходит в ситуациях общения, которое понимается не как совокупность реакций людей на мнения друг друга, а как совместная деятельность. В процессе совместной деятельности формируется личность, осознающая себя, причем не просто используя других людей как зеркало, а действуя совместно с ними.

О возможностях и типологии совместной деятельности писали К. Томас и Р. Килменн, выделяя следующие пять основных стилей поведения:

• уклонение;

• конкуренция, противоборство;

• приспособление, уступчивость;

• сотрудничество;

• компромисс.

Основу классификации составляют два независимых параметра:

1) стремление к реализации собственных интересов, достижению своих целей;

2) мера, в которой учитываются и реализуются интересы другой стороны.

1. Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.

Такое поведение возможно для продавца, если исход взаимодействия (заключение сделки) для него не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна, и ее разрешение потребует много сил у участников, либо у него не хватает власти для решения ситуации в свою пользу.

2. Конкуренция (противоборство) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: власти, принуждения, других способов давления на оппонентов, использования зависимого положения. Если продажа понимается продавцом как управление потребителем, а конкретная ситуация воспринимается как крайне значимая — как вопрос победы или поражения, то это предполагает настойчивую позицию по отношению к покупателям в случае их сопротивления.

Ограничителями такой позиции могут выступать планы долгосрочного сотрудничества с клиентом, когда локальный выигрыш продавца может обернуться для него поражением.

3. Приспособление (уступчивость). Действия продавца направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с клиентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда предмет разногласия более существен для клиента, чем для продавца. Такая стратегия используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с клиентом, чем отстаивать свои собственные интересы.

Естественным ограничителем применения этой стратегии является то, что клиент привыкает к такой стратегии и при следующем взаимодействии будет ожидать именно приспособления продавца к собственным интересам, его уступок. Такое положение будет трудно исправить.

4. Сотрудничество означает, что продавец активно участвует в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. При таком подходе обычно проводятся переговоры, цель которых — всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов и продавца, и покупателя.

5. Компромисс. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что продавец и покупатель имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период.

Как отмечалось выше, для продажи как эффективной коммуникации необходимо взаимопонимание между участниками этого процесса — продавцом и покупателем. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Последнее позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения — близость, привязанность, выражающиеся в чувстве дружбы, симпатии, или же напротив — конфронтации, соперничества, неприязни. В любом случае особое значение имеет процесс восприятия одним человеком другого в процессе общения, называемый перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция — это процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Осознание себя через другого человека включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явле-нием — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании. Эмпатия — стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.

Социальными психологами отмечаются следующие факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми люди, за которыми ведется наблюдение, заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека. Оно проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект «ореола». Проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств.

6. Эффект «проецирования». Заключается в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

7. «Эффект первичности». Проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию.

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

10. «Эффект последней информации». Проявляется в том, что, если вы получили негативную информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения о нем.

Стремление найти объяснение поведению человека (каузальная атрибуция) оказывается включенным в систему закономерностей, которые также оказывают влияние на понимание людьми друг друга.

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в склонности считать, что поведение соответствует диспозициям.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение придерживается точки зрения, что люди, а не ситуации являются причиной событий. В то же время индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее, они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией, а также установки. Установка это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

<< Предыдущая — Следующая >>

ЭВОЛЮЦИЯ И СФЕРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИИ КОММЕРЦИИ
ПСИХОЛОГИЯ КОММЕРЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Проблема деятельности в психологии
Мотивация деятельности
Психология коммерческой деятельности
Основные подходы к пониманию коммерческой деятельности
Психологические аспекты предпринимательской деятельности
Сознательное и бессознательное в регуляции деятельности
Психологические основания исследования поведения в коммерческой сфере
Детерминанты экономического поведения
Сберегающее поведение
Коммерческие сделки. Виды сделок
Коммуникативная составляющая общения
Интерактивный и перцептивный компоненты общения
Способы повышения эффективности общения
Защита от агрессии и манипуляции в общении
Техники слушания и аргументации в деловом общении
Психологические особенности продаж по телефону
Все страницы

Ошибки первого впечатления

Информация поступает в сознание человека по трем источникам:

  1. Визуальному восприятию, формирующему комплекс зрительных образов.
  2. Аудиальному источнику, образованному сочетанием звуков.
  3. Кинестетическому каналу управленческой перцепции, построенному на ощущениях.

Важно! Отдельные субъекты общества способны воспринимать и обрабатывать данные, ориентируясь на три источника данных. Однако один канал является приоритетным, на его основе происходит основное восприятие, формирование мыслей, воспоминаний

Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально.

Неравенство

Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.

Фактор привлекательности

Важным фактором выступает, нравится ли внешность собеседника. Под влиянием одного фактора идет переоценка или недооценка свойств партнера. При положительном восприятии внешних параметров высока вероятность восприятия человека как умную, интересную личность.

Искаженное восприятие собеседника

Фактор отношения

Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.

Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения

заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности.

Межличностное взаимодействие

:

1) в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт двух или более людей, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок;

2) в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при кот корой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Структура любого взаимодействия, по мнению Н.В. Казариновой, включает в себя следующие элементы:

  • роли участников взаимодействия;
  • набор и порядок действий;
  • правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников.

Поведенческая гибкость

— наличие ассортимента способов для реагирования, возможность выбора способа действий. Она дает больше возможностей повлиять на ситуацию.

Ситуации использования поведенческой гибкости

:

  1. при планировании действия – позволяет определить ряд возможных подходов;
  2. при возникновении трудностей или факторов, которые не были учтены заранее;
  3. когда возникает ситуация, с которой успешно справлялись другие люди — использование их опыта.

Апперцепция

Что такое апперцепция в психологии? Термин апперцепция ввёл в науку исследователь Г. Лейбниц.

Он первым доказал, что перцепция , это просто восприятие действительности, а апперцепция , уже осознанное.

Если вернуться к уже сказанному, мы можем добавить, что апперцепция , высший уровень восприятия, максимальная степень которого принадлежит человеку.

Основатель экспериментальной психологии В. Вунд, основываясь на этом, доказал, что основное участие в данном процессе принимает внимание, как часть сознания.

Если внимание не фокусируется на каком-то отдельном предмете, не происходит и его осознания. Но стоит сосредоточению внимания произойти, начинается уже процесс апперцепции, которая и является основой осознанного мышления.

По теории апперцепции Вунда именно способность к такому восприятию и сделала человека человеком.

Восприятие неизбежно зависит от предшествующего опыта. Скажем, многие предметы мы вообще рассматриваем бегло, вскользь, потому что ежедневно с ними сталкиваемся.

Например, не будем же мы пристально рассматривать по утрам кухонный стол, за которым завтракаем, или яичницу, которую на этот завтрак подают.

А вот, если в первый раз попробовать, скажем, авокадо, воспринимать этот предмет мы будем иначе.

Апперцепцией и называют зависимость восприятия от предшествующего опыта человека.

Причём, эта зависимость может абсолютно по-разному выражаться по отношению к одному и тому же предмету.

Ребёнок, увидев круг, будет его только, как круг и воспринимать. Школьник неизбежно вспомнить об уроках геометрии. Автомобилист сразу подумает о колесе, а любитель цирка , об арене.

Большое значение в восприятии окружающего имеют профессиональные навыки.

Скажем, ландшафтный дизайнер, появившись в незнакомом саду или парке, сразу будет определять составляющие этого дизайна, садовник отметит ухоженность участка и влажность почвы, а ребёнок будут искать места, где можно будет поиграть или спрятаться.

Апперцепция во многом определяется возрастом человека и его знаниями.

С возрастом органы чувств, которые являются основой восприятия, изменяются, причём, не всегда в сторону развития. Слух, например, к старости становится часто хуже. Но рождается ребёнок уже с хорошим слухом.

Другое дело , зрение. Оно на протяжении жизни у человека развивается:

  • младенцы плохо контролируют движения глаз и имеют чёрно-белое зрение,
  • в 2 месяца они осознанно воспринимают глубину и удалённость,
  • острота зрения в этот период у малышей уже адекватна этим показателям у взрослых людей,
  • в 3 месяца они приобретает зрение цветовое,

Постепенно у ребёнка возникают перцепционные способности , средства, которые формируют представление об окружающем мире, когда отдельные его проявления воздействуют на органы чувств человека.

Основными показателями таких способностей на разных этапах развития ребёнка можно считать следующие качества:

  • объём восприятия, он измеряется определённым количеством предметов, которые испытуемый может воспринять, скажем, в течение одной минуты,
  • точность восприятия, под ним подразумевается соответствие образа предмета, сформировавшегося в сознании и собственно предмета в реальности,
  • полноту, это степень подобного соответствия,
  • быстроту восприятия, тут определяется время окончательного формирования образа предмета в сознании,
  • эмоциональную реакцию ребёнка на исследуемый предмет.

Для развития этих способностей часто применяют перцептивное моделирование , методику, с помощью которой в детском саду учат детей воспринимать предметы, как составляющее определённого единого целого.

Например, ребёнку на одной из тетрадных страниц предлагается изображение круга.

А на другой , множество разрозненных элементов, из которых необходимо выбрать составляющие части именно показанного круга или другой геометрической фигуры.

Если подобные упражнения выполнять регулярно, постепенно усложняя задания, общее развитие воспитанника (а не только восприятие) произойдёт гораздо быстрее.

С взрослением у ребёнка формируется трансцендентальное единство апперцепции. Этот термин появился в философии Канта.

Согласно утверждению учёного, это , единство самосознания, которое производит представление «,я мыслю»,. Оно не принадлежит к чувственности организма и составляет единое целое.

Именно единство нашего сознания, его представлений и ощущений позволяет нам окончательно сформировать верное представление о том или ином предмете.

Некоторые люди имеют отличную от других сенсорно-перцептивную сферу.

Основной её характеристикой является понятие сензитивности , формирование повышенной чувствительности определённых органов чувств под влиянием определённых условий или врождённых качеств. Например, чувство ритма или музыкальность могут быть врождённым качеством.

Но иногда на способность к перцепции влияет сфера деятельности человека. Например, чувствительность пальцев у шлифовальщиков и пианистов повышается с моментом совершенствования в данной профессии.

Перцептивная сторона общения

В чем заключается перцептивная сторона общения?

Перцепция — это отражение человеком на когнитивном уровне тех объектов и явлений, с которыми он сталкивается.

Под перцептивной стороной общения, с психологической точки зрения, понимается восприятие другого человека, осознание особенностей другой личности.

Восприятие оппонента может происходить через понимание его установок, целей, мотивов и взглядов. В этом случае происходит формирование объективной оценки другой личности, свойства которой не перекликаются со свойствами самого познающего субъекта.

С другой стороны, в процессе восприятия собеседника может происходить не только его понимание, но и принятие. В этом случае все ценности и установки разделяются, согласовываются людьми.

Когда происходит подобное принятие, возникают близкие межличностные отношения различного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.

При помощи перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От степени точности тех выводов, к которым мы приходим, зависит успешность коммуникации с индивидом. Неправильное определение личности собеседника может спровоцировать непонимание, конфликт.

Дополнительная литература

  1. Андреев, В.И.

    Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В. И. Андреев. – Казань : СКАМ, 1992. — С. 81-139.

  2. Берн, Э.

    Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Вы сказали «здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005. — С. 7-53.

  3. Варданян, Ю. В.

    Психология общения : учеб. пособие / Ю. В. Варданян, Т. В. Савинова. – Саранск, 2003. – С. 15-29.

  4. Корнелиус, Х.

    Выиграть может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210.

  5. Руденский, Е.В.

    Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

Дополненная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Как происходит передача сообщения?

Прежде всего, стоит сказать, что информация, которая исходит от собеседника, может быть двух типов:

  • Побудительная: выражается в просьбе, совете, приказе, то есть рассчитана на то, чтобы побудить кого-нибудь к действию. Это побуждение может быть активизацией, когда вы хотите, чтобы собеседник выполнил действие. Или интердикцией – когда вы хотите оградить человека от выполнения нежелательного действия.
  • Констатирующая: такое сообщение косвенно способствует выполнению какого-либо действия, однако не предполагает непосредственного изменения поведения. При этом интенсивность убеждения может сильно варьироваться: от нейтрального до очень эмоционального тона.

Однако так или иначе, коммуникатор использует речь. Она бывает вербальной и невербальной.

Невербальная коммуникация – это взаимодействие между людьми без использования слов. Вербальная речь – это естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков.

Во время диалога коммуникатор кодирует информацию, а реципиент ее декодирует. Весь этот процесс можно пояснить на примере следующей цепочки:

(Коммуникатор): Интенция – Смысл – Кодирование – Текст (сообщение) – Декодирование: раскрытие смысла (Реципиент)

Прежде чем коммуникатор передаст сообщение, ему нужно осознать смысл, который он хочет донести, после чего кодировать эту информацию в словесные и невербальные сигналы.

Но как при этом коммуникатор удостоверится, что его сообщение воспринято правильно? Это случится, когда произойдет смена коммуникативных ролей, то есть коммуникатор станет реципиентом, а реципиент – коммуникатором.

Реципиент становится коммуникатором и при помощи своей речи дает понять, что уловил смысл сообщения. Диалог в этом смысле похож на пинг-понг, то есть смену ролей. Это можно представить следующим образом:

Сообщение коммуникатора – Обратная связь (интерпретация смысла) – Уточнение, дополнение – Приращение информации – Принятие или непринятие приращения – Обратная связь

Таким образом, роли постоянно меняются, чтобы коммуникатор удостоверился в том, что его сообщение собеседник понял правильно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]