Приходилось ли вам долгое время лежать в больнице или находиться в другом государственном учреждении вдали от родных и друзей? Что вы при этом чувствовали? Вероятно, вам не хватало душевных разговоров, объятий, тепла. Из-за этого вас одолевала тоска, мучила подавленность. Это и есть легкие проявления госпитализма. В более тяжелых случаях синдром госпитализма проявляется целым рядом соматических и психических нарушений. Особенно опасен госпитализм для детей из интерната и неблагополучных семей. Предлагаю разобраться во всем по порядку: какого происхождение феномена госпитализма и что это значит, как проявляется и как лечится.
Что такое госпитализм
Название образовано от латинского слова hospitalis, что означает «гостеприимный», «госпиталь». Госпитализм – это синдром, при котором у человека возникают психосоматические нарушения из-за длительного пребывания в больнице, вдали от дома и друзей. В то же время под этим подразумевается отставание в психическом и физическом развитии у детей, с младенчества выросших в интернате или лишенных родительского внимания и любви. Близкое, теплое общение с матерью и другими значимыми взрослыми – ведущая потребность младенчества. Депривация (неудовлетворение потребности) приводит к психофизическим и интеллектуальным нарушениям, задержке в развитии.
Рассмотрим более подробно определения госпитализма в психологии и психиатрии.
В психологии
Госпитализм – это в психологии психосоматические изменения личности в результате дефицита общения с близкими. Психологи рассматривают госпитализм с двух сторон: у детей и у взрослых. В первом случае под этим подразумевается психофизическая отсталость ребенка из-за дефицита общения в первые годы жизни. Во втором случае речь идет о психосоматических расстройствах, вызванных длительным нахождением в больнице. Однако стоит отметить, что госпитализм, возникший в детстве, может преследовать ребенка всю жизнь. В то же время дети, как и взрослые, подвержены больничному госпитализму.
В психиатрии
Это ухудшение психофизического состояния из-за длительного нахождения в больнице. Альтернативное название – синдром отрыва от дома. Проявляется социальной дезадаптацией, утратой трудовых навыков, потерей интересов, обострением хронических заболеваний, ослаблением потребности в общении и рядом других изменений.
Приведу клинический пример проявления госпитализма.
(Описание клинического примера в статье публикуется с разрешения приёмной мамы)
На прием эпилептолога обратилась мама с ребенком 6 лет. Жалобы: Наблюдаются у психиатра с диагнозом: детский аутизм. Ребенок инвалид детства. На ЭЭГ выявлена эпиактивность. Один из знающих специалистов, работающих с аутистами, направил к эпилептологу с целью уточнения диагноза.
Итак, у ребенка расстройство аутистического спектра и эпиактивность по ЭЭГ.
Активно выявляемые жалобы: Грубое отставание речевого развития – говорит 5 -7 слов, в контакт вступает избирательно, поведение отстраненное. Приступы отрицают. Живет в приемной семье около 1 года. Девочка с рождения GJXNB до 6 лет проживала в детском доме. Анамнез не полный. Гипервозбудима. Гиперактивна, неусидчива. Посещает специализированные реабилитационные центры, отмечает положительный эффект от занятий. Сон спокойный. Отмечалась задержка темпов моторного развития: известно, что ходит самостоятельно с 1,5 лет. История заболевания : С анамнезом ознакомлена со слов приёмной мамы и частично из медицинских документов. Беременность 3, 36 недель, ОАГА (отягощенный акушерский гинекологический анамнез), соц фактор. Роды 3, самопроизвольные, досрочные. Масса при рождении 2450 грамм, рост 46 см. Диагноз при рождении: Недоношенность 36 недель. Неонатальная желтуха. Анемия. Дисплазия тазобедренных суставов. Проводили лечение в психиатрическом стационаре с диагнозом: Детский аутизм. Умственная отсталость умеренная. Последний курс лечения 1 год назад (хлорпротексен в условиях стационара). Далее постепенно отменены психотропные препараты (хлорпротексен), после чего девочка стала активнее. Оформлена инвалидность у психиатра. Проживали в другом регионе. Поменяли место жительство с целью получить лучшую возможность для реабилитации ребенка.
Приёмная дочка у мамы вторая, есть и свой биологический сын. Проживают вчетвером: сын, две приёмные дочки и мама. На мой вопрос: «Что мотивировало на то, чтобы взять из детского дома такого тяжелого ребенка?» Мама ответила, что она надеется и сможет её вытянуть, справиться с этими трудностями вместе. А за этот год у них большие успехи.
У девочки есть родной старший брат в подобном психическом и умственном состоянии, проживающий в том же детском доме, в настоящее время взят в другую приёмную семью.
На осмотре: Во время беседы и сбора анамнеза девочка в контакт вступает избирательно, команды выполняет частично. Гиперактивна: передвигается хаотично по кабинету, берет игрушки, бросает, играет, меняет вид деятельности. Выполняет просьбы мамы охотно, отвечает на её вопросы невнятно. Задержка речевого развития – произносит слова, даже поёт не членораздельно, попытки фразовой речи.
При приближении к ребенку врача во время осмотра негативна, плачет, отталкивает. Осмотру доступна частично.
Череп правильной округлой формы, окружность головы 50 см (норма), безболезненный при перкуссии. ЧМН: зрачки нормальных размеров, D = S. Глазные щели D = S. Движение глазных яблок в полном объеме, косоглазия нет, нистагма нет, реакция зрачков на свет живая. Лицо симметричное. Голос громкий, звучный. Глотание не нарушено. Язык по средней линии. Двигательная сфера: Сила мышц достаточная, парезов нет. Мышечный тонус: слегка снижен диффузно. Сухожильные рефлексы живые, D = S. Патологических рефлексов нет. Походка не нарушена. Координаторных нарушений нет.
Результаты обследования:
ЭЭГ (10.11.2014 год) – диффузные изменения б/э активности головного мозга с признаками нейрофизиологической незрелости. В момент пробуждения регистрируется эпилептиформная активность в лобно-височных областях справа и слева.
Аутизм не Эпилепсия
Диагноз : Детский аутизм, сопровождающийся эпиактивностью на ЭЭГ. Данных за активную эпилепсию в настоящее время нет.
Отметим, что это и не когнитивная дезинтеграция . Рекомендации : 1. ЭЭГ (фон + сон) контроль через 3-4 месяца 2. Наблюдение психиатра. 3. Медикаментозная терапия: Пантокальцин 0,5 по 1 таблетке * 3 раза в день внутрь через 15-30 минут после еды 2 месяца. 4. Массаж (щадящий) в домашних условиях, мамой. 5. Логопедические занятия. 6. Продолжить коррекционную педагогическую работу в специализированных реабилитационных центрах.
- Осмотр через 3-4 месяца с ЭЭГ.
Итак, из статьи мы узнали об явлении госпитализма – это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом. Узнали о причинах, этапах развития, проявлениях госпитализма у детей. Выяснили, что госпитализм в психиатрии – это результат применения психотропных препаратов на фоне текущего психического заболевания, в условиях длительного пребывания в стационаре в отрыве от близких.
Рассказали о клиническом случае, когда ребенок с рождения до 6 лет проживал в детском доме и психиатрическом стационаре с проявлениями аутизма. В данном клиническом случае, не смотря на наличие психических нарушений (расстройства аутистического спектра), сопровождающихся эпиактивностью на ЭЭГ, но при отсутствии эпилептических приступов, данных за активную эпилепсию в настоящее время нет. Ребенку показано проведение контрольных обследований (ЭЭГ), повторных консультаций эпилептолога, но не показан приём противоэпилептических препаратов. Пожелаем маме и её девочке быстрейшего выздоровления.
История открытия феномена
Явление госпитализма в психологии было открыто психоаналитиком Р. Спитсом (1945 г.). Он исследовал явление госпитализма у детей и младенцев, вынужденных долгое время находиться в больнице, и у детей, проживающих в интернате. Психоаналитик выяснил, что все происходящие изменения связаны с отлучением ребенка от матери. В основе учения Шпица лежит психоаналитическая теория Фрейда, в частности положение о сепарации ребенка от матери.
Спитс изучал состояние детей, которые находились в благоприятных с точки зрения гигиены условиях (питание, уход, чистота), но без должной материнской поддержки. И вот что он заметил:
- на третьем месяце жизни у детей возникли физические ухудшения, ослаб иммунитет, возросла смертность;
- чуть позже стали заметны психические изменения, в частности депрессивность, пассивность, заторможенность;
- на втором году жизни стали заметны признаки глубокой психофизической отсталости во всех областях (ходьба, речь, способность стоять и сидеть).
В результате своего исследования Шпитс (Спитс, Спиц) заключил, что детям необходима забота и любовь матери. Она важна для жизни и развития ребенка.
Психоаналитик выявил две формы синдрома:
- госпитализм, связанный с полной депривацией материнской заботы;
- анаклитическая депрессия, которая возникает в том случае, если сначала ребенок нормально общался с матерью, а потом его изолировали.
Позже Крейслер пересмотрел концепцию Шпица и пришел к выводу, что любая депривация приводит к госпитализму. В том числе ненадлежащий уход за ребенком в условиях семьи. Этой же точки зрения придерживаются современные исследователи.
Профилактика возникновения синдрома
Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.
У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.
Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.
Причины госпитализма
Феномен госпитализма возникает в условиях длительного нахождения человека в стационаре, жизни ребенка в интернате, нахождении ребенка в неблагополучной семье, в том числе в семье с холодной, безэмоциональной матерью.
В психологии существует такое понятие: «диада мать-дитя». Это означает, что до года мать и ребенок неразрывны, их рассматривают как единый организм. Ранняя сепарация до года (равнодушие и холодность матери или отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к госпитализму.
Синдром возникает в тех условиях, когда полностью или частично отсутствует забота матери о ребенке (нелюбовь, невнимание). К сожалению, такое случается даже в семьях, притом благополучных на первый взгляд семьях. Например, где родители заняты построением карьеры.
Таким образом, госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:
- длительная изоляция в медицинском учреждении;
- дефицит общения с семьей, родными, близкими;
- пассивность родственников (ближайшие родственники не интересуются жизнью индивида).
К факторам риска относится следующее:
- наличие хронических заболеваний, из-за которых человек часто оказывается в больнице;
- пожилой возраст;
- жизнь в одиночестве (нет семьи, друзей);
- жизнь в интернате, доме малютки, приюте;
- младенческий и детский возраст;
- пребывание в пансионате, оздоровительном центре.
Психологи отмечают, что большинство современных семей входят в группу риска. Родители вынуждены много работать, матери рано выходят из декрета. Из-за этого ребенку не хватает внимания, заботы, ласки, общения. Кроме этого, психологи отмечают, что все чаще матери отличаются холодностью, нежеланием общаться с ребенком. Они не знают потребностей, интересов малыша, не хотят развивать его способности, не учитывают его возможности. Многим современным детям не хватает близости с мамой. Отсюда и позднее развитие, и проблемы с поведением, и позднее развитие речи или речевые нарушения, и многие другие проблемы.
Прогноз и профилактика
Прогноз патологии считается благоприятным, если у больного отсутствуют тяжелые соматические заболевания и было своевременно начато адекватное лечение.
На исход госпитализма оказывают влияние следующие факторы:
- Возраст больного,
- Частота свиданий ребенка с матерью или иным близким лицом,
- Выраженность нарушений интеллекта, психики и поведения,
- Наличие сопутствующих расстройств,
- Эффективность лечения.
Поздняя диагностика и неполноценное лечение приводят к инвалидизации и гибели больных. Только совместная работа медиков, психологов и родственников пациента позволит полностью устранить болезнь.
Мероприятия, предупреждающие развитие госпитализма у детей:
- Проживание в благополучной семье,
- Теплые отношения с матерью,
- Прием ребенка в ЛПУ только с близким ему человеком,
- Организация распорядка дня,
- Регулярное общение со сверстниками,
- Интересные занятия и игры в коллективе.
Госпитализм — психическая болезнь, накладывающая негативный отпечаток на все сферы личностного развития: интеллект, эмоциональное состояние, психофизические качества.
Симптомы и признаки
Проявления госпитализма у детей и взрослых неодинаковы. Рассмотрим оба случая подробнее.
Синдром госпитализма у детей
У детей госпитализм проявляет себя следующим образом:
- недоразвитость рефлексов и инстинктов у младенцев;
- недержание мочи и кала;
- задержка речевого развития;
- задержка двигательного развития;
- эмоциональная холодность, алекситимия (неспособность выражать эмоции);
- навязчивые действия, например, покачивания взад-вперед;
- рахит;
- отставание в физическом развитии;
- низкий уровень адаптации;
- отставание в освоении своего тела, языка;
- болезненность;
- вялость;
- апатичность;
- бледность;
- пассивность;
- истощение;
- плохой аппетит;
- проблемы со сном;
- лихорадка;
- сонливость;
- гипотонус мышц;
- отсутствие реакций на сигналы окружающих (не отвечает на ласку, не реагирует на голос, не концентрирует взгляд).
Дети, глубоко переживающие нехватку взаимодействия с матерью, выглядят несчастными. Их состояние сложно не заметить, проблему видно невооруженным глазом. Однако если ребенка как можно раньше вернуть к матери или другому человеку, который полноценно заменит ее, то через 2–3 недели все симптомы и признаки госпитализации исчезнут.
Малыши, лишенные взаимодействия со взрослыми, поздно начинают ходить, говорить, читать и т.д. Если с ними совсем никто и никак не занимается, то они вырастают детьми-маугли (дикие дети).
Синдром госпитализма у взрослых и пожилых
Характерны следующие проявления:
- социальная дезадаптация;
- потеря интереса к работе и труду как таковому;
- ослабление профессиональных навыков;
- оскудение круга общения, снижение качества контактов;
- обострение хронических заболеваний и трансформация острых патологий в хронические;
- потеря аппетита;
- снижение иммунитета;
- снижение адаптационных возможностей;
- флегматичность;
- оскудение мимики;
- замедленная моторика;
- когнитивные ухудшения (память, мышление, восприятие);
- беспечность;
- малоподвижность;
- монотонность.
У пожилых людей госпитализм проявляется деградацией. Развивается из-за нахождения в домах престарелых, больницах или в случае, когда пожилой человек оказывается брошенным в квартире, живет в одиночестве.
Вместе с этим госпитализм у взрослых проявляется синдромом хронического заболевшего. Человек настолько привыкает лежать на больничной койке, что не может жить в других условиях. Выйдя из больницы, он делает все возможное, чтобы снова попасть туда. Дело в том, что при длительном стационарном лечении у человека искажается мировосприятие. Он не воспринимает себя в другой среде, привыкает к болезни. Особенно часто это случается у пенсионеров. Это проявляется при лечении в больнице на протяжении 10–15 месяцев (в среднем).
При столь длительном пребывании в больнице у человека возникают психические деформации. Возможны несколько вариантов (подвиды госпитализма):
- Деприватизационная десоциализация. Это потеря способности адаптироваться, утрата социальных навыков. Развивается медленно.
- Патерналистская подвластность. Это и есть навязчивая идея быть больным. Возникает из-за чрезмерной опеки.
- Фармакогенный психолого-эмоциональный и социальный личностный регресс. Развивается очень быстро из-за неправильного лечения.
- Смешанный вариант.
Теория Спитса
Госпитализм – это то понятие в психологии, которым оперировал Р.Спитс. В 1945 году австро-американским психоаналитиком был введен специальный медицинский термин для диагностирования детского синдрома, который наблюдался в приютах и домах малютки.
Изначально предполагалось, что явлению госпитализма способствует скудность и убогость обстановки, в которой содержатся дети-сироты:
- недостаточно предусмотрено витаминов в рационе питания;
- малочисленность персонала для полноценного обслуживания маленьких детей и развития в них необходимых социальных навыков.
Естественно, что указанные факторы оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка. Однако дальнейшие исследования Спитса доказали, что синдром может возникать даже при очень высоком уровне организации детского учреждения.
Следуя психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, последователи Спитса объясняли госпитализм результатом психоэмоционального одиночества. То есть синдром основан на том, что малыш лишен тесного общения с близкими людьми, в особенности с мамой.
Подобное явление замечается и у детей, надолго оставленных в оздоровительных центрах. Обстановка больницы и дискомфорт, причиняемый медицинскими процедурами, вызывают страх и подсознательную блокаду общения.
Синдром особо опасен в раннем детстве, так как напрямую влияет на торможение в развитии: ребенок поздно начинает говорить, ходить и проявлять интерес к происходящему вокруг. Некоторые психические или физические отклонения могут остаться на всю жизнь.
Яркими примерами служат случаи, когда потерявшиеся дети росли среди животных. Если их находили и пытались приобщить к нормальному образу жизни, то еще никогда не удавалось поднять развитие маленьких дикарей до уровня, соответствующего их человеческому возрасту.
Лечение госпитализма
Лечение синдрома у детей и взрослых отличается. Рассмотрим подробнее каждую из категорий.
У детей
Лечение подразумевает не только устранение негативного фактора, то есть восстановление теплого общения с мамой, но и системную работу с разными специалистами:
- педагогическая коррекция;
- психологическая коррекция;
- расширение круга общения;
- увеличение интенсивности общения.
Вместе с этим проводится симптоматическая терапия, то есть психологическое и медицинское лечение для устранения признаков истощения и отсталости. Программа мероприятий подбирается индивидуально.
У взрослых
Прежде всего, нужно устранить негативный фактор: вылечить хроническое заболевание, перейти на амбулаторное лечение. Но важнее всего вернуть человеку поддержку близких, общение с ними. Показано комплексное лечение у терапевта, психотерапевта (психиатра). Желательно избегать консультаций в стенах медицинского учреждения, рекомендуется приглашать специалиста на дом.
Главное правило профилактики госпитализма – это общение.
Диагностика и лечение
Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:
- Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
- Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
- Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
- Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
- Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.
После получения результатов диагностических мероприятий специалисты назначают адекватное и максимально эффективное лечение. Особое внимание врачи уделяют маленьким детям, поскольку процент смертности у этой категории больных очень высок.
Лечение госпитального синдрома – процесс комплексный, многоэтапный и длительный.
Схема лечения больных детей с госпитализмом:
- Усиленное общение ребенка с родственниками и сверстниками.
- Возвращение маленького пациента в семью.
- Организация совместного круглосуточного пребывания в стационаре ребенка с мамой.
- Оснащение закрытых учреждений комнатами для свиданий.
- Педагогическая коррекция — развитие коммуникативных качеств у ребенка путем включения его в детский коллектив, а также обеспечение тесного взаимодействия между матерью и малышом.
- Целью психологической поддержки является развитие познавательных функций у ребенка. Для этого используют упражнения в виде игр, которые оказывают тренирующее воздействие. Психологическая помощь позволяет сформировать положительный эмоциональный фон, устранить страх, тревожность, беспокойство.
- Психотерапевты используют для больных арт-терапию, музыкальную и телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации. Групповая, индивидуальная и семейная психотерапия позволяет восстановить и поддерживать здоровый психологический климат в семье и детских коллективах.
- Медикаментозное воздействие применяется только в тяжелых случаях, когда все остальные методы лечения не дают положительных результатов. Больным назначают препараты, корректирующие эмоциональную нестабильность, улучшающие обменные процессы в ЦНС и стимулирующие развитие познавательных функций.
- Лечение имеющихся соматических и инфекционных заболеваний, общеукрепляющая терапия.
Чтобы вылечить синдром у взрослых, необходимо устранить основное заболевание, ставшее причиной их госпитализации в ЛПУ. Хронические недуги лучше лечить амбулаторно. Реабилитационные мероприятия проводит специалист-психотерапевт или психиатр.
Чем опасен госпитализм
Каждый случай требует частного рассмотрения, но можно абсолютно точно сказать, что иногда эффекты госпитализма имеют необратимый характер и даже приводят к смерти. Среди людей с синдромом госпитализма выше риск развитии психических расстройств, асоциальных наклонностей.
Детский госпитализм опасен тем, что ребенок станет диким и уже никогда не сможет вернуться к нормальной, человеческой жизни. Виктор Каспар, Джени из Калифорнии – яркие примеры детей-маугли из прошлого. Но пугает, что это происходит и в наше время. Не так давно все телеканалы пестрили шокирующей новостью: «В московской квартире нашли пятилетнюю девочку-маугли». Таких историй очень много. Кому-то удается стать человеком, кто-то так и остается «диким животным», живущими инстинктами и рефлексами. К сожалению, даже на современном уровне развития педагогика, психология и другие социальные науки не всегда способны помочь таким детям.
Причины развития синдрома госпитализма
- Бытовые условия: замкнутое пространства, смена режима и рациона питания и прочее.
- Бедные эмоциональные реакции со стороны сотрудников стационара.
- Специфичный психологический климат.
- Длительные и частые госпитализации. За счет этого человек привыкает жить в больничных условиях.
- Изоляция от привычного образа жизни, родных и близких.
- Длительная медикаментозная терапия приводит к угнетению некоторых психологических и физиологических показателей.
- Продолжительная и навязчивая забота со стороны медицинского персонала.
Профилактика госпитализма
В качестве профилактики психологи рекомендует родителям или другим близким взрослым общаться с ребенком как можно больше, а начинать общение как можно раньше. Это должно быть очень теплое, эмоциональное взаимодействие. Играйте, занимайтесь с ребенком. Старайтесь не оставлять ребенка одного в больнице, не оставляйте его с эмоционально холодным человеком. Изучайте возрастную психологию, чтобы корректно ухаживать за малышом.
Профилактика госпитализма среди взрослых подразумевает максимальное сохранение контактов с внешним миром: общение по телефону, скайпу, чату, личные визиты. Не бросайте своих бабушек и дедушек, не замыкайтесь в себе, если сами оказались в больнице.
Если бы в больницах, интернатах и других учреждениях рядом с больным (воспитанником) всегда был человек, который 24 часа 7 дней в неделю уделял бы внимание только ему, то, вероятно, синдром госпитализма не проявится. Но мы понимаем, что это невозможно, по крайней мере, в государственных учреждениях. В быту же можно нанять няню, сиделку.
Как проявляется госпитализм у детей
При наличии госпитализма ребенок отстает в физическом и умственном развитии. Неправильно у малышей формируется и эмоциональная реакция. Например, на улыбку взрослого ребенок перестает улыбаться. Он не концентрирует взгляд, когда с ним разговаривают. Улыбка и агуканье в целом пропадают из его жизни. Такие дети гораздо позже начинают держать голову, ползать и ходить. А полноценная речь у них может появиться к 4-5 годам.
Эмоционально с таким ребенком трудно работать. Медицинский персонал отмечает, что дети с госпитализмом не идут на контакт. Они не хотят развиваться, веселиться и учиться.
Длительный госпитализм опасен из-за наличия осложнений. Например, может формироваться задержка в наборе массы. А из-за ослабленного иммунитета увеличивается риск появления инфекционных заболеваний. Сложные формы госпитализма становятся причиной инвалидности и умственной отсталости, что невозможно в итоге вылечить.
Лечение соматических заболеваний как дополнение терапии госпитализма
Соматические заболевания в противовес психическим расстройствам связаны с телесными недугами.
Это могут быть самые разные заболевания внутренних органов (сердечно-сосудистые болезни, патологии органов дыхания, онкологические заболевания, наследственные генетические отклонения), а также приобретенные травмы. При наличии подобных диагнозов в анамнезе устранить проявления госпитализма без излечения основного заболевания достаточно сложно.
Поэтому врачи при работе с такими пациентами применяют комплексный подход и человеку (ребенку или взрослому человеку) оказывается всесторонняя помощь. Положительная динамика при лечении соматических заболеваний улучшает психологическое состояние пациента и увеличивает его шансы оправиться от последствий пребывания в госпитальных учреждениях.
Случай в Калифорнии
О том, что госпитализм возникает в условиях отсутствия нормального воспитания и изоляции от социума, ярко свидетельствует относительно недавний случай, произошедший в американском городке Аркадия.
Социальная служба обнаружила в чулане городского дома тринадцатилетнюю девочку. Дикарка росла в тесном помещении, не видя солнечного света, не имея нормального питания, условий для ухода за телом и какого-либо общения.
Мать девочки оказалась психически больным человеком. Она не смогла дать ни одного адекватного ответа о своем обращении с ребенком. Если бы работник социальной службы не обнаружил страшную находку, девочке грозила близкая смерть, так как ее организм уже находился в катастрофическом состоянии.
Девочке дали имя Дженни и поместили в клинику при Калифорниском университете. Ей оказали первую медицинскую помощь и выхаживали под пристальным вниманием и опекой команды, которую возглавил известный психолог Д. Риглер. Врачи пытались вернуть Дженни человеческий облик, но результаты были плачевными: девочка так и не научилась выражать свои мысли и общаться. Все ее поведенческие навыки сводились лишь к примитивнейшим рефлексам.
Исследуя этот случай, который имеет непосредственное отношение к болезни, называемой «Госпитализм», психологи еще раз доказали жизненную необходимость человека в гармоничном общении и взаимодействии с социумом.
Возможные осложнения
Перенесенный длительный опыт пребывания в институциональных заведениях сказывается как на здоровье детей, так на состоянии взрослых людей.
У пациентов может наблюдаться следующая симптоматика:
- задержка роста у детей;
- недобор веса, дистрофия;
- снижение иммунитета;
- младенческий маразм;
- необратимые изменения в нервной системе, головном мозге, ведущие к инвалидности;
- частые простудные заболевания;
- расстройство пищеварения;
- инфекции мочевыделительной системы (связаны с игнорированием гигиенических процедур);
- трудности с выстраиванием социальных связей, взаимодействием в обществе.
Развитие этих осложнений зависит от того насколько успешно прошла реабилитация и была ли оказана на должном уровне своевременная медицинская и психологическая помощь пациенту с госпитализмом.
В условиях пребывания в режимных учреждениях помочь справиться пациентам с госпитализмом бывает непросто. В этих ситуациях помочь уйти от госпитального синдрома может возвращение в нормальную родственную среду, что не всегда возможно.
Для преодоления кризиса важна общая плодотворная работа пациентов с психологами, врачами и иными специалистами, помогающими реабилитироваться в социуме и приблизиться к нормальной жизни.
Детский госпитализм
Госпитализм описывается следующими симптомами:
- очень низкими антропометрическими показателями (рахитом);
- запоздалым развитием движений и способностью ходить;
- эмоциональной и мимической бедностью;
- навязчивыми бессмысленными движениями (например, раскачиванием из стороны в сторону);
- сниженным иммунитетом и частыми инфекционными заболеваниями.
Госпитализм ярко проявляется и в младенческом возрасте:
- ребенок резко теряет вес, отказывается от еды;
- малыш все время сонный и неактивный;
- мышцы лишены тонуса, конечности вяло и безвольно свисают, когда ребенка поднимают с кроватки;
- отсутствуют признаки обратной реакции на контакты (не поворачивает голову на голос, не следит глазами за игрушкой).
Теория Спитса является основой для изучения синдрома госпитализма. Современные психологи, так же как и австро-американский врач, отмечают описанные ранее патологии, возникающие в условиях интернатов, яслей и детских больниц. Однако, к причинам болезни добавляют еще один аспект – влияние (а точнее, его отсутствие) матери на развитие ребенка.
Сегодня психологи отмечают прямую зависимость между полноценным развитием малыша и родительской любовью. Дети, которых не любят матери, испытывают эмоциональный и познавательный дефицит:
- с ними мало разговаривают и играют, что приводит к психологической и эмоциональной бедности, нарушает «Я-концепцию» в дальнейшей жизни;
- не занимаются зарядкой, недостаточно хорошо ухаживают в гигиеническом плане, что провоцирует частые инфекции и болезни, ослабевающие иммунитет;
- не учатся правильно двигаться и реагировать на внешние импульсы, что идет вразрез с гармоничным развитием вестибулярного аппарата и высшей нервной системы.
Именно отсутствием материнского внимания и объясняется повышенный процент случаев синдрома в интернатах и больницах. То есть, теоретически, если бы в таких заведениях к каждому ребенку была приставлена личная няня, которая смогла бы заменить мать и заниматься малышом все время, исчезли бы все предпосылки для возникновения синдрома госпитализма.
Теория депривации
Госпитализм (в психолигии это явление тесно связано с депривацией), развивающийся у детей и взрослых, негативно отражается на их дальнейшей жизни, ведет к разрушению психики и личностному регрессу. Парадокс госпитализма связан с тем, что человек, пребывающий в стационарных условиях даже при хорошем уходе получает глубокую психологическую травму из-за развивающейся депривации.
Психологи и психиатры определяют депривацию как состояние, при котором у человека развивается неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, в результате чего возникают пробелы в эмоциональной, сенсорной и интеллектуальной сфере. Особенно остро данная проблема стоит среди детского населения, лишенного материнской заботы и тепла.
Дети, лишенные возможности эмоционально контактировать с матерью, имеют проблемы с развитием, и впоследствии депривация трансформируется в более серьезные отклонения уже выросшего человека.
Депривированная личность не ощущает себя в безопасности в полной мере, не имеет возможности проявлять социальную активность и получать новые впечатления, что формирует у нее определенное измененное отношение к окружающей реальности и себе.
Иными словами отсутствие удовлетворенной потребности в любви и заботе (депривация) создает идеальные условия для деградации личности во всех направлениях –психоэмоциональном, умственном и физическом.
Госпитализм – психология
Госпитализм — замедление и искажение развития детей вследствие нахождения их в неблагоприятных условиях интернатных учреждений.
Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми.
Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.
Исследования Р. Спица
Подобное состояние, возникавшие у воспитанников детских приютов, отмечалось педагогами с давних пор. Однако объяснение этому, как правило, искали в скудных условиях существования таких учреждений. Научное описание явления госпитализма (как и сам термин) впервые было дано в 40-х г. XX в.
американским психологом Рене Спицем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц.
Спиц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи.
Спиц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию , склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализма необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка.
В пользу такой точки зрения свидетельствовали известные науке примеры экстремальных ситуаций, когда дети, в раннем возрасте потерявшиеся или похищенные дикими животными, но сумевшие выжить вне человеческого общества, впоследствии были возвращены к человеческому образу жизни, но так и не могли достичь уровня развития, соответствовавшего их возрасту.
Условия возникновения
Факты, выявленные Спицем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения.
Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания.
Установлено также, что хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающей среды, интенсификации общения.
Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самими маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает).
Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в насыщении познавательных интересов, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере.
Крайне нежелательно помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.
===
Госпитализм без интерната ===
Эффект госпитализм может возникнуть и вне стен интерната, если ребенок был лишен общения с людьми с детства. Науке известно несколько таких примеров. Все они относятся к весьма отдаленному прошлому.
В этой связи возникают сомнения: не были ли упущены какие-то возможности педагогического воздействия, которые позволили бы достичь более обнадеживающих результатов? Казалось бы, за последние десятилетия психолого-педагогическая наука настолько шагнула вперед, что окажись такой «дикарь» в руках современных специалистов, уж они-то из него «сделали бы человека». Что ж, имеется и пример сравнительно недавний. Что же он демонстрирует?
4 ноября 1970 г. работником социальной службы городка Аркадия, шт. Калифорния, было сделано страшное открытие. В убогом домишке в чулане была обнаружена девочка лет тринадцати, которая, похоже, провела в таком заточении всю свою жизнь.
Ее мать, которая страдала психическим расстройством и отличалась крайне неадекватным поведением, не пожелала (или не смогла) объяснить свою «педагогическую концепцию», воплотившуюся в такой дикой форме. Кажется необъяснимым, что девочку она все-таки подкармливала, не давая ей умереть с голоду.
Впрочем, если б не случайная находка социального работника, жить девочке оставалось бы недолго. Состояние ее организма было удручающим. Иного и трудно ожидать при условии отсутствия полноценного питания, солнечного света, свежего воздуха и физической активности. Но еще более плачевным было ее психическое состояние.
Несчастная девочка не только не умела выражать словами свои мысли, но и мыслей никаких не имела. Все ее поведение сводилось к примитивному набору инстинктивных рефлексов.
Естественно, бедная девочка была отнята у матери-чудовища. Заботу о Джени — таким именем ее нарекли — взяла на себя целая команда специалистов из Калифорнийского университета под руководством психолога Дэвида Риглера. Долгие годы были посвящены титаническим усилиям по «очеловечиванию» Джени.
Итоги этой работы были представлены общественности в 1994 г. в рамках научно-популярной передачи по общенациональному телевидению.
Увы, результаты, несмотря на весь гуманистический пафос проделанной работы, оказались неутешительны: человеком Джени так и не стала, повторив печальный опыт , Каспара и десятков других «диких детей». (Кстати, в этой связи возникают резонные вопросы к теологам.
В каком состоянии пребывает в этом человеческом по виду теле? Можно ли вообще за набором примитивных констатировать хоть какой-то намек на существование души? Если, согласно религиозному канону, человеческое в момент рождения одухотворяется свыше, то в чем это проявляется в подобных случаях?)
Впрочем, этот результат был вполне предсказуем. Фактически перед нами оказался еще один пример, подтверждающий очевидную истину: ничто подлинно человеческое изначально в человеке не заложено, а с необходимостью должно быть привнесено, сформировано, причем начиная с самых ранних этапов развития, упущение которых невосполнимо.
Сегодня на каждом шагу можно услышать пафосные декларации воспитателей-«гуманистов», призывающих «не мешать» естественному развитию ребенка. Среди них, наверное, много замечательных людей, искренне ненавидящих муштру и зубрежку. Вот только им не мешало бы сверить свои идеалистические установки с печальными примерами, один из которых носит имя Джени.
Потому что дикаря можно вырастить не только в чулане.
Источник:
Госпитализм, что такое синдром госпитализма у малышей и взрослых
Госпитализм – это целый ряд психологическо-соматических расстройств, которые провоцируются продолжительным нахождением человека в условиях лечебного учреждения вдали от близких людей и собственного дома.
Это понятие наиболее определяет госпитализм у взрослых, а у детей явление госпитализма проявляется как психопатическая и физическая малоразвитость, которая зарождается еще начиная с самого младенчества и продолжается по мере взросления ребенка, при определенных возникших обстоятельствах – в результате недостачи адекватного общения ребенка с матерью и нехваткой элементов воспитания.
Синдром госпитализма проявляется замедлением развития, трудностью у детей в овладении элементарными навыками самообслуживания и управления собственным телом, недоразвитостью речевого аппарата, уменьшенным уровнем адаптации к окружающей среде и социуму, утратой интереса трудовой деятельности и трудовых навыков в целом, низкой сопротивляемости инфекционным агентам и склонностью к хронизации патологических процессов в организме. Именно в детском возрасте явления госпитализма являются продолжительными и нередко необратимыми. При самых тяжелых случаях, при нелечении и продолжительного психологического угнетения, синдром госпитализма приводит к смерти индивида.
Госпитализм это в психологии явление отставания, введен термин впервые австро-американским психологом Рене Спитсем. Именно он в течении длительного временного диапазона проводил исследования – наблюдал детей в условиях больницы, без нахождения рядом матери.
Благодаря происхождению исследований и возникло само название – госпитализм.
Намного позже понятие обрело расширение и начало включать не только расставание по показателям здоровья, но и в общем отсутствии заинтересованности матери к своему чаду, при чем это может происходить, даже если они непрестанно находятся в прямой близости друг к другу.
Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства у детей? Факторы риска, патогенез
Госпитализм в психологии – это совокупность отдаленных последствий, возникающих в результате стресса, связанного с отрывом от привычной окружающей среды и длительным пребыванием в учреждениях системного типа. Развитие подобного стресса напрямую зависят от поведения взрослых людей, находящихся рядом с детьми.
Факторами риска развития госпитализма у детей являются:
Нахождение в стационаре по причине длительной болезни | В этом случае особенно тяжелые реакции развиваются у детей, от которых отказались родители, которых не посещает мать, либо кто-то из других родственников. |
Нехватка общения с семьей, близкими | В таком случае речь необязательно идет об асоциальном поведении и неблагополучии. Иногда родители могут действительно много работать и редко видеть своего ребенка, возможно, оставлять его на попечение родне или в учреждении с круглосуточным пребыванием. |
Неблагополучие семьи | Неполная семья, попадающая под наблюдение органов охраны детства из-за возможного асоциального поведения – пьянства, разгульного образа жизни, нарастающей в связи с образом жизни деградации. В подобных случаях госпитализм может возникать и до размещения ребенка в казенное учреждение, так как он уже выходит из семьи, где на его потребности и существование никто не обращал внимание. Дальнейшее размещение в интернатных и больничных учреждениях лишь усугубляет ситуацию, даже, несмотря на то, что условия (наличие еды, одежды, пребывание в тепле) зачастую существенно лучше, чем в родственной семье. По сути, дома ребенка, интернаты в лице государства закрывают базовые потребности таких детей, чтобы они имели возможность выжить, однако морально и эмоционально они остаются обделенными. |
Патогенез (процесс развития) госпитализма связан с психической депривацией или, проще говоря, отсутствием внимания к ребенку.