Церебральная недостаточность: современные аспекты диагностики и терапии


Сущность и этиология РЦН

Резидуальную цереброорганическую недостаточность (РЦН) рассматривают в качестве остаточных проявлений, возникающих из-за поражения центральной нервной системы. Это может произойти в перинатальный (околородовой), родовой или младенческий период.
Абсолютно точного обоснования причин такой патологии, как церебральная недостаточность, официальная медицина предоставить не может.

Тем не менее, установлены факторы риска, который увеличивают риск развития РЦН. К ним относятся:

  • поздняя беременность (возраст женщины – 40 лет и более);
  • инфицирование будущей матери тем или иным вирусом (особенно, если это произошло в первом триместре, когда развивающийся плод наиболее уязвим);
  • проживание беременной в неблагоприятных экологических условиях;
  • пребывание беременной женщины в состоянии постоянного стресса или депрессии;
  • тяжелый физический труд в период беременности;
  • попытки прерывания беременности;
  • преждевременные роды;
  • злоупотребление будущей матерью алкоголем, прием наркотических веществ, курение;
  • отслоение плаценты, что провоцирует нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода;
  • травмирование ребенка при родах;
  • травмы головы, полученные ребенком после рождения;
  • введение в организм матери препарата для эффекта анестезии в ходе оперативных вмешательств, в том числе – при проведении кесарева сечения;
  • иммунологическая несовместимость матери и ребенка, которого она вынашивает.

Синдром церебральной недостаточности также может проявляться как наследственная патология.

Диагностировать подобное отклонение может детский невролог. Если не начать лечение ребенка в раннем возрасте, патология будет прогрессировать, а выраженность симптомов – становиться более яркой. Бороться с РЦН непросто. Ребенку понадобится нет только врачебная помощь, но и поддержка со стороны родителей, педагогов, психолога.

На приеме у невролога: готова ли нервная система вашего ребенка к школе?

Пользовательское соглашение

г. Екатеринбург 01.10.2015

Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) относится к сайту Виртуальный центр здоровья (далее –ВЦЗ) «Молодая мама», расположенному по адресу www.ymama.ru. Сайт https://ymama.ru (далее – Сайт) является собственностью ООО Группа . Настоящее Соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта и Пользователем данного Сайта. Администрация сайта – сотрудники, уполномоченные управлять Сайтом и действующие от имени ООО Группа . Пользователь сайта (далее — Пользователь) – физическое лицо, имеющее доступ к Сайту посредством сети Интернет и использующее Сайт. 1. Предмет соглашения. 1.1. Администрация сайта предоставляет Пользователю возможность доступа к Сайту https://ymama.ru, а также предоставление Пользователю доступа к содержащимся на Сайте статьям и оказываемым услугам. 1.2. Сайт предоставляет информационно-образовательные услуги для населения Российской Федерации, включая информационно-образовательные программы и консультации практикующих врачей и специалистов в области сохранения и укрепления здоровья матери и ребенка, подготовки к родам, психофизического развития и воспитания ребенка, популяризации здорового образа жизни. Услуги предоставляются с использованием современных интернет-технологий, в формате вебинаров и онлайн-трансляций (далее – Вебинары). 1.3. Пользователь обязуется использовать Сайт на условиях Соглашения. 2. Порядок регистрации и пользования Сайтом. 2.1. Для регистрации на Сайте Пользователь заполняет соответствующие поля в форме для регистрации – Заявке на участие в Вебинарах ВЦЗ «Молодая мама» и принимает условия Соглашения. 2.2. По окончании регистрации Пользователю на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Пользователем в Заявке, приходит информация в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики ВЦЗ «Молодая мама». 2.3. После успешной процедуры регистрации Пользователю приходит активная индивидуальная ссылка на участие в бесплатном Вебинаре в ВЦЗ «Молодая Мама». 2.5. Пользователь обязан пользоваться Сайтом добросовестно, не нарушая законодательство Российской Федерации, права и свободы третьих лиц, нормы морали и нравственности. 3. Вебинары. 3.1. Условия. 3.1.1. Администрация сайта организует Вебинары в ВЦЗ «Молодая Мама» 3.1.2. Пользователь проинформирован, что, участвуя в Вебинарах ВЦЗ «Молодая Мама», получает информацию по конкретной теме, заявленной в предварительном расписании. 3.1.3. Администрация сайта может в любое время по своему усмотрению добавлять как платные, так и бесплатные Вебинары. 3.1.4. Администрация сайта может в любое время по своему усмотрению изменять темы, менять содержание, а также, в случае необходимости, заменять ведущих Вебинаров. При этом Администрация сайта гарантирует, что подобные изменения не приведут к ухудшению качества Вебинаров. 3.1.5. Пользователь должен самостоятельно следить за изменениями в расписании. 3.1.6. В случае изменений в расписании, информация об этом появляется на сайте www.ymama.ru и в группе в социальной сети вконтакте https://vk.com/virtualnaja_shkola_roditelej1 3.1.7. Запись на Вебинары осуществляется тремя способами: через сайт www.ymama.ru, через представленную в расписании ссылку на программу miropolis или через электронную почту 3.2. Проведение. 3.2.1. Информация на Вебинарах ВЦЗ «Молодая мама» предоставляется Пользователю с помощью следующих средств: Устное выступление ведущего Вебинар специалиста, графическая презентация с фотографиями, изображениями и текстом. 3.2.2.. Ведущий Вебинара не рекламирует и не дает информацию по конкретным медицинским препаратам или медицинским центрам, предоставляющим описываемую медицинскую услугу, за исключение случаев сотрудничества с рекламодателями. 3.2.3. Ведущий Вебинара не дает комментарии по поводу качества работы того или иного специалиста. 3.2.4. Пользователь имеет право задавать уточняющие вопросы с помощью чата в нижней части экрана, ведущий Вебинара имеет право отвечать на вопросы как оперативно, так и постфактум, дождавшись конца лекции. 3.2.5. Ведущий Вебинара специалист имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин. 3.2.6. В случае если ваш вопрос не был зачитан вслух и остался без ответа, есть необходимость продублировать его, возможно, специалист случайно его пропустил. 3.2.7. В случае если участник Вебинара применяет нецензурную лексику, оскорбляет других участников или ведущего, мешает проведению занятия, он будет незамедлительно отключен от программы Вебинара без объяснения причин. 4. Интеллектуальная собственность и ограничения при пользовании Сайтом. 4.1. Сайт содержит результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие ОО «ГК ММ- Форум» 4.2. Используя Сайт, Пользователь признает и соглашается с тем, что все содержимое Сайта и структура содержимого Сайта защищены авторским правом, правом на товарный знак и другими правами на результаты интеллектуальной деятельности, и что указанные права являются действительными и охраняются во всех формах, на всех носителях и в отношении всех технологий как существующих в настоящее время, так и разработанных или созданных впоследствии. Никакие права на любое содержимое Сайта, включая, помимо прочего, аудиовизуальные произведения, конспекты, изображения, литературные произведения, учебные и методические материалы, товарные знаки не переходят к Пользователю в результате пользования Сайтом и заключения Соглашения. 4.3. При цитировании материалов Сайта Пользователь обязуется указывать ссылку на Сайт. 5. Персональные данные и их использование 5.1. Пользователь дает свое согласие Администрации Сайта на обработку персональных данных, предоставленных при регистрации, а именно: 5.1.1. фамилия, имя, отчество; 5.1.2. дата рождения; 5.1.3. город проживания; 5.1.4. номер мобильного телефона; 5.1.5. адрес электронной почты; 5.1.6. срок беременности (если требуется указать) 5.2. Пользователь предупрежден, что вся информация, полученная им на Вебинарах и в статьях сайта, носит рекомендательный характер. Для установления правильного диагноза нужна очная консультация врача! 5.3. Пользователь подтверждает, что указанный им номер мобильного телефона, является личным номером телефона, выделенным оператором сотовой связи, и Пользователь готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием им номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу. 5.4. Пользователь подтверждает, что указанный адрес электронной почты, является личным адресом электронной почты, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием адреса электронной почты, принадлежащего другому лицу. 5.5. Обработка персональных данных означает запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, не подпадающих под специальные категории, на обработку которых согласно действующему законодательству Российской Федерации требуется письменное согласие Пользователя. 5.6. Обработка персональных данных производится в целях исполнения Организатором обязательств перед Пользователем по Соглашению, обеспечения Пользователя обратной связью при использовании Вебинаров, а также в целях направления на указанный Пользователем при регистрации адрес электронной почты информационных и иных сообщений. 5.7. Обработка персональных данных Пользователя производится Организатором с использованием баз данных на территории Российской Федерации. 5.8. Пользователь может в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных, направив Организатору электронное письмо на адрес: Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» внизу письма. 5.9. Пользователь проинформирован, что в любое время может отказаться от получения на указанный номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес:

Проявления церебральной недостаточности у детей

Клиническая картина РЦН и ее выраженность зависят от локализации пораженного участка мозга.

Резидуальная церебральная недостаточность у детей выражается в следующих симптомах:

  • эмоциональная неустойчивость, ребенок чересчур раздражителен, капризен, его настроение меняется молниеносно, родители нередко упускают из вида этот симптом, списывая его на особенности возраста.
  • быстрая утомляемость, возникающая даже при незначительных нагрузках, в том числе – интеллектуальных.
  • ребенок скрипит во сне зубами, часто просыпается.
  • пассивность, сонливость, жалобы на головные боли и слабость;
  • чувствительность ребенка к изменениям погодных условий, то есть метеозависимость, у малышей наблюдаются скачки артериального давления, учащение пульса и даже обмороки;
  • нестандартные мимические проявления: дрожание век и губ, частое моргание, подергивание плечами;
  • нервный тик;
  • непереносимость шумов, громких и резких звуков, слишком яркого света;
  • непереносимость поездок в любом виде транспорта, ребенок ощущает тошноту вплоть до рвоты, дурноту;
  • конечности ребенка с диагнозом РЦОН часто бывают холодными, вне зависимости от того, насколько тепло в помещении или на улице, кожные покровы при этом могут приобретать мраморный оттенок.

Отдельно нужно отметить моторные нарушения, как яркий симптом церебральной недостаточности. Они могут выражаться либо в заторможенности, либо, наоборот, в импульсивности, гиперактивности.

Первое упомянутое состояние проявляется в пассивности, медлительности, быстрой утомляемости, второе – в неусидчивости, возбуждаемости, потребности в активном времяпровождении. Гиперактивных детей сложно привлечь к спокойной деятельности: даже уложить их спать – тяжелый труд.

Заподозрить РЦН у ребенка школьного возраста можно, если он не может срисовывать отдельные элементы по предоставленному образцу, пропускает буквы или целые слоги при чтении.

Кроме того, есть также внешние признаки церебральной недостаточности у ребенка. Это:

  • излишне выдвинутая вперед верхняя челюсть;
  • деформации черепа;
  • широко расставленные глаза.

Дети с РЦН часто впадают в депрессии, при этом ведут себя агрессивно, а также устраивают истерики. У них плохой аппетит. Иногда могут наблюдаться такие явления, как усиленное потоотделение, судороги, озноб.

о проблеме

Задержка развития – это собирательное понятие, объединяющее ряд заболеваний нервной и других систем, при которых темп развития ребёнка медленнее физиологических стандартов, когда отдельные функции отстают в своём развитии от принятых норм для данного возраста.
Может отставать развитие двигательной сферы: ребенок поздно начинает держать головку, поздно переворачиваться, сидеть или поздно начинает ходить. Возможна задержка речевого развития, когда малыш поздно начинает говорить или его речевые навыки и чистота произносимых звуков страдает.

В зависимости от характера отставания ребёнка выделяют следующие виды задержек: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР), задержка психомоторного развития (ЗПМР).

Основными причинами задержки развития ребёнка являются нарушения работы головного мозга. Чаще всего к таким нарушениям приводят поражение центральной нервной системы (ППЦНС) и травмы шейного отдела позвоночника, полученные в родах.

Во время рождения ребенка может произойти отклонение от нормального течения родов, что приводит к мгновенному поражению участков мозга в виде кровоизлияний от разрыва сосудов или кислородного голодания клеток мозга (гипоксии, ишемии) от спазмов сосудов. Перенесенная травма центральной нервной системы приводит к её неправильному функционированию и задержке правильного развития ребенка.

Перенесенная травма шейного отдела позвоночника усугубляет состояние поврежденного головного мозга. Такая травма приводит к смещению позвонков и спазму шейных мышц, в результате чего происходит сдавление сосудов, и формируется дефицит мозгового кровотока. В таких условиях мозг не получает в достаточном количестве кислород и питательные вещества, необходимые ему для нормального развития и функционирования.

Также развитие задерживается от травм и тяжёлых заболеваний, перенесённых ребёнком в раннем возрасте. Кроме того, на развитие головного мозга неблагоприятно влияют внутриутробные инфекции.

К причинам задержки развития ребёнка можно отнести наличие некоторых наследственных заболеваний, опасные и вредные факторы профессии матери, её пагубные привычки, плохой экологический фон, электромагнитные излучения, наличие неблагоприятного психологического климата, в котором растёт ребёнок.

В первые годы жизни дети с задержкой развития часто и сильно плачут по малейшему поводу, с большим трудом успокаиваются. Такие дети хуже развиваются: они не гулят, не демонстрируют комплекс оживления при появлении мамы, не коммуницируют со взрослыми, обычно имеют «пустой» взгляд. Позже игры, мультики, слушание сказок — всё, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Речь таких детей однообразная, невнятная, запас слов скудный, иногда полностью отсутствует. Бывают нарушения координации движений, эти дети начинают позже сидеть, стоять или ходить. Иногда их рот приоткрыт и может наблюдаться слюнотечение. В дальнейшем могут отмечаться неловкость движений, частые падения, задержки формирования двигательных навыков.

Со сверстниками у таких детей отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети могут стать замкнутыми, злобными, агрессивными, подавленными.

Когда такие дети подрастают, они могут жаловаться на головные боли, их часто укачивает в транспорте, они плохо себя чувствуют в душном помещении, могут испытывать приступы тошноты, рвоты, головокружения.

Часто бывают проблемы интеллектуального развития: дети не понимают смысл речи, не различают цвета, плохо усваивают счет, не могут выучить алфавит. Очевидны проблемы с мелкой моторикой, не могут рисовать, правильно держать ручку и столовые приборы.

Последствия неконтролируемого развития патологии

Если синдром церебральной недостаточности не подвергается комплексному лечению, впоследствии это может выразиться в таких осложнениях:

  • замедленное развитие речевого аппарата;
  • сложности в выработке навыков чтения и письма, счета;
  • артикуляционные отклонения;
  • легко развивающаяся зависимость от токсических веществ и алкоголя.

Из-за замедленного процесса овладения навыками речи ребенок будет испытывать сложности коммуникативного характера, а из-за отклонений в поведении ему будет непросто влиться в коллектив. Как результат, будут возникать ситуации-«провокаторы», склоняющие ребенка к депрессивным состояниям, замкнутости.

Диагностика отклонения и современное лечение

Диагностические обследования ребенка с подозрением на церебральную недостаточность должны быть нацелены на определение природы и этиологии отклонения.

В данном случае применяются такие клинические методы исследования:

  1. Электроэнцефалография мозга. Это – чувствительный метод исследования работы головного мозга на основе изучения электрических импульсов, которые исходят из отдельных его областей. Процедура характеризуется практически полным отсутствием противопоказаний к проведению.
  2. Эхоэнцефалография. Головной мозг исследуется с помощью звуковых волн, которые отражаются от поверхностей мозговых оболочек, костей черепа, мягких покровов головы. Благодаря этой процедуре получают возможность выявить патологические изменения или процессы в структуре мозга.
  3. Реоэнцефалография сосудов головного мозга. Процедура позволяет оценить состояние кровообращения и качество кровотока по магистральным сосудам.

Разумеется, помимо перечисленных методов диагностики, ребенок нуждается в осмотре опытного невролога.
Как только диагноз будет определен, специалист назначит адекватное лечение. В его комплекс входят такие мероприятия:

  1. Лекарственная терапия. В данном случае показан прием аминокислот (в частности, глицина, лецитина, фолиевой и глутаминовой кислот), гепатопротекторов, спазмолитиков, а также непрямых антигипоксантов – веществ, способствующих насыщению организма кислородом и уменьшению потребности в нем. Кроме того, при РЦН принимают ноотропные препараты, которые оказывают нейротрофическое и нейропротекторное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Благодаря этому нормализуются процессы тканевого метаболизма.
  2. Витаминотерапия. Особый упор делают на витамины В6 и В11.
  3. Транскраниальная микрополяризация. Эта процедура оказывает лечебное воздействие на нервные клетки головного мозга. Происходит это благодаря использованию постоянного тока минимальной силы. Польза процедуры заключается в том, что происходит стимуляция развития нервной ткани и создание новых связей между клетками. При проведении транскраниальной микрополяризации ребенку надевают на голову специальную шапочку с проводами. Процедура не доставляет никаких неприятных ощущений;
  4. Лечебный массаж, техника выполнения которого подходит для коррекции расстройств центральной нервной системы. Он способствует улучшению кровообращения, укрепляет мышцы, помогает восстанавливать нервную ткань и в целом повышает жизненный тонус ребенка.
  5. Мягкие техники мануальной терапии. Они улучшают прохождение нервных импульсов, стимулируют циркуляцию крови, стабилизируют эмоциональное состояние пациента и помогают устранить последствия стрессов. Необходимую программу терапии определяет специалист.
  6. Также в лечебных целях ребенку могут порекомендовать занятия плаванием.

стандартное лечение

Первое место в лечении задержки развития занимает медикаментозная терапия препаратами, стимулирующими работу головного мозга.

Микротоковая рефлексотерапия – метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу центральной нервной системы в тех участках, где она была нарушена.

Для развития нарушенных функций в курсы лечения включают занятия с различными специалистами: дефектологом, логопедом, детским психологом.

Также применяют физиотерапию, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), водолечение, остеопатию.

Альтернативные подходы к лечению задержки развития: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие крупной и мелкой моторики, различные развивающие игры и упражнения по зарубежным и российским методикам.

Участие родителей в лечении ребенка

Ребенок с РЦН должен постоянно ощущать поддержку со стороны родителей, иначе процесс коррекции будет неполноценным.

Родители в обязательном порядке должны организовать четкий режим дня ребенка и контролировать его соблюдение. Неукоснительное следование правилам приведет нервную, эндокринную и иммунную системы в состояние стабильности. Переход к такому режиму должен быть постепенным, не резким.

Также родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок расширял круг своего общения. С этой целью его можно записать в спортивную секцию или на какой-нибудь кружок. Так можно достичь сразу двух целей: внедрить ребенка в коллектив и дать ему возможность развивать свои таланты. При выборе рода деятельности необходимо учитывать пожелания и интересы ребенка.

Церебральная недостаточность, хотя и возникает из-за нарушений нервной системы, не является приговором для ребенка. Он будет вполне способен обучаться, общаться, делать карьеру и создавать семью в дальнейшем. Единственное условие для этого – своевременное лечение и глубокая вовлеченность родителей в этот процесс.

Перинатальные поражения нервной системы

В течение первых 3 лет жизни ребенок приобретает 50% знаний, умений и навыков, которые являются базой для последующего обучения. А первый год жизни ребенка неврологи называют «золотым годом», так как он является самым важным для малыша.

Нарушения нервной системы, вызванные патологическим течением беременности и родов (гипоксия плода, родовые травмы и пр.), необходимо выявлять именно на первом году жизни ребенка, когда лечение и реабилитация наиболее эффективны.

Термином «перинатальные поражения ЦНС» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга в период беременности, родов и в течение первых 7 дней жизни. Распространенность ПП ЦНС значительно выше среди недоношенных детей, детей, рожденных с низкой массой тела, при многоплодной беременности. Факторами риска развития данной патологии являются:

  • заболевания матери (сахарный диабет, гипотиреоз, ожирение, анемия, сердечно-сосудистая патология);
  • профессиональные вредности, употребление алкоголя, наркотических веществ, лекарственных препаратов (особенно на ранних сроках гестации);
  • стрессы и психологический дискомфорт беременной женщины;
  • нарушения физиологического течения беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода, токсикозы беременных, угроза прерывания);
  • внутриутробное инфицирование плода (цитомегаловирусная инфекция, герпес, токсоплазмоз, краснуха и др.);
  • иммунологическая несовместимость матери и плода (по АВО и резус-фактору).

Существенное место в развитии ПП ЦНС занимают асфиксия плода и родовые травмы, наиболее часто возникающие при следующих состояниях:

  • преждевременные роды;
  • клинически узкий таз;
  • тазовое предлежание плода;
  • слабость родовой деятельности;
  • длительный безводный период и длительное стояние головы плода в родовых путях;
  • затяжные или стремительные роды;
  • кесарево сечение, инструментальное пособие в родах.

Клинические симптомы заболевания зависят от тяжести состояния, размера и локализации зон повреждения мозга.

Чаще всего родители отмечают нарушения сна у ребенка (сон «чуткий», непродолжительный), раздражительность, повышенную плаксивость, частые срыгивания, вздрагивания, дрожание подбородка и кистей рук, запрокидывание головы.

При тяжелой степени заболевания возникают задержки психомоторного развития, нарушается формирование установочных рефлексов. Такие малыши позже овладевают навыками ходьбы, отмечаются моторная неловкость, задержка речевого развития.

В дошкольном и школьном возрасте такие дети часто бывают гиперактивными, невнимательными, неусидчивыми, иногда конфликтными, по сравнению со сверстниками хуже овладевают навыками чтения, письма. В повседневной жизни неряшливы, забывчивы, необязательны и в то же время амбициозны, часто стремятся к лидерству в коллективе.

детская неврология спб,

Для предупреждения возникновения подобных нарушений крайне необходима своевременная консультация детского невролога.

Стоимость консультации детского невролога — 1800 руб. Записывайтесь онлайн или закажите обратный звонок.

Диагноз ПП ЦНС устанавливается на основании жалоб родителей, тщательного изучения анамнеза с оценкой имеющихся фактров риска, осмотра ребенка, проведения УЗИ головного мозга (нейросонографии).

УЗИ головного мозга — безопасный, атравматичный и высоко информативный метод для уточнения характера нарушений и оценки эффективности проводимого лечения.

Лечение направлено не только на восстановление имеющихся нарушений функций нервной системы, но и на предупреждение развития новых патологических процессов у ребенка с ПП ЦНС. Лекарственные препараты, используемые в нейропедиатрии, безопасны и направлены на восстановление метаболизма и функции неронов в поврежденных зонах головного мозга. Раннее включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий, таких как массаж, лечебная гимнастика с использованием специальных адаптированных методик, физиотерапия, плавание, позволяет минимизировать лекарственную терапию, поэтому эти методы являются приоритетными.

детская неврология

Позиция родителей имеет огромную роль в реализации реабилитационных мероприятий и восстановлении нарушенных функций.

Многолетние практические наблюдения показывают, что при условии ранней диагностики заболеваний ЦНС и раннего начала адекватного систематического лечения отмечается значительное уменьшение выраженности неврологической симптоматики и восстановление нарушенных функций.

Детский невролог, врач высшей квалификационной категории Рыжова Виктория Викторовна

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]