Головные боли у детей: причины и принципы терапии


Существует 6 типов головных болей:

  1. Мышечного напряжения
  2. Сосудистая
  3. Невралгическая
  4. Ликвородинамическая
  5. Функциональная или психалгия
  6. Смешанная

Перед вами интересная табличка, основанная на статистических данных амбулаторных обращений к детскому неврологу нашей клиники.

Обратите внимание на то, что жалобы на головные боли появляются у детей в предшкольном возрасте, с последующим увеличением.

Возраст/

Нозология

0-1 год 1-3 года 4-7 лет 8-10 лет 11-14 лет 15-17 лет
Головные боли неуточненные 7% 9% 16% 18%
Головные боли напряженного типа 3% 12% 18% 24%
Сосудистая головная боль 0.3% 0.8% 2% 10% 18%
Мигрень 1% 1% 1% 1%
Функциональная, в том числе

на фоне церебрастении

2% 4% 6% 9%

Головные боли напряженного типа

(психоэмоциональные или мышечные боли) возникают в случае несоответствия психоэмоциональной нагрузки ребенка с его возможностями (эмоционально-волевыми или когнитивными), что в свою очередь повышает тонус «эмоциональных» мышц, которые прикреплены к надкостнице черепа. Эта мышечная боль расценивается как головная. Теперь становится понятно, почему головная боль этого типа характерна для возраста, в котором начинается подготовка к школе, и увеличивается по экспоненте к сдаче ЕГЭ.

Сосудистая головная боль

это боль в ответ на растяжение или воспаление сосудистой стенки. Причин может быть множество, от аномалий сосудов, до банальной сосудистой дистонии. Мигрень также относится к типу сосудистой головной боли, имеет характерные клинические проявления, а её причиной является асептическое воспаление сосудистой стенки.

Невралгическая головная боль

возникает при давлении на ствол нерва, его веточку или узел, а вслед за компрессией возникает ишемия и болезненность. Причиной этого может служить посттравматический или воспалительный отек по ходу нерва, а так же любое объёмное образование. Невралгическая головная боль может быть и центрального генеза, в результате нарушения функции ноцицептивной и антиноцицептивной системы головного мозга.

В возникновении ликвородинамической головной боли

основную роль играет повышение внутричерепного давления. Внутричерепное давление может повышаться при появлении дополнительных образований, как жидкостных, так и плотных, в полости черепа, что в свою очередь сдавливает и/или смещает мозговые оболочки, сосуды и нервы, давая болевой синдром. Это может быть опухоль, воспаление мозговых оболочек головного мозга (менингит). Так же внутричерепная гипертензия может возникнуть в результате появления какого-либо новообразования, препятствующего оттоку ликвора из полости черепа.

Функциональная головная боль

чаще всего имеет психогенный механизм.

Смешанная форма, имеет смешанное происхождение.

Мы с вами проанализировали шесть типов головной боли, которые, в свою очередь, имеют различные причины возникновения.

Чтобы разобраться, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, необходимо обратиться к детскому неврологу, который после неврологического осмотра примет решение, нужна ли вам консультация смежного специалиста и, возможно, назначит дополнительные методы обследования.

В детском корпусе клиники

вы сможете получить консультации опытных специалистов, а также провести все необходимые обследования для выявления причин головной боли у ребенка.

Информацию для Вас подготовила:

Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.

Причины головной боли у ребенка

Здоровый ребенок – счастье и гордость для родителей. Вся семья с умилением смотрит на подрастающее чудо. Много радостных событий: первая улыбка, первый зубок, первый шажок…. Первый подъем температуры, первый ушиб, первая царапина… Победы и огорчения, смех и слезы зачастую идут бок о бок.

Головная боль (цефалгия) – одна из самых частых жалоб при обращении к врачу не только у взрослых, но и в педиатрии. Если у дошкольников они встречаются не так часто, то к 12-15 годам более половины детей и подростков периодически испытывают головные боли. В некоторых случаях родители вспоминают, что еще задолго до начала посещения детского сада ребенок периодически становился беспокойным и брался руками за голову.

Когда ребенок или подросток начинает жаловаться на цефалгии, реакция со стороны родителей бывает разная. Некоторые считают, что это делается для привлечения внимания, так как головная боль – чисто «взрослый» недуг, а у детей подобного просто не бывает. Другие, наоборот, по любой, даже незначительной жалобе начинают обследовать и лечить ребенка.

Боль может быть острой и хронической. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Как правило, острая боль – это сигнал организма об опасности: травма, инфекция, воспаление. Острая боль — необходимый приспособительный сигнал, который не только информирует о тканевом повреждении, но и вызывает рефлекторные и поведенческие реакции, позволяющие свести повреждающее воздействие к минимуму. Как только прекращается действие фактора, ее вызвавшего, боль прекращается. Часто такое состояние требует неотложных мероприятий. Как правило, при правильном лечении, назначенном врачом, пропадают все симптомы болезни, а вместе с ними прекращает болеть и голова. Первым, к кому обращаются за помощью, становится участковый педиатр. Хронической является боль, продолжающаяся дольше периода заживления, как правило, ее продолжительность более 3 месяцев. При этом нет четкой связи с какой-либо причиной, либо она имеет неясный, неопределенный характер. Провоцировать новые эпизоды могут любые факторы (эмоции, нагрузка, стресс, смена погоды и т.д.). А как относиться к тому, что малыш пожаловался на боль в голове, будучи при этом совершенно здоровым? Как это воспринимать – как тревожный симптом или просто детскую выдумку?

Следующей градацией головных болей является их разделение на первичные и вторичные. Первичные являются самостоятельными заболеваниями. В детском возрасте в основном это мигрень и головная боль напряжения. При вторичных – цефалгия это только один из симптомов другого заболевания. Известно более 150 заболеваний, которым сопутствуют жалобы на головную боль. Наиболее распространёнными из них являются:

  • травмы головы и/или шеи;
  • инфекционные заболевания;
  • воспаление околоносовых пазух (синуситы);
  • болезни желудочно-кишечного тракта (гастрит, дуоденит);
  • анемия;
  • стресс;
  • паразитарные заболевания;
  • аллергические реакции;
  • прием различных веществ, в том числе, лекарств, и их отмена;
  • нарушение зрения (близорукость, дальнозоркость) при недостаточной коррекции, глаукома;
  • нарушение осанки и т.д.

Головные боли могут возникать как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные), неправильный образ жизни: когда ребенок имеет слишком мало или слишком много сна, слишком много времени проводит перед компьютером или экраном телевизора, мало активен физически, питается неправильно. После первичного осмотра пациента с жалобами на головные боли педиатр направит на необходимые консультации и обследования в зависимости от выявленных нарушений. В большинстве случаев дети с жалобами на головные боли наблюдаются и состоят на учете у невролога.

Диагноз первичной головной боли (мигрень, головная боль напряжения) выставляется специалистом на основании характерной клинической картины и жалоб пациента. Так при мигрени беспокоят эпизоды сильной, как правило, односторонней боли (лоб, висок, половина головы). Она носит пульсирующий характер, боль сильная, сопровождается тошнотой, чаще – многократной рвотой. Раздражает свет, звуки. Ребенок старается лечь и уснуть, действует правило трех «т»: тихо, темно, таблетка. После сна, как правило, боль не беспокоит, восстанавливается двигательная активность, аппетит может быть некоторое время несколько снижен. Очень часто у кого-нибудь из членов семьи есть подобные цефалгии. К факторам, провоцирующим эпизоды мигрени, относят:

  • Стресс
  • Недосыпание или избыточный сон
  • Физическая нагрузка
  • Продукты питания (какао, шоколад, сыр, молоко, орехи, яйца, помидоры, цитрусовые, жирная пища)
  • Большие перерывы между приемами пищи
  • Яркий свет, шум, неприятные запахи
  • Вестибулярные раздражители (поездка в автомобиле, поезде, морские путешествия, полеты в самолете, качели)
  • Метеорологические факторы (изменения барометрического давления) и др.

При наличии редких эпизодов головных болей неврологом рекомендуются средства для экстренного снятия болевого синдрома, уточняются возможные провоцирующие причины, профилактика повторных эпизодов проводится за счет нормализации режима дня и питания, проведения общеукрепляющих мероприятий. Если головные боли частые, значительно сказываются на здоровье ребенка, то назначаются курсы медикаментов для профилактического лечения. Их подбор осуществляется в зависимости от возраста пациента, частоты, выраженности и типа мигренозных пароксизмов, результатов ответа на предыдущее лечение. В детском возрасте так же встречаются так называемые «периодические синдромы детского возраста — предшественники мигрени». К ним относятся: циклические рвоты, абдоминальная мигрень, доброкачественное пароксизмальное головокружение детского возраста. Так при циклической рвоте возникают повторные приступы рвоты не меньше четырех раз за час, при абдоминальной мигрени у ребенка имеются повторные приступы болей по средней линии живота длительностью от 1 до 72 часов. Данные состояния не сопровождаются жалобами на головные боли, но в случае их выявления специалистом, указывают на возможную мигрень.

Пациенты с головными болями напряжения (ГБН) жалуются на двусторонние цефалгии сдавливающего или сжимающего характера, без четкой локализации. Нередко боль локализуется преимущественно в лобно-теменной, лобно-височной, затылочно-шейной области, по типу «обруча», «тугой шапки». Боль умеренная или легкая, нет выраженной тошноты или рвоты. Ребенок может принимать пищу, читать, смотреть телевизор, нет ухудшения состояния во время выполнения повседневной физической нагрузки. Возможна легкая тошнота, плохая переносимость или яркого света или громких звуков. ГБН беспокоят от 1 раза в месяц до практически постоянных, возникают в основном после 2-3 урока в школе, либо преимущественно во второй половине дня, нет ночных болей.

Мигрень и ГБН не являются состоянием, угрожающим жизни, но приводят к ухудшению качества жизни ребенка: снижению памяти, внимания, успеваемости, тяжело переносятся детьми, сказываются на их настроении, поведении, учебе, профессиональной ориентации. Поэтому важно во время распознать данные заболевания, а так же проводить своевременную профилактику возникновения головных болей:

  • следует планировать день ребенка так, чтобы обязательно было время для отдыха, достаточный сон;
  • правильная организация режима учебы и отдыха;
  • рациональное питание;
  • соразмерное сочетание физических нагрузок и закаливающих процедур, заниматься физкультурой и делать утреннюю зарядку;
  • достаточно пребывать на свежем воздухе;
  • родителям не курить в помещении;
  • создавать благоприятную психологическую обстановку в семье, чаще общаться с ребёнком;
  • учить ребенка правильно решать возникающие проблемы, вовремя переключать внимание;
  • создать условия для предотвращения длительного мышечного напряжения в неудобной позе во время учебы и работы, организовать достаточную освещенность, провести коррекцию зрительных нарушений с правильным подбором очков или линз.

В этой статье мы обсудили возможные причины возникновения головных болей у детей. Более подробно о способах лечения цефалгий – при продолжении.

Авторы: Филипович Е.К., асс. каф. Детской неврологии БелМАПО, главный внештатный детский невролог КЗ Мингорисполкома; Лещинская Е.В., зав. педиатрическим отделением УЗ «7ГДП» г. Минска

Оффициальный канал в телеграмм

Проблема головных болей, возникающих в детском возрасте

В течение долгого время было принято считать, что детская цефалгия — редкое явление. Тем не менее, такое мнение является ошибочным. Маленькие дети далеко не всегда могут объяснить, что у них болит голова, а ребята более старшего возраста часто скрывают факт головной боли от родителей, потому что боятся обнаружить у себя какое-либо «страшное» заболевание.

Чаще всего головная боль у детей разного возраста возникает по причине:

  • умственного перенапряжения;
  • психоэмоциональных перегрузок;
  • ВСД;
  • травм;
  • мигрени;
  • воспалительных процессов.

При этом контакт ребёнка с мобильным телефоном или компьютером тоже имеет большое значение, так как современные дети почти постоянно «зависают» в гаджетах. Это провоцирует психическое переутомление, потому что нагрузка на зрение, слух и психику в целом огромна.

Также головную боль у детей могут спровоцировать длительное пребывание в помещении, где всегда душно, либо нерегулярное питание. Кстати: дети, регулярно посещающие ДДУ, очень редко страдают головными болями. Дело в том, что в любом детском саду они соблюдают режим дня, сна и питания, в отличие от домашних условий, где эти факторы часто бывают нарушены.

Безусловно, не следует исключать и наличие у детей серьёзных заболеваний начиная от поражений нервной системы и заканчивая некоторыми формами ангины или гриппа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]