Вина и компенсация за нарушение исключительного права


Причины умственной отсталости

  • наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
  • внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
  • вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

При рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав суд вправе принять любые виды доказательств, предусмотренных процессуальным законодательством, в том числе, полученные с помощью сети Интернет.

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Доказать факт неправомерного распространения контрафактных материальных носителей можно не только с помощью товарного или кассового чека, или свидетельских показаний (статья 493 ГК РФ), но и на основании, например, аудио- или видеозаписи.
Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

Легкая

При легкой форме умственной отсталости у детей уровень IQ колеблется от 50 до 69 баллов. Дети с легкой степенью умственной отсталости внешне практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников. Проблемы, как правило, начинаются в школьном возрасте: детям тяжело воспринимать и запоминать информацию от учителя, им трудно сконцентрироваться на выполнении задания, они постоянно отвлекаются. Даже запоминание четырехстрочного стихотворения может даваться ученику очень тяжело. – Часто у детей с легкой степенью умственной отсталости появляются некоторые странности поведения. Они могут быть замкнутыми, нелюдимыми, тяжело идти на контакт и панически бояться всего нового, в частности новых знакомств. А бывает, что такой ребенок напротив гиперактивен, он излишне дурачится, совершает какие-то странные поступки, таким образом пытаясь проявить себя, привлечь к себе внимание. В любом случае, может возникнуть проблема социальной адаптации, – говорит олигофренопедагог. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в состоянии испытывать всю гамму эмоций, но сложные, смешанные эмоции ему уже выразить сложнее. Также такие дети могут слишком наивными и внушаемыми, поэтому могут попасть под дурное влияние. Как правило, дети с легкой степенью умственной отсталостью могут учиться в коррекционной школе по специальной облегченной программе. При регулярных занятиях с дефектологом и психотерапевтами они добиваются неплохих результатов в обучении. В дальнейшем они могут получить средне-специальное образование и найти себе достойную рабочую профессию, обзавестись семьей и детьми.

О фирменном наименовании

Право на фирменное наименование возникает только у юрлица, являющегося коммерческой организацией. Наименование некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации.

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.
Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

Словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» и «Россия» являются, в том числе, «российский», а не «русский».
При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

Умеренная

При умеренной (средней) форме умственной отсталости у детей уровень IQ варьируется от 35 до 49 баллов. Дети с умеренной формой умственной отсталости внешне отличаются от здоровых детей: их лицо практически лишено мимики, глаза мигают очень редко. Часто у детей с умеренной формой умственной отсталости встречаются оттопыренные уши и приросшие мочки, дефектный прикус, грубые черты лица, микро- или гидроцефалия, широко расставленные глаза. Походка у таких детей медлительная и скованная, очень плохо развита мелкая моторика. Возможны дефекты речи: заикание, шепелявость. У детей с умеренной формой умственной отсталости есть серьезные проблемы с восприятием и выражением информации, собственных эмоций (испытывают страх, радость, привязанность, могут отличить похвалу от порицания). Память очень ограниченная и избирательная. Детей с умеренной формой умственной отсталости возможно научить навыкам самообслуживания, а вот со школьным обучением уже возникают серьезные проблемы. Даже чтение и простейший счет могут стать невыполнимой задачей. Общий словарный запас не превышает 200 – 300 слов. Конечно, о получении какого-либо образовании речи уже не идет, но в дальнейшем люди с умеренной формой умственной отсталости могут выполнять какую-то простую работу, не требующую принятия решений. Жить они могут и дома, в семье, под присмотром близких. По мере взросления их определяют в специальные школы или социальные учреждения, где они могут жить и заниматься какой-то простой работой. При развитии проблем с неврологией и психикой может потребоваться госпитализация в психиатрическую клинику. – С ребенком, страдающим умеренной формой умственной отсталости, нужно заниматься комплексно. Невролог и психиатр назначат медикаментозную терапию, улучшающую мозговые процессы, психостимуляторы, противосудорожные препараты. Также необходимы занятия с логопедом-дефектологом, обучение возможно только на дому, – уточняет олигофренопедагог.

Я здесь!

Как родителям понять, что их ребенок не такой, как все? Почему в развитии малыша в какой-то момент что-то пошло не так? Где и как учить школьника с диагнозом «умственная отсталость»? Правда ли, что даже обычный грипп может привести к такому диагнозу? На вопросы «РГ» отвечает доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ Тамара Исаева.

Тамара Николаевна, интеллектуальные нарушения у ребенка — врожденная вещь?

Тамара Исаева: Бывает по-разному. Нарушения могут появиться в разный период. Это может быть внутриутробное поражение или поражение, которое появилось позже, во время созревания мозговых структур. Например, ребенок родился здоровым, но перенес энцефалит или меннингоэнцефалит: воспаление задело высшие отделы головного мозга, самые молодые, и происходит необратимый процесс.

Еще ситуация: ребенок родился здоровым, но имеет наследственную предрасположенность. К появлению умственной отсталости может привести самые различные факторы: например, обычный грипп. Иногда мамы говорят: все было хорошо, вдруг — резкий подъем температуры и резкий откат в развитии. Вот это, скорее всего, и сработал наследственный фактор. Обычно об умственной отсталости мы говорим при воздействии неблагоприятных факторов в возрасте до 3 лет.

Какие признаки должны насторожить родителей малыша?

Тамара Исаева: Вот пять признаков, которые позволят родителям понять, есть ли у ребенка риск возникновения тех или иных нарушений в развитии.

1. Грудничок не ищет глазами контакта с мамой, не откликается на то, как его зовут, у него нет ответной реакции на голос.

2. Ребенок в полгода не сидит (с поддержкой), в год не начал ходить.

3. Ребенок от 1 года до 1,5 лет не интересуется предметным миром, игрушками, не старается подражать.

4. У ребенка отсутствует указательный жест (он не показывает пальчиком на игрушку, которую хочет получить, на бутылочку с соком или водой).

5. К трем годам ребенок не начинает говорить «я».

И что делать, если ребенок не заговорил к 3-4 годам?

Тамара Исаева: Первое, на что родители обычно обращают внимание, — ребенок не говорит.

У меня был случай: ребенку 7 лет, при этом он не ест сам и не одевается. Что важнее: говорить или одеваться самостоятельно? Маму волнует только речь, «я и сама его одену». Но когда мы блокируем навыки одевания-раздевания, то мы, следовательно, блокируем и развитие речи, прежде всего ее коммуникативной стороны. Речь развивается и становится не сама по себе, а в совокупности со многими навыками. Когда ребенок учится одеваться и развиваться, у него развиваются очень тонкие дифференцированные движения рук. А это развитие артикуляционного аппарата и речи. Поэтому здесь надо подумать, что сначала, а что потом. У того ребенка оказалась задержка психического развития.

Тамара Исаева: Вот учебники, по которым учат детей с нарушениями в развитии. Фото: Ирина Ивойлова/РГ

Кстати, на западе такого диагноза вообще не ставят, эти дети учатся в обычных классах. Как правило, у них страдает темп, они более медлительны по сравнению с другими учениками. Но если им создать благоприятные условия, результат будет не хуже. Часто это не учитывается, в том числе и при сдаче ЕГЭ. Почему-то считается, что все дети работают в одинаковом темпе. Это не так.

А где учить ребенка с интеллектуальными нарушениями — в инклюзивной школе, коррекционной или есть дети, которые вообще не обучаемы?

Тамара Исаева: Необучаемых детей нет. Образование — это, прежде всего, развитие человека. Если ребенок не знает дроби или таблицу умножения, это не значит, что он не развивается. Но у каждого свои возможности, способности, исходя из этого и надо обучать таких детей. В процессе обучения у всех проявляются способности. Для детей с нарушениями интеллекта очень важна образовательная среда. Внутренних ресурсов у них очень мало, все зависит от того, насколько грамотно, серьезно, терпеливо работает дефектолог, который следует по пути восстановления нарушенного онтогенеза. Такое воздействие благоприятно влияет на образование нейронных связей в коре головного мозга.

Я могу опираться на собственный педагогический опыт, когда мои ученики после окончания школы не умели говорить, читать и не овладевали письмом, как мы с вами, но при этом были социально адаптированы. А для таких людей самое важное — быть счастливым в самой простой жизни.

Фото: Ирина Ивойлова/РГ

Выходит, все же читать, писать не всякого ребенка можно научить?

Тамара Исаева: Кто-то пишет и читает так же, как мы, а есть еще так называемое альтернативное письмо, глобальные методы чтения. Мы с вами пользуемся аналитико-синтетическим методом при овладении письмом и чтением. А есть дети, которые читают целыми словами. Конечно, у них маленький запас слов, но он есть. Есть чтение на уровне пиктограмм, символов. Мы ведь с вами встречаем, например, инструкции к новой технике, где нет ни слова по-русски, зато есть пиктограммы, и все понимаем. Так же и эти дети.

Раньше ученики коррекционных школ должны были закончить учебу в 18 лет, не важно, чему они к этому времени научились. Теперь в школах они могут быть до 23 лет. А что дальше?

Тамара Исаева: Если берем легкую степень умственной отсталости, то для таких людей есть инфраструктура, возможность найти рабочее место. Но если дети более тяжелые, то тут все гораздо печальнее. Для них пока один путь — в психоневрологические интернаты. Я в свое время отработала восемь лет в таком интернате и знаю, что многие из пациентов могли бы жить в обществе.

У них есть потребность трудиться?

Тамара Исаева: Да, но если она не поддерживается, то такая потребность затухает.

В роддомах мамам до сих пор говорят: оставьте больного ребенка, он вас потом даже узнавать не будет. Это правда?

Тамара Исаева: Это не так! У ребенка врожденная потребность находиться в общении с мамой или с человеком, который с самого рождения начал заботиться о нем.

Ваши ученики вас помнят? Узнают вас, могут написать вам письмо?

Тамара Исаева: Не все. Кто-то узнает на улице, улыбается, кто-то нет. Меня это не огорчает. Огорчает другое: наше общество высоких достижений не дает людям с достижениями, на уровне их возможностей, жить в этом обществе. И это проблема.

Тяжелая

Тяжелая форма умственной отсталости у детей характеризуется серьезным органическим поражением головного мозга и интеллектом, не превышающим 34 балла. При этой форме умственной отсталости практически полностью отсутствует речь и мышление – больные общаются только при помощи мычания и нечленораздельных звуков. Чаще всего, дети с идиотией не могут ходить самостоятельно, имеют множественные внутренние пороки. Дети с тяжелой формой умственной отсталости практически не способны испытывать осознанные эмоции, но во время неконтролируемых вспышек гнева могут быть агрессивны и опасны для окружающих. Часто причиняют вред себе – царапают лицо, вырывают волосы, в спокойном состоянии – вялые и малоподвижные. Как правило, идиотия выявляется еще в раннем возрасте – ребенок очень поздно начинает держать голову, переворачиваться и сидеть. У ребенка с идиотией характерное выражение лица с гримасой злобы или напротив отстраненное. Язык может быть очень большим и вываливаться изо рта. Ребенок с глубокой степенью умственной отсталости совсем необучаем, не способен даже на элементарные навыки самообслуживания, не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, не отличает съедобное от несъедобного, холодное от горячего, не способен чувствовать насыщение, открыто занимается онанизмом. К сожалению, дети с идиотией не могут жить и воспитываться в обычной семье, и их определяют в специализированные интернаты, где при должном уходе и медикаментозной коррекцией они вполне способны дожить до 40 лет.

Расстройства интеллекта

Все расстройства интеллекта делятся на врожденные и приобретённые. Врождённые расстройства интеллекта также называются «синдромы недоразвития интеллекта». Врождённые и приобретённые расстройства интеллекта резко отличаются по динамике протекания.


Врождённые

Врождённые расстройства интеллекта называют олигофренией (синонимы — слабоумие, умственная отсталость). К олигофрении относят все недоразвития интеллекта вследствие причин, существовавших до рождения ребёнка или появившиеся в первые годы его жизни.

Сюда будут относится наследственные заболевания (болезнь Дауна, синдром Мартина-Белл и прочие), последствия воздействия экзогенных факторов на мать в 1-м триметре беременности, особенно грозной проблемой являются вирус краснухи, возбудитель токсоплазмы и алкоголь. Также к олигофрении приводят родовые травмы, сопровождающиеся гипоксией плода и болезни, перенесённые в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты и др.).

Важнейший признак олигофрений — отсутствие динамики развития расстройства, или даже наличие эволюционной динамики. То есть больному никогда не становится хуже, его недоразвитие интеллекта никогда не усугубляется, в некоторых случаях оно даже может быть подвержено коррекции. Олигофрении подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию. В нашем случае этот список построен от наиболее лёгкого повреждения интеллекта к самому тяжёлом.

Дебильность

Это относительно лёгкая степень интеллектуального недоразвития. Такие больные могут заниматься в специализированных учебных заведениях, где их обучат чтению, письму, базовым арифметическим навыкам и элементарным знаниям об окружающем мире. Получать более серьёзные знания, как правило, таким больным не удаётся из-за отсутствия абстрактного мышления.

В дальнейшем пациенты могут жить самостоятельно, работать на несложных должностях под руководством наставника и заводить семьи. Нередко трудовая деятельность пациентов осложняется их медлительностью и несамостоятельностью. В отличие от остальных нарушений интеллекта, люди с таким диагнозом осознают свои недостаточные способности и пытаются компенсировать их любознательностью, использованием научных терминов или иными способами. Чарли в самом начале рассказа «Цветы для Элджернона» — наглядный пример именно такого пациента.

Пациенты с дебильностью очень внушаемы и доверчивы, что создаёт опасность попадания в асоциальные компании или совершения преступлений.

Имбецильность

Имбецильность — уже значительно более тяжёлая умственная отсталость, здесь имеется только конкретное мышление. Воображение полностью отсутствует. Пациенты могут знать отдельные цифры, однако простейшие арифметические операции (сложение и вычитание единиц) им недоступны. Социальные навыки почти полностью отсутствуют, однако пациенты обычно очень привязаны к родственникам/опекунам. На критику или похвалу пациенты реагируют адекватно.

Имбецилы теряются в незнакомой обстановке или с появлением незнакомых людей. Нуждаются в постоянном присмотре и уходе.

Движения пациентов очень плохо скоординированы, только упорная реабилитация и педагогические занятия могут привить таким пациентам навыки ходить в туалет, одеваться и есть при помощи ложки.

Идиотия

Идиотия — самая тяжёлая степень умственной отсталости. Такие пациенты полностью беспомощны. У них отсутствует речь и мышление, они способны лишь издавать отдельные нечленораздельные звуки или выкрики. Пациенты не узнают родственников/опекунов и не понимают обращённой к ним речи (включая критику и похвалу). Они не могут отличить съедобные предметы от несъедобных и склонны пытаться съесть любые предметы из зоны досягаемости, включая режущие или колющие.

Идиотия сопровождается тяжелыми дефектами формирования внутренних органов и внешними уродствами. Пациенты, как правило, не доживают до 20 лет и нуждаются в постоянном присмотре. Такие больные полностью необучаемы.

Давайте отразим эти состояния в нашей табличке:

Приобретённые

Приобретённые виды слабоумия объединяются под общим понятием «деменция». Деменция отличается от олигофрении тем, что большинство её видов неуклонно прогрессируют вплоть до полной потери интеллекта — такое происходит, если мы говорим о нейродегенеративных, сосудистых и онкологических заболеваниях головного мозга. После черепно-мозговой травмы или инсульта возможно частичное восстановление интеллекта.

По этиологии различают органическую и шизофреническую деменции. Шизофреническая деменция — это финальный этап распада личности, который происходит при шизофрении.

Органическая деменция

Органическая деменция наступает в качестве исхода тяжелых органических заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, СПИД, прионные болезни, нейросифилис, рассеянный склероз и других. Органическая деменция подразделяется на лакунарную, тотальную и концентрическую.

Лакунарная деменция

Лакунарная деменция — это вид слабоумия, который возникает из-за расстройства памяти. Остальные компоненты интеллекта не нарушены, поведение и характер человека сохраняется. Разве что появляется небольшая сентиментальность, изредка — плаксивость. Больной полностью критичен к своей проблеме, он искренне хочет вылечится и старается компенсировать нарушения памяти при помощи записных книжек, наклеек или приложений-напоминалок.

Типичная причина возникновения лакунарной деменции — атеросклероз сосудов головного мозга. При качественной терапии, улучшающей кровоснабжение головного мозга, возможно значительное затормаживание прогрессирования деменции.

Тотальная деменция

Тотальная деменция — это грубое нарушение интеллекта и памяти, причём первично поражается логика и понимание действительности. Разрушается возможность оперировать как абстрактными, так и конкретными понятиями. Грубо нарушается ядро личности — пациент с лёгкостью совершает постыдные поступки, употребляет непотребные ругательства в сторону ни в чём не повинных людей, справляет физиологические потребности, не снимая одежды. Также типична бурная агрессия по отношению к близким. Критика к заболеванию полностью отсутствует, больной не тяготится своим состоянием, не признаёт грубых изменений личности и, как правило, не желает лечиться.

Чаще всего тотальная деменция является следствием нейродегенеративных заболеваний — болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, прионные болезнь (особенно болезнь Крейтцфельдта — Якоба). Ещё один частый случай возникновения тотальной деменции — опухоли головного мозга, которые локализуются в лобных долях. Неврологи называют это «лобной психикой» или «синдромом лобной доли».

Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО

Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.

Синдром Мартина-Белл(ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперактивны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.

Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.

Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.

Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.

Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.

Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.

О сходстве товарных знаков

Чтобы установить факт нарушения «достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров».
Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.

При этом смешение возможно:

  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.

Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется

Кроме этого, суд оценивает и другие обстоятельства:

  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

О публичном исполнении произведения

Использование произведения — это его публичное исполнение в живом исполнении или с помощью техническим средств в месте, открытом для свободного посещения, или для широкого круга лиц, не являющихся членами семьи.
«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения <…> основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

Как устанавливается причина ЗРР?

Для того чтобы вылечить недуг, нужно точно знать, почему он появился. Причину задержки речевого развития у ребенка можно установить, проведя комплексное его обследование у врачей традиционной медицины, натуропатам не все обследования нужны, но пройти их не помешает.

Пройти специальное тестирование на выявление соответствия умений ребенка его возрасту.

Шкала Бейли Шкала раннего речевого развития

Денверский тест Проверить слух у сурдолога Определить нарушение моторики лицевых мышц – сложности при глотании Сравнить процессы понимания речи и ее воспроизведения Проанализировать способы взаимодействия взрослых с ребенком Определить, насколько хорошо работает головной мозг, с помощью МРТ, ЭЭГ и других методов Пройти детского психолога и психиатра, а также посетить логопеда и невропатолога

Ученые предупредили о риске снижения интеллекта из-за COVID

Более 12,6 тыс. участников сообщили, что перенесли COVID-19. Их разделили на группы в зависимости от тяжести заболевания: переболевшие дома, в больнице и те, кто был подключен к аппарату ИВЛ. Приняв во внимание такие факторы, как пол, возраст, уровень образования и дохода, специалисты пришли к выводу, что тем, кто перенес заболевание, было сложнее выполнить задачи, чем участникам из контрольной группы.

По оценкам специалистов, когнитивные нарушения сильнее проявились у тех, кто переболел тяжелой формой COVID-19: у пациентов, которым потребовалось подключение к аппарату ИВЛ, сводный балл интеллекта снизился на уровень, который примерно соответствует семи баллам в тестах IQ.

Читайте на РБК Pro


Почему мы откладываем жизнь на потом и как выйти из этого тупика


«Требую 20 окладов»: когда компании вынуждены выплатить «золотой» парашют


Каким будет курс рубля в 2022 году. Прогнозы в зависимости от цены нефти


Образовался ли пузырь на рынке газа и когда он может лопнуть

В октябре прошлого года о том, что некоторые переболевшие коронавирусом пациенты жалуются на многомесячное состояние «мозгового тумана», сообщили специалисты Национального института здравоохранения Великобритании. Среди других последствий заболевания они назвали крайнее истощение и невозможность ощущать вкус или запах.

В ноябре года опрошенные РБК неврологи сообщили о возросшем числе жалоб пациентов в России на проблемы с памятью, концентрацией внимания и ориентированием во времени и пространстве после перенесенного COVID-19. Медики связали это с воздействием инфекции на внутренние органы и психосоматикой.

Скворцова сообщила о росте числа ментальных нарушений у перенесших COVID Общество

В том же месяце группа ученых из Оксфордского университета сообщила о возможном риске развития ментальных расстройств у пациентов, выздоровевших от коронавирусной инфекции. Они проанализировали более 70 млн электронных медицинских карт в США, где были данные о 62 тыс. переболевших. По оценкам медиков, психические расстройства, выявленные в течение 14–90 дней после постановки диагноза COVID-19, встречались у 18,1% пациентов, причем у 5,8% участников исследования они были выявлены впервые. Наиболее распространенными стали тревога, посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, бессонница, нарушения памяти.

Данные о неврологических осложнениях у перенесших коронавирус стали поводом для исследования ученых из американской клиники Кливленда. Специалисты заключили, что в отдельных случаях инфекция может приводить к неврологическим признакам, характерным для болезни Альцгеймера.

Как лечить ЗРР?

Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующее лечение и в некоторых случаях успешно избавиться от них.

Традиционные медицина и врачи предлагает сочетать следующие методы:

  • Прием медикаментов, назначенных неврологом или психиатром Они призваны питать нейроны мозга – Кортексин, Лецитин, Нейромультивит и т.п.
  • Современные аппаратные процедуры, такие как: рефлексо- и магнитотерапия Они способны активизировать работу головного мозга, улучшить речь, но имеют множество противопоказаний
  • Занятия с дефектологом и логопедом по индивидуально выстроенным программам, в которые входят различные игровые упражнения
  • Один из видов логопедического массажа, подобранный для каждого конкретного ребенка
  • В качестве дополнительных методов лечения родители могут также использовать дельфино- или иппотерапию

Мы предлагаем вам заменить медикаментозное лечение на уникальную восстановительную программу – эффективную и безопасную Ведь только живые продукты могут эффективно зайти в клетку и там поработать.

ЗРР, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями

отставанием от сверстников проблемами с учебой дальнейшим получением профессии

Поэтому основная задача родителей таких особенных детей – вовремя заметить проблему и грамотно избавиться от нее.

О соавторах

Соавторство возникает тогда, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению (устному или письменному) внес в произведение свой творческий вклад.
Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

О праве на защиту товарного знака

Суд может отказать в защите права на товарный знак, если выяснит, что действия по приобретению товарного знака и исключительного права на товарный знак, а также по применению конкретных мер по защите товарного знака можно квалифицировать как злоупотребление. Например, неиспользование товарного знака само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом.

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

Задержка моторного развития – ЗМР

Данный вид отклонений проявляется уже на первом году жизни ребенка. И он заметен довольно явно.В то время как другие дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, малыш с ЗМР всего этого не делает. Причины ЗМР – задержки моторного развития.

Если у маленького человечка двигательный аппарат хорошо развивается, все перечисленное он делает вовремя или даже раньше нормы В чем причина проблем с двигательными функциями?

Их несколько:

  • Наследственные факторы
  • Состояние здоровья родителей
  • Перинатальные проблемы – травмы, стрессы, болезни, вредные привычки, неправильное питание и тяжелые условия труда будущей матери
  • Родовые отклонения – преждевременные роды, стремительные, затяжные, переношенность, недоношенность, родовые травмы

youinf.ru

Курение вызывает хронический бронхит и атеросклероз.

А еще эта привычка
провоцирует рак легких и ишемическую болезнь сердца. Но, оказывается, этим перечень последствий пристрастия к сигаретам не ограничивается. Как выяснили шотландские ученые:

Курение негативно влияет на мозг и снижает интеллектуальные способности.

Чтобы прийти к такому выводу,

исследователи из Университета Абердина обследовали 465 добровольцев в возрасте 64 лет. Половину из них составили заядлые курильщики. Вначале им предложили набор психологических тестов для оценки IQ и памяти. Затем ученые сравнили их с хранящимися в архивах результатами аналогичного тестирования, проведенного более полувека назад, когда участникам было по 11 лет.

Как оказалось,

курильщики «отстали» от своих некурящих сверстников по всем видам тестов. У них значительно сильнее снизилась способность к логическому мышлению, а также способность к запоминанию и воспроизведению информации. Даже когда ученые исключили влияние различных «третьих» факторов (социального статуса, уровня образования, характера работы, употребления алкоголя и т.д.), различие хоть и уменьшилось, но все равно осталось большим.

Исследователи пока не знают,

чем курение «бьет» по мозгу. Но есть версия, что никотин и сигаретные смолы делают нервные клетки сверхчувствительными к действию свободных радикалов – токсичных соединений, образующихся в ходе окислительно-восстановительных процессов. Кроме того, сами смолы увеличивают содержание свободных радикалов в организме, что также увеличивает риск повреждения клеток мозга.
Источник

Пассивное курение снижает память и расшатывает нервы и ухудшает работу нервной системы в целом

Даже если

вы сами никогда не притрагивались к сигарете, но вынуждены подолгу находиться в прокуренном помещении, высок риск того, что ваша память будет давать сбои еще задолго до преклонного возраста.

Так утверждают специалисты

британского Университета Нортумбрии Том Хеффернан и Теренс О’Нил. Они провели исследование когнитивных (то есть отвечающих за общение и усвоение информации) способностей трех групп людей. В одной группе были завзятые курильщики, в другой — те, кто вынужден подолгу вдыхать чужой табачный дым в офисе или дома, и в третьей — счастливчики, которым удавалось избегать любого контакта с никотином.

Все три группы

испытуемых были протестированы на хронологическую и событийную память. То есть людям давали быстренько заучить какие-то тексты, стихи, показывали картинки, которые надо было запомнить в хронологическом порядке. В конце эксперимента стало ясно, что пассивные курильщики забывали почти на 20% больше по сравнению с некурящими, а активные курильщики — усваивали информацию на треть хуже, рассказывает журнал Addiction.

Авторы работы уверены,

что пассивное курение не только плохо влияет на бронхи и легкие, но и на повседневные функции нашего мозга. И добавляют, что оно может негативно сказаться не только на памяти, но и на психическом здоровье. Так у тех, кто не курит, но имеет в крови высокий уровень котинина, побочного продукта распада никотина, повышен риск неврозов и понижен порог устойчивости к стрессам.
Источник

Исследование в Израиле — Курение снижает коэффициент интеллекта

Как установили израильские ученые,

курение не только повышает риск заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, но и напрямую воздействует на умственные способности человека, пристрастившегося к табаку. У заядлых курильщиков резко снижается IQ.

Специалисты медицинского центра

Шеба в Тель-Авиве привлекли к исследованию двадцать тысяч добровольцев мужского пола в возрасте от 18 до 21 года. В ходе тщательного обследования выяснилось, что у юношей, выкуривающих за сутки до пачки сигарет, IQ ниже, чем у некурящих. Причем умственные способности тем слабее, чем больше сигарет требуется молодому человеку в день.

У тех, кто не производил

и не вдыхал табачный дым, IQ в среднем равнялся 101 баллу. У среднего курильщика он уменьшался до 94, а у тех, кто за день выкуривал больше одной пачки сигарет, не превышал 90. Это убедительно продемонстрировали> результаты IQ-тестов близнецов, чьи умственные способности изначально бывают одинаковыми.
Источник

Особенности детей с задержкой психического развития

Нарушения в интеллектуальной сфере детей, у которых наблюдается задержка в развитии, носят относительно лёгкий характер, но затронутыми оказываются все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребёнка с задержкой психического развития фрагментарно, замедленно и неточно. Отдельные анализаторы работают на том же уровне, что и у нормально развивающихся детей, но ребёнок с ЗПР будет иметь трудности при формировании целостного образа. Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое. Эту особенность важно учитывать при обучении таких детей: им обязательно нужны наглядные пособия для лучшего усвоения материала. У детей с задержкой психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (узнавание объектов в непривычном ракурсе вызывает у них определённые затруднения), в том числе страдает и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при выделении отдельных элементов объекта, который воспринимают как единое целое, затрудняются достроить целостный объект по его части, затрудняются угадать, что находится перед ними, если демонстрируется только часть объекта.

Что касается внимания, оно у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Ребёнок отвлекается на любые посторонние стимулы, ему сложно сосредоточиться на каком-то одном занятии, поэтому ситуации, связанные с концентрацией, вызывают большие затруднения. Кроме того, у них нарушена избирательность и распределение внимания. Они не могут оценить, какой стимул является значимым, для того чтобы сконцентрироваться на нём, а какой — нет. Отвлечь от выполнения основного задания их может даже незначительный стимул.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется фрагментарностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной. Зрительные стимулы они запоминают лучше и быстрее, чем слуховые. Более сохранна у них непроизвольная память. Кроме того, у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение самостоятельно организовать свою работу по заучиванию необходимого учебного материала, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и неумение использовать приёмы запоминания.

Что касается мышления, у детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное, а более нарушенным оказывается образное мышление в силу того, что для них характерна неточность восприятия. Что касается абстрактно-логического мышления, его развитие и функционирование невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением, поэтому они не могут справиться с заданием, связанным с упорядочиванием событий, построить умозаключение, они не могут произвести обобщение и на его основании сформулировать выводы.

Речь у детей с задержкой психического развития также имеет свою специфику. У них наблюдается искажение артикуляции многих звуков, нарушение слуховой дифференциации. Их словарный запас ограничен. У таких детей наблюдается нарушение контроля за грамматическим оформлением речи, им гораздо труднее выстраивать связные, грамотные высказывания. Поэтому их речь может казаться достаточно неграмотной и слишком простой.

Что касается письменной речи, у детей с задержкой психического развития часто наблюдаются такие явления, как дисграфия и дислексия. Под дислексией в психоневрологии понимают нарушения процессов чтения, а под дисграфией – нарушения процессов письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: они пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Скорость чтения при дислексии невысокая, дети меняют буквы местами, а иногда пропускают начальные слоги слов. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: всё, что написано ими, содержит достаточно большое количество грамматических ошибок. При письме они не используют заглавные буквы, знаки препинания, путают между собой похожие по написанию буквы, слитное и раздельное написание предлогов и приставок. Почерк у них, как правило, некрасивый, неаккуратный и непонятный. В средних и старших классах школьники стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и это не спасает их от допуска достаточно грубых ошибок. И пишут, и читают такие дети намного медленнее, чем их сверстники.

Формирование личностной сферы у детей с задержкой психического развития тоже имеет ряд особенностей. Она характеризуется чрезмерной эмоциональной подвижностью, частыми сменами настроения, внушаемостью. Им присуща безынициативность и безволие, они редко становятся душой компании, ведущими в какой-либо деятельности, а идут на поводу у своих сверстников. Кроме того, у них могут отмечаться аффективные реакции, повышенная агрессивность, повышенная тревожность. Это может приводить к серьёзным конфликтам с окружающими людьми.

Но чаще дети с ЗПР замкнутые и необщительные. Не умея социально адаптироваться, они предпочитают играть в одиночку, избегают контактов со сверстниками. Их игровая деятельность отличается стереотипностью и однообразием, сюжет игры одноплановый, очень простой. Они играют, как будто по шаблону, их фантазия достаточно скупая.

Особенности моторики детей с задержкой психического развития включают неловкость, неуклюжесть, недостаточную координацию. Они часто подвержены таким явлениям, как гиперкинезы (патологическим внезапно возникающим непроизвольным движениям в одной или целой группе мышц по ошибочной команде головного мозга) и тики (это быстрое непроизвольное стереотипное сокращение мышц).

Вина и компенсация за нарушение исключительного права

Недавно опубликованное Постановление Суда по интеллектуальным правам заставило меня вновь обратиться к уже набившей оскомину теме – безвиновной ответственности за нарушение исключительного права, совершённое при осуществлении предпринимательской деятельности.

Как этот вопрос регулируется сейчас

Казалось бы, ответ на этот вопрос достаточно ясно прописан в п. 3 ст. 1250 ГК РФ:

«Если иное не установлено настоящим Кодексом, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств».

Иными словами, компенсация за нарушение исключительного права взыскивается с предпринимателя всегда, даже если он совершил нарушение невиновно. Но это не значит, что степень вины нарушителя вообще не имеет никакого значения. Суды всё равно должны учитывать её в качестве одного из критериев для определения суммы компенсации. ВС и ВАС РФ специально обратили на это внимание в п. 43.3 их совместного постановления № 5 / 29:

«Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения».

Ориентируясь на это разъяснение, суды взыскивают 10 000 рублей (минимально возможную сумму компенсации), когда имеет место действительно невиновное нарушение.

Но взыскание 10 000 рублей возможно тогда, когда истец требует компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей, которая в силу закона определяется по усмотрению суда. Сложнее вопрос с суммой коменсации решается тогда, когда истец требует взыскать компенсацию в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак (пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ), или в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения (п. 2 ст. 1301 ГК РФ).

В этом случае у суда нет той же самой свободы усмотрения, и он вынужден взыскивать компенсацию в той сумме, которую докажет истец. Это специально подчеркнул ВАС РФ, толкуя пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ:

«Названная норма, положения которой были избраны истцом в качестве способа защиты нарушенного права, не предполагает возможность изменения суммы компенсации в зависимости от оценки судом степени ее соразмерности последствиям нарушения».

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2012 № 498/12 по делу № А40-3785/11-12-33

А ещё раньше ВАС РФ указал, что

«При этом размер компенсации, предусмотренной подпунктом 2 пункта 4 этой статьи, ограничен пределами, установленными законодателем и признан им соразмерным последствиям правонарушения«.

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 3602/11 по делу № А08-8099/2009-30

Однако ВАСу пришлось достаточно быстро пересмотреть эти позиции, когда стало ясно, что сумма компенсации в двукратном размере стоиомсти товаров (услуг) может быть просто астрономической и исчисляться миллиардами рублей. Так, ВАС ровно через год после «не предполагает возможность изменения суммы компенсации»занял следующую позицию:

«Поскольку пунктом 4 статьи 1515 Гражданского кодекса предусматривается одна мера гражданско-правовой ответственности — компенсация, взыскиваемая вместо убытков, которая лишь рассчитывается разными способами (пункты 1 и 2 названной статьи), Президиум полагает, что выработанные в упомянутом постановлении подходы применимы и к практике взыскания компенсации, рассчитанной согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса.

Суд при соответствующем обосновании не лишен возможности взыскать сумму такой компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием«

Постановление Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 N 16449/12 по делу N А40-8033/12-5-74

Постановление, на которое ссылается ВАС в этом отрывке, это Постановление по известному делу Перекрестка. О нём я расскажу ниже.

И надо сказать, что эта новая позиция ВАСа работает. Так, СИП, основываясь на ней, подтвердил законность снижения компенсации в двукратном размере стоимости товаров с зваявленных 5 387 211 руб. 24 коп. до 350 000 рублей.

При этом СИП учёл следующие обстоятельства, свидетельствующие о невысокой степени вины ответчика:

«При этом суды исходили из того, что общество «Русский Азов» приступило к производству алкогольной продукции с наименованием «MARE NERO» 09.08.2012 после подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака третьим лицом обществом «ТД РОМАНОВ» и завершения формальной экспертизы.

Суды приняли во внимание, что сделанные обществом «Русский Азов» и обществом «ТД РОМАНОВ» приготовления для регистрации обозначения «MARE NERO» согласно действующему законодательству с учетом технологии производства алкогольной продукции свидетельствуют об отсутствии у общества «Русский Азов» намерения нарушить права общества «Александровы погреба».

Также судами учтено, что на дату рассмотрения дела общество «Русский Азов» полностью прекратило использование спорного обозначения, представив соответствующие доказательства».

Постановление от 03.06.2015 № С01-302/2015 по делу N А40-63288/2014

Что Суд по интеллектуальным правам сделал «не так»

Вот что – он просто допустил возможность освобождения от ответственности, если нарушение совершено невиновно. И в обоснование своего вывода привёл такие аргументы:

«В свою очередь в силу пункта 3 статьи 1252 ГК РФ, как указано выше, убытки либо компенсация подлежит взысканию только при доказанности факта нарушения.

Согласно пункту 23 постановления № 5/29 в силу пункта 3 статьи 1250 ГК РФ отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.

Судам надлежит иметь ввиду, что указанное правило подлежит применению к способам защиты соответствующих прав, не относящимся к мерам ответственности. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав (взыскание компенсации, возмещение убытков) наступает применительно к статье 401 ГК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Общество «УЭЗ» в суде апелляционной инстанции доказало отсутствие своей вины перед истцом.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации с общества «УЭЗ».

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 1 октября 2015 г. № С01-815/2015 по делу № А40-190488/2014

Я согласен с тем, что общество «УЭЗ» невиновно. Меня лишь не устраивает вывод СИПа о том, что отсутсвие вины освобождает общество «УЭЗ» от ответственности. По крайней мере потому, что это однозначно противоречит закону.

Может быть, дело всё в том, что текущая редакция п. 3 ст. 1250 ГК, прямо вводящая безвиновную ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности, вступила в силу только 01 октября 2014 года, тогда как нарушение было совершено в далёком 2012 году?…

Как регулировался вопрос вины при осуществлении предпринимательской деятельности до 01 октября 2014 года

На мой взгляд, вывод СИПа всё равно должен был быть таким же – невиновное нарушение подлежало ответственности и до вступления в силу новой редакции п. 3 ст. 1250 ГК РФ. Просто основанием тому служили разъяснения высших судов, а не прямое указание закона.

Так вот, ранее, до 01 октября 2014 г., п. 3 ст. 1250 ГК РФ действовал в следующей редакции:

«Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении (подпункт 5 пункта 1 статьи 1252) и пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет».

Из этого текста совершенно нельзя было сделать вывод о том, подлежало ли ответственности невиновное нарушение, совершённое при осуществлении предпринимательсткой деятельности. С этим вопросом пришлось разбиратсья высшим судебным инстанциям — они дали свой ответ в п. 23 ивзестного совместного постановления № 5/29:

«В силу пункта 3 статьи 1250 ГК РФ отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.

Судам надлежит иметь в виду, что указанное правило подлежит применению к способам защиты соответствующих прав, не относящимся к мерам ответственности. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав (взыскание компенсации, возмещение убытков) наступает применительно к статье 401 Кодекса«.

Что говорит нам ст. 401 ГК РФ? По общему правилу, «Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины» (п. 1 ст. 401 ГК РФ). В то же время в п. 3 ст. 401 ГК РФ явно установлен принцип безвиновной ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности:

«Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств».

Кстати, новая редкация п. 3 ст. 1250 ГК РФ представляется ничем иным, как конкретизацией общих положений, изложенных в ст. 401 ГК РФ.

Таким образом, взяскать компенсацию за невиновное нарушение при осуществлении предпринимательской деятельности можно было на основывании п. 3 ст. 401 ГК РФ, пускай и через такую сложную цепочку аргументов.

Этот вывод был прямо подтверждён в известном Постановлении ВАС РФ по делу Перекрестка:

«В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины в действиях общества «Перекресток», или же обстоятельства, свидетельствующие об осведомленности ответчика о том, что в распространяемой печатной продукции, в частности в журнале «ТВ-парк», имеются объекты интеллектуальных прав, которые размещены без надлежащего разрешения правообладателя, в материалах дела отсутствуют.

Вместе с тем, деятельность общества «Перекресток» является предпринимательской и осуществляется с учетом рисков и возможных негативных последствий, ей присущих. Следовательно, общество «Перекресток» может быть привлечено к ответственности за нарушение интеллектуальных прав применительно к пункту 3 статьи 1250 и пункту 23 совместного Постановления Пленумов N 5/29 и при отсутствии его вины«

Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 8953/12 по делу N А40-82533/11-12-680

Заключение или «как надо было»

Мотивировка СИПа, изложенная в Постановлении от 01.10.2015 № С01-815/2015, самым очевидным образом незаконна. Как с точки зрения действующего закона, так и с точки зрения закона, действовавшего во время совершения нарушения (2012 год).

Но. При этом оно кажется справедливым. Действительно, обстоятельства дела просто «кричат» о том, что общество «УЭЗ» никоим образом невиновно в совершённом нарушении, поскольку оно изготовило DVD-диски с записью фильма «Краткий курс счастливой жизни» по заказу. А заказчик разместил заказ на основании лицензионного договора, впоследствии признанного незаключённым. Незаключённым договор, понятное дело, был признан уже после изготовления спорных DVD-дисков.

«Материалами дела подтверждается, что общество «УЭЗ» осуществляет свою деятельность по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей на основании лицензии от 21.09.2007 N ВАФ 77-17 в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 N 252 «О лицензировании деятельности по изготовлению аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора» (в редакции, действовавшей до 26.03.2014), которым предусмотрено наличие у изготовителя тиража документов, подтверждающих права заказчика тиража на изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений.

При размещении заказа на воспроизведение фильма общество «Новый Диск-трейд» предоставило обществу «УЭЗ» копию лицензионного договора от 30.04.2012 N LZ30/04/12-IZM, заключенного между обществом «Изюм» (лицензиар) и обществом «Новый Диск-трейд» (лицензиат), предоставляющего право использовать фильм на условиях исключительной лицензии, в том числе путем его воспроизведения на оптических носителях формата DVD-ROM; акт приема-передачи исходных материалов от 30.04.2012 к указанному лицензионному договору.

Нарушение обществом «УЭЗ» норм действующего законодательства при принятии заказа на воспроизведение носителей с записью фильма судом апелляционной инстанции не установлено.

Суд апелляционной инстанции не принял довод общества «Красный квадрат» о том, что лицензионный договор от 30.04.2012 N LZ30/04/12-IZM между обществом «Изюм» и обществом «Новый Диск-трейд» заключен не был, что, по его мнению, подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2013 по делу N А40-76067/2013 (имеющим в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для настоящего спора), поскольку общество «УЭЗ» не являлось лицом, участвующим в названном деле.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что общество «УЭЗ» при изготовлении тиража спорного фильма (апрель — май 2012 года) не могло знать, что спустя полтора года (декабрь 2013 года) лицензионный договор, предоставленный обществом «Новый Диск-трейд», будет признан незаключенным».

Если полностью освобождать общество «УЭЗ» от отвестственности, то делать это нужно иначе, а не ссылаясь только на отсутсвие вины. Поскольку с учётом действующего закона, в отсутствие вины общества «УЭЗ», суд все равно должен был взыскать с него компенсацию, пусть и в минимальнейшем размере. Это было сделать «несложно», учитывая предоставленную обществу «УЭЗ» возможность предъявить регрессное требование к заказачику дисков (п. 4 ст. 1250 ГК РФ).

Думаю, что СИП мог достигнуть того же результата, если бы определил, что действия общества «УЭЗ» не образуют расптространение и/или воспроизводение контрафактных дисков в смысле ст. 1270 ГК. Лицом, осуществившим такое вопроизведение / распространение, в данном является только заказчик дисков.

Основанием для такого вывода может послужить позиция Верховного суда в отношении типографий, сформулированная ещё в 2006 году:

«Надлежащим ответчиком по делу о защите авторского права и (или) смежных прав является лицо, осуществившее действие по использованию объектов авторского права или смежных прав в соответствии со статьями 15, 16, 37, 38, 40, 41 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Например, осуществляющая издательскую деятельность организация, предоставившая в типографию оригинал-макет произведения для печатания книги, будет являться надлежащим ответчиком в случае нарушения прав автора произведения.

Типография в данном случае осуществляет только техническое содействие при издании книги. Однако если типография по своей инициативе превысит заказанный тираж произведения, то в этом случае она будет нести ответственность за нарушение авторского права».

П. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»

Как я писал раньше, Верховный суд исходит из чёткого понимания, что не все лица, тем или иным образом вовлечённые в распространение контрафакта, подлежат ответственности. И акцент сделан судом именно на характере участия лица, а не на его вине. Так, Верховный суд определил, что действия курьера исключительно по доставке книги от продавца покупателю не являются использованием содержащихся в ней произведений, указанным в подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Таким образом, СИП мог признать, что общество «УЭЗ» осуществляет только техническое содействие при изготовлении дисков, что не образует воспроизведение / распространение фильма «Краткий курс счастливой жизни». А отсутствие вины общества «УЭЗ» было бы дополнительным аргументом в подтверждение позиции о том, что его роль сводилась только к этому самому техническому содействию.

Тем болеем, что СИП в нескольких своих постановлениях уже обсуждал применение вышеуказанной позиции ВС.

Чем отличается задержка психического развития от умственной отсталости?

Умственная отсталость, или олигофрения, связана с поражением головного мозга. Причины такого поражения могут быть весьма разнообразны, однако они всегда носят медицинский характер. Социальные факторы на развитие умственной отсталости никак не влияют, в отличие от задержки психического развития.

Дети с умственной отсталостью способны удерживать в фокусе внимания не больше двух-трёх объектов. Дети с ЗПР способны удерживать в фокусе внимания большее количество объектов.

Их игровая деятельность тоже различается. У умственно отсталых детей наблюдается застревание на этапе предметного действия. То есть ребёнок учится действовать с предметом, использовать его целенаправленно, но не происходит развитие его фантазии и перехода к сюжетным играм. У детей с ЗПР развитие как раз останавливается на этапе сюжетных игр и не переходит без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой. То есть ребёнок уже начинает проявлять фантазию и придумывать историю своей игре, но его развитие не позволяет переходить на более сложный и развёрнутый уровень фантазирования и взаимодействия.

Авторское право

Пункт 1 статьи 1259 ГК РФ не содержит исчерпывающий перечень объектов авторского права.
К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

Творческий характер произведения не зависит от того, создавал ли автор его собственноручно или с помощью технических средств. При этом, если произведения созданы с использованием технических средств, но не имеют творческого характера, то они не являются объектами авторских прав. Например, фото- и видеосъемка камер наблюдения, сделанная в автоматическом режиме.
Охране подлежат также и неоконченные произведения

Авторское право распространяется на любые части произведения при соблюдении следующих условий:

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

Опасность задержки психического развития

По большому счёту, задержка психического развития не представляет угрозы для жизни и здоровья как самого ребёнка (если не является следствием серьёзного заболевания), так и окружающих. В данном случае правильнее говорить о трудностях и неудобствах, которые могут возникать у детей с ЗПР и их окружения.

Детям с ЗПР сложнее адаптироваться в обществе, у них возникают трудности в обучении. Если не проводить коррекцию задержки психического развития, это может привести к потере учебной мотивации, к социальной дезадаптации. Ребёнку с каждым годом будет всё труднее находиться со сверстниками, он будет оставаться на второй год в одном и том же классе, его поведение будет по-прежнему оставаться на низком уровне развития.

Что касается окружающих, то если ребёнок с ЗПР попадает в обычный класс общеобразовательной школы, и к нему не применяются никакие корректирующие меры, то в таком случае это может мешать процессу обучения остальных детей. Дети с ЗПР часто отвлекаются на уроках, могут отвлекать учителя и других детей. Они могут играть во время занятий или вставать и ходить по классу без разрешения учителя. Всё это затрудняет учебный процесс и может вызывать негативное отношение к такому ученику и со стороны учителей, и со стороны одноклассников.

Именно поэтому рекомендуется отдавать ребёнка или в специальные классы, или проводить коррекционные мероприятия до начала обучения, чтобы и сам ребёнок смог легко адаптироваться в школьной среде, и не затруднял процесс обучения других детей.

О свободном цитировании произведения

При применении положений пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, необходимо помнить:

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

Что касается свободного использования произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ), то нужно учесть:
«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

Методы лечения

После диагностики состояния, в зависимости от показаний, специалист может назначить медикаментозную терапию, но самое главное, что он подключает ребенка к системе психолого-педагогической помощи, которая включает в себя коррекционные занятия, в большинстве случаев, с тремя специалистами. Это дефектолог, логопед и психолог. Очень часто один педагог имеет две специализации, например логопед-дефектолог. Помощь данных специалистов можно получить в коррекционных центрах или в рамках дошкольного образовательного учреждения. В последнем случае ребенок, в сопровождении родителей, должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Ранее выявление и своевременное подключение ребенка к психолого-педагогической коррекции напрямую влияют на дальнейший прогноз и уровень компенсации выявленных нарушений развития. Чем раньше выявили и подключили – тем лучше результат!

Об ответственности информационного посредника

Является ли конкретное лицо информационным посредником устанавливает суд с учетом характера деятельности этого лица. Ответственность информационных посредников наступает при наличии вины.
Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Если владелец сайта вносит коррективы в неправомерно размещенный третьими лицами материал, то вопрос об отнесении его к информационным посредникам решается в зависимости от степени активности в формировании размещаемых материалов и от того, получал ли он от этого доходы.

Как проводить профилактику проблем психического развития

Хорошая и эффективная профилактика детских ЗПР основывается на раннем и всестороннем развитии малышей. Вообще медицинские специалисты советуют родителям ребёнка придерживаться следующих простых правил в целях профилактики ЗПР.

  • Необходимо создать оптимальные условия для успешного протекания беременности и родов у женщины.
  • В семье, где растёт маленький ребёнок, должна быть создана благоприятная и дружелюбная обстановка.
  • Если у малыша развиваются какие-либо заболевания, их необходимо лечить своевременно.
  • С первых дней после появления на свет за состоянием малыша нужно тщательно следить.
  • С раннего возраста с малышом нужно постоянно заниматься, развивая способности и умения.

В профилактике ЗПР у детей огромное значение имеет контактирование матери с малышом на эмоциональном и телесном уровне. Ребёнок будет ощущать себя спокойно, когда его обнимает и целует мама. Благодаря вниманию и заботе малыш лучше ориентируется в новой для него обстановке, учится адекватно воспринимать окружающий мир.

Отдельно хотим порекомендовать развивающие коврики — ребенку они обязательно понравятся!

Какие бывают нарушения интеллектуальных прав — и как защитится?

Вы-талантливый программист? Фотограф? Дизайнер? Или, может, Вы занимаетесь переводом иностранной литературы? Предприниматель? Композитор?

Каждый может оказаться в ситуации, когда его права в сфере интеллектуальной собственности нарушены. Что делать, если Ваша идея была кем-то в буквальном смысле слова украдена? А, может, это к Вам предъявляют претензии, что Вы заимствовали чью-то идею, дизайн? Речь пойдет об относительной новой и активно развивающейся сфере российского законодательства — интеллектуальной собственности.

Что же такое интеллектуальная собственность? Это всегда какой-то результат любой творческой деятельности: изобретения, литературные произведения, товарные знаки и др.

Интеллектуальная собственность подразделяется на две категории:

  • промышленная собственность (патенты на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, географические указания);
  • авторское право (литературные произведения, кинофильмы, музыка, художественные произведения, архитектурные проекты) и смежные права (исполнители и исполняемые ими произведения, телевизионные программы, права производителей фонограмм на свои записи)

Интеллектуальная собственность позволяет извлекать пользу из творческого продукта. Согласитесь, сложно представить себе многомиллиардную прибыль издательского дома или продюсерского центра без охраны авторских прав? А исследователи и изобретатели не имели бы стимула к дальнейшим разработкам. Отсутствие охраны товарных знаков вводило бы в заблуждение потребителей и легализовало бы распространение контрафактной продукции.

В связи с этим, наиболее часто встречающимися спорами в области интеллектуальной собственности являются:

  • споры, связанные с защитой прав патентообладателя;
  • споры, связанные с защитой авторских и смежных прав;
  • споры, связанные с защитой прав на товарный знак;
  • споры, связанные с защитой прав на промышленный образец;

Все большую популярность в судах набирают так называемые доменные споры – это споры, связанные с использованием доменных имен. Их использование регулируется иными нормами в связи с тем, что Гражданский кодекс РФ не рассматривает их в качестве объектов интеллектуальной собственности. Отдельные нормы и правила применяются и в области секретов производства (ноу-хау), базы данных и программное обеспечение.

Нельзя забывать и о служебных произведениях. Немало споров, рассматриваемых судами, связаны с защитой прав на созданные произведения в рамках осуществления трудовой или служебной деятельности. Например, кому будут принадлежать права на созданный дизайнером проект дома, если дизайнер создал его по заказу клиента и при этом работает в архитектурном бюро? А если Вы – фотограф или корреспондент, работающий в каком-нибудь издании? Данные аспекты требуют, безусловно, всестороннего рассмотрения и изучения в каждом конкретном случае.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что сама по себе интеллектуальная собственность не может быть передана. Передать можно только права на нее, в первую очередь исключительное право. И здесь тоже есть немало подводных камней, связанных с оформлением передачи исключительных прав. В большинстве случаев такая передача осуществляется по договору. Передать права можно полностью, либо предоставить лишь право пользования, оставив исключительное право за собой.

Как и другие права в гражданском праве, исключительное право может наследоваться. Наследование товарных знаков становится сейчас все более актуальной темой. Опять же есть свои особенности и правила, которые необходимо учитывать. Например, наследовать товарный знак может только одно лицо и, если это физическое лицо, то оно должно иметь статус индивидуального предпринимателя.

Нарушение же прав интеллектуальной собственности влечет за собой привлечение к гражданской, административной и в некоторых случаях даже к уголовной ответственности. Например, с лиц, незаконно использующих товарный знак, можно взыскать от 10 000 до 5 000 000 рублей, либо компенсацию в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака (ст. 1515 Гражданского кодекса РФ).В некоторых случаях лица, незаконно использующие товарный знак, могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде лишения свободы сроком до 5 лет (ст. 180 Уголовного кодекса РФ).

В заключение, хотелось бы напомнить о необходимости обращения к специалисту в случае выявления малейших нарушений Ваших прав или потенциальной угрозе таковых. Вкладывая деньги и свой творческий труд в бизнес – не забывайте о своих правах. Доверьте специалисту решение ваших проблем. Обращение к адвокату позволит минимизировать риски негативного исхода спора, своевременно предпринять все необходимые действия в целях достижения максимально положительного результата.

Вы можете обратиться к нам по любым вопросам нарушения интеллектуальных прав, позвонив по телефону, указанному на сайте!

Адвокат Сумма Наталья Владимировна

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]