РЕЧЕВОЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Слух – это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде.
Принято различать:
- Неречевой (физический) слух. Позволяет воспринимать природные и бытовые шумы: шаги, езду автомобиля, шуршание листвы, журчание воды и т. д. К нему также относят музыкальный слух.
- Речевой (фонематический) слух. Отвечает за понимание и воспроизведение человеческой речи. С его помощью ребенок овладевает «кодом» языка.
Речевой слух – сложная способность, которая формируется при жизни. Звучащая речь состоит из фонем (звуков), интонаций, пауз, ударений. Он позволяет улавливать их и различать. Например, с его помощью человек отличает замОк от зАмка, миШку от миСки, коЗу от коСы и т. д.
КАКОЕ ПОЛУШАРИЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА РЕЧЕВОЙ СЛУХ?
Человек воспринимает звуки с помощью кортиева органа – лабиринта, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Отсюда начинается сложный путь звуков от уха в височную часть коры больших полушарий – 41 поле. Эту зону также называют слуховой.
В зависимости от частоты звуковых колебаний в отдельных частях кортиева органа возбуждаются разные клетки. Они воздействуют на нервные окончания, и колебания преобразуются в нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга. Звуки разной высоты направляются в разные области коры.
Вся информация с левого и правого уха сначала попадает в оба полушария мозга. Однако обрабатываются звуки по отдельности в специальных зонах коры. Левое полушарие мозга отвечает за распознавание фонем. Но и правое полушарие в речевом слухе участвует – анализирует разные голоса и интонации.
Вина и стыд: височные доли
Нам легко понять, как память или счет могут быть процессами, протекающими в головном мозгу. Однако с чувствами все не так гладко — отчасти потому, что в речи мы используем фразы вроде «разбить сердце» для описания грусти или «залиться краской» для описания стыда. И все же чувства — это явление из области нейрофизиологии: процесс, проходящий в тканях главного органа нашей нервной системы. Сегодня мы может отчасти оценить его благодаря технологии нейровизуализации.
В рамках своих исследований Петра Михль и несколько ее коллег из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене недавно сделали серию МРТ-снимков. Они стремились найти зоны мозга, которые отвечают за нашу способность чувствовать себя виноватыми или пристыженными. Ученые выяснили, что стыд и вина, похоже, являются соседями по «кварталу», хотя для каждого из этих чувств и предусмотрена своя анатомическая область.
Специалисты попросили участников эксперимента вообразить, будто они ощущают вину или стыд, и в обоих случаях это активировало височные доли мозга. При этом стыд задействовал в них переднюю поясную кору, которая следит за внешней средой и сообщает человеку об ошибках, и парагиппокампальную извилину, ответственную за запоминание сцен из прошлого. Вина, в свою очередь, «включала» латеральную затылочно-височную извилину и среднюю височную извилину — центр вестибулярного анализатора. Кроме того, у пристыженных людей начинали работать передние и средние лобные извилины, а у тех, кто ощущал вину, активизировались миндалевидные тела (миндалины) и островковая доля. Последние две зоны мозга входят в лимбическую систему, которая регулирует наши базовые эмоции из серии «бей или беги», работу внутренних органов, кровяное давление и другие параметры.
Сравнив МРТ-снимки мозга людей разного пола, ученые обнаружили, что у женщин вина затрагивала только височные доли, а у мужчин параллельно начинали работать лобные доли, затылочные доли и миндалины — одни из самых древних элементов мозга, которые отвечают за чувство страха, гнева, паники и удовольствия.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.
На развитие способности понимать речь оказывают большое влияние слуховое внимание и слуховая память. В долговременной памяти имеется запоминающее устройство – «фонемная решетка». В ней для каждой фонемы отводится определенный эталон (допускающий отклонения в определенных пределах). Иными словами, при формировании речевого слуха в памяти откладываются значимые признаки звуков. Ребенок накапливает некий «багаж» фонем.
По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.
Правое полушарие головного мозга и его функции
Специализацией правого полушария головного мозга является интуиция и восприятие невербальной информации, то есть данных выражающихся в мимике, жестах и интонации собеседника.
Примечательно, что люди с развитым правым полушарием способны проявлять свои способности в тех или иных видах искусства: живописи, лепке, музыке, поэзии. Это объясняется тем, что они способны мыслить пространственно, не зацикливаясь на малозначимых событиях в жизни. Их фантазия богата, что проявляется при написании картин и музыкальных произведений. Еще о таких людях говорят: «Витает в облаках».
Люди с развитым правым полушарием также обладают рядом характерных черт:
- Они излишне эмоциональны, при этом их речь богата эпитетами и сравнениями. Нередко такой оратор проглатывает звуки, стараясь как можно больше внести смысла в произнесенные слова.
- Люди с развитым правым полушарием целостны, открыты, доверчивы и наивны в общении с окружающими, но в то же время их легко обидеть или задеть. При этом они не стесняются своих чувств — могут плакать или приходить в гнев за считанные минуты.
- Действуют по настроению.
- Правополушарные люди способны находить нестандартные пути решения поставленных задач, это объясняется тем, что они рассматривают всю ситуацию в целом, не заостряя внимание на чем-то одном.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.
Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:
- «Испорченный телефон». Дети садятся в ряд. Первый игрок придумывает слово и шепчет его на ухо соседу. Тот передает услышанное дальше. Последний в цепочке называет слово вслух. Цель игры – правильно услышать и передать сказанное.
- «Волшебное зеркало». Ребята выбирают ведущего. Он подходит к одному из игроков на выбор и произносит: «Ну-ка, зеркальце, смотри, все нам верно повтори! Встану я перед тобой, а ты повторяй за мной». Дальше он делает движение и говорит короткую фразу. Игрок должен в точности все повторить. Если ошибается, выбывает из игры, нет – становится ведущим.
Развитие произносительной стороны речи заканчивается к 4–5 годам. В 5 лет органы артикуляции достаточно сформированы, чтобы ясно воспроизводить все звуки, за исключением [р], [р‘]. В норме пятилетний ребенок также способен регулировать громкость речи, правильно произносить слова, строить предложения, использовать разные интонации.
Нежность и утешение: соматосенсорная кора
Во многих культурах грусть и потрясение принято скрывать: например, в британском английском даже существует идиоматическое выражение «keep a stiff upper lip», которое означает «не выдавать своих чувств». Тем не менее нейробиологи утверждают, что с точки зрения физиологии мозга человеку просто необходимо участие других людей. «Клинические эксперименты показывают, что одиночество провоцирует стресс больше, чем любой другой фактор», — рассказывает немецкий ученый, автор книги «Наука счастья» Стефан Кляйн. «Одиночество — это бремя для мозга и тела. Его результатом становится беспокойство, беспорядок в мыслях и чувствах (следствие работы гормонов стресса) и ослабление иммунной системы. В изоляции люди делаются печальными и больными».
Одно исследование за другим показывает, что дружеское общение полезно для человека физически и духовно. Оно продлевает жизнь и улучшает ее качество. «Одно прикосновение того, кто вам близок и заслуживает вашего доверия, облегчает печаль», — говорит Стефан. «Это следствие работы нейромедиаторов — окситоцина и опиоидов, — которые высвобождаются в моменты нежности».
Недавно британским исследователям удалось подтвердить теорию полезности ласки с помощью компьютерной томографии. Они выяснили, что прикосновения других людей вызывают сильные всплески активности в соматосенсорной коре, которая и так работает постоянно, отслеживая все наши тактильные ощущения. Ученые пришли к выводу, что импульсы, которые возникают, если кто-то нежно касается нашего тела в тяжелые минуты, связаны с процессом вычленения из общего потока критически важных стимулов, способных все для нас изменить. Специалисты также заметили, что участники эксперимента переживали горе легче, когда их держал за руку незнакомец, и намного легче, когда их ладони касался близкий человек.
РЕЧЕВОЙ СЛУХ И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи – это умение правильно использовать все языковые средства: звуки, интонацию, лексический запас, грамматические формы. Высокая культура речи свойственна ораторам, актерам, поэтам, журналистам. Дети овладевают ею в процессе общения, слушания сказок и стихов. Речевой слух обеспечивает правильное произношение, улавливание интонаций, пауз и т. д.
Для поднятия культуры речи необходимо вырабатывать:
- правильное речевое дыхание,
- контроль над силой голоса, скоростью речи, интонацией.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ДЫХАНИЯ
Правильное речевое дыхание – неотъемлемый компонент выразительной речи. Чтобы свободно говорить фразами, нужно уметь делать короткий вдох и плавный продолжительный выдох. Дети, не владеющие дыханием, «захлебываются» на полуслове, теряют звучность голоса, комкают слова. Страдает произношение, а вместе с ним не развивается речевой слух.
Для формирования фонематического слуха проводятся занятия, в том числе на развитие речевого дыхания. Пример упражнения:
«Пузыри». Дети повторяют за взрослым стихотворение и одновременно машут кистями к себе: «Эй, мышонок, посмотри, мы пускаем пузыри». В следующей части стишка, перед тем как назвать цвет, нужно сильно надуть щеки и быстро выдохнуть: «Синий, красный, голубой, – выбирай себе любой!»
В норме ребенок 2–3 лет может на выдохе произнести 2–3 слова, 3–4 лет – 3–5 слов, 4–6 лет – 5–6 слов.
Что даст развитие каждого из полушарий
В начале подведем итог: любая деятельность человека начинается с сопоставления новых данных с прежним опытом, то есть в этом процессе задействовано левое полушарие. При этом на принятие окончательного решения влияет правая часть мозга — физически невозможно придумать что-то новое, основываясь только на прежнем опыте.
Такое целостное восприятие действительности, позволяет не зацикливаться только на общепринятых нормах и соответственно двигает личностный рост человека вперед.
Развитие правой гемисферы поможет человеку легче вступать в контакт с окружающими, а левой — будет способствовать правильности выражения мыслей. Такой подход благотворно влияет на приобретение успехов не только в профессиональной деятельности, но и в других занятиях связанных с общением внутри социума. Поэтому благодаря согласованной деятельности обоих полушарий жизнь человека становится гармоничней.
Чтобы развить эти способности, специалисты рекомендуют несколько раз в день делать простые упражнения, активизирующие мозговую деятельность:
- Если человек плохо дружит с логикой, то ему рекомендуется как можно больше заниматься умственной работой — разгадывать кроссворды или сковороды, а также отдавать предпочтение решению математических задач. Если же требуется развивать творческие способности, то в таком случае можно попытаться понять смысл в художественной литературе или живописи.
- Активизировать работу одного из полушарий можно с помощью увеличения нагрузки на ту сторону тела, за которую оно отвечает: например, для стимуляции левого полушария необходимо работать правой частью тела, и наоборот. При этом упражнения не обязаны быть слишком сложными — достаточно просто попрыгать на одной ноге или попробовать вращать предмет рукой.
Примеры простых физических упражнений на развитие мозговой деятельности
«Ухо-нос»
Правой рукой нужно прикоснуться до кончика носа, а левой — за противоположное правое ухо. Затем одновременно их отпускаем, хлопаем в ладоши и повторяем действие, зеркально меняя положение рук: левой держимся за кончик носа, а правой — за левое ухо.
«Колечко»
Это упражнение знакомо практически всем с детства: нужно быстро поочередно соединять в кольцо большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Если все получается без заминки, то можно попробовать делать упражнение 2 руками одновременно.
«Зеркальное рисование»
Присядьте, положите на стол большой лист белой бумаги, а в каждую руку — по карандашу. Затем нужно попробовать одновременно нарисовать любые геометрические фигуры — окружность, квадрат или треугольник. Со временем, если все получается, то можно усложнить задачу — попробовать рисовать более сложные изображения.
Примечательно, что комплексный подход к усовершенствованию деятельности коры больших полушарий поможет не только улучшить коммуникативные способности человека, но и замедлит возрастные изменения в психике — как известно, активный образ жизни и умственная работа позволяют человеку оставаться молодым в душе и сохраняют его интеллектуальные способности.
НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
В раннем детстве ребенок слышит слова нечетко и с искажением. До 2–3 лет он еще не полностью понимает обращенную речь. Поэтому говорить о нарушении речевого слуха можно только по достижении 3 лет. Устанавливает его специалист – логопед. В столь раннем возрасте на отклонение главным образом указывает неправильное толкование отдельных слов. Например, взрослый просит показать на картинке мошку, а ребенок показывает кошку.
Явные признаки нарушения речевого слуха обнаруживаются после окончательного формирования артикуляционного аппарата. В 5 лет ребенок уже физиологически способен воспроизводить фонемы. Если он допускает грубые ошибки, это может быть признаком нарушенного фонематического слуха. Примеры таких ошибок:
- замена и смешивание звуков;
- перестановка букв, слогов;
- пропуск или вставка лишних букв;
- неверное ударение в словах.
Причиной нарушенного речевого восприятия может быть как педагогическая запущенность, так и всевозможные патологии: тугоухость, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.
Логопедическая работа включает 3 этапа:
- Развитие способности выделять звук на фоне слова.
- Вырабатывание навыка на вычленение звука в начале, конце и середине слова.
- Формирование сложного фонематического анализа: количество, последовательность звуков, местоположение и т. д.
Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист. В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память.
Если вовремя не вмешаться, проблема будет усугубляться. Особенности развития детей с нарушением речевого слуха отчетливо проявляются в школе. Уже с первого года обучения они оказываются в категории отстающих учеников. Нарушенное восприятие речи влечет за собой грубейшие ошибки в письме: «бретлошение» вместо «предложение», «лесте» вместо «листья».
Речевой слух – способность, которая развивается самостоятельно при отсутствии заболеваний и в благоприятной социальной среде. Принимая звуки речи, мозг запоминает их и создает некие «эталоны». Позже он ориентируется на них, корректируя правильность произношения. Именно поэтому так важно в первые годы жизни часто разговаривать с ребенком, не прибегая к «сюсюканью», много читать, учить стихи, скороговорки. Но даже если время упущено или восприятие было нарушено в результате болезни, отчаиваться не следует. Речевой слух, как и музыкальный, можно развивать на протяжении всей жизни. Главное не пускать проблему на самотек!
Страх и гнев: миндалевидное тело
Во время внутриутробного развития эмбриона лимбическая система формируется сразу после ствола, который организует рефлексы и связывает головной мозг со спинным. Ее работа — чувства и действия, которые нужны для выживания вида. Миндалины — важный элемент лимбической системы. Эти области располагаются вблизи гипоталамуса, внутри височных долей, и активизируются, когда мы видим пищу, сексуальных партнеров, соперников, плачущих детей и так далее. Разнообразные реакции организма на страх — тоже их работа: если ночью в парке вам кажется, будто за вами следует незнакомец, и ваше сердце начинает бешено колотиться, это происходит благодаря активности миндалин. В ходе нескольких независимых исследований, проведенных в различных центрах и университетах, специалистам удалось выяснить, что даже искусственная стимуляция этих областей вызывает у человека чувство приближения неминуемой опасности.
Гнев — это во многом тоже функция миндалевидных тел. Однако он разительно отличается от страха, печали и других негативных эмоций. Человеческий гнев удивителен тем, что похож на счастье: как радость и удовольствие, он заставляет нас двигаться вперед, в то время как страх или горе вынуждают отстраниться. Как и другие эмоции, гнев, злоба и ярость охватывают самые разные участки мозга: ведь чтобы реализовать их импульс, этому органу нужно оценить обстановку, обратиться к памяти и опыту, отрегулировать выработку гормонов в теле и сделать многое другое.