Функции отделов головного мозга человека. Какие отделы головного мозга за что отвечают? Строение головного мозга

Известно, что человек получает до 85% информации об окружающей среде благодаря зрению, и только остальные 15% – это слух и прочие чувства. Затылочная доля – это зона, отвечающая за высшую обработку зрительных сигналов. Благодаря ей здоровое человечество способно не только различать окружающие предметы среды по их визуальным характеристикам, но и созерцать творения художников, творить самим. Мы можем улавливать настроение других людей, наблюдая за изменением их мимики, наслаждаться красотой заката, и, наконец, выбирать пищу по любимому цвету.

  • Расположение
  • Функции
  • Какие поля входят
  • Симптомы поражения

Интересные факты о спинном мозге и белом веществе

Белое вещество спинного мозга кроет в себе много интересного и является наилучшим проводником нервных импульсов, но сам по себе костный мозг является очень интересной структурой, которая скрывает в себе довольно большое количество загадок.
Вот самые интересные факты, которые рассказали миру учёные об этой системе человеческого организма:

  • Спинной мозг человека активно растёт и развивается с младенческого возраста и до пяти лет, после чего достигает размеров 45 сантиметров.
  • Чем старше человек, тем больше белого вещества содержится в составе спинного мозга, ведь именно она замещает омертвевшие нервные клетки.
  • Спинной мозг человека подвергся эволюционным изменениям намного раньше головного.
  • Нервные центры, отвечающие за половое возбуждение, расположены исключительно в спинном мозге.
  • Для спинного мозга очень полезной является музыка.

Самое интересное то, что белое вещество спинного мозга имеет бежевый оттенок, а название говорит совершенно о другом. Эта составляющая часть головного и спинного мозга имеет примерно одинаковые функции и терпит одинаковые морфологические изменения за период жизни человека.

  • Расположение
  • Возложенные функции
  • МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Возложенные функции
  • Дорсальные и боковые маршруты
  • Патологии полушарий головного мозга
  • Виды и функции

Белое вещество, содержащееся в костном мозге животных, имеет совсем другую форму чем у человека, причём она отличается и у разных видов представителей фауны. Учёные до сих пор не выяснили, почему все сложилось именно так, но могут с уверенностью сказать, что эта структура надёжно защищена от внешнего воздействия костной тканью.

Спинной мозг, содержащий белое и серое вещество, отвечает за чувственность всего организма. Если какие-то его отделы повреждаются, человеку приходится сталкиваться с различными физическими проблемами – потеря двигательной активности, дара речи, чувствительности, волос. Этот механизм состоит из множества нервных окончаний, более половины которых теряется после рождения малыша, а остальные могут уничтожаться из-за способа жизни человека.

В главном и спинном мозге белое вещество расположено в определённых зонах, благодаря чему оно может передавать импульсы в ЦНС быстро и правильно. Даже если целыми днями наблюдать за мозговой активностью человека, нельзя точно ответить что именно делает белое вещество, ведь всё происходит настолько быстро, что человеческий глаз не сможет этого уловить.

В спинном, как и головном мозге содержится белое и серое вещество и они тесно связаны между собой. Их работу можно сравнить с механизмом трудовой деятельности швейцарских часов и всегда она будет оправданной. Научные факты об этих структурах просто поражают. Белое вещество состоит из миллионов мелких компонентов, которые переплетаются между собой, связываясь в полноценную, сложную, трудоспособную структуру. Всё это происходит ещё до рождения человека на свет, а в младенческом возрасте закрепляется. Эта структура тесно связывается с нервной системой человека и если возникают проблемы в этом направлении, то и физическое здоровье будет страдать. Чтобы этого не случалось, человеку необходимо беречь спину и нервы от неблагоприятного воздействия внешнего мира и тогда он сможет прожить счастливую, долгую, здоровую жизнь.

Серое вещество спинного мозга и его белое вещество не могут существовать по отдельности и поэтому человек должен следить за состоянием своего организма всегда, чтобы не происходило сбоев. Если промежуточный, продолговатый или средний мозг и белое вещество потеряют связь, то организм будет подвергнут серьёзному риску, а этого никто не желает.

Строение и функции заднего мозга

Метэнцефалон (задняя часть) развивается на стадии эмбрионального онтогенеза, беря свое начало от передней части ромбовидного отдела. В процессе развития строение заднего мозга дополняется – дает начало мосту и мозжечку. Таким образом, ромбовидный отдел становится миелэнцефалоном (вторичный мозговой пузырь) из которого берет начало продолговатый отдел органа ЦНС.

Анатомия данной структуры достаточно хорошо изучена и в эволюционном развитии относится к наиболее древней области. Физиология заднего мозга исследовалась при помощи метода абляций (удаление части органа и последующее наблюдение за изменениями в организме), который помог глубоко изучить функционирование.

Изучив заднюю часть мозга в разрезе, ученые, смогли описать какая, полость сообщает его с продолговатым отделом ЦНС – четвертый желудочек. Через него проходят черепные нервы, границей служат мозговые полоски.

Задний (ромбовидный) отдел ЦНС состоит:

  1. Продолговатый отдел;
  2. Собственно задний мозг.

Вторая структура в свою очередь, подразделяется на варолиев мост и мозжечок. Ромбовидная часть органа ЦНС участвует в рефлекторной деятельности, поскольку в ней расположены нервные пучки и черепные нервы, выполняющие различные функции.

Строение и функции

Задний мозг – строение и функции рефлекторной деятельности:

  • Пучок Голля – представлен аксонами, регулирует мышечную и суставную чувствительность (от нижних конечностей);
  • Пучок Бурдаха – включает в себя аксоны, регулирует мышечную и суставную чувствительность всей верхней части тела (от шеи).

Данные пучки образуют путь проприоцептивной чувствительности и позволяют распознавать положение частей тела в пространстве, воспринимать позы и ощущать, как активные, так и пассивные движения. При нарушениях в пути коркового направления, утрачивается согласованность движений – становятся несоразмерными.

Рефлекторная деятельность осуществляется также и при помощи иннервации черепно-мозговыми нервами (ядра с 5 по 12 пару), из них складывается классификация различных рефлексов в соответствующих структурах органа ЦНС.

Задний мозг участвует в осуществлении таких рефлексов:

  1. Отвечает за тактильную чувствительность – функцию обеспечивает тройничный нерв (5 пара), расположен между мостом и средней ножкой мозжечка. Поддерживает бессознательные рефлексы в ответ на боль или прикосновение к горячему предмету. На выходе из моста соединяется с нижнечелюстным нервом и иннервирует жевательные мускулы. Повреждение волокон сопровождается резкими болями и гиперемией кожных покровов на лице. Если нарушения затрагивают двигательные ядра, то возникает атония жевательной и височной мускул.
  2. Отвечает за работу глазодвигательной мускулы (прямой) – функцию поддерживает отводящий нерв (6 пара), пролегает в толще моста, выходя в продолговатой части органа ЦНС и проникает в область глазницы. Поражение волокон приводит к нарушению зрения (двоение) и невозможности осуществлять направленный взгляд в любую сторону.
  3. Обеспечивает мимику на лице – иннервация лицевого нерва (7 пара). Корешки отходят от покрышки моста. После чего образуется петля и далее волокна пролегают через толщу моста, выходя через промежуток между продолговатой структурой органа ЦНС. Поражение волокна (его ветвей) приводит к полному отсутствию мимики, лицо становится похоже на маску (все складки сглажены, мигательные движения невозможны, веки не опускаются).
  4. Отвечает за слух и вестибулярную регуляцию – преддверноулитковый нерв (8 пара), разделяется на две части. Первая — (улитка) проводит слуховые импульсы в орган ЦНС, вторая — (преддверная) располагается на дне слухового прохода и регулирует равновесие. От первой части, нервные волокна заканчиваются в покрышке моста, от второй, в полости ромбовидной структуры – ромбовидная ямка. Поражение ядер приводит к снижению слуха и нарушению равновесия (шатающаяся походка).
  5. Отвечает за глотательные движения – сокращение мышц обеспечивает языкоглоточный нерв (9 пара), иннервирует помимо глотки среднее ухо и язык (задняя треть). Выходит из отверстия в черепной коробке и пролегает до полости ромбовидного отдела (4 желудочек). Поражение волокон вызывает затруднение при глотании (либо болевые ощущения) и нарушение вкусовой чувствительности языка.
  6. Отвечает за работу органов в брюшной и грудной полостях – функцию обеспечивает блуждающий нерв (10 пара), начинается от продолговатой части органа ЦНС, простираясь вниз через шею к полостям. Поражение ядер вызывает сбой работы внутренних органов, возможны парезы глотки или гортани.
  7. Контролирует сокращения трапециевидной и большой поверхностной мускулы на шее – иннервация идет от добавочного нерва (11 пара), верхняя часть волокон начинается от продолговатой структуры, нижняя – от передних рогов спинного отдела ЦНС (верхние сегменты). На выходе из черепной коробки переплетается с блуждающим нервом. Поражение данных волокон вызывает парезы или параличи иннервируемых мускул.
  8. Отвечает за движения языком – иннервацию обеспечивает подъязычный нерв (12 пара), расположен в ромбовидной ямке и имеет множественные ответвления, конечная ветвь заканчивается в языке. Поражение волокон приводит к нарушению двигательных возможностей в языке (атрофия мускул).

Все части ромбовидной структуры связаны друг с другом, посредством нейронных связей, которые выступают в роли проводников.

Расположение

Височная доля является частью конечного мозга и включается в структуру коры. Она располагается на обоих полушариях мозга по бокам снизу, тесно контактируя с соседними участками – лобной и теменной долей. Этот участок коры имеет самые выраженные граничные линии. Верхняя часть виска немного выпукла, а нижняя – вогнутая. Височная доля отделяется от всех остальных бороздой, называющейся латеральной (боковой). Тесное расположение височной и лобной доли не случайно: речь развивается параллельно мышлению (лобная кора), и эти две функции плотно взаимосвязаны, так как умение формулировать и ясно излагаться (речь) обеспечивается степенью развития мыслительных функций.

Извилины височной доли располагаются параллельно ограничивающим участок бороздам. Анатомически выделяют 3 извилины: верхняя, средняя и нижняя. Однако верхняя мозговая складка включает в себя еще 3 маленьких извилины, находящихся в самой борозде. Эта группа небольших структур называется извилинами Гешля. Нижняя извилина виска граничит с поперечной мозговой щелью. На нижней части височной доли кроме нижней извилины, различают также дополнительные структуры: ножки гиппокампа, боковая затылочновисочная извилина.

Возложенные функции

Функционал височной коры незначителен, однако, он – высокоспециализированный. Функции височной доли головного мозга связаны с восприятием, анализом и синтезом речи, восприятием слуховой информации, частично вкусовыми и обонятельными сведениями. Также, расположение одной части морского коня определяет еще одну функцию – память, а именно механическую ее составляющую. Одна зона имеет особое предназначение: центр Вернике (сенсорная речевая область) – располагается на задней части верхней височной извилины. Эта зона отвечает за восприятие и осмысление устной и письменной речи.

Имеет значение функциональная асимметрия головного мозга, то есть расположение доминантных участков коры на поверхности мозга. Такая специфика центральной нервной системы не обошла и височную долю.

Важно Мидокалм: инструкция по применению, цена и отзывы

Левая височная доля отвечает за такие функции (следует указать: перечень задач отталкивается от того, что левое полушарие – доминантное):

  • Понимание звуковой информации (музыка, слова и речь);
  • Кратковременная память;
  • Подбор слов во время разговора;
  • Синтез зрительной информации со слуховой;
    Здесь присутствует интересный феномен – синестезия. Таким явлением обладает лишь 0.05% населения. Суть феномена заключается в возможности видеть качественные параметры звуков различным цветовым спектром. Физиологически это объясняется процессом иррадиации (распространение потенциала действия), когда возбуждение чрезмерно раздраженной области коры переходит на соседнюю часть мозга. Такой способностью, как правило, обладали и обладают знаменитые музыканты (Римский-Корсаков, Ференц Лист).
  • Связь музыки и эмоций;

Правая височная доля мозга отвечает за следующие функции и способности:

  • Распознавание мимики лица;
  • Идентификация речевой интонации;
  • Музыкальные тона и ритм;
  • Запоминание и фиксация зрительных данных.

Кроме распознавания интонации речи, недоминантная доля также проводит ее анализ и последующее вмонтирование образов в общую эмоциональную установку к собеседнику. Именно эта часть мозга позволяет человеку знать, рад ли ему его беседчик или желает скорее от него избавиться.

Анатомические особенности структуры головного мозга

Строение мозга головы представляет сложную структуру, состоящую приблизительно из 25 миллиардов нейронов, локализующихся в трех важных зонах – передней, средней и задней.
У человеческого эмбриона эти зоны формируются в течение первого месяца внутриутробного развития и отчетливо прослеживаются при исследовании по достижении четырех недель. Серая масса мозга защищается тремя оболочками – твердой, мягкой и паутинной. Они защищают головной мозг от внешних повреждений.

Самыми древними считаются отделы заднего и среднего мозга. Благодаря им осуществляются важнейшие функции. Это нормальный процесс кровообращения и дыхания, без которых практически невозможна жизнедеятельность человеческого организма. Осуществление коммуникационного взаимодействия с реалиями окружающего мира, а именно – способность к мышлению, проявлению эмоций, наличие памяти, речи, слуха – прерогатива передней части мозга.

Помимо выделения трех основных зон важнейшего человеческого органа основным принципом его организации является разделение функций по двум полушариям – левому и правому. Они соединяются множеством нервных волокон и практически не отличаются друг от друга. Однако при отсутствии видимых внешних различий и активной совместной деятельности имеется существенная разница в функциональной асимметрии их работы. К примеру, одно из полушарий (чаще правое) выполняет доминирующие функциональные обязанности. Отсюда и возникло соотнесение одной категории людей к так называемым правшам, другой – к левшам.

Строение мозга головы представляет сложную структуру, состоящую приблизительно из 25 миллиардов нейронов

Кроме распределения высших функций органа по разным частям и полушариям обеспечение согласованности в разных его зонах обусловлено выполнением определенных функций долями головного мозга, расположенными в коре больших полушарий. Их всего четыре. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли, у каждой из которых имеется своя видовая пара.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Значительное количество методов применяется в физиологии для изучения деятельности коры головного мозга. Некоторые методы можно применять только в так называемых острых опытах, когда животное находится под наркозом и после опытов погибает; другие методы дают возможность вести изучение в течение длительного времени. Для изучения функций такого сложного органа, как кора, наибольшие результаты дают методы, позволяющие вести исследование в течение нескольких месяцев и даже лет.

Рис. 2 СХЕМА ХОДА НЕРВНЫХ ВОЛОКОН В БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА. 1 — короткие ассоциативные волокна; 2 — длинные ассоциативные волокна; 3 — комиссуральные волокна осуществляющие связь между обоими полушариями мезга; 4 — центробежные волокна

Ознакомимся с некоторыми методами исследования деятельности коры больших полушарий головного мозга.

Удаление отдельных участков коры.

Суть метода заключается в том, что оперативным путем у животного удаляют те или иные участки коры. После заживления раны, когда животное поправится, наблюдают изменения, которые произошли в поведении животного. На основе наступающих при этом нарушений делают вывод о функциях удаленного участка коры.

Метод электрического раздражения

Этот метод дает возможность после вскрытия черепа у подопытного животного или у человека во время операции на мозге наносить электрические раздражения различных точек коры. Таким образом, можно установить двигательную зону коры и изучить отдельные ее участки, раздражение которых вызывает сокращение тех или иных определенных групп мышц. При исследовании функций коры у человека этот метод оказался продуктивным, так как человек при раздражении коры способен отвечать и сообщать исследователю те ощущения, которые он испытывает.

Метод химического раздражения

Для нанесения химического раздражения коре больших полушарий применяют некоторые яды, чаще всего стрихнин.

Для изучения коры было использовано свойство стрихнина резко повышать возбудимость нервной системы. Небольшой кусок фильтровальной бумаги смачивают раствором стрихнина и прикладывают к исследуемому участку коры. Возбудимость участка коры, к которому приложен стрихнин, резко повышается, что отражается на реакциях животного. Изучая эти изменения и зная, куда приложена бумажка, смоченная раствором стрихнина, составляют представление о функциях этого участка.

Изучение токов действия мозга

Изучение электрических явлений в головном мозгу впервые началось в нашей стране.

Намного раньше иностранных авторов эти исследования были проведены В. Я. Данилевским, И. М. Сеченовым, Н. Е. Введенским, Б. Ф. Вериго, В. В. Правдич-Неминским. В 1877 г. В. Я. Данилевский впервые опубликовал свои исследования, которые показали наличие ритмических электрических колебаний в головном мозгу. Он установил наличие связи между деятельностью мозга и наблюдаемыми им электрическими колебаниями. Вскоре после работы В. Я. Данилевского И. М. Сеченов в 1882 г., изучая электрические явления в продолговатом мозгу, установил ритмический характер этих явлений и сделал ряд других наблюдений.

В 1884 г. Н. Е. Введенский, применяя к коре мозга разработанную им методику выслушивания в телефонную трубку электрических токов мышцы, уловил ритмический характер электрических явлений.

Современный метод электроэнцефалографии, т. е. записи биотоков мозга, позволяет, прикладывая во время опыта специальные электроды к коре мозга или к. коже головы, отвести токи действия коры и их записать. Запись токов действия мозга называется энцефалограммой. Запись токов действия во время работы и в покое, во время сна и при разных других видах деятельности, а также дальнейшее их сравнение дают возможность сделать определенные заключения. На рис. 125 приведена электроэнцефалограмма человека во время покоя и работы.

Клинический метод

Он заключается в том, что изучаются изменения в нормальной деятельности отдельных

органов и систем органов, которые наблюдаются у людей в результате кровоизлияний, ранений или опухолей мозга. Если больные умирают, то производится вскрытие и устанавливается, какой или какие участки мозга подверглись изменениям. Зная нарушения деятельности организма, можно установить функцию пораженного участка больших полушарий.

Как уже было указано, все эти методы исследования функций коры головного мозга дают возможность изучить только частные вопросы деятельности больших полушарий головного мозга. Изучение подлинной физиологии коры больших полушарий головного мозга стало возможно только в связи с созданием И. П. Павловым метода условных рефлексов.

Важно Что такое вентрикуломегалия у плода

Статья на тему Большие полушария головного мозга

Большой контингент на детском поликлиническом приеме составляют пациенты с отсутствием признаков поражения нервной системы, но с разнообразными проблемами здоровья, которые проявляются жалобами на головную боль, расстройства сна, дефицит внимания, а также легкими признаками задержки развития и т.п. В этих случаях важную, иногда решающую роль приобретает электроэнцефалографическое обследование. Даже если изменения на ЭЭГ не имеют специфического характера, они дают врачу дополнительную диагностическую информацию о функциональном состоянии того или иного отдела коры головного мозга, а также позволяют определить характер диагностических задач.

В литературе часто обсуждаются проблемы функциональных нарушений в различных отделах коры головного мозга. Анализ соответствующих источников, посвященных данной проблеме, был представлен в обзорной статье «Особенности формирования и сопряженность изменений на ЭЭГ в затылочном регионе у детей с клиническими проявлениями»[].

Целью настоящего исследования было: выявление состояний, наиболее часто встречающихся у детей с патологическими изменениями на ЭЭГ в затылочной области; установление факторов, влияющих на состояние коры головного мозга (ее затылочного региона); оценка эффективности лечения.

Материал и методы

Исследование было проведено на базе городского кабинета эпилепсии и пароксизмальных состояний при Морозовской детской городской клинической больнице, где обследовали 52 детей.

Преобладали пациенты 5 и 6 лет ( 6 и 10 человек соответственно) и 11 и 12 лет ( 8 и 6 соответственно). Мальчиков среди наблюдаемых детей было в 2,5 раза больше, чем девочек (37 против 15).

Поводом обращения пациентов к неврологу и записи ЭЭГ были: плановое обследование детей в связи с соматическими заболеваниями (обычно бронхиальная астма, черепно-мозговая травма (ЧМТ) в анамнезе), жалобы на головную боль, гиперактивность с дефицитом внимания, задержка психоречевого развития, обмороки; реже — парасомнии, тики, нарушение поведения и учебы, страхи, энурез, головокружение, пароксизмальные рвоты.

Основными критериями включения в исследование были: наличие патологических изменений на ЭЭГ в затылочной области с использованием унифицированных понятий и критериев в соответствии с классификацией Международной федерации электроэнцефалографических обществ и клинической физиологии (IFSECN); отсутствие эпилептических приступов и признаков эпилептической энцефалопатии в анамнезе.

Были проанализированы данные анамнеза, неврологического осмотра, ЭЭГ и магнитно-резонансной томографии (МРТ). Катамнестическое наблюдение составляло от 1 года до 3 лет.

Результаты

В табл. 1 приведены особенности ЭЭГ в изученных случаях.

Эти изменения в 4 (7,6%) случаях сочетались с разрядами генерализованной эпилептиформной активности в виде комплексов пик-медленная волна частотой 2,5-3,2 Гц, продолжительностью не более 3 с в фоновой записи. У 4 (7,6%) пациентов в ответ на гипервентиляцию (ГВ) появлялась диффузная эпилептиформная активность; у 4 (7,6%) детей (согласно выписке из амбулаторной карты) ранее был отмечен феномен вторичной билатеральной синхронизации; в 3 (5,7%) наблюдениях фиксировался фотопароксизмальный ответ; причем у 2 из этих детей отмечено блокирование патологической активности при открывании глаз.

Практически у всех (92%) пациентов выявлено отягощение теми или иными вредностями в перинатальном периоде. Каждый 5-й ребенок перенес ЧМТ (сотрясение головного мозга).

Опрос родителей показал, что чаще всего в семьях детей встречались больные с мигренью (18%), головной болью различного генеза (15%), реже — такие заболевания, как эпилепсия и фебрильные судороги у родственников (по 3,8%), и в единичных случаях — алкоголизм, патология щитовидной железы, нарушение речи в детстве, психопатология.

В неврологическом статусе у 46% детей выявлялась рассеянная микросимптоматика (анизорефлексия, нарушения мышечного тонуса, моторная неловкость), у 12% — вегетативная дисфункция (мраморность кожных покровов, гипергидроз и т.п.).

Имевшая место у обследованных головная боль по Международной классификации головной боли (МКГБ II) соответствовала головной боли напряжения (ГБН).

При МРТ головного мозга ( в отдельных случаях в сосудистом режиме) был выявлен ряд изменений. Они представлены в табл. 2.

Из данных табл. 2 видно, что те или иные изменения на МРТ имелись у 17 (33%) детей. Эти изменения были разнообразны, только в ⅓ случаев они могут быть отнесены к «условно эпилептогенным» [1].

Оценка состояния сосудов проводилась с помощью дуплексного сканирования. Были выявлены: лабильность сосудистого тонуса (20% детей), извитость внутренней сонной артерии (ВСА) (15%), венозная дисфункция (7,5%), вертеброгенное воздействие на кровоток по позвоночной артерии (ПА) (4%) и гипоплазия позвоночной артерии (2%).

Все дети были консультированы психологом, при этом объем психологического тестирования определялся в процессе беседы с ребенком и его родителями (табл. 3).

Что касается сопутствующих заболеваний, то только один ребенок с рождения наблюдался у окулиста по поводу атрофии зрительных нервов, патология других органов — бронхиальная астма, тонзиллит, хронический гастродуоденит, ожирение, малые аномалии развития сердца и т.п. встречалась с равной частотой (по 15%). Тяжелого течения данных заболеваний не было, т.к. инвалиды в выборку не включались.

В процессе наблюдения у 2 (3,8%) детей развились эпилептические приступы — у одного из них в возрасте 5 лет была диагностирована идиопатическая затылочная эпилепсия типа Панайотопулоса, у другого — однократный вторично-генерализованный тонико-клонический приступ в 9 лет.

В 5 (10%) случаях был поставлен диагноз мигрени, причем в 2 случаях имели место периодические синдромы детства, рассматривающиеся как предвестники мигрени — пароксизмальное головокружение и циклические рвоты.

В процессе наблюдения ЭЭГ исследовалась в динамике: 1 раз в 3 и 6 мес в зависимости от тяжести изменений и динамики жалоб (табл. 4).


Помимо отдельных видов на ЭЭГ, в некоторых случаях было отмечено сочетание различных изменений у одного и того же ребенка.

Пять детей получали противосудорожную терапию, причем в 3 случаях лечение назначалось психиатрами по поводу жалоб на нарушение поведения ребенка и с учетом данных ЭЭГ. Финлепсин был назначен нейрохирургом в связи с перенесенной ЧМТ, другому — по данным ЭЭГ неврологом районной поликлиники. Ни у одного из этих пациентов через 3 и 6 мес приема антиэпилептических препаратов нормализации на ЭЭГ не отмечалось и они были отменены из-за клинической неэффективности и побочных эффектов. Во всех 5 случаях проводилось также лечение сосудистыми, метаболическими, ноотропными препаратами (пантогам, танакан, нейромультивит, элькар, гипоксен, когитум, фезам и т.п.), которое позволило констатировать субъективное улучшение состояния детей, хотя изменения ЭЭГ, как говорилось выше, сохранялись.

Обсуждение

Таким образом, из общей группы детей, имевших патологические изменения на ЭЭГ в затылочной области, только у 15% в процессе наблюдения манифестировали пароксизмальные состояния — эпилепсия и мигрень. Это отличается от данных D. Talwar и соавт. [11], которые при выборочном обследовании подростков со спайк-волновыми пароксизмами в затылочной области обнаружили манифестацию пароксизмальных феноменов — эпилептических проявлений и мигрени у 80% детей, при этом сочетание мигрени и эпилепсии встречалось в 2 раза чаще, чем изолированно мигрень. Преобладали фокальные судорожные приступы (75%), у ¼ обследованных зарегистрированы абсансы. Мигрень в большинстве случаев ассоциировалась с идиопатическими парциальными формами эпилепсии. Авторы отметили неспецифичность эпилептиформных изменений в затылочных отведениях, которые могут появляться как при идиопатических парциальных, так и при симптоматических парциальных, а также абсансных формах эпилепсии и у пациентов, не имевших указаний на судороги в анамнезе.

Анализируя выявленные локальные изменения на ЭЭГ у детей без эпилептических приступов в анамнезе, P. Lerman, S. Kivity-Evhraim [8] установили, что они чаще регистрируются в роландической области и несколько реже — в затылочной. Эти фокальные разряды возрастзависимы и имеют тенденцию исчезать к подростковому возрасту. Все обследованные ими пациенты предъявляли жалобы на головную боль, синкопы, проблемы в поведении и трудности в учебе. Основной вывод, который делают авторы, заключается в том, что дети с подобными ЭЭГ-изменениями не должны расцениваться как больные эпилепсией и не нуждаются в назначении антиконвульсантов.

Среди обследованных нами больных была также отмечена возрастная зависимость изменений на ЭЭГ с неспецифичностью предъявляемых жалоб.

Назначение противосудорожных препаратов пациентам, находившимся под нашим наблюдением, не приводило к нормализации ЭЭГ и исчезновению или уменьшению жалоб. Клинически более эффективным оказалось назначение синдромологической терапии, что также подтверждает неспецифичность ЭЭГ-изменений в затылочной области в отношении эпилепсии и их связь в основном с незрелостью и особенностями развития коры головного мозга.

A. Fois и соавт. [5] изучали клинические проявления у пациентов с зарегистрированными на ЭЭГ затылочными пароксизмами и отмечали задержку психического развития, неврологическую симптоматику, зрительные симптомы; среди них у 3% была идиопатическая затылочная эпилепсия со зрительными приступными феноменами, у 20% — другие типы приступов. У 8,5% отмечено исчезновение в ходе наблюдения изменений на ЭЭГ (дети наблюдались от момента регистрации патологических феноменов на ЭЭГ до 15 лет), из них у 5,5% выявлялась также и клиническая нормализация. В этой работе есть указание на достаточно высокую частоту эпилептических приступов — 23%. Заметим, что в нашем исследовании эпилепсия развилась только в 3,8% случаев, хотя нормализация ЭЭГ была отмечена в несколько большем проценте наблюдений.

Анализируя причины обращения к неврологу и назначение ЭЭГ-обследования, можно отметить, что данная практика в педиатрии обоснованно получила широкое распространение при жалобах на головную боль. Среди обследованных нами больных дети с подобными жалобами составляли ¼ всех пациентов.

J. Valdozan и соавт. [12] в результате электроэнцефалографического обследования детей с головной болью (головная боль напряжения, мигрень с аурой, мигрень без ауры), установили, что ЭЭГ больных с головной болью напряжения и мигренью без ауры не отличается от ЭЭГ здоровых детей, в то время как у детей с мигренью с аурой в затылочно-височных регионах нарастает тета-активность.

F. De Romais и соавт. [4] у больных с базилярной мигренью в процессе динамического наблюдения выявили периодически регистрируемую спайк-волновую активность в затылочных отведениях, которая исчезала с возрастом, что подтверждает связь этих заболеваний и заинтересованность затылочной коры. P. Camfield и и соавт. [3] также наблюдали подростков с базилярной мигренью, у которых регистрировались ритмические разряды комплексов острая-медленная волна в височно-затылочном регионе, реже генерализованные спайк-волновые вспышки, которые «реагировали» на лечение антиконвульсантами.

Появление мигрени у пациентов в процессе нашего наблюдения подтверждает роль затылочной коры при этой форме неврологической патологии, которая отмечалась и ранее [4]. Именно ЭЭГ-изменения у наших пациентов дали возможность выявить в анамнезе периодические синдромы детства (предвестники мигрени) и сконцентрировать внимание на семейном анамнезе и жалобах, которым родители или не уделяли должного внимания, или неправильно трактовали.

M. Libenson и соавт. [9], обследовав детей с затылочной эпилептиформной активностью, отметили, что в 50% случаев имела место симптоматическая эпилепсия (при ДЦП, дисгенезии мозга, генетических нарушениях), в 34% — идиопатическая эпилепсия (из них в 21% — доброкачественная затылочная эпилепсия), в 1% — фебрильные приступы. Среди обследованных нами пациентов резидуальные изменения на МРТ головного мозга фиксировались у каждого третьего ребенка, но только у одного развилась криптогенная эпилепсия, фебрильных приступов зафиксировано не было.

При обследовании детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, проведенном J. Hughes и соавт. [6], у ⅓ из них была выявлена фокальная эпилептиформная активность, обычно затылочной или височной локализации, в то время как медленноволновая активность преобладала в передних отделах коры — лобных и передневисочных. Жалобы на гиперактивность, дефицит внимания, трудности в учебе среди пациентов в нашем исследовании предъявляли около 20% детей, но при психологическом тестировании синдром дефицита внимания с гиперактивностью не был подтвержден и выявлялся дисгармоничный тип психического развития, нарушение зрительного восприятия, ограничение продуктивности памяти, внимания, повышенная истощаемость. R. Nass и соавт. [10] у 7 из 42 обследованных детей с аутистическими расcтройствами, регрессией речевых и социальных навыков и поведения на ЭЭГ обнаружили спайки в затылочной области. Оценивая результаты обследования, авторы делают вывод, что хотя затылочные спайки у маленьких детей могут рассматриваться как возрастные доброкачественные феномены, их высокая частота в популяции пациентов с когнитивными трудностями свидетельствует о причинно-следственных отношениях между клиническими и нейрофизиологическими явлениями.

Среди обследованных нами пациентов ¼ детей были с задержкой психоречевого развития и аутистикоподобным поведением, однако отличавшиеся от детей, описанных в приведенных выше работах [6, 10], поскольку в них речь шла о пациентах психиатрического профиля, в наше же исследование были включены дети, обращавшиеся к неврологу.

Наблюдение 200 детей без эпилептических припадков в психиатрическом стационаре было представлено Л.Р. Зенковым [2]. У 7,5% из них на рутинной ЭЭГ выявлялись затылочные, преимущественно правополушарные спайки. Были обнаружены следующие виды нарушений: общая задержка психического развития — в 53% случаев, нарушение пространственного и визуального гнозиса — в 47%, нарушение поведения — в 53%, дефицит внимания и гиперактивность — в 46%, аутистичность — в 2%, нарушение школьного обучения — в 87%, нарушение речи — в 47%; у большинства детей данные расстройства комбинировались. Оценивая результаты данного исследования, необходимо учитывать, что обследование проводилось в условиях психиатрического стационара.

A. Kozik [7] при обследовании 511 детей в возрасте от 1 до 18 лет показал, что затылочные, заднетеменные и задневисочные фокусы на ЭЭГ достоверно преобладают в правом полушарии у детей младшего возраста. Автор полагает, что эпилептогенность связана с незрелостью коры, а указанная возрастная динамика обусловлена последовательностью созревания сначала правого полушария и задних отделов мозга. В нашем исследовании отмечено лишь незначительное преобладание изменений в правом полушарии (27 право- против 25 левосторонних).

Обобщая наблюдения детей с ЭЭГ изменениями в затылочных областях коры головного мозга, не имевших в анамнезе эпилептических приступов и признаков эпилептической энцефалопатии, можно прежде всего отметить разнообразие жалоб при обращении к неврологу. Была отмечена также высокая частота перинатальной отягощенности и черепно-мозговой травмы в анамнезе, что не может не влиять на процесс развития коры головного мозга. Кроме того, в семьях обследованных детей зарегистрирована высокая частота мигрени и головной боли, что свидетельствует о существовании связи затылочной коры с мигренью. При этом семейных случаев эпилепсии было в 4 раза меньше, чем случаев мигрени. В представленном нами наблюдении количество случаев развития эпилепсии было значительно меньше, чем в других работах [2, 4, 5, 8, 11]. При катамнестическом наблюдении мигрень диагностировалась в 2 раза чаще, чем эпилепсия.

У ⅕ части обследованных нами детей за время наблюдения возникла стойкая нормализация ЭЭГ и это было больше, чем в приводившихся выше работах [5, 8, 11]. Однако у большинства других пациентов нарушения корковой ритмики персистировали, при этом к ранее существовавшим изменениям присоединялась генерализованная эпилептиформная активность и появлялся фотопароксизмальный ответ.

Есть основания полагать, что относительно высокая частота субклинических эпилептиформных изменений на ЭЭГ связана с возрастзависимой гипервозбудимостью коры детского мозга, ее незрелостью и сниженной сопротивляемостью к таким неблагоприятным факторам, как перинатальное отягощение, ЧМТ, соматические заболевания. Это косвенно подтверждается тем, что среди детей, не имевших эпилептического анамнеза, преобладали пациенты с признаками задержки темпов психического развития различной степени выраженности.

Обращал на себя снимание и широкий спектр соматической патологии, которая также могла влиять на развитие затылочной коры. Однако в литературе данных об изменениях на ЭЭГ у детей с отдельными соматическими заболеваниями почти нет, что затрудняет такого рода интерпретацию, особенно в аспекте преимущественного влияния на зрительную кору.

Частота и выраженность сосудистых нарушений у наших пациентов были небольшими, что делает оценку их влияния на корковые нарушения в затылочном регионе затруднительной, тем более, что в педиатрической практике отсутствует единый подход в оценке кровотока.

Из приведенных данных в целом при обследовании детей с головной болью можно рекомендовать широкое использование ЭЭГ.

Наш опыт лечения детей с изменениями на ЭЭГ в затылочном регионе при отсутствии эпилептических приступов и исключении эпилептической энцефалопатии показывает, что применение антиконвульсантов в этих случаях неэффективно. Проведение же синдромологического лечения с использованием ноотропов, метаболиков, витаминов, растительных седативных препаратов, антигипоксантов, венотоников и анксиолитиков позволяет улучшить самочувствие детей, а в отдельных случаях и нормализовать ЭЭГ.

Таким образом, анализ данных литературы и собственные результаты подтверждают частоту эпилептиформных изменений на ЭЭГ у детей без эпилептического анамнеза как проявления незрелости коры и перинатальной патологии. Хронические соматические заболевания, наличие ЧМТ в анамнезе являются неблагоприятными средовыми факторами, влияющими на созревание коры головного мозга, которые требуют электроэнцефалографического контроля.

[] Журнал неврологии и психиатрии 2011; 111: 4: 96-100.

Возложенные функции

Функции затылочной доли головного мозга связаны с анализом, восприятием и контейнированием (хранением) зрительной информации. Зрительный тракт состоит из нескольких пунктов:

  • Глаз с его сетчаткой. Этот парный орган является лишь механической составляющей зрения, выполняя оптическую функцию.
  • Зрительные нервы, по которым, непосредственно, идут электрические импульсы с определенной частотой и несущие определенную информацию.
  • Первичные центры, представленные зрительным бугром и четверохолмием.
  • Подкорковые и корковые центры. Все вышеперечисленные структуры выступают в качестве пунктов элементарного восприятия и доставки информации. Зрительная кора, в отличие от тех, играет роль высшего анализатора, то есть она обрабатывает полученные нервные импульсы в психические визуальные образы.

Примечательно то, что сетчатка глаза воспринимает набор световых волн, каждая из которых имеет длину, и состоят из квантов электромагнитного излучения. Но кора, эволюционируя миллионы лет, «научилась» работать с такими сигналами и превращать их в нечто большее, чем набор энергии и импульсов. Благодаря этому люди имеют картину окружающей среды и мира. Благодаря этой коре мы видим элементы вселенной так, как они представляются.

Зрительная кора, располагаясь на обоих полушариях затылочной доли, обеспечивает бинокулярное зрение – мир представляется человеческому глазу объемным.

Мозг человека – многофункциональная структура, как и каждая область его коры – поэтому затылочная доля головного мозга в стандартном функциональном состоянии берет незначительное участие в обработке слуховых и тактильных сигналов. В условиях повреждения соседних областей, степень участия в анализе сигналов возрастает.

Зрительная кора, называющаяся ассоциативной областью, постоянно взаимодействует с другими структурами мозга, формируя полноценную картину мира. Затылочная доля имеет прочные связи с лимбической системой (особенно с гиппокампом), теменной и височной долей. Так, тот или иной визуальный образ может сопровождаться негативными эмоциями, или наоборот: давнее визуальное воспоминание вызывает позитивные чувства.

Затылочная доля, кроме одномоментного анализа сигналов, также играет роль контейнера информации. Однако объем таких сведений незначителен, и большая часть данных об окружающей среде хранится в гиппокампе.

Затылочная кора прочно ассоциируется с теорий интеграции признаков, суть которой заключается в том, что корковыми аналитическими центрами отдельные свойства объекта (цвет) обрабатываются как отдельно, изолированно, так и параллельно.

Подведя краткий итог можно ответить на вопрос о том, за что отвечает затылочная доля:

  • обработка зрительной информации и интеграция ее в общее отношение к миру;
  • хранение визуальной информации;
  • взаимодействие с другими областями конечного мозга и частично правопреемство их функций;
  • бинокулярное восприятие окружающего.

https://youtube.com/watch?v=c-grDqnqQgM

https://youtube.com/watch?v=c-grDqnqQgM

Функции варолиева моста

Мост представляет собой небольшой валик с углублением (базилярная борозда), который содержит большое количество нервного волокна. Задний мозг – мост расположен под мозжечком. Главное назначение данной структуры заключается в передаче информации от задней части в самый большой отдел – передний мозг.

Функциональность моста заключается в поддержке безусловных рефлексов (защитных) в организме:

  • Кашель;
  • Чихание;
  • Рвота;
  • Моргание.

Варолиев мост образует нисходящие пути, через которые проходят импульсы не только в кору органа ЦНС, но и в обратном направлении. Таким образом, ромбовидный отдел связан со спинномозговым каналом и со всеми структурами, в его анатомическом строении.

Варолиев мост

Дорсальные и боковые маршруты

Как только информация прошла через первичную зрительную кору в затылочной долепоток данных, который излучает эта зона, раздваивается по двум различным маршрутам: брюшной и дорсальной. , Как мы увидим, они распространяются параллельно, взаимодействуя с частями мозга, к которым другой маршрут не имеет прямого доступа.

Через брюшную

Вентральный путь начинается от первичной зрительной коры в затылочной доле и идет к лобной области головного мозга через нижнюю часть мозга, которая включает зрительные коры V2 и V4, которые, как указано их числом, Они несут ответственность за обработку информации, уже обработанной v1 .

Считается, что нейроны участвуют в этой «сборочной линии» визуальной информации несут ответственность за обработку характеристик отдельных элементов, которые просматриваются в любое время то есть о содержании видения. Поэтому этот маршрут также называется маршрутом «что».

Дорсальный путь

Этот путь идет от затылочной доли к лобной зоне коры головного мозга через сети нейронов вблизи вершины черепа. В нем информация, обрабатываемая первичной зрительной корой, достигает теменной доли через зрительные коры v3 и v5. Считается, что эта область визуальной обработки отвечает за установление характеристик местоположения и движения увиденного ; Вот почему спинной трек также называется «где и как».

Наряду с вентральным путем этот путь визуальной обработки, связанный с затылочной долей, рассказывает нам о том, как работает мозг: иногда психические процессы, которые, кажется, образуют единое целое и приходят в наше сознание как целостный опыт, на самом деле являются продуктом из нескольких мозговых маршрутов, которые работают параллельно, каждый из которых сосредоточен на своем аспекте.

Передний мозг

Функции переднего мозга наиболее сложные. Он отвечает за психическую деятельность, способность к изучению, эмоциональные реакции и социализацию. Благодаря этому можно предопределить особенности характера и темперамента человека. Передняя часть формируется на 3-4 неделе беременности.

На вопрос, какие отдела головного мозга отвечают за память, ученые нашли ответ — передний мозг. Его кора формируется в течение первых двух-трех лет жизни, по этой причине человек не помнит ничего до этого времени. После трех лет эта часть мозга способна сохранять любую информацию.

Эмоциональное состояние человека оказывает большое влияние на переднюю часть мозга. Обнаружено, что негативные эмоции разрушают его. На основании экспериментов ученые ответили на вопрос, какой отдел головного мозга отвечает за эмоции. Ими оказались передний мозг и мозжечок.

Также передняя часть отвечает за развитие абстрактного мышления, вычислительных способностей и речи. Регулярная тренировка умственных способностей позволяет снизить риск развития болезни Альцгеймера.

Патологии полушарий головного мозга

При поражении коры любой доли больших полушарий головного мозга возникают различные неврологические симптомы и синдромы.

Причинами развития таких состояний являются:

  1. травмы головы;
  2. онкологические заболевания (доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга);
  3. атрофические заболевания головного мозга (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера);
  4. врожденные нарушения (недостаточное развитие структур нервной системы);
  5. родовые травмы черепа;
  6. гидроцефалия;
  7. инфекционно-воспалительные процессы в оболочках мозга (менингит, энцефалит);
  8. нарушение кровообращения в сосудах головного мозга.

Нарушения в коре лобной доли

При поражении коры лобной доли, в зависимости от локализации, возникают следующие симптомы:

  • лобная атаксия – нарушение равновесия, шаткость походки;
  • повышенный мышечный тонус в конечностях (пассивные движения ограничены или затруднены);
  • паралич конечности/конечностей с одной стороны;
  • тонические/клонические судороги;
  • припадки (тонико-клонические или эпилептические);
  • затруднение речи (человек не может подобрать синонимы, падеж, время действия) – афазия Брока;
  • симптомы лобной психики (человек ведет себя дурашливо, раскрепощенно, может появляться ярость без причины);
  • «лобные знаки» (появление примитивных рефлексов, таких как у младенца – хоботкового, хватательного и др.);
  • утрата обоняния с одной стороны.

Важно Нервозность

Кроме выраженных симптомов лобной психики, больной может вести себя апатично, безразлично, не вступать в контакт с окружающими. В тяжелых случаях может возникнуть склонность к аморальным общественным поступкам: драки, дебоши, поджоги.

Патологические нарушения в коре теменной доли

При поражении коры теменной доли возникают нарушения чувствительности и окружающего восприятия. Характерны следующие симптомы:

  • нарушения кожной чувствительности;
  • постуральность (изменения положения в пространстве, пассивные движения, которые больной ощущает, но с ним этого не происходит);
  • отсутствие восприятия частей своего тела;
  • неспособность или отказ реагировать на воздействие раздражителей в зонах поверхностной и глубокой чувствительности;
  • утрата навыков чтения, письма, счета;
  • неспособность находить знакомые места;
  • при исследовании предметов с закрытыми глазами больной не может распознать знакомую вещь.

Патологические нарушения в коре височной доли

Основными проявлениями поражения височной доли являются:

  • корковая глухота (утрата слуха, при которой нет травмы уха);
  • афазия Вернике – утрата способности воспринимать речь, музыку и т.д;
  • шум в ушах;
  • подобные сну состояния (больной вспоминает то, чего раньше не видел и не слышал, но утверждает, что это было с ним наяву, а не во сне);
  • возникновение слуховых галлюцинаций;
  • кратко- или долговременная утрата памяти (амнезия);
  • возникновение моментов дежавю;
  • сочетанные галлюцинации (слуховые + зрительные, слуховые + обонятельные);
  • височные припадки.

Патологические нарушения в коре затылочной доли

Повреждения коры данного участка сопровождаются проблемами со зрительным анализатором. Развиваются такие состояния, как:

  • корковая слепота (полная утрата зрения без повреждения зрительного анализатора);
  • утрата зрения, при которой больной утверждает, что он не потерял зрение;
  • гемианопсия – выпадение полей зрения с одной из сторон;
  • неспособность вспомнить предмет, цвет или лицо человека;
  • изменения окружающих предметов, которые кажутся маленькими – зрительные иллюзии;
  • зрительные галлюцинации – вспышки света, зигзаги, индивидуальные для каждого глаза.

При поражении лимбической системы происходит утрата памяти или спутанность воспоминаний, наблюдаются отсутствие возможности создавать и запоминать яркие моменты жизни, низкая эмоциональная лабильность, отсутствие обоняния, утрата способности анализировать и принимать решения, а также овладевать новыми умениями.

Большие полушария выполняют огромную функциональную роль в организме человека. Умения писать, читать, анализировать информацию, воспринимать и ориентироваться в пространстве, чувствовать, слышать, видеть, обонять помогают организму приспособиться к окружающему миру. При повреждении определенных участков коры возникают патологические синдромы и симптомы, с помощью которых можно указать локализацию пораженного участка.

Взаимодействие отделов головного мозга

Каждый отдел сложнейшей структуры, каковой является человеческий мозг, выполняет определенные функции. В то же время целостная деятельность важнейшего органа нервной системы направлена на определение сознания, формирование характера, темперамента и важных психологически аспектов поведения.

Особенностью взаимодействия всех структур головного мозга является тот факт, что несмотря на четкое распределение функциональной нагрузки между его долями, отмечается возможность перераспределения этих функций. Так, например, при травме или развитии заболевания в одной из долей ее функция выполняется другим отделом мозга.

Согласованная деятельность всех структур головного мозга становится предпосылкой к выполнению его функций и гармоничному поддерживанию баланса во всем организме человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]