Как развить зрительную память у взрослого человека, играя в простые игры?


Зрительная память отражает умение человека воспринимать и хранить сведения об объекте внешнего мира, полученные при помощи органов зрения. Этот вид памяти предполагает способность людей к воображению и особенно важен для представителей определенных профессий – художников, инженеров, дизайнеров. Тренировка зрительной памяти помогает развить навык.

Функции визуальной памяти

Основные задачи визуальной памяти – это фиксирование и запоминание зрительных образов для дальнейшего использования. Работу ЗП можно рассмотреть на примере распознавания знакомого лица среди других людей. Алгоритм действия следующий:

  • визуальное восприятие лица при первом знакомстве;
  • помещение полученного образа в долговременную память;
  • зрительное восприятие лица при следующей встрече;
  • сравнение картинки с той, что хранится в памяти.

Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста

При совпадении человек знакомый, при не совпадении – нет.

Внимание! За ЗП отвечает отдел головного мозга, расположенный в задней его части, – затылочная доля.


Доля мозга, отвечающая за ЗП

Развитие кратковременной памяти

Развитие кратковременной памяти даёт нам ряд преимуществ:

  • Помогает быстро оценивать ситуацию, отвечать без подготовки, импровизировать, говорить и одновременно набрасывать план мыслей, которые хотел бы озвучить.
  • Позволяет связно воспринимать материал (помнить только что прочитанное и связывать его с текущей информацией).
  • Улучшает навыки чтения и понимания прочитанного.
  • Помогает лучше воспринимать речь на слух.
  • Улучшает математические способности.

Список можно продолжать. Как итог, улучшение уровня кратковременной памяти улучшает и качество нашей жизни.

Где находит применение

Как развить чувство юмора — что это такое и как оно проявляется

Самый первый кандидат из списка, кому может пригодиться ЗП, – это человек, связанный с изобразительным искусством. Художники и скульпторы могут по памяти нарисовать портрет или изваять его из глины.

Краткий перечень профессий, где многое значит хорошая ЗП, следующий:

  • Военнослужащие: разведчики, сапёры, минёры, снайперы – есть необходимость запоминать местность, расположение предметов и примечать любое изменение в обстановке;
  • Полицейские, детективы, охранники – нужна обязательная память на лица для распознавания и идентификации личности;
  • Водители автотранспорта – должны запоминать маршрут и дорожную картину в целом;
  • Лесничие, егеря и охотники – обязаны уметь ориентироваться в лесу, различать животных одной породы, отличать деревья одно от другого.

Кстати. Опытный кондуктор, пользуясь визуальной памятью, знает, кому продавал билет, а кому – нет.


Кондуктор и пассажир

Кратковременная слуховая память

Кратковременная слуховая память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением слуховых образов. Она является одной из разновидностей образной памяти. Ещё в 1960 году результаты экспериментов доказали, что слуховая память – одно из главных условий сохранения и воспроизведения вербальной информации (Джордж Стерлинг, американский когнитивный психолог).

Есть специальные тесты на кратковременную память, методики, позволяющие оценить объём слуховой памяти, но они актуальны прежде всего для оценки уровня готовности ребёнка к обучению в школе.

Для тренировки слуховой и ассоциативной памяти у ребёнка можно использовать игру «Опиши меня». Для этого взрослый называет какой-либо предмет или животное, а ребёнок должен представить его и назвать разные его вид, признаки, действие, особенности, звуки. Например: котёнок – маленький, тёплый, пушистый, шерстка длинная, густая, может мурчать вот так: «Муррр». Может мяукать вот так: «Мяу».

Взрослым рекомендуется научиться прислушиваться к звукам, окружающим нас и воспринимаемым как фон. Попробуйте выделять их по отдельности и мысленно повторять, стараясь быть как можно точнее. Это тренирует и внимание, и слуховую память.

Очень эффективны занятия на игровых тренажёрах онлайн . Так, благодаря занятиям на тренажёре «Звукварь» улучшается способность удерживать звуковую информацию и развивается музыкальный слух. Регулярные пятнадцатиминутные занятия приносят ощутимые результаты.

Причины плохой памяти

Если человек плохо запоминает лица или в метро и подземных переходах путается в направлении, возможно, у него появляются проблемы с ЗП. Бывает, что травма головы в области затылка приводит к потере зрительной памяти. Кроме этого, сюда можно отнести и такие моменты, как:

  • ухудшения ЗП с возрастом;
  • перегрузка мозга избыточной информацией;
  • недостаток в продуктах питания жирных кислот.

Логическое мышление — что это такое и как его развить у взрослого и ребенка

Курение, наркомания и алкоголизм заметно снижают визуальное запоминание.

Важно! Болезни, связанные с нарушением мозговой деятельности, также могут привести к ухудшению ЗП. Например, к ним относятся болезни Паркинсона, Альцгеймера, инсульт, опухоли головного мозга.


Ухудшение визуальной памяти

Виды зрительной памяти

Как гласит китайская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Зрительное запоминание можно классифицировать по следующим параметрам:

  • длительность сохранения и закрепления образа;
  • постановка цели;
  • способ запоминания.

Продолжительность работы с образом для запоминания может быть кратковременной или длительной. Кратковременная – подразумевает только факт фиксации, а длительная – закрепление картинки в памяти на долгий срок.

Целевая постановка бывает двух видов:

  • преднамеренная – когда для достижения поставленной цели запомнить что-либо используются специальные методы;
  • непреднамеренная – конкретной цели запомнить нет, а фиксация образов происходит без дополнительных усилий.

Доказано. Запомнить, как выглядит картинка сложной формулы (её визуальный вид целиком), легче, чем уложить в памяти её подробное написание.


Отдельные виды ЗП

Особенности зрительной памяти

Учёные выделяют следующие особенности ЗП для различных моментов:

  • гендерные;
  • возрастные;

При подробном рассмотрении можно выявить у каждого вида свои отличительные черты.

Гендерные

Рассматривая уровень развития визуальной памяти по половому признаку, специалисты отметили, что у девочек он выше. Очевидно, это связано с тем, что у них очень богатое воображение. Они активно используют образы: наряжают кукол, играют в «магазин», «шопинг», «переодевания». Мальчишки увлекаются подвижными играми. Впоследствии девочка, превратившись в женщину, продолжает замечать любую мелочь. Мужчины же склонны рассматривать образ целиком.

Возрастные

Психология детей и подростков на определённом этапе развития позволяет наблюдать у них эйдетическую память.

Внимание! Это одна из разновидностей ЗП, которая является умением видеть предмет после того, как его уже нет в поле зрения.

Подобный возрастной феномен позволяет обладателю на пустом листе видеть ранее увиденную картинку и может быть как явным, так и скрытым. В первом случае реально не существующую картинку наблюдают с открытыми глазами, во втором – для этого нужно закрывать глаза и сосредотачиваться. Иногда и взрослый человек наделён такими способностями.


Образная память

Распределяя такой способ запоминания по степени взросления, выделяют фазы:

  • Дошкольная (максимальная) – происходят изменения строения глаз, снижение важности тактильных ощущений, возрастающая подвижность у детей 3-4 лет. Они визуально фиксируют весь предмет, в 5-6 лет дошкольник уже может, рассматривая объект, отмечать в памяти отдельные детали;
  • Младшего школьника (произвольная) – объём ЗП увеличивается в связи с постановкой ребёнку задачи выучить что-то наизусть, происходит осознанная работа с визуализацией;
  • Подростковая (отложенная) – работа с визуальными образами отодвигается логикой на второе место, мышление определяет цель визуализации и её целесообразность;
  • Взрослая – в этом возрасте работа зрительной памяти напрямую зависит от жизненного уклада и профессии.

Интересно. Объём зрительной памяти у любителей подвижного образа жизни в несколько раз выше, чем у домоседов. Это связано с большим объёмом поступающей визуальной информации, которая может сохраняться, как непреднамеренно, так и преднамеренно.

Что она собой представляет

Зрительная память – это способность получать и сохранять визуальные образы, а также воспроизводить их в сознании, оценивать и комментировать. Человек способен сохранять воспоминания об однажды увиденном долгое время, затем рассказывать об этом в подробностях, ориентируясь на сохранившееся изображение, а также на некоторые тактильные ощущения – звук, цвет, запах, фактуру и так далее.

Нельзя четко отделить эту форму памяти от остальных ее видов, так как все они органично связаны между собой и существуют в тесной синергии. Наше зрение играет огромную роль в развитии человека, позволяя нам совершенствовать свое воображение. Оно дает возможность мысленно воспроизвести уже виденный объект или событие, а затем нарисовать в воображении нечто совершенно новое. То есть память играет непосредственную роль в анализе событий, развитии логики и творческих способностей.

Она не бывает одинаковой у всех людей, но ее можно развивать и совершенствовать. Ребенок рождается без каких бы то ни было знаний об окружающем мире, но его органы чувств позволяют начать изучение, а способность запоминать фиксирует полученные данные и сохраняет самые яркие и необходимые воспоминания. Чем больше информации получит мозг, тем большее ее количество может в нем сохраниться.

Считается, что 80% информации человек получает от зрения, поэтому развивать свои способности можно и нужно. Наличие отличной памяти помогает в обучении, позволяя быстро и эффективно усваивать учебный материал. Она способствует качественной работе, так как ускоряет обработку полученной информации, стимулирует рост творческого потенциала, изобретательности.

Объем зрительной памяти – важный показатель, который определяет способности человека к запоминанию. Выявить ее можно при помощи теста с линиями или спичками. Чем больше подробностей удастся запомнить, тем больше объем она имеет.

Способы диагностики

Определить, плохая визуальная память или хорошая, можно с помощью тестов. Их проводят самостоятельно или доверяют это психологу. Основой любых тестов являются картинки. Акценты расставляются на количество нарисованных предметов, их расположение и мелкие детали. Простое упражнение, которое выполняется с помощником:

  • раскладывают на столе 10 мелких предметов;
  • в течение одной минуты внимательно запоминают их;
  • после чего, закрывают глаза, а помощник убирает один из предметов и изменяет месторасположение оставшихся.

Тестируемый должен открыть глаза и сказать, какого предмета не хватает.

Как развивать зрительную память

Если тесты показывают низкую способность запоминать кратковременно увиденную картинку, то как развить зрительную память? Чтобы её улучшать, есть способы.

Человек может улучшить визуальную память, занимаясь упражнениями типа:

  • разгадывание ребусов, головоломок и нахождение различий в рисунках – подобные игры полезны в любом возрасте;
  • разбивка образа на детали – запоминание отдельных фрагментов после визуального разделения позволяет быстрее зафиксировать в памяти весь образ;
  • словесное выражение изображения – при разбивке образа можно в словах подробно описать каждый фрагмент, слова, зафиксированные в определённом порядке, помогут вспомнить образ;
  • развитие синестетического восприятия – связывание визуальных картинок с органами чувств, создание ассоциаций: красный цвет – сладкий на вкус, синий цвет – пахнет морем, ёжик – колючий на ощупь и т.д.

ЗП в любом возрасте является отличным помощником для передвижения, общения и творчества. Она незаменима в повседневной жизни, полноценное развитие личности без визуальной памяти невозможно, поэтому обязательно ее тренировать.

Кто из великих обладал эйдетической памятью?

Многие великие люди обладали даром эйдетической памяти. Это помогало им держать в голове, комбинировать и анализировать огромное множество различной информации в тех сферах деятельности, которыми они занимались. Такое качество было чрезвычайно полезно в эпоху, когда еще не существовало персональных компьютеров. Вот лишь некоторые из таких людей:

Сергей Рахманинов, русский композитор и пианист. Единожды взглянув на незнакомые ноты, мог абсолютно точно сразу сыграть любую сложнейшую музыкальную композицию.

Никола Тесла, физик-электротехник. Никогда не пользовался записями, поскольку все держал в памяти.

Иоанн Павел II, Папа Римский. Свободно владел 21 языком.

Сенека, римский философ. В точной последовательности называл по памяти две тысячи прочитанных слов, часто даже не связанных по смыслу.

Уинстон Черчилль, британский политик. Наизусть знал всего Шекспира.

Генрих Шлиман, археолог. За полтора месяца изучал любой иностранный язык.

Пол Морфи, шахматист. Помнил все ходы сыгранных им партий.

Дэниел Таммет. Способен назвать более 22 тысяч знаков числа π после запятой.

Александр Суворов, русский полководец. Знал в лицо и по именам каждого солдата своей армии, состоявшей из 24 тысяч человек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]