Конспект урока по обществознанию «Положение человека в обществе»план-конспект занятия по обществознанию (5 класс) по теме

Место человека в обществе

Социум состоит из многочисленных групп людей, общественных организаций, отдельных личностей, связанных между собой отношениями. Эти взаимоотношения регулируются социальными нормами — правилами поведения, принятыми в обществе. Но эти правила не для всех одинаковые, то, что можно одним людям — другим запрещено.

Полицейский может носить при себе оружие, применять силу по отношению к нарушителям общественного порядка, но это вовсе не значит, что такие права есть у всех остальных членов общества. Разобраться в многообразных правах и обязанностях людям помогают социальные статусы и социальные роли. Они зависят от возраста, финансового и семейного положения личности, уровня образования, профессии. Социальные статусы и роли меняются по мере взросления человека, его карьерного роста, получения им доступа к власти.


()

Социальным статусом называется положение, занимаемое личностью в обществе. Это положение накладывает на индивида ряд обязанностей, прав, привилегий.

Пример.

  • Александра Ивановна является продавцом, это один из ее социальных статусов. Он накладывает на женщину определенные обязанности: находиться в магазине с 8 утра до 6 вечера, продавать людям различные товары, консультировать покупателей о качестве или иных характеристиках продукции. Наряду с обязанностями у Александры Ивановны есть права: получать заработную плату, брать раз в году оплачиваемый отпуск, выходить на больничный в случае проблем со здоровьем.
  • Саша Иванов – ребенок семи лет, эта характеристика является социальным статусом человека. Саша имеет права: на заботу родителей, их любовь, предоставление ему одежды, еды, игрушек, книжек и всего, в чем Саша нуждается. Но вместе с правами у Саши есть некоторые обязанности: слушаться родителей, учиться в школе.
  • Владимир Алексеевич является дедушкой — это один из его социальных статусов личности. Владимир Алексеевич имеет право видеться с внуками, покупать им подарки, делиться с ними своим жизненным опытом. В его обязанности входит забота о внуках, когда рядом с ними нет родителей.

У одного и того же индивида может быть несколько десятков социальных статусов, которые налагают на него некоторые права и обязанности. Для каждого социального статуса принята своя манера поведения, которая называется социальной ролью. Даже по одежде, в которую одет индивид, можно понять о его социальной роли, ожидать от него определенного поведения в обществе. Видя военную форму, докторский халат, строгий деловой костюм можно догадаться о социальном статусе данной личности.

Это интересно! В недавнем прошлом, еще около 200 лет назад по женской одежде можно было понять: замужем женщина или нет, какой доход у ее семьи, из какого она социального класса, откуда родом. Время изменилось и сегодня правила ношения одежды уже не такие строгие, но внешний вид человека до сих пор может рассказать о нескольких социальных ролях личности.

Разновидности положения в обществе

Пытаясь распознать, что такое социальный статус, следует ознакомиться с его классификацией. Любое положение индивидуума в жизни общества можно отнести к двум основополагающим типам. Первый вид представляет собой постановки, предписанные человеку независимо от его желания, возможностей и финансовых составляющих. К ним относят пол, место рождения, национальные признаки, этническое происхождение. Второй тип – это достигаемый социальный статус или приобретённый, как нередко о нём говорят. Именно от желания и способностей человека напрямую зависит достижение ним поставленных целей и вершин. Ведь мужьями, лидерами, докторами наук, футболистами, писателями или инженерами не рождаются, ими становятся.

Что такое социальный статус

Понятие социальный статус определяет занимаемое положение, а также отражает иерархичность структуры всей группы. Статусная характеристика не во всем зависит от прилагаемых индивидуумом усилий, ее определяет окружающее общество, наделяя или лишая каких-то функций на основании не всегда объективных факторов. Стоит отметить, что занимаемый социальный статус не является статичным понятием и изменяется в соответствии с внешними обстоятельствами или по решению, принятому самим человеком. Также статус может прекратить существовать полностью, если человек покидает данную общественную группу или перестает строить свою деятельность на основании правил, которые управляют поведенческими проявлениями людей.

Повышение социального статуса возможно при самостоятельных стараниях и стремлениях человека (получение дополнительного образования, создание общественного движения, увеличения количества выполняемых заказов), а также в силу социальных процессов (военные конфликты, смена и захват власти, гибель вышестоящих).

Статусы одного человека подразделяются на личные и социально-общественные, что обуславливается вхождением человека одновременно в общественные группы различного масштаба. К личным статусам причисляется занимаемое человеком место в малой группе (семья, ближайшая группы сверстников, коллектив и т.д.). Занимаемое положение тут регулируется личностными качествами и умением выстраивать прочные и продуктивные межличностные связи. Чем лучше воспринимают человека окружающие, чем большее количество позитивных эмоций испытывают в его сторону, тем выше его статус. Скорректировать свое занимаемое место в малой группе достаточно просто, тут характерно частое изменение положений, что во многом определяется эмоциональностью восприятия и отражает взаимоотношения и их процессы.

К общественно-социальному положению человека относится занимаемое им место в большой группе людей, выделяемой на основании определенных категорий (пол, нация, религия, профессия, место проживания и т.д.). Восприятие качеств и характеристик личности на данном уровне регулируется не самой группой людей и их воздействием, а общемировым положением данной социальной категории в обществе. Именно отсутствием гибкости в данном вопросе и масштабностью восприятия объясняется уничижительное отношение на основании их расы, притеснение прав и свободы на основании половых признаков и религиозных предпочтений.

Виды и примеры

В целом разновидностей очень много, поэтому лучше представить в качестве следующей классификации:

  1. Предписанный. Сюда входят биологические заданные характеристики (например, пол, национальность, возраст). То есть его человек получает не зависимо от желания и прилагаемых усилий. Главное отличие состоит в том, что их невозможно выбрать и они никак не корректируются на протяжении жизни. В некоторой степени предписанный статус даже обуславливают поведение человека, его мировоззрение.
  2. Приобретенный. Его индивид получает в результате каких-то событий, но не по личной воле (например, бабушка, свекр, брат, теща и т.д.). То есть для этого он не прилагает никаких усилий.
  3. Достигнутый. Является разновидностью приобретенного. Главной отличительной чертой является то, что его получают в результате осознанного стремления и вкладываемых усилий. В большей степени данный вид отражает профессиональные категории (директор, психолог, доктор наук, учитель, профессор и т.д.). Для повышения или понижения данного вида требуется своевременно реагировать и изменять свое поведение в соответствии с ситуацией.
  4. Главный. Чаще всего в данном случае рассматривается профессия человека, в связи с тем, что он имеет большое значение, оказывает непосредственное влияние на его возможности и окружение. Также нужно ориентироваться на особенности культурной среды человека и окружающую его действительность.
    Так, например, в странах с патриархальным строем для женщины главным статусом становится половая принадлежность.
  5. Второстепенный. Сюда относят то, что человек может сменить несколько раз за сезон или даже за день. Чаще всего отличаются незначительностью для него. Примером могут служить покупатель в магазине, зритель в театре, пассажир трамвая.

Существует еще одна классификация, которая не менее важна и стоит обособленно от вышерассмотренной. Социологи выделяют такие виды как:

  1. Высокий. Это хорошее положение в обществе, которое ценится социальной группой. В современном мире высокий статус отвечает следующим требованиям: наличие имущества, гражданства в развитой или развивающейся стране, высшего образования, хорошего уровня стабильного дохода, финансовых запасов. Чаще всего также отличается связями с авторитетными людьми и властью.
  2. Низкий. В данном случае положение человека в обществе незначительно, это осознает и как сам человек, и социальная группа. Как правило сюда относят отсутствие какого-либо имущества и места жительства, отсутствие образования или его низкий уровень, маленький доход или безработность.
    Чаще всего сюда также относят людей, которые нарушают закон или имеют явные проблемы с алкоголем, наркотиками.

Какие три социальных статуса считаются прирожденными? Прирожденными можно называть только следующие три предписанных статуса:

  • пол,
  • раса,
  • национальность.

Так, например, азиат , характеризует расу.

Женщина , отражает половую принадлежность человека.

Русский , определяет национальность.

Все перечисленные категории заданы биологически, человек не может выбрать или скорректировать их, наследует их не по собственному желанию.

О сильных и слабых сторонах обыденного мировоззрения читайте здесь.

Причины разрыва между поколениями

Молодые люди, подростки часто обижаются на старшее поколение за множество запретов и ограничений, вводимых по отношению к ним. Психологи называют это разрывом связей между поколениями. Но когда родители запрещают подросткам смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, употреблять алкогольные напитки, задерживаться в компании друзей – они просто исполняют свои социальные роли. Родители проявляют строгость не из-за жесткого характера или отсутствия любви по отношению к своим детям, а из-за долга по отношению к ним.


()

Подростки мечтают быстрее вырасти, дают себе обещание никогда не поступать таким же образом по отношению к своим будущим детям, мечтают, что когда станут взрослыми, будут разрешать своим детям все, что угодно. Но повзрослев, подростки меняют свой взгляд на мир и став родителями так же проявляют некоторую строгость по отношению к своим детям. Проблема разрыва связи между поколениями приводит к отсутствию взаимопонимания между старшими и младшими, чтобы это исправить нужно, чтобы каждый постарался поставить себя на место другого.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

примеры социального статуса

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека — школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

социальный статус человека примеры

Это некая характеристика человека по его профессиональным качествам, материальному и семейному положениям, возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

↑ Понятия «Человек, индивид, индивидуальность, личность». Соотношение понятий.

Человек

– целостное биопсихосоциальное существо, связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Человек – субъект общественно-исторического развития, создатель материальных и духовных ценностей. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду.
Индивид
(от лат. individuum – неделимое, особь) отдельно взятый представитель всего человеческого рода.
Индивидуальность
(от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие “индивидуальность”, напротив, выделяет человека из сообщества других людей.
Личность
(англ. personality; от лат. persona – маска актера, роль) – 1) особые качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) Соотношение понятий
«индивид», «индивидуальность», «личность»
может быть выражено формулой:
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Особо значимый период в развитии личности – подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.

Тест по теме «Человек, индивид, индивидуальность, личность».

ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.ЗАДАНИЕ 4.
ЗАДАНИЕ 5.ЗАДАНИЕ 6.ЗАДАНИЕ 7.ЗАДАНИЕ 8.ЗАДАНИЕ 9.ЗАДАНИЕ 10.ЗАДАНИЕ 11.ЗАДАНИЕ 12.Потребности человека

ВИДОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ
ФизиологическиеПища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

ЗАДАНИЕ 13.
ЗАДАНИЕ 14.ЗАДАНИЕ 15.ЗАДАНИЕ 16.ЗАДАНИЕ 17.ЗАДАНИЕ 18.ЗАДАНИЕ 19.ЗАДАНИЕ 20.

Социальные роли и возраст

Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:

  • Младенчество;
  • Дошкольный возраст;
  • Младший школьный возраст;
  • Подростковый возраст;
  • Юношество;
  • Зрелость;
  • Средний возраст;
  • Пожилой возраст;
  • Старость.


()

В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.

Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:

  • Сын/дочь;
  • Лидер/изгой;
  • Брат/сестра;
  • Домохозяйка/хозяин;
  • Ученик/ученица;
  • Спортсмен/спортсменка;
  • Друг/подруга;
  • Читатель/писатель;
  • Видеоблоггер;
  • Отличник/хорошист/троечник;
  • Юноша/девушка;
  • Призывник (для военкомата);
  • Художник;
  • Музыкант;
  • Танцор.

За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.

Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала. Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.

Виды ролей. Классификация социальных ролей

Социальные роли попытался систематизировать Т. Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность.

Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения.

Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

Масштаб.

Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются более глубокие и всеобъемлющие отношения; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни ребенка.

4. Формализация.

Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами.

Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения.

Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация.

Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение ипризнание. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Классификация ролей. В настоящее время существует достаточно много классификаций видов ролей. Так выделяют социальные роли,

обусловленные место индивида в системе объективных социальных отношений (роли профессиональные, гендерные, половые, возрастные, социально-демографические и др.), и
роли межличностные
, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный, предпочитаемый и др.).

В отличие от социальных ролей, права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, зависят только от индивидуальных особенностей людей, их чувств и предпочтений. Т. Шибутани указывает, что в зависимости от условий деятельности, личность может выполнять различные роли. Так, в ситуациях сотрудничества это могут быть следующие роли — коллега, партнер, помощник, клиент, соратник.

При распределении же в группе авторитета и власти – лидер, герой, последователь; в ситуациях конкуренции — соперник, союзник, арбитр. Выделяют также роли институциализированные

(официальные, конвенциальные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и
стихийные
, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

Нередко роли разных людей тесно взаимосвязаны и скоординированы (например, мать—дочь, преподаватель—студент, продавец—покупатель, врач—пациент, священник—прихожанин); такие роли называются реципрокными.

Что такое статус?

По определению, социальным статусом считается положение, занимаемое человеком (или социальной группой) в обществе

На бытовом уровне социальный статус считается важной частью самоопределения человека. Представление о положении в обществе на некоторых этапах развития личности помогает ставить цели и обозначать необходимый для их достижения круг задач

Философская энциклопедия трактует статус как позицию человека в общественной системе. Позиция определяется по системе экономических, профессиональных и этических признаков. В зависимости от того, наследуется ли признак (как, например, пол, раса) или приобретается в ходе жизни (например, профессиональный опыт, личные достижения), выделяют предписанный и достигаемый статусы. Соответственно, предписанные статусы человек получает по факту рождения – принадлежность к определенному полу, национальности, расе, заданным биологически помимо человеческой воли и сознания. Достигаемые же статусы приобретаются человеком благодаря определенным усилиям – квалификация, образование, должность и т.п. Считается, что, чем свободнее общество, тем более важную роль играют достигаемые статусы, и менее важную – предписанные.

Положение в обществе тесно связано с социальной ролью, другими словами, с работой, выполняемой на благо людей. Стоит отметить, что понятие статуса и указанные выше признаки постоянно меняются.

Так, статус войскового офицера русской императорской армии век назад связывался с доходами выше среднего, всесторонним образованием по стандартам строже мировых и жестким кодексом чести. К середине 1980-х значительная часть офицеров армии СССР служила вдали от крупных городов, но обеспечивалась жильем. Размер жалования зависел от рода войск и места службы, однако доход был значительно выше среднего. Образование по-прежнему считалось лучшим. Кодекс чести хоть и соблюдался, но считался пережитком.

Сейчас войсковые офицеры материально обеспечены на среднем уровне, а местами и ниже. Образование на среднем уровне, а пресловутый кодекс чести восстанавливается.

Российские ветеринары, 100 лет назад входившие в элиту наравне с офицерами, сейчас на полном самообеспечении. Но так было далеко не всегда. Так, в начале прошлого века российские ветеринары при поступлении на государственную должность получали жилье и средства на самостоятельное оборудование лечебницы. Предварительно они обучались в лучших высших учебных заведениях и получали моральную закалку. Ведь работать приходилось буквально «у черта на куличках». После первой Мировой войны ветеринаров приходилось искать по всей стране. Специалистов не хватало настолько, что началась животноводческая катастрофа, и в конце 1920-х гг. ветеринарную службу передали в НКВД. Ветврачам присвоили офицерские звания, обеспечили соответствующим жалованием и даже пайками. Уровень образования упал.

К середине прошлого века уровень официальных доходов ветеринаров снизился, образование — тоже. Осталась только моральная закалка. В последнее время уровень образования ветеринаров поднимается, но неравномерно. Моральная закалка почти исчезла, а официальные доходы ниже среднего.

С подобной ситуацией сталкиваются представители других специальностей. Так, инженеры век назад были далеки от государственной элиты. Они получали разнообразное образование, определявшее уровень доходов. И, увы, были лишены как этической общности, так и понятия цехового кодекса. Поэтому одни подняли в воздух крупнейший по тем временам самолет «Илья Муромец», а другие ломали голову над повышением эффективности прессов для выдавливания масла. С оплатой, соответствующей задаче.

Поставленная перед представителями профессии социальная или трудовая задача в итоге определяет престиж. Он выступает одним из основных критериев социального статуса.

Однако статус не ограничивается всем выше перечисленным

Человеку важно проявлять положение в обществе не только в ближнем окружении. Поскольку люди – существа в том числе общественные, то проявления статуса нацелены прежде всего наружу, на других членов общества

Чтобы они оценили.

Базовые характеристики социальных ролей

Базовые характеристики социальных ролей выделил в середине XX века американский социолог Толкотт Парсонс.

Им были предложены четыре характеристики, присущие всем ролям:

o Масштаб роли

o Способ получения роли

o Степень формализации роли

o Вид мотивации роли

Коснёмся этих характеристик немного подробнее.

Масштаб роли

Масштаб роли зависит от того, каков диапазон межличностного взаимодействия. Если он велик, то велик и масштаб роли.

Например, супружеские социальные роли отличаются огромным масштабом, т.к. между супругами имеется широкой диапазон взаимодействия. С одной точки зрения, их отношения являются межличностными и основывающимися на эмоциональном и чувственном многообразии, но с другой – их отношения регулируют нормативные акты, и в некоторой степени они формализованы.

Обе стороны такого социального взаимодействия интересуются всевозможными сферами жизни друг друга, а их отношения практически ничем не ограничиваются. В иных же ситуациях, где отношения строго обусловлены социальными ролями (клиент-сотрудник, покупатель-продавец и т.п.), взаимодействие осуществляется исключительно по конкретной причине, а масштаб роли сведён к небольшому кругу соответствующих ситуации вопросов, а значит, является очень и очень ограниченным.

Способ получения роли

Способ получения роли находится в зависимости от того, какова вообще степень неизбежности для человека конкретной роли.

Например, роль юноши, мужчины или старика будет автоматически определена возрастом и полом, а для её приобретения не требуется никаких усилий, хотя проблема может заключаться в соответствии человека своей роли, являющейся данностью. А если говорить о других ролях, то порой их нужно достигать и даже завоёвывать в процессе жизни, предпринимая для этого конкретные целенаправленные усилия. К примеру, роли профессора, специалиста или даже студента нужно достигать. Большая часть социальных ролей связана с достижениями людей в профессиональной и других сферах.

Степень формализации роли

Формализация является описательной характеристикой социальной роли и определена спецификой межличностного взаимодействия

, когда один человек взаимодействует с остальными.

Какие-то роли могут предполагать установление лишь формальных отношений между людьми, и отличаются специфическими правилами поведения; другие могут основываться на неформальных отношениях; а третьи вообще будут сочетанием особенностей первых двух.

Согласитесь, что взаимодействие нарушителя правопорядка и полицейского должно определяться комплексом формальных правил, а отношения между влюблёнными, напортив, должны основываться на чувствах.

Это и есть показатель формализации социальных ролей.

Вид мотивации роли

То, чем мотивирована социальная роль, будет зависеть от мотивов каждого конкретного человека и его потребностей.

Разные роли всегда будут обуславливаться разнообразными мотивами. Так, когда родители пекутся о благе своего ребёнка, они руководствуются чувствами заботы и любви; когда продавец стремится продать товар клиенту, его действия могут определяться желанием увеличить прибыль организации и заработать свой процент; роль человека, бескорыстно помогающего другому, будет основываться на мотивах альтруизма и совершения благих поступков и т.д.

Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения!

Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли.

Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание. И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).

Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь.

Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией. Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль. Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.

Таким образом, человек, желающий измениться, начинает поступать по-новому

даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.

Конкретный выбор сти­ля общения определяется многими факторами: личностными осо­бенностями человека, его мировоззрением и положением в общест­ве, характеристиками этого общества и многим другим.

Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить. Од­нако если исходить из того, что стиль общения — это просто боль­шая готовность человека к той или иной ситуации, то можно гово­рить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуаль­ным, манипулятивным и гуманистическим

.
Ритуальный стиль по­рождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный — дело­выми, а гуманистический — межличностными.
В дальнейшем мы будем исходить из того, что стиль общения — это скорее предрасположенность к определенному общению, направ­ленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как чело­век склонен подходить к большинству ситуаций.

Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном ма­нипулятивный стиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.

Ритуальное общение.

Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком обще­нии является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала.

В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, под­час очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некото­рая «маска» с заранее заданными свойствами Эти ритуалы требуют от участников только одного — знания правил игры. В подобном стиле осуществляются многие контакты, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодер­жательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформа­тивны, не имеют и не могут иметь никакого результата.

Например, день рождения.

Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3—4 раза в год, сидят по несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, это абсо­лютно бессмысленная трата времени, которая должна вы­зывать только раздражение.

Случается и такое, но гораздо чаще мы получаем от такого рода встреч удовольствие. Зачем нам это нужно?

Описанная ситуация — типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей груп­пой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повыше­ние самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер — лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности не­существенны.

Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно — его компе­тентность относительно конкретного ритуала.

Вспомним широко известное выражение, что зануда — это человек, который в ответ на вопрос. «Как живешь9», начи­нает подробно рассказывать, как он живет. Иными словами, мы понимаем или воспринимаем человека как зануду только тогда, когда он выходит за рамки ритуала. Если же он не выходит за них (например, на сакраментальный вопрос отвечает «нормально «), то мы о нем не можем сказать ни­чего конкретного, да это нам и не нужно.

В ритуальном общении для нас существенно следование роли — социальной, профессиональной или межличностной.

Скажем, на вопрос: «Как живешь?» надо отвечать что-то вроде: «нормально», «прекрасно», «отлично»и т.д., а вот ответ: «отвратительно», предполагающий в дальнейшем во­прос: «А что так?» и последующую беседу на эту тему, — это уже выход из ритуала приветствия и переход к другому общению.

Человек, отвечающий, что он живет отвратитель­но, уже выходит за рамки своей ритуальной роли.

Для ритуального общения очень важно, с одной стороны, пра­вильно распознать ситуацию общения, и представить себе, как в ней себя вести — с другой.

Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, сто­ит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит


десять минут, полчаса. Человек не распознает ситуацию, в которой должен происходить ритуал прощания, а продол­жает существовать в ситуации «застольной беседы «.
Гость не выполняет ролевые ожидания и его начинают воспри­нимать как надоедливого, назойливого человека.

Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ри­туальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участ­вуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практи­чески не осознавая, что мы делаем.

Мы много раз здороваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в одной организации, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем у них «Как дела?», узнаем, что нормально, гово­рим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит «, смеемся.

И такое общение человеку тоже необходимо — представьте себе, какова была бы ваша ре­акция, если вдруг все перестали бы с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистичес­кая, так как лишение человека этого ритуала прямо свиде­тельствует о социальной изоляции и воспринимается им в качестве таковой.

Отсюда следует, насколько большое значение человек придает ритуальному общению. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни.

Оно бывает лишь прологом к другому общению — манипулятивному.

Манипулятивное общение.

Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.

Что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятивном общении? Только то, что поможет достижению цели. В манипулятивном общении мы «подсовываем» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент.

И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипуля­тором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Не следует делать вывод, что манипуляция — это негативное явление.

Огромное количество профессиональных задач предпола­гает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, уп­равление всегда включают в себя манипулятивное общение.

Имен­но поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Манипулятивное общение — чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует со­вместная деятельность. Важно помнить об одном существенном мо­менте — отношении человека к манипулятивному общению и об­ратном воздействии манипулятивного стиля.

Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководи­теля среднего ранга, которому часто звонят по телефону.

Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппо­нента выше — один тон, если ниже — другой. Это типич­ный пример манипулятивного общения, и каждый про себя будет объяснять, что «так и надо, иначе ничего не сдела­ешь». Однако многим это неприятно.

И, наконец, существует обратное влияние манипулятивного об­щения на личность, которая его использует.

Существует манипуля-тивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хоро­шей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятив­ное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).

Гуманистическое общение.

Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потреб­ность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманисти­ческого общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом об­щения является не поддержание социальных связей, как в ритуаль­ном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Ситуации гуманистического общения всем известны — это ин­тимное, исповедальное, психотерапевтическое общение.

Оно связано с настроенностью и целями партнеров. Но здесь следует указать на ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.

Например, телефонисты справочных служб раздражают­ся на тех клиентов, которые, вместо того чтобы быстро задать вопрос, пытаются сначала вступить с ними в довери­тельное общение: представиться, познакомиться, рассказать о своих проблемах, причинах обращения в справочную службу и т.д.

Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (ин­дивидуальностью, настроением, отношением к партнеру).

Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социаль­ной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным (т.е. связанным с жизнью и отно­шениями людей в обществе). Однако в данном общении (больше, чем в других видах) прослеживается зависимость от индивидуаль­ности. В гуманистическом общении партнер воспринимается це­лостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.

Например, мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайного попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли.

При этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой как человек сек­ретарша нашего руководителя, с которой мы «общаемся » чуть ли не ежедневно уже много лет подряд.

Наш попутчик, с которым мы откровенно поговорили, пытаясь понять друг друга и не преследуя больше никаких целей (какие могут быть «дела» с незнакомым человеком), «открылся » нам, мы его «почувствовали «.

А общение с секре­таршей всегда носит в той или иной степени манипулятивный характер, следовательно, и воспринимаем мы ее очень ограниченно — только по отношению к тем функциям, которые она должна выполнять в наших делах.

Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия — самый эффективный из всех воз­можных механизмов.

Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.

Иерархия статусов

Статусы в общественной структуре неравны. В общественном сознании индивиды и группы сравниваются по своим статусным признакам и располагаются в иерархическом порядке. Социальный престиж статусов, их иерархия формируются под влиянием следующих факторов:

  • реальной значимости того или иного статуса для общества;
  • системы ценностей, исторически сложившейся в данной культуре.

Типы иерархии:

  • межгрупповая – охватывает различные группы в рамках общества;
  • внутригрупповая – ранжирует индивидов в рамках одной группы.

Позиция статуса в иерархии называется статусным рангом. Он определяет уровень этого статуса – высокий, средний или низкий. Множественность статусов индивида нередко порождает их несовпадение (несоответствие). Оно проявляется в тех случаях, когда человек занимает разные статусные позиции в разных социальных группах и ему приходится выполнять противоречащие друг другу функции, права и обязанности.

Понятию социального статуса родственно понятие социальной роли. Однако между ними имеются существенные различия. Если социальный статус определяет занимаемое человеком место в обществе, то роль характеризует социальные ожидания на основании этого статуса. В ситуациях несовпадения, несоответствия статусов может возникнуть ролевой конфликт.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех старших классов перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Примеры из жизни

Люди обладают разными статусами – это легко проиллюстрировать простыми примерами.

Пример 1

Когда ребёнок рождается, у него появляется национальность, гражданство, присваивается неизменный статус сына, дочери, девочки, мальчика. В школьном классе он приобретает положение ученика, в университете — студента. Получив профессию, становится учёным, юристом, экономистом, строителем. Количество достигаемых позиций постоянно увеличивается. Задействовав политические ресурсы, силу воли, опыт человек может взойти наверх социальной лестницы или наоборот, скатиться вниз, снизив уровень приобретённого статуса.

Пример 2

Положение человека определяет его статусный набор. Например, мужчина русской национальности, сорока лет, работающий преподавателем в университете, имеет жену, мать и сына. Кроме этого он является православным христианином и членом редколлегии. Каждый день он вступает в разные связи, выполняет обязанности и защищает права, сохраняющие его положение.

Отношение к нему строится из того, как он играет свою социальную роль и отражается в характеристиках:

  • хороший родитель;
  • отличный семьянин;
  • преданный друг;
  • любящий сын;
  • строгий преподаватель.

Статусный набор человек определяет его положение в обществе

От этих показателей зависит престиж и авторитет человека, но решающее значение для определения места в социуме, чаще всего имеет главный статус — должность.

Расстановка в обществе по социальному статусу

Для благополучного функционирования общественной системы требуется достаточный уровень мобильности трудовых ресурсов, что приводит к приоритетной выраженности ориентирования на личные характеристики индивидуумов, на смену одного статуса другим приложенными усилиями. Между тем движение по статусной лестнице вверх находится под постоянным контролем всего социума с целью соблюдения принципов справедливости, которые позволяют приобрести высокое положение в обществе только тем людям, кто смог проявить себя по-настоящему. Тем, кто не смог найти свою успешную «среду», придётся заплатить неконкурентоспособностью и несостоятельностью в новых ролях.

социальный статус женщины
Отсюда следует огромная численность людей, которые находясь в сложившейся ситуации, не испытывают чувства удовлетворения.

Что такое статусная несовместимость

Статусная несовместимость – разное положение индивида в социальных группах. В одном обществе он находится на хорошем счету, занимая высокие позиции, пользуется уважением и властью. Среди членов другой социальной группы он располагается на низшей ступени иерархии. Примером служит банкир, социальное положение которого обязывает руководить тысячами подчиненных. Они уважают его, ценят и даже боятся. Дома же жена всячески его унижает, не опирается на его мнение. Подобное отношение складывается и у детей в сторону отца.

Неуважение супруги

Дополнительная информация. Если человек завис в промежуточном положении, возникает предпосылка для развития маргинальности. Это происходит, когда индивид условно находится в определенной группе, но не принимает ее ценности, существует на грани. Или он вышел из одного общества, отказавшись подчиняться его порядкам, а подходящее так и не выбрал. Он живет, опираясь на собственные нормы и правила, пытаясь совместить их со сложившимся укладом социума. Такое положение чревато развитием психических расстройств.

Люмпены – еще один тип людей, безуспешно покинувших социальную группу. Они потеряли свое положение и не обрели новое, оказавшись за бортом жизни. Это люди, находящиеся вне классов и слоев общества.

Статусная несовместимость часто возникает при попытке человека продвинуться вверх по иерархии, созданной в обществе. Он отрывается от друзей, меняет круг общения, но необязательно его принимают и ценят, несмотря на достижения в профессии. Человек растет по карьерной лестнице, при этом коллектив не испытывает к нему уважения, а всячески презирает. Он раздражается, мучается от этого, ругается с женой. Супруга, в свою очередь, также может изменить отношение к партнеру, опираясь на его поведение: начинает его избегать, игнорирует замечания, проявляет меньше внимания. Так, высокий статус, обеспеченный занимаемой должностью, сочетается с низким положением в коллективе и в роли мужа.

При статусной несовместимости индивид не пользуется правами, данными ему в одном обществе, находясь в другой социальной группе. Они вступают в противоречие. Депутаты, призванные представлять интересы народа, не могут заниматься бизнесом, извлекая прибыль. Или краткий пример, когда женщина желает совмещать работу и материнство и не может проявить себя одинаково хорошо в обеих ролях. Стереотипное мнение навязывает ей образ домохозяйки, с чем она пытается бороться. Она становится успешным работником за счет времени, отнятого у семьи. Соответственно, дети и муж испытывают нехватку во внимании и заботе, видя по вечерам уставшую и замученную маму и жену. Возложенные обязанности не удается выполнять на должном уровне в обеих сферах. Повышение статуса в профессии ведет к ущемлению домашних обязанностей, на которые остается слишком мало времени и сил, ведь приходиться все чаще и больше бывать на работе.

Уставшая мама

Несовместимым считается, когда человек не оправдывает ожидания, возложенные на него обществом. Например, вратарь замечен за распитием алкогольных напитков и курением. Спортсмена воспринимают как человека, ведущего здоровый образ жизни, который не подведет и живет тренировками.

Обратите внимание! Несовместимость статусов заставляет индивида страдать. Он чувствует себя ущемленным, неспособным до конца самореализоваться

Испытывает разочарование в собственной жизни, обвиняя в этом себя или окружение.

Состояние несоответствия и неопределенности ведет к депрессивным мыслям и социальному напряжению, способному перерасти в масштабный конфликт. Подобные проблемы затрагивает психология, нацеленная устранить противоречия, внутриличностные и межличностные конфликты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]