Ольга Ткацкая
Игры-занятия для развития мелкой моторики у детей с тяжелой формой ДЦП
Игры — занятия предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; родителей.
Занятия направлены на развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП.
Цель данных игр в том, чтобы познакомить педагогов и родителей с работой по развитию моторики, которая в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления.
Пальчики.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук с помощью грецких орехов.
Раскатывание одной ладонью руки по другой с тыльной и внутренней стороны, сжимание ореха в ладони всеми пальцами, вкатывание ореха между пальцами.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Игры с сухим песком.
Насыпать сухой песок в емкость слоем 7 – 10 см. Предложить ребенку поиграть с песком. Взять песок в руки, высыпать его сквозь пальцы, помять пальцами.
Ребенок хлопает ладошками по песку, водит пальчиками, втыкает пальчики в песок, «топит»
руки в песке.
Берем ситечко из набора, сеем сквозь него песок. Набираем в емкости песок и высыпаем.
Затем педагог закапывает в песке мелкие игрушки и предлагает ребенку найти их.
3. Итог.
— Как интересно играть с песком, тебе понравилось?
Баночки.
Цели.
1. Формирование ручных умений в откручивании и закручивании крышек баночек.
2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий с предметами.
3. Воспитывать терпение.
Материалы:3-4 разных баночек из-под косметических средств с разными предметами внутри: пуговица, камешек, орех, конфета.
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей с ДЦП
ГБОУ Школа 166 ДО «Солнышко»
Комплекс коррекционно – развивающих упражнений
для детей с ДЦП
Подготовила:
Пироговская О.А
Москва 2020
Упражнения направлены на развитие тактильных навыков, мелкой и крупной моторик, хвата, пересыпания, насыпания, соотношение величины и форм.
Главное правило – желание ребенка и наличие свободного времени у родителей. Время занятия примерно 15-20 мин, можно брать несколько упражнений подряд, в зависимости от сил ребенка. Занятия 2-3 раза в неделю. Можно и каждый день,но не более 2-3 упражнений.
Волшебный мешочек:
Цель:развивать тактильно-двигательное восприятие.
Задачи:Коррекционно-развивающие:
- Развивать пространственную ориентацию.
- Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции .
- Развивать координацию движений
- Вызывать чувство радости за свои действия
Понадобится любой небольшой мешочек, наполненный знакомыми ребенку игрушками. Поочередной левой или правой рукой ребенок «ловит» предметы, не заглядывая внутрь. Вытаскивая предмет взрослый описывает предмет, показывая ребенку.
«Найди все сокровища или коробка с крупой».
Цель.Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки.
Описание игры. В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Игровая ситуация: «На дне моря спрятан клад, давай его найдем». Дать ребенку возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков. Когда ребенок вытащит игрушку или предмет рассказать о нем. Также можно предложить различные емкости, детскую посуду, чтобы ребенок смог насыпать крупу.
«Я — художник».
Цель. Учить работать двумя руками, развивать крупную и мелкую моторику, развивать творческие задатки, тренировать координацию рук.
Описание игры. Ребенку предлагается поднос с манной крупой. Показать, как можно рисовать пальчиком по крупе. Рисовать можно все, что захочется.
«Мы — музыканты».
Цель. Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление.
Описание игры. В присутствии ребенка насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить ребенку побыть музыкантом, уточняя, что крупная крупа громче, а мелкая тише.
«Узор»
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений, цветового восприятия.
Понадобится планшет от мозаики. Совместно с ребенком вставить несколько деталей мозаики, формируя узор, а затем предложить натянуть резиночки на шляпки мозаик. Обязательно проследить, чтобы ребенок использовал обе руки.
Если мозаики нет, то допускается использовать картон, кусок пенопласта, пробковой доски со вставленными безопасными иголками (ОБЯЗАТЕЛЬНО КОНТРОЛЬ ВЗРОСЛЫХ). И так же предложить ребенку совместно со взрослым одеть резиночки, составляя узор.
Речевая гимнастика
Рекомендации по проведению речевой гимнастики:
1.Проветрить помещение! В комнате, где проводятся занятия, должен быть свежий прохладный воздух.
2.Занимаемся не раньше чем через час после принятия пищи! Лучше всего на голодный желудок.
- Одежда свободная, которая не стесняет движения.
- Следим за тем, чтобы не возникало напряжения в руках, ногах, шеи, груди.
- Помним, что нагрузка дыхательными упражнениями должна быть дозированной. В противном случае получим такой симптом гипервентиляции легких, как головокружение и другие неприятные ощущения.
- Не заниматься в острой стадии болезней органов дыхания.
Упражнения на формирования воздушной струи.
- «Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
- «Кто дальше загонит мяч»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
- «Паровозик свистит»
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
- «Фокус», «Парашютик»
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
Ватку можно прикрепить к нитке!
- «Фасолевые гонки»
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
- «Чья фигурка дальше улетит?»
На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.
- «Добавь слог»
Педагог произносит 2,3,4 и более слогов. А ребенок каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребенок: «па-па-па-па».
- «Снежинка»
На кончик языка положить «снежинку» (бумажный квадратик) размером 1х1 см и сдуть его, как бы произнося звук «Ф».
- «Шторм в стакане»
Посередине языка положить соломинку для коктейля, конец которой опустить в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила.
- «Волчок»
Направленной струей воздуха раскрутить волчок (или вертушку). Следить, чтобы не раздувались щека. Воздушная струя должна идти посередине языка.
- «Праздничные трубочки-шутки»
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок
- «Мыльные пузыри»
Провести соревнования. Победителем становится тот, кто выдует самый большой пузырь. Или тот, у кого получится больше всего пузырей.
- «Кораблик»
Потребуются таз с водой и бумажные кораблики (или кораблики из скорлупок грецких орехов). Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.
- «Салют»
На соломинку надеть кольцо с новогодним дождиком. Подуть в соломинку, из дождика получается салют.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук.
Раз, два, три, четыре (Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Мы посуду перемыли. (Трут одной ладошкой о другую.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальчика.)
Мы посуду перемыли, (Опять трут одной ладошкой о другую.)
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики, начиная с мизинца.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Так посуду мы помыли.
Цели.
1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий.
3. Воспитывать интерес к новому виду деятельности.
Материалы: емкость с теплой водой высотой 15 – 20 см, небольшие камешки, ракушки, игрушки рыбок.
Что мы делаем не так
«В нашей стране получить честный ответ очень трудно, – считает детский невролог Анна ОСТРОВЕРХОВА. – Родители смутно представляют, каких результатов им ждать от реабилитации, хватаются за каждую возможность показать ребенка “модному” доктору, получить второе (читай: “сто пятое”) мнение, ищут тех, кто обещает поставить ребенка на ноги, порой отдавая последние деньги на чудо-процедуры, волшебные лекарства. Большинство родителей считают, что все зависит от упорства и интенсивности занятий: если активно заниматься, то ребенка можно “вытянуть”, и он будет ходить.
За идеей восстановления ребенка теряется сам ребенок.
Все его детство проходит под знаменем реабилитации, зачастую времени на само детство не остается: бесконечные болезненные и абсолютно неэффективные инъекции ноотропов и витаминов, курсы бесполезного массажа, ЛФК через боль и слезы. Очень часто усилия прикладываются совершенно не в том направлении: проводятся сложные и неэффективные мероприятия, а на простые, но жизненно необходимые вещи не хватает ни сил, ни времени, ни понимания, что эти действия – единственное, что действительно нужно ребенку.
Я вижу детей с тяжелым ДЦП (V уровня по GMFCS), которые всю жизнь «лечатся», получают курсы ноотропов и препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, которым ежемесячно делают массаж. Спустя 10-14 лет у родителей ребенка с тетрапарезом, с сильнейшими контрактурами, со спастическими вывихами /подвывихами бедер, выраженным болевым синдромом, выраженным дефицитом массы тела уже только одна просьба: убрать тонус и контрактуры, чтоб ребенок не мучился от болевого синдрома, чтоб было чуть легче за ним ухаживать. Уже не ждут, что заговорит или хотя бы научится держать голову.
Почему нет таких «запущенных» детей (которых наши родители отчаянно «лечили» всю жизнь) в развитых странах? Что они делают не так, как мы?
Во-первых, родители получают развернутый диагноз с определением уровня моторных и коммуникативных функций ребенка. Во-вторых, зная степень нарушения двигательных функций по шкале GMFCS, врачи определяют реабилитационный прогноз и потенциал ребенка и честно сообщают его родителям, не кормя несбыточные мечты и надежды родителей на полное восстановление ребенка. В-третьих, выбирают адекватные цели реабилитации.
В описанном выше примере ребенку, вероятнее всего, установят баклофеновую помпу для уменьшения тонуса, возможно оперативное лечение для уменьшения боли, родители будут использовать специальные приемы позиционирования для профилактики контрактур, ребенку подберут адекватное питание, он будет проходить профосмотры, включающие рентгенографию тазобедренных суставов. Семье будет оказана психологическая поддержка, родителей обучат альтернативным способам коммуникации с ребенком.
Но это – очередная иллюстрация того, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Да, у ребенка точно так же не будет возможности самостоятельно передвигаться и совершать целенаправленные действия, но он будет адекватного веса, без контрактур, вывихов и болевого синдрома, скорее всего, у него будут силы для невербальной коммуникации, а родителям будет значительно легче ухаживать за ним в подростковом возрасте».
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, (Ребром одной руки стучим по тыльной стороне ладони другой руки.)
Мы морковку трем, трем, (Костями согнутых пальцев растираем ладонь.)
А теперь мы солим, солим, (Имитируем посыпание соли.)
Хорошенько жмем, жмем. (Сжимать и разжимать пальцы.)
2. Рисование пальчиком.
Педагог показывает ребенку горшок с цветком.
— Смотри, у цветочка опущена головка. Наверно он хочет пить. Надо цветочек полить. А как? Из лейки.
Педагог берет игрушечную лейку и поливает комнатный цветок.
— Из лейки вода льется, как дождик. А на этой картинке цветочек тоже поник, опустил свою головку, наверно его давно никто не поливал. Давай нарисуем дождик на нашей картинке, пусть цветочек попьет.
— Покажи, как капает дождик? Постучать пальчиком по ладошке.
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.
Педагог показывает ребенку, как макать палец в краску, и оставлять на бумаге след. Ребенок под руководством педагога рисует цветные точки.
3. Итог.
Молодей! Ты нарисовал дождик и полил цветочки.
Играем в кубики.
Цели.
1. Формирование хватательной функции руки.
2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий с предметами.
3. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.
Материалы: кубики от конструктора маленькие красного цвета и немного больше синего цвета, игрушка машинки, массажная щетка для волос.
Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация)
При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтобы пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтобы колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Также ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук.
Кукла Маша тесто месила, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Тесто месила, печенье пекла. (Хлопки полусогнутыми ладошками.)
Всем гостям дала: (Загибание пальчиков, начиная с мизинца.)
Зайке дала, лисичке дала,
Белке дала, мишке дала,
А злого волка прогнала. (Погрозить указательным пальцем.)
2. Упражнение с соленым тестом.
Педагог ставит на стол тесто большего куска.
— Вот какое тесто замесила кукла Маша. (Дает тесто ребенку в руки, чтобы он его помял.)
Вот так тесто кукла месила.
Расплющить тесто на столе ладонями, а затем пальчиками придавить, кончиками пальчиков сделать точки. Смять снова в кусок. Педагог делит тесто на три куска, один берет себе, другой – ребенку.
— Будем лепить печенье. Бери кусочек в ладошку и катай шарик. Теперь шарик придави ладошками. Получилось печенье. Теперь мы его украсим. Отщипываем маленькие кусочки теста от другого по цвету куска. Катаем пальчиками маленькие шарики и вдавливаем в «печенье»
. Из оставшегося куска можно скатать колбаску и сделать колечко. По мере необходимости педагог помогает ребенку.
3. Итог.
Тебе понравилось лепить из теста? А что ты слепил? Кого угостишь печеньем?Он тебе скажет: «Спасибо!»
Солнышко.
Цели.
1. Формирование ручных умений: прицеплять прищепки.
2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи и действиях взрослого.
3. Воспитание чувства радости от правильно выполненного задания.
Оборудование и материалы: 6-7 прищепок, заготовка солнышка без лучиков.
Учебная зона
Перед началом обучения важно выбрать правильную позу ребенка и зафиксировать ее. Поза должна быть естественной, чтобы не нагружать мышцы и суставы, но при этом позволять ребенку оставаться активным на максимально возможном для него уровне. Ноги должны опираться на твердую поверхность: пол или специальную подставку. Колени, голеностопный и тазобедренный суставы должны находиться под углом 90 градусов.
Подставка под ноги с регулировкой высоты и наклона за 1400 рублей
Правильное положение ребенка за письменным столом предотвращает деформацию суставов и формирование вторичных нарушений — например, сколиоза или вывиха суставов. Если ребенок удобно сидит и хорошо зафиксирован, ему не нужно отвлекаться на то, чтобы поддерживать свое тело, и он может сконцентрироваться на занятиях.
Парта. Парта или стол не должны быть большими, чтобы ребенку не приходилось тянуться к дальним предметам. На столе должны помещаться лампа, подставка для книг и письменные принадлежности. Подставка для книг должна быть устойчивой, а лампу и стаканчики для канцелярии можно повесить на стену, чтобы они нечаянно не упали, — но только если ребенку это удобно и он до них дотянется. Если ребенок передвигается на коляске, ему нужен стол, который регулируется по высоте.
Перфорированная панель из Икеи за 900 рублей, на которую можно повесить стаканчики с карандашами
Стул. Если ребенок не пользуется коляской, ему пригодятся растущий стул, тазовые фиксаторы и жилетки, которые удерживают корпус от заваливания в сторону. Когда ребенок не удерживает себя руками, он может ими что-то делать: писать, рисовать или собирать пазл.
Стул для занятий за 31 000 рублей регулируется по глубине сиденья, высоте и наклону спинки, подлокотников и подножки. Он оснащен страховочными ремнями и валиком для разведения ног
Компьютер. Стационарный компьютер может загрузить зону, лучше выбрать моноблок: он устойчивый, с большой диагональю и занимает мало места. Ноутбук подходит меньше: его нужно ставить близко к глазам, а непроизвольные движения руками приводят к лишним нажатиям на клавиатуре. У моноблока клавиатуру можно убрать совсем и пользоваться только мышкой.
Моноблок Леново за 23 000 рублей с диагональю 19,5 дюйма, угол наклона экрана регулируется. Можно спрятать провод питания за стол и купить беспроводную мышку и клавиатуру
Освещение. Рабочая зона должна быть хорошо освещена, чтобы ребенок всё видел и мог сконцентрироваться. Настольная лампа нужна такая, чтобы ребенок мог сам ее включать и выключать, например сенсорная.
Сенсорная настольная лампа за 1055 рублей с тремя уровнями яркости
Если у ребенка снижено зрение, рабочую зону можно сделать контрастной: добавить яркие предметы или цветной скотч.
К столу можно дополнительно прикрутить якорь — деревянную или прорезиненную ручку. Она пригодится, если ребенок выполняет задания одной рукой, например, пишет или рисует. В это время вторая рука из-за гиперкинеза может находиться в движении и, чтобы избавиться от дисбаланса, ребенок может ухватиться за якорь.
Ручки «Якорь» разной формы, с поддержкой и креплениями по цене от 28 000 до 40 000 рублей
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук.
Упражнение «Мастер шкафчик мастерил»
.
Мастер шкафчик мастерил, ровно досочки пилил.
(Поставить ладонь ребром и «пилить»
по поверхности другой ладони.)
Молотком по ним стучал, точно гвозди забивал.
(Сжать руку в кулак и слегка стучать по ладони, по пальцам.)
Дверки сделал.
(Соединить боковые поверхности больших пальцев, раскрывать и закрывать «дверки»
.)
Ключик сделать он не смог.
(Соединить пальцы обеих рук в «замок»
, большие пальцы друг с другом и спрятать их внутрь
«замочка»
.)
2. Упражнение с чудесным мешочком.
Педагог показывает ребенку мешочек, дает его потрогать, рассмотреть.
— Сейчас мы будем прятать в мешочек разные предметы.
Ребенок берет по одному предмету, называет его и опускает в мешочек, педагог помогает.
— Это массажный мячик, он маленький и колючий. Это зайчик, он мягкий пушистый теплый. Это ложка, она гладкая холодная. Это кубик, у него есть углы.
— Все предметы спрятались в мешочке, их теперь не видно. (Педагог встряхивает мешочек.)
Опусти ручку в мешочек и найди в нем мячик.
Ребенок нащупывает предмет, старается узнать его и вынимает. Педагог одобряет его похвалой. И так все предметы.
3. Итог.
— Тебе понравилось играть с мешочком? Трудно было находить предметы в мешочке? Молодец, ты старался и нашел все предметы правильно.
Занятие 14. Домик для зайчат.
Цели.
1. Развивать двигательные реакции (хлопать в ладоши, наклонять голову в стороны)
.
2. Коррекция мелкой моторики на основе словесных указаний и показа взрослого.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между ребенком и взрослым.
Оборудование: игрушка зайца, запись плясовой мелодии, 2 кубика и треугольная призма из строительного набора, замочек.
Игровая зона
Игровая зона ребенка должна быть создана с учетом функционального уровня:
- дети с первым уровнем могут ходить, бегать и прыгать;
- со вторым — ходят, но не могут оторвать ноги от опоры, например подпрыгнуть;
- дети с третьим уровнем могут сидеть и ползать;
- четвертый уровень — дети, которые могут сидеть только с опорой и не удерживают позу без фиксатора;
- пятый уровень — лежачие больные.
У ребенка 1 – 2‑го уровней игровая зона будет такой же, как у здорового ребенка: мягкие ковры для игр на полу, полки и стеллажи с книгами, игрушками на доступной высоте. Контейнеры с игрушками следует разместить на полу, чтобы было удобно доставать игрушки и не было риска уронить коробку на себя.
Если у ребенка слабый захват или нарушена координация рук, можно заменить ручки у комода и шкафа на утолщенные — так будет удобно открывать ящики. Острые углы по возможности нужно демонтировать или прикрыть защитными насадками.
Если ребенок не передвигается сам, на полу должно быть как можно меньше мягкого покрытия — чтобы колеса коляски не буксовали и не путались. Провода нужно спрятать в кабель-каналы. Также можно постелить мягкие напольные пазлы. Их легко убирать, они собирают меньше пыли, чем ковер, и смягчают падения.
Иногда в игровой зоне дети играют лежа и полулежа, тогда на полу в этом месте можно оставить мягкий коврик. Еще могут пригодиться большие мягкие кубики: можно опираться на них, складывать на них предметы, до которых нужно дотянуться, или ставить кубики друг на друга.
Если ребенок играет сидя, нужно следить за его осанкой и положением тела. Например, в позе W, или лягушки, суставы находятся в неправильном положении и есть риск вывихнуть тазобедренный сустав. Чтобы такого не было, под таз кладут клиновидное сиденье — его можно свернуть из махрового полотенца.
Клиновидная ортопедическая подушка для сидения за 2100 рублей