Заниженная самооценка у ребенка или завышенная? Как исправить положение? Ответы здесь


Формирование самооценки у ребенка

Низкая самооценка ребенка делает его очень ранимым и чувствительным. Такие дети часто попадают в неловкие ситуации. Именно эта черта характера становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Некоторые родители так хотят вырастить послушного ребёнка, что воспитывают нерешительных и закомплексованных детей. Таким детям сложно достичь успеха в жизни, ставить перед собой цели и идти к ним. Они думают, что ничего не смогут и не верят в свои силы. Чтобы такого не произошло, нужно изменить отношение к процессу воспитания. Формирование самооценки ребенка – очень важная операция.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Признаки завышенной самооценки

Распознать человека с завышенной самооценкой довольно просто. Достаточно просто какое-то время пообщаться с ним. Таким людям свойственно:

  • высокомерное, надменное отношение к другим людям;
  • уверенность в своей правоте («есть два мнения: одно моё, другое – неправильное»). Для человека с завышенной самооценкой не существует никаких авторитетов, признать чужую точку зрения не представляется ему возможным;
  • полное отсутствие самокритики, критика же со стороны воспринимается болезненно, с обидой, часто даже агрессивно;
  • стремление постоянно быть лидером, лучшим во всём (среди друзей, родственников, коллег). Если кто-то рядом оказался в какой-либо сфере успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов, а нередко даже становится врагом. Признать собственную слабость, некомпетентность, неудачу просто немыслимо. При этом характерно, что такой человек переоценивает свои возможности и часто берётся за дела, которые ему изначально просто не потянуть. Неудача повергает его в ступор и вызывает раздражение, агрессию;
  • навязывание своей точки зрения, даже если ей никто не интересовался;
  • постоянное желание всех поучать и авторитетно делиться опытом, даже в тех случаях, когда это не требуется;
  • «якание» в разговоре. О чём бы ни шла речь, человек с завышенной самооценкой всегда сведёт беседу к обсуждению себя. Он очень любит говорить и при этом совершенно не умеет слушать. У собеседника во время общения возникает чувство, что его просто используют в качестве слушателя монолога, при этом встречные реплики не приветствуются и вызывают явную скуку;
  • обвинение других в своих проблемах и неудачах. Такой человек никогда не признает, что не смог справиться с задачей, всегда найдется оправдание и другой виновный.

Виды самооценки у детей

Выделяют 3 вида самооценки: нормальная, завышенная и заниженная.

  1. Нормальная. Ребенок адекватно себя оценивает и его поведение выражается в следующем:
      нет страха пробовать новое;
  2. может найти решение проблемы самостоятельно, но если не получается, умеет обратиться за помощью;
  3. признаёт свои ошибки и исправляет их;
  4. нормальная коммуникация со сверстниками.
  5. Завышенная. Ребёнок переоценивает свою значимость. Завышенная самооценка выражается в:
      эгоцентризме;
  6. болезненном восприятии критики;
  7. привлечении внимания любым способом;
  8. агрессии в общении со сверстниками, желании унизить других.
  9. Заниженная самооценка характеризуется:
      тревогой и неуверенностью в себе;
  10. стеснительностью;
  11. недоверчив остью и страхом быть обманутым;
  12. замкнутостью и обидчивостью;
  13. негативным настроением.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Откуда же берётся завышенная самооценка?

Как и большинство проблем, завышенная самооценка чаще всего «родом из детства». Нередко ей подвержен единственный ребёнок в семье, которому ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Он один, а значит, самый лучший, самый красивый, самый умный. У таких детей бывают изначально завышены представления о себе. Кроме того, на развитие самооценки влияет неправильное воспитание по типу «кумир семьи» – чрезмерное восхищение всеми, даже самыми незначительными действиями своего чада, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство любым желаниям и прихотям ребёнка. Всё это формирует у маленького человека уверенность в собственной исключительности. Как ни странно, причинами завышенной самооценки являются также: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы. Во взрослом возрасте причиной может стать какое-либо серьёзное душевное потрясение, условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе), нередко люди, обладающие привлекательными внешними данными, подвержены завышенной самооценке.

Особенности самооценки детей

Особенности формирования самооценки у детей зависят от возраста. Поэтому маме с папой нужно следить за изменениями в поведении малыша.

У детей дошкольного возраста самооценка иногда бывает высокой. Это связано с тем, что малыши только учатся оценивать себя. А под восторженные возгласы родителей сложно сделать это адекватно. Если родители найдут золотую середину между комплиментами и руганью, самооценка их сына или дочери придёт в норму.

В младшем школьном возрасте большую роль в формировании самооценки имеет учебно-воспитательный процесс. Окружение малыша меняется, и самооценка меняется вместе с ним. Также большое значение имеет успеваемость. Ведь раньше его работу никак не оценивали, а теперь есть оценки, баллы или звездочки, которым нужно соответствовать.

В среднем школьном возрасте дети привыкли оценивать себя адекватно. Они взрослеют, учатся анализировать своё поведение. Но в то же время есть риск образования низкой самооценки. Потому что ребенок превращается в подростка, и у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, семьёй.

В старшем школьном возрасте низкая самооценка – обычное дело. В это время происходит множество событий: подготовка к экзаменам, первая любовь, вхождение во взрослую жизнь, страх перед будущим.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

«Слепите» малышу здоровую самооценку!

Самооценка зарождается чуть ли не с первых месяцев жизни, ведь даже среди годовалых детей легко выделить лидера или неуверенного скромного малыша. «Слепить» адекватную самооценку ребенок сам не сможет, потребуется ваша помощь. Не надо принимать никаких специальных мер, нужно просто доверять малышу, верить в него, но не захваливать.

Большая часть детей младшего возраста имеют немного завышенную самооценку. «Вася самый умный»!, «Танечка самая красивая!» — твердят каждый день родители. И малыш верит, и это неплохо, только до определенного времени. Пока карапуз маленький, все крутится вокруг него, так и должно быть, это чувство защищенности и поддержки ребенок усвоит на всю жизнь.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Детские комплексы: причины и способы борьбы». Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

Но чем старше кроха, тем реальнее он должен оценивать свою личность. Вы же не хотите вырастить эгоиста, который занимается исключительно самолюбованием? Тогда относитесь к сыну или дочке так, как они этого заслуживают, реально оценивайте их заслуги, не преувеличивайте вину за проступки.

Осторожнее в оценках! «Ты у меня девочка не худенькая», «Умом не блещешь, зато спортсмен талантливый». Вы скажете и забудете. А ребенок на всю жизнь запомнит, что он толстый или глупый. Да, именно так! Дети все воспринимают буквально!

Заниженная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

  1. Найдите занятие, которое хорошо у него получается. Чтобы он видел свои результаты, введите систему, по которой малыш бы получал грамоты или призы.
  2. В течение дня записывайте достижения ребенка. Например, помог приготовить ужин, прибрал комнату, получил хорошую оценку в школе. А перед сном зачитайте список.
  3. Разрешите ему самостоятельно принимать небольшие решения. Это может быть выбор одежды или завтрака. Пусть он видит, что может влиять на собственную жизнь.
  4. Чаще говорите ему, что любите. Окружите заботой и вниманием. В данном случае моральная сторона вопроса очень важна. Без вашей поддержки малыш не справится.

Чем опасна такая самооценка


Нередко завышенная самооценка приводит к одиночеству

  1. Человек, который не может адекватно оценивать свои силы, берет задачи, которые не способен выполнить. Вследствие этого срываются рабочие проекты, что приводит к деградации на профессиональном поприще с последующим разрушением карьеры.
  2. Личность, которая не обращает внимания на других людей, пренебрегающе к ним относится, оскорбляет, со временем разрушает возможные социальные связи, регулярно является участником конфликта.
  3. Такой человек считает себя совершенным, поэтому не занимается саморазвитием. Это приводит к профессиональной, а также и личностной деградации.
  4. Так как он не способен адекватно реагировать на критику, то ведет себя агрессивно по отношению к тому человеку, который ее высказывает.
  5. Может начаться психоэмоциональное истощение, что приведет к развитию невротических и психических расстройств.

Завышенная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

  1. Соблюдайте меры в комплиментах. Излишнее одобрение негативно отразится на поведении малыша.
  2. Научите ребенка уважать чужое мнение. Пусть он поймёт, что его точка зрения может не совпадать с чужой, и это в порядке вещей.
  3. Иногда в разговоре руководствуйтесь конструктивной критикой. Ребенок должен понимать, что все совершают ошибки, что следует учитывать последствия своих проступков.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Причины заниженной самооценки

К основным причинам возникновения заниженной самооценки относят оценку и влияние родителей в детском возрасте, принятие оценочных мнений окружающих людей как объективную реальность, придание значимости какому-нибудь делу, в котором вы одержали поражение, завышенный уровень притязаний.

Самооценка личности, как многое другое, начинает свое формирование с раннего детства. В данном периоде малыш пока не может самостоятельно оценивать свои поступки и действия, поэтому мнение о себе он составляет посредством внушения ближайшего окружения, в основном при помощи родительских реакций на все его действия и поступки. Не уделяя детям любви, внимания и ласки родители в них зарождают заниженную самооценку. Постоянная критика в адрес малышей, чрезмерная требовательность к ним обязательно отражается на всей их дальнейшей жизни. Беспрерывная критика от значимых для детей фигур приводит к весьма низкой степени самоуважения. Ребенок привыкает к постоянной критике и воспринимает ее как норму. Поэтому подрастая, он уже не будет требовать к себе лучшего отношения.

Еще одной причиной заниженной самооценки, которая берет свое начало из детства, является использование в воспитании родителями «тарани долженствований». Чрезмерное использование данного метода воспитания может вызывать у детей чувство огромной ответственности, впоследствии которое приводит к эмоциональной скованности. Часто взрослые говорят: «Твой отец уважаемый человек, поэтому ты должен себя вести как он». В подсознании малыша формируется эталонная модель, воплощая которую, он станет хорошим и идеальным, однако т.к. она не осуществляется, появляется несоответствие между идеалом и имеющейся реальностью.

Детские заболевания или внешние дефекты также могут внести негативный вклад в развитие самооценки. Больной ребенок или ребенок с недостатками внешности ощущает себя не таким как окружающие. Если в детском возрасте над его дефектами насмехались сверстники, непрестанно напоминая ему об их существовании, то у такого ребенка обязательно будет низкая самооценка.

Вне зависимости хорошего или плохого выполнения задания всегда находятся люди, которые будут критиковать. Если человек будет принимать все без исключения высказывания окружающих на веру, то обязательно это отразится на его самооценке.

Люди с заниженной самооценкой личности характеризуются устойчивым приданием большой значимости некоторым событиям или считают себя заведомо проигравшими в сравнении с другими. Это рушит их уверенность в себе и личном потенциале, ведет к утрате чувства личного достоинства, что, в конечном итоге, приводит к заниженной самооценке.

Часто индивиды по незнанию определяют для себя с целью достижения, настолько завышенные цели и очень короткий период времени для осуществления, что их реализация является практически нереальной. После того, как они не достигают этих целей, у них значительно ухудшается самооценка. Индивид перестает верить в личный потенциал, разочаровывается в собственных силах и прекращает совершать любые попытки для воплощения в жизнь своей мечты.

Как сформировать адекватную самооценку

Некоторые родители спрашивают, как повысить самооценку ребенку. Для этого есть несколько советов. И помните, самооценка ребенка дошкольного возраста мало чем отличается от самооценки подростка. К ребенку любых лет нужно подходить с заботой и вниманием.

  1. Приучите ребёнка замечать хорошее. Например, играйте с ним в такую игру. Вечером попросите его вспомнить 5 хороших вещей, которые произошли с ним за день. Это необязательно должно быть что-то крупное. Хватит и вкусного обеда в школе или пятёрки за контрольную. Таким образом, ребёнок заметит, что в его жизни есть место хорошим событиям.

    особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

  2. Дайте ребёнку свободу выбора. Если малыш будет проявлять самостоятельность, он поймёт, что многое в его жизни зависит от него самого. Советуйтесь с ним в мелочах: что приготовить на ужин, на какой фильм сходить в кино. Но не путайте свободу выбора и вседозволенность. Решения в главных вещах должны принимать родители.
  3. Перестаньте ругаться. Правильно говорят, что словами можно ранить. Если у вас с ребёнком произошёл конфликт, не нужно обвинять его и давать волю ярости. Лучше успокойтесь и обсудите проблему. Не стоит употреблять слово «виноват(а)». Заменит его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой проступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
  4. Не требуйте от ребёнка больше, чем он может сделать. Соизмеряйте возраст ребёнка, его возможности и свои желания. Пятилетняя кроха не сможет присмотреть за младенцем, а подростку это удастся. Если ребёнок не сможет что-то сделать в силу своих лет, он расстроится, будет думать, что ни на что не годен. Хотя на самом деле ему просто нужно подрасти и подучиться.

    особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

  5. Научите ребёнка говорить «Нет». У некоторых взрослых людей есть проблема в том, что они не могут отказать другим. Они всегда со всеми соглашаются, потому что у них слабая воля и нет твёрдого характера. Чтобы ваш малыш не стал таким же, с самого детства научите его отказывать людям, если это необходимо, и отстаивать границы личного комфорта. Нужно объяснить ребёнку, что если он отказывает людям, это не значит, что он плохой. Разъясните ему, что существует разница между «сдержать обещание» и «постоянно со всеми соглашаться». Сын или дочь должны осознать, что сначала нужно оценить ситуацию, рассчитать свои силы и время, обдумать последствия, а уже потом дать ответ.

«Царь, просто царь»!

Так в шутку представляется пятилетний Ваня, наш маленький гость. У окружающих самовлюбленность малыша вызывает улыбку, но сам-то мальчик нисколько не шутит. Он требует от родителей самого лучшего, самого дорогого, стремится всегда быть первым.

Таким он стал после рождения младшего брата и теперь вынужден ежедневно доказывать родителям, что он ЛУЧШИЙ! Лучше ест, уже ходит в садик, лучше одевается, чем младший братишка. Нормальным такое соперничество не назовешь, ведь родители только поддерживают Ванину «веру в себя». Так они стараются компенсировать ему недостаток внимания.

И зря, наверное. Самовлюбленный парнишка то и дело «получает» в садике от ребят, у него нет друзей. Чем еще грозит малышу завышенная самооценка? И как понять, как относится к себе самому ваш ребенок?

Уровни самооценки:

Адекватная – высокая самооценка: Я такой как все!

Ее не стоит путать с завышенной, это именно высокая, оптимальная самооценка. Такой малыш любознателен в меру, жизнерадостный и общительный, открытый, ведет себя в обществе непринуждённо. Он прислушивается к взрослым, не конфликтует со сверстниками.

Если вы никогда не задавались вопросом – какая самооценка у вашего малыша, то она именно такая, нормальная. Она позволяет ребенку гармонично развиваться, и в эмоциональном, и в интеллектуальном плане.

Завышенная самооценка: Я Лучше всех!

Таких детей сложно не заметить на детской площадке или в классе, они более развиты физически, стремятся к максимальному познанию, всегда пытаются «быть хорошими», угождают взрослым. Такие малыши часто берутся за новые дела, но их импульсивность мешает им их закончить.

Если у ребенка завышена самооценка, то он очень капризный, требовательный, обидчивый и конфликтный. Он пытается обратить на себя внимание любыми способами. Не приемлет критики, среди детей сразу занимает позицию лидера.

Заниженная самооценка: Я хуже всех!

Такая самооценка даже опаснее, чем завышенная, она мешает развитию ребенка. Малыш неактивен и очень скромный, ранимый, нерешительный. И если в детстве он рискует в одиночку рисовать мелом или строить домики, то во взрослой жизни такая самооценка не даст ему реализоваться ни в карьере, ни в семье.

Он будет тревожным подростком, который не верит в себя и боится всего нового. И если вы не хотите, чтобы в коллективе его считали неудачником, изгоем и плаксой, то пора принимать меры!

Симптомы низкой самооценки

Как правило, людей, неуверенных в себе, легко распознать по внешним признакам. Обычно у них проявляются следующие качества.

  • Постоянная нерешительность, которая связана с боязнью допустить ошибку.
  • Страстное желание угождать, чтобы влиться в коллектив и ощущать принадлежность к группе.
  • В то же время проявляется враждебность по отношению к окружающим и зависть к чужим успехам.
  • Патологическая ревность. Причем деструктивные чувства могут возникать не только по отношению к партнеру, но и к друзьям.

Также низкую самооценку выдает манера речи. Как это проявляется?

  • В разговоре могут проскальзывать нотки негативного мировоззрения и пессимизма.
  • Чрезмерная самокритика. Человек постоянно упоминает о своих недостатках и о том, что не удовлетворен собой.
  • Люди с заниженной самооценкой в разговоре занимают оборонительную позицию и всегда ищут оправдания своим действиям даже без явных причин. Обычно это выглядит как оправдание перед самим собой.
  • Прослеживается зависимость от мнения окружающих и негативное отношение к критике в свой адрес. Причем даже любая фраза собеседника может интерпретироваться как претензия или оскорбление.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]